Конспект урока берестов гусь и его критики

Обновлено: 06.07.2024

Конспект урока по литературному чтению для 3 класса(1-4). Развивающее обучение (система Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова). Учебник Е. Матвеевой. Знакомство с басней В. Берестова "Гусь и его критики".

Оценить 3309 0

Конспект урока литературного чтения в 3 классе (1-4).

Учебник Е.И. Матвеева (система Д.Б.Эльконина- В.В.Давыдова)

Учебные задачи: 1. Познакомить с новым жанром литературы - басней;

2.Расширить представления учащихся об изобразительных средствах автора, создающего образы персонажей в басне;

3.Развивать умение вести диалог по содержанию литературного текста;

4.Развивать умение выразительно читать басню по ролям;

5.Расширить нравственный кругозор, конкретизация нравственных понятий и требований морали;

6.Воспитывать искренность, правдивость, честность, скромность.

Тип урока: постановка учебной задачи на основе первичного восприятия текста. Моделирование.

Форма работы: Парная и групповая, общеклассная дискуссия;

1.Мотивация к деятельности. Создание успешной ситуации.

-На уроках литературы мы знакомились с различными жанрами, назовите их (стихотворение, рассказ, былина, сказка..). И какое-бы из этих литературных произведений мы не взяли, оно обязательно нас чему-то учит: сказка-трудолюбию, добру; стихотворение- переживаниям, чувствам человека; былина-мудрости и т.д.

Сегодня предстоит знакомство еще с одним жанром художественной литературы, который сейчас, продемонстрируют ребята, а вы внимательно посмотрите и послушайте - что за жанр литературы.

Автор: Однажды Гусь, вытягивая шею,

Расхвастался на целый птичий двор:

Гусь: «Сам поражен я широтой своею.

Ведь я, как человек, ходить умею,

Как рыба, плаваю. А если захочу,

Петух: «У вас такой обширный кругозор!-

Как птица вами я горжусь!

Автор: Так славил Гуся птичий говор,

Пока не появился Повар.

И только полетел Гусиный пух…

Индюк: «Я знал, что Гусь гогочет глупо,

Петух: «Как он ходил!

С такими лапками, с такой фигурой

Над ним смеялись куры!

Утка: «По правде говоря,

Гусь плавать не умел, и хвастался он зря.

Летать через забор - невелики дела.

Вопросы : -Какой жанр художественной литературы был представлен? (басня)

- А что вы , уже слышали о басне? (ответы детей)

-Нам предстоит на уроке сегодня определить структуру басни и ее задачи: выясним ЧЕМУ нас учит басня и КАК учит?

Вступительное слово учителя: Басня- один из древнейших жанров словесного искусства. Басня берет начало еще в 6 веке до нашей эры- сочинитель Эзоп, древнегреческий баснописец.

-Что вам известно об авторе этой басни? (заранее было дано задание- найти иформацию о жизни и творчестве В.Д.Берестова)

Ответы:Один из самых любимых детских поэтов. Он научился читать в 4 года. Первым двум буквам С,Р его научила слепая прабабушка. Война забросила семью Берестовых в Ташкент. К.И.Чуковский спас серьезно заболевшего подростка Валю Берестова, а уже после войны стался верным старшим другом и коллегой по литературному цеху.

II . Работа над текстом.

-Обратите внимание на заголовок, как вы понимаете слово критики(могут обратиться к толковому словарю: тот кто критикует кого-то, или что-то; чьи-то недостатки, порой не замечая свои).

-Назовите действующих лиц басни (Гусь, Индюк, Утка, Петух, Повар).

-Понравился ли вам Гусь?

-Какими качествами характера он обладает? (хвастовство)

-Какой прием использует автор, показывая Гуся? (прием-самопрезентация)

Словарная работа:

-Какие отрицательные черты характера вы увидели у птиц? (хвастовство, неискренность, лесть)

-Почему мнения птиц резко изменились? (страх перед Поваром - говорят совершенно противоположное ранее, потому что нет Гуся)

(Автор использовал новый прием- приемпротивопоставления).

-Бывает ли подобная ситуация в жизни? (ответы детей с примерами)

III . Анализ конкретно содержания басни.

Уточнение структуры басни:

-Перечитайте басню еще раз самостоятельно. Подумайте в парах, на сколько основных частей можно разбить басню. Свой вывод обсудите и отметьте карандашом в тексте эти части.

Выслушиваются мнения ребят, ответы аргументируются и приходят к выводу: в басне 2 части.

-Прочитайте 1 часть. Что в ней описывается? (основное событие-вывешивается на доске).

-Выделите 2 часть. Прочитайте.

Пусть этой басни птицы не услышат,

Но в том беды особой нет.

Она не для того, кто перьями одет,

А для того, кто ими пишет.

-Эта часть имеет отношение к основному событию? (нет)

-Зачем же эта часть нужна басне? (это поучительный вывод-мораль, вывешивается на доске)

Самостоятельная работа . Моделирование.

1-я часть. Случай на птичьем дворе.

2-я часть. Вывод: не льстить

Затем, на доске фиксируется , принятая всем классом, следующая модель.

МОДЕЛЬ БАСНИ

1-я часть. Случай из жизни

2-я часть.Мораль - поучительный вывод

Высмеять недостатки людей

через образы животных

-Так какую задачу ставит перед читателями автор данной басни?

Задача: высмеять 1) льстивость 2) хвастовство 3) лицемерие

Объясните, как вы понимаете эти слова? (В группах используют толковые словари: Льстивость-незаслуженная хвала, угождение; хвастовство – неумеренное восхваление себя, своих достоинств; лицемерие – неискренность)

- Кого же осуждает Автор? (и того кто льстит, и того кто любит лесть)

- Если встретятся люди, которые льстят, т.е. незаслуженно хвалят кого-либо, ради своей личной выгоды, кого из персонажей басни они вам напомнят.

3) Диагностика понимания- выразительное чтение (подчеркивая в тексте карандашом, слова и выражения, с помощью которых автор описывает характеры героев).

IV .Итог урока: Что такое басня? ( небольшое литературное произведение, где высмеиваются недостатки людей на примерах животных, где обязательно присутствует мораль)

-Чему учат басни? (как не надо поступать)

-Как учат? (через образы животных)

- Какие приемы изобразительных средств использует автор, для создания образов персонажей в басне? (самопрезентация, звукопись, противопосавление)

-Нужно ли читать басни, для чего? (да, чтобы учиться, каким не надо быть!)

-Чему вас лично, сегодня научила басня В.Берестова? (ответы детей)

Приложение (вариант выполнения домашнего задания учеником 3 класса)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта представлена по теме "Речевые характеристики героев. Ирония автора. В.Д. Берестов "Гусь и его критики". На данном уроке организуется деятельность по изучению нового произведения и жанра - басня. Выводится определение басни, составляется модель жанра. Идёт работа по анализу произведения со стороны главного героя - гуся и двора. После анализа проводится работа по выразительному чтению басни и чтению по ролям.

Технологическая карта урока

Предмет: литературное чтение.

Тип урока: постановки учебной задачи с элементами моделирования.

Развивающая: формировать положительный интерес к изучению литературы, развитие памяти, внимания, мышления, развитие коммуникативных способностей.

Воспитательная: формирование толерантности при работе в паре, группе, воспитание культуры общения.

Предметные: создание модели басни, как общего способа работы над данным жанром, уметь применять обобщённую модель для работы над новым произведением.

Познавательные: умение вместе с одноклассниками составлять модель басни, способность осуществлять информационный поиск для решения поставленных задач, умение работать с текстом: понимать причинно-следственные связи, основную мысль текста для ответа на поставленный вопрос.

Регулятивные: умение оценивать результаты своей работы и результат работы одноклассников в ходе работы, выяснять причины допущенных ошибок, сопоставлять работу с образцом, самоконтроль и самооценка.

Коммуникативные: осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками, сотрудничать и приходить к общему решению в совместной деятельности, учитывать различные мнения, аргументировать собственную точку зрения.

Личностные: уважительное отношение к родному языку, формирование ответственного отношения к учению.

Методы обучения: частично – поисковый;

метод решения учебных задач;

Формы организации познавательной деятельности:

проектор, интерактивная доска

формирование у учащихся знаний о жанре басня и умения применять эти знания при выполнении различных заданий.

отработка умения рефлексировать свою работу, развитие речи учащихся, умение обобщать информацию, систематизирование информации, оценивание своей деятельности и полученных результатов.

формирование умения работать в группе, паре, самостоятельно.

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

I . Эмоционально – психологический настрой

II . Проверка домашнего задания.

- С каким жанром литературы мы познакомились на прошлом уроке?

Перед вами листы с заданием, вам нужно из 3 предложенных вариантов выбрать верный.

Подчеркни высказывания, которые относятся к басне.

1) Басня: поучительный рассказ или стихотворение / смешное стихотворение /

краткая сказочная история

2) Герои: богатыри / животные, иногда люди / герои дети

3) Цель : развлечь читателя, создать хорошее настроение / прославить народ /

показать недостатки людей

4) Особенности басни : троекратные повторы / волшебство / мораль.

- Кто изображен на портрете? (И. А. Крылов)

- Что вы запомнили из его биографии?

- С каким его произведением мы познакомились?

- На что мы будем обращать внимание, оценивая чтецов?

(правильность, соблюдение знаков препинания, выразительность).

III . Работа по теме урока.

1) Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одной басней. Отгадайте, героев этой басни.

Шипит, гогочет,
Ущипнуть меня хочет.
Я иду, не боюсь.
Кто же это? (гусь)

Он в мундире ярком.
Шпоры для красы.
Днём он — забияка,
Поутру — часы. (петух)

Распускает хвост павлином,
Ходит важным господином,
По земле ногами — стук.
Как его зовут. (индюк)

Может плавать и нырять,
В небе высоко летать.
Мне скажи через минутку.
Что за птица? Знаешь? - . (утка)

2) Знакомство с биографией писателя

Критик – тот, кто обсуждает что – либо с целью оценки и выявления недостатков.

Корифей – в древности, начальник хора. Теперь корифеем называют лучших деятелей в какой – нибудь отрасли наук или искусства.

Кругозор – объём интересов, знаний.

Стихия – явление природы, иногда разрушительной силы.

4) Чтение басни учителем

5) Первичная проверка понимания.

- Чем интересна басня?

1. С какими персонажами ты встретился в басне? Какой персонаж главный?

2. Найдите и прочитайте слова, которые характеризуют Гуся. С какой интонацией будете читать слова Гуся? Почему?

3. Найдите слова, которые говорит Гусю Индюк. Найдите слова, ко-торые говорит Гусю Утка. Какие слова произносит Петух? Прочитайте их.

4. Найдите и прочитайте те слова, которые выражают общее мнение всех птиц.

какая интонация помогает вам передать отношение птиц к Гусю? (Интонация восхищения.)

6. Какими автор изображает персонажей басни?

6) Закрепление знаний и способов действий.

— Найдите строчки, которые меняют всю ситуацию на птичьем дворе. Прочитайте их.

— Как же изменилась ситуация? (Птицы изменили свое мнение о Гусе, стали ругать его, смеяться над ним.)

Докажите текстом, что оценка обитателей двора изменилась. Как это сделать? (Сопоставить, что говорил каждый персонаж до появления повара и после.)

— Каким образом изменилась интонация?

— На словах какого персонажа вам бы хотелось показать, что отноше-ние к Гусю изменилось? (Выборочное чтение слов любого персонажа. Оце-нивание чтения.)

— Всю ли басню мы прочитали? Прочитайте последнюю часть. Чей голос звучит в этой части? (Автора.)

— Похожа ли эта часть на предыдущую? Чем первая часть басни отличается от второй?

— Найдите строки, которые являются самыми главными в последней части. Поясните, как вы их понимаете. Что хотел сказать автор?

— Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вы-вод? Та часть басни, в которой содержится вывод, поучение, называется моралью.

— Какими автор изображает персонажей басни?

— В русском языке есть слово, которое указывает на поведение, прикрывающее притворство, неискренность. Кто знает это слово? ( Это слово — лицемерие).

— В каком случае употребляется это слово?

— Какими изображает автор обитателей птичьего двора? (Лицемерными.)

— Для чего людям знать эту историю?

— Какой вывод сделали вы для себя, прочитав басню В.Д. Берестова? (Плохо быть лицемерным.)

IV Итог:

- С каким жанром литературы мы сегодня работали?

- Какое произведение изучили?

Высмеивает, учит, насмехается

В басне высмеиваются недостатки человека.

V . Рефлексия: Соедините стрелками слова 1 и 2 столбиков

восторгаться хвалиться

хвастаться насмехаться

высмеивать восхищаться

неискренность лживость

глупый комичный

VI Домашнее задание: Подготовить выразительное чтение по ролям.

- проверьте свои ответы. Если у вас не одной ошибки поставьте 5, 1 - 4, 2 - 3.

- кто изображен на слайде? (слайд 3) Крылов. Что вы запомнили из его биографии?

- с каким его произведением мы познакомились?

- Сейчас мы будем читать басню по ролям.

Нам нужно будет оценить читающих. На что мы будем обращать внимание?

(правильность, соблюдение знаков препинания, выразительность).

1 и 2 группа будут оценивать петуха, 3 и 4 воробья, 5 кукушку. Перед вами листы с критериями. Вам нужно отметить + и -. Если вы выставили 3 плюса - , 2 плюса 4, 1 плюс 3.

3. Речевая разминка.

Сегодня ученики читали басню Крылова. (слайд 4)

Прочитать предложение так, чтобы можно было уловить четыре раз-личных смысловых оттенка. Для этой цели дополнительно учащимся за-даются следующие вопросы:

1) Кто читал сегодня басню Крылова?

2) Что читали учащиеся сегодня'?

3) Что делали сегодня учащиеся?

4) Чью басню читали учащиеся сегодня?

Первичное чтение учащимися самостоятельно.

5. Первичная проверка понимания.

- чем интересна басня?

Чтение учителем вслух.

1. С какими персонажами ты встретился в басне? Какой персонаж главный?

2. Найдите и прочитайте слова, которые характеризуют Гуся. С какой интонацией будете читать слова Гуся? Почему?

3. Найдите слова, которые говорит Гусю Индюк. Найдите слова, ко-торые говорит Гусю Утка. Какие слова произносит Петух? Прочитайте их.

4. Найдите и прочитайте те слова, которые выражают общее мнение всех птиц.

какая интонация помогает вам передать отношение птиц к Гусю? (Интонация восхищения.)

6. Какими автор изображает персонажей басни?

6. Закрепление знаний и способов действий.

- Найдите строчки, которые меняют всю ситуацию на птичьем дворе. Прочитайте их.

- Как же изменилась ситуация? (Птицы изменили свое мнение о Гусе, стали ругать его, смеяться над ним.)

Докажите текстом, что оценка обитателей двора изменилась. Как это сделать? (Сопоставить, что говорил каждый персонаж до появления повара и после.)

- Каким образом изменилась интонация?

- На словах какого персонажа вам бы хотелось показать, что отноше-ние к Гусю изменилось? (Выборочное чтение слов любого персонажа. Оце-нивание чтения.)

- Всю ли басню мы прочитали? Прочитайте последнюю часть. Чей голос звучит в этой части? (Автора.)

- Похожа ли эта часть на предыдущую? Чем первая часть басни от-личается от второй?

- Найдите строки, которые являются самыми главными в последней части. Поясните, как вы их понимаете. Что хотел сказать автор?

- Можно ли сказать, что эта часть басни содержит поучительный вы-вод? Та часть басни, в которой содержится вывод, поучение, называется моралью.

- Какими автор изображает персонажей басни?

- В русском языке есть слово, которое указывает на поведение, прикрывающее притворство, неискренность. Кто знает это слово? ( Это слово - лицемерие).

- В каком случае употребляется это слово?

- Какими изображает автор обитателей птичьего двора? (Лицемер-ными.)

- Для чего людям знать эту историю?

- Какой вывод сделали вы для себя, прочитав басню В.Д. Берестова? (Плохо быть лицемерным.)

Сейчас я предлагаю каждой группе составить по 3 вопроса для другой группы.

1 вопрос должен начинаться со слов что? Где? Как?

2 вопрос Почему?

3 вопрос Что изменилось? Слайд 6

Читайте также: