Внешнее строение и скелет пресмыкающихся 7 класс конспект

Обновлено: 05.07.2024

Внешнее строение пресмыкающихся можно рассмотреть на примере типичного представителя — ящерицы (прыткой, живородящей или зеленой).

Тело ящерицы разделено на отделы: голову, туловище, хвост и две пары конечностей. Снаружи тело покрывает плотная сухая кожа. В коже ящерицы нет желез. Это предохраняет организм животного от потери влаги в засушливой среде. В верхнем слое кожи образуется чешуя, но не костная, как у рыб, а роговая, более мягкая. Рост тела пресмыкающегося возможен только в результате линьки. При этом старый роговой покров отслаивается, лопается и у ящериц сходит лоскутами. У змей он отделяется, сползая, как чулок, со всего тела и называется выползком.

Голова овальной формы (у змей она может быть треугольной) покрыта крупными роговыми щитками (они даже имеют специальные названия). У примитивных ящериц, например агам, гекконов, голова и туловище покрыты однородной роговой чешуей.

Рот крупный, челюсти вооружены зубами: ими ящерица схватывает и удерживает добычу. Надо ртом видна пара ноздрей. Они сквозные и пропускают воздух в ротовую полость. Внутри ноздрей находятся органы обоняния, с помощью которых ящерицы воспринимают запахи. Изо рта ящериц и змей постоянно высовывается тонкий длинный язык, служащий животному для ощупывания и осязания окружающих предметов, для восприятия запахов. Глаза ящерицы прикрыты подвижными веками. Орган слуха у ящериц прикрыт барабанной перепонкой и кожей.

У змей края век срастаются, и глаза, как и все тело, покрыты роговым чехлом, только прозрачным. При линьке у змеи веки мутнеют и их старый роговой покров снимается вместе со всем выползком. В этом состоянии змеи довольно беззащитны, и на время линьки они прячутся.

Между головой и туловищем имеется перехват — шея. Она позволяет животному поворачивать голову в сторону звука или движущегося предмета, схватывать добычу и расправляться с ней. Туловище ящерицы слегка приплюснутое, мягкое. Хвост длинный, упругий. Он может обламываться, а затем восстанавливаться (регенерировать). Две пары ног широко расставлены по бокам тела, пальцы имеют когти. При движении ящерицы пресмыкаются — касаются телом земли (отсюда название этого класса; рис. 141).

Различные виды пресмыкающихся

Рис. 141. Различные виды пресмыкающихся: 1 — обыкновенная гадюка; 2 — прыткая ящерица; 3 — степная черепаха

В связи с наземным образом жизни и переходом к исключительно легочному дыханию тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуями и лишено желез.

Скелет у пресмыкающихся в большей мере, чем у земноводных, приспособлен к жизни на суше (рис. 142, Б). Череп имеет один выступ — мыщелок, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику. Это делает голову хорошо подвижной. Позвоночник ящерицы подразделяют на пять отделов: шейный, грудной, поясничный, крестцовый и хвостовой. В шейном отделе — 7-10 подвижных позвонков. Выделяются два первых — атлант и эпистрофей. Их сочленение увеличивает подвижность головы.

Строение тела ящерицы

Рис. 142. Строение тела ящерицы: А — внешнее строение: 1 — голова; 2 — туловище; 3 — хвост; 4 — передние конечности; 5 — задние конечности; Б — скелет: 1 — позвоночник; 2 — череп; 3 — пояс передних конечностей; 4 — пояс задних конечностей; 5 — плечо; 6 - предплечье; 7 — кисть; 8 - бедро; 9 — голень; 10 — стопа

К туловищным позвонкам (16-25) причленяются ребра. Передние, соединяющиеся с грудиной ребра образуют грудную клетку. Она предохраняет находящиеся в грудной полости органы (пищевод, трахею, сердце, легкие) от повреждений и участвует в механизме дыхания: расширяется при вдохе и спадает при выдохе. Ребра у змей причленены к позвонкам всей туловищной части позвоночника и не соединяются с грудиной: грудной клетки у змей нет.

К крестцовым позвонкам (их два) у ящерицы причленен пояс задних конечностей. Скелет поясов и свободных конечностей сохраняет общую схему строения, свойственную всем наземным позвоночным. Конечности ящериц широко расставлены в стороны, но бывают среди ящериц и безногие. Нет ног и у змей. В этих случаях пресмыкающиеся двигаются с помощью мощных мышц, прикрепленных к позвоночнику и ребрам, концы которых проступают через кожу и цепляются за неровности почвы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся

Образовательные: Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы, связанные с наземным образом жизни; Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с Земноводными.

Развивающие: Развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом; Учиться выделять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

Воспитательные: Продолжить формирования интереса к предмету;

Осуществлять экологическое воспитание учащихся.

Тип урока: урок нового знания

Формы работы: групповая, парная, фронтальная

Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011;

I . Организационный момент . Добрый день. Рада приветствовать всех присутствующих. Надеюсь на плодотворную совместную работу. (слайд 1 )

II . Повторение пройденного материала.

- Какой тип животных мы изучаем?

- С каким классом типа Хордовых мы с вами познакомились на предыдущих уроках?

- Как вы объясните это название?

Задание: Перед вами перечень признаков земноводных .Их надо распределить: какие из них являются приспособленностью к водной среде обитания, а какие к наземно-воздушной. (слайд 2 )

1.Кожа голая, покрыта слизью.

2.Среднее ухо с барабанной перепонкой.

5.Глаза имеют веки и слезные железы.

6.Имеют две пары конечностей

7.Имеют на задних конечностях перепонки.

8.Этапы развитие головастика.

Взаимопроверка. (слайд 3 )

“ Особенности внешнего строения земноводных, cвязанные с водой и воздушной -средой обитания”.

Приспособления к водному существованию

1.Кожа голая, покрыта слизью.

7.Имеют на задних конечностях перепонки.

8.Этапы развитие головастика.

Приспособления к наземному существованию.

2.Среднее ухо с барабанной перепонкой.

5.Глаза имеют веки и слезные железы.

6.Имеют две пары конечностей.

III . Изучение новой темы.

Создание проблемной ситуации.

Цель: вызвать у учащихся эмоциональную реакцию затруднения.

Раньше ученые животных, о которых будет идти речь на этом уроке, наряду с Земноводными относили к одной группе, объединяя под разными именами. Чаще всегда они фигурировали под именем “гадов”.(слайд 4)

Толковый словарь С.И.Ожегов

1. обычно мн. Пресмыкающееся или земноводное (устар. и прост.).

О каком классе будет идти речь? - Почему их объединили в одну группу “гады” вместе с земноводными? (слайд 5,6

- Были попытки разделить гадов на два отдельных класса – на “ голокожих”, или голых гадов и гадов “ твердокожих”. Карл Линней, характеризуя свой “ класс гадов”: “ кровь холодная, дыхание легочное”, отметил тем самым их близость в биологическом отношении. Кто же они? Что значит “ кровь холодная”, “ дыхание легочное”? (слайд 7,8)

Целеполагание и определение путей достижения цели

Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности.

Как можно сформулировать тему урока?

Итак, мы изучаем Пресмыкающихся. (слайд 9)

Какие цели вы поставите перед собой на этот урок?

Попытайтесь дать определение термину “Пресмыкающиеся”, (слайд 10) Слово "Рептилия" переводится с латыни как "Ползающая"

Изучение нового учебного материала

Цель: формирование основ теоретического мышления, развитие умений находить общее, высказывать свою точку зрения.

А.Общая характеристика класса

Какими признаки должны обладать настоящее наземные позвоночные.

Подумайте и обсудите в парах, какие системы органов изменились у пресмыкающихся по сравнению с земноводными, то есть что позволило им стать высокоорганизованными животными

1. покровы (защищают от иссушения)

2. органы передвижения (двигаться по суше)

3. органы дыхания (только лёгкие)

4. размножение (вне воды, эмбрион защищён от иссушения оболочками)

5. органы выделения (экономия воды)

6. органы чувств (осязание не кожей)

Б.Внешнее строение. Вид Прыткая Яшерица

Составьте рассказ, закончив предложения: (5-6 мин)

1.Тело ящерицы разделено на ….

2.Между головой и туловищем появилась …..

3. Тело покрыто …

4.На голове расположены …

5.Конечности расположены …

1.Тело ящерицы разделено на голову, туловище, две пары конечностей

2.Между головой и туловищем появилась шея.

3.Тело покрыто плотной сухой кожей

4.На голове расположены глаза, ноздри, барабанная перепонка, рот с зубами

5.Конечности расположены по бокам тела

6.Пальцы заканчиваются когтями

1.Тело ящериц и змей покрыто… кожей.

3. В верхнем слое кожи образуются … 4.Такой кожный покров - надежная защита пресмыкающихся от…

5.Рост тела сопровождается…

6.У змей во время линьки кожа сползает как чулок, и называется …

1.Тело ящериц и змей покрыт сухой кожей.

2. В коже пресмыкающихся нет желез.

3.В верхнем слое кожи образуются роговые чешуи.

4.Такой кожный покров - надежная защита пресмыкающихся от высыхания

5.Рост тела сопровождается линькой

6.У змей во время линьки кожа сползает как чулок, и называется выползок

1.Орган зрения - глаза

3.Орган обоняния - ноздри

4.Орган осязания- язык

5. Орган вкуса – язык

6. Орган слуха – барабанная перепонка и среднее ухо.

1.Орган зрения - глаза

2.Глаза прикрыты веками

3.Орган обоняния - ноздри

4.Орган осязания- язык

5. Орган вкуса – язык

6.. Орган слуха – барабанная перепонка и среднее ухо

1) Почему тело ящерицы покрыто плотной сухой кожей, лишено желез, выделяющих слизь? (Переход к наземному образу жизни и легочному дыханию не требует влажной кожи)

2) Как происходит рост ящерицы?

(рост сопровождается линькой: стары покров отслаивается, лопается и сходит лоскутами, под ним новый )

3. В чем особенность расположения конечностей у ящерицы (Они располагаются по бокам туловища).

4. Ящерица - лакомство для хищников, которые чаще хватают ее за длинный упругий хвост, как она себя спасает? ( обламывает хост, потом он отрастает- регенерирует)

Вывод: внешнее строение говорит о приспособлености к жизни в наземно –воздушной среде.

В. ОДС пресмыкающихся. Рассказ учителя и Фронтальная беседа.

1.Каковы черты сходства?

(скелет тела состоит из тех же отделов: скелет головы, скелет Туловища, ск. Конечностей и ск. поясов конечностей

2.Каковы черты отличия?

( увеличивается количество позвонков в шейном отделе позвоночника 7, что позволяет поворачивать голову; появляется грудная клетка: грудина, ребра, туловищные позвонки)

3.Какую функцию выполняет грудная клетка?

( защита внутренних органов, участвует в дыхании)

Задание3 : заполнить схему ОДС. ( работа в паре)

Рефлексия: Что нового и полезного узнали?

Д/з Параграф 40 пересказ. Задание самым любознательным: узнать интересные 5 факты из жизни пресмыкающихся .

Данный урок разработан на основе системно - деятельностного подхода.

ВложениеРазмер
konspekt.docx 162.77 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Юрина Александра Викторовна

Регион: Республика Коми

(на основе системно – деятельностного подхода)

Цель: создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся

1. Рассмотреть особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы, связанные с наземным образом жизни;

2. Выделить характерные черты усложнения в их организации по сравнению с Земноводными.

1. Развивать умения учащихся работать с учебником, раздаточным материалом;

2. Учиться выверять главное, анализировать, сравнивать, обобщать, делать соответствующие выводы.

1. Продолжить формирования интереса к предмету;

2. Осуществлять эстетическое воспитание учащихся.

Тип урока: урок нового знания

Формы работы: групповая, парная, фронтальная

  1. Константинов В.М., Бабенко В.Г., Кучменко В.С. Биология: Животные: Учебник для учащихся 7 класса – М.: Вентана – Граф, 2011;
  2. Картинки с изображением крокодила, черепахи, ящерицы и т.д.;
  3. Мультимедийная презентация;
  4. Интерактивная доска.

Учитель: Здравствуйте, садитесь. Я рада видеть вас, и надеюсь, что наш урок принесёт вам новые открытия.

  1. Мотивация к учебной деятельности и актуализация знаний

Учитель: Сегодня на уроке речь пойдёт об удивительных и необычных животных, о которых сложено много легенд. И для того, чтобы выяснить, что это за удивительные и необычные существа, я прошу вас охарактеризовать животных, которых вы увидите одним - двумя словами.

  1. змеи ( способны к гипнотическому взгляду )
  2. черепахи ( долгожителями )
  3. крокодилы ( кровожадны )
  4. ящерицы ( юркие )
  5. хамелеон ( переменчив )

Учитель: Молодцы. А каким общим словом - прилагательным можно назвать животных, которых вы увидели?

Ученик: таинственные, удивительные и т.д.

Учитель: Замечательно. Так их называют в простой жизни, а кто из вас знает, как их называют с точки зрения науки биологии?

Ученик: Пресмыкающиеся или Рептилии

Учитель: Правильно. Исходя из этого, кто догадался, какова тема нашего сегодняшнего урока?

Ученик: Класс Пресмыкающиеся. Особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся Слайд 7

Учитель: Верно. Скажите, а особенности внешнего и внутреннего строения, какого класса животных вы изучили на прошлых уроках?

Учитель: А как вы думаете, кто появился позднее – Земноводные или Пресмыкающиеся?

Учитель: Правильно. Тогда можем ли мы утверждать, что они наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными?

Ученик: Да, мы можем утверждать, что пресмыкающиеся наиболее высокоорганизованные животные, по сравнению с земноводными

Учитель: А высокоорганизованные – это, какие?

Ученик: Наиболее приспособленные

Учитель: А всё ли мы про них знаем?

1. покровы ( защищают от иссушения )

2. органы передвижения ( двигаться по суше )

3. органы дыхания ( только лёгкие )

4. размножение ( вне воды, эмбрион защищён от иссушения оболочками )

5. органы выделения ( экономия воды )

6. органы чувств ( осязание не кожей )

Учитель: А теперь давайте проверим, всё ли мы назвали. Слайды 9 -10

Так как мы с вами сказали, представители класса Пресмыкающихся отличаются от представителей класса земноводных, какова тогда цель нашего урока?

Ученик: изучить особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни Слайд 11

Учитель: А знаете ли вы самых распространённых представителей Класса Пресмыкающихся, которые обитают в Республике Коми? А вы с ними встречались? Где? А вы можете рассказать? (ответы учащихся)

Учитель: Как вы думаете, что нам поможет достичь для достижения цели сегодняшнего урока, то есть какие источники информации? (ответы учащихся)

Учитель: А я предлагаю вам поработать в группах. Для этого я прошу вас разделится на 5 групп. Каждая группа будет выполнять своё задание и затем выступать. Задания касаются особенностей внешнего строения Пресмыкающихся. Для облегчения и полноты раскрытия рассказа каждой группе даны подсказки. (Задания для групп – Приложение № 1)

  1. Представление результатов работы (после выступления каждой группы

учитель при необходимости корректирует и дополняет ответы учащихся)

Ответы групп учащиеся записывают в рабочие листы ( Приложение № 2 )

Выступление группы № 1. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы

Дополнение №1 : Веки у змей срослись и, став прозрачными, как линзы покрывают глаза.

Выступление группы № 2. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы

Дополнение № 2: Нередко во внутренних слоях кожи над роговыми щитками развиваются костные пластины. Срастаясь, роговые и костные пластинки образуют особенно прочные щитки, которые подобно латам укрывают тело животных (к примеру, у крокодилов и черепах).

Учитель: Кожа пресмыкающихся надёжно защищает от иссушения, но одновременно с этим она препятствует… (росту). Поэтому рост пресмыкающихся происходит в период линьки.

Выступление группы № 3. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы

Дополнение № 3: Сухой роговой покров мешает росту, поэтому пресмыкающиеся регулярно линяют: ороговевший слой кожи и чешуи отслаиваются и сходят кусками, либо целиком. Крокодилы и черепахи не линяют

Выступление группы № 4. Проверяют правильные ответы и записывают в рабочие листы

Выступление группы № 5. Проверяют правильные ответы

Учитель: Ребята, как вы понимаете, изменения произошли не только во внешнем строении, но и скелете пресмыкающихся.

У вас в рабочих листах есть рисунки скелета пресмыкающихся. Обратите на них внимание и скажите, какие изменения произошли в скелете в связи со сменой образа жизни пресмыкающихся по сравнению с земноводными.

  1. Череп имеет мыщелок – это выступ, которым задняя часть черепа причленяется к позвоночнику.
  2. Позвоночник подразделяется на 5 отделов (шейный, грудной, поясничный, кресцовый и хвостовой (у земноводных – 4 отдела)
  3. В шейном отделе выделяются 2 первых позвонка – атлант и эпистрофей.
  4. Рёбра соединяются с грудиной и образуют грудную клетку

1. Пресмыкающиеся – это настоящие наземные животные. (ДА)

2. Пресмыкающиеся могут обламывать свой хвост и вновь его восстанавливать. (ДА)

3. К пресмыкающимся относят различные виды ящериц, змей, тритонов, крокодилов и черепах. (НЕТ)

4. Тело пресмыкающихся покрыто роговыми чешуйками и лишено желез. (ДА)

5. Для пресмыкающихся характерна периодическая смена покровов – линька (ДА)

6. Ящерицы и змеи постоянно высовывают язык, выполняющий у них функцию жала. (НЕТ)

Учитель: Молодцы. Исходя из цели урока, что мы узнали о внешнем строении и особенностях скелета пресмыкающихся (ответы учащихся)

8. Рефлексивно-оценочный этап

Учитель: А теперь я предлагаю вам решить несколько биологических задач

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учебник: В.М. Константинов, В.Г. Бабенко, В.С. Кучменко. Биология. 7 класс: учебник для ОУ (Алгоритм успеха), ФГОС – Москва. Издательский центр Вентана-Граф, 2014. – 285 с.

Название раздела, темы: Тип Хордовые. Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

  • создать условия для формирования знаний об особенностях строения и процессов жизнедеятельности пресмыкающихся.
  • знать – особенности внешнего строения и скелета Пресмыкающихся на примере прыткой ящерицы, связанные с наземным образом жизни.
  • уметь – выделять характерные черты усложнения в их организации по сравнению с Земноводными.
  • регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
  • коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
  • познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Учитель: Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Давайте начнем наш урок с улыбки друг другу. Я надеюсь, что наш урок принесёт вам новые знания и открытия.

1 этап. Мотивация к учебной деятельности. Учитель:

Сегодня на уроке речь пойдёт об удивительных и необычных животных, о которых сложено много легенд. Трудно назвать другую группу животных, которые вызывали бы у человека такое чувство настороженного интереса, и, пожалуй, даже некоторого суеверного страха.

Записывают в тетради. Систематика класса! 7000 видов.

Отряды – Чешуйчатые, Крокодилы, Черепахи, Клювоголовые.

Учитель: Подумайте и обсудите в группах, какие изменения во внешнем строении пресмыкающимся по сравнению с земноводными позволили завоевать сушу? Сухая кожа, линька, шея, когти, третье веко.

(ответы учеников). Постановка проблемы. Как вы думаете, для чего нам необходимы знания об этой группе животных? Почему этих животных отнесли к одному классу? Попробуйте сформулировать цель нашего урока? Ученик: изучить особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся в связи с наземным образом жизни. 3 этап Открытие новых знаний через учебное действие. Раздел зоологии, изучающий пресмыкающихся, называется герпетологией. А специалисты, занимающиеся изучением рептилий – герпетологи. Вот и мы сегодня давайте побудим немного герпетологами и изучим особенности внешнего строения и скелета пресмыкающихся. Учитель: А я предлагаю вам поработать в группах. Каждая группа будет выполнять своё задание и затем выступать. Задания касаются особенностей внешнего строения и скелета пресмыкающихся. Для облегчения и полноты раскрытия рассказа каждой группе даны подсказки. (Задания для групп – Приложение № 1) 4 этап Выяснение места и причины затруднения. Выступают 1 и 2 группы. Физкультминутка (проводит ученик).

Установить соответствие признаков между классами Рыбы, Земноводные и Пресмыкающиеся.


Видеоурок рассказывает об особенностях внешнего строения пресмыкающихся, связанных с наземным образом жизни (на примере ящерицы прыткой). В ходе урока учащиеся познакомятся с местами обитания и образом жизни рептилий. Рассмотрят покровы тела пресмыкающихся, узнают, что такое линька. Урок содержит множество красочных иллюстраций, которые способствуют развитию познавательного интереса и помогут учащимся лучше усвоить материал.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Общая характеристика и внешнее строение пресмыкающихся"

Пресмыкающиеся, или Рептилии, – это первый класс настоящих наземных позвоночных животных. Их размножение и развитие происходит на суше. Класс насчитывает более шести тысяч видов, что составляет около 12% от всего видового разнообразия позвоночных.


К пресмыкающимся относятся змеи, ящерицы, черепахи и крокодилы.


Их можно встретить в жарких пустынях, во влажных местообитаниях и даже в водной среде. Но наибольшей численности они достигают в районах с тёплым и умеренным климатом.

Пресмыкающиеся имеют разнообразную окраску. Для большинства видов характерна покровительственная окраска, благодаря которой животное становится незаметным на фоне окружающей среды, что позволяет ему успешнее скрываться от врагов. Одни виды, живущие в пустынях, имеют светлую и песочную окраску. Другие, живущие на скалах, часто имеют тёмный, почти чёрный цвет. Третьи виды, ползающие по стволам деревьев, покрыты пятнами, напоминающими кору. Древесные виды имеют окраску, маскирующую их под цвет листвы. Некоторые пресмыкающиеся, например хамелеоны, способны изменять окраску своего тела за сравнительно короткое время.


Большинство рептилий – хищники или насекомоядные, но есть и растительноядные виды, например, сухопутные черепахи.


Внешнее строение пресмыкающихся на примере ящерицы прыткой

Это небольшое животное, достигающее в длину 20 сантиметров. Имеет зеленовато-бурую окраску, которая делает её незаметной среди травы и камней.

Ящериц можно встретить на освещённых солнцем лесных полянах, где днём они охотятся на насекомых, отыскивают личинок, а ночью прячутся в норках, под камнями или корой пней.


Тело подразделяется на голову, шею, туловище и хвост.

Спереди голова заострена, и подвижно соединяется с туловищем короткой толстой шеей. На голове располагаются глаза, которые защищены подвижными верхними и нижними веками. Есть прозрачное или полупрозрачное третье веко – мигательная перепонка, которая позволяет защищать или увлажнять глаз без потери видимости. На переднем крае головы располагаются ноздри и рот. Челюсти имеют зубы. Периодически ящерица высовывает изо рта длинный, тонкий, раздвоенный на конце язык, который служит органом осязания и вкуса. Позади глаз находятся барабанные перепонки.


Хвост длинный, упругий, у многих видов в нём накапливаются запасы жира. Во время опасности ящерицы могут непроизвольно отбрасывать хвост, оставляя его в когтях или в пасти хищника. Позже хвост снова отрастает – регенерирует.


По бокам тела расположены передние и задние конечности. Каждая нога имеет по пять пальцев, которые заканчиваются коготками. Перепонок между пальцами нет.

Тело рептилий располагается параллельно земле, оно как бы подвешено на ногах. Передвигаясь, эти животные касаются земли туловищем или хвостом, отсюда и происходит их название – пресмыкающиеся.

Ящерицы способны быстро бегать, при этом их туловище и хвост изгибаются, помогая движению.

Многие виды пресмыкающихся умеют плавать.


Тело покрыто сухой кожей, которая лишена желез и покрыта роговым покровом в виде чешуй и щитков. У ящериц роговые чешуйки черепицеобразно налегают друг на друга. У черепах сросшиеся щитки формируют сплошной прочный панцирь. Роговой покров защищает тело от механических повреждений, препятствует испарению влаги, что и позволило рептилиям заселить засушливые места обитания.

Ороговевшая кожа мешает росту, поэтому несколько раз в год пресмыкающиеся её сбрасывают – линяют. Пока новая кожа не затвердеет, они быстро растут. Змеи целиком сбрасывают роговой покров, при этом образуется сброшенная шкура змеи.

Читайте также: