Конспект семинарского занятия по теме мастерство педагога на уроке индивидуальный стиль деятельности

Обновлено: 07.07.2024

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.Педагогическое мастерство – это самоорганизующаяся система в структуре личности, где системообразующим фактором выступает гуманистическая направленность, позволяющая целесообразно, с требованиями общества, выстроить педагогический процесс.

Содержимое разработки

Педагогическое мастерство и его компоненты

Педагогическое мастерство – это высший уровень педагогической деятельности, проявляющийся в творчестве педагога, в постоянном совершенствовании искусства обучения, воспитания и развития человека.

Педагог является представителем одной из самых социально значимой профессии. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Духовное воспроизводство человека, сотворение личности - таково назначение педагога в обществе. В этом заключается важнейшая социальная функция педагога.

Профессиональные знания обращены, с одной стороны, к дисциплине, которую он преподает, с другой - к учащимся. Содержание профессиональных знаний составляет знание учебного предмета, его методики, а также педагогики и психологии. Важная особенность профессионального педагогического знания – комплексность и интеграция. Прежде всего, это способность педагога синтезировать изучаемые науки. Стержень синтеза – решение педагогических задач, анализ педагогических ситуаций, вызывающих необходимость осмысления психологической сущности явлений, выбора способов на основании законов формирования личности. Решение каждой педагогической задачи актуализирует всю систему педагогических знаний педагога, которые проявляются как единое целое. Помимо комплексности, обобщенности профессиональное знание педагога характеризуется и такой важной особенностью, как индивидуальный стиль работы.

Овладение педагогической техникой, позволяя быстро и точно найти нужное слово, интонацию, взгляд, жест, а, также сохраняя спокойствие и способность к ясному мышлению, анализу в самых острых и неожиданных педагогических ситуациях, приводит к росту удовлетворенности педагога своей профессиональной деятельностью.

Во-вторых, педагогическая техника оказывает развивающее воздействие и на качества личности. Важная особенность педагогических техник состоит в том, что все они носят выраженный индивидуально-личностный характер, т.е. формируются на основе индивидуальных психофизиологических особенностей педагога. Индивидуальная педагогическая техника существенно зависит от возраста, пола, темперамента, характера педагога, состояния здоровья, анатомо-физиологических особенностей.

Так, работа над выразительностью, чистотой, грамотностью дисциплинирует мышление. Овладение приемами саморегуляции психической деятельности ведет к развитию эмоциональной уравновешенности как черты характера и т.п. Кроме того, в реальном педагогическом взаимодействии все умения учителя в области педагогической техники проявляются одновременно. А самонаблюдение дает возможность успешно корректировать отбор выразительных средств.

Педагогическое мастерство составляют не только профессиональные знания, но и профессиональные умения. Анализируя педагогическую литературу, можно выделить несколько подходов к определению педагогических умений.

Педагогические умения представляют собой совокупность самых различных действий педагога, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности и в значительной мере выявляют индивидуально – психологические особенности педагога.

Обязательное для педагога качество — гуманизм, т. е. отношение к растущему человеку как высшей ценности на земле, выражение этого решения в конкретных делах и поступках.

Педагог должен быть изобретательным, сообразительным, настойчивым, всегда готовым к самостоятельному разрешению любых ситуаций.

Профессионально необходимыми качествами педагога являются выдержка и самообладание.

Душевная чуткость в характере педагога — своеобразный барометр, позволяющий ему чувствовать состояние учащихся, их настроение, вовремя приходить на помощь тем, кто в ней больше всего нуждается.

Неотъемлемое профессиональное качество педагога — справедливость. Кроме того, он обязан быть требовательным.

Педагогическое мастерство включает следующие компоненты:

- Морально-духовные качества: гуманистическая направленность, национальное достоинство, интеллигентность, жизненные идеалы, совестливость, честность, правдивость, объективность, толерантность.

- Профессиональные знания учебного предмета, анатомии и физиологии человека, психологии, педагогики, методики обучения.

- Социально-педагогические качества: организаторские способности, выдержка, принципиальность и требовательность, оптимизм, чуткость, творческое мышление, внимание, тактичность.

- Психолого-педагогические умения: конструктивные, коммуникативные, дидактические, перцептивные, суггестивные, познавательные, прикладные, владение основами психотехники.

- Педагогическая техника: внешность, владение мимикой, жестами, телом, культура речи; сохранение темпа, ритма, стиля речи; культура общения; дидактические умения; умение владеть своими чувствами.

Идеальный педагог — образец профессионала, носитель гражданских, производственных и личностных функций, сформированных на наивысшем уровне.

Идеальный педагог должен быть:

Специалистом: знать педагогическую теорию и, психологию; владеть педагогическим мастерством, технологиями обучения и воспитания; уметь рационально организовать труд; обладать терпеливостью, оптимизмом, сдержанностью, находчивостью, быстротой и точностью реакции, душевной щедростью, эмоциональной уравновешенностью; понимать детей и уметь с ними работать; обладать ясной и убедительной речью, требовательностью, тактичностью, самообладанием, справедливостью, общительностью и умением слушать;

Работником: уметь поставить цель и достигнуть ее, распределять время; систематически и планомерно повышать квалификацию; быть нацеленным на повышение производительности труда; обладать способностью к творчеству, быть всесторонне образованным, разумным оптимистом и умеренным скептиком;

Человеком: обладать высокими моральными качествами, принимать активное участие в общественной жизни, иметь активную жизненную позицию, также ему присущи гуманизм, духовность, религиозность, потребность в общении, открытость, нравственность, критическое отношение к своим действиям.

Структура педагогического мастерства

1. Знание предмета

• высокая специально-практическая подготовленность;

• опыт в воспитании и обучении;

2. Педагогическое творчество

• потребность в поиске новой информации;

• постоянное стремление к совершенству;

• умение продуктивно сочетать формы, средства и методы.

3. Педагогическая технология

• техника и экспрессия речи;

• ясность и логичность мысли, убедительность рассуждений;

• выразительность мимики и жестов;

• умение выбрать необходимые средства и методы обучения и воспитания;

• владение образцовым показом приема, действия.

4. Педагогический стиль

• педагогическая направленность и убежденность;

• умение адекватно воспринимать и оценивать свою и чужую деятельность;

• педагогически направленное общение и поведение (рефлексия, аттракция);

• педагогический такт и этика;

• повседневный интерес к внутреннему миру воспитанников (эмпатия);

• умение слушать и слышать.

5. Качества личности

• деловые: добросовестность, ответственность, трудолюбие, дисциплинированность, энергичность, точность;

• коммуникативные: внимательность, честность, надежность, справедливость, сдержанность, требовательность, обязательность;

• эмпатийные: гуманность, взаимопонимание, доброта, тактичность, обязательность, способность к сопереживанию и аттракции; (эмпатия – умение чувствовать другого человека, его переживания, мотивы поступков; сопереживание, понимание душевного состояния человека, аттракция – (от лат. – притяжение) – способность быть открытым, обаятельным, обладать притягательной силой)

• идейно-нравственные: убежденность, принципиальность, патриотизм, коллективизм, порядочность, интеллигентность.

Получите свидетельство о публикации сразу после загрузки работы




Получите бесплатно свидетельство о публикации сразу после добавления разработки

Комплекты учителю


Качественные видеоуроки, тесты и практикумы для вашей удобной работы

Вебинары для учителей


Бесплатное участие и возможность получить свидетельство об участии в вебинаре.

Многоплановость педагога при подготовке к уроку: его содержательность, использование достижений науки, техники и практики; осознание трудностей изучения той или иной темы и определение путей их преодоления; умение представить будущую ситуацию урока, творческое самочувствие педагога.

Опыт педагогов по совершенствованию уроков.

Основные идеи педагогики сотрудничества.

Мастерство учителя в управлении познавательной деятельностью учащихся на уроках теоретического обучения: умение организовать учащихся на работу в начале урока; умение вызвать и поддержать внимание и интерес учащихся: создавать проблемные ситуации; активизировать восприятие осмысления материала урока: формулировать вопросы и задания творческого характера. проводить эвристическую беседу. Мастерство учителя в организации самостоятельной работы учащихся по добыванию знаний и их творческому применению в различных ситуациях. Разнообразие форм работы на уроке. Осуществление обратной связи на уроке; перестройка работы на уроке в зависимости от конкретной ситуации.

Специфика мастерства педагога на уроке производственного обучения: умение дать учащимся целевую установку; увязывать материал урока со знаниями и производственным опытом учащихся; показ рациональных приемов и способов выполнения учебно-производственных заданий; разбор технологической последовательности; умение организовать самостоятельную работу учащихся; предупреждать ошибки и затруднения в выполнении задания; владение индивидуальным текущим инструктированием; умение контролировать и правильно оценивать работу учащихся; использовать воспитательные возможности производственного обучения.

Опыт работы мастеров производственного обучения колледжа (техникума) и училищ города по совершенствованию уроков производственного обучения.

Культура педагогического труда. Психологические аспекты урока. Создание эмоционально-интеллектуального фона на уроке. Зависимость педагогического мастерства от культуры педагогического труда.

Критерии измерения качественной стороны урока: достижение цели; объем и важность информации, включенной в урок; активность и самостоятельность учащихся; уровень их развития; мотивы учения.

Советы В.А.Сухомлинского начинающему учителю.


  • Опорные знания. Опыт работы педагогов-новаторов (мастеров производственного обучения) по совершенствованию уроков: сущность педагогики сотрудничества; психологические аспекты урока; специфика организации и проведение занятий производственного обучения; эффективные средства наглядности и методика их применения; критерии измерения качественной стороны урока; психологические и педагогические закономерности обучения: потенциальные возможности каждого обучаемого и внутреннюю позицию к изучаемому предмету.

  • Опорные умения. Прогнозировать трудности обучения той или иной темы и определять пути их преодоления; создать эмоционально-интеллектуальный фон на уроке; использовать достижения науки, техники и практики, воспитательные возможности производственного обучения; организовать самостоятельную работу обучаемых; показывать рациональные приемы и способы выполнения учебно-производственных заданий; правильно демонстрировать наглядность; осуществлять обратную связь на уроке, систематический учет и контроль знаний, умений и навыков обучаемых; анализировать результаты своего труда и деятельности обучения; правильно ставить вопросы и домашнее задание; держать в поле зрения весь класс.

Мастерство воспитателя как умение создать оптимальные условия для развития личности учащихся, найти наиболее целесообразные пути воздействия на личность и коллектив учащихся. Функции мастера производственного обучения как воспитателя.

Основные умения воспитателя: видеть соотношение между целью, средствами и результатами воспитательного воздействия; анализировать воспитательный процесс; организовать жизнь детей; устанавливать контакты с ними в процессе трудовой, художественной, спортивной, игровой деятельности; умение требовать и доверять; точно передавать свои чувства и мысли; проникать во внутренний мир учащихся; осуществлять индивидуальный подход; развивать инициативу детей и т.д.

Структура мастерства воспитателя: технологическая, социально-психологическая и этическая подсистемы.

Нравственные проблемы мастерства воспитателя. Воспитание у учащихся образа жизни, достойного Человека. Формирование у детей ответственности за собственную судьбу. Этическая защита при посягательстве на достоинство человека, защита от безнравственного поведения. Способы этической защиты: наивное удивление, ссылка на особенности характера, доброжелательное толкование поступка партнера, противопоставление достоинств партнера совершаемому поступку, проекция будущей ситуации с противоположным решением.

Техника воспитания дисциплины в учебной группе. Методика предъявления требования, личный пример мастера.

Методы изучения индивидуальных особенностей учащихся. Приемы индивидуального воздействия на воспитанника. Особенности использования поощрения и наказания. Искусство реагировать на поступок воспитанника и понимать его.

Мастерство педагога в создании ученического коллектива Управление системой межличностных отношений в коллективе. Тактика в отношении с детьми, занимающими разное положение в группе. Морально-психологический климат в коллективе. Позиция воспитателя: командная, личностно-включенная само управления, нейтральная. Развитие активности и самостоятельности учащихся, организация самоуправления. Работа с активом.

Технология коллективной творческой деятельности, ее принципы. Основные идеи И.Н. Иванова по воспитанию коллективистов. Особенности коллективного творческого дела (КТД). Шесть этапов (стадий) КТД. Правила организаторской работы, групповой работы с учащимися. Досуг и общение.

Особенности создания и развития воспитательного коллектива профтехучилища. Особенности контингента учащихся, однополый состав учебных групп. Производительный труд как мощное средство развития личности учащихся. Использование воспитательных возможностей бригадной формы организации труда. Развитие интереса к профессии и творческих способностей у учащихся. Методика организации конкурса профмастерства.

Мастерство воспитателя в работе с юношами и девушками. Принципы и основные направления полового воспитания. Пропаганда здорового образа жизни: предупреждение раннего начала половой жизни, профилактика неожиданной беременности, алкоголизма, наркомании, курения, венерических заболеваний. Подготовка к ответственному супружеству и родительству. Помощь подросткам, попавшим в критические ситуации: совращение, насилие, неожиданная беременность и др.

Мастерство воспитателя в работе с трудными подростками. Изучение причин педагогической запущенности. Принципы работы с трудными детьми, ее особенности и этапы (стадии). Индивидуальный подход к трудным подросткам. Особенности работы с трудными девушками. Методы перевоспитания. Организация самовоспитания подростков.

Мастерство работы мастера производственного обучения с родителями учащихся.

МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Описание: Учитель автор урока и от его мастерства и вдохновения зависит качество урока. Этот процесс творческий и ему как любому творчеству свойственны те же составляющие: замысел урока разработка урока реализация его с определенной доработкой.

Дата добавления: 2015-01-16

Размер файла: 10.17 KB

Работу скачали: 39 чел.


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск

Лекция № 6 ( 2 часа )

МАСТЕРСТВО УЧИТЕЛЯ НА УРОКЕ.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Ученик должен видеть в учителе умного, знающего, думающего, влюбленного в знания человека. Чем глубже знания, чем шире кругозор, всесторонняя научная образованность учителя, тем в большей мере он не только преподаватель, но и воспитатель.

По мнению Ю.Л. Львовой, замысел урока состоит из следующих элементов:

1)осмысление учителем задач и содержания урока;

2)соотнесение содержания материала с уровнем развития учащихся данного года обучения;

3)соотнесение с собственным духовным состоянием, рабочим и жизненным опытом;

4)установление связи изучаемого материала с изученным ранее и с тем, который предстоит изучить; соотнесение данного материала с конкретным классом и психологией конкретных учащихся.

Разрабатывая урок, учитель должен учесть множество факторов, чтобы обеспечить эффективность обучения, сделать его оптимальным. Прежде всего при подготовке к уроку учитель обязан иметь перед собой четко поставленную цель и конкретные задачи, которые он хочет решить на данном уроке.

Цель любого урока определяется целями современного образования — развитием тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценностную деятельность. Под целью обучения понимается обдуманный и ожидаемый результат, к которому стремится учитель в результате взаимодействия с учащимися. Этот результат выражается в изменениях (сдвигах), которые посредством обучения достигаются в знаниях, умениях, личных качествах, характере, во взаимоотношениях, взглядах, ценностных ориентациях в развитии личности в целом.

Эта цель преломляется и конкретизируется на отдельном уроке. Учитель, готовясь к уроку, тщательно продумывает, к осознанию каких научных идей он будет подводить детей, используя содержание данной темы, каких микросдвигов в развитии мышления, памяти, воображения, эмоций и воли он будет добиваться от своих учеников. Комплексно решать проблемы образования и обучения помогает реализация функций обучения: образовательной, воспитательной и развивающей. Исходя из названных функций, учитель формулирует соответствующие задачи.

Образовательные задачи предусматривают вооружение школьников определенным объемом знаний (на основе четко обозначенных понятий), умением осваивать их в соответствии с требованиями школьных программ.

Воспитательные задачи предполагают, с одной стороны, формирование у школьников ценностных ориентаций и отношений (имеются в виду система нравственных, правовых, эстетических взглядов и убеждений, воспитание готовности хорошо учиться), с другой — выявление и утверждение возможностей учащихся, овладение нужными умениями для самовоспитания и самообразования.

Развивающие задачи характеризуются формированием у учащихся творческой активности и самостоятельности, интеллекта, воли, эмоций.

Совершенно очевидно, что на одном уроке нельзя реализовать названные цели, получить ощутимый результат, поэтому важно перспективное планирование. Тематическое планирование дает учителю возможность свободно ориентироваться в постановке каждого урока, помогает учесть достигнутый уровень для решения новых задач. Перспективное планирование помогает учителю сделать весь учебный процесс целенаправленным, подчинить цель каждого урока общей цели; формирования всесторонне развитой личности на протяжении длительного отрезка времени.

Многосторонность педагогических целей и задач урока требует использования многообразных средств. К ним относятся:

а) содержание учебного материала;

б) методы его изучения, управления и контроля за учебной деятельностью учащихся;

в) формы организации учебной деятельности;

г) технические средства обучения;

д) мастерство учителя в организации познавательной деятельности учащихся.

Для совершенствования урока, повышения мастерства учителя большое значение имеют гармоничная расстановка и умелое использование всех этих средств. Каким же требованиям должно отвечать содержание урока учителя-мастера?

Вся деятельность педагога — это непрерывный процесс принятия решений, и при отборе методов обучения этот процесс происходит на разных уровнях. Существуют следующие варианты принятия решений.

1.Интуитивное решение. Решение о выборе метода принимается на основе интуиции, как, например, при решении педагогической ситуации. Эффективность такого выбора зависит от целей обучения на уроке, содержания учебного материала, подготовленности педагога, его мастерства и психического состояния на данный момент.

2.Рефлексивное решение. Это действия по привычке. В таком случае один из методов возводится в абсолют, например, новый материал преподносится постоянно методом изложения или объяснения, что нередко предпочитают пожилые учителя.

3.Ассоциативное решение. Выбор метода на основе прошлого опыта, то есть удачно примененный прием или метод, часто используется в педагогической практике, неудачно использованный — не применяется.

4.Принятие решения на основе проб и ошибок. Поиск лучшего варианта с использованием различных методов и приемов в обучении с целью подбора более подходящего для данного учебного материала варианта.

В последние годы наряду с традиционными формами организации обучения на уроке появились новые формы. Так, педагоги-мастера уделяют внимание урокам-лекциям, урокам-семинарам, урокам-диспутам, урокам-конференциям, урокам-экскурсиям, урокам-конкурсам, коллективной познавательной деятельности или групповой работе.

В осуществлении взаимодействия с учащимися на уроке нет мелочей, и начинающему педагогу в какой-то степени помогут правила, предложенные Р.Х. Шакуровым.

1. Приходите в кабинет немного раньше звонка. Проверьте, все ли готово к уроку. Когда звонок прозвенит, входите в класс последним. Стремитесь добиться, чтобы все ученики приветствовали вас организованно, но времени на это тратьте минимально.

2.Не тратьте времени на поиски страницы вашего предмета в журнале, ее можно приготовить на перемене.

3.Не задавайте ученикам вопрос: "Кто не выполнил домашнего задания?" Это приучает к мысли, что невыполнение домашнего задания — дело неизбежное. Необходимо вести урок так, чтобы каждый ученик постоянно был занят делом. Помните: паузы, безделье — бич дисциплины.

4.Увлекайте учеников интересным содержанием материала, созданием проблемных ситуаций, умственным напряжением. Контролируйте темп урока, помогайте слабым поверить в свои силы. Держите в поле зрения весь класс.

5.Обращайтесь с просьбами или вопросами несколько чаще к тем ученикам, которые могут заняться посторонними делами.

6.Мотивируйте оценки знаний, покажите деловой и заинтересованный характер своего комментирования укажите ученику, над чем ему следует поработать, чтобы заслужить высокую оценку.

7.Заканчивайте урок общей оценкой работы класса и отдельных учащихся. Пусть ученики испытывают чувство удовлетворения от результатов своего труда. Постарайтесь заметить положительное в работе недисциплинированных ребят, но не делайте этого слишком часто.

8.Прекращайте урок со звонком. Напомните об обязанностях дежурных.

9. Удерживайтесь от лишних замечаний.

10.Помните: налаживание дисциплины при помощи чужого авторитета не дает пользы, а скорее вредит вам.

При решении задач обучения педагог использует различные приемы взаимодействия с детьми, создает благоприятный эмоциональный климат, атмосферу доверительности, комфорта, то есть осуществляет коммуникативное обеспечение урока. От правильно организованного общения на уроке зависит его эффективность. В немалой степени этому способствует стиль педагогического общения.

В учебно-воспитательном процессе мастерства педагогического воздействия достигают люди с разными чертами личности, характера, типологическими свойствами. Этому способствует индивидуальный стиль деятельности педагога.

Индивидуальный стиль педагога — устойчивая индивидуальная система психолого-педагогических средств, приемов, навыков, методов, технологий осуществления учебно-воспитательного процесса. Индивидуальный стиль позволяет людям с разным темпераментом и характером добиваться равной эффективности в работе, помогает компенсировать индивидуальные особенности, препятствующие достижению успеха.

Все компоненты педагогической деятельности своеобразно и неповторимо реализуются в индивидуальном стиле, поэтому важнейшей задачей начинающего педагога является поиск своего стиля деятельности. В нем отражаются и преломляются все стороны педагогического мастерства. В А. Кан-Калик рекомендует следующую систему формирования индивидуального стиля педагога.

1. Изучение личностных особенностей.

2.Установление недостатков в личностном общении. Работа по преодолению стеснительности, скованности, негативных наслоений в стиле общения.

3.Овладение элементами педагогического общения на основе собственных индивидуальных особенностей.

4 .Овладение технологией педагогического общения в соответствии со сложившимся стилем общения.

5. Реальная педагогическая деятельность, работа с детьми — закрепление индивидуального стиля деятельности.

Таким образом, продумывая каждую составную часть урока, оптимально выбирая методы, средства и формы организации педагогического процесса, опираясь на свои личностные особенности и индивидуальные и возрастные особенности детей, учитель постепенно овладевает мастерством и урок становится радостным для учителя и школьников.

Грицевский И.М., Грицевская С.Э. От учебника — к творческому замыслу. — М., 1990.

Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении (О коллективном способе учебной работы): Кн. для учителя. — М., 1991.

Ильин Е.Н. Рождение урока. — М., 1986.

Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя. — М., 1987.

Коротяев Б.И. Учение — процесс творческий: Кн. для учителя. 2-е изд., доп. и испр. — М., 1989.

Лук Ю.Л. Учите мыслить. - М., 1975.

Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя. — М., 1980.

Мищенко А. И. Педагогический процесс как целостное явление. — М., 1993.

Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении. — М., 1980.

Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. — М., 1993.

Ротенберг B . C ., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение, Здоровье: Кн. для учителя. — М., 1989.

Скалкова Я. От теории к практике обучения в средней общеобразовательной школе: Пер. с чеш. — М., 1992.

Сущность педагогическогомастерства заключается в качествах личности самого педагога, которые обеспечивают его успешность. И, хотя, мастерство в своей творческой деятельности глубоко индивидуально, можно выделить общие компоненты педагогического мастерства: Общие основы педагогики: тексты лекций.

Личностные качества педагога:

высокий моральный облик, ответственность, добросовестность, трудолюбие, педагогическая справедливость, любовь к детям;

педагогические способности: терпение, выдержка, настойчивость, оптимизм, гуманистическая направленность, чувство юмора, педагогические способности в какой-либо области;

профессиональная педагогическая направленность.

Профессиональные знания: знание преподаваемого предмета, его методики, педагогики, психологии, а также умение решать педагогические задачи.

Профессиональная педагогическая техника - совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания.

Компоненты педагогической техники:

1) умение педагога управлять своим поведением: владение мимикой, пантомимой; управление эмоциями, настроением; социально-перцептивные способности (способности, позволяющие понимать субъекта педагогического воздействия на основе чувственного восприятия): внимание, наблюдательность, воображение; техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи);

2) умение воздействовать на личность и коллектив.

Таким образом, педагогическое мастерство - это искусство обучения и воспитания, доступное каждому преподавателю и мастеру производственного обучения, но требующее постоянного совершенствования. Это профессиональное умение направлять все виды учебно-воспитательной работы на всестороннее развитие учащегося, включая его мировоззрение и способности.

Основой развития педагогического мастерства является сплав знаний и профессиональной направленности, условием успешности - педагогические способности, средством, придающим целостность профессиональной деятельности педагога, - умения в области педагогической техники.

В целом же, для каждого педагога мастерство - это определенная педагогическая вершина, к которой он стремится.

Определение уровня педагогического мастерства

Основы педагогического мастерства, реализуемые в деятельности, это уже проявление профессионализма. Но судить о его уровне можно по тому, как решаются педагогические задачи и, в конечном счете, какие результаты будут достигнуты. Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев.

В зависимости от результатов можно выделить четыре уровня мастерства:

1) репродуктивный (педагог умеет пересказать другим то, что знает сам, и так, как знает сам);

2) адаптивный (педагог умеет не только передать информацию, но и трансформировать ее применительно к особенностям объекта, с которым имеет дело);

3) локально моделирующий (педагог умеет не только передавать и трансформировать информацию, но и моделировать систему знаний по отдельным вопросам);

4) системно моделирующий знания (педагог умеет моделировать систему деятельности, формирующую систему знаний по своему предмету).

Определение уровня педагогического мастерства невозможно без установления его показателей и формулировки критериев. По показателям педагогического мастерства можно судить об его уровне.

Показатели педагогического мастерства- то, по чему можно судить об его уровне.

Критерии педагогического мастерства - его отличительные признаки, которые могут быть использованы как мерило оценки педагогического мастерства.

Критерии обучающей деятельности педагога должны быть связаны с самыми главными компонентами учебного процесса, т.е. с компонентами дидактического базиса. Задача заключается в том, чтобы выделить наиболее существенное, что отражается в обучающей деятельности педагога в связи с каждым компонентом дидактического базиса. Это существенное и будет тем отличительным признаком, который можно использовать как одно из мерил оценки мастерства педагога. Очень важно, что в совокупности эти критерии позволяют осуществить всестороннюю оценку обучающей деятельности педагога. Таким образом, перечисленные критерии являются необходимыми и в то же время достаточными, чтобы определить уровень обучающей деятельности педагога.

Мастерство учителя на уроке: путь от замысла урока до его реализации. Творческое использование новаторского опыта

Формирование творческого потенциала личности ученика будет эффективным при наличии следующих условий:

1. Учебно-познавательная деятельность обучающихся организуется как учебно-творческая. В ходе организации учебно-творческой деятельности школьников приоритетное место принадлежит личностно-деятельностному подходу, суть которого заключается в принятии ребенка как личности с присущей ей духовностью, социальностью и креативностью. Личностно-деятельностный подход предполагает использование в процессе обучения

· личностно-ориентированных технологий (технологии полного усвоения знаний, технологии разноуровневого обучения, технологии взаимного обучения, технологии модульного обучения и др.),

· определенных психологических механизмов развития личности (ассоциации как активизации ранее усвоенных знаний, анаксиоматизации как отбрасывания каких либо несущественных признаков для достижения решения),

· нетрадиционных учебных занятий (урок-панорама, урок-игра, урок-портрет, урок-аукцион, урок-конференция, урок-посвящение, урок-спектакль, урок-суд и др.).

Представленный выше личностно-деятельностный подход в процессе обучения содействует более эффективному целостному развитию и саморазвитию обучающихся как субъектов учебно-творческой деятельности с опорой на их индивидуальные особенности и опыт; способствует повышению степени мотивации и эмоциональности познавательной активности и самостоятельности всех участников образовательного процесса; обеспечивает готовность школьников к решению нестандартных жизненных и профессиональных задач, повышение эффективности любого вида деятельности.

2. В учебном заведении создается развивающая культурно-образовательная среда. Проблему организации культурно-образовательной среды решает адаптивная школа, под которой понимают организацию и осуществление учебно-воспитательного процесса, способного помочь каждому ученику достичь оптимального для него уровня общего и интеллектуального развития в соответствии с его природными склонностями и задатками.

Адаптивная школа действует на основе следующих принципов:

· адаптивности (ориентация на индивидуальные особенности детей, в то же время гибкая реакция на социально-культурные изменения среды);

· развития (создание школьнику условий для реализации его способностей);

· психологической комфортности (снятие стрессообразующих факторов и создание в классе стимулирующей творчество атмосферы);

· смыслового отношения к миру (осознанные знания учеников об окружающем мире);

· ориентировочной функции знаний (опора на различные виды познавательной практико-ориентировочной деятельности школьников);

· обучения деятельности (обучение учащихся постановке цели и задач деятельности, контролю и корректированию хода деятельности);

· креативности (развитие у ребенка способностей к творчеству, самостоятельному нахождению решений нестандартных задач).

3. Осуществляется систематическое обучение учащихся решению и составлению учебных задач. Одним из важнейших условий развития творческого потенциала школьников при обучении их решению и составлению учебных задач является высокая степень проблемности предлагаемых заданий. Научить видеть проблему, ставить вопрос, связывать теорию с практикой, анализировать задачу, расчленять ее на условия, преобразовывая структурные компоненты в ходе решения – это и есть психолого-педагогические принципы составления заданий, представляющих трудность для учащихся и требующих от них творческого поиска.

Обучение учащихся решению и составлению учебных задач формирует у них умения и навыки разрабатывать проект деятельности и осуществлять ее рефлексию, варьировать методы и приемы деятельности с целью достижения поставленных задач.

4. Уделяется внимание эмоциональному развитию школьников. Кроме компонента интеллектуальной и практической готовности процесс обучения учащихся решению и составлению учебных задач включает еще и эмоциональный компонент, который реализуется на основе принципа трансформации когнитивного содержания образования в эмоциональное состояние учащихся. Это способствует обогащению эмоционального опыта школьников, что выступает условием развития их творческого потенциала. Эмоциональное развитие учащихся предполагает:

· анализ, учет, поддержку и безоценочное принятие педагогом эмоциональных состояний обучающихся;

· рефлексию учащимися собственных эмоциональных состояний;

· обогащения эмоционального, рефлексивного, коммуникативного опыта обучающихся;

· создание положительного эмоционального настроя на урок путем использования примеров из художественной и научной литературы (шуток, загадок, головоломок, интересных фактов и т.д.),

· использование на уроке фрагментов конкурсов, соревнований, игр, блиц-турниров и т.д.

Все перечисленные способы, используемые учителем в ходе урока, способствует расширению интеллектуальных возможностей и формированию творческих способностей учащихся.

Опедагогике сотрудничества впервые заговорили в 1980-х г. благодаря деятельности учителей-новаторов, которые популяризировали свои педагогические идеи, направленные на демократизацию школы и

создание условий для раскрытия личности каждого ученика.

Представим наиболее известных педагогов-новаторов, их ведущие идеи и основные педагогические работы:

Среди идей педагогики сотрудничества выделяются:

· учение без принуждения (снятие чувства страха, исключение давления на школьника, обращение к ученику как к равноправному партнеру в процессе поиска знаний);

· идея трудной цели (воспитание у учащихся веры в возможность преодоления трудностей);

· идея опоры (зашифровка предметно-словесной информации в опорные сигналы);

· идея свободного выбора (предоставление учащимся возможности выбора задания из числа представленных);

· идея опережения (обращение на уроке к материалу, который будет изучаться в будущем);

· идея соответствующей формы (форма урока должна соответствовать содержанию деятельности учеников на уроке);

· идея самоанализа (обучение учащихся приемам индивидуального и коллективного самоанализа);

· идея личностно-ориентированного подхода к учащимся.

Представленные идеи широко используются и сегодня в ходе современного урока. При этом учитель-мастер, будучи личностью творческой, обладающей гуманистической направленностью, реализует идеи педагогики сотрудничества в ходе учебно-воспитательного процесса, демонстрируя следующие профессиональные качества и умения:

· способность к целостному самосовершенствованию, обладание широким кругом интересов и умений, живым и активным характером, творческим мировоззрением;

· признание в качестве приоритетов образования целостности развития личности учащегося, становления ее индивидуальности, гармонизации отношений растущей личности с природой, обществом, самим собой;

· установка на диалог с учащимися и взаимопонимание;

· умение насытить образовательное пространство импровизацией, коллективным и индивидуальным творчеством;

· готовность создавать и поддерживать атмосферу взаимного уважения, взаимной терпимости, открытости критике, нововведениям;

· умение преобразовывать образовательную среду в оптимальное пространство творческого развития школьника;

Читайте также: