Конспект урока 8 класс словосочетание повторение

Обновлено: 07.07.2024

Загрузить презентацию (125 кБ)

  • проверить умение анализировать словосочетание;
  • проверить умения определять тип связи в словосочетании;
  • проверить умения выделять в предложении словосочетание с определённым типом связи

Тип урока: повторительно-обобщающий.

  • раздаточный материал
  • мультимедийное сопровождение
  • презентация
  • учебник русского языка для 8 класса под ред. Львовой

1. Организационный момент

2. Повторение теоретического материала

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

  • Основа предложения (мальчик уехал),
  • Однородные члены (быстрый и внимательный),
  • Предлоги со словами (в течение часа),
  • Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  • Фразеологические обороты (сел в калошу)

3. Выполнение упражнения

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.

4. Самостоятельная работа

Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.

Тест

Часть А.

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти
  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам
  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы
  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку
  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес
  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
  2. С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
  3. Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
  4. Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы
  1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
  2. Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
  3. Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
  4. Стремиться туда, тихо летали, помнил их
  1. Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
  2. Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
  3. Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
  4. Вновь повторил, была там, не глядя на него
  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
  2. Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
  3. Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
  4. Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди

Часть В

В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.

В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.

В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.

В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.

После того как работа выполнена, идёт проверка части А.

Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.

5. Домашнее задание

Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

При опросе учащиеся с низкой мотивацией к обучению могут пользоваться учебником, чтобы ответить на поставленный вопрос.

- Что изучает синтаксис? ( Синтаксис - это раздел науки о языке, который изучает словосочетание, предложение и текст. )

- Что такое словосочетание? (Словосочетание – сочетание двух и более знаменательных слов, связанных по смыслу или грамматически и подчинительной связью.)

- Из чего состоит словосочетание? (из главного слова и зависимого)

- Назовите виды словосочетаний по главному слову? (именные, глагольные и наречные)

- Назовите типы связи в словосочетаниях? ( согласование, управление и примыкание)

-Что такое согласование? Управление? Примыкание? ( Согласование - это такой вид связи, при котором зависимое слово выступает в тех же грамматических формах (род, число, падеж), что и главное . Управление – это такой вид связи, при котором главное слово требует постановки зависимого слова в определенный падеж, с предлогом или без предлога. Примыкание - это такой вид связи, при котором зависимое слово связывается с главным только по смыслу. Примыкают обычно неизменяемые части речи (наречие, деепричастие, инфинитив)

- Что не является словосочетанием?

  1. Основа предложения (мальчик уехал),
  2. Однородные члены (быстрый и внимательный),
  3. Предлоги со словами (в течение часа),
  4. Составные формы (двадцать второй, будет писать, более сладкий)
  5. Фразеологические обороты (сел в калошу)

Распределите словосочетания по трём столбикам (согл., упр., прим.)

Липовый чай, пилить дрова, идти быстро, любящая тебя, второй поющий, готовый уйти, мой милый, спящий храпя, идёт к окну, чей-то дом, желание спать, шёл впереди, этот человек, летящая утка, быстрее лани, белый от пыли, доволен одним, валясь набок, мечты любящих.

Если некоторые учащиеся затрудняются выполнить упражнение, им можно разрешить пользоваться подсказками: либо теоретическим материалом из учебника, либо схемами, составленными на предыдущих уроках.

Учащиеся с низкой мотивацией выполняют только часть А(таким учащимся опять же можно разрешить пользоваться учебником), сильные учащиеся выполняют работу полностью.

А1. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. В соседней комнате, погружённый во тьму, в какую-то сторону
  2. Под шёлковым покрывалом, с распахнутой дверью, не дожидаясь возвращения
  3. Первый снег, из всего сказанного, под белыми берёзами
  4. В новой шапке, всё общество, чувство ненависти

А2. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Серебристый голос, собачьей шерсти, внезапно замолчавшего
  2. Коричневый забор, всей улицей, улыбающегося лица
  3. Через всю реку, по светлым коридорам, его ответ
  4. Весёлую компанию, моей книги, скользнул по окнам

А3. В каком ряду все словосочетания со связью согласование?

  1. Мерным шагом, какой-нибудь день, сделан из железа
  2. Янтарные бусы, дежурной улыбкой, окружённый забор
  3. За тонированными стёклами, песцовой шубы, упругие мышцы
  4. Яркой краской, известные фермеры, её ресницы

А4. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Сижу за столом, вижу их, этот номер
  2. Вспоминает что-то, тянется к красоте, в этот момент
  3. Развернув ребром, непонятный для него, открытую ладонь
  4. Напоминает брата, изображения пирамид, подносит кружку

А5. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Ищет что-нибудь, никому не известное, хвалит покупки
  2. Передаёт новость, вспоминал сон, в рыночном павильоне
  3. Казалось нам, выражением лица, испанская шаль
  4. Перельётся через край, фонтанами брызг, театральный занавес

А6. В каком ряду все словосочетания со связью управление?

  1. Хлынет потоками, постоял на крыльце, долго молчал
  2. С зарослей бузины, капала из крана, прищурил глаза
  3. Поражён красотой, вглядывался в небо, в этот час
  4. Вышедшие из леса, не замечал этого, новые методы

А7. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Тотчас остановиться, тихо подошёл, стать к окну
  2. Давно забытый, когда-то нашёл, на это место
  3. Украдкой зевая, никогда не возражал, стояли нахмурившись
  4. Стремиться туда, тихо летали, помнил их

А8. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

А9. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Собрались вместе, шёпотом повторял, читавшего стихи
  2. Проснулся утром, прежде помнили, опять замолчал
  3. Вернулся оттуда, весело прыгал, по старой привычке
  4. Вновь повторил, была там, не глядя на него

А10. В каком ряду все словосочетания со связью примыкание?

  1. Пробыла недолго, медленно листать, ожидая встречи
  2. Желание вернуться, заново родившимся, всегда поражал
  3. Сделан по-новому, уже коснулся, перебирая подарки
  4. Цвета хаки, не переставая стучали, утаил на исповеди

В1. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

В2. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечером ребята шумно и увлеченно что-то сочиняли.

В3. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Я помню, как величественные горы по-весеннему зеленели у подножий.

В4. Выпишите из предложения словосочетание со связью согласование.

Я должен был нанять быков, чтобы втащить мою тележку на гору.

В5. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

Меня удивляет эта готовность задушить в себе ложный стыд.

В6. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Люси поняла, что надо искать то, что поможет выжить.

В7. Выпишите из предложения словосочетание со связью примыкание.

А однажды даже показалось Алёше, что спина Ковалёва мелькнула в толпе.

В8. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Вечерами, когда гасили фонари и начинали стрекотать кузнечики, мы мечтали о будущем.

В9. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

И мы искренне привязались к маленькому хромому утёнку.

В10. Выпишите из предложения словосочетание со связью управление.

Кто знает, какая сила разрушила древние постройки.

После того как работа выполнена, идёт проверка части А.

Затем ребята объединяются в группы по четыре человека: два сильных ученика и два со слабой мотивацией к обучению. Сильные учащиеся ещё раз проговаривают определения типов связи для слабых и уже помогают выполнить часть В.

Раздаётся каждому на отдельном листке. Сильные учащиеся определяют вид словосочетания по главному слову и тип связи, а учащиеся со слабой мотивацией к обучению только тип связи.

Определите тип связи.

  1. Ехать быстро
  2. Красящий забор
  3. Мощёная улица
  4. Очень ветрено
  5. Освобождение армией
  6. Лестно говорить
  7. Пятый в строю
  8. Очень дружно
  9. Помогал маме
  10. Отвечать, не думая
  11. Писать аккуратно
  12. Папин портфель
  13. Грустный мальчик
  14. Кофе по-турецки
  15. Дежурный класс
  16. Пришёл мириться
  17. Пятый кабинет
  18. Счастливая улыбка
  19. Видеть из окна
  20. Понимаю тему
  21. Сделать по-своему
  22. Свой человек
  23. Поливающий из лейки
  24. Подошёл ко мне
  25. Говорить насчёт погоды
  26. Понятно объяснять
  27. Очень красиво
  28. Неубранная комната
  29. Прийти вовремя
  30. Наш приз

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Урок повторения и систематизации знаний по истории Древнего Египта на тему : "На берегах Нила"

Урок дан в форме интеллектуальной игры для лучшего усвоения матуриала. Дети сами называют цели урока. Класс работает в команде и это дает возможность работать всем.


Повторение и контроль знаний по истории Древнего Мира. 5 класс. Кроссворды и работа с текстами.

Материал, изучаемый на уроках истории в 5 классе, интересен и сложен одновременно. Обилие информации пугает учеников, чтобы не отбить интерес к нашему предмету, пятиклассников можно сделать действующи.


Урок повторения и систематизации знаний. Решение задач на тему "Здоровье".

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.

Урок географии в 5 классе . Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера"

Урок повторения и обобщения знаний по теме "Литосфера" в игровой форме. Землеведение. Авторы учебника: О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким.

Тест для повторения и контроля знаний на занятиях ,,Природа и творчество,,

Тест для повторения и контроля знаний на занятиях ,,Природа и творчество.

Цель урока: повторить теоретический материал по геометрии, продолжить работу по решению геометрических задач для подготовки к ОГЭ. Решение задач по готовым чертежам. Учащимся выдается раздат.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока на тему" Словосочетания" рассчитан на подготовку к 7 -му заданию ОГЭ .

Урок подготовила учительница Ленинаульской общеобразовательной средней школы №2

Шамирзаева Пайнусат Мавсуровна

1) повторение и обобщение знаний учащихся о словосочетании, видах словосочетаний, способах связи слов в словосочетании;

2) отработка умения определять способы связи слов в словосочетаниях;

3)развитие познавательной самостоятельности;

4)воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе.

1. Организационный момент.

2. Определение темы урока и постановка целей.

Прочитайте записанные на доске слова и определите, какова будет сегодня тема урока.

Беззвездное небо, четвертая высота, весенняя гроза.

Увидеть горы, верить другу.

встречатьулыбаясь, начать бегать, бегать быстро.

В начале учебного года мы начали работу с наименьшей синтаксической единицей языка - словосочетанием и сегодня на уроке повторим и обобщим знания, полученные по этой теме. Исходя из темы и вида урока, постарайтесь определить его цели.

Повторять и обобщать правила, тренироваться.

2. Актуализация прежних знаний

3. Коллективная работа.
Прочитайте строки:

Белая береза под моим окном

Принакрылась снегом, точно серебром.
- Определите вид синтаксической единицы. (Предложение)
- Необходимо выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания?
-Знать определение словосочетания.
-Под словосочетанием понимаются слова, связанные друг с другом по смыслу и грамматически и являющиеся компонентом предложения.
- Что не является словосочетанием?
-Сочетание сказуемого с подлежащим (то есть грамматическая основа предложения):Береза стоит; Листья шуршат, Он вежлив; Хлеб сделался как камень.
Однородные члены предложения: легко и просто; быстро и умело.
Сочетания слов значимых и служебных частей речи: в лесу, над тетрадью, по дороге, ко мне.

-Чтобы выделить словосочетание в предложении, нужно:
-Найти грамматическую основу текста, она не является словосочетанием.
При помощи логических вопросов выделить все словосочетания.
Выписанные словосочетания:

Белая береза, под моим окном, принакрылась снегом.

Мы вспомнили, что называется словосочетанием и опознаем его из предложенных вариантов

5. Перед вами текст.Выберите из данного текста словосочетания со способом связи согласование (1группа), управление (2 группа), примыкание (3 группа)

Поздняя осень

Осень, глубокая осень! Серое небо, низкие, тяжёлые, влажные облака. Голы и прозрачны становятся сады, рощи и леса.
Листва на старых деревьях давно облетела, и только молодые отдельные берёзки сохраняют ещё свои увядшие желтоватые листья.
Ярко выступают в этом изобилии красок вечнозелёные ели и сосны.
Устлана земля сухими разноцветными листьями.(слайд2)

6. Задание по группам: выпишите из данных словосочетаний именные (1 группа), глагольные (2 группа), наречные (3 группа). Один ученик проводит орфографическую работу на доске ( слайд3)

Ч..тать книгу, сле..ка пр..к..снуться, га(л, лл)ереи и музеи, предл..жить помощь, очень хорош. вчера и сегодня, к..сательная линия, (не)далеко от дома, с..деть прямо, слушать вн..мательно, не (по) летнему холодно, выб..рать подарок, обж..гающий жар.

7. Замените словосочетания: ( слайд4)
1 группа.
Из согласования в управление:
Соломенная шляпа, мамино платье, библиотечная книга, цветочный магазин, плавательный бассейн

2 группа
Из управления в согласование
Журнал с иллюстрациями, след зверя, тишина ночи, штаб дивизии, отчет за год

3 группа
Из управления в примыкание
С усердием работать, говорил с восторгом, страсть к путешествию, помощь брата, способность к рисованию

Задание 8 (Слайд5)

Составьте словосочетания, подбирая к словам 1-й группы главное слово, а к словам 2-й группы – зависимое слово.

1) Горный, гористый; ветреный, ветровой, ветряной; будний, будничный; дружный, дружеский, дружественный; генеральный, генеральский; гуманный, гуманистический; дипломатичный, дипломатический; дареный, даровой; конструктивный, конструкторский; почтенный, почтительный.

2) Обсуждать, осуждать; оплатить, заплатить; одеть, надеть; суметь, смочь; представить, предоставить; развиваться, развеваться; сыскать, снискать; обосновать, основать.

8.А теперь решаем задание №7 ОГ(Слайд 6-11)

Вопрос № 1
Словосочетание СЮРПРИЗОМ ОСЕНИ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

Я долго стоял неподвижно, любуясь этим необыкновенным сюрпризом поздней осени. (Носов Е.)


Введите ответ:

Вопрос № 2
Словосочетание ПАДАЕТ БЕЗЗВУЧНО предложения 2 построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

(1) Тяжёлые шапки снега склонили вниз ветви. (2) Снег падает с них совершенно беззвучно, оставляя вмятины на белоснежной пелене под деревьями. (Зверев М.)


Введите ответ:

Вопрос № 3
Словосочетание НА ПРИВОКЗАЛЬНОЙ ПЛОЩАДИ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

На маленькой привокзальной площади - стоянка такси. (Адамов Г.)


Введите ответ:

Вопрос № 4
Словосочетание С НЕОХОТОЙ СКРЫЛИСЬ из предложения 3 построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

(1) Невдалеке несколько песчанок бойко рыли песок. (2) Селевин подошёл к ним ближе. (3) Зверьки с большой неохотой скрылись в норки при его приближении. (Зверев М.)


Введите ответ:

Вопрос № 5
Словосочетание БЕНЗИНОВЫЙ ЗАПАХ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Бензиновый запах осел на асфальт жирным слоем. (Погодин Р.)


Введите ответ:

Вопрос № 6
Словосочетание ИСПУГАННО ОТДЁРНУЛ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Крышка прикрывала довольно глубокую яму, в которой были уложены длинные свёртки из мешковины. Лёшка потрогал верхний и испуганно отдёрнул руку. (Дубровский Э.)


Введите ответ:

Вопрос № 7
Словосочетание В ЗАРОСЛЯХ ВЕРЕСКА из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью СОГЛАСОВАНИЕ.

У самого края леса в зарослях болотного вереска блеснуло озерко с тёмной водой цвета крепко заваренного чая. (Носов Е.)


Введите ответ:

Вопрос № 8
Словосочетание БЕЗЖАЛОСТНО ВЫРЫВАЛИ из приведённого ниже предложения построено на основе ПРИМЫКАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

Лесники безжалостно вырывали весь кипрей, что вырастал рядом с молодыми сосенками. (Паустовский К.)


Введите ответ:

Вопрос № 9
Словосочетание С ЗАВИСТЬЮ ПОСМОТРЕЛ из приведённого ниже предложения построено на основе УПРАВЛЕНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью ПРИМЫКАНИЕ.

С завистью посмотрел Шарад на маленькую девочку, которая, забыв всё на свете, пронзительно свистела в только что купленный красный свисток. (Беляев А.)


Введите ответ:

Вопрос № 10
Словосочетание ЖЕСТЯНУЮ КРУЖКУ из приведённого ниже предложения построено на основе СОГЛАСОВАНИЯ. Замените его синонимичным словосочетанием со связью УПРАВЛЕНИЕ.

В руке Нюрка держала старую жестяную кружку, которая всегда висела на березке у ручья. (Коваль Ю.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Из слов, записанных на доске, составить предложение и записать.

задумалась, хочет, загостившуюся , не, осень, отпускать, природа, и

( Природа задумалась и не хочет отпускать загостившуюся осень)

- Вы согласны с высказыванием, что предложение – средство выражения мысли?

-А какая мысль содержится в записанном вами предложении ? (долго не наступает зима)

- Какие два слова несут главную смысловую нагрузку? (загостившаяся осень)

- Послушайте и обратите внимание, как умело, красиво, образно подводит читателя к этой мысли писатель С.Т.Аксаков:

Золотой метелью умчался желтый лист. Раздетый лес потемнел, просматриваясь насквозь. Лишь кое-где молодые дубки гремят летними доспехами . Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег. А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош.

Природа задумалась и не хочет отпускать загостившуюся осень.

- Какое образное средство выразительности использует автор в подчеркнутых предложениях?

-Для какого стиля речи характерны данные выразительные средства?

-Выпишите из предложений слова с трудными орфограммами (выделены жирным шрифтом)

Прислушаемся к мнению авторитетного человека.

Обращаясь друг с другом, чтобы быть понятыми, мы обмениваемся ЧЕМ? Словами? Словосочетаниями? Предложениями?

Теперь,попробуйте сфорулировать тему нашего урока .

Итак,наша задача – повторить изученное о словосочетании и предложении.

- Обратимся к записанному нами предложению . Найдите грамматическую основу, подчеркните .--- Дайте характеристику предложению ( по цели высказывания – повествовательное, по интонации – невоскл., простое, осложнено однородными сказуемыми)

-Найдите причастие. ( загостившуюся )

- В каком значении употреблено ? ( в переносном)

- Подберите синоним ( затянувшаяся, задержавшаяся)

- Сделайте морфемный разбор этого слова.

Повторим виды подчинительной связи словосочетаний:

Соедините стрелками левую часть таблицы с правой, определяя тип подчинительной связи:

(задание на листках)

А)) календарь природы

Б) тяжелые и низкие

В) шепчутся листья

Г) загостившуюся осень

Е) листопад завершён

Ж) видно насквозь

И) стукнут пальчики дождя

5. сочетание слов, не имеющее подчинительной связи.

( кто быстрее – показать на оценку)

-Продолжим работу по характеристике главных членов предложения. ( задание на листках)

- Спишите. Подчеркните подлежащие.Укажите, чем они выражены.

1. Минувшее проходит предо мною.

2. Сытый голодного не разумеет.

3. Наши выиграли.

4. Двенадцать – четное число.

Устно найти сказуемое: (задание на листках)

Татьяна прыг в другие сени.

В эту-то пору Дуняша и влюбись в Акима.

Здание было огромно.

Он у нас мастер на все руки.( фразеологизм.)

Слайд: Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но не она мила, читатель дорогой,

Красою тихою, блистающей смиренно.

-Определите главную мысль предложения .

(Главная мысль: поэт любил осень, она вдохновляла поэта)

- Определите характеристику предложения.

(повеств., невоскл., сложное, состоит из двух простых, второе – осложнено обращением)

- Завершает урок небольшая самостоятельная работа.( на листках)

Списать, вставить пропущенные буквы. Подчеркнуть грамматические основы.

Выпишите три словосочетания со связью согласование, управление, примыкание.

Приложение .

Перед уроком на парты выдаются листы с заданиями, которые учащиеся будут выполнять в процессе урока.

Золотой метелью умчался желтый лист. Раздетый лес потемнел, просматриваясь насквозь. Лишь кое-где молодые дубки гремят летними доспехами . Вообще-то всякая зима имеет не одну снежную примерку. И только на исходе ноября обыкновенно ложится снег. А пока предзимье – время свежих ветров и легких порош.

Природа задумалась и не хочет отпускать загостившуюся осень.

Какое образное средство выразительности использует автор в подчеркнутых предложениях?

Для какого стиля речи характерны данные выразительные средства?

-Выпишите из предложений слова с трудными орфограммами (выделены жирным шрифтом)

- Спишите. Подчеркните подлежащие.Укажите, чем они выражены.

1. Минувшее проходит предо мною.

2. Сытый голодного не разумеет.

3. Наши выиграли.

4. Двенадцать – четное число.

Устно найти сказуемое: (задание на листках)

1.Татьяна прыг в другие сени.

2.В эту-то пору Дуняша и влюбись в Акима.

3.Здание было огромно.

4.Он у нас мастер на все руки.( фразеологизм.)

Соедините стрелками левую часть таблицы с правой, определяя тип подчинительной связи:


На этом уроке мы повторим все, что мы знаем о словосочетаниях. В доступной и забавной форме мы вспомним, что относится и что не относится к словосочетаниям. Рассмотрим типы словосочетаний в зависимости от главного слова. И в очередной раз поговорим о способах связи в словосочетании.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Повторение темы "Словосочетания""


Сегодня мы повторим все то, что мы знаем о словосочетаниях, будем различать разные типы связи в словосочетаниях, создадим иллюстрации, которые помогут лучше запомнить правило.

На уроке мы


Мы с вами уже говорили о словосочетании. Что же это такое? Какими бывают словосочетания. С помощью чего связаны слова в словосочетаниях?

Словосочетание


Словосочетание – это сочетание двух слов самостоятельных частей речи, связанных между собой по смыслу и грамматически.


Слова в словосочетаниях связаны подчинительной связью.

Важно не спутать некоторые сочетания слов со словосочетаниями:

- К словосочетаниям не относится грамматическая основа предложения, то есть, подлежащее и сказуемое.

Коля читает. Это сочетание слов не является словосочетанием. Ведь в словосочетаниях одно слово главное, а другое – зависимое, чего нельзя сказать о грамматической основе предложения.


- К словосочетаниям также не относятся сочетания с сочинительными союзами.

Мальчик и девочка. Между словами в словосочетании должна быть непременно подчинительная связь, а при сочинительных союзах это невозможно.


- Фразеологизмы не являются словосочетаниями.


- Предложно-падежные сочетания.

Конструкции в течение дня, ввиду непогоды, навстречу друзьям не могут являться словосочетаниями. Ведь предлоги являются служебными частями речи. Даже производные предлоги, которые со стороны кажутся самостоятельными частями речи.


- К словосочетаниям также не относятся некоторые грамматические формы, которые образуются сложным способом, при помощи вспомогательных слов.

Например, буду играть – это сложная форма глагола будущего времени. Давайте веселиться – сложная форма повелительного наклонения. Так же, как и пусть говорит. Самый высокий – форма составной сравнительной степени прилагательного, а красивее всех – составная превосходная степень прилагательного или наречия.

Несмотря на то, что во всех этих случаях перед нами два слова, это – одна грамматическая форма.


Нужно запомнить: в словосочетаниях одно слово всегда главное, а второе – зависимое. От главного слова к зависимому ставится вопрос.

Прекрасный день. День – главное слово. День (какой?) прекрасный. Прекрасный – зависимое слово.

Говорить о погоде. Говорить – главное слово. Говорить (о чем?) о погоде.

Очень весело. Весело – главное слово. Весело (насколько? в какой степени?) очень.

В словосочетаниях одно слово всегда главное, а второе – зависимое.


Итак, для начала давайте пристальнее всмотримся в главное слово в словосочетании.

Главным словом может быть:

имя – в таком случае словосочетания называются именными

глагол – глагольные словосочетания

наречие – наречные словосочетания.


Именные словосочетания – это словосочетания, в которых позицию главного слова занимают существительное, прилагательное, местоимение или числительное.

Мягкий сыр. Главное слово – сыр, существительное.

Странный с рождения. Главное слово – странный, прилагательное.

Пятый в очереди. Главное слово – пятый, числительное.

Что-то непонятное. Главное слово – что-то, местоимение.

Именные словосочетания


В глагольных словосочетаниях позицию главного слова занимает глагол в различных формах, включая деепричастие и причастие.

Бегать под дождем. Главное слово – бегать, инфинитив, неопределенная форма глагола.

Облизывая ложку. Главное слово – облизывая, деепричастие.

Прискакавший галопом. Главное слово – прискакавший, причастие.

Искала среди цветов. Главное слово – искала, глагол в форме прошедшего времени.

Глагольные словосочетания


В наречных словосочетаниях главным словом являются наречия. Необыкновенно четко. Страшно до дрожи. Очень заботливо. Во всех этих словосочетаниях главными словами являются наречия.

Наречные словосочетания


Каким образом в словосочетании связывается главное и зависимое слово?

Мы знаем три типа подчинительной связи. Это согласование, управление и примыкание.


Как же мы будем различать эти типы?

В согласовании главное слово и зависимое согласуются в роде, числе и падеже: летучий корабль, наша простокваша, два бегемота.

При согласовании в роли зависимых слов могут выступать те части речи, которые согласуются с существительным: прилагательное или причастие, притяжательное местоимение, числительное.

Если изменить в словосочетании форму главного слова, то форма зависимого тоже изменится: нашу простоквашу, нашей простокваше.

Согласование

Главное слово и зависимое согласуются в роде, числе и падеже


При управлении главное слово требует от зависимого определенной формы: удивить друга, отдыхать у вулкана, улыбаясь мне.

Чаще всего управление возникает между формами глагола и предложно-падежными формами существительных и местоимений.

Мы можем поменять форму главного слова, но зависимое останется в том же падеже: отдыхала у вулкана, отдыхаю у вулкана, отдыхаем у вулкана.

Главное слово требует от зависимого определенной формы


Определить примыкание проще всего. При этом типе подчинительной связи зависимое слово неизменяемо и связывается с главным только по смыслу и интонационно: кричать громко, гораздо интереснее, готов прыгнуть.

В роли зависимых слов выступают наречия, деепричастия и формы сравнительной степени прилагательных.

Зависимое слово вообще нельзя изменить – никак и никогда.

Зависимое слово – неизменяемо


Подведем итоги:

Словосочетание – это синтаксическая единица, которая состоит из двух и более знаменательных слов, связанных подчинительной грамматической связью.

Подлежащее и сказуемое, сочетания с сочинительными союзами, фразеологизмы, предложно-падежные сочетания, сложные грамматические формы – не относятся к словосочетаниям.


В словосочетании всегда одно слово главное, а второе – зависимое.

По главному слову словосочетания бывают:

- именные – в роли главного слова выступают существительные, прилагательные, числительные, местоимения.

- глагольные – в роли главного слова выступают формы глагола

- наречные – в роли главного слова выступает наречие.

В словосочетании всегда одно слово главное, а второе – зависимое.


Словосочетания по типу подчинительной связи делятся на:

- согласование. Оно отвечает на вопросы прилагательного. При согласовании главное и зависимое слово одинаково изменяются.

- управление. Отвечает на вопросы косвенных падежей. Главное слово при этом определяет форму зависимого.

- примыкание. От главного слова к зависимому мы ставим вопросы, которые обычно характерны для наречия. Зависимое слово при примыкании не изменяется.

Читайте также: