И а бунин листопад 3 класс планета знаний презентация и конспект

Обновлено: 03.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения

Нам радостно, нам весело!

Смеемся мы с утра.

Но вот пришло мгновенье,

Серьезным быть пора.

Учимся наблюдать и копим впечатления

Проверка домашнего задания

Чтение по ролям

Познакомиться с отрывком из стихотворения ….

Прозаик, поэт, переводчик. Он был первым русским обладателем Нобелевской премии по литературе. Провёл много лет жизни в эмиграции, став одним из главных писателей русского зарубежья.

Родился в Воронеже в семье обедневшего дворянина. Не смог окончить гимназию из-за нехватки денег. Имея лишь 4 класса гимназии, Бунин всю жизнь жалел о том, что не получил систематического образования. Однако это не помешало ему дважды

- Золотой цвет листьев. Это какой?

(Жёлтый, золотистый, янтарный, лимонный).

- Художники и поэты изображают окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.

3) Чтение учителем (книги у детей закрыты) – 32 строки наизусть, остальное – по книге.

4) Проверка первичного восприятия.

- Какое чувство возникло после моего чтения ?

(Радость, ликование, торжество, праздник).

- Какое настроение вызывает у поэта лес-терем ?

(Лес он показывает весёлым и сам радуется золотой осени).

5) Чтение учащимися отрывка вслух (3 ученика) – 32 строки.

6) Анализ стихотворения.

- Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.

- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

( Лиловый – сиреневый; золотой; багряный; жёлтый; голубой – о лазури; синий – просветы неба, вышина; серебро – о паутине; белый – лепесток).

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом?

( Он, как терем, нарядный и пёстрый).

- Терем – это высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

- Кто жил в теремах ?

- Для них строили деревянные теремные дворцы. Они были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема ?

- Какие деревья напомнили ему вышки ?

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?

(Просветы в небо между клёнами).

- Есть ещё и клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале.

- Какие листья у клёнов ?

(Золотые, красные, багряные, лиловые, некоторые бывают смешанные: жёлто – красные).

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте .

(Лес пахнет дубом и сосной, за лето высох он от солнца).

- Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой, запахом.

- Где стоит терем? Найдите эти строки.

(Сегодня на пустой поляне,

Среди широкого двора…)

- Найдите и прочитайте отрывок, каким изображается двор?

(Воздушной паутины ткани

Блестят как сеть из серебра

Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк

И точно белый лепесток,

На паутине замирает…)

- Смотрите, какое богатство красок – слов у поэта – художника.

(Здесь это слово подобно имени хозяйки лесного терема).

- Какой поэтический приём использует Бунин, рассказывая об осени ?

- Какова Осень в представлении поэта: весёлая или грустная?

- Как вы догадались?

(Поэт называет её вдовой).

- Кого в жизни называют вдовой?

(Женщину, муж которой умер).

- Грустят вдовы, грустит и Осень. Как вам кажется, о чём она грустит?

(О том, что скоро исчезнет красота).

- Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная?

(Сегодня целый день играет

В дворе последний мотылёк.

Такое мёртвое молчанье).

- Почему стало так тихо в лесу осенью?

- Что нарушает тишину?

- Какое слово в отрывке поэт употребил трижды ?

- Давайте прочитаем все предложения, в которых есть это слово.

(Сегодня на пустой поляне.

Сегодня целый день играет.

Сегодня так светло кругом.)

- Как вам кажется, почему поэт подчеркнул это слово?

(Осень непредсказуема, завтра солнечный денёк может смениться ненастьем.

Поэт хочет, чтобы мы ценили осенний солнечный денёк и любовались красотой осеннего леса, освещённого солнцем).

- Как мы будем читать это стихотворение: быстро или медленно?

- Почему не следует торопливо читать это стихотворение ?

(Чтобы передать любование недвижным лесом).

- Какую половину стихотворения будем читать громче, а какую – тише?

(1-ю – громче, 2-ю – тише).

- Почему 2-ю половину будем читать тише ?

(Потому что именно там поэт говорит о мёртвом молчании).

- Будем читать 2-ю половину стихотворения так, как будто мы боимся спугнуть замершего мотылька, как будто и нас заворожила тишина осеннего леса.

- В ТПО с.39 в.1 (ч.3) расставим паузы на точках и запятых.

7) Выразительное чтение отрывка.

  1. в ТПО – 2 человека;
  2. в учебнике – 1 человек – половину отрывка;

1 человек – весь отрывок.

- Как ты представляешь листопад? Нарисуй.

- А вот каким листопад представила я (на доске пейзаж).

9) Домашнее задание.

1) полное чтение стихотворения с.111-116;

2) учить любой законченный отрывок (по желанию);

3) закончить рисунок.

- учить понимать содержание стихотворения (чувства и мысли поэта);

- учить выражать свои чувства по отношению к прочитанному, видеть настроение лирического произведения;

- развивать навыки выразительного чтения, творческие способности, детей, внимание к образным средствам языка;

- воспитывать любовь к природе, чуткое и бережное отношения к слову.

- Прозвенел звонок для нас,

Всех ребят собрал он в класс,

Чтобы дети не ленились, с удовольствием учились

Всем здоровья пожелаем

И урок наш начинаем.

сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку;

самостоятельно организовывать свое рабочее место;

II.Проверка домашнего задания

-И прежде чем перейти к теме урока, проверим домашнее задание.

- Назовите авторов басен?

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение, в котором…

Басня - стихотворное или прозаическое литературное произведение, в котором высмеиваются пороки людей. В начале или в конце содержится нравоучение-мораль, действующими лицами обычно выступают животные.

читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;

- Чтобы узнать тему нашего урока, обратите внимание на экран.

- Сейчас вы просмотрите видеоролик. После просмотра я буду задавать вам вопросы.

- Назовите автора отрывка музыкального произведения, которое мы с вами прослушали.

- Как называется это произведение?

- А какое время года показано в видеофрагменте?

- Правильно, это осень.

-А какая бывает осень?

- Ребята, чем интересна пора золотой осени?

- Правильно, ребята. Золотая осень - самая яркая пора осени: деревья, прежде чем погрузиться в долгий сон, накидывают золотые одежды из стремительно желтеющих листьев; листопад, хороводом кружась, устилает листьями влажную от частых дождей землю; многие певчие птицы на пути в теплые края; запасаются кормом на зимовку многие животные.

- Золотой цвет листьев. Это какой?

- Художники и поэты изображают окружающий мир в своих произведениях, делятся с читателями своими наблюдениями и чувствами, учат нас видеть красоту природы.

Поздняя, ранняя, дождливая, унылая, золотая.

Деревья стоят в своём прощальном уборе, заряжают дожди, а земля становится мокрой и грязной.

Жёлтые, оранжевые, красные

Густой, тёмный оттенок красного

Жёлтый, янтарный, лимонный

определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;

IV.Изучение нового материала

1) Биография И.А.Бунина

( высшей награды за выдающиеся литературные произведения). Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8ноября 1953 года, он умер.

- Детство и юность писателя прошли на природе. Вся поэзия Бунина освещена солнечным блеском.

- Ребята, перед тем как начать чтение поэмы, разберем непонятные слова, которые встретятся в тексте:

Терем-дом с красивой башней.

Вдова - женщина, у которой умер муж.

Подсед - ярус молодых деревьев.

Зазимок - первый снег.

Туриный рог - рог тура, дикого быка.

Горностаевый шугай - женский сарафан или кофта с отделкой из меха горностая.

Чертог - прекрасный дворец.

3) Чтение 1 части

- Сейчас вы прослушаете 1 часть поэмы. Ваша задача следить по учебнику и внимательно слушать. После прочтения я буду задавать вопросы.

-Бунин, как художник, пишет картину словами – мазками. Его палитра богата цветами.

- Какие цвета – краски называет поэт, чтобы передать своё восхищение красотой осеннего леса?

- Как вы думаете, почему Бунин сравнивает лес с теремом?

- Терем - это высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками.

- Кто жил в теремах?

- Для них строили деревянные теремные дворцы. Они были богато украшены резьбой. Вот осенний лес и напомнил поэту такие терема.

- Листья какого дерева, по мнению поэта, похожи на резьбу, украшавшую терема?

- Какие деревья напомнили ему вышки?

- Верно, они очень стройные и похожи на вышки.

- Что напоминает поэту небольшие оконца русских теремов?

- Есть ещё и клёны. Они тоже расписные, и к ним можем отнести те краски, о которых поэт говорит вначале.

- Какие листья у клёнов?

- Поэту кажется, что в лесу пахнет так же, как в деревянном тереме. Чем там пахнет? Найдите ответ в тексте.

- Лес напоминает поэту терем своей красотой, высотой, запахом.

- Где стоит терем? Найдите эти строки.

- Найдите и прочитайте отрывок, каким изображается двор?

- А теперь прочитаем 1 часть. Будем читать по цепочке. (9 чел.)

4)Чтение 2 части

-Переходим ко 2 части поэмы.

-Продолжаем прослушивание, вы внимательно слушаете и следите, после прочтения я буду задавать вопросы.

- Какое настроение у вас после прослушивания?

-Какова Осень в представлении поэта: весёлая или грустная?

- Как вы догадались?

-Как можно догадаться, читая стихотворение, что осенняя красота леса – последняя, недолговечная?

Цели и задачи урока : наблюдение за эмоциональной окрашенностью лирического произведения; использование различных приёмов выразительного чтения, повторение знаний о сравнении и рифме.

Планируемые результаты :

Предметные : читать произведение с соблюдением норм произношения, правильным интонированием, использованием логических ударений и темпа речи, выражая, таким образом, понимание прочитанного.

Личностные : понимать и любить живую природу, бережно относиться к ней, испытывать эстетические чувства на основе знакомства с художественной культурой.

Метапредметные : планировать собственные действия и соотносить их с поставленной целью; учитывать выделенные учителем ориентиры действия при освоении нового художественного текста.

Организационный момент:

Громко прозвенел звонок,

Начинается урок литературного чтения,

Проверьте готовность к уроку.

Актуализация знаний:

Ребята, какое сейчас время года? (осень).

Что характерно для осени?

- Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк.

- А какой поэт особенно восхищался этим временем года? (А.С.Пушкин)

Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение, подумайте, какое слово надо добавить?

Вот и осень наступила

Вслед за летом, точно в срок,

И в садах позолотила

Каждый маленький листок.

Листья стайками летят

В нашем парке … (листопад) .

- Как образовалось слово “листопад”?

Слово учителя об И.А.Бунине.

Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 года в имении своих родителей под Воронежем, в центральной части России, в родовитой, но обедневшей дворянской семье. Детство поэта прошло в деревне среди “моря хлебов, цветов, трав”, “в глубочайшей полевой тишине”. Слушая с родителями предания и песни, он рано обнаружил артистические способности и редкую впечатлительность. Писать Иван Алексеевич начал рано, семи – восьми лет, подражая А.С.Пушкину, М.Ю.Лермонтову.

Ивану Алексеевичу рано пришлось самому зарабатывать на жизнь. В 1887году, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет, он напечатал свое первое стихотворение. А уже через четыре года вышел его сборник стихов. Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил.

В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

С болью переживал Иван Бунин события в России во время Великой Отечественной войны. С огромной радостью он встретил победу советских войск в этой войне.

В 1933 году, когда Ивану Алексеевичу Бунину исполнилось 63 года, он стал лауреатом Нобелевской премии (высшей награды за выдающиеся литературные произведения).

Поэт очень тосковал по родине, но так и не вернулся. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже и похоронен на русском кладбище.

Физкультминутка.

Ветер тихо клен качает,

Вправо, влево наклоняет,

Зашумел листвою клен.

Ветер тихо клен качает

И листочки обрывает.

Листья желтые летят,

В нашем классе листопад.

Творческая работа.

- В нашем классе сегодня тоже листопад. Посмотрите, у вас на партах листья.

- Дома вы готовили описание этого природного явления. Давайте послушаем, что вы представляете, когда слышите слово листопад.

(Чтение записей учащихся.)

1. Осенью с деревьев опадают листья. Когда они падают, то кружат над землёй. Листья устилают дороги, как золотой коврик. Идёшь по нему, а листья шуршат под ногами. Это листопад.

2 . Листопад – это осенний дождь и скорое наступление зимы. Много листьев лежит на земле. Листопад – это красиво. Листья изящно кружатся в воздухе, как балерины. Мне нравится смотреть на этот балет.

3. Наступила осень. Все листья падают на землю. Везде лежат красные и золотые листья. Они шуршат под ногами. Кажется, что идёшь по красивому говорящему ковру.

4. Осень пора листопада. В это время на улице, во дворе очень красиво. Деревья роняют красные и жёлтые листья. Земля покрыта ярким, разноцветным ковром. Приятно идти по мягким, шелестящим листьям. Хороша природа в пору листопада.

- А теперь послушайте, как И.А.Бунин описывает листопад.

Работа над стихотворением “Листопад”.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Учащиеся с закрытыми глазами прослушивают его.

Вопрос перед чтением:

- Какие картины природы предстали перед вами?

Беседа по содержанию прочитанного.

- Итак, какие картины природы вы нарисовали в своём воображении?

- Какое настроение выражено автором? (радость, чувство покоя, праздничное настроение)

- Чем восхищается автор?

- Вызвало это стихотворение у вас какие-то чувства, мысли?

Словарно – лексическая работа.

- Объясните значение слова завороженный – очарованный, околдованный.

- Подберите синонимы к словам:

Лиловый – фиолетовый, сиреневый;

Багряный – красный густого, тёмного оттенка.

Лазурь – светло-синий цвет, синева.

- Подберите антонимы к слову замирает – возрождается, оживает.
Работа над содержанием стихотворения.

Чтение учащихся про себя.

— Прочитайте про себя и подготовьтесь к анализу.

Хоровое чтение по частям с анализом

t1595592146aa.jpg

— Кто главный герой этого стихотворения? (Лес)

— А почему лес расписной?

- Кто его расписывал? (его расписала осень разными цветами красок: жёлто-золотыми, лиловыми, багряными)

— С чем сравнивает поэт лес? (с теремом)

Найдите и зачитайте этот отрывок.

— Что такое терем?

Кто жил раньше в теремах?

Чем терем отличается от простой избы?

— Давайте найдём в стихотворении доказательство того, что осенний лес действительно похож на терем.

— С помощью, каких слов и выражений автор рисует берёзы? Зачитайте

Жёлтые берёзы, у них листочки резные и блестящие, мы наблюдали такие, когда были на прогулке. Жёлтый цвет берёз очень красиво сочетается с голубизной неба.

— Что говорит о ёлочках? Зачитайте.

Ёлочки не меняют цвет осенью и чётко выделяются на золотом фоне берёз.

— Какие ещё деревья автор увидел в осеннем лесу? (Клёны)

— Почему образуются просветы? С чем автор сравнивает эти просветы? (С оконцами терема)

— Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом?

t1595592146ab.jpg

А теперь прочитаем вторую часть текста до последнего четверостишия. Опишите своими словами картины, которые вы увидите, и соотнесите их с текстом.

- Автор рисует паутину, похожую на серебряную сеть:

"Воздушной паутины ткани

Блестят, как сеть, из серебра".

- Мотылька, похожего на белый лепесток.

- Это последний мотылек, - уже нет насекомых. Мотылек пригрелся на солнышке, ему тепло, приятно, он замер на паутине:

"И точно белый лепесток,

На паутине замирает,

Пригретый солнечным теплом".

- День солнечный, яркий:

"Сегодня так тепло кругом"…

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? (мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье).

Учитель . А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"?

Учащиеся - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"…

- А еще чтобы услышать на фоне такой тишины еле заметные звуки падающего листика:

"Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье".

А можете вы услышать эти звуки в стихотворении?

Вспомните, в 1-м классе мы говорили о звуковых средствах описания картин в художественных текстах.

Можете вы их найти в этом четверостишии?

Попробуйте найти в стихотворении слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание листика:

— Какой звук повторяется в этом отрывке? (с, ш)

— Для чего? (чтобы передать шорох листьев)

Учитель Этот приём называется звукопись.

Ещё в стихотворении присутствует обонятельный образ.

— Для чего Бунин описал звуки и запахи леса? (Чтобы легче было представить картину осеннего леса)

А теперь давайте посмотрим, какая богатая цветовая гамма в изображении осенних картин в стихотворении И.А. Бунина.

Жёлтый – жёлтою резьбой

Голубой – в лазури голубой

Синий – в синей вышине

Серебристый – как есть из серебра

Белый – белый лепесток

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна?
- Почему в стихотворении несколько раз повторяется слово “сегодня”? Что хотел сказать Бунин своим читателям?

— Можно ли назвать Бунина художником слова? Почему?

Работа в парах

Для того чтобы так замечательно описать лес осенью поэт использовал средства художественной выразительности.

— Какие вы знаете средства художественной выразительности? (Олицетворения, сравнения, эпитеты)

Олицетворение - художественный приём, основанный на наделении неодушевлённых предметов человеческими качествами и чувствами.

Сравнение - это образное выражение, построенное на сопоставлении двух предметов или состояний, имеющих общий признак.

Эпитет – это слово или выражение в художественном тексте, обычно поэтическом, лирическом, которое несет в себе особо выразительные свойства, подчеркивая в объекте изображения что-то такое, что присуще лишь ему одному. Он помогает подать предмет тонко, образно и ярко.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ План - конспект урока по литературному чтению И. А. Бунин Листопад.docx

Шеремет Наталья Дорофеевна

учитель начальных классов

Продолжить знакомство с творчеством И. А. Бунина.

Учить чувствовать поэтический мир.

Закрепить представление об используемых автором средствах выразительности ( эпитет, метафора, сравнение, олицетворение).

Совершенствовать читательские умения и навыки, умение анализировать , рассуждать, доказывать.

Формировать беглое, осознанное, выразительное чтение.

Развивать творческое воображение, эмоциональную отзывчивость, о богащать словарный запас и способствовать развитию речи.

Воспитывать чувство восприятия прекрасного, интерес к поэзии.

Планируемые результаты:

Предметные:

- умение прогнозировать содержание произведения читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя,

- увеличивать темп чтения,

- исправлять ошибки при повторном чтении текста,

-воспринимать на слух поэтическое произведение..

Метапредметные.

Познавательные :

-анализируют поэтический текст;

-выявляют основную мысль произведения, формулируют её на уровне обобщения в совместной коллективной деятельности;

-находят в тексте эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение;

-находят в книге необходимые сведенья.

регулятивные: формулируют тему урока и учебные задачи, исходя из анализа предлагаемых заданий, читают в соответствии с поставленной задачей, осознают смысл и назначение позитивных установок на успешную работу, оценивают свою работу на уроке;

коммуникативные : отвечают на вопросы на основе художественного текста учебника осмысливают правила работы в группе (распределяют обязанности, договариваются о совместных действиях).

Личностные : формирование системы нравственных ценностей ( любовь к природе, гордость за свою страну); формирование интереса к творчеству И. А. Бунина.

Оборудование:

Портрет писателя, его книги.

Компьютер, проектор (Презентация к уроку. Слайды для показа ученикам.)

Толковый словарь С. И. Ожегова.

I Организационный момент.

II Поверка домашнего задания. Выразительное чтение произведений

III Актуализация опорных знаний.

Повторение понятий эпитет, метафора, сравнение, олицетворение.(Слайд 3),

Назвать эпитеты в стихотворениях Никитина, Некрасова.

IV Самоопределение к действию.

Речевая разминка .

Утром мы во двор идём,

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят…

- В какое время года мы с вами попали ? ( Слайд 4)

- Вспомните, какие звуки можно услышать в лесу, в парке осенью?

(Чтение разными способами: торжественно, шёпотом, медленно, скороговоркой.)

2 . Перед детьми портрет И.А. Бунина .( Слайд 5)

3.– Сформулируйте тему сегодняшнего урока . ( Познакомимся с произведением И. А. Бунина.)

( Перед детьми слайд 7)

- Переставьте буквы местами, и вы узнаете , как называется произведение, с которым мы сегодня познакомимся.

V Работа по теме урока.

Знакомство с творчеством И. А. Бунина.

На исходе XIX в. он все чаще выступает с рассказами, пона чалу похожими на живописные зарисовки. Постепенно Бунин становится все более заметен и как поэт, и как прозаик.

В январе 1920 г., вместе с женой Верой Николаевной Му ромцевой, писатель из Одессы отплыл в Константинополь. С этих пор Бунин жил во Франции. В эмиграции говорили о нем как о первом среди современных русских писателей.

В годы Второй мировой войны Бунин жил в Грассе, жадно следил за военными событиями, бедствовал, прятал от гестапо в своем доме евреев, радовался победам советских воск.

Последние годы Бунин провел в бедности, работая над кни гой о своем литературном учителе А.П. Чехове. Умер 8 ноября 1953 г. в Париже, похоронен на русском кладбище Сент-Же невьев-де-Буа.

1)Прослушивание чтения стихотворения в исполнении актёра театра в аудиозаписи

( электронное приложение к учебнику).

- Что представили, когда слушали стихотворение?

VI Физкультминутка.

Березы косы расплели,

Руками клены хлопали,

Ветра холодные пришли,

И тополи затопали.

Поникли ивы у пруда,

Дубы, огромные всегда,

Как будто меньше стали.

Лишь елочка пригожая

К зиме похорошела.

2)Словарно-лексическая работа ( Слайд 8)

Расписной – украшенный росписью, расписан красками.

Резьбой – украшение выполненное с помощью резьбы, вырезания по дереву.

Лазури – голубой цвет неба.

Сквозной – просвечивающий насквозь.

Просветы – промежутки в листве, сквозь которые видно небо.

- Объясните значение слова завороженный — очарованный, околдованный.

- Подберите синонимы к словам: ( Слайд 9)

лиловый (фиолетовый, си реневый), золотой (желтый, изумительный), багряный

Подберите антонимы к слову замирает (возрождается).

- Как называется такой приём? ( Олицетворение)

3)Работа над содержанием стихотворения. С амостоятельное чтение.

- Что напомнил осенний лес Бунину? ( Расписной терем.)

- Прочитайте подчёркнутые слова. Как называется такой приём? ( Сравнение.)

- Как сравнения помогают нарисовать образ леса-терема? ( Лес стоит стеной, как стены дома. Синеют просветы в небо , что оконца – окна в тереме. Среди широкого двора – поляны , как двор около терема.)

- А какие эпитеты использует для этого автор?

4)Выборочное чтение .

- Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? Прочитайте. ( …Такое мёртвое молчанье

В лесу и в этой вышине,

Что можно в этой тишине

Расслышать листика шуршанье.)

- Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? Какие эпитеты и сравнения создают грустное настроение, подсказывающие, что красота эта не надолго.( Мотылёк последний, тишина мёртвая, Осень – вдова.)

5)Выразительное чтение стихотворения учащимися.

VII Рефлексия.

Знакомство в картинами об осени.

2. Работа над пословицами. ( Слайд13)

Ноябрь землю покрыл где листком, где снежком.

В октябре и лист на дереве не держится.

В сентябре лес реже, а птичий голос тише.

- Какая из пословиц наиболее созвучна содержанию стихотворения?

VIII Подведение итогов урока.

- Как автор относится к осени?

- А как вы относитесь к осени?

- Какое настроение передалось вам при чтении стихотворения?

IX Домашнее задание.

Найти другие стихотворения И. А. Бунина, приготовить их выразительное чтение.

Читайте также: