Конспект урока дикие лебеди 4 класс школа 21 века
Обновлено: 07.07.2024
Все этапы урока последовательны и логически завершены. Постоянная смена видов учебной деятельности не позволяет скучать на уроке и утомиться.
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
учитель начальных классов
МОУ Большевишенская СОШ
Все этапы урока последовательны и логически завершены. Постоянная смена видов учебной деятельности не позволяет скучать на уроке и утомиться.
Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.
Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
Обобщить знания о сказках Андерсена, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Развивать творческое мышление, речь, воображение
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.
Воспитывать любовь к Родине, близким людям. Прививать любовь к чтению художественной литературы.
Формы работы: групповая, парная, индивидуальная
Ожидаемые результаты обучения: совершенствование техники чтения, развитие внимания и желания читать другие сказки Х.-К. Андерсена.
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу.
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.
– Сегодня на уроке литературного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.
– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
ll.Проверка домашнего задания.
Вам было задано дома составить синквейн по какому-нибудь сказочному персонажу. Не называя тему (пункт№1),догадайтесь о каком герое идёт речь?
IlI. Актуализация опорных знаний.
А вы любите читать и слушать сказки?
- Какие виды сказок вы знаете? На какие группы можно разделить сказки ? (составление кластера) (коллективная работа)
Каждому из вас я дала задание выучить стихотворение – загадку о героях сказок .Ваша задача отгадать загадку, а ответ записать в клеточках кроссворда.(коллективная работа)
Ну, а теперь отгадайте загадки:
1.Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева)
2.Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал…. (Свинопас)
3.Чтоб следы мои найти,
Надо медленно идти:
До того они малы,
С ушко штопальной иглы.
Я сама невелика,
Чуть побольше ноготка.
Где я только не бывала:
В норке мыши зимовала,
Крот меня в невесты брал,
Жук со мною танцевал,
Ласточка меня спасла –
В страну счастья унесла.
И теперь я не тужу:
С эльфом крепко я дружу.
(Дюймовочка)
4.\Я сказочный гном.
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
И в сказку любую
5. С голосом нежным
без спору рассталась,
Ради любви потеряла покой,
Но после свадьбы чужой оказалась
Только полоскою пены морской.
6.Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная…. (Принцесса на горошине)
7. О платье волшебном наслышан
Собрался на площадь народ,
Король в обновке к ним вышел
С вельможей под ручку вперед.
На нем ничего кроме шпаги,
Короны и старых штиблет.
Не каждому хватит отваги,
Правдиво закончить портрет.
(Новое платье короля)
8. Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился.
Но кроме деньжонок вещица чудная
Служивому парню от ведьмы досталась.
Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,
Напомните мне, как она называлась. (огниво)
Цель: познакомить обучающихся с биографическими моментами жизни Г. Х. Андерсена.
Задачи: 1) расширить знания детей о жизни и творчестве писателя. Учить давать
жанровую характеристику сказки, определять тему, выделять факты, информацию о
2) развивать умение пользоваться ознакомительным, поисковым и выборочным
чтением. Развивать навыки самоконтроля и самооценки. Способствовать
формированию личностного отношения к прочитанному.
3) воспитывать любовь к Родине, близким людям. Прививать любовь к чтению
Оборудование: презентация, светофоры, карты успеха, карточки с названиями сказок, рабочая тетрадь по литературному чтению №1, карточки для групповой работы.
и хорошей работы, а гостям нашим приятного времяпровождения.
Дети хором: Я сегодня молодец.
На уроке удалец,
Спинку ровненько держу.
Всё я знаю, всё скажу.
Актуализация опорных знаний
Учитель: О чём то скрипит половица.
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки.
Уже навострили ушки.
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски.
Тихонько скрипит половица…
По комнате ходят … сказки.
- А почему вы так любите читать и слушать сказки?
- Какие виды сказок вы знаете? Слайд (Бытовые, о животных, волшебные)
- На какие группы можно разделить сказки по авторской принадлежности? Слайд (авторские или литературные и народные)
- Мы начинаем наше путешествие по стране сказок. (Слайд)
- Перед вами портрет великого сказочника. Узнали вы его? Чей это добрый, мудрый
взгляд? (Г. Х. Андерсен)
- Что вы о нём знаете? (ответы детей)
- Вы считаете достаточно этих знаний об авторе? (нет)
Вопросы для игры: 1) Великий сказочник жил в Дании. (+)
2) В возрасте 9 лет он научился читать (-) 4 лет
3) Ганс Христиан учился в школе для бедных (+)
4) День рождения Андерсена объявлен Международным женским
днём ( - ) Международным днём детской книги.
5) Андерсен написал 200 сказок ( - ) 170
- Возьмите карту успеха и оцените себя в первой колонке. (Слайд оцени себя)
- Ребята, посмотрите на доску. Перед вами названия сказок. Из них нужно выбрать только те названия сказок, которые написал Андерсен. ( выходят по одному)
- А хотите узнать название сказки, с которой будем сегодня работать? Помогите перевернуть карточки с названиями. (на карточках с обратной стороны записаны слоги)
- Составьте из слогов название сказки. (Дикие лебеди) слайд
- Ребята, а что вы хотите узнать об этой сказке? ( Кто герои, какие они, какие поступки совершают? Какая это сказка? Чему учит сказка?)
анализировать поступки героев, давать им характеристику, отвечать на поставленные вопросы. (слайд)
Изучение нового материала
Словарная работа
- Ребята, в нашей сказке вам встретятся непонятные слова. Посмотрите на слайд, значение каких слов вам непонятно?
2. Работа над 1 частью сказки
- Откройте учебник чтения на с. 155. Произведение наше большое, поэтому оно дано в сокращении. Но несмотря на это, оно тоже большое, поэтому сегодня мы познакомимся лишь с несколькими частями.
Учитель читает 1 часть, а дети следят.
- Каким бы словом вы охарактеризовали жизнь детей, когда была жива их мать?
- Почему? ( их любили родители)
- Какой стала их жизнь после появления мачехи? ( несчастная) Докажите.
( ненавидела, хотела избавиться от детей)
- Ребята, попробуйте объяснить почему не получилось у мачехи превратить принцев
в чёрных воронов? ( добрые, чистая душа)
- Посмотрите на иллюстрацию. Найдите отрывок к ней. ( Целые дни она играла …
- Что автор хочет сказать нам этими словами? ( нет игрушек, любит братьев)
Оцените себя, как активно вы работали, отвечали на вопросы.
Физминутка ( слайд)
Вот и утро! Хватит спать!
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
Вправо, влево наклонились,
И вперёд, назад нагнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады.
Приступать к работе надо.
3. Работа со 2 частью сказки (слайд)
Читают сильные учащиеся.
- Почему мачеха ещё больше возненавидела Элизу? Подтвердите словами из текста.
( Королева увидела … Элизу)
- Почему Элизе пришлось уйти из двора? Подтвердите словами из текста. ( Теперь ….
что это не его дочь)
Слайд: Работа в рабочей тетради с. 72 задание 4
Проверка на слайде. Оцените себя.
- О чём говорят эти слова? Какая была Элиза? (аккуратная, добрая)
4. Работа с 3 частью сказки (слайд)
Дети читают самостоятельно.
- Работаем с кадрами диафильма.
1 кадр ( Рано утром … )
2 кадр ( Когда солнце близилось … Их было 11)
3 кадр ( В эту минуту … 11 красавцев принцев)
4 кадр ( Элиза громко … мы летаем дикими лебедями…от восхода до …заката)
- Хорошо ребята молодцы. Оцените себя в карте успеха, как вы подбирали слова к иллюстрациям.
5. Закрепление.
- Познакомимся с героями сказки. ( Каждой группе раздаются карточки с характеристикой героев: аккуратная, злая, равнодушная, добрая, дружные, любящая, безвольный…)
Каждая группа даёт характеристику одному из героев и доказывает. ( Элизе, королю, братьям, мачехе)
- Оцените себя, как вы принимали участие в групповой работе.
- Почему Андерсен так назвал свою сказку?
- Захотелось ли вам узнать, чем закончится история Элизы и её братьев?
- Вернёмся к вопросам, на которые хотели ответить. Слайд.
1. Кто герои? ( Элиза, братья, колдунья, мачеха, король, старушка)
2. Сказка волшебная, потому что присутствует волшебство ( превращение в лебедей)
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Открытый урок по литературному чтению в 4 классе
учитель начальных классов
МОУ Большевишенская СОШ
Пояснительная записка
Все этапы урока последовательны и логически завершены. Постоянная смена видов учебной деятельности не позволяет скучать на уроке и утомиться.
Задачи урока.
Образовательные :
Дать общее представление об Андерсене как сказочнике и его произведениях.
Создать особую эмоциональную атмосферу при изучении произведения.
Формировать умения работы с текстом художественного произведения.
Обобщить знания о сказках Андерсена, раскрыть взаимосвязь между сказочным и реальным миром.
Учить выделять главную мысль произведения. Развивать наблюдательность, творческое воображение.
Развивающие :
развивать умение вычленять главное, устанавливать причинно-следственные связи, систематизировать материал.
Развивать творческое мышление, речь, воображение
Воспитывать нравственные черты характера: доброту, человеколюбие и т. д. Продолжать воспитывать нравственные качества учащихся.
Воспитывать любовь к Родине, близким людям. Прививать любовь к чтению художественной литературы.
Формы работы : групповая, парная , индивидуальная
Ожидаемые результаты обучения: совершенствование техники чтения, развитие внимания и желания читать другие сказки Х.-К. Андерсена.
I .Организационный момент
Учитель проверяет готовность к уроку, психологически настраивает на работу .
Я сегодня молодец.
На уроке удалец.
Спинку ровненько держу.
Все я знаю, все скажу.
– Сегодня на уроке литературного чтения мы отправимся в необыкновенное путешествие. А сейчас закройте глаза и внимательно послушайте.
О чём-то скрипит половица,
И спице опять не спится.
Присев у кровати, подушки
Уже навострили ушки…
И сразу меняются лица,
Меняются звуки и краски…
Тихонько скрипит половица,
По комнате ходят … сказки.
– Итак, куда мы отправляемся? (В сказку)
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
ll .Проверка домашнего задания.
Вам было задано дома составить синквейн по какому-нибудь сказочному персонажу. Не называя тему (пункт№1),догадайтесь о каком герое идёт речь?
I l I. Актуализация опорных знаний.
1.Повторение изученного.
А вы любите читать и слушать сказки?
- Какие виды сказок вы знаете? На какие группы можно разделить сказки ? (составление кластера) (коллективная работа)
2.Проблемная ситуация
Каждому из вас я дала задание выучить стихотворение – загадку о героях сказок .Ваша задача отгадать загадку, а ответ записать в клеточках кроссворда.(коллективная работа)
Ну, а теперь отгадайте загадки:
1.Налетела злая вьюга,
Герда потеряла друга.
В царство льда умчался Кай!
Герда! Герда! Выручай!
Вьюга кружит вправо, влево
В сказке… (Снежная королева)
2.Принц влюбился, подарил
Соловья и розу.
Но капризная принцесса
Знать его не хочет.
Чтобы в замок к этой принцессе попасть,
Новым работником стал…. (Свинопас)
3.Чтоб следы мои найти,
Надо медленно идти:
До того они малы,
С ушко штопальной иглы.
Я сама невелика,
Чуть побольше ноготка.
Где я только не бывала:
В норке мыши зимовала,
Крот меня в невесты брал,
Жук со мною танцевал,
Ласточка меня спасла –
В страну счастья унесла.
И теперь я не тужу:
С эльфом крепко я дружу.
(Дюймовочка)
4.\Я сказочный гном.
Всем детям знаком.
Я зонтик раскрою,
И в сказку любую
5. С голосом нежным
без спору рассталась,
Ради любви потеряла покой,
Но после свадьбы чужой оказалась
Только полоскою пены морской.
6.Разыгралась непогода,
А на улице темно.
В эту злую непогоду
Девушка стучит в окно.
Не сомневайся, принц, она хорошая,
Она несчастная…. (Принцесса на горошине)
7. О платье волшебном наслышан
Собрался на площадь народ,
Король в обновке к ним вышел
С вельможей под ручку вперед.
На нем ничего кроме шпаги,
Короны и старых штиблет.
Не каждому хватит отваги,
Правдиво закончить портрет .
(Новое платье короля)
8. Бравый солдат домой возвращался,
С ведьмою старой в лесу повстречался.
В пустое дупло солдат наш спустился,
Золото взял и назад воротился.
Но кроме деньжонок вещица чудная
Служивому парню от ведьмы досталась.
Надеюсь, ребята, что сказку ту зная,
Напомните мне, как она называлась. (огниво)
Воспитание интереса к предмету и таких качеств характера как, трудолюбие и доброжелательное отношение к окружающим.
Оборудование: учебник, толковые словари, иллюстрации к сказке, портрет автора и ФИО, карточки со словарными словами (грифель, хижина, минуло, утес, чары, покои, епископ, холст, шествие), одноименный м/ф, выставка книг Х.К. Андерсена.
I. Оргмомент.
II. Повторение изученного.
- Любите ли вы читать сказки?
– А что такое сказка? (Сказка – это литературное произведение, где всегда идёт борьба добра со злом, честное, доброе всегда побеждает. Сказка всегда чему-то учит)
- На какие группы МОЖНО поделить сказки? (Народные и литературные –авторские).
- А еще? (Волшебные, бытовые, о животных).
- С какими сказками мы познакомились в этом году, но не просто вспомните автора и название, определите, к какой группе они относятся? (П.П. Ершов. “Конек-Горбунок” – литературная, волшебная; В.М. Гаршин. “Лягушка путешественница” – литературная, о животных).
- Над каким произведением мы работаем сейчас? (“Дикие лебеди”).
- А кто ее написал? (Х.К. Андерсен).
(Открыть одну часть доски: портрет, ФИО, название сказки).
- Сегодня мы с вами продолжим знакомство с данным произведением, будем работать над техникой и выразительностью чтения, развивать умение
работать с художественным текстом, проводить его анализ и делать верные выводы.
III.Тест: ( у детей на партах лежат листочки с тестом)
Сейчас вы проверите свои знания об авторе, выбираете только номер ответа:
В какой стране жил великий сказочник?( ДАНИЯ)
В каком возрасте мальчик научился читать?(В 4 ГОДА)
Где учился Ханс Кристиан? (В ШКОЛЕ ДЛЯ БЕДНЫХ)
В школе для бедных.
Как объявлен день рождения Андерсена, 2 апреля? (МЕЖДУНАРОДНЫМ ДНЁМ ДЕТСКОЙ КНИГИ)
Международным женским днем;
Международным днем детской книги;
Днем Святого Валентина.
- Какое получили число? (Пятизначное – 31.322).
-Да, в 11 лет он остался без отца, а в четырнадцать лет Андерсен покинул родной дом и отправился в Копенгаген искать счастья на подмостках сцены,
но упорные попытки стать актером, танцором, певцом не привели к успеху. Андерсен не унывал и решил писать пьесы. К слову сказать, он был почти неграмотным, пришлось пойти учиться в школу. В 17 лет он сел за школьную парту вместе с второклассниками, в 22 года — стал студентом университета.
IV. Анализ произведения.
– Понравилась ли вам эта сказка? Чем?
– Какие основные чувства вызывает сказка? (Грусти, жалости, боли; и радости, связанной с теми чудесами, которые происходят в сказке)
– Покажите на примерах. (грусть и жалость, когда мачеха расправляется с братьями, жестоко обращается с Элизой, а радость за то, что Элизе удаётся выдержать испытание и спасти братцев)
– Где и с кем происходят события, описанные в сказке?
- Найдите и прочитайте абзац, в котором говорится о семье короля .
- Какими представляет автор принцев и Элизу?
– А что мы можем сказать о детях, семье, об атмосфере этого дома? (Уважение, доброе отношение друг к другу, во дворце царит атмосфера дружбы, согласия, любви)
– Да, в первых же фразах сказки звучит мотив радостный, светлый, связанный с красотой.
- Как в литературе называется такое вступление? (Экспозиция).
- Что следует дальше? (Завязка – начало событий).
– Почему принцы не превратились в чёрных воронов, как хотела этого злая мачеха, а превратились в прекрасных лебедей? (Душа у них светлая, добрая, они остались прекрасны благодаря их духовному богатству)
- С каких слов начинается развитие событий? Зачитайте.( 2-я часть, чтение 3-го абзаца).
– А затем мотив сказки становится каким? (Грустным, печальным)
– Какие же испытания выпали на долю Элизы после того, как двор покинули её братья? (королева увидела, как прекрасна её падчерица и ещё больше возненавидела Элизу)
– Какой видит автор мачеху? (Злой, с холодным сердцем. Зло внутри её в виде низких чувств и мыслей)
– Мы сказали, что мачеха – чёрная душа, доказали это на примере того, как она расправилась безжалостно с принцами.
- Какая встреча изменила дальнейшую судьбу Элизы? (встреча со старушкой)
Найдите и прочитайте. (2гл. 1 и 2 абзац)
- А как вы думаете, это было случайностью? Почему?
- Кто из братьев поведал сестре о своей печальной участи? (самый старший) Как в литературе называется речь одного человека? (Монолог).
- А вот как это выглядит в экранизации одноименного м/ф.
Просмотр эпизода м/ф (рассказ братьев о своей жизни в другой стране).
V.Работа в печатных тетрадях.
-Вы просмотрели этот эпизод, а сейчас поработайте в печатных тетрадях и ответьте на вопросы зад.5
VI. Физминутка
Вот и мы зажмурим глазки, досчитаем до 5-ти и представим себя птицами.
Вот и утро! Хватит спать! (Одна рука вверху, махи руками).
Перед тем, как вылетать,
Надо крылышки размять.
Вверх крыло, вниз крыло,
А теперь наоборот!
Крылья в стороны разводим,
А лопатки вместе сводим.
Вправо – влево наклонились,
И вперед назад прогнулись.
А теперь на месте ходим,
Но от парты не отходим.
Снова сесть за парты рады
Приступать к работе надо.
-Какой придумали способ взять сестру с собой принцы? Почему вдруг лебеди устремились вниз?
- Кто помогал Элизе в снятии чар с братьев? (Фея Фата-Моргана).
Инсценирование эпизода встречи с феей (проверка д/з)
-Какие трудности ей пришлось пережить, чтобы выполнить наказ феи?
-Как было снято проклятье? Зачитайте.
Так же как и братья, Элиза добра, чиста, богата душевной внутренней красотой. Она не стала глупой и ленивой, безобразной, и сердце её не стало злым.
- Ребята, как называется момент наивысшего напряжения в произведении? (Кульминация).
- Давайте выразительно, соблюдая все знаки препинания и интонацию, перечитаем этот момент.
– Испытания Элиза выдержала достойно, до конца сказки во всех испытаниях она ни в чём не изменила себе. В этой молчаливой стойкости принцессы, в её поведении раскрывается её твёрдость характера, и она стойко переносит все испытания.
И вот произошло долгожданное чудо! Как заслуженная награда за стойкость, мужество и преданность.
Чем заканчивается сказка? Как называется эта часть текста? (развязка)
– Отдельным ребятам было предложено дома сделать следующее задание – придумать продолжение сказки. Давайте их послушаем.
VIII. Обобщение.
– Какие на ваш взгляд, основные чувства вызывает эта сказка? (В сказке необычайно трогательна непоколебимая преданность сестры братьям)
– Что хотел автор донести в сказке до читателя? (В человеке изначально заложено добро и зло, и он сам делает выбор, каким ему быть)
IX. Итог урока
– Итак, мы подошли к концу нашего необыкновенного путешествия по сказке. Но это не последнее путешествие, оно будет продолжаться всегда, всю вашу жизнь.
– Кем для вас стал Х.К. Андерсен?
– Андерсен стал верным другом и добрым советчиком всех детей на земле, а значит и всех людей. Потому что все взрослые были когда-то детьми. В сказках Андерсена заложено много мудрых и глубоких мыслей, они доставляют нам радость всегда – до самой глубокой старости.
В этих сказках рядом живут слёзы и смех, горе и радость – всё как в настоящей жизни. Андерсен был великий сказочник и отлично понимал, что даже самая волшебная сказка должна отражать жизнь. А жизнь этот необыкновенный человек знал очень хорошо. И не случайно великому сказочнику, “КОРОЛЮ СКАЗОК”, в столице Дании Копенгагене воздвигнут памятник.
Читайте также: