Реформы ивана грозного 10 класс конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

воспитательные: создание условий для привития уважения к истории своей Родины, повышения интереса к изучению истории.

На уроке используется метод проблемного обучения.

Методические приемы:

  • проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение учащегося в познавательную деятельность в условиях словесного обучения,
  • частично-поисковые задачи, которые используются для подведения учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем.
  • методы стимулирования и мотивации такие, как создание эмоционально-нравственных ситуаций на уроке.

Контроль знаний осуществляется при изучении нового материала в ходе эвристических бесед с учащимися и в результате работы с понятиями.

Учитель:

Дорогие ребята, я очень рада вас видеть, и уверена, что наш урок пройдет в доброжелательной, рабочей атмосфере.

На сегодняшнем уроке мы приступаем к изучению одной из интереснейших страниц истории России. Мы рассмотрим начало правления Ивана Грозного.

Иван Грозный – первый русский царь, венчанный на царствие. Но его правление столь же противоречиво, как и символ царской власти - шапка Мономаха.

По официальной московской легенде шапка была якобы пожалована Владимиру Мономаху его дедом, византийским императором Константином Мономахом как знак царского достоинства (царь – от слова цезарь, титул римских императоров). На самом же деле этот головной убор был подарен Ивану Калите ханом Золотой Орды Узбеком.

Вопрос: Иван Грозный – одна из наиболее популярных исторических личностей, о которой имеет представление любой человек, более или менее знающий русскую историю.

Ребята, вы изучали деятельность Ивана Грозного в 7 классе. Какими словами вы бы могли охарактеризовать личность и деятельность Ивана Грозного?

Учитель: К сожалению, у многих людей представления о деятельности Ивана Грозного достаточно однообразны. Говоря о царе, мы вспоминаем его жестокий характер, чудовищные преступления против собственного народа.

Но, в российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше разногласий среди исследователей. Одни считают его чудовищным тираном, другие – прогрессивным государственным деятелем, стремящимся к централизации российского государства.

Сегодня на уроке:

  • мы рассмотрим взгляды российских историков на деятельность Ивана Грозного,
  • оценим роль его реформ,
  • и попробуем сделать собственный вывод: Так кто же он, Иван Грозный, гений или злодей? (на тему урока)

Наш урок пройдет в форме заседания научного общества, на котором встретились представители различных исторических школ, отстаивающих взгляды Н.М.Карамзина, Н.И.Костомарова, С.М.Соловьева, В.О.Ключевского, С.Ф.Платонова и других исследователей.

Эпиграфом к нашему заседанию будут слова историка Василия Осиповича Ключевского (на эпиграф)

Погрузиться в историческую эпоху Ивана Грозного нам помогут памятки – свитки. В них внесены важные сведения (обратить внимание на памятки, которые находятся на руках у учащихся).

В памятках содержатся следующие разделы:

1. Внутрипредметные связи:

2. Основные понятия: царь, шапка Мономаха; сословно – представительная монархия; кормления; наместники.

3. Реформы, проводимые Иваном грозным в начале своего правления.

4. Избранная Рада – неофициальное правительство, созданное из кружка приближенных к Ивану Грозному людей. В нее входили: думный дворянин Алексей Адашев, глава Посольского приказа Иван Висковатый, духовник царя Сильвестр, митрополит Макарий, князь Андрей Курбский и другие.

Для того чтобы рассмотреть взгляды русских историков на деятельность Ивана Грозного класс разбивается на группы, каждая из которых получает свое задание.

ЗАДАНИЕ: Проанализировать характер Ивана Грозного от имени историка.

Алгоритм работы в группе:

  1. Прочитать текст.
  2. Определить основные черты характера Ивана Грозного по мнению историка.
  3. Что повлияло на становление личности первого русского царя?
    (ПОРТРЕТ ЦАРЯ НА СЛАЙДЕ)

Анализ документов учащимися в группе:

Первая группа анализирует документ:

Вторая группа анализирует документ:

Третья группа анализирует документ:

Соловьев Сергей Михайлович (1820-1879).

ВОПОС: Что повлияло на становление характера Ивана Васильевича? Какие качества характера отмечают русские историки?

Учитель:

Николай Карамзин разделяет эпоху царствования Иоанна IV на два периода:

Учитель: В первый период царствования Ивана Грозного окружали советники, названные в народе Избранной Радой. (СЛАЙД) Обратите внимание на ваши свитки- памятки. В них занесены имена деятелей Избранной Рады. Прочтите их.

Ребята, в ваших свитках описаны реформы Избранной Рады. Проанализируйте эти преобразования и сделайте вывод, на что были направлены эти реформы?

ПРЕОБРАЗОВАНИЯ ИЗБРАННОЙ РАДЫ (демонстрируются слайды)

Ответ учащихся: Система кормлений предполагала обеспечение местного управления за счет населения.

Учитель: Как вы думаете, на что были направлены реформы Избранной Рады?

Ответы: на укрепление централизованного государства, усиление власти царя, реорганизацию местного самоуправления, укрепление военной мощи государства.

Ответ: форма правления - сословно – представительная монархия.

Давайте обратимся к источникам и проанализируем, как историки оценивают деятельность Избранной рады.

Задание к документам:

Проанализируйте источники и ответьте на вопрос: почему Иван Грозный разорвал со своими советниками и подверг их опале.

Учитель: Анализируя мнения историков, вы можете делать выводы в своих свитках-памятках.

Перед вами чистые листы бумаги. Напишите те слова, которые, по вашему мнению, характеризуют личность Ивана Грозного.

(Слова приклеиваются по другую сторону портрета Ивана Грозного).

Учитель: на сегодняшнем уроке мы рассмотрели оценку деятельности Ивана Грозного русскими историками. Иван Васильевич, несомненно, противоречивая личность, великая и ужасная одновременно. Но, несмотря на его цели усилить централизованную власть, объединить страну, расширить ее территорию, мы не должны оправдывать те средства, которыми пользовался Грозный царь. Никакими великими целями нельзя оправдать бессмысленный террор по отношению к собственному народу.

Обсудить эпиграф

Первый русский царь Иван IV Грозный (1530-1584) – одна из самых спорных фигур отечественной истории.

Иван Грозный

Интерпретациям его личности, от доброжелательных до резко негативных, нет числа. В любом случае Иван Грозный является крупным политическим и государственным деятелем, создателем Московского царства.

Отец будущего грозного царя Василий III умер, когда Ивану Васильевичу было три года. Мать, Елена Глинская, внезапно умерла в 1538 году. До 1547 года юный великий князь рос в атмосфере дворцовых интриг, борьбы двух боярских кланов – Шуйских и Бельских.

Провозглашение себя царем в 1547 году было решительным шагом юного Ивана IV к утверждению московской монархии могущественным государством, равным по силе и влиянию европейским монархиям.

Все это сказалось на характере Ивана, развившейся в нем подозрительности. Стремление взять бразды правления в собственные руки, иметь безграничную власть привело к знаменательному событию – венчанию на царство Ивана IV.


· Постоянная смена у власти боярских группировок (Шуйские, Бельские, Воронцовы и Глинские).

· Дестабилизация в стране, расхищение казны, потеря контроля над местным самоуправлением, рост злоупотреблений и произвола кормленщиков, резкое сокращение налоговых поступлений, рост недовольства народа.

3 этап.

Венчание Ивана IV на царство в Успенском соборе Московского Кремля.

Цель – усиление авторитета царя.

Создание Избранной рады, начало проведения реформ.

Реформы Ивана IV.

Цель: заручиться поддержкой сословий в проведении реформ, создать противовес Боярской думе – противницы реформ.

Создание приказов – централизованных органов управления с функциональным разделением обязанностей.

Главный – Челобитный приказ с контрольными функциями, во главе – А.Ф. Адашев.

Приказы:

Посольский – ведал внешней политикой.

Разрядный – ведал разделением служилых людей по полкам, обеспечением их земельным и денежным жалованьем, назначением воевод и др.

Земский – ведал управлением Москвы, сбором налогов тяглового населения и судом над ними.

Поместный приказ – определял владельческую принадлежности земель и устанавливал размер налогов в государстве.

Разбойный приказ – ведал сыском и судом по уголовным преступлениям.

Стрелецкий приказ - ведал управлением стрелецким войском и городовым казаками.

Пушкарский приказ - руководил производством, учётом и распределением артиллерийских орудий и боеприпасов, контролировал состояние крепостей.

Бронный приказ - ведал изготовлением военных доспехов.

Печатный приказ - ведал государственной печатью.

Ограничение местничества (порядка замещения высших должностей в зависимости от знатности рода и важности должности, занимаемой предками).

Цели:

· наладить контроль центра над местным управлением,

· покончить с произволом кормленщиков, передав их управленческие и судебные функции выборным должностным лицам,

· увеличить сбор налогов.

Итоги реформ в области государственного управления и местного самоуправления:

· создан централизованный и достаточно эффективный аппарат управления:

Судебник Ивана Грозного.

· Ужесточены наказания за преступления против государственной власти;

· введены наказания за взяточничество;

Церковная реформа.

Стоглавый собор.

Решения:

· запрет церкви без разрешения царя приобретать новые земли;

· создание единого пантеона святых и единых обрядов, канонизация новых святых;

· ужесточение правил поведения, дисциплины священнослужителей;

Роспуск Избранной рады.

Причины:

· разногласия в выборе главного направления внешней политики (деятели рады выступали за прекращение Ливонской войны, считали её бесперспективной);

· особенности личности царя – нетерпимость к чужому мнению;

· подозрение виновности рады в отравлении жены царя- Анастасии;

1560-1584 гг.

ОПРИЧНИНА . 1565-1572.

От слова опричь – кроме.

Из истории слова.

Иван Грозны создал особую территорию для проведения политики опричнины. Страна была разделена на две части:

Введено опричное войско, начался террор по всей стране.

Цели:

· создание режима ничем не ограниченной власти царя;

· разгром боярской оппозиции.

Суть опричнины —проведение репрессивных мер, конфискация феодального имущества и земель в пользу государства (национализация), борьба с предполагаемой изменой в среде боярско-княжеской знати и укрепление централизации власти в государстве.

Судьба членов Избранной рады.

А.Ф. Адашев – в 1560 подвергся опале, умер в1561 г.

И.М. Висковатый – с 1549 г был главой Посольского приказа, обвинён в государственной измене, казнён в 1570.

ИТОГИ:

· установление самодержавной власти;

· тяжёлый экономический кризис в центральных районах страны, бегство крестьян на окраины из-за карательных походов опричников и увеличения налогов входе Ливонской войны;

· падение обороноспособности страны из-за разделения амии на две части (в 1571 году крымский хан Девлет-Гирей сжёг Москву, опричники не оказали сопротивления).

· хотя опричнина и была отменена в 1572 году, террористические методы управления сохранились;

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по истории России 10 класс "Реформы Ивана Грозного"

Конспект урока по истории России (10 класс)

I. Организационный момент Приветствие, отметка отсутствующих, проверка готовности к уроку

На столах: учебник, тетрадь, письменные принадлежности

II . Постановка учебной задачи Иван IV , получивший прозвище Грозный, очень противоречивая личность. О нем историки спорят до сих пор. Сегодня на уроке начнем изучение первого периода правления Ивана Васильевича – периода реформ Избранной рады.

III . Изучение нового материала

3. Россия к середине XVI в. Работа с учебником а) Выборочное чтение б) Беседа по прочитанному: - Расскажите о роли городов - Охарактеризуйте торговлю Российского государства - С кем она преимущественно велась? - Какова общая характеристика Российского государства к сер. XVI в.? Обобщение: таким образом, первый период правления Ивана Грозного характеризуется проведением реформ, которые являлись копромиссом между различными сословиями. Продолжался пост городов, налаживалась торговля с другими государствами.

Читайте также: