Конспект урока дикие лебеди 4 класс школа 21 века

Обновлено: 07.07.2024

Все этапы урока последовательны и логически завершены. Постоянная смена видов учебной деятельности не позволяет скучать на уроке и утомиться.

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

учитель начальных классов

МОУ Большевишенская СОШ

Все этапы урока последовательны и логически завершены. Постоянная смена видов учебной деятельности не позволяет скучать на уроке и утомиться.

Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.

Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.

Формировать умения работы с текстом художественного произведения.

Обобщить знания о сказках Андерсена, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.

Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.

развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Развивать творческое мышление, речь, воображение

Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.

Воспитывать любовь к Родине, близким людям. Прививать любовь к чтению художественной литературы.

Формы работы: групповая, парная, индивидуальная

Ожидаемые результаты обучения: совершенствование техники чтения, развитие внимания и желания читать другие сказки Х.-К. Андерсена.

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.

Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.

– Сегодня на уроке литературного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят … сказки.

– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)

– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)

ll.Проверка домашнего задания.

Вам было задано дома составить синквейн по какому-нибудь сказочному персонажу. Не называя тему (пункт№1),догадайтесь о каком герое идёт речь?

IlI. Актуализация опорных знаний.

А вы любите читать и слушать сказки?

- Какие виды сказок вы знаете? На какие группы можно разделить сказки ? (составление кластера) (коллективная работа)

Каждому из вас я дала задание выучить стихотворение – загадку о героях сказок .Ваша задача отгадать загадку, а ответ записать в клеточках кроссворда.(коллективная работа)

Ну, а теперь отгадайте загадки:

1.Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева)

2.Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал…. (Свинопас)

3.Чтоб следы мои найти,
Надо медленно идти:
До того они малы,
С ушко штопальной иглы.
Я сама невелика,
Чуть побольше ноготка.
Где я только не бывала:
В норке мыши зимовала,
Крот меня в невесты брал,
Жук со мною танцевал,
Ласточка меня спасла –
В страну счастья унесла.
И теперь я не тужу:
С эльфом крепко я дружу.
(Дюймовочка)

4.\Я сказочный гном.

Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою,

И в сказку любую

5. С голосом нежным

без спору рассталась,

Ради любви потеряла покой,

Но после свадьбы чужой оказалась

Только полоскою пены морской.

6.Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная…. (Принцесса на горошине)

7. О платье волшебном наслышан
Собрался на площадь народ,
Король в обновке к ним вышел
С вельможей под ручку вперед.

На нем ничего кроме шпаги,
Короны и старых штиблет.
Не каждому хватит отваги,
Правдиво закончить портрет.

(Новое платье короля)

8. Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился.
Но кроме деньжонок вещица чудная
Служивому парню от ведьмы досталась.
Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,
Напомните мне, как она называлась. (огниво)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить обучающихся с биографическими моментами жизни Г. Х. Андерсена.

Задачи: 1) расширить знания детей о жизни и творчестве писателя. Учить давать

жанровую характеристику сказки, определять тему, выделять факты, информацию о

2) развивать умение пользоваться ознакомительным, поисковым и выборочным

чтением. Развивать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать

формированию личностного отношения к прочитанному.

3) воспитывать любовь к Родине, близким людям. Прививать любовь к чтению

Оборудование: презентация, светофоры, карты успеха, карточки с названиями сказок, рабочая тетрадь по литературному чтению №1, карточки для групповой работы.

и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.

Дети хором: Я сегодня молодец.

На уроке удалец,

Спинку ровненько держу.

Всё я знаю, всё скажу.

Актуализация опорных знаний

Учитель: О чём то скрипит половица.

И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки.

Уже навострили ушки.

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица…

По комнате ходят … сказки.

- А почему вы так любите читать и слушать сказки?

- Какие виды сказок вы знаете? Слайд (Бытовые, о животных, волшебные)

- На какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? Слайд (авторские или литературные и народные)

- Мы начинаем наше путешествие по стране сказок. (Слайд)

- Перед вами портрет великого сказочника. Узнали вы его? Чей это добрый, мудрый

взгляд? (Г. Х. Андерсен)

- Что вы о нём знаете? (ответы детей)

- Вы считаете достаточно этих знаний об авторе? (нет)

Вопросы для игры: 1) Великий сказочник жил в Дании. (+)

2) В возрасте 9 лет он научился читать (-) 4 лет

3) Ганс Христиан учился в школе для бедных (+)

4) День рождения Андерсена объявлен Международным женским

днём ( - ) Международным днём детской книги.

5) Андерсен написал 200 сказок ( - ) 170

- Возьмите карту успеха и оцените себя в первой колонке. (Слайд оцени себя)

- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами названия сказок. Из них нужно выбрать только те названия сказок, которые написал Андерсен. ( выходят по одному)

- А хотите узнать название сказки, с которой будем сегодня работать? Помогите перевернуть карточки с названиями. (на карточках с обратной стороны записаны слоги)

- Составьте из слогов название сказки. (Дикие лебеди) слайд

- Ребята, а что вы хотите узнать об этой сказке? ( Кто герои, какие они, какие поступки совершают? Какая это сказка? Чему учит сказка?)

анализировать поступки героев, давать им характеристику, отвечать на поставленные вопросы. (слайд)

Изучение нового материала

Словарная работа

- Ребята, в нашей сказке вам встретятся непонятные слова. Посмотрите на слайд, значение каких слов вам непонятно?

2. Работа над 1 частью сказки

- Откройте учебник чтения на с. 155. Произведение наше большое, поэтому оно дано в сокращении. Но несмотря на это, оно тоже большое, поэтому сегодня мы познакомимся лишь с несколькими частями.

Учитель читает 1 часть, а дети следят.

- Каким бы словом вы охарактеризовали жизнь детей, когда была жива их мать?

- Почему? ( их любили родители)

- Какой стала их жизнь после появления мачехи? ( несчастная) Докажите.

( ненавидела, хотела избавиться от детей)

- Ребята, попробуйте объяснить почему не получилось у мачехи превратить принцев

в чёрных воронов? ( добрые, чистая душа)

- Посмотрите на иллюстрацию. Найдите отрывок к ней. ( Целые дни она играла …

- Что автор хочет сказать нам этими словами? ( нет игрушек, любит братьев)

Оцените себя, как активно вы работали, отвечали на вопросы.

Физминутка ( слайд)

Вот и утро! Хватит спать!

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

Вправо, влево наклонились,

И вперёд, назад нагнулись.

А теперь на месте ходим,

Но от парты не отходим.

Снова сесть за парты рады.

Приступать к работе надо.

3. Работа со 2 частью сказки (слайд)

Читают сильные учащиеся.

- Почему мачеха ещё больше возненавидела Элизу? Подтвердите словами из текста.

( Королева увидела … Элизу)

- Почему Элизе пришлось уйти из двора? Подтвердите словами из текста. ( Теперь ….

что это не его дочь)

Слайд: Работа в рабочей тетради с. 72 задание 4

Проверка на слайде. Оцените себя.

- О чём говорят эти слова? Какая была Элиза? (аккуратная, добрая)

4. Работа с 3 частью сказки (слайд)

Дети читают самостоятельно.

- Работаем с кадрами диафильма.

1 кадр ( Рано утром … )

2 кадр ( Когда солнце близилось … Их было 11)

3 кадр ( В эту минуту … 11 красавцев принцев)

4 кадр ( Элиза громко … мы летаем дикими лебедями…от восхода до …заката)

- Хорошо ребята молодцы. Оцените себя в карте успеха, как вы подбирали слова к иллюстрациям.

5. Закрепление.

- Познакомимся с героями сказки. ( Каждой группе раздаются карточки с характеристикой героев: аккуратная, злая, равнодушная, добрая, дружные, любящая, безвольный…)

Каждая группа даёт характеристику одному из героев и доказывает. ( Элизе, королю, братьям, мачехе)

- Оцените себя, как вы принимали участие в групповой работе.

- Почему Андерсен так назвал свою сказку?

- Захотелось ли вам узнать, чем закончится история Элизы и её братьев?

- Вернёмся к вопросам, на которые хотели ответить. Слайд.

1. Кто герои? ( Элиза, братья, колдунья, мачеха, король, старушка)

2. Сказка волшебная, потому что присутствует волшебство ( превращение в лебедей)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок по литературному чтению в 4 классе

учитель начальных классов

МОУ Большевишенская СОШ

Пояснительная записка

Все этапы урока последовательны и логически завершены. Постоянная смена видов учебной деятельности не позволяет скучать на уроке и утомиться.

Задачи урока.

Образовательные :

Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.

Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.

Формировать умения работы с текстом художественного произведения.

Обобщить знания о сказках Андерсена, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.

Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.

Развивающие :

развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.

Развивать творческое мышление, речь, воображение

Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.

Воспитывать любовь к Родине, близким людям. Прививать любовь к чтению художественной литературы.

Формы работы : групповая, парная , индивидуальная

Ожидаемые результаты обучения: совершенствование техники чтения, развитие внимания и желания читать другие сказки Х.-К. Андерсена.

I .Организационный момент

Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу .

Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.

– Сегодня на уроке литературного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится.

Присев у кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски…

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходят … сказки.

– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)

– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)

ll .Проверка домашнего задания.

Вам было задано дома составить синквейн по какому-нибудь сказочному персонажу. Не называя тему (пункт№1),догадайтесь о каком герое идёт речь?

I l I. Актуализация опорных знаний.

1.Повторение изученного.

А вы любите читать и слушать сказки?

- Какие виды сказок вы знаете? На какие группы можно разделить сказки ? (составление кластера) (коллективная работа)

2.Проблемная ситуация

Каждому из вас я дала задание выучить стихотворение – загадку о героях сказок .Ваша задача отгадать загадку, а ответ записать в клеточках кроссворда.(коллективная работа)

Ну, а теперь отгадайте загадки:

1.Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева)

2.Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал…. (Свинопас)

3.Чтоб следы мои найти,
Надо медленно идти:
До того они малы,
С ушко штопальной иглы.
Я сама невелика,
Чуть побольше ноготка.
Где я только не бывала:
В норке мыши зимовала,
Крот меня в невесты брал,
Жук со мною танцевал,
Ласточка меня спасла –
В страну счастья унесла.
И теперь я не тужу:
С эльфом крепко я дружу.
(Дюймовочка)

4.\Я сказочный гном.

Всем детям знаком.

Я зонтик раскрою,

И в сказку любую

5. С голосом нежным

без спору рассталась,

Ради любви потеряла покой,

Но после свадьбы чужой оказалась

Только полоскою пены морской.

6.Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная…. (Принцесса на горошине)

7. О платье волшебном наслышан
Собрался на площадь народ,
Король в обновке к ним вышел
С вельможей под ручку вперед.

На нем ничего кроме шпаги,
Короны и старых штиблет.
Не каждому хватит отваги,
Правдиво закончить портрет .

(Новое платье короля)

8. Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился.
Но кроме деньжонок вещица чудная
Служивому парню от ведьмы досталась.
Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,
Напомните мне, как она называлась. (огниво)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.

Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), одноименный м/ф, выставка книг Х.К. Андерсена.

I. Оргмомент.

II. Повторение изученного.

- Любите ли вы читать сказки?

– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)

- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).

- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).

- С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).

- Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).

- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).

(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).

- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение

работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.

III.Тест: ( у детей на партах лежат листочки с тестом)

Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:

В какой стране жил великий сказочник?( ДАНИЯ)

В каком возрасте мальчик научился читать?(В 4 ГОДА)

Где учился Ханс Кристиан? (В ШКОЛЕ ДЛЯ БЕДНЫХ)

В школе для бедных.

Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля? (МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ)

Международным женским днем;

Международным днем детской книги;

Днем Святого Валентина.

- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).

-Да, в 11 лет он остался без отца, а в четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены,

но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.

IV. Анализ произведения.

– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?

– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)

– Покажите на примерах. (грусть и жалость, когда мачеха расправляется с братьями, жестоко обращается с Элизой, а радость за то, что Элизе удаётся выдержать испытание и спасти братцев)

– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?

- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля .

- Какими представляет автор принцев и Элизу?

– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)

– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.

- Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).

- Что следует дальше? (Завязка – начало событий).

– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)

- С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте.( 2-я часть, чтение 3-го абзаца).

– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)

– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? (королева увидела, как прекрасна её падчерица и ещё больше возненавидела Элизу)

– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)

– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.

- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)

Найдите и прочитайте. (2гл. 1 и 2 абзац)

- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?

- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший) Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).

- А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.

Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).


V.Работа в печатных тетрадях.

-Вы просмотрели этот эпизод, а сейчас поработайте в печатных тетрадях и ответьте на вопросы зад.5

VI. Физминутка

Вот и мы зажмурим глазки, досчитаем до 5-ти и представим себя птицами.

Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).

Перед тем, как вылетать,

Надо крылышки размять.

Вверх крыло, вниз крыло,

А теперь наоборот!

Крылья в стороны разводим,

А лопатки вместе сводим.

Вправо – влево наклонились,

И вперед назад прогнулись.

А теперь на месте ходим,

Но от парты не отходим.

Снова сесть за парты рады

Приступать к работе надо.

-Какой придумали способ взять сестру с собой принцы? Почему вдруг лебеди устремились вниз?

- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).

Инсценирование эпизода встречи с феей (проверка д/з)

-Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?

-Как было снято проклятье? Зачитайте.

Так же как и братья, Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.

- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).

- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.

– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.

И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.

Чем заканчивается сказка? Как называется эта часть текста? (развязка)

– Отдельным ребятам было предложено дома сделать следующее задание – придумать продолжение сказки. Давайте их послушаем.

VIII. Обобщение.

– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)

– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)

IX. Итог урока

– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.

– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?

– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.

В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.

Читайте также: