Конспект урока одушевленные и неодушевленные имена существительные 2 класс школа россии

Обновлено: 06.07.2024

-Что объединяет все эти слова? (Они относятся к одной части речи. Это имена существительные, так как они отвечают на вопросы кто? или что? и обозначают предметы, явления природы, животных). Показать запись на доске(напечатано)

- Согласны ли вы, что ко всем словам можно поставить вопрос Кто? (Дети высказывают разные точки зрения.)

- -На какой вопрос отвечают слова в первом столбике? (что?) (карточка что?)

- На какие вопросы отвечают слова во втором столбике? (кто?) (карточка кто?)

- На какие группы по грамматическим признакам мы можем разделить данные слова? (Одушевленные и неодушевленные). (на доске карточка)

_ О какой части речи мы с вами сейчас говорили? Было ли что незнакомо вам?

-Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. ( Одушевленные и неодушевлённые имена существительные)

-Это новая у нас тема урока или уже знакома нам?

-Какова же цель нашего урока? (Закрепить знания об одушевлённых и неодушевленных именах существительных).

Сегодня на уроке мы должны: (задачи урока)

2. Уметь различать одушевленные и неодушевленные имена существительные.

4. Изучение нового материала.

Какая у нас первая задача? (повторить)

1. Понятие имени существительного.

Фронтальная работа.

Имя существительное

1. На какие вопросы отвечает.

2. Что обозначает?

3. Приведите примеры…

Работа в тетради. Запишите число: 16 февраля. Классная работа.

Физкультминутка для глаз

Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.

Делайте круговые движения глазами: налево – вверх – направо – вниз; направо – вверх – налево – вниз. Повторите 4раза.

Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем указательного пальца: медленно приближайте его к кончику носа, а затем медленно отводите обратно. Повторите 4 раза.

Самостоятельная работа (в тетрадь записать)

Задание: Прочитайте слова и выпишите только имена существительные: дом, красный, играет, узкий, морковь, сидит, белка, пенал, кричит.

Проверка задания (у учителя напечатаны слова, сверяют)

Оцените себя (+. )

- Справились мы с 1задачей? (да) +

Имя существительное

Очень удивительное

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Если слово будит отвечать на вопрос кто? – руки вверх, если на вопрос что? – руки вперед и присесть.

Люстра, мальчик, гроза, карась, спортсмен, портфель.

- Какая 2 задача? Прочитайте.

- Как определить одушевлённые существительные или неодушевлённые? (Если слово отвечает на вопрос кто? – оно одушевлённое, что? – неодушевлённое.)

Откроем учебник – страница 49, упражнение 81.

Работаем в паре. Не забываем правила работы в паре. Каждая пара выполняет по одной строчке, и записать слова в тетрадочку.

Упражнения для рук.

а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом потянули за каждый пальчик.

б) Изображаем замочек (открывается и закрывается).

Проверка задания (передают вымпел–сову), по очереди зачитывают слова.

Вывод: Карточка одушевленные…, неодушевленные….

5. Первичная проверка усвоения знаний .

Мудрая Сова желает проверить как вы умеете работать в паре.

Кто быстрее всех прочтёт,

Слово лишнее найдёт.

Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее.

Котёл, линейка, кофе, кот, картофель.

Ягода, ябеда, арбуз , якорь, яма.

Ветер, весна, ведро, ворон, вокзал.

Задание: прочитайте слова в каждой строчке и подчеркните лишнее

Друг, приятель, дружба, сосед, враг.

Поход, турист, дорога, костёр, палатка

Ученик, учительница, школьник, урок, ученица.

Проверка: Объясните, почему лишнее…

Теперь всех приглашаю на зарядку

Мелкие шажки – 1, 2, 3

Лёгкие прыжки – 1, 2, 3

Звонкие хлопки – 1, 2, 3

Сели – встали,

Сели – встали,

И руками помахали.

Вот и вся зарядка,

Мягкая посадка.

Дополнительные задания:

1. Я читаю слова. 1 вариант выписывает одушевлённые, 2 вариант – неодушевлённые:

(2 ученика работают у доски)

берёза, холод, бабушка, повар, дятел, вторник, лето, девочка, лисица, ворона, дуб, клён

Проверка задания с доски…

Запиши однокоренные слова, обозначающие одушевлённый предмет. Добавьте свои варианты.

Неодушевлённые

Одушевлённые

6. Подведение итогов.

Экспресс-проверка теоретических знаний.

- А что же за задание приготовила для нас сова? Она прислала письмо.

- Если вы согласны с его утверждением, ставьте в тетради +, если нет, ставьте -.

(1 ученик выполняет задание за доской)

1. Имена существительные отвечают на вопросы какой?, какая?

2. К одушевленным именам существительным относятся только люди и животные

3. К одушевленным именам существительным относятся растения и люди

4. Имена существительные отвечают на вопросы кто? и что?

·5. Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто?

Запись в тетради: - + - + -

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос что?

- Как мы называем группу имён существительных, слова которой отвечают на вопрос кто?

- Какая была цель урока?

- Выполнили мы её или нет?

- Как отличить одушевленный предмет от неодушевленного?

- Сможете ли вы объяснить маме, какие слова являются одушевленными, а какие - неодушевленными.

- Оцените свою работу. (Самооценка детей при помощи нарисованных мордашек)

отлично усвоил
тему урока

не всё было
понятно

ничего не
понял




( дети на картинку совы приклеивают мордашки)

Мое настроение от урока.

- Нашей мудрой сове понравились ваши ответы, ваша работа. Она дарит вам своих друзей- маленьких совят. (детям учитель раздает картинки ).

Спасибо за старание,

Ведь главное- желание!

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Чему мы научились сегодня на уроке? Какие имена существительные относятся к одушевленным? Неодушевлённым?

- Кому было всё понятно, нарисуйте на полях восклицательный знак (!).

- Кто затрудняется в данной теме, поставьте на полях вопросительный знак (?).

Тип урока: урок применения и совершенствования знаний.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные, коллективные.

Технологии: ИКТ, здоровьесберегающая технологии, презентация.

Вид урока: практическая работа.

Оборудование: интерактивная доска, учебник, тетрадь, линейка, карандаш, ручка, индивидуальные карточки, дидактический материал.

Ход урока

I. Организационный момент.

Подготовить учащихся к работе на уроке. Проверить всё ли есть на партах.

Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “5”.

II. Проверка домашнего задания.

Упражнение 311,с. 87 (Дидактический материал).

Камень, глина, песок, клещи, гвозди, молоток, нитки, лопата, труд.

Что бы времени не терять ребята, я записала на доске слова которые вы должны были выписать при выполнении дом. задания. Проверьте, пожалуйста!

У кого не так исправьте!

(Использование сигнальных кругов)

III. Чистописание.

Упражнения для рук.

а) Встряхнуть кистями рук, покрутим, потом потянули за каждый пальчик.
б) Изображаем замочек (открывается и закрывается).

-Теперь записываем число и классную работу в тетради. Прописываем буквы а и д наиболее часто встречающиеся при письме. (Жду, когда пропишут, при этом слежу за осанкой, за положением тетради) Положите ручки, все смотрим на меня.

В это же время некоторым ученикам даю карточки:

Подчеркнуть слова, отвечающие на вопросы Что?

Ударили сильные холода. Вот снегири летят к кормушкам. Птички начали клевать крошки и семена.

Подчеркнуть слова, отвечающие на вопрос Кто?

Футбол – футболист, хоккей – хоккеист, гимнастика – гимнаст, лыжи – лыжник, штанга – штангист, шахматы – шахматист.

Подчеркнуть подлежащее и сказуемое.

Снег таял на солнышке.
Побежали ручьи.
Дети пускали лодочки.

Спиши предложение.

Петя закинул сеть. Сеть ушла на дно. Ушла и рыба.

Подчеркни подлежащее – одной чертой. Поставь ударение над словами.

IV. Постановка темы урока.

Учитель:

- Мы сегодня ребята продолжим тему про существительные.
- Давайте вспомним, какую тему проходили? (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные)
- Правильно! Молодцы! Но для начала давайте скажем.
- Какие слова мы называем именами существительными? (Слова, которые отвечают на вопросы Кто? или Что? называются именами существительными).
- Приведите пример.
- На какие две группы можем разделить все слова имени существительного? (Одушевлённые и неодушевлённые. Например: кто? – медведь, что?- книга)
- В каком числе могут быть употреблены имена существительные? (В единственном, и множественном числе. Например: ручка (ед.ч.) – ручки (мн.ч.))

(На интерактивной доске просматриваем картинки в единственном и множественном числе).

- Подведём итог, в каком числе могут быть существительные. (Ответы детей).

V. Работа по теме урока.

- Напишите слова в два столбика, кто? и что?

Берёза, воробей, сорока, осина, стакан, ворона, капуста, заяц.

Кто? Что?
Воробей Берёза
Сорока Осина
Ворона Стакан
Заяц Капуста

Поверка: два ученика читают слова в каждом столбике.

Остальные ученики поднимают сигнальные карточки.

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос Кто? (Одушевлённые существительные)
- А на вопрос Что? (Неодушевлённые существительные)
- Хорошо! Молодцы!

VI. Физкультминутка.

Мы похлопаем в ладоши
Дружно, веселее.
Наши ножки постучали
Дружно, веселее.

По коленочкам ударим
Тише, тише, тише.
Наши ручки поднимайтесь
Выше, выше, выше.

Наши ручки закружились,
Ниже опустились,
Завертелись, завертелись
И остановились.

VII. Работа с учебником.

- А сейчас открываем учебник стр.10-11.
- Найдите упражнение 16. Читаем задание. (Один ученик читает задание вслух)

Задание: Подумайте, как определить, является ли данное слово существительным. Выпишите сначала существительные, которые отвечает на вопрос кто?, потом на вопрос что?

Подчеркните слова, которые называют явления природы.

Кто? Что?
Герой Метель
Почтальон Ветер
Волк Холодильник
Слон Оттепель
Страус Стакан
Холод
Гроза
Гром
Туча
Туман

(Учащиеся задание выполняют самостоятельно).

- А сейчас ребята, мы с вами поиграем.
- Я буду загадывать загадки, а вы должны отгадать, и сказать какое это существительное одушевленное или неодушевленное.

Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки,
Радость детям подарила
И на санках прокатила.

(Зима).
(Неодушевленное существительное).

В самолет меня не сажают.
Говорят, лети рядом, раз мотор есть.

(Карлсон).
(Одушевленное существительное).

Махнула птица крылом
Закрыла свет одним пером.

(Ночь).
(Неодушевленное существительное).

4. Кто сказал бы: “купил печку “На “Жигули” денег не хватило”?

(Емеля).
(Одушевленное существительное).

5. Белый зайчик прыгает по черному полю.

(Мел).
(Неодушевленное существительное).

6. Какого мальчика звали Дядя?

(Федор).
(Одушевленное существительное).

Лошадь – не лошадь, матрос – не матрос,
Вроде в тельняшке, копыта и хвост.

(Зебра).
(Одушевленное существительное).

- Молодцы! Вы хорошо справились с загадками!

Самостоятельная работа учащихся.

- А теперь откройте страницу 12 и найдите упр.17.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Чем мы занимались на уроке?
- Что больше всего понравилось?
- А что не понравилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Задачи:

· содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);

· актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

· смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;

· развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;

· обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

Планируемые результаты:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Ход урока

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Игра: Кто больше вспомнит за две минуты имён сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж,ч,ш,щ с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-попрыгайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука…)
– Кто больше вспомнит названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ш, ч, щ с буквами и, а, у? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ёжик, журавль, медвежата, чибис и т. д.)

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова? (ответы детей)

- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?

(Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая.

– Что это значит? (Языковая)

– Какие знания потребуются в этой игре? (Орфографические, фонетические, лексические, синтаксические)

– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).

- О чём же будет наш сегодняшний урок?

- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Что нам необходимо знать о них?

- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи).

4. Минутка чистописания.

Приготовились к минутке чистописания. Будем прописывать соединение гласных и согласных букв и наоборот согласных и гласных. Вначале внимательно смотрим на доску

Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца строки).

Во второй сроке будем прописывать верхнее соединение. Смотрим на доску.

Словарная работа (предметный диктант).

А, сейчас выполняем словарную работу. Я показываю вам школьные принадлежности, а вы каждый в своей тетради записываете.

А как мы с вами начинаем писать? ( Ответы детей: с красной строки, с большой буквы).

Альбом, кисточка, карандаши,краски, картина, рисунок.(карточки)

4. Изучение новых знаний.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.

- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.

- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей).

Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова: определение и примеры.

5. Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма.

Алгоритм

  1. Найди имя существительное.
  2. Определи, что оно обозначает.
  3. Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?
  4. Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?

5. Сделай вывод и докажи.

6. Первичная проверка восприятия изученного.

- Давайте потренируемся. Я предлагаю вам придумать предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Запишите свои предложения. Взаимопроверка в паре.

7. Минутка двигательной активности.

- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)

8. Создание проблемной ситуации.

- У вас на карточках слова: радио, метро, салями, шоссе, колибри, боа, панда, эму, винчестер, монитор, флэш-карта, капибара.

Во втором столбике - слова-признаки.

Подбери к существительным подходящие слова-признаки (пушистый, маленький, вкусный, быстрый, медлительный, домашний, московский, загородный, большой, удобный, плоский, новый).

Вывод: для правильного употребления в речи слов-гостей (иностранного происхождения) необходимо сначала определить, одушевлёнными или неодушевлёнными они являются.

9. Применение и закрепление изученного материала.

- Выбери карточку с заданием:

Базовый уровень. Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н (неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.

10. Самоконтроль и взаимоконтроль.

- А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте.

- Ребята, выбравшие повышенный уровень, могут по желанию проверить результаты работы у учителя или у консультантов-одноклассников.

11. Подведение итогов.

1) Чему мы научились на уроке?

2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?

12. Домашнее задание.

Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

13. Рефлексия.

- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.

? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

Молодцы!

– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.

– А закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!

Урок русского языка во 2 классе

Тема: Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.

Цель урока: создание условий для освоения учащимися способа определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

содействовать формированию УУД (регулятивные: целеполагание, моделирование; познавательные: освоение нового понятия; коммуникативные: уважение к мнению других людей, умение высказывать и доказывать свое мнение, создавать мини-высказывание);

актуализировать знания учащихся об имени существительном как части речи;

смоделировать алгоритм определения одушевлённых и неодушевлённых существительных;

развивать коммуникативные, рефлексивные, контрольно-оценочные умения учащихся;

обогатить лексикон детей, помочь включить изучаемые существительные в широкий культурный контекст.

Планируемые результаты:

- стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции

- способность к самооценке на основе критерия успешности в учебной деятельности.

- освоение алгоритма определения одушевлённых и неодушевлённых имен существительных.

Метапредметные:

- формулировать правило на основе выделенных существенных признаков имени существительного;

- добывать новые знания, находить новые знания, пользуясь различными источниками информации.

- умение оформлять свои мысли в устной речи;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- принимать и сохранять учебную задачу;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- адекватно воспринимать оценку учителя;

- освоение способа решения проблемного поискового характера.

Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал,

Поработать час настал.

Так что время не теряем,

И работать начинаем.

Игра: Кто больше вспомнит за две минуты имён сказочных героев, чтобы в их именах были шипящие ж,ч,ш,щ с гласными и, у, а? (Чиполлино, Чудо-Юдо, Зайчик-попрыгайчик, Шапокляк, Принцесса на горошине, Щука…)
– Кто больше вспомнит названий животных и птиц, в которых есть сочетание шипящих ж, ш, ч, щ с буквами и, а, у? (Жираф, жаба, чайка, чижик, ёжик, журавль, медвежата, чибис и т. д.)

2. Актуализация субъектного опыта учащихся.

– Прочитайте стихотворение, которое написано на доске.

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например, собака, стол,

Часы, жираф, окно.

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмём слова утюг, пенал,

Ребёнок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет слова, которые выделены? Чем отличаются эти слова? (ответы детей)

- Правильно, это имена существительные. А что мы знаем об имени существительном?

(Обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?)

Введение в тему и целеполагание.

– Ребята, у нас сегодня не совсем обычный урок. Любой ученик, по-видимому, мечтает, чтобы урок начался с игры. Наша игра – лингвистическая.

– Что это значит? (Языковая)

– Какие знания потребуются в этой игре? (Орфографические, фонетические, лексические, синтаксические)

– Как вы поняли это высказывание? (Язык – наше богатство. Мы должны бережно относиться к своему языку, к словам, как к сокровищнице. Нужно избегать ошибок в своей речи).

- О чём же будет наш сегодняшний урок?

- Какова тема нашего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Что нам необходимо знать о них?

- Чему мы можем научиться на уроке? (правильно ставить вопросы к словам, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, правильно употреблять их в речи).

4. Минутка чистописания.

Приготовились к минутке чистописания. Будем прописывать соединение гласных и согласных букв и наоборот согласных и гласных. Вначале внимательно смотрим на доску

Прописали по одному соединению вместе со мной (чередуя, прописываем до конца строки).

Во второй сроке будем прописывать верхнее соединение. Смотрим на доску.

Словарная работа (предметный диктант).

А, сейчас выполняем словарную работу. Я показываю вам школьные принадлежности, а вы каждый в своей тетради записываете.

А как мы с вами начинаем писать? ( Ответы детей: с красной строки, с большой буквы).

Альбом, кисточка, карандаши,краски, картина, рисунок.(карточки)

4. Изучение новых знаний.

- Вернёмся к нашему стихотворению. Разделите имена существительные, которые выделены красным цветом, на две группы.

- Прочитайте слова первого столбика. По какому признаку вы их объединили? (Отвечают на вопрос кто?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос КТО? (Людей, животных, живых существ).

- Прочитайте слова второго столбика. По какому признаку вы объединили эти слова? (Отвечают на вопрос что?)

- Что обозначают имена существительные, которые отвечают на вопрос ЧТО? (Неживые предметы и явления природы).

- А теперь, давайте обобщим, всё, что мы сказали, в одно общее правило-вывод.

ВЫВОД: Имена существительные, которые обозначают людей и животных, отвечают на вопрос КТО, называются одушевлёнными.

Имена существительные, которые обозначают неживые предметы и явления природы, отвечают на вопрос ЧТО, называются неодушевлёнными.

- Хорошо. А теперь, сравним наш вывод с правилом, которое написано в учебнике. Соответствует ли наш вывод тому, который вы прочитали в учебнике.

- Как вы думаете, почему имена существительные назвали именно так: одушевлённые и неодушевлённые? (предположения детей).

Работа со словарной статьёй из словаря Ожегова: определение и примеры.

5. Составление модели способа действия при различении одушевлённых и неодушевлённых существительных. Учащиеся работают в парах, составляя алгоритм. Представление наработок детей. Выбор оптимального алгоритма.

Найди имя существительное.

Определи, что оно обозначает.

Если обозначает живое существо, задай вопрос КТО?

Если обозначает неживое существо, задай вопрос ЧТО?

5. Сделай вывод и докажи.

6. Первичная проверка восприятия изученного.

- Давайте потренируемся. Я предлагаю вам придумать предложения с одушевлёнными и неодушевлёнными существительными.

Запишите свои предложения. Взаимопроверка в паре.

7. Минутка двигательной активности.

- Если я произнесу одушевлённое имя существительное, то вы будете шагать на месте. Если я произнесу неодушевлённое имя существительное, то вы стоите на месте.

Кофта, дети, рабочий, дождь, ветер, ученик, строитель, цветок, машинист, машина. (Можно показывать картинки)

8. Создание проблемной ситуации.

- У вас на карточках слова: радио, метро, салями, шоссе, колибри, боа, панда, эму, винчестер, монитор, флэш-карта, капибара.

Во втором столбике - слова-признаки.

Подбери к существительным подходящие слова-признаки (пушистый, маленький, вкусный, быстрый, медлительный, домашний, московский, загородный, большой, удобный, плоский, новый).

Вывод: для правильного употребления в речи слов-гостей (иностранного происхождения) необходимо сначала определить, одушевлёнными или неодушевлёнными они являются.

9. Применение и закрепление изученного материала.

- Выбери карточку с заданием:

Базовый уровень. Надпишите над существительными буквы О (одушевлёнными) или Н (неодушевлёнными). Устно обоснуй свой выбор.

Хотела галка пить. На дворе стоял кувшин с водой, а в кувшине была вода только на дне. Галке нельзя было достать. Она стала кидать в кувшин камушки и столько наклала, что вода стала выше, и можно было выпить воду.

10. Самоконтроль и взаимоконтроль.

- А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием и побудете в роли учителя, проверяя работу своего соседа по парте.

- Ребята, выбравшие повышенный уровень, могут по желанию проверить результаты работы у учителя или у консультантов-одноклассников.

11. Подведение итогов.

1) Чему мы научились на уроке?

2) Что открыли для себя нового, необычного, интересного?

12. Домашнее задание.

Придумать мини-сказку об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

13. Рефлексия.

- Нарисуйте на полях в тетради лицо человека, но без носа и рта.

Теперь дорисуем нос:

! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справились с заданиями.

? – если вы не совсем хорошо поняли алгоритм действий и у вас есть вопросы.

Теперь дорисуем рот:

- урок понравился и вы довольны своей работой,

- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.

– Сова – символ мудрости и знаний. Вы все хорошо сегодня работали и получите на память сову.

– А закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!

- сформировать умение отличать слова, отвечающие на вопрос кто?, от слов, отвечающих на вопрос что?; классифицировать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные, вырабатывать навыки правильного письма; учить методам и приемам, помогающим сохранить и укрепить здоровье учащихся;

- развивать познавательный интерес, самостоятельность, позитивное отношение к сохранению своего здоровья;

- воспитывать аккуратность, трудолюбие, бережное отношение к своему здоровью.

Планируемые результаты: учащиеся научатся находить имена существительные в тексте, классифицировать имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, соотносить произношение и написание.

Ход урока.

Учитель. Сегодня на уроке я предлагаю вам не только расширить знания по русскому языку, но и побывать в роли доктора. Каждый из нас внимательно будет следить за своим и нашим здоровьем и давать нужные рекомендации.

Я приготовила различные лекарственные препараты (демонстрируются упаковки лекарств, ампулы, шприцы).

Они непременно помогут нам сохранить и укрепить здоровье. Согласны все это использовать в течение урока? ( Выслушиваются мнения детей, которые в основном отрицательно относятся к употреблению лекарств.)

- А тогда как же без помощи лекарств можно на уроке укреплять здоровье? (Дети дают советы: держать правильно осанку, выполнять гимнастику для глаз, мозга, пальцев рук и др.)

- Приступим к работе, используя все ваши рекомендации.

Учитель. Отгадайте загадки, запишите отгадки.

Сидит в темнице.

А коса на улице. (Морковь)

Многими шубами одет.

Кто его раздевает,

Тот слёзы проливает. (Лук)

Уродилась я на славу,

Голова бела, кудрява.

Меня ищи. (Капуста)

Желта, а не масло,

Кругла, а не луна,

С хвостом, а не мышь. (Репа)

А придёт на стол она,

Скажут весело ребята:

- Как назвать эти имена существительные одним словом? (Овощи) (Слайд №2)

Учитель. Запишите в словарик слово овощи, поставьте ударение, подчеркните букву, в написании которого можете ошибиться. Запомните, как пишется это слово.

В овощах много витаминов, различных солей и других полезных для нашего здоровья веществ.

Чтоб здоровым, сильным быть,

Надо овощи любить.

Все, без исключения,

В этом нет сомнения!

Правильное питание - условие здоровья, неправильное приводит к болезням.

III. Самоопределение к деятельности.

1.Упражнения для подготовки к изучению нового материала.

Учитель. Нам предстоит сложная и интересная работа, подготовимся к ней. Выполним массаж точек мозга, упражнение для концентрации внимания

2. Постановка учебной проблемы.

1) Ученик получил задание поставить вопросы к словам школа и школьница. Он ответил так: слово школа отвечает на вопрос что?, а так как слово школьница образовано от него, оно тоже отвечает на вопрос что? Согласны?

3.Формулирование проблемы.

- Сегодня на уроке мы будем учиться классифицировать слова, отвечающие на вопрос кто?, и слова, отвечающие на вопрос что?

- Как вы думаете, над какой темой будем работать? (Дети предлагают темы)

- Сверим с темой, написанной на доске. (Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.)

IV.Работа по теме урока.

1. Работа по учебнику.

( Выполнение с комментированием)

- Кто может сделать вывод, когда мы задаем вопрос кто?, а когда что? (О людях и животных спрашивают кто? О других предметах - что?)

- Прочитайте правило от тётушки Совы на с.48 учебника .

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос кто?

- Прочитайте правило от тётушки Совы на с. 51 учебника.

- Как называются имена существительные, отвечающие на вопрос что?

2.Игра с мячом.

Учитель. Я называю слово, вы задаете к нему вопрос кто? или что? и возвращаете мяч мне.

Игрушка, Настя, утро, мышка, весна, школьник, дорожка, гриб, книжка, дедушка, урок, листик и т.п.

V.Физкультминутка. (Слайд №3)

Я мороза не боюсь,

С ним я крепко подружусь

(Хлопки в ладоши.)

Подойдёт ко мне мороз,

Тронет руку, тронет нос.

(Показать руку, нос.)

Значит, надо не зевать,

(Хлопки в ладоши.)

Прыгать, бегать и играть.

(Прыжки на месте.)

VI. Закрепление изученного материала.

Каждой группе ребят раздаются картинки (по 6 штук).

Учитель. Распределите на 2 столбика слова, к которым можно задать вопросы кто? и что? Разместите картинки на доске. (Дети подходят к доске группой, вывешивают картинки.)

Откройте тетради, сядьте ровно, положите правильно тетрадь, запишите слова любой группы по выбору.

- Какие чувства вызвала эта замечательная музыка? Музыка всегда вдохновляла людей на добрые поступки, на творчество.

Русские народные пословицы – это кладовая мудрости народа. Прочитайте пословицы. Как понимаете их смысл? Спишите две пословицы, которые больше всего понравились.

Чистота – залог здоровья. Здоровье дарит разум! Кто долго жует, тот долго живет. С курами ложись, с петухами вставай.

VII.Рефлексия.

- Посмотрите на запись слов. (Слайд №5)

- Выпишите имена существительные в два столбика: 1 столбик – одушевленные, 2 столбик – неодушевленные.

(Самопроверка. Самооценка.) (Слайд №6)

VIII. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке?

- Какие выводы о состоянии нашего здоровья сделали?

- И чтобы ощущать себя здоровыми, весёлыми, помните слова:

Я здоровье сберегу,

Сам себе я помогу! (Слайд №7)

Перед вами 2 плаката, выберите рисунок, соответствующий вашему настроению, на сегодняшнем уроке.

Домашнее задание.

(Учитель раздаёт учащимся памятки, которые они должны выучить и запомнить.) (Слайд №8)

Памятка для учащихся по формированию привычки к здоровому образу жизни.

1.Вставай всегда в одно и то же время!

2. Основательно умывай лицо и руки, неукоснительно соблюдай правила личной гигиены!

3. Утром и вечером тщательно чисти зубы!

4. Проводи достаточное количество времени на свежем воздухе, занимайся спортом!

5.Одевайся по погоде!

6. Делай двигательные упражнения в перерывах между выполнением домашних заданий!

7. Не бойся физических нагрузок, помогай дома в хозяйственных делах!

8. Занимайся спортом, учись преодолевать трудности.

Учитель. Если ты хочешь быть здоровым и успешным сегодня и завтра, не забывай выполнять эти простые действия, которые помогут тебе достичь результатов не только в сохранении своего здоровья, но и в учении, общении с друзьями и просто в жизни.

Читайте также: