Конспект урока берестов гусь и его критики
Обновлено: 06.07.2024
Конспект урока по литературному чтению для 3 класса(1-4). Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Учебник Е. Матвеевой. Знакомство с басней В. Берестова "Гусь и его критики".
Оценить 3309 0
Конспект урока литературного чтения в 3 классе (1-4).
Учебник Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)
Учебные задачи: 1. Познакомить с новым жанром литературы - басней;
2.Расширить представления учащихся об изобразительных средствах автора, создающего образы персонажей в басне;
3.Развивать умение вести диалог по содержанию литературного текста;
4.Развивать умение выразительно читать басню по ролям;
5.Расширить нравственный кругозор, конкретизация нравственных понятий и требований морали;
6.Воспитывать искренность, правдивость, честность, скромность.
Тип урока: постановка учебной задачи на основе первичного восприятия текста. Моделирование.
Форма работы: Парная и групповая, общеклассная дискуссия;
1.Мотивация к деятельности. Создание успешной ситуации.
-На уроках литературы мы знакомились с различными жанрами, назовите их (стихотворение, рассказ, былина, сказка..). И какое-бы из этих литературных произведений мы не взяли, оно обязательно нас чему-то учит: сказка-трудолюбию, добру; стихотворение- переживаниям, чувствам человека; былина-мудрости и т.д.
Сегодня предстоит знакомство еще с одним жанром художественной литературы, который сейчас, продемонстрируют ребята, а вы внимательно посмотрите и послушайте - что за жанр литературы.
Автор: Однажды Гусь, вытягивая шею,
Расхвастался на целый птичий двор:
Гусь: «Сам поражен я широтой своею.
Ведь я, как человек, ходить умею,
Как рыба, плаваю. А если захочу,
Петух: «У вас такой обширный кругозор!-
Как птица вами я горжусь!
Автор: Так славил Гуся птичий говор,
Пока не появился Повар.
И только полетел Гусиный пух…
Индюк: «Я знал, что Гусь гогочет глупо,
Петух: «Как он ходил!
С такими лапками, с такой фигурой
Над ним смеялись куры!
Утка: «По правде говоря,
Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.
Летать через забор - невелики дела.
Вопросы : -Какой жанр художественной литературы был представлен? (басня)
- А что вы , уже слышали о басне? (ответы детей)
-Нам предстоит на уроке сегодня определить структуру басни и ее задачи: выясним ЧЕМУ нас учит басня и КАК учит?
Вступительное слово учителя: Басня- один из древнейших жанров словесного искусства. Басня берет начало еще в 6 веке до нашей эры- сочинитель Эзоп, древнегреческий баснописец.
-Что вам известно об авторе этой басни? (заранее было дано задание- найти иформацию о жизни и творчестве В.Д.Берестова)
Ответы:Один из самых любимых детских поэтов. Он научился читать в 4 года. Первым двум буквам С,Р его научила слепая прабабушка. Война забросила семью Берестовых в Ташкент. К.И.Чуковский спас серьезно заболевшего подростка Валю Берестова, а уже после войны стался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.
II . Работа над текстом.
-Обратите внимание на заголовок, как вы понимаете слово критики(могут обратиться к толковому словарю: тот кто критикует кого-то, или что-то; чьи-то недостатки, порой не замечая свои).
-Назовите действующих лиц басни (Гусь, Индюк, Утка, Петух, Повар).
-Понравился ли вам Гусь?
-Какими качествами характера он обладает? (хвастовство)
-Какой прием использует автор, показывая Гуся? (прием-самопрезентация)
Словарная работа:
-Какие отрицательные черты характера вы увидели у птиц? (хвастовство, неискренность, лесть)
-Почему мнения птиц резко изменились? (страх перед Поваром - говорят совершенно противоположное ранее, потому что нет Гуся)
(Автор использовал новый прием- приемпротивопоставления).
-Бывает ли подобная ситуация в жизни? (ответы детей с примерами)
III . Анализ конкретно содержания басни.
Уточнение структуры басни:
-Перечитайте басню еще раз самостоятельно. Подумайте в парах, на сколько основных частей можно разбить басню. Свой вывод обсудите и отметьте карандашом в тексте эти части.
Выслушиваются мнения ребят, ответы аргументируются и приходят к выводу: в басне 2 части.
-Прочитайте 1 часть. Что в ней описывается? (основное событие-вывешивается на доске).
-Выделите 2 часть. Прочитайте.
Пусть этой басни птицы не услышат,
Но в том беды особой нет.
Она не для того, кто перьями одет,
А для того, кто ими пишет.
-Эта часть имеет отношение к основному событию? (нет)
-Зачем же эта часть нужна басне? (это поучительный вывод-мораль, вывешивается на доске)
Самостоятельная работа . Моделирование.
1-я часть. Случай на птичьем дворе.
2-я часть. Вывод: не льстить
Затем, на доске фиксируется , принятая всем классом, следующая модель.
МОДЕЛЬ БАСНИ
1-я часть. Случай из жизни
2-я часть.Мораль - поучительный вывод
Высмеять недостатки людей
через образы животных
-Так какую задачу ставит перед читателями автор данной басни?
Задача: высмеять 1) льстивость 2) хвастовство 3) лицемерие
Объясните, как вы понимаете эти слова? (В группах используют толковые словари: Льстивость-незаслуженная хвала, угождение; хвастовство – неумеренное восхваление себя, своих достоинств; лицемерие – неискренность)
- Кого же осуждает Автор? (и того кто льстит, и того кто любит лесть)
- Если встретятся люди, которые льстят, т.е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят.
3) Диагностика понимания- выразительное чтение (подчеркивая в тексте карандашом, слова и выражения, с помощью которых автор описывает характеры героев).
IV .Итог урока: Что такое басня? ( небольшое литературное произведение, где высмеиваются недостатки людей на примерах животных, где обязательно присутствует мораль)
-Чему учат басни? (как не надо поступать)
-Как учат? (через образы животных)
- Какие приемы изобразительных средств использует автор, для создания образов персонажей в басне? (самопрезентация, звукопись, противопосавление)
-Нужно ли читать басни, для чего? (да, чтобы учиться, каким не надо быть!)
-Чему вас лично, сегодня научила басня В.Берестова? (ответы детей)
Приложение (вариант выполнения домашнего задания учеником 3 класса)
Данная технологическая карта представлена по теме "Речевые характеристики героев. Ирония автора. В.Д. Берестов "Гусь и его критики". На данном уроке организуется деятельность по изучению нового произведения и жанра - басня. Выводится определение басни, составляется модель жанра. Идёт работа по анализу произведения со стороны главного героя - гуся и двора. После анализа проводится работа по выразительному чтению басни и чтению по ролям.
Технологическая карта урока
Предмет: литературное чтение.
Тип урока: постановки учебной задачи с элементами моделирования.
Развивающая: формировать положительный интерес к изучению литературы, развитие памяти, внимания, мышления, развитие коммуникативных способностей.
Воспитательная: формирование толерантности при работе в паре, группе, воспитание культуры общения.
Предметные: создание модели басни, как общего способа работы над данным жанром, уметь применять обобщённую модель для работы над новым произведением.
Познавательные: умение вместе с одноклассниками составлять модель басни, способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.
Регулятивные: умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.
Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.
Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению.
Методы обучения: частично – поисковый;
метод решения учебных задач;
Формы организации познавательной деятельности:
проектор, интерактивная доска
формирование у учащихся знаний о жанре басня и умения применять эти знания при выполнении различных заданий.
отработка умения рефлексировать свою работу, развитие речи учащихся, умение обобщать информацию, систематизирование информации, оценивание своей деятельности и полученных результатов.
формирование умения работать в группе, паре, самостоятельно.
Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
I . Эмоционально – психологический настрой
II . Проверка домашнего задания.
- С каким жанром литературы мы познакомились на прошлом уроке?
Перед вами листы с заданием, вам нужно из 3 предложенных вариантов выбрать верный.
Подчеркни высказывания, которые относятся к басне.
1) Басня: поучительный рассказ или стихотворение / смешное стихотворение /
краткая сказочная история
2) Герои: богатыри / животные, иногда люди / герои дети
3) Цель : развлечь читателя, создать хорошее настроение / прославить народ /
показать недостатки людей
4) Особенности басни : троекратные повторы / волшебство / мораль.
- Кто изображен на портрете? (И. А. Крылов)
- Что вы запомнили из его биографии?
- С каким его произведением мы познакомились?
- На что мы будем обращать внимание, оценивая чтецов?
(правильность, соблюдение знаков препинания, выразительность).
III . Работа по теме урока.
1) Мотивация к учебной деятельности
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней. Отгадайте, героев этой басни.
Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? (гусь)
Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы. (петух)
Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук.
Как его зовут. (индюк)
Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - . (утка)
2) Знакомство с биографией писателя
Критик – тот, кто обсуждает что – либо с целью оценки и выявления недостатков.
Корифей – в древности, начальник хора. Теперь корифеем называют лучших деятелей в какой – нибудь отрасли наук или искусства.
Кругозор – объём интересов, знаний.
Стихия – явление природы, иногда разрушительной силы.
4) Чтение басни учителем
5) Первичная проверка понимания.
- Чем интересна басня?
1. С какими персонажами ты встретился в басне? Какой персонаж главный?
2. Найдите и прочитайте слова, которые характеризуют Гуся. С какой интонацией будете читать слова Гуся? Почему?
3. Найдите слова, которые говорит Гусю Индюк. Найдите слова, ко-торые говорит Гусю Утка. Какие слова произносит Петух? Прочитайте их.
4. Найдите и прочитайте те слова, которые выражают общее мнение всех птиц.
какая интонация помогает вам передать отношение птиц к Гусю? (Интонация восхищения.)
6. Какими автор изображает персонажей басни?
6) Закрепление знаний и способов действий.
— Найдите строчки, которые меняют всю ситуацию на птичьем дворе. Прочитайте их.
— Как же изменилась ситуация? (Птицы изменили свое мнение о Гусе, стали ругать его, смеяться над ним.)
Докажите текстом, что оценка обитателей двора изменилась. Как это сделать? (Сопоставить, что говорил каждый персонаж до появления повара и после.)
— Каким образом изменилась интонация?
— На словах какого персонажа вам бы хотелось показать, что отноше-ние к Гусю изменилось? (Выборочное чтение слов любого персонажа. Оце-нивание чтения.)
— Всю ли басню мы прочитали? Прочитайте последнюю часть. Чей голос звучит в этой части? (Автора.)
— Похожа ли эта часть на предыдущую? Чем первая часть басни отличается от второй?
— Найдите строки, которые являются самыми главными в последней части. Поясните, как вы их понимаете. Что хотел сказать автор?
— Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вы-вод? Та часть басни, в которой содержится вывод, поучение, называется моралью.
— Какими автор изображает персонажей басни?
— В русском языке есть слово, которое указывает на поведение, прикрывающее притворство, неискренность. Кто знает это слово? ( Это слово — лицемерие).
— В каком случае употребляется это слово?
— Какими изображает автор обитателей птичьего двора? (Лицемерными.)
— Для чего людям знать эту историю?
— Какой вывод сделали вы для себя, прочитав басню В.Д. Берестова? (Плохо быть лицемерным.)
IV Итог:
- С каким жанром литературы мы сегодня работали?
- Какое произведение изучили?
Высмеивает, учит, насмехается
В басне высмеиваются недостатки человека.
V . Рефлексия: Соедините стрелками слова 1 и 2 столбиков
восторгаться хвалиться
хвастаться насмехаться
высмеивать восхищаться
неискренность лживость
глупый комичный
VI Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение по ролям.
- проверьте свои ответы. Если у вас не одной ошибки поставьте 5, 1 - 4, 2 - 3.
- кто изображен на слайде? (слайд 3) Крылов. Что вы запомнили из его биографии?
- с каким его произведением мы познакомились?
- Сейчас мы будем читать басню по ролям.
Нам нужно будет оценить читающих. На что мы будем обращать внимание?
(правильность, соблюдение знаков препинания, выразительность).
1 и 2 группа будут оценивать петуха, 3 и 4 воробья, 5 кукушку. Перед вами листы с критериями. Вам нужно отметить + и -. Если вы выставили 3 плюса - , 2 плюса 4, 1 плюс 3.
3. Речевая разминка.
Сегодня ученики читали басню Крылова. (слайд 4)
Прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре раз-личных смысловых оттенка. Для этой цели дополнительно учащимся за-даются следующие вопросы:
1) Кто читал сегодня басню Крылова?
2) Что читали учащиеся сегодня'?
3) Что делали сегодня учащиеся?
4) Чью басню читали учащиеся сегодня?
Первичное чтение учащимися самостоятельно.
5. Первичная проверка понимания.
- чем интересна басня?
Чтение учителем вслух.
1. С какими персонажами ты встретился в басне? Какой персонаж главный?
2. Найдите и прочитайте слова, которые характеризуют Гуся. С какой интонацией будете читать слова Гуся? Почему?
3. Найдите слова, которые говорит Гусю Индюк. Найдите слова, ко-торые говорит Гусю Утка. Какие слова произносит Петух? Прочитайте их.
4. Найдите и прочитайте те слова, которые выражают общее мнение всех птиц.
какая интонация помогает вам передать отношение птиц к Гусю? (Интонация восхищения.)
6. Какими автор изображает персонажей басни?
6. Закрепление знаний и способов действий.
- Найдите строчки, которые меняют всю ситуацию на птичьем дворе. Прочитайте их.
- Как же изменилась ситуация? (Птицы изменили свое мнение о Гусе, стали ругать его, смеяться над ним.)
Докажите текстом, что оценка обитателей двора изменилась. Как это сделать? (Сопоставить, что говорил каждый персонаж до появления повара и после.)
- Каким образом изменилась интонация?
- На словах какого персонажа вам бы хотелось показать, что отноше-ние к Гусю изменилось? (Выборочное чтение слов любого персонажа. Оце-нивание чтения.)
- Всю ли басню мы прочитали? Прочитайте последнюю часть. Чей голос звучит в этой части? (Автора.)
- Похожа ли эта часть на предыдущую? Чем первая часть басни от-личается от второй?
- Найдите строки, которые являются самыми главными в последней части. Поясните, как вы их понимаете. Что хотел сказать автор?
- Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вы-вод? Та часть басни, в которой содержится вывод, поучение, называется моралью.
- Какими автор изображает персонажей басни?
- В русском языке есть слово, которое указывает на поведение, прикрывающее притворство, неискренность. Кто знает это слово? ( Это слово - лицемерие).
- В каком случае употребляется это слово?
- Какими изображает автор обитателей птичьего двора? (Лицемер-ными.)
- Для чего людям знать эту историю?
- Какой вывод сделали вы для себя, прочитав басню В.Д. Берестова? (Плохо быть лицемерным.)
Сейчас я предлагаю каждой группе составить по 3 вопроса для другой группы.
1 вопрос должен начинаться со слов что? Где? Как?
2 вопрос Почему?
3 вопрос Что изменилось? Слайд 6
Читайте также:
- Конспект спп с придаточными определительными изъяснительными обстоятельственными
- Происхождение человека мифы религия версии гипотезы 6 класс конспект урока
- Моя улица конспект по развитию речи
- Реакции идущие без изменения состава веществ 11 класс конспект урока
- Конспект урока отцы и дети в русской критике 10 класс