Обучающее изложение от третьего лица журавли 5 класс быстрова конспект

Обновлено: 07.07.2024

Дидактическая : показать роль описания деталей предмета в художественном тексте; формировать умение определять тип текста, его основную мысль, умение составлять план текста, пересказывать текст от третьего лица.

Развивающая : способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся.

Воспитательная : формировать культуру учебного труда.

Цели как деятельность учеников:

Метапредметные: способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать языковые средства для успешного решения коммуникативных задач.

Предметные: знать характеристики выборочного изложения (воспроизведение одной из микротем, находящейся в разных частях исходного текста); уметь выделять по опорным словам в частях исходного текста микротему; излагать одну из микротем исходного текста с изменением формы лица рассказчика.

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, гордость за него; потребность сохранить чистоту языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию.

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание

Цель: активизировать внимание учащихся, настроить на работу.

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Слушают учителя. Демонстрируют готовность к уроку.

Личностные: положительно настроиться на урок.

Регулятивные: планировать необходимые действия.

II. Формулирование темы и целей урока

Цель: включить учащихся в работу, активизировать опорные знания.

Учитель предлагает посмотреть за окно. Что мы там видим? Какое время года? Какая погода? Какие деревья? Много ли листочков на них осталось?

Учитель уточняет, что будут писать выборочное изложение с изменением лица.

Учитель выводит на слайде презентации цель урока.

Учащиеся отвечают на вопросы учителя и приходят к выводу, что будут писать изложение.

Учащиеся формулируют цель урока.

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать цель урока.

3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Слушать, задавать вопросы, отвечать на вопросы, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

III. Актуализация знаний и подготовка к написанию изложения.

Цель: научить работать с текстом изложения.

Учитель выводит на слайде презентации текст изложения.

Последний лист орешника.

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся – висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

1. Введение в тему изложения.

- Прочитайте название текста. Что вы можете предположить о содержании этого текста по его заглавию? Проверим ваши предположения.

2. Чтение текста учителем.

- Подтвердились ли ваши предположения?

3. Работа с текстом. Анализ языковых средств.

- Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена.

- К какому типу речи можно отнести этот текст?

- Найдите слова, которые характеризуют осенний лес.

- Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?

4. Составление примерного плана.

- Основная мысль раскрывается автором с помощью сопоставления осеннего леса и листка на орешнике. Выделите в тексте эти описания.

5. Сведения об авторе.

- Вспомним автора текста. Кто он?

- Какую задачу ставит перед собой В.М.Песков? Ваша задача – написать изложение от 3 лица. Помимо местоимения он можно использовать контекстные синонимы главный герой , В.М.Песков , рассказчик .

Возможные варианты дальнейшей работы:

1) запись по памяти изложения по вопросам;

2) выборочное списывание по вопросам;

3) запись ответа на один из вопросов.

Учитель создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом.

Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?

Учащиеся записывают определения, составляют план изложения:

1.Всё осыпалось после морозов и обильного снега.

2.Лес чёрный, пустой и холодный.

3.Жёлтый живой огонёк.

Выделяют в тексте описания.

С помощью учителя выполняют орфографический и пунктуационный анализ текста, лексический анализ слов со звёздочкой.

Отвечают на вопросы учителя о В.М.Пескове ( Автор написал текст для читателей. В нём он передает своё отношение к листочку орешника, который увидел в осеннем лесу, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение. )

Воспитывать нравственные чувства, эмоциональное отношение к красоте природы.

Иметь желание осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению; проявлять способность к самооценке своих действий, поступков.

1. Владеть приёмами рационального слушания.

2. Выделять в процессе обсуждения значимые части текста.

3. Воспроизводить прослушанный и прочитанный текст с заданной степенью свёрнутости (пересказ, план, ключевые слова).

4. Адекватно использовать речевые средства в соответствии со стилевой и жанровой принадлежностью текста.

1. Вычитывать все виды текстовой информации, использовать различные виды чтения.

2. Владеть приёмами продуктивного чтения, соблюдая его этапы.

Цель: снять физическое и психологическое напряжение.

Выполняют упражнения за учителем.

Выполнять действия по заданному образцу, правилу.

V. Написание изложения.

Цель: научиться правильно оформлять свои мысли на письме.

Текст изложения учитель читает еще раз.

Сначала учащиеся пишут изложение (или выбранный вариант задания для более слабых детей) в черновике.

Затем изложение проверяется, редактируется.

Осознавать свои возможности в учении; понимать причины своего успеха/неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Систематизировать собственные знания.

Работать по плану.

1. Соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме).

2. Редактировать письменное высказывание.

Цель: развить умение видеть ошибки в письменной работе, контроль.

Переписывают изложение в тетрадь по развитию речи. Ещё раз проверяют написанное.

1.Выполнять действия по алгоритму.

2.Контролировать, корректировать, проявлять волевую саморегуляцию в ситуации затруднения.

Цель: обобщить полученные знания на уроке, оценить деятельность учащихся.

Организовывает рефлексию, задаёт вопросы: что интересного на уроке вы узнали? чему научились? что вызвало затруднение? что полезного для вас было? что пригодится в будущем? над чем заставил задуматься материал урока? и т.п. Для оценки работы можно использовать смайлики или другие карточки.

Отвечают на вопросы учителя, оценивают собственную учебную деятельность.

Оценивать результат, соотносить результат с целью.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная технология. Технологическая карта. Раздел "План и карта", тема "Координаты".

Особенности модульной технологии. Добивается желаемого результата. Происходит коррекция (разного уровня задания) на “3” справляются все. При желании можно получить положительную и хор.


Технологические карты для школьного питания (62 карты)

Технологическая карта № 1 Наименование кулинарного издел.


Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса.

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию".

Технологическая карта мастер-класса по теме « Использование современных информационных технологий (МТК- мастер технологических карт) в обучении школьников в условиях внедрения ФГОС вто.



Цели урока: сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Птицы шли по небу ровно, спокойно, красиво. Но находились озорники, которые не желали добра птицам, хотели расстроить их порядок. Бывало, какой-нибудь босоногий заводила вдруг вопил истошным голосом: Передней птице С дороги сбиться, Последнюю птицу - Вицей, вицей. Хомут на шею! Хомут на шею! И часто журавлиный треугольник неожиданно начинал ломаться, птицы, летевшие сзади, рвались вперед либо уходили в сторону, а вожак, словно испугавшись, что он остался впереди совсем один, круто осаживал, делал поворот и пристраивался в хвост колонны.

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Работа по тексту.
Как встречали ребята журавлей? Обратите внимание на то, как оформлена закличка. Как можно озаглавить эту часть? О какой шалости вспоминает автор в рас-сказе? Почему взрослые неодобрительно относились к ней? Какой урок извлёк мальчик для себя? Озаглавьте эту часть. В чём заключалось раскаяние мальчишек? Как можно озаглавить эту часть?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок 112. Подготовка к контрольному изложению от 3-го лица по тексту В. Астафьева (упр. 547)

Цель деятельности учителя: Актуализировать и восстановить знания об алгоритме изложения по заданному тексту, обучать редактированию текста, устранять повторы.

Тип урока: Урок развития речи.

Планируемые результаты:

Предметные: знать о возможности использования существительных синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Методы и формы обучения: Наблюдение над языком; эвристический метод; индивидуальная, групповая.

Оборудование: Экран, компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал: презентация по теме урока

Основные понятия: Художественный стиль речи, противопоставление.

Технологическая карта урока

Вступительное слово учителя:

- Ребята, какое дерево является символом России (Берёза)

Индивидуальное задание учащихся

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится
И гнётся, - но не ломится!

- Как вы думаете, почему мы сегодня говорим о берёзе? (Ответы учащихся)

2. Актуализация знаний:

- Я предлагаю вам познакомиться с текстом В.Астафьева из учебника (упр. 547)

(Чтение текста учителем)

Беседа по прочитанному:

3. Выявление места и причины затруднения.

Эвристическая беседа

- Где находится санаторий? (На юге страны)

- Куда пошёл гулять главный герой? (В парк)

- Почему парк называется приморским? (Действие происходит на море)

- Чем поразил автора парк? ( Тем, что там росли деревья и кустарники со всего мира)

- Что увидел автор среди заморских кущ? (Берёзы)

- Как появились берёзки в парке? (Учащиеся находят в тексте и зачитывают эпизод)

- Что наполнили берёзки автору? (Ответ учащихся)

Словарная работа. Учитель сообщает учащимся, что такой приём в литературе носит название

- Подберите синоним к слову куща. (Заросли).

Ответы учащиеся записывают в тетрадь.

- Почему главный герой не поверил своим глазам? Что означает это выражение? (Потому что удивился)

- Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берёз? Запишите эти глаголы в тетрадь.

- Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берез и чужеземных растений? (Покойно взгляду после ошеломляющего блеска… бьющей в глаза растительности)

Учитель сообщает, что такой приём в художественном тексте называется противопоставлением.

Понятие записывается в тетрадь.

- Как появились берёзки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, и они прижились)

- В чём была особенность их роста? Запишите свой ответ (… листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…)

- Найдите в тексте описание берёзовых листьев автором. (… на нежной зелени зазубренных листьев)

- как вы думаете, почему? (Они будто стремились на Родину)

- О чём вспомнил автор, глядя на берёзки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа).

- Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

4. Физминутка.

Мы на плечи руки ставим, (Дети приставляют руки к плечам.)
Начинаем их вращать. ( Вращают плечи вперед и назад.)
Так осанку мы исправим, раз-два-три-четыре-пять! (Выпрямляются.)
Руки ставим перед грудью, (Сгибают руки в локтях перед грудью.)
В стороны разводим. (Рывки руками в стороны.)
Мы разминку делать будем при любой погоде. (Поворачиваются вправо и влево.)
Руку правую поднимем, (Правая рука поднимается вверх.)
А другую вниз опустим. (Левая рука опускается вниз.)
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками. (Меняют положение рук.)
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте. (Дети шагают на месте.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

План урока способствует развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся.

Конспект урока

по русскому языку в 5 классе

Тема урока: выборочное изложение с изменением лица.

Цель: сформировать умение написания выборочного изложения текста от третьего лица.

Задачи урока:

способствовать развитию и совершенствованию творческих возможностей учащихся,

развивать умения школьников в определении типа текста, его основной мысли;

способствовать развитию умений написания выборочного изложения текста от третьего лица.

Структура урока:

1. Орг. момент

Приветствие детей, эмоциональный настрой на работу.

2. Cообщение темы урока

- Сегодня нам предстоит интересная работа, а именно мы будем учиться писать выборочное изложение с изменением лица. Как вы думаете, что значит написать выборочное изложение?

- При выборочном изложении пересказывается не весь текст, а только какая-та его часть, связанная с определенной микротемой. В тексте материал, относящийся к заданной теме, может быть расположен в одном месте, но может быть и разбросан. В этом случае нужно предварительно выбрать необходимый материал.

- Прочитайте задание в 420 упражнении и назовите задачи на сегодняшний урок.

3. Анализ текста

Учитель читает текст

Я стою перед этим последним прозрачным листком и любуюсь им. Каким чудом остался он после морозов, после обильного снега? Всё ведь осыпалось. Осиновый лист успел уже почернеть на земле. Пожухла* жёлтая осыпь в березняках. Под лиственницей лежит пушистый оранжево-сизый* сугроб хвои.

Весь лес чёрный, пустой и холодный. И в этом прозрачном, продрогшем сумраке издали виден листок на орешнике. Куст облетел, а этот листок на кончике ветки маячит жёлтым живым огоньком.

Обхожу осторожно, боясь зацепить ветку. Оглянулся - висит. Всё уснуло в лесу. Всё готово к зиме. Только один листок упорно светится в чёрном лесу.

- К какому типу речи относится данный текст и почему? (повествование с элементами описания)

- Определите основную мысль текста. Найдите слова, в которых она выражена.

- Почему автор остановился перед этим прозрачным листком и залюбовался им?

4. Словарная работа

В данном тексте есть слова, лексическое значение которых вы можете не знать. Давайте запишем толкование некоторых слов (на слайде).

Обильный. 1.Имеющийся в обилии, с избытком, в высшей степени достаточный. 2.Богатый чем-нибудь.

Пожухнуть. Высыхая, тускнеть, становиться жёстким.

Осыпь (спец.). Нанос вследствие осыпания горной породы.

Березняк. Берёзовый лес.

Сизый. Тёмно-серый с синеватым оттенком

Маячить. Виднеться в отдалении.

5. Сбор материала к изложению

Чтобы написать выборочное изложение, нужно собрать материал по одной микротеме. Давайте найдем в тексте описание последнего листка на орешнике. (запись в тетрадях, на слайде)

6. Чтение текста 2-й раз.

7. Работа с изложением

Написание изложения в черновиках. Один из учащихся представляет свою работу, остальные слушают. Под руководством педагога осуществляется проверка. Переписывают в чистовик.

Читайте также: