Конспект с презентацией безличные глаголы

Обновлено: 02.07.2024

2 Наша задача: понять, какие глаголы называются безличными; какие значения они имеют; в каких формах могут употребляться; какую роль играют в речи.

11 1. Морозит. 2. Мы выходим из дома. 3. Нам легко дышится. 4. Мы не спеша прогуливаемся по зимнему лесу. 5. Пахнет хвоей. 6. Стоит тишина. 7. Вдруг тишину нарушил снег, упавший с ветки ели. 8. И снова стихло. 9. Хорошо прогуливаться по зимнему лесу.

12 Морозит - настоящее время, единственное число Дышится -настоящее время, единственное число Пахнет -настоящее время, единственное число Стихло -прошедшее время, единственное число, средний род Прогуливаться -неопределённая форма глагола (инфинитив.)

14 Свежая листва пахнет приятно. В воздухе пахнет весной. Ель темнеет вдали. В лесу темнеет. Я дышу свежим воздухом. Мне дышится легко.

17 Найдите в тексте глаголы, которые обозначают действия, происходящие сами собой. Назовите их значения. Определите формы безличных глаголов (время,род (только в ед.ч.,прош.вр.), лицо (только в буд. вр. или наст. вр.)).

20 2. Сегодня мне нездоровится. Знобит и лихорадит. Я встал с постели и почувствовал, что в ушах звенит и рябит в глазах. Приехал врач, осмотрел меня, выписал лекарства. На следующее утро уже не знобило, не лихорадило, в ушах не звенело и в глазах не рябило. На душе посветлело. Нездоровится-безл.гл., наст. вр.,гл. с -ит наст.вр.,3 лицо, ед. ч., с –о пр.в., ед. ч., ср. р.

22 4. Ты бродил. И так хотелось, Не спалось и не сиделось Чтоб меня ты вспомнил вдруг. Ни на что мне не гляделось, Не пилось мне и не елось. Лишь на твой заречный луг. (М. Исаковский) Безл. гл.-прош. вр.,ср. рода.

23 Значения безличных глаголов. Явления природы.Явления природы. Физическое и душевное состояние человека.Физическое и душевное состояние человека. Действие сверхъестественной силы, не зависящей от воли человека.Действие сверхъестественной силы, не зависящей от воли человека. Неосознанное, неясное желание человека.Неосознанное, неясное желание человека.

– Вы не раз убеждались в том, что слово русское необыкновенно выразительно, красиво.

И сегодня вам предстоит исследовать еще одну особенность русского глагола. А для того, чтобы работа была успешной, нужно поставить цель и задачи исследования. Предметом исследования на уроке является глагол, а объектом - карточки с фрагментами поэтических текстов.

Обратимся к текстам 1, 2 (Презентация, слайд 2).

2. Работа в группах – наблюдение и анализ языкового материала

Обучающимся раздаются инструкция по проведению анализа языкового материала и карточки с текстами 1, 2. (Приложение 1)

Сначала ученики выразительно читают тексты, выясняют темы первого, второго текстов, отношение авторов к тому, о чем пишут. Потом дети приступают к исследованию глаголов. Знания на уроке не даются в готовом виде, в ходе обсуждения в группах ученики приходят к определенным выводам и обнаруживают для себя новое, не изученное ранее языковое явление: в тексте 2 глаголы обозначают действие, протекающее само по себе, при таком глаголе нет подлежащего, предложение односоставное. (Эти наблюдения должны быть зафиксированы в карточках)

Представители групп рассказывают о своей работе, дополняют друг друга.

3. Определение темы урока, постановка цели и задач, выполнение.

3.1. Учитель обращается к классу с вопросом о том, о каких глаголах предстоит узнать больше?

3.2.Учитель предлагает обучающимся решить первую задачу: установить значения безличных глаголов. Анализируется текст 3 (Презентация, слайды 6).

Прозвучало над ясной рекою.
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою
Засветилось на том берегу.
(А.Фет)

Задания:

  • прочитайте выразительно отрывок из стихотворения;
  • найдите главные члены предложения;
  • какие глаголы использует А.Фет? (А.Фет использует безличные глаголы). Почему?
  • сделайте выводы о том, каково значение (семантика) представленных в карточках безличных глаголов? (Они обозначают явления природы,различные состояния и переживания человека).

Эти наблюдения должны быть зафиксированы. Ученики проводят обсуждение в группах, затем выступают перед одноклассниками. Выступления оцениваются коллективно

3.3. Учитель предлагает обучающимся решить вторую задачу: определить формы безличных глаголов.

Задания:

  • определите время, лицо, число, род безличных глаголов;
  • попробуйте подобрать другие формы.

Оказывается, что безличные глаголы употребляются только в форме 3-го лица ед. ч. в. настоящем и будущем времени и только в форме ср.р. ед.ч. прошедшего времени.

4. Следующий этап в осмыслении этой темы – сопоставление личных глаголов с безличными.

На экране – слайд 7 презентации. Обучающимся предлагаются предложения:

Дерево темнеет вдали. В лесу быстро темнеет
Ребёнок не спит. Ему не спится.

Задания:

  • сравните предложения (найдите главные члены предложения);
  • установите значение (семантику) представленных в слайде 7 глаголов;
  • определите форму данных глаголов;

Ученики после обсуждения должны прийти к выводу, что в русском языке в значении безличных употребляются многие личные глаголы.

5. Индивидуальное исследование.

Обучающиеся самостоятельно работают с карточками (7 вариантов), в которых представлены фрагменты поэтических текстов, план-инструкция. Приведем пример карточки для самостоятельной работы.

Нивы сжаты, рощи голы,
От воды туман и сырость.
Колесом за сини горы
Солнце тихое скатилось.
Дремлет взрытая дорога.
Ей сегодня примечталось.
(С. Есенин)
Инструкция для выполнения работы.
1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?
2 .Подчеркните главные члены предложения.
3.Найдите личные глаголы.
4.Найдите безличные глаголы.
5.Укажитеформу употребления глагола.
6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Обучающиеся делают выводы (подсчитывают, сколько обнаружили личных глаголов, сколько безличных, указывают формы безличных глаголов, определяют их значение, высказывают предположение, почему именно такие глаголы используются в данном тексте).

Результаты фиксируются и представляются классу.

6. Слайд 8.

В сильном классе уточняются разные степени безличности в русском языке.

Безличные глаголы и личные в значении безличных обозначают:

  • явления природы: Светает; Дождит; Смеркается;
  • физическое и психическое состояние человека: Нездоровится; Лихорадит;Мечтается; Не верится;
  • состояния, связанные с представлением о судьбе, роке: Мне не везет в жизни;
  • чувственные восприятия, ощущения: Пахнет черемухой;
  • долженствование: Не надо ссориться;
  • бытие, существование: Не было времени.

Глагольное безличное сказуемое – понятие более широкое, чем безличный глагол.

7. Подведение итогов работы.

Задание:

  • расскажите, что вы узнали об особенностях безличных глаголов и их выразительных возможностях в ходе исследования;
  • убедились ли в том, что справедливы слова К.Г. Паустовского о неизмеримости богатства русского языка?

8. Творческая работа.

Задания:

  • попробуйте описать картину, используя безличные глаголы, а также личные глаголы в значении безличных;
  • озаглавьте свою работу;
  • помните, что безличные глаголы обозначают явления природы, физическое и психическое состояние человека.

По желанию учащихся работа может быть групповой, индивидуальной или парной.

Выполненные работы прочитываются в классе

Слайды 10, 11 – примерное сочинение

Однажды перед изумленным взором ребят во всей своей захватывающей красоте предстал величественный осенний пейзаж.

Они увидели изумительно чистые краски ранней осени: мягкую пожелтевшую зелень лугов и золото деревьев, прозрачную гладь реки , нежное в серо-зеленых и желто-розовых тонах небо.

Ребятам долго не бродилось по осеннему лесу. Вдруг над головой сначала потемнело, потом почернело. Резко дунуло и качнуло деревья, зашелестело в зеленых и желтых ветвях.

Сорвало сухие листья, бешено закружило в воздухе и в один миг укрыло коричневую землю пестрым ковром. Заморосило и похолодало.

Всем взгрустнулось и очень захотелось в домашнее тепло.

9. Домашнее задание:

Рассказывать о безличных глаголах

Закончить написание сочинения.

Попробовать сочинить стихотворение по теме урока или подобрать тексты стихотворений, где есть безличные глаголы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация даёт возможность учащимся знать особенности безличных глаголов, их выразительные возможности. Задачи урока: знать значения безличных глаголов; знать формы безличных глаголов; уметь отличать безличные глаголы от личных глаголов в безличной форме; уметь пользоваться безличными глаголами в речи.

Шкирта Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы

Шкирта Надежда Васильевна, учитель русского языка и литературы

Богатство русского языка неизмеримо К.Г. Паустовский

Богатство русского языка неизмеримо К.Г. Паустовский

Ц Е Л Ь У Р О К А узнать особенности безличных глаголов, их выразительные особенности

Ц Е Л Ь У Р О К А

  • узнатьособенности безличных глаголов,

их выразительные

особенности

Задачи урока

Задачи урока

Работа с текстом

Не изменяются по лицам глаголы едется падается идётся

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?!

Безличные глаголы Безличные глаголы не изменяются по числам, лицам и родам. У них только две формы: форма единственного числа третьего лица в настоящем и будущем времени: Смеркается. Скоро совсем стемнеет; форма единственного числа среднего рода в прошедшем времени: Смеркалось. Безличные глаголы выполняют роль главного члена в безличных предложениях, где нет и не может быть подлежащего: Мне не здоровится. От безличных глаголов следует отличать личные глаголы, стоящие в безличном предложении в безличной форме: Завтра потеплеет (Воздух потеплел, земля потеплела).

Безличные глаголы

  • Безличные глаголы не изменяются по числам, лицам и родам. У них только две формы:
  • форма единственного числа третьего лица в настоящем и будущем времени: Смеркается. Скоро совсем стемнеет;

форма единственного числа среднего рода в прошедшем времени: Смеркалось.

  • Безличные глаголы выполняют роль главного члена в безличных предложениях, где нет и не может быть подлежащего: Мне не здоровится.
  • От безличных глаголов следует отличать личные глаголы, стоящие в безличном предложении в безличной форме: Завтра потеплеет (Воздух потеплел, земля потеплела).

Составим таблицу Безличные глаголы не изменяются по числам и лицам не изменяются по числам и родам имеют только 2 формы: ед.ч. 3 л. и ед.ч. ср.р. могут быть в предложениях без подлежащего

Составим таблицу

Безличные глаголы

не изменяются по числам и лицам

не изменяются по числам и родам

имеют только 2 формы: ед.ч. 3 л. и ед.ч. ср.р.

могут быть в предложениях без подлежащего

Определение безличных глаголов, их роль в предложении.

Определение безличных глаголов, их роль в предложении.

Значения безличных глаголов

Состояние природы

Подморозило, моросит

Состояние человека

Лихорадит, не дремлется


Самостоятельная работа Нивы сжаты, рощи голы, От воды туман и сырость. Инструкция для выполнения работы. Колесом за сини горы Солнце тихое скатилось. 1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте? 2 .Подчеркните главные члены предложения. Дремлет взрытая дорога. Ей сегодня примечталось. 3.Найдите личные глаголы. 4.Найдите безличные глаголы. (С. Есенин) 5.Укажите форму употребления глагола. 6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

Самостоятельная работа

Нивы сжаты, рощи голы,

От воды туман и сырость.

Инструкция для выполнения работы.

Колесом за сини горы

Солнце тихое скатилось.

1. Выразительно прочитайте отрывок из стихотворения. Кому принадлежат строки? Что вы знаете о поэте?

2 .Подчеркните главные члены предложения.

Дремлет взрытая дорога.

Ей сегодня примечталось.

3.Найдите личные глаголы.

4.Найдите безличные глаголы.

5.Укажите форму употребления глагола.

6. Выскажите предположение, почему так используются поэтом глаголы.

1. Определите, к какой группе относятся глаголы: 1) Обозначают состояние природы; 2) Обозначают состояние человека. Смеркается, знобит, лихорадит, нездоровится, темнеет, не спится, светает 2. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени по образцу: морозит – морозило, а затем составьте по одному предложению с глаголами 1-й и 2-й групп. Подчеркните в них грамматические основы.

1. Определите, к какой группе относятся глаголы: 1) Обозначают состояние природы; 2) Обозначают состояние человека.

Смеркается, знобит, лихорадит, нездоровится, темнеет, не спится, светает

2. Образуйте от данных глаголов формы прошедшего времени по образцу: морозит – морозило, а затем составьте по одному предложению с глаголами 1-й и 2-й групп. Подчеркните в них грамматические основы.

Личные глаголы Безличные глаголы Машет Завьюжило Дышится Любит Спрашивает Идём Не верится Холодает

Личные глаголы

Безличные глаголы

В каком предложении есть безличный глагол? Молодец. Увы, повтори правило! Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка Дождик так и льётся, лужи у крыльца Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною Подсказка Из песни слова не выкинеш ь

В каком предложении есть безличный глагол?

Увы, повтори правило!

Однозвучно гремит колокольчик, и дорога пылится слегка

Дождик так и льётся, лужи у крыльца

Уж тает снег, бегут ручьи, в окно повеяло весною

Из песни слова не выкинеш ь

Укажите глагол, обозначающий физическое состояние человек а Умница! Подумай ещё! Захотелось воды За окном моросит Под утро завьюжило Уже вечереет Подсказка

Укажите глагол, обозначающий

физическое состояние человек а

Подумай ещё!

Захотелось воды

За окном моросит

Под утро завьюжило

Уже вечереет

Конечно! Ой, здесь есть ошибки ! Укажите предложение с безличным глаголом в роли сказуемого Кошка умывается Ветерок за собой манит Всё похрустывает Пахнет ноябрём Подсказка

Ой, здесь есть ошибки !

Укажите предложение с безличным глаголом в роли сказуемого

Кошка умывается

Ветерок за собой манит

Всё похрустывает

Пахнет ноябрём

Найдите неверное утверждение Разумеет-ся! Эх, неверно… Безличные глаголы не изменяются по числам, лицам и родам В предложении безличные глаголы являются сказуемыми В настоящем и будущем времени безличные глаголы имеют только форму ед. ч., 3 лица В прошедшем времени безличные глаголы имеют форму ед. ч. м. р. Подсказка

Найдите неверное утверждение

Безличные глаголы не изменяются по числам, лицам и родам

В предложении безличные глаголы являются сказуемыми

В настоящем и будущем времени безличные глаголы имеют только форму ед. ч., 3 лица

В прошедшем времени безличные глаголы имеют форму ед. ч. м. р.

Домашнее задание:


- Как бы вы назвали глагол, который обозначает действие, происходящее без действующего лица ?

 Мы должны узнать , что такое безличные глаголы; выяснить , в какой форме употребляются безличные глаголы; научиться отличать безличные глаголы от других глаголов.

Мы должны узнать ,

что такое безличные глаголы; выяснить , в какой форме употребляются безличные глаголы;

научиться отличать

безличные глаголы от других глаголов.

Познакомьтесь с правилом Безличными называются глаголы, при которых нет и не может быть действующего лица. В предложениях с безличными глаголами нет подлежащего .

Познакомьтесь с правилом

Безличными называются глаголы, при которых нет и не может быть действующего лица. В предложениях с безличными глаголами нет подлежащего .

Познакомьтесь с правилом Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам . Они употребляются в следующих формах: - в инфинитиве: Стало холодать ; - в форме ед. числа 3-го лица настоящего и будущего времени: Холодает. Завтра будет холодать; - в форме ед. числа среднего рода прошедшего времени: Холодало; - в форме условного наклонения: Похолодало бы.

Познакомьтесь с правилом

Безличные глаголы не изменяются по лицам, числам и родам . Они употребляются в следующих формах:

- в инфинитиве: Стало холодать ;

- в форме ед. числа 3-го лица настоящего и будущего времени: Холодает. Завтра будет холодать;

- в форме ед. числа среднего рода прошедшего времени: Холодало;

- в форме условного наклонения: Похолодало бы.

Познакомьтесь с правилом Личные глаголы могут употребляться в безличном значении. При безличном глаголе-сказуемом нет и не может быть подлежащего.

Познакомьтесь с правилом

Личные глаголы могут употребляться в безличном значении.

При безличном глаголе-сказуемом нет и не может быть подлежащего.

Правильный ответ:

Цифровой диктант Запишите номера предложений, в которых имеются безличные глаголы. 1. Не слышалось никакого шума. 2. Сильно хотелось мороженого. 3. Сено пахнет летней свежестью. 4. В зале дышится легко. 5. Ветер громко воет в трубе. 6. Подморозило, и воздух стал свежим.

Цифровой диктант

Запишите номера предложений, в которых имеются безличные глаголы.

1. Не слышалось никакого шума.

2. Сильно хотелось мороженого.

3. Сено пахнет летней свежестью.

4. В зале дышится легко.

5. Ветер громко воет в трубе.

6. Подморозило, и воздух стал свежим.

 Цифровой диктант Правильный ответ: 1. Не слышалось никакого шума. 2. Сильно хотелось мороженого. 4. В зале дышится легко. 6. Подморозило, и воздух стал свежим. 1,2,4,6.

Цифровой диктант

Правильный ответ:

1. Не слышалось никакого шума.

2. Сильно хотелось мороженого.

4. В зале дышится легко.

6. Подморозило, и воздух стал свежим.

Задание: превратите личные глаголы в безличные.

Личные глаголы

Безличные глаголы

Ветер дует в окно.

В окно сильно дует.

Гроза зажгла дерево.

Грозою зажгло дерево.

Дождь льёт как из ведра.

На улице льёт как из ведра.

Липы сладко пахнут.

Сладко пахнет липами.

Ветер сломал осину.

Ветром сломало осину.

 Замени безличным глаголом Ощущается болезненный озноб - день клонится к вечеру - виделось во сне что-либо - хочется спать - есть желание – светает (антоним) - появилась ноющая боль - создается впечатление, представляется -

Замени безличным глаголом

Ощущается болезненный озноб -

день клонится к вечеру -

виделось во сне что-либо -

хочется спать -

есть желание –

светает (антоним) -

появилась ноющая боль -

создается впечатление, представляется -

 Замени безличным глаголом Правильный ответ: Ощущается болезненный озноб – знобит день клонится к вечеру – вечереет виделось во сне что-либо – снилось хочется спать – спится есть желание – хочется светает (антоним) – темнеет появилась ноющая боль – заныло создается впечатление, представляется – кажется

Замени безличным глаголом

Правильный ответ:

Ощущается болезненный озноб – знобит

день клонится к вечеру – вечереет

виделось во сне что-либо – снилось

хочется спать – спится

есть желание – хочется

светает (антоним) – темнеет

появилась ноющая боль – заныло

создается впечатление, представляется – кажется

Домашнее задание: 1) выучить теоретический материал; 2) упражнение 563. 3) подобрать примеры предложений с безличными глаголами из басен Ивана Андреевича Крылова.

Домашнее задание:

1) выучить теоретический материал;

2) упражнение 563.

3) подобрать примеры предложений с безличными глаголами из басен Ивана Андреевича Крылова.


-75%

Читайте также: