Проблемная лекция по психологии конспект

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Психологическая готовность ребёнка к школе.

Пояснительная записка

Тема : Психологическая готовность ребёнка к школе.

Тип лекции: популярная.

Аудитория: родителей детей дошкольников 6-7 лет.

Цель лекции: сформировать представление о психологической готовности к школьному обучению.

Дать представление о психолого-педогогической готовности к обучению.

Раскрыть понятие психологической готовности к школьному обучению.

Раскрыть задачи психодиагностики.

Рекомендуемая литература для слушателей :

Гиппенрейтер Ю.Б., Астрель 2008.

Котырло В.К. Развитие волевого поведения у дошкольников – Киев 1971

- Найди, что не подходит

4. Чистякова М.И. Психогимнастика. М.,1990.

План лекции:

Психолого-педогогическая готовность к школе.

Психологическая готовность к школе.

Мотивационная готовность к учению.

Уровень развития произвольного поведения.

Уровень интеллектуального развития.

Развитие фонематического слуха.

Вводная часть.

Я думаю, всех вас волнует, как ваши дети будут учиться, комфортно ли им будет на занятиях, будут ли они с радостью посещать школу? Ответы на эти вопросы тесно связаны с психолого-педогогической готовностью детей к обучению.

Предполагаемые ответы ( 5-7 минут):

- Ребенок должен уметь читать, считать.

- Хорошо должны быть развиты навыки речевого общения.

- Знания об окружающем мире.

- Развитая мелкая моторика рук.

- Важно положительное отношение к учению.

Тема готовности ребенка к школе в отечественной психологии опирается на труды Л.С.Выготского , Л.И.Боженко, А.В.Запорожца, Д.Б.Эльконина.Впервые вопрос о готовности детей к началу школьного обучения возник в конце 40-х годов, когда было принято решение о переходе к обучению детей с 7 – летнего возраста ( ранее обучение начиналось в 8 лет). Именно с той поры не затухает интерес к определению готовности ребенка к регуляторному обучению. Всплеск интереса во второй раз возник в 1983 году – после знаменитого решения об обучении с шести лет. И снова перед обществом встал вопрос о зрелости ребенка, сформированности предпосылок учебной деятельности.

Сегодня обучение проникает уже в дошкольные учереждения в виде формирования навыков чтения, письма, устного счета. Педагогическая наука решает не менее важный, тесно связанный с “готовностью”, вопрос о преемственности дошкольного и начального школьного образования.

Проблема готовности ребенка и детской популяции в целом к началу школьного обучения рассматривалась в течение последнего десятилетия практически всеми авторами, работающими в “детстве”. Позиции большинства авторов сходятся в следующем: основной причиной, так называемой неготовности ребенка к началу школьного обучения, является “низкий уровень функциональной готовности”, так называемая школьная незрелость, т.е. несоответствие степени созревания определенных мозговых структур, нервно-психических функций задачам школьного обучения. Поступление в школу и начальный период обучения вызывают перестройку всего образа жизни и деятельности ребенка. Этот период одинаково труден для детей, поступающих в школу и с 6 , и с 7 лет. Наблюдения физиологов, психологов и педагогов показывают, что среди первоклассников есть дети, которые в силу индивидуальных психофизиологических особенностей трудно адаптируются к новым для них условиям, лишь частично справляются (или не справляются вовсе) с режимом работы и учебной программой.

Ребенок, поступающий в школу, должен быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, он должен достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития. Учебная деятельность требует определенного запаса знаний об окружающем мире, сформированности элементарных понятий. Ребенок должен владеть мыслительными операциями, уметь обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира, уметь планировать свою деятельность и осуществлять самоконтроль. Важны положительное отношение к учению, способность к саморегуляции поведения и проявление волевых усилий для выполнения поставленных задач. Не менее важны и навыки речевого общения, развитая мелкая моторика руки и зрительно-двигательная координация. В познавательной сфере, в свою очередь, как наиболее важные рассматриваются параметры произвольности познавательной деятельности и уровень развития наглядно-образного мышления. Поэтому понятие “готовность к школе” - комплексное, многогранное и все сферы жизни ребенка.

2. Основная часть.

Педагогическая готовность – это запас знаний, умений и навыков, имеющийся у ребенка к моменту поступления в школу. Под этим, как правило, подразумевается умение читать, считать, пересказывать. Информация такого рода важна для учителей начальных классов, через руки которых проходит огромный поток 6-7леток при записи в школу. Она может быть полезна учителю при планировании уроков. Но эта информация не дает прогноза обучения.

Исходя из определения, заметим, что вы все перечислили только примеры педологической готовности детей к обучению в школе.

Психологическая готовность к школе не имеет ничего общего с тем, умеет ли ребенок читать (и как быстро), а также считать (и до скольких). Хотя именно эти умения и навыки проверяют педагоги при записи в школу будущего первоклассника. Но уже в первые месяцы обучения вдруг оказывается, что бойко читающие и хорошо считающие дети не проявляют интереса к учебе, нарушают на уроке дисциплину и как следствие - у них возникают конфликтные отношения с учительницей.

Что же, по вашему мнению составляет психологическую готовность к школьному обучен ию?

Предполагаемые ответы: (5-7 мин)

Это подготовка к общению с учителями и ответам у доски; чтобы ребенок мог высидеть урок; чтобы отвечал на вопросы учителя, когда его спрашивают и молчал, когда не спрашивают; чтобы хотел учиться и ходить в школу, самостоятельность . . .

Психологическая готовность к школе - это комплексный показатель, позволяющий прогнозировать успешность или неуспешность обучения первоклассника. Психологическая готовность к школе включает в себя следующие параметры психического развития:

1. Мотивационная готовность к учению в школе, или наличие учебной мотивации.

Что же, по вашему мнению, мотивационная готовность к учению?

Предполагаемые ответы: (5-7 мин)

- Ребенку должно быть интересно в школе.

- Он должен хотеть идти в школу…

Говоря о мотивации, мы говорим о побуждении к чему-то. В данном случае о побуждении к учебе. А это значит, что у ребенка должен существовать познавательный интерес, ему должно быть интересно узнавать новое. Но поскольку учение в школе состоит не только из интересных и занимательных занятий, то у ученика должен быть стимул выполнять и непривлекательные, а порой даже скучные и утомительные задания. В каком случае это возможно? В том, когда ребенок понимает, что он ученик, знает обязанности ученика, а также старается хорошо их выполнять. Часто на первых порах первоклассник старается быть примерным учеником, чтобы заслужить похвалу учителя.

2. Определенный уровень развития произвольного поведения, позволяющий ученику выполнять требования учителя.

Зачем это нужно?

Пауза для активизации аудитории. Возможно диалог.

Под произвольным поведением понимается сознательно контролируемое целенаправленное поведение, то есть осуществляемое в соответствии с определенной целью, или образованным самим человеком намерением.
В школе слабое развитие произвольного поведения проявляется в том, что ребенок:
- не слушает учителя на уроках, не выполняет заданий;
- не умеет работать по правилу;
- не умеет работать по образцу;
- нарушает дисциплину.
То же самое относится к нарушению дисциплины. За последнее время увеличилось количество первоклассников не справляющихся с работой по образцу. А именно на работу по образцу в основном опирается обучение в первом классе.

Основные проблемы с работой по правилу возникают у первоклассников, не игравших до школы в игры с правилами, когда учитель задает некое правило, которое затем надо применять в работе.
Впервые в игре ребенок учится подчиняться правилу, когда, играя с другими детьми в сюжетно-ролевые игры, он должен выполнять свою роль согласно установленным детьми правилам или согласно образцу, увиденному в жизни взрослых людей.

Игравший в сюжетно-ролевые игры ребенок без особого труда принимает на себя роль ученика, если ему нравится в школе, и выполняет правила, предписанные данной ролью.

Ребенок, не имевший в своей жизни опыта сюжетно-ролевых игр с четким исполнением роли, может на первых порах испытывать затруднения в точном исполнении всех предписаний учителя как относительно прилежания, так и относительно дисциплины.

Определенный уровень интеллектуального развития, подразумевающий владение ребенком простыми операциями обобщения.

Предполагаем ответы ( 5-7 минут):

- Выделение каких-либо общих свойств, признаков ( транспорт, посуда, цвет и т.д.)…

Обобщение позволяет человеку сравнивать различные предметы, выделять в них нечто общее, одновременно учитывая их различия. На основе обобщения проводится классификация, то есть выделение какого-то класса объектов, которым присущи общие свойства, для которых применимы общие правила работы с ними (например, решение задач того или другого типа).
От процесса обобщения зависит обучаемость ребенка. Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый - усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй - перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные, но не тождественные ему. Второй этап невозможен без умения обобщать.
В основном к моменту поступления в школу ребенок владеет эмпирическим, то есть основанным на опыте, обобщением. Это значит, что сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Так, например, ребенок понимает, что автомобиль, поезд, самолет, автобус, троллейбус, трамвай и т.д. - это все транспорт, или средства передвижения.

Обобщение развивается в процессе познания ребенком свойств различных предметов. Поэтому очень важно предоставить малышу возможность исследовать окружающий его мир. Детям нравится возиться с песком, водой, глиной, камешками, деревяшками и т.д. Им интересно готовить вместе с мамой или бабушкой тесто, а потом печь пирог. Их интересует, что как пахнет, что съедобно, а что нет, что будет, если что-нибудь посадить и т.д.
Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры типа лото. По ходу таких игр ребенок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире.
Развитию обобщения способствует составление ребенком рассказа по последовательным сюжетным картинкам, а также пересказ прочитанного ему художественного произведения.

4. Хорошее развитие фонематического слуха.


Зачем это нужно?

Пауза для активизации аудитории. Возможно диалог.

Если ребенок хочет учиться, старательно выполняет все требования учителя, умеет работать по образцу и по правилу, обладает хорошей обучаемостью, то в школе у такого первоклассника не должно быть особых проблем.

3. Заключительная часть

Наша беседа подошла к концу. Давайте подведем итоги.

Мы рассмотрели с вами очень важный вопрос – вопрос о психологической готовности к школьному обучению.

Еще раз остановимся на этом определении:

Психологическая готовность – это качественное своеобразие интеллектуального развития ребенка и некоторые особенности его личности, без которых невозможно обучаться успешно в массовой школе. Составители школьных программ, как правило, рассчитывают на наличие у детей определенного уровня интеллектуального и личностного развития. Поэтому определение этого уровня чрезвычайно важно при приеме ребенка в школу.

Хочу отметить, что психологическую готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе и к учению по всем описанным характеристикам на практике может установить только комплексное психодиагностическое обследование.

Существует масса методик для определения уровня готовности к школьному обучению. Как правило на практике психологи и учителя начальных классов стараются использовать различные методики, которые в процессе наработки интуитивно позволяют осуществлять подбор.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип занятия: лекция с элементами практической работы.

1. Психологические новообразования подросткового возраста.

2. Интеллектуальное развитие подростка.

3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.

Цели занятия:

Обучающая – сформировать основные понятия по теме.

Развивающая – развить навыки самостоятельной работы.

Воспитательная – сформировать навыки и умения взаимодействия в группе.

Кле М. Психология подростка: психосоциальное развитие – М. 1999

Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста – СПб. 1999

Реан А. А. Психология подростка – М. 1997

Ход занятия

Этап занятия

Содержание работы

Методы и средства обучения

Приветствие. Постановка целей и задач занятия. Озвучивание плана занятия, повторение предыдущего материала.

Объяснение нового материала. Раскрытие следующих вопросов:

1. Психологические новообразования подросткового возраста.

2. Интеллектуальное развитие подростка.

3. Особенности протекания пубертатного периода. Кризис подросткового возраста.

Обобщение нового материала. Формулировка выводов. Обозначение домашнего задания

Ход занятия: (80 мин)

Вводная часть (15 минут).

Приветствие. Указание связи новой темы с ранее изученным материалом.

Повторение пройденного материала.

Обозначение студентам темы и целей занятия.

Озвучивание плана работы.

Добрый день! На прошлом занятии мы начали новый раздел – подростковый возраст. Давайте вспомним основные моменты. Итак, 1) Назовите социальную ситуацию развития подростка;

2) Охарактеризуйте ведущий вид деятельности подростка. (Устный опрос домашнего задания, последний отвечающий делает обобщение).

Основная часть (50 минут)

1. Психологические новообразования подросткового возраста

Вопрос: Как вы считаете в чем проявляется становление личности?

Ответ: Да, действительно, становление личности проявляется в новообразованиях возраста.

Основным новообразованием возраста на начальном этапе является чувство взрослости – особая форма самосознания, возникающая между потребностью быть взрослым и участвовать в жизни взрослых и несоответствие этому реальных возможностей.

Чувство взрослости проявляется и в стремлении к самостоятельности, желании оградить какие-то стороны своей жизни от вмешательства родителей. Это касается вопросов внешности, отношений с ровесниками, может быть – учебы.

Также одно из важнейших новообразований – потребность в самоутверждении, проходит в группе сверстников, важно быть принятым и понятым.

Именно в этом возрасте появляется потребность в самовоспитании – сознательная деятельность, направленная на возможность полной реализации самого себя. Для подростка важными являются физическая и волевая сфера.

Ответ: Это система внутренне согласованных представлений о себе.

Я – концепция как новый уровень самосознания – центральное новообразование подросткового возраста. Формирование нового уровня самосознания характеризуется появлением потребности в познании себя как личности, своих возможностей и особенностей, своего сходства с другими людьми и своей уникальности.

Таким образом, проблема становления личности в подростковом возрасте, связанная с новообразованиями характерными для данного периода является своеобразной ступенью в развитии подростка в целом, толчком для дальнейшего развития.

2. Интеллектуальное развитие подростка

Для изучения второго вопроса предлагаю вам заполнение таблицы по ходу моего рассказа. Таблица будет выглядеть следующим образом:

Читайте также: