Конспект урока игры по математике 5 класс

Обновлено: 04.07.2024

Тема урока: Повторение и обобщение материала I четверти.

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний, урок-игра.

Цель урока: систематизировать материал, изученный в I четверти;

Задачи урока:

1. Образовательная: повторение и обобщение знаний по материалу курса математики 5 класса, изученному в I четверти; закрепление умений в решении задач.

2. Воспитательная: формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку; готовности и способности вести диалог с другими людьми.

3. Развивающая: развитие мышления, математической речи и грамотности обучающихся; способности обобщать и систематизировать знания; повышение познавательного интереса к предмету.

Формируемые УУД:

Коммуникативные:

– формировать коммуника­тивные действия, направленные на структу­рирование информации по данной теме;

– формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуаль­ной и групповой работы;

– организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками;

– уметь выслушивать мнение членов команды, не перебивая; принимать коллективные решения;

– учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

– определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы, обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

Регулятивные:

– формировать целевые установки учебной деятельности, выстраивать последовательности необходимых операций (алгоритм действий);

– удерживать цель деятельности до получения ее результата;

– корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок, намечать способы их устранения.

Познавательные:

– уметь осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения образовательных задач в зависимости от конкретных условий;

– владеть общим приемом решения учебных задач;

– воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи.

– формирование познавательного интереса;

– формирование навыков анализа, индивидуального и коллективного проектирования;

– формирование навыка осознанного выбора наиболее эффективного способа решения.

Цель игры: Побуждение каждого обучающегося к творческому поиску и размышлениям, раскрытию своего творческого потенциала.

Оборудование: экран, проектор (или интерактивная доска), мультимедийная презентация.

1. Организационный момент. Определение темы урока. Постановка цели урока (5 мин)

Математика, друзья, наука всем известная.

Очень сложная она, но очень интересная!

Сегодня на уроке мы с вами поиграем,

Ведь многое умеем и многое мы знаем,

Умеем мы решать задачи, а также уравнения,

Находить значение любого выражения,

На любой вопрос ответ непременно знаем,

– Для участия в игре вы были поделены на 2 команды (состав команды заранее определяет учитель в соответствии со способностями обучающихся так, чтобы команды были примерно равными по своим возможностям)

Правила игры

С – сложение натуральных чисел

В – вычитание натуральных чисел

З – текстовая задача

Г – геометрическая задача

К – комбинаторная задача

Т – вопрос по теории

Б – значение буквенного выражения

У – умножение натуральных чисел

Д – деление натуральных чисел

Х – уравнение.

Игровое поле

2. Обобщение и систематизация знаний через игру (35 мин)

Задания для игры

1. С – сложение натуральных чисел:

С1. Найдите сумму: 456 234 174 + 23 658 912 (479 893 086)

С2. Найдите сумму: 123 008 305 + 89 357 000 (212 365 305)

С3. Найдите сумму: 1 000 367 209 + 35 076 856 (1 035 444 065)

С4. Найдите сумму: 8 311 907 777 + 39 888 445 (8 351 796 222)

С5. Найдите сумму: 35 675 976 + 17 654 098 (53 330 074)

С6. Найдите сумму: 999 999 999 + 111 111 111 (1 111 111 110)

С7. Найдите сумму: 123 456 789 + 987 654 321 (1 111 111 110)

2. В – вычитание натуральных чисел:

В1. Найдите разность: 23 987 675 208 – 4 768 345 217 (19 219 329 991)

В2. Найдите разность: 80 765 211 305 – 6 314 098 506 (74 451 112 799)

В3. Найдите разность: 247 219 687 – 32 897 653 (214 322 034)

В4. Найдите разность: 896 564 238 165 – 2 987 546 235 (893 576 691 930)

В5. Найдите разность: 574 230 760 – 213 765 398 (360 465 362)

В6. Найдите разность: 999 999 999 – 111 111 111 (888 888 888)

В7. Найдите разность: 987 654 321 – 123 456 789 (864 197 532)

3. З – текстовая задача:

З1. Решите задачу:

В одной школе 846 учеников, а в другой – на 284 ученика меньше. Сколько учеников в двух школах? (1 408 учеников)

З2. Решите задачу:

Лыжник за 5 ч прошел 75 км. Сколько времени ему потребуется, чтобы с той же скоростью пройти 60 км? (4 часа)

З3. Решите задачу:

В олимпиаде по математике приняли участие 23 пятиклассника. Шестиклассников было на 6 человек меньше, а семиклассников в 2 раза меньше, чем пятиклассников и шестиклассников вместе. Сколько всего учеников приняли участие в олимпиаде? (60 учеников)

З4. Решите задачу:

Квартира состоит из трех комнат. Первая комната на 5 м2 меньше второй, а вторая на 8 м2 меньше третьей. Найдите общую площадь трех комнат, если площадь самой маленькой из них равна 12 м2. (54 м2)

З5. Решите задачу:

Стоимость 42 радиодеталей одного вида 6 300 р., а стоимость 16 радиодеталей другого вида 7 200 р. Цена какой детали больше и во сколько раз? (2 вида, в 3 раза)

З6. Решите задачу:

Сережа старше своей сестры на 5 лет, но моложе отца в 3 раза. Сколько лет Сереже и сколько лет его отцу, если Сережиной сестре 8 лет? (13 лет и 39 лет)

З7. Решите задачу:

За 25 дней завод должен изготовить по плану 2 100 станков. Ежедневно сверх плана выпускали 21 станок. За сколько дней был выполнен план? (За 20 дней)

4. Г – геометрическая задача:

Г1. Решите геометрическую задачу:

В треугольнике АВС сторона АВ равна 45 см, и она больше стороны ВС в 3 раза. Найдите длину стороны АС, если периметр треугольника АВС равен 92 см. (32 см)

Г2. Решите геометрическую задачу:

Точка С лежит на отрезке АВ. Найдите длину отрезка АВ, если АС = 28 см, а длина отрезка СВ в 3 раза больше длины отрезка АС. (112 см)

Г3. Решите геометрическую задачу:

Найдите периметр прямоугольника со сторонами 54 и 73 см. (254 см)

Г4. Решите геометрическую задачу:

Найдите площадь прямоугольника со сторонами 36 и 45 см. (1 620 см2)

Г5. Решите геометрическую задачу:

Найдите площадь и периметр квадрата со стороной 19 см. (361 см2 и 76 см)

Г6. Решите геометрическую задачу:

Точка В лежит между точками А и С, а точка А – между точками D и В. Найдите длину отрезка СD, если AD = 45 см, АВ на 3 см больше AD, а ВС на 17 см больше АВ. (158 см)

Г7. Решите геометрическую задачу:

Периметр треугольника 36 см, а периметр прямоугольника в 3 раза меньше. На сколько сантиметров периметр треугольника больше периметра прямоугольника? (На 24 см)

5. К – комбинаторная задача:

К1. Решите комбинаторную задачу:

Найдите произведение всех двузначных чисел, записанных с помощью цифр 3 и 7. (6 863 241)

К2. Решите комбинаторную задачу:

Найдите сумму всех трехзначных чисел, записанных с помощью 1, 2 и 3. (5 994)

К3. Решите комбинаторную задачу:

Сколько четырехзначных чисел можно составить из цифр 2 и 5? (16 чисел)

К4. Решите комбинаторную задачу:

В 5 классе 25 человек. Сколькими способами можно выбрать старосту класса и его заместителя? (600 способов)

К5. Решите комбинаторную задачу:

Сколькими способами можно прочитать слово пять? (8 способов)

К6. Решите комбинаторную задачу:

Сколько трехзначных чисел можно составить из цифр 2, 4, 6 и 8, если цифры в записи числа не повторяются? (24 числа)

К7. Решите комбинаторную задачу:

Сколько двузначных чисел можно составить из цифр 2, 4, 6 и 8, если цифры в записи числа не повторяются? (12 чисел)

6. Т – вопрос по теории:

Т1. Ответьте на вопрос:

Как найти неизвестное делимое? (Нужно частное умножить на делитель)

Т2. Ответьте на вопрос:

Как найти неизвестное вычитаемое? (Нужно из уменьшаемого вычесть разность)

Т3. Ответьте на вопрос:

Что значит решить уравнение? (Это значит найти все его корни или убедиться, что уравнение не имеет ни одного корня)

Т4. Ответьте на вопрос:

Какие выражения называются буквенными? (Выражения, содержащие буквы)

Т5. Ответьте на вопрос:

Как формулируется свойство вычитания числа из суммы? (Чтобы из суммы вычесть число, можно вычесть его из одного слагаемого, а к полученной разности прибавить другое слагаемое)

Т6. Ответьте на вопрос:

Как формулируется свойство вычитания суммы из числа? (Чтобы вычесть сумму из числа, можно сначала вычесть из этого числа первое слагаемое, а потом из полученной разности – второе слагаемое)

Т7. Ответьте на вопрос:

Как формулируется сочетательное свойство умножения? (Чтобы умножить число на произведение двух чисел, можно сначала умножить его на первый множитель, а потом полученное произведение умножить на второй множитель)

7. Б – значение буквенного выражения:

Б1. Найдите значение буквенного выражения: (а + 88) + 32, при а = 43 (163)

Б2. Найдите значение буквенного выражения: (а + 63) – 23, при а = 79 (119)

Б3. Найдите значение буквенного выражения: 184 – (а + 54), при а = 92 (38)

Б4. Найдите значение буквенного выражения: 255 – а ∙ 15, при а = 16 (15)

Б5. Найдите значение буквенного выражения: а ∙ 32 + 246, при а = 55 (2 006)

Б6. Найдите значение буквенного выражения: а ∙ 93 – 312, при а = 17 (1 269)

Б7. Найдите значение буквенного выражения: а ∙ 47 + b ∙ 52, при а = 9 и b = 8 (839)

8. У – умножение натуральных чисел:

У1. Найдите произведение: 24 279 · 455 (11 046 945)

У2. Найдите произведение: 697 217 · 61 (42 430 237)

У3. Найдите произведение: 754 · 89 000 (67 106 000)

У4. Найдите произведение: 5 329 · 421 (2 243 509)

У5. Найдите произведение: 986 · 55 (54 230)

У6. Найдите произведение: 999 · 111 (100 889)

У7. Найдите произведение: 123 · 456 (56 088)

9. Д – деление натуральных чисел:

Д1. Найдите частное: 28 085 : 137 (205)

Д2. Найдите частное: 4 645 671 : 8 493 (547)

Д3. Найдите частное: 91 793 : 307 (299)

Д4. Найдите частное: 7 585 : 37 (205)

Д5. Найдите частное: 4 410 : 126 (35)

Д6. Найдите частное: 11 172 : 98 (114)

Д7. Найдите частное: 5 154 324 : 903 (5 708)

10. Х – уравнение:

Х1. Решите уравнение: 543 + (х + 124) = 986 (х = 319)

Х2. Решите уравнение: (х + 154) + 432 = 601 (х = 15)

Х3. Решите уравнение: (х + 211) – 196 = 358 (х = 343)

Х4. Решите уравнение: (х + 194) – 432 = 15 (х = 253)

Х5. Решите уравнение: 632 – (х + 271) = 76 (х = 285)

Х6. Решите уравнение: 999 – (х + 333) = 111 (х = 555)

Х7. Решите уравнение: 72 – (8 + х + 14) + 36 = 44 (х = 42)

3. Подведение итогов. Рефлексия (3 мин)

– Что мы с вами сегодня повторяли?

– Что вам показалось сложным?

– Какие задания вам понравились?

4. Информация о домашнем задании (2 мин)

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

– Чесноков А. С., Нешков К. И. Дидактические материалы по математике: 5 класс – М.: Аккадемкнига, 2011.

Здесь будет файл: /data/edu/files/z1448966992.pptx (Презентация к уроку-игре "Морской бой")

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Задачи проведения урока- игры по математике в школе:

Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.

Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.

Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.

Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.

Развивающие:

Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.

Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.

Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.

Воспитательные:

Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.

Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.

Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Принципы организации урока математики:

Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).

Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).

Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).

Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).

Ожидаемые результаты:

Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.

Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.

Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.

Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.

Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.

Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

Формы поощрения активных и успешных участников:

Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.

Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.

Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Мир математики”. И начать его я хочу стихотворением

1-й конкурс. Математическая разминка ( слайд3)

Сколько хвостов у семи котов? (7)

Сколько носов у двух псов? (2)

Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)

Сколько ушей у пяти малышей? (10)

Сколько ушек у трёх старушек? (6)

Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)

На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)

Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)

В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)

Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)

2-й конкурс. Расшифровать ребусы.слайд (4,5)

3-й конкурс. Весёлое умножение.

Ведущий: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =

4-й конкурс. Математика + Литература.

Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

5-й конкурс. Блицтурнир.

Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.

Сумма чисел а и 18 равна 25

Разность чисел в и 23 равна 14

. 6-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.

Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.

1-й ученик – расставляет порядок действий.

2-й ученик – выполняет первое действие.

3-й ученик – выполняет второе действие.

4-й ученик – выполняет третье действие.

5-й ученик – выполняет четвертое действие.

6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.

Команда №1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635

36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635

Команда №2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976

1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;

5) 1133 – 157= 976

Команда №3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107

621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107

Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: число ноль)

Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)

Когда делимое и частное равны между собой?

(Ответ: когда делитель равен одному)

Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)

От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 – 1 = 99)

9-й конкурс. Найди лишнее слово

ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР

(Периметр, это не геометрическая фигура)

ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)

ПЕРИМЕТР, САНТИМЕТР, КВАТРАТНЫЙ КИЛОМЕТР, МЕТР

.(периметр-это не едница измерения)

10-й конкурс. Грамотеи.

К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА.

11-й конкурс. Решите кроссворд

То, что надо знать наизусть.

Единица измерения длины.

Равенство, содержащее неизвестную величину.

Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.

Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.

Деления на измерительных приборах.

Кроссворд “Математика”

Замечание. Для удобства и быстроты подведения итогов урока предлагаю использовать жетоны (их необходимо подготовить заранее). В конце урока подсчитать количество жетонов у каждого обучающегося и выставить оценки. Конечно, это необычный урок и неудовлетворительных оценок быть не должно. Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал. На этом уроке плохих оценок не бывает и обучающихся надо поощрить только оценками “4” и “5”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Задачи: развитие познавательных и творческих способностей у учащихся; формирование навыков общения, умения работать командой; развитие логического мышления, наблюдательности, сообразительности, находчивости, интуиции и внимания.

Оборудование: Набор заданий, схемы, счетные палочки, геометрические фигуры.

Этапы мероприятия (урока).

I Подготовительный этап:

Каждая команда из 7 человек заранее выбирает капитана, придумывает название, девиз, эмблему.

II Игровой этап:

1 конкурс: Приветствие команд

-Ну, что ж, друзья! Конкурс открываю я.

Математики тропинки приглашают всех вас в путь.

И смекалку, и смешинки взять с собою не забудь.

Я команды вам представлю, их сегодня ровно две.

-А здесь сидят не папы, мамы

Очень строгое жюри.

2 конкурс. Математическая разминка

Часто знает и дошкольник, что такое треугольник.

А уж вам-то, как не знать!

Но совсем другое дело – быстро, точно и умело

1. Составить 2 равных треугольника из пяти палочек.

2.Составить три равных треугольника из 7 палочек.

3. Составить квадрат и 4 равных треугольника из 9 палочек.

На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)

Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)

В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)

Крышка стола имеет 4 угла. Один угол отпилили, сколько углов стало? (5 углов.)

В автобусе ехали 25 человек.
На первой остановке вышли 7 человек, зашли 4 человека.
На следующей остановке вышли 12 человек, зашли 5 человек.
На следующей остановке вышли 8 человек, зашли 6 человек.
На следующей остановке вышли 2 человека, зашли 16 человек.
На следующей остановке вышли 5 человек.
Сколько было остановок?

За книгу заплатили 100 руб. и осталось заплатить еще столько,
сколько осталось бы заплатить, если бы за нее заплатили бы столько, сколько осталось заплатить.
Сколько стоит книга ?

Кирпич весит 1кг и еще полкирпича. Сколько весят 5 кирпичей?

Мужик пошел на базар и купил там лошадь за 50 рублей. Но вскоре он заметил, что лошади подорожали, и продал ее за 60 рублей. Потом он сообразил, что ехать ему не на чем, и купил ту же лошадь за 70 рублей. Затем он задумался, как бы не получить от жены нагоняй за такую дорогую покупку, и продал ее за 80 руб. Что он заработал в результате манипуляций?

6 конкурс. “Самый сообразительный”. Конкурс капитанов.

-Кто в школе смог быть капитаном,

Тому открыты все пути:

Владеть он будет океаном,

Воздушным, водным и земным!

Как вы уже догадались, следующий тур – капитанов.

Капитанам предлагается заполнить таблицы. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а им необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.

- В загадках, также как и в пословицах, встречаются числа. Команды сами задают друг другу загадки. (Это было домашнее задание)

По одному участнику от команды вытягивают карточку: на ней 5 математических понятий. Необходимо за 30 секунд объяснить как можно больше этих понятий своей команде, не используя однокоренных слов. Каждое угаданное слово – 1 балл.

Известно, что математическое образование вносит неоценимый вклад в формирование общей культуры подрастающего поколения, его мировоззрения, способствует эстетическому воспитанию ребёнка, пониманию им красоты и гармонии окружающего мира, развивает его воображение и пространственное представление, аналитическое и логическое мышление, побуждает к творчеству и развитию интеллектуальных способностей. Одним из наиболее важных факторов успеха является интерес к математике как к предмету. На современном этапе развития школьного образования особое значение приобретает взаимосвязь урока и внеурочной деятельности учащихся.

Такая работа не только способствует повышению квалификации учителя, но и требует от него дополнительных усилий, проявления творчества, что не всегда получается в повседневной педагогической деятельности. Внеклассная работа по математике является неотъемлемой частью воспитательно-образовательной деятельности учителя-предметника, кроме того, она имеет большое воспитательное значение, так как заинтересовывает учащихся предметом, вовлекает их в серьёзную самостоятельную работу. Одной из форм организации внеклассной работы является проведение недели математики. В нашей сельской школе ежегодно проходит Неделя математики в конце ноября месяца или в начале декабря, которая включает в себя различные конкурсы и состязания для учащихся разных возрастов и уроки математики, проводимые в нестандартных формах.

Девизом к Неделе математики в школе для педагога могут служить слова К.Д.Ушинского: “Сделать учебную работу настолько интересной для ребёнка и не превратить эту работу в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики”.

Предлагаю сценарий урока- игры для обучающихся 5-х классов, проведенный в рамках Недели математики в 2010 – 2011 учебном году.

Цель урока-игры: Воспитание интереса к предмету математики через использование игровых форм. Развитие внимания и сообразительности, логического мышления, формирование коммуникативных навыков, волевых качеств личности.

Задачи проведения урока- игры по математике в школе:

  1. Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов в процессе подготовки, организации и проведения урока.
  2. Повысить уровень математического развития обучающихся и расширить их кругозор.
  3. Углубить представления обучающихся об использовании сведений из математики в повседневной жизни.
  4. Развитие у обучающихся умений работы с учебной информацией, развитие умений планировать и контролировать свою деятельность.
  1. Развивать у обучающихся интерес к занятиям математикой.
  2. Выявлять учащихся, которые обладают творческими способностями, стремятся к углублению своих знаний по математике.
  3. Развивать речь, память, воображение и интерес через применение творческих задач и заданий творческого характера.
  1. Воспитывать самостоятельность мышления, волю, упорство в достижении цели, чувство ответственности за свою работу перед коллективом.
  2. Воспитание умений применять имеющиеся знания на практике.
  3. Воспитание умений защищать свои убеждения, делать нравственную оценку деятельности окружающих и своей собственной.

Принципы организации урока математики:

    Принцип массовости (работа организуется таким образом, что в творческую деятельность вовлекается как можно больше обучающихся).
  1. Принцип доступности (подбираются разноуровневые задания).
  2. Принцип заинтересованности (задания должны быть интересно оформлены, чтобы привлечь внимание визуально и по содержанию).
  3. Принцип соревновательности (ученикам предоставляется возможность сравнивать свои достижения с результатами учащихся разных классов).
  1. Подтверждение имеющихся у обучающихся базовых знаний в соответствии с тематикой урока математики.
  2. Знакомство с видами творческой самостоятельной деятельности и развитие навыков её выполнения.
  3. Выявление круга учащихся, стремящихся к углублению знаний по математике.
  4. Вовлечение родителей в совместную с учащимися деятельность при проведении мероприятий.
  5. Расширение историко-научного кругозора учащихся в области математики.
  6. Развитие коммуникативных умений при общении с учениками разного возраста.

Формы поощрения активных и успешных участников:

  1. Награждение индивидуальных победителей грамотами образовательного учреждения и призами.
  2. Выставление хороших оценок в журнал активным и успешным обучающимся.

Мероприятия не должны быть затянуты по времени. Необходимо учитывать также то обстоятельство, что возрастает учебная нагрузка на детей. Содержание урока математики должно быть подобрано так, чтобы всем было интересно, а разноуровневые задания позволили бы каждому почувствовать себя успешным. Урок – игра по математике должна проходить под девизом: “Успех порождает успех!”

Учитель: Ребята, сегодня у нас необычный урок математики, а урок – игра “Мир математики”. И начать его я хочу стихотворением М.Борзаковского “Математика повсюду!”:

Математика повсюду. Глазом только поведешь
И примеров сразу уйму ты вокруг себя найдешь.
Каждый день, вставая бодро, начинаешь уж решать:
Идти тихо или быстро, чтобы в класс не опоздать.
Вот строительство большое. Прежде чем его начать,
Нужно всё ещё подробно начертить и рассчитать.
А иначе рамы будут с перекосом, потолок провалится.
А кому, друзья скажите, это может нравится?
Ох, скажу я вам, ребята, все примеры не назвать,
Но должно быть всем понятно, что математику нам
надо знать.
Если хочешь строить мост, наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле, иль вести машину ввысь,
Хорошо работай в школе, добросовестно учись!

1-й конкурс. Математическая разминка

  • Сколько хвостов у семи котов? (7)
  • Сколько носов у двух псов? (2)
  • Сколько пальчиков на руках у четырёх мальчиков? (40)
  • Сколько ушей у пяти малышей? (10)
  • Сколько ушек у трёх старушек? (6)
  • Сколько у десяти ослов ушей и хвостов? (30 = 20 ушей + 10 хвостов)
  • На одной ноге страус весит 60 кг. Сколько килограммов он весит на двух ногах? (60 кг)
  • Тройка лошадей пробежала 30 км. Сколько километров пробежала каждая лошадь? (30 км)
  • В 12 часов ночи идёт дождь. Можно ли утверждать, что через 48 часов будет светить солнце? Почему? (Нет, так как через 2 суток будет вновь ночь)
  • Что тяжелее : килограмм сена или килограмм железа? (Одинаковый вес)

2-й конкурс. Расшифровать ребусы.

МЕ100 ; 40А (место; сорока)

3БУНА; И100РИЯ (трибуна; история)

3-й конкурс. Весёлое умножение.

Ведущий: Кто умеет перемножать в столбик два двузначных числа? Все умеют?! Проверим! Я приглашаю к доске по одному участнику от каждой команды. (После того, как дети вышли, ведущий продолжает.) Вот только я забыл вас предупредить, что умножать вы будете с завязанными глазами! Итак, 18 * 12 =

4-й конкурс. Математика + Литература.

Команде предлагается написать как можно больше пословиц, содержащих числа. Например, не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

5-й конкурс. Блицтурнир.

Командам предлагается заполнить таблицы поочерёдно с помощью всех членов команды. Таблицы даются равнозначные. В таблицах заполнена колонка “Словесная запись”, а ребятам необходимо заполнить колонку “Символическая запись”.

6-й конкурс. Пантомима.

Командам предлагается придумать и показать пантомиму на тему “ Двоечник у доски”. А пока команды готовятся к соревнованиям. Предлагается ещё один конкурс для болельщиков.

7-й конкурс. БЛИЦТУРНИР.

Командам решить пример, содержащий все математические действия, но выполнить это задание всей командой.

  • 1-й ученик – расставляет порядок действий.
  • 2-й ученик – выполняет первое действие.
  • 3-й ученик – выполняет второе действие.
  • 4-й ученик – выполняет третье действие.
  • 5-й ученик – выполняет четвертое действие.
  • 6-й ученик – выполняет пятое действие и записывает ответ.

Ряд 1: 14 + (36*18 – 522:87) – 21= 635

36*18=648; 2) 522:87=6; 3) 648 – 6 = 642; 4) 14+642=656; 5) 656 -21 = 635

Ряд 2: 23 + (468: 78 + 46 * 24) – 157 = 976

1) 468:78=6; 2) 46*24=1104; 3) 1104+6=1110; 4) 23+ 1110 = 1133;

5) 1133 – 157= 976

Ряд 3: 689 – (621: 69 + 35*18) + 57=107

621: 69 = 9; 2) 35*18=630; 4) 630 +9 = 639; 5) 689 -639 = 50: 6) 50+57=107

Какое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: число ноль)

Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)

Когда делимое и частное равны между собой?

(Ответ: когда делитель равен одному)

Кирпич весит 2 кг и ещё полкирпича. Сколько весит весь кирпич? (Ответ: 4 кг)

Три кошки за три минуты ловят трёх мышей. Сколько нужно кошек, чтобы за 100 минут поймать 100 мышей? (Ответ: 100 кошек)

Не производя никакой записи, увеличьте число 86 на 12?

(Ответ: перевернуть число и получить 98)

От трёхзначного числа отняли один и получили двузначное? Что это за числа? (Ответ: 100 – 1 = 99)

Применяя знаки действий, запишите число 1 тремя двойками.

(Ответ: 2 + 2 : 2 = 1)

Как нужно расставить знаки “+” в записи 1 2 3 4 5 6 7 , чтобы получилась сумма, равная 100? (Ответ: 1 + 2 + 34 + 56 + 7 = 100)

Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: число ноль)

Какое целое число делится без остатка на любое число, отличное от нуля?

(Ответ: Число ноль)

Сумма каких двух натуральных чисел равна их произведению?

(Ответ: 2 и 2 , 2 + 2 = 4, 2 * 2 = 4)

Когда делимое и частное равны между собой? (Ответ: Когда делитель равен одному)

Шоколадка стоит 10 рублей и ещё половина шоколадки. Сколько стоит вся шоколадка? (Ответ: 20 рублей)

Петух, стоя на одной ноге, весит 5 кг. Сколько будет весить петух, стоя на двух ногах? (Ответ: 5 кг)

Какой цифрой заканчивается произведение всех чисел от 5 до 87? (Ответ: Нулём)

9-й конкурс. Найди лишнее слово

ПРЯМАЯ, ЛУЧ, ОТРЕЗОК, ПЕРИМЕТР

(Периметр, это не геометрическая фигура)

ТРЕУГОЛЬНИК, ПРЯМОУГОЛЬНИК, КВАДРАТ, ПАРАЛЛЕЛЕПИПЕД (параллелепипед, это объёмная фигура)

10-й конкурс. Грамотеи.

К доске приглашаются по одному представителю команд, которые записывают под диктовку слова: УРАВНЕНИЕ, ДЕЛЕНИЕ, ЧАСТНОЕ, СУММА, ДЛИНА, КООРДИНАТА.

11 -й конкурс. Решите кроссворд

  1. Некоторое число
  2. То, что надо знать наизусть.
  3. Геометрическая фигура.
  4. Арифметическое действие.
  5. Единица измерения длины.
  6. Равенство, содержащее неизвестную величину.
  7. Геометрическая фигура, обозначаемая одной буквой.
  8. Математический инструмент.
  9. Геометрическая фигура, у которой все углы прямые.
  10. Деления на измерительных приборах.
М И Л Л И О Н
П Р А В И Л О
Т Р Е У Г О Л Ь Н И К
Д Е Л Е Н И Е
М Е Т Р
У Р А В Н Е Н И Е
Т О Ч К А
Ц И Р К У Л Ь
К В А Д Р А Т
Ш К А Л А

12-й конкурс. У кого лучше глазомер?

Одной команде вручается стакан с конфетами-горошинами, а другой – кружка с такими же горошинами. Побеждает та команда, которая даст ответ, наиболее близкий к правильному. (Организаторы конкурса должны потрудиться и сосчитать количество конфет в каждой ёмкости заранее. В качестве приза стакан со сладостями можно вручить капитанам, которые, несомненно, поделятся с командой и болельщиками).

Можно предложить командам назвать длину карандаша, ширину тетради, толщину учебника и т.д., но предварительно эти предметы необходимо измерить самому и знать точные ответы.

Замечание. Для удобства и быстроты подведения итогов урока предлагаю использовать жетоны (их необходимо подготовить заранее). В конце урока подсчитать количество жетонов у каждого обучающегося и выставить оценки. Конечно, это необычный урок и неудовлетворительных оценок быть не должно. Итоги игры подводятся сразу после её окончания. Активным и успешным обучающимся выставляются отличные и хорошие оценки в журнал. На этом уроке плохих оценок не бывает и обучающихся надо поощрить только оценками “4” и “5”.

Читайте также: