Дослід ерстеда конспект уроку

Обновлено: 06.07.2024

Данная методическая разработка содержит поэтапный ход урока-исследования закономерностей ненаследственной модификационной изменчивости; так же содержится инструктивная карточка для практической работы. Учащимся предлагается решить биологические задачи, сделать математический анализ исследования; проанализировать термины "модификационная изменчивость", "норма реакции", "вариационный ряд".

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок-исследование.

Задачи:

  • Образовательные:познакомить с признаками и значениями модификационной изменчивости, научиться проводить исследованиями и применять методы математической статистики в биологии; отработать навыки выполнения практической работы; выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака; создать условия для применения знаний и умений в новых учебных ситуациях.
  • Развивающие:продолжить совершенствовать навыки самостоятельной работы при выполнении практических работ; формировать навыки получения и обработки фактического материала математическими методами; развивать умения выделять главное в изучаемом материале, анализировать, обобщать исследуемые факты, сравнивать, делать выводы; развивать коммуникативные навыки, совершенствовать умения работать в минигруппах .
  • Воспитательные:способствовать формированию наблюдательности и научного мировоззрения; формировать интерес к изучаемым предметам через использование технологичных форм обучения и создание ситуации успеха; стимулировать любознательность, активность на уроке.

Межпредметные связи: биология и математика.

Опорные знания по биологии: наследственность, изменчивость, модификационная изменчивость, норма реакции, влияние окружающей среды на живой организм.

Опорные знания по математике: статистическая обработка информации, общий ряд данных, варианты измерения, закономерности числовых показаний, среднее значение признака.

Оборудование: инструктивные карточки, раковины моллюсков, шишки, хвоинки сосны.

Методы и методические приемы: проблемно-поисковый, исследовательский, логико-словесный.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная работа и работа в минигруппах .

Планируемые результаты:учащиеся научаться применять математические методы для обработки биологической информации, получат навык самостоятельной работы проводить исследования, ознакомятся со статистическими данными фенотипической изменчивости, узнают особенности, признаки и значение ненаследственной изменчивости.

Ход урока

1. Организационный момент (2 мин).

Приветствие, определение темы урока, эмоциональный настрой учащихся на урок

Приветствует учащихся, проверяет готовность класса к работе, присутствующих, объявляет тему урока, создаёт рабочий настрой на урок.

Эпиграф нашего урока:

Природа не для всех очей
Покров свой тайный подымает.
Мы все равно читаем в ней.
Но кто, читая, понимает?

Как Вы понимаете это высказывание? Сегодня на уроке мы попробуем открыть и объяснить ещё один закон природы, проанализировать варианты его проявления.

2. Мотивационно-ориентировочный этап. (3 мин)

Подготовка учащихся к активному и сознательному восприятию материала (проблемная ситуация).

Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока. Внимание на экран -демонстрация слайдов: листьев одного растения, разной длины, окраска шерсти зайцев, божьих коровок, крылья бабочек белянки… Какие признаки объединяют данные организмы? (Особи одного вида отличаются морфологическими признаками, которые возникли из-за действия окружающей среды и вызвали проявление ненаследственной изменчивости).

Тема урока МОДИФИКАЦИОННАЯ ИЗМЕНЧИВОСТЬ.

Сегодня на уроке мы узнаем, что наследуется не признак как таковой, а способность организма (его генотипа) в результате взаимодействия с условиями среды давать определенный фенотип, или, иначе говоря, наследуется норма реакции организма на внешние условия среды.

3. Актуализация опорных знаний. (7 мин)

Организация деятельности учащихся, направленная на повторение пройденного материала

Задает учащимся вопросы, выявляет пробелы в знаниях и их корректирует.

– Что такое изменчивость?

– Что такое генотип и фенотип?

– Какие формы изменчивости существуют у живых организмов?

– Дайте определения понятия модификационной изменчивости.

– Приведите примеры модификационной изменчивости у человека.

Давайте заполним схему:

Схема

Приведённые термины расставьте в соответствующие столбцы.

4. Изучение нового материала

Ненаследственная изменчивость способствует лучшей приспособляемости организма к условиям окружающей среды. Пределы модификационной изменчивости признака называют его нормой реакции. Молочность коров, яйценоскость кур обладают широкой нормой реакции – это количественный признак; окраска шерсти, перьевого покрова обладают узкой нормой реакции – это качественный признак. Приводятся примеры (слайды презентации) и объясняются их значения: усиление пигментации кожи – загар – под влиянием ультрафиолетовых лучей, мощное развитие мышечной системы в результате физических нагрузок, изменение окраски и плотности шерсти у зайцев, изменения листьев у стрелолиста и лютика водного (гетерофилия)… Данная форма изменчивости не связана с изменениями в генотипе, а наследуемая норма реакции помогает лучше выжить организму в изменяющихся условиях окружающей среды.

Динамическая пауза (физкультминутка) 2 мин.

Давайте попробуем выявить закономерности модификационной изменчивости, пределы изменчивости признака, определить её среднее значение. Для этого проведём практическую работу. Используя статистический метод, охарактеризуем модификационную изменчивость признаков раковин моллюсков, шишек сосны, хвоинок сосны (по группам)

Применение знаний в новых учебных ситуациях, исследования проявления нормы реакции в ходе выполнения практической работы (13 мин)

  1. Инструктаж по выполнению исследования
  2. Выполнение исследования

Учитель рассказывает о сборе информации, организует распределение учащихся по группам (парам), зачитывает карточку – инструкцию (приложение 1), делая по ходу чтения необходимые пояснения, отвечая на вопросы учащихся; наблюдает за ходом работы групп (пар) учащихся, помогает, при возникновении затруднений.

Цель работы: познакомить учащихся со статистическими закономерностями модификационной изменчивости, выработать умение строить вариационный ряд и график изменчивости изучаемого признака. Инструктивная карточка: (слайд 8,9)

Цель: познакомить детей со статическим электричеством.

Обобщать ранее полученные знания детей об электричестве.

Познакомить с причиной возникновения статического электричества и принципом его действия.

Развивать познавательную активность детей посредством опытов.

Способствовать развитию психических процессов восприятия, внимания, памяти, логического мышления.

Воспитывать интерес к познанию окружающего мира.

Воспитывать навык работы в паре.

Методы и приемы:

Словесный (художественное слово, объяснение, пояснение, беседа, вопрос).

Практический (опыты с проявлениями статического электричества)

Активизировать словарь детей за счё т слов: электричество, электроприборы, электроны, электростанция, наэлектризованные предметы, статическое электричество.

Материалы и оборудование: часы, батарейка.

Оборудование для опытов : воздушные шарики, алюминиевые банки, шерстяная ткань, пластмассовые расчески, бумажные салфетки, подносы, бабочки вырезанные из бумаги, вата, пластмассовые бусины, пластиковые ложки, плазменный шар Н. Тесла.

Ход деятельности воспитателя с детьми

I. Введение в ситуацию.

-Дети, я посмотрела на наши часы, чтоб не пропустить важные дела, но по - моему с ними что-то не так.

( предположения детей: они не ходят)

-Как вы это определили? Почему они не ходят?

( предположения детей: не слышно, как тикают и стрелка стоит на месте.)

– Давайте найдем место, куда нужно вставлять батарейку. Попробуем поставить батарейку. Надо не ошибиться, поставить правильно. Заработали. Послушайте. Тикают?

II. Актуализация знаний.

– Как вы думаете, почему часы стали тикать?

( ответы детей: когда мы вставили батарейку, через часы прошел электрический ток, и часы заработали)

– Стрелки движутся, часы тикают. Что же за сила такая скрывается в батарейке? Как вы думаете?

( ответы детей: это электричество).

-Где мы с вами еще можем встретить электричество?

( ответы детей: в часах, телефоне, пылесосе…в электроприборах)

– А что такое электричество? Откуда электричество поступает в наши дома? ( ответы детей: это заряженные частицы-электроны - ток, оно вырабатывается на электростанциях и по проводам поступает в наши дома, чтобы подключать бытовую технику, электроприборы).

-Правильно, а еще напомню, что электроны бывают положительными и отрицательными. А как мы знаем уже, положительные и отрицательные заряды притягиваются друг к другу, а два положительных или два отрицательных заряда будут отталкиваться друг от друга.

- Я предлагаю вам превратимся в электроны, которые бегут по проводам, и немного размяться. Выполняйте движения со мной.

Ток бежит по проводам, (Бег на месте)

Холодильник, мониторы. (Хлопки в ладоши на каждый бытовой

Кофемолки, пылесос, прибор)

Ток энергию принёс. (Взяться за руки)

-Скажите какое существует электричество? Мы с вами о нем разговаривали.

( ответы детей: созданное человеком и природное)

- Ребята, а еще существует статическое электричество. Может кто-то знает о статическом электричестве?

(ответы детей)

-Все предметы имеют положительный электрический заряд и отрицательный заряд. Его легко получить, если потереть один предмет о другой (сделанные из определенных материалов).

– Кто слышал, как потрескивает одежда, когда ее снимаешь? Иногда, когда мы снимаем одежду видны искры. Это тоже электричество.

-А теперь я предлагаю познакомиться с ним поближе.

III. Практическое исследование проблемы.

Цель: Узнать о положительно и отрицательно заряженных частицах,

используя несколько основных предметов, которые мы часто используем в

Материал и оборудование: Два воздушных шарика

Расчешите волосы расческой, а потом поднесите её к голове вашего соседа, но при этом не дотрагиваясь до головы. Что происходит?

(ответы детей)

А теперь натрём шерстяной тканью оба воздушных шара против шерсти.

Поднесм их друг к другу. Что происходит?

( ответы детей: воздушные шары отталкиваются друг от друга).

-Правильно, потому что, когда мы натерли воздушный шарик о шерсть, он получил отрицательный заряд.

Положим алюминиевую банку на бок на стол, снова натрем шарик шерстяной тканью и поднесем к алюминиевой банке. Что произошло?

(ответы детей)

А теперь попробуйте покатить банку вслед за шариком.

Что происходит? Почему так происходит?

( ответы детей: банка катится за шариком. Банка имеет положительный и отрицательный заряд, положительный заряд притягивается к отрицательному заряду банки).

Цель: узнать, что в результате контакта не во всех предметах возможно

статическое электричество.

Материал и оборудование:Поднос

Бабочки вырезанные из бумаги

Чем отличаются предметы, лежащие на подносе?

( ответы детей: сделаны из разных материалов)

Натрем ложку об шерстяную ткань, затем поднесем ее к вате. Что произошло?

( ответы детей: ложку зарядили отрицательным зарядом, так самые маленькие кусочки ваты притянулись к ложке).

-Правильно, потому-что большая часть отрицательных электронов переместилась подальше от ложки, так маленькие кусочки ваты приобрели положительный заряд и притянулись к ложке.

Проделаем тоже самое с бумажными бабочками: натираем ложку шерстяной тканью и подносим к бабочкам. Что теперь произошло?

То же самое проделываем и пластмассовыми бусинами.

Вывод: в результате контакта не во всех предметах возможно

статическое электричесво.

-Ребята, мы много провели опытов, а теперь я хочу вам предложить сыграть в футбол, но не простой, а электрический. Перед вами поле (пластиковая коробка) и шарик из фольги, для того чтобы можно было играть, необходимо зарядить наше футбольное поле. Для этого возьмите салфетку и натрите ей, аккуратно крышку. Затем опустите на поле мяч и подносите по очереди палец к мячу.

(дети играю в электрический футбол).

-Почему же мяч отпрыгивал от нашего пальца?

(ответы детей)

-А по окончанию наших экспериментов, я хочу что бы вы загадали свое самое заветное желание, а исполнить его нам поможет необычный Электрический шар. Он безопасен, как он действует мы поговорим уже в группе. А сейчас поднесите свои ладошки к шару и загадайте желание.

-О чем мы с вами говорили сегодня? Что нового вы узнали? А что было самое трудное для вас? Какие опыты вы повторите дома с родителями?

FizI7-16.jpg

Магниты окружают нас повсюду, они есть в холодильниках, телевизорах, автомобилях, пылесосах, электробритвах и т.д. Они поднимают тяжелые грузы, разделяют и обогащают руду, штампуют и формируют детали машин, работают в подшипниках без трения, появляется транспорт на магнитной подушке.

Магнит помогает открывать тайны атома и далеких планет. Если магнит потеряет силу, современная цивилизация замрет - телефон, радио, телевидение онемеют, потому что разговаривают магнитными устами, ЭВМ потеряет память, оборвутся нити автоматики, энергия выплеснется в грозном потоке, замрут стрелки на сотнях млн. измерительных приборах.

На современном заводе с успехом используются маленькие и сильные электромагниты. Зайдем во двор металлургического завода, где штабелями сложены большие слитки чугуна, стали, железа, спрессованы опилки, железный металлолом и проследим за работой электромагнитного крана. Это особенный кран. Он опускает на цепи что-то похожее на громадную стальную тарелку, дотрагиваясь плоской поверхностью кучи металлолома. Мгновение – и поднимается вверх многотонный железный груз, удерживаемый только силой магнитного притяжения. Вот кран перенес груз в нужное место и отпустил его. Управление осуществляется включением и выключением тока. Подъемной силой крана можно управлять, увеличивая число витков и силу тока в катушке. Насколько большой может быть подъемная сила электромагнит - это видно с работы машин для ремонта железных дорог. Их электромагниты поднимают в воздух целые участки рельс вместе со шпалами.

В механическом цеху.
В механическом цеху для закрепления деталей при шлифовке используются электромагнитные столы. Существуют так же станки для закрепления деталей сложной формы. Очень часто возникает необход если они смазаны. Оказывается, достаточно поднести к стопке электромагнит, как листы намагничиваются и, имея одинаковую полярность отталкиваются, причем буквально всплывают над стопкой. Если использовать вращательные ролики ,получим конвеер, который автоматически выдает листы.

Электромагниты начали проникать и внутрь машины Вы нажали на кнопку и автоматически произошло соединение двух валов станка с помощью электромагнитной муфты. Одна часть муфты состоит из электромагнита, вторая -из якоря. Механизмы соединяются и разъединяются много раз в минуту.

Магниты – т е х н о л о г и и к о н т р о л е р ы.
На предприятиях пищевой промышленности( на мельницах, фабриках по изготовлению крупы) в продукт могут попасть железные предметы - гайки, проволока. Железный мусор можно вытаскивать с помощью магнитного сепаратора. На животноводческих фермах аналогичным образом очищают корма.

Магнитный сепаратор очищает руду - своим притяжением он должен из смеси извлечь ценный продукт с магнитными свойствами. Гигантским потоком движется необогащенная руда между полюсами сильных электромагнитов и послушно расходится на два русла.

Через трубу, помещенную в магнитное поле пропускают мутные отходы производства - вся грязь оседает на дне трубы.

Много проблем создает накипь в паровых котлах. Эффективным способом борьбы с этим является магнитная обработка.

Електромагнітний транспорт
Виблискуючи, величезними вікнами, вагон безшумно відійшов від платформи Відійшов без коліс, наче ширяв над бетонною естакадою. Відчуття таке, ніби не вагон рушив у дорогу, а все, що його оточувало, перетворилося у рухому кінострічку- настільки не-поземному м”ягко несуть вагон магніти. Ця новинка називається вагоном на магнітній підвісці. Цьому транспорту притаманні властивості, яких не має жодний інший вид - яка б не була погода потяг регулярно відправляється в рейси піднімаючи на борт тисячу пасажирів з багажем, швидкість понад 300 км за годину.


Друзі!
Позавчора Національний банк відкрив спецрахунок для перерахунку коштів на підтримку Збройних Сил України.

За першу добу на нього надійшло майже 300 млн грн, в тому числі перекази, що надходили у іноземній валюті.

☝️ Водночас ми отримуємо й уточнюючі запитання щодо реквізитів для здійснення переказів саме з-за кордону.

📍 Також додамо, що перекази краще здійснювати через систему SWIFT.

Ми будемо моніторити ситуацію, у разі потреби, оновлюватимемо реквізити та повідомлятимемо вам про це нашими каналами комунікацій.

Стежте за соцмережами НБУ та допомагайте Українській Армії! 💙 💛

⚡ Національний банк України ухвалив рішення відкрити спеціальний рахунок для збору коштів на підтримку Збройних Сил України.

Таке рішення ухвалене у зв’язку із введенням воєнного стану в Україні, збройною агресією РФ та небезпекою для державної незалежності України, її територіальної цілісності.

Про відкриття спецрахунку повідомив Голова Національного банку Кирило Шевченко у своєму відеозверненні зранку 24 лютого.

👉 Реквізити офіційного спеціального рахунку: UA843000010000000047330992708

Рахунок – мультивалютний, він створений та відкритий як для переказу коштів від міжнародних партнерів та донорів – у іноземній валюті (долари США, євро, британські фунти), так і від українського бізнесу та громадян – у національній валюті.

Підтримуємо Українську Армію! 🇺🇦

The National Bank of Ukraine has decided to open a special fundraising account to support the Armed Forces of Ukraine.

The central bank’s decision comes after the Ukrainian government imposed martial law throughout Ukraine in response to armed aggression by Russia and the renewed threat to Ukraine’s independence and territorial integrity.

NBU Governor Kyrylo Shevchenko announced the opening of this special account in his 24 February video address.

Читайте также: