Святыни россии щит и герб 1 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

Цель: Познакомить учащихся с символами нашей Родины.

  • Обеспечить усвоение учащимися понятия о символах России, их роль в нашей жизни; познакомить учащихся с главными символами государства гербом, флагом, гимном.
  • Способствовать развитию: устной речи, мышления, умение сравнивать, обобщать, классифицировать.
  • Воспитание патриотизма и гражданственности учащихся начальных классов, чувство гордости за свою страну.
  • Прививать любовь к своей Родине.

Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний

Оборудование: Учебник, тетрадь “Учимся думать и фантазировать” мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу, презентация в Power Point, иллюстрации с изображением герба и флага России, Гимн Российской Федерации, тесты.

I. Организационный момент.

II. Речевая разминка.

Речевая разминка (дополни предложение).

- Наша Родина…(Россия).
- Столица России… (Москва).
- Степи, озёра, леса и поля – всё это наша …(родная земля).

III. Проверка домашнего задания.

- Мы называем нашу страну Россия, Родина.
- Как мы можем назвать нашу страну ещё …

(Россия, Отчизна, Родина, Отечество, Российская Федерация).

- Наша Родина, наше отечество – матушка Россия.

- Почему страну мы называем отечеством?

Отечеством зовём её потому, что испокон веков жили на этой земле наши отцы и деды.

- Почему страну мы называем Родиной?
- Родиной зовём её потому, что здесь родились, всё вокруг для нас родное.
- Почему страну мы называем матушкой?
- А матушкой – потому, что она выкормила, вырастила, выучила языку и как мать защищает и бережёт нас.

- Россия – необъятная страна. Её площадь составляет 17 мил кв. км.

А если мы полетим с запада на восток, то будем в пути около 12 часов, пролетев над просторами России 10 тыс. км.

Игра “Полетаем на самолёте”

- Вот она, какая Россия – Русь, широкая и великая!
- Как вы думаете, какова численность населения нашей страны?

(Население России составляет более 150 миллионов человек).

- Как называют людей, живущих в нашей стране?

Всех людей, живущих в нашей стране, можно назвать россиянами. Но национальности у них разные. Россия многонациональное государство. В ней проживают больше 100национальностей и народностей.

- Перечислите народы живущие на территории РФ.

(Русские, чеченцы, ингуши, татары, чукчи, якуты, туркмены, евреи и.т.д. Наше государство называется Российской Федерацией – объединение многих республик, краёв и областей).

Работа в группах. Собери пословицу, объясни смысл.

- Нет в мире краше Родины нашей.
- Родина – мать, умей за неё постоять.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Москва – всем городам мать.
- Учитель: Ребята, что такое “символ”?

IV. Подготовка к работе на основном этапе

(Голубь, красный крест, берёзы, матрёшки).

- Как, одним словом назвать эти предметы? (Символы – знаки).

Символы делятся на три группы

1 – народные символы, 2 – международные символы, а третью группу символов вы хотите узнать?

Работа с учебником стр. 69. чтение.

V. Изучение нового материала.

1. Вы наверное уже догадались о чём мы сегодня будем беседовать на уроке? (О гербе, флаге гимне нашей страны).

- Тема нашего урока Символы нашей Родины.
- Зачем нам нужно изучать эту тему?

- Какие государственные символы вы знаете? (Герб флаг).
- Что такое символ?

Символы – это условные знаки или изображения.

- Что относится к государственным символам любой страны?

(Государственный Герб, Государственный Флаг и Государственный Гимн).

- Вы видели Государственные символы России? Где?

Только в XX веке во всём мире установилась обязательная традиция – каждой стране иметь свои герб, флаг и гимн.

Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну – это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным.

1 ученик.

- Государственный герб России красив и величав.

На золотом фоне герба изображён двуглавый орёл, увенчанный сверху большой короной обвитой лентами.

На голове орла малые короны. В лапах он держит символы власти – скипетр ( жезл) ( справа) и державу (золотой шар с крестом) (слева). На груди орла ( в центре) герб России.

2 ученик.

- Орел символизирует сильное и независимое государство, свободных и гордых, как птица, людей, живших в нём. Две головы показывают на особое положение России на земном шаре: часть её находится в Европе, часть в Азии. Великое будущее нашего народа подчёркивают крылья орла поднятые в верх. На груди орла на красном шиите – всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьём – змея. Змей – это зло, болезни, голод, что может угрожать людям. Воин Георгий Победоносец, убивает змея, помогает людям жить счастливо.

3. Работа в парах. Чтение стихотворения о гербе.

У России величавой
На гербе орёл двуглавый,
Чтоб на запад на восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный

- Где можно увидеть герб?

Ветер по морю гуляет (шагаем)
И кораблик подгоняет (машем руками)
Он бежит себе в волнах (бег на месте)
На раздутых парусах (дуем).

Дети посмотрите внимательно на кораблик .

- Что развивается на корабле? (Флаг).

VII. Изучение нового материала.

- Флаги бывают разные: военные, торговые, государственные.
- Своим рождением российский флаг обязан Петру I, это было в 1705 году.
- 22 августа – День Государственного Флага РФ.

5. - Как мы должны относиться к флагу?

- Что символизируют цвета флага?

Белый – воздух,
Синий – вода,
Красный – огонь;

6. - Подошла очередь поговорить о главной песне страны – гимне.

“Гимн” – слово греческого происхождения, оно означает “торжественную, хвалебную пеню”.Гимн имеет огромное значение для своего народа как в прошлом, так и в настоящем.

- У гимна тоже своя история, с которой вам ещё предстоит познакомиться. Текст нового гимна принадлежит известному советскому писателю С.В.Михалкову (р. 1913г.), а музыка – композитору и дирижёру А.В.Александрову (1883-1946гг )

А теперь я предлагаю послушать Государственный гимн России.

(Повторение правил поведения во время гимна. Учащиеся слушают Государственный гимн России).

- Главой нашего государства является Президент,
который избирается гражданами для руководства страной.

способствовать формированию уважения к подвигу, к истории Отечества и христианским ценностям; развитию исторической памяти, познавательной активности.

Задачи для педагога:

1) познакомить учеников младших классов с яркой исторической личностью Георгием Победоносцем;

2)рассказать о чудесах, связанных с именем Георгия Победоносца;

3)привлечь внимание подрастающего поколения к истории Христианства;

4)сохранять и развивать традиции служения Родине и Православию;

5)выявлять и поддерживать художественно и литературно одарённых детей.

Духовный подвиг, воины Христовы, воинская доблесть, ратный подвиг, герб

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Личностные: самоопределение - принимать и осваивать социальную роль обучающегося; смыслообразование – осознавать значение учебной деятельности и личностный смысл учения .

Регулятивные: планирование - выполнять задания в соответствии с поставленной целью, ориентироваться в конструкции и системе навигации учебника.

Познавательные: общеучебные - выделять и формулировать познавательную цель; предметные - понимать, что такое духовный мир, воинская доблесть, ратный подвиг, оценивать смысл христианских ценностей, как иерархической системы,приведение соответствующих примеров; логические - подведение под понятие на основе выделения существенных признаков.

Коммуникативные: инициативное сотрудничество - рассказывать о святом воине с опорой на материалы учебника и собственные представления.

Формы организации, методы, приёмы работы

Методы и приёмы: наглядный, словесный, практический, объяснительно-иллюстративный, методы стимулирования к обучению, методы контроля и самоконтроля.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран,

Наглядно-демонстрационный материал слайд-презентация, карточки с заданиями , иконы, георгиевские ленты

I этап. Самоопределение к деятельности

формирование ценностного отношения к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности на уроке.

Учитель встречает и приветствует обучающихся и гостей

Дети под музыку входят в класс

коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам

I этап. Целеполагание

актуализировать знания, пробудить познавательный интерес, помочь определить направления в изучении темы.

«Россия, Русь, куда я не взгляну…,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы,
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у мутной воды,
Люблю навек, до вечного покоя.

Россия, Русь! Храни себя, храни!
(Николай Рубцов).

2. Вступительная беседа

- Многие из вас, ребята, уже были в храме Божием и видели там множество икон, на которых изображены Спаситель, Богородица, святые угодники. Сегодня мы поговорим с вами о святом, которого чаще всего изображают в воинском снаряжении, верхом на белом коне, с копьём, убивающим дракона.

Под копытом – дракон,

Копьё вонзается в пасть!

На помощь спешит согрешающим он

И тем, кто в грех может впасть!

- Может быть, кто-то из вас знает имя этого святого воина?

- Кто догадался, какова тема нашего урока?

Должен ли человек знать про героев старины минувшей? Почему? У нас вопрос помощник. На какие бы вопросы вы хотели получить ответ сегодня на уроке?

Дети отвечают на поставленный вопрос (Георгий Победоносец)

Дети формулируют тему

Дети формулируют вопросы по теме занятия

Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы и познавательной цели.

Предметные: расширение кругозора и культурного опыта школьника.

Личностные: взаимодействие с участниками учебной деятельности.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Ребята вопросов было много, все они интересные. Кто из вас сможет ответить на поставленные вопросы? Достаточно ли у вас знаний, чтобы ответить на все вопросы? Вы хотели бы узнать больше о святом Георгии Победоносце?

2.Инсценировка событий, посвященных подвигу Георгия Победоносца.

Георгий Победоносец происходил из знатного рода. За свою веру он был заточён в темницу на 30 лет. Но произошло чудо – богатырь освободился и поехал выручать своих сестёр, которые находились в неволе, пасли диких зверей, волков. Сами девушки были грязные, нечёсаные.

Но брызнул на них Георгий чудесной водой, и они стали здоровые и красивые.

Волки признали его своим хозяином. Все животные, увидев, какой силой обладает богатырь, признали его своим повелителем.

Змей не хотел с этим мириться и стал бороться с богатырем, и был убит Георгием Победоносцем.

Змей в народных сказаниях – это злые силы, которые мучают, обманывают людей. Сейчас мы покажем эту легенду.

Пойдем девочки во луга-лужочки,
Завивать веночки
На годы добрые,
На жито густое,
На ячмень колосистый,
На гречиху черную,
На капусту белую.

Будете пасти волков лютых, да ухаживать за гадами ползучими.

Вынимал Георгий саблю острую,
Нападал храбро на стадо змеиное.
Ровно три дня и три ночи
Рубит, колет стадо змеиное.

И победил Георгий злую силу в виде змия, и народ стал считать его покровителем зверей, хранителем домашнего скота.

Кто - нибудь из детей сможет ответить на некоторые вопросы

Регулятивные: сохранять заданную цель, способность к организации, планированию различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой).

Коммуникативные: умение высказывать собственную точку зрения, организовывать совместную деятельность, деловое сотрудничество, проводить ролевые игры, объяснять и доказывать свой выбор и выполняемые действия; развивать способность к связной логически целесообразной форме речи.

Познавательные общеучебные: умение анализировать информацию, моделировать символ мира, составлять устные высказывания, структурировать полученные знания, адекватно оценивать свои действия, умение работать со схемами и моделями, установка на поиск решения проблем.

Личностные: готовность и способность к саморазвитию и самообучению, самоконтролю и самооценке; умение осуществлять учебную деятельность и взаимодействие с её участниками; понимание особой роли Росси в мировой истории; воспитывать чувство гордости за национальные достижения, уважительное отношение к своей стране и её истории, любовь к родному краю, городу, школе и семье, гуманное отношение и толерантность к людям. Понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе и обществе.

Предметные: осознание целостности окружающего мира, умение обнаруживать и устанавливать элементарные связи и зависимости в обществе; расширять знания о нашей стране – России; формировать умение использовать полученные знания в продуктивной и преобразующей деятельности; расширять кругозор и культурный опыт школьника; формировать умение воспринимать мир не только рационально, но и образно; овладевать методом наблюдения и исследования.

III этап. Основной этап

1. Беседа о гербе и щите

Святой Георгий почитается на Руси как покровитель русского воинства. Его изображали на княжеских печатях и монетах.

- А сейчас, заглянем в чудесный мешочек, что же там лежит?

- Рассмотрите изображение копейки, что на ней изображено?

- Почему она называется копейка?

Где вы еще могли видеть изображения Георгия Победоносца?

- 6 мая - Русская Православная Церковь совершает память святого великомученика Георгия, покровителю Русской земли, небесного покровителя русского православного воинства и столицы России – Москвы.

Мы празднуем 9 мая Победу, а война закончилась раньше, 6 мая, на Георгия Победоносца. Господь избрал командующего армией - победительницей маршала Георгия Константиновича Жукова, хотя были не менее заслуженные. Но Георгий Жуков отличался тем, что он имел глубокое религиозное чувство, был благоговейным человеком и всю войну провоевал с иконой – благословением от матери, и Господь избрал его из множества. И то, что время нашей победы в Великой Отечественной войне пришлось на майские дни памяти св. Георгия Победоносца, а командующий – победитель, маршал Жуков, носил имя, полученное им во Святом крещении - Георгий, говорит о Промысле Божьем. За победу заплачена цена большой крови миллионов советских людей, но свершилась она явно с помощью Божьей.

В годы Великой Отечественной войны, продолжая боевые традиции русской армии, 8 ноября 1943 года был учрежден орден Славы трех степеней. В наше время появилась интересная традиция, связанная с этим древним символом. Молодежь, в преддверии праздника День Победы, повязывает георгиевскую ленту на одежду в знак уважения, памяти и солидарности с героическими русскими солдатами, отстоявшими свободу нашей страны в далекие 40-е годы. Черно-оранжевые цвета Георгиевской ленты стали в России символом военной доблести и славы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Ф.И.О. педагога Ботова Кристина Александровна

должность учитель начальных классов

педагогический стаж 1 год

форма занятия работа в группах

группа / класс 1

возраст обучающихся 7 лет

ТЕМА ЗАНЯТИЯ Святыни России. Щит и герб (св. Георгий Победоносец)

Цель для педагога:

Сформировать у обучающихся представление о главных государственных символах.

обучающихся:

Узнать главную государственную символику.

Задачи для педагога:

расширить кругозор учащихся о государственной символике России, способствовать принятию детьми нравственных ценностей (любовь к Родине, патриотизм, гражданственность);

воспитывать у учащихся уважительное отношение к государственным символам, истории своей страны и своего народа;

усилить мотивацию обучающихся к изучению истории символики родной страны.

обучающихся:

Узнать какие государственную символику России.

Узнать историю появления символики России.

Термины, понятия

Герб. Щит. Щит-совесть. Святой. Чудо. Защитник. Победоносец.

Планируемые

Формируемые компетентности

Универсальные учебные действия (для школ и дополнительного образования)

Знать: основную государственную символику России.

Уметь: вести продуктивный диалог в группе и сотрудничать.

Владеть: определять среди символов разных стран, символы своей страны.

Личностные:

Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Смыслообразование (установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом).

Регулятивные: Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения в соответствии с образцом и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Умение контролировать процесс и результаты учебной деятельности.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

поиск и выделение необходимой информации.

выбор оснований и критериев для сравнения, классификации.

Коммуникативные:

согласование усилий по достижению общей цели, предпосылкой для этого служит ориентация на партнера по деятельности; умение договариваться, находить общее решение.

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы организации, методы, приёмы работы

Формы организации : групповая форма организации урока.

Методы и приёмы: наглядный, практический, словесный.

Оборудование: мультимедиапроектор,

Наглядно-демонстрационный материал : карточки с заданиями, конверты с заданиями.

I этап. Целеполагание

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Природа России, исторические места

№ 5 - фото свидетельства о рождении

- Когда мы произносим с вами звучное слово – Родина, задумываемся ли мы о том, что такое Родина?

- Самые родные люди записаны у вас в свидетельстве о рождении. Какие это люди?

- Правильно. Этот важный документ говорит не только о факте появления на свет, но и о том, что вы являетесь гражданином своей страны.

- Скажите, гражданами какой страны, какого государства вы являетесь?

Как вы думаете о чём мы будем говорить сегодня?

Родина – страна, в которой мы родились и живём.

- род, родной и т.д.

- Значит, что мы живем в одной семье, родные люди.

- Записана дата нашего рождения. В какой стране мы родились…

- Россия, Российская Федерация

- Мы будем говорить о нашей стране, о богатстве нашей страны и её символах

Личностные:

Самоопределение (система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми)

Регулятивные:

Способность принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

поиск и выделение необходимой информации.

Коммуникативные:

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

II этап. Актуализация опорных знаний и умений

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Герб, флаг, Гимн России.

- Россия - наша Родина. И мы постараемся узнать о ней много нового.

- Сегодня мы будем работать в группах, будем помогать друг другу и узнаем, какая же группа лучше справится со всеми заданиями. У каждой группы есть конверты, их мы будем открывать по просьбе учителя.

-Посмотрите на слайд. Это символы нашей страны. А что значит это слово – символ?

- У каждого государства есть свои символы. Символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.

- Символы вызывают у нас определённые представления о стране, человеке, целом народе.

-Это самые главные символы нашей страны. А на самом деле их очень много. Посмотрите, сколько!

- Как вы думаете, почему их так много?

- Правильно, ребята. В состав России республика Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкарская республика, Калмыкия, Карелия, Коми входят в состав России. И все народы наших республик дружны между собой.

- Посмотрите на карту России. Вот здесь находится республика Адыгея. (Учитель показывает на доске границы республики). А вот здесь находится Башкортостан. Все эти республики и многие другие входят в состав Российской Федерации. У каждой республики есть свой язык, свой герб, свои обычаи. Все эти народы живут на территории России, у которой есть единый для всех этих народов флаг, герб и гимн.

Символы – это условные знаки или изображения, имеющие очень важное значение.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Физкультура в школе нужна для физического развития школьников, как воспитательная составляющая и озд. Подробнее.

Материал поможет расширить представления детей о весеннем празднике – 8 Марта.Учащиеся познакомятся . Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: