Тэффи 11 класс конспект урока

Обновлено: 07.07.2024

Т.Л. Орнаментальная проза (начальные представления).

Цели: 1) Предлагаемый материал должен дать наиболее полное и всестороннее освещение литературного процесса 20-х годов; показать живой литературный процесс, наметить те проблемы, которые стоят в литературе этого периода, проблемы, разговор о которых будет продолжен при изучении монографических тем курса.

2) Обсуждая конкретные сюжеты, судьбы, идеи вывести современного школьника к рассмотрению глубочайших философских проблем, связанных с выбором жизненной позиции: человек и время, личность и государство, искусство и власть, свобода воли и государственная необходимость.

3) Воспитывать развитие свободной, сознающей себя и окружающее ответственную личность.

Литературный процесс – литературная жизнь определенной страны и эпохи, включающая эволюцию жанров, тематики и сбережение и различное использование классического наследия, переосмысление вечных тем, возникновение или угасание тех или иных общностей, систем, взаимосвязей литератур. Основные понятия, характеризующие литературный процесс, – художественные системы, литературные течения, направления, творческие методы.

1. Орг. момент. Тема и цели урока.

Эти воспоминания – ключ к пониманию литературной ситуации 20-х годов.

Рыдай, огневая стихия,
В столбах громового огня!
Россия, Россия, Россия –
Безумствуй, сжигая меня!

В твои роковые разлуки,
В глухие твои глубины, –
Струят крылорукие духи
Свои светозарные сны.

Не плачьте: склоните колени
Туда, в ураганы огней,
В грома серафических пений,
В потоки космических дней!

Сухие пустыни позора,
Моря неизливные слез –
Лучом безглагольного взора
Согреет сошедший Христос.

Пусть в небе – и кольца Сатурна,
И млечных путей серебро, –
Кипи фосфорически бурно,
Земли огневое ядро!

И ты, огневая стихия,
Безумствуй, сжигая меня,
Россия, Россия, Россия –
Мессия грядущего дня.

Это стихотворение Андрея Белого было написано в 1917 году. Оно как нельзя лучше характеризует ту обстановку, которая царила в стране, в творчестве.

2. Поэзия 20-х годов.

Современный взгляд на поэзию 20-х годов об Октябре, на фигуры поэтов, увидевших ХХ век совершенно иначе, чем до революции предполагает новый подход к осмыслению многих произведений. Силы притяжения к революции и одновременно потрясенности ее суровостью, глубина боли за человека и одновременно восхищения всеми, кто и в революции остался человеком, вера в Россию и опасения за её путь создавали поразительный состав красок, приемов на всех уровнях многих произведений. Новая проблематика заставляла обновлять и поэтику. Проанализировав стихотворения 20-х годов ХХ века, мы пришли к выводам.

Выразительное чтение стихотворения.

Возродил жанр баллады.

3. Сложные общественные условия.

  • Октябрьская революция.
  • Гражданская война.
  • Первая мировая война
  • НЭП.
  • Политика военного коммунизма.

Слайд 6. О Первой мировой войне:

ВОЙНА МНЕ ВСЮ ДУШУ ИЗЪЕЛА.

ЗА ЧЕЙ-ТО ЧУЖОЙ ИНТЕРЕС

СТРЕЛЯЛ Я В МНЕ БЛИЗКОЕ ТЕЛО…

РЕШИЛ ЛИШЬ В СТИХАХ ВОЕВАТЬ.

Я БРОСИЛ МОЮ ВИНТОВКУ…

ДРУГУЮ ЯВИЛ Я ОТВАГУ-

БЫЛ ПЕРВЫЙ В СТРАНЕ ДЕЗЕРТИР.

Слайд 7. Об Октябрьской революции:

В ТУ НОЧЬ ДО РАССВЕТА МЕЛЬКАЛА ИГОЛКА:

СШИВАЛИ МЫ ПОЛОСЫ КРАСНОГО ШЁЛКА

ПОЛОТНИЩЕМ ДЛИННЫМ, ПРЯМЫМ…

МЫ СШИЛИ КРОВАВОЕ ЗНАМЯ СВОБОДЫ,

МЫ БУДЕМ ХРАНИТЬ ЕГО ДОЛГИЕ ГОДЫ,

НО МЫ НЕ РАССТАНЕМСЯ С НИМ!

Слайд 8. О Гражданской войне:

ВСЕ ОБЩЕСТВО НА КРАСНЫХ–БЕЛЫХ ПОДЕЛИВ,

В НАДЕЖДЕ ОТСТОЯТЬ СВОЮ РОССИЮ –

ВСЕ НАХОДИЛИ СИЛ ПРИЛИВ.

СЫН НА ОТЦА ПОШЕЛ, ЗАБЫВ СВОИ ИСТОКИ,

МЫ СТЕРЖЕНЬ ПОТЕРЯЛИ – ТАКОВЫ ЕЁ ИТОГИ.

Слайд 9. Политика военного коммунизма:

В ПОПЫТКАХ ЧАСТНУЮ ТОРГОВЛЮ ЗАПРЕТИТЬ

ПРО ПРОДРАЗВЕРСТКУ ВЛАСТЬ НОВАЯ ЗАГОВОРИЛА.

В РАСПРЕДЕЛЕНИИ, ОПЛАТЕ УРАВНИЛОВКУ ВМЕНИТЬ,

ВОЙНУ ЗАКОНЧИТЬ ПОСКОРЕЙ СПЕШИЛА.

4. Особенности литературы 20-х годов.

В сфере литературы раскол общества, завершившийся революцией и гражданской войной, выразился в том, что после 1917 года литературный процесс развивался по трем противоположным и часто почти непересекающимся направлениям.

Слайд 11. Эмигрантская литература

В начале 20-х годов Россия познала эмиграцию миллионов русских людей, не желавших подчиниться большевистской диктатуре.

И. Бунин, А. Куприн, В. Набоков, И. Шмелев, М. Цветаева.

Оказавшись на чужбине, они не только не поддались ассимиляции, не забыли язык и культуру, но создали — в изгнании, в чужой языковой и культурной среде — литературу диаспоры, русского рассеяния.

Слайд 12. Советская литература:

Создавалась в нашей стране, публиковалась и находила путь к читателю.

Эта ветвь отечественной литературы испытывала на себе самое мощное давление политического пресса.

Слайд 13. Литературные направления:

  • Реализм пытался адаптироваться к мироощущению человека XX столетия, к новым философским, эстетическим реалиям. Обновленный реализм.
  • Социалистический реализм , новая эстетика, в основе которой лежит утверждение нормативных характеров в нормативных обстоятельствах.

5. Проза 20-х годов.

6. Литературные группировки.

Слайд 16. РАПП - российская ассоциация пролетарских писателей:

Слайд 17. ЛЕФ – левый фронт искусств:

Слайд 18. Имажинизм:

Слайд 20. ОБЕРИУ – объединение реального искусства:

Слайд 21. Конструктивизм:

Слайд 23. ОПОЯЗ – общество изучения поэтического языка

  • русская литературоведческая школа.
  • 1914-1925 гг.
  • Представители – Ю. Тынянов, В. Шкловский.

Слайд 24. Расцвет русской драматургии:

Слайд 25 - 26. Время поиска и эксперимента в литературе:

Главной темой в литературе было изображение революции и гражданской войны:

Художники широко использовали гротеск, фантастику, иронию и сатиру:

Слайд 26. 1929 год:

Этот год ознаменовал начало травли М. Булгакова, А. Платонова, Б. Пильняка.

С этого года было резко нарушено относительное равновесие сил.

В литературу перенеслись методы беспощадной политической борьбы.

Наступало новое время с новыми героями и новым пониманием вещей в произведениях.

Это была общая драма русской интеллигенции, пережитая ею на рубеже 20-х и 30-х годов.

7. Публицистика. Презентация 2. Слайд 1-10.

Писательская публицистика является неотъемлемой частью литературы.

Это жанр литературных произведений, стоящий на стыке художественной литературы и научной (социально-политической) прозы. Главное назначение публицистики – поднимать общественно-значимые и актуальные проблемы современной жизни, она берт на вооружение ораторское слово, её стилю свойственна повышенная и открытая эмоциональность.

Всех писателей объединяет общая тема осмысления революции, которая соприкасается с проблемой интеллигенции, народа и культуры. Все писатели ищут истоки катастрофы 1917 года, варварского отношения к культурному наследию, говорят о вине интеллигенции , забывавшей напоминать народу, что и у него есть обязанности, есть ответственность за свою страну. И В.Короленко, и И.Бунин, и М.Горький саркастично оценивают насаждение нового строя, факты насилия, запрет на оригинальную мысль. Они призывают бережно относиться к культурному достоянию страны и народа.

Исторические события, последовавшие после Октября 1917 года, заставили многих писателей изменить свои взгляды: М.Горький был вынужден приспособиться к большевистской идеологии. И.Бунин и В.Короленко еще более утвердились в своих убеждениях и до конца дней не признавали советскую Россию.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметные:

развитие умений определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения.

знакомство с основными этапами творческих биографий А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи; раскрытие особенностей художественного творчества писателей-сатириков, знакомство с творческой биографией М. М. Зощенко, раскрытие проблематики и идейной сущности произведений М. М. Зощенко, совершенствование навыка аналитической работы с эпическими произведениями малых жанров.

Оборудование. Портреты писателей, презентации

Мотивация к деятельности

У Зощенко был один грех: он имел несчастье родиться сатириком (Ю. Томашевский).

Человека жалко (М. Зощенко).

Многие считают Аверченко русским Твеном. Некоторые предсказывали ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он Русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы (Н. Тэффи)

Актуализация знаний

Биография и произведения Ильфа и Петрова

Вступительное слово учителя (краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика)

Ю. Томашевский: «Сатирикам везде и во все времена жить было куда как опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время.

Именно такими были Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи.

Презентации учащихся Н.Тэффи и М.Зощенко

В наше время М. Зощенко вновь занял свое достойное место в ряду с сатириком и юмористом.

Рассказы Зощенко похожи на очерки, сценки, репортажи. Он - обличитель массы, малокультурного городского мещанина, рвача, хапуги. Он резко высмеивал необразованность, невежество, бескультурье, политическую тупость своих сограждан. И многим это очень не нравилось, так как вместе с тем он обличал нравственную глухоту, спесивое помпадурство чиновников, их лакейство, безделье, паразитизм, прикрытые трескучей фразой. Он сатирик нравов, обличитель косности, всего того, что мешало и мешает нам жить.

Чередой проходят перед ребятами персонажи рассказов М Зощенко, и обучающимся есть над чем задуматься.

В переживаниях няньки передается состояние души сомой Тэффи и тех, кто волею истории оказался вдали от Родины.

Рассказы А.Аверченко. Беседа по содержанию

Рассказ "Виктор Поликарпович"

- Почему рассказ имеет такое название? Кто является главным и заглавным героем? (главный герой - суровый, прямолинейный, честный ревизор; заглавный - высокопоставленный чиновник из Петербурга, разработавший проект морского сбора)

- О чем рассказ? (о процветании взяточничества, бюрократизма русских чиновников; об их безнаказанности и произволе)

- Каким показан ревизор? (Он настоящий, постепенно выводит на чистую воду всех чиновников, по распоряжению которых взимался этот сбор (городовой Дымба - высокородие Пальцын - Павел Захарыч - его превосходительство+Виктор Поликарпович), неподкупный и принципиальный, он хочет наказать виновного. Когда же узнает, что это высокопоставленный чиновник из Петербурга Виктор Поликарпович, пыл его сразу же утихает.)

- Найдите общее между рассказом Аверченко и пьесой "Ревизор" Н. В. Гоголя? (город находится в глуши, сюда приезжает с проверкой ревизор по делу о взяточничестве).

2. Рассказ "Поэт"

- Кратко расскажите сюжет. О чем рассказ? (молодой назойливый поэт, считающий себя талантливым, обратился в редакцию журнала с просьбой опубликовать его стихотворение. Редактор журнала вежливо отказал ему, но молодой человек решил любым способом добиться публикации. В итоге редактор потерял контроль, обнаруживая это стихотворение везде, где только может, и пишет пиьмо издателю с просьбой освободить его от исполнения редакторских обязанностей, а на обороте листа находит все тот же текст.)

- Что высмеивает автор рассказа? (глупость, назойливость, пошлость и бездарность)

3. Рассказ "Робинзоны"

- В чем юмористичность ситуации, в которую попали герои рассказа? (на необитаемом острове оказались люди, совершенно далекие друг от друга по взглядам, убеждениям, жизненным принципам; один - сыщик Акациев - следит за тем, что делает другой - интеллигент Нарымский. Пров Акациев требует неукоснительного соблюдения законов Павлом и фиксирует все случаи отклонения от них, а сам эти же законы не выполняет, хотя образованный Нарымский постоянно напоминает ему об этом.

- В чем смысл этого рассказа? (это сатира на полицейский произвол и отсутствие законов в государстве, одинаково выполняемых всеми гражданами)

- У какого русского писателя на этот раз заимствовал ситуацию Аверченко? (Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил")

4. Рассказ "Русалка"

- На что направлены стрелы сатиры Аверченко в этом рассказе? (высмеивает непрактичность, романтизм, пародирует модернистов с их чрезмерной витиеватостью и изысками)

- Кто является героями этого рассказа? (художник Кранц, поэт Пеликанов, "третий в компании" Дерягин и речная русалка из рассказа Кранца)

- О чем рассказ? (Он романтик, читающий классиков, с утонченной душой человек, неожиданно для себя во время купания "душной, грозовой ночью" выловивший русалку, прельстившую его "печальными глазками" и "коралловыми губками". Сначала его отпугивает дурной запах рыбы. Потом оказывается, что красавица ругается, обладает отвратительными манерами. В конечном итоге он избавляется от своей возлюбленной, столкнув ее обратно в реку)

IV. Подведение итогов обсуждения

V. Домашнее задание

Подготовить анализ понравившегося рассказа писателей-юмористов

Уроки завершены. Их могло быть и больше. Материал огромен. Ребята окунулись в мир творчество великолепных писателей, составляющих красу и гордость отечественной литературы. И нашим ученикам можно позавидовать: в их жизни белых пятен будет меньше.

Урок литературы в 11 классе по теме

развитие нравственного сознания и поведения на основе усвоения общечеловеческих ценностей.

Метапредметные:

развитие умений определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; развитие навыков смыслового чтения.

знакомство с основными этапами творческих биографий А. Т. Аверченко, Н. А. Тэффи; раскрытие особенностей художественного творчества писателей-сатириков, знакомство с творческой биографией М. М. Зощенко, раскрытие проблематики и идейной сущности произведений М. М. Зощенко, совершенствование навыка аналитической работы с эпическими произведениями малых жанров.

Оборудование. Портреты писателей, презентации

Мотивация к деятельности

У Зощенко был один грех: он имел несчастье родиться сатириком (Ю. Томашевский).

Человека жалко (М. Зощенко).

Многие считают Аверченко русским Твеном. Некоторые предсказывали ему путь Чехова. Но он не Твен и не Чехов. Он Русский чистокровный юморист, без надрывов и смеха сквозь слезы (Н. Тэффи)

Актуализация знаний

Биография и произведения Ильфа и Петрова

Вступительное слово учителя (краткий рассказ о творчестве и биографии писателя-сатирика)

Ю. Томашевский: «Сатирикам везде и во все времена жить было куда как опасней, нежели представителям иных литературных профессий. Их арестовывали, называли врагами народа, видели в них злопыхателей и зубоскалов, которые мать родную продадут, лишь бы поехидничать, поиздеваться над временем и над людьми, с которыми они живут в одно время.

Именно такими были Михаил Зощенко, Аркадий Аверченко, Надежда Тэффи.

Презентации учащихся Н.Тэффи и М.Зощенко

В наше время М. Зощенко вновь занял свое достойное место в ряду с сатириком и юмористом.

Рассказы Зощенко похожи на очерки, сценки, репортажи. Он - обличитель массы, малокультурного городского мещанина, рвача, хапуги. Он резко высмеивал необразованность, невежество, бескультурье, политическую тупость своих сограждан. И многим это очень не нравилось, так как вместе с тем он обличал нравственную глухоту, спесивое помпадурство чиновников, их лакейство, безделье, паразитизм, прикрытые трескучей фразой. Он сатирик нравов, обличитель косности, всего того, что мешало и мешает нам жить.

Чередой проходят перед ребятами персонажи рассказов М Зощенко, и обучающимся есть над чем задуматься.

В переживаниях няньки передается состояние души сомой Тэффи и тех, кто волею истории оказался вдали от Родины.

Рассказы А.Аверченко. Беседа по содержанию

Рассказ "Виктор Поликарпович"

- Почему рассказ имеет такое название? Кто является главным и заглавным героем? (главный герой - суровый, прямолинейный, честный ревизор; заглавный - высокопоставленный чиновник из Петербурга, разработавший проект морского сбора)

- О чем рассказ? (о процветании взяточничества, бюрократизма русских чиновников; об их безнаказанности и произволе)

- Каким показан ревизор? (Он настоящий, постепенно выводит на чистую воду всех чиновников, по распоряжению которых взимался этот сбор (городовой Дымба - высокородие Пальцын - Павел Захарыч - его превосходительство+Виктор Поликарпович), неподкупный и принципиальный, он хочет наказать виновного. Когда же узнает, что это высокопоставленный чиновник из Петербурга Виктор Поликарпович, пыл его сразу же утихает.)

- Найдите общее между рассказом Аверченко и пьесой "Ревизор" Н. В. Гоголя? (город находится в глуши, сюда приезжает с проверкой ревизор по делу о взяточничестве).

2. Рассказ "Поэт"

- Кратко расскажите сюжет. О чем рассказ? (молодой назойливый поэт, считающий себя талантливым, обратился в редакцию журнала с просьбой опубликовать его стихотворение. Редактор журнала вежливо отказал ему, но молодой человек решил любым способом добиться публикации. В итоге редактор потерял контроль, обнаруживая это стихотворение везде, где только может, и пишет пиьмо издателю с просьбой освободить его от исполнения редакторских обязанностей, а на обороте листа находит все тот же текст.)

- Что высмеивает автор рассказа? (глупость, назойливость, пошлость и бездарность)

3. Рассказ "Робинзоны"

- В чем юмористичность ситуации, в которую попали герои рассказа? (на необитаемом острове оказались люди, совершенно далекие друг от друга по взглядам, убеждениям, жизненным принципам; один - сыщик Акациев - следит за тем, что делает другой - интеллигент Нарымский. Пров Акациев требует неукоснительного соблюдения законов Павлом и фиксирует все случаи отклонения от них, а сам эти же законы не выполняет, хотя образованный Нарымский постоянно напоминает ему об этом.

- В чем смысл этого рассказа? (это сатира на полицейский произвол и отсутствие законов в государстве, одинаково выполняемых всеми гражданами)

- У какого русского писателя на этот раз заимствовал ситуацию Аверченко? (Салтыков-Щедрин "Как один мужик двух генералов прокормил")

4. Рассказ "Русалка"

- На что направлены стрелы сатиры Аверченко в этом рассказе? (высмеивает непрактичность, романтизм, пародирует модернистов с их чрезмерной витиеватостью и изысками)

- Кто является героями этого рассказа? (художник Кранц, поэт Пеликанов, "третий в компании" Дерягин и речная русалка из рассказа Кранца)

- О чем рассказ? (Он романтик, читающий классиков, с утонченной душой человек, неожиданно для себя во время купания "душной, грозовой ночью" выловивший русалку, прельстившую его "печальными глазками" и "коралловыми губками". Сначала его отпугивает дурной запах рыбы. Потом оказывается, что красавица ругается, обладает отвратительными манерами. В конечном итоге он избавляется от своей возлюбленной, столкнув ее обратно в реку)

IV. Подведение итогов обсуждения

V. Домашнее задание

Подготовить анализ понравившегося рассказа писателей-юмористов

Уроки завершены. Их могло быть и больше. Материал огромен. Ребята окунулись в мир творчество великолепных писателей, составляющих красу и гордость отечественной литературы. И нашим ученикам можно позавидовать: в их жизни белых пятен будет меньше.

Конспект урока по литературе на тему

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Разработка конспекта урока для учащихся 11 класса по теме "Тэффи. Художественный мир писателя" (на примере рассказа "Вася Щеголёк". Форма урока: урок-рассуждение. К конспекту прилагается само произведение, которое используется для остановочного чтения на уроке.Материал будет полезным для учителей русской литературы. Конспект можно использовать для проведения урока по творчеству Тэффи.

Читайте также: