Конспект урока поэты пушкинского круга романтизм меркин

Обновлено: 07.07.2024

Опережающая работа: в процессе подготовки к уроку участники групп занимаются исследовательской деятельностью: работают с дополнительной литературой, энциклопедиями, ищут нужную информацию в Интернете; выпускают литературные газеты по творчеству Батюшкова, Денисова, Баратынского.

План проведения урока:

1. Организационный момент (1-2 мин.)
2. Поэтическая пятиминутка (3-5 мин.)
3. Литературная разминка (5-7 мин.)
4. Объяснение нового материала:

I. Организационный момент

II. Поэтическая пятиминутка

III. Литературная разминка

IV. Объяснение нового материала

Есть имена, как солнце! Имена
Как музыка! Как яблоня в расцвете!
Я говорю о Пушкине, поэте
Действительном в любые времена.

2. Историческая справка (слайд-фильм, Приложение 3)

Вчера ещё стенал над онемевшим садом
Ветр скучной осени и влажные пары
Стояли над челом угрюмыя горы
Иль мглой волнистою клубилися над бором,
Унынье томное бродило тусклым взором
По рощам и лугам, пустеющим вокруг.

Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Так нелюбимое дитя в семье родной
К себе меня влечёт…

– И, конечно же, всем нам хорошо знакомые строки, родные с раннего детства, помогайте мне, читаем вместе:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса.
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса…

3. Представление и защита литературных газет (выступление учащихся, газета прикрепляется на магнитную доску).

V. Закрепление темы

– Итак, мы с вами только прикоснулись к изучению этой удивительной эпохи, познакомившись лишь с некоторыми поэтами пушкинского окружения. Тем не менее знакомство с этими поэтами нам позволяет сделать вывод, что каждый из них по-своему, столь же деятельно участвовал в литературной жизни первых десятилетий
19 столетия. Их стихи нередко становились событиями, рождали восторги, надежды и разочарования, вызывали яркие отклики критиков и собратьев по перу. Без сомнения, Пушкин не похож ни на одного из представленных здесь героев, но в каждом из них мы угадываем некоторые пушкинские черты.

VII. Составление синквейна

– Ну а сейчас, в качестве вывода нашего урока предлагаю написать синквейн. (Приложение 1, слайд 7)

Первая строка – тема нашего урока –
Поэты пушкинской поры…

Желаю вам творческих успехов!

Возможный вариант синквейна:

VIII. Домашнее задание (Приложение 1, слайд 8)

И напоследок слова всё того же Игоря Северянина:

…Эпоха робкого дыханья… Где
Твоё очарованье? Где твой шёпот?
Практичность производит в лёгких опыт,
Чтоб вздох стал наглым,
Современным де…
И вот взамен дыханья –
Храп везде.
Взамен стихов –
Косноязычный лепет.

– Давайте позволим себе не согласиться с господином Северяниным. Пока мы с вами будем любить поэзию, восхищаться ею, изучать её, понимать – «эпоха робкого дыханья не покинет нас! Всем спасибо! До свидания!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 8 классе по теме "Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм".

Цель:

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Романтизм позволил заглянуть в мир отличный от реального.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) 1830 г. 260x325 см Лувр, Париж

Программа Г.С.Меркина

Тема. Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. Романтизм.

воссоздать атмосферу эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления;

формировать навык работы с учебником, составления вопросов к статье, конструирование диалога, лексической работы, работы с репродукциями картин художников;

Оборудование: учебники литературы и рабочие тетради для 8 класса, мультимедийная презентация.

І. Проверка домашнего задания.

Из литературы XIX века

Явления общественной жизни России начала XIX века

События и явления в литературной жизни XIX века

Возникновение новых литературных журналов и альманахов, появление русского читателя, формирование общественного мнения. Интерес писателей к историческим событиям прошлого: к временам Ивана Грозного, движению Степана Разина, бунту Емельяна Пугачева.

II. Изучение нового материала.

1.Выявление темы, цели, плана урока.

2. Работа над темой урока.

2.1. Слово учителя.

Послушайте строки Игоря Северянина:

Есть имена, как солнце! Имена

Как музыка! Как яблоня в расцвете!

Я говорю о Пушкине, поэте

Действительном в любые времена.

2.2. Историческая справка (слайд-фильм)

«Время, когда жил и творил А.С.Пушкин – сложное время. Это время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй. Это время ещё устойчивого крепостничества, это время отечественной войны 1812 года. Наполеон. Кутузов. Горит Москва. Это время зарождения тайных политических обществ, время разгрома декабрьского восстания 1825 года, это время страшной реакции Николаевской России.

Давайте представим, что мы находимся в таком литературном салоне, и посмотрим, кто является его завсегдатаем.

… Звонит в дверь колокольчик. Выходит дворецкий:

– Здравствуйте, господа! Княгиня Волконская ждёт Вас!

– А кто сегодня будет?

– Разве Вы не знаете, ждут Пушкина!

(Василий Андреевич Жуковский)

В это же время ещё пишет свои остроумные басни всеми почитаемый, тучный, в седых бакенбардах, начавший свою литературную деятельность ещё в 18 столетии великий русский баснописец … Иван Андреевич Крылов

А следующее имя, вероятно, вы услышите сегодня впервые: знакомьтесь, князь Пётр Андреевич Вяземский – язвительный интеллектуал, мастер эпиграмм, мадригалов, дружеских посланий, близкий друг Пушкина и соратник по журнальным схваткам.

Следующим именем в кругу старших современников великого поэта следует назвать имя Константина Николаевича Батюшкова.

2.4. Лексическая работа: альманах.

Альмана́х — разновидность серийного издания, продолжающийся сборник литературно-художественных и/или научно-популярных произведений, объединённых по какому-либо признаку (тематическому, жанровому, идейно-художественному и т. п.).

В отличие от журнала, выходит обычно раз в год, не всегда с одной и той же периодичностью или вовсе представляет собой непериодический сборник, содержащий сведения из различных областей общественной деятельности, обычно с указанием литературных новинок, научных достижений, законодательных изменений и т. д., приближаясь к типу календарей-справочников. В соответствии с ГОСТ 7.60-2003 альманах — сборник, содержащий литературно-художественные и (или) научно-популярные произведения, объединенные по определенному признаку.

Назовите имена поэтов золотого века русской литературы.

Каковы особенности литературной жизни в Москве и Петербурге?

Что сыграло важнейшую роль в росте общественного сознания?

Назовите имена литераторов, принимавших самое деятельное участие в войне 1812 года.

Какая тема стала основной в творчестве этих литераторов?

Какую роль в судьбе В. К. Кюхельбекера, А. А. Дельвига, A .С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева сыграли Н. М. Карамзин, В. А. Жуковский, С. Е. Раич?

Дайте определение романтизма.

2.7. Лексическая работа: романтика.

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.

Почему слова романтизм, романтический могут относиться не только к литературным явлениям, но и к нашей повседневной жизни? Кого мы называем романтиком и как это связано с эстетическим направлением?

Назовите писателей, поэтов и художников-романтиков.

Джордж дон Байрон, Адам Мицкевич, Эжен Делакруа и Карл Брюллов, Орест Кипренский.

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

Свое отражение эпоха Романтизма нашла в полотнах художников, обличающих внутренние страхи, порывы, любовь и ненависть в четких контрастах света, тени и полутонов. Выбеленные тела Г.И.Фюсли наряду с фантасмагорией вымышленных чудовищ, обнаженные трогательные женские тела Э.Делакруа на фоне мрачных обломков и дыма, картины, написанные магической силой кисти испанского живописца Ф. Гойя, свежесть штиля и мрачность шторма И.Айвазовского - вытянули из глубины веков Готики и Возрождения на поверхность то, что ранее так умело маскировалось общепринятыми канонами.

Романтизм позволил заглянуть в мир отличный от реального.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ (Свобода на баррикадах) 1830 г. 260x325 см Лувр, Париж

Особенности романтизма

Необходимость борьбы с канонами класси­цизма и создания самобытного националь­ного искусства, стремление к свободе, борь­ба с европейской реакцией

Идеальные чувства. Романтическое двоемирие. Способность испытывать различного рода сильные страсти, чаще всего связанные с жаждой гармонии, со стремлением уйти от пошлости жизни

Центральные проблемы произведений писателей-романтиков

Противопоставление мира обыденного и мира воображаемого. Утверждение роман­тических ценностей (свобода, борьба, лю­бовь, природа)

Источник силы, справедливости, духовного здоровья

Стремление к идеалу, представления о сво­ем выдуманном мире, построенном по соб­ственным законам. Обращение к националь­ной истории и народному творчеству как источникам вдохновения

Идеальные герои и отношения

Одинокий индивидуалист и бунтарь, чело­век сильных чувств и поступков, бунтую­щий против социальных явлений и самого Бога, жертвующий ради толпы жизнью и презирающий толпу

Толпа, самолюбивая посредственность

Баллада и романтическая поэма, сказка и новелла. Смешение высокого и низкого, ко­мического и трагического, синтез различных жанров, их взаимодействие, создание новых жанровых форм (исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка и др.)

Особенности поэтики произведений

Изображение необычных обстоятельств, яр­кой пышной природы

III. Подведение итогов урока.

- В чем особенность романтизма в сравнении с классицизмом и сентиментализмом?

IV. Домашнее задание.

пушкинского круга. Предшественники

и современники.

Презентация

учителя русского языка и литературы

Ольховатского района Воронежской области

Бурлуцкой Е.А

Петр Вяземский Иван Крылов Александр Грибоедов Василий Жуковский Денис Давыдов Константин Батюшков Евгений Баратынский Владимир Вольховский Антон Дельвиг Вильгельм Кюхельбекер

Петр Вяземский

Иван Крылов

Александр Грибоедов

Василий Жуковский

Денис Давыдов

Константин Батюшков

Евгений Баратынский

Владимир Вольховский

Антон Дельвиг

Вильгельм Кюхельбекер

Иван Крылов Петр Вяземский Александр Грибоедов Василий Жуковский Денис Давыдов Константин Батюшков Евгений Баратынский Владимир Вольховский Антон Дельвиг Вильгельм Кюхельбекер

Иван Крылов

Петр Вяземский

Александр Грибоедов

Василий Жуковский

Денис Давыдов

Константин Батюшков

Евгений Баратынский

Владимир Вольховский

Антон Дельвиг

Вильгельм Кюхельбекер

Карл Кольман. Восстание декабристов

Карл Кольман. Восстание декабристов

Романтизм как литературное направление Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.

Романтизм как литературное направление

Романтизм - литературное направление, сформировавшееся в начале 19 века. Основополагающим для романтизма стал принцип романтического двоемирия, предполагающий резкое противопоставление героя, его идеала - окружающему миру. Несовместимость идеала и реальности выразились в уходе романтиков от современных тем в мир истории, преданий и легенд, сна, мечты, фантазий, экзотических стран. Романтизм проявляет особый интерес к личности. Для романтического героя характерно гордое одиночество, разочарованность, трагическое мироощущение и в то же время бунтарство и мятежность.

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ

Эжен Делакруа. Свобода, ведущая народ

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

О. А. Кипренский. Портрет лейб-гусарского полковника Евграфа Владимировича Давыдова (1809).

И.Айвазовский. Девятый вал

И.Айвазовский. Девятый вал

Особенности романтизма

Причина возникновения

Необходимость борьбы с канонами класси­цизма и создания самобытного националь­ного искусства, стремление к свободе, борь­ба с европейской реакцией

Главные категории

Идеальные чувства. Романтическое двоемирие. Способность испытывать различного рода сильные страсти, чаще всего связанные с жаждой гармонии, со стремлением уйти от пошлости жизни

Центральные проблемы произведений писателей-романтиков

Противопоставление мира обыденного и мира воображаемого. Утверждение роман­тических ценностей (свобода, борьба, лю­бовь, природа)

Источник силы, справедливости, духовного здоровья

Стремление к идеалу, представления о сво­ем выдуманном мире, построенном по соб­ственным законам. Обращение к националь­ной истории и народному творчеству как источникам вдохновения

Идеальные герои и отношения

Одинокий индивидуалист и бунтарь, чело­век сильных чувств и поступков, бунтую­щий против социальных явлений и самого Бога, жертвующий ради толпы жизнью и презирающий толпу

Враждебные силы

Толпа, самолюбивая посредственность

Особенности поэтики произведений

Баллада и романтическая поэма, сказка и новелла. Смешение высокого и низкого, ко­мического и трагического, синтез различных жанров, их взаимодействие, создание новых жанровых форм (исторический роман, лиро-эпическая поэма, фантастическая повесть-сказка и др.)

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока литературы

учитель русского языка и литературы Танцура Марина Валерьевна

Предмет литература

Класс 8 класс

Тема урок: Поэты пушкинского круга

Тип урока урок объяснения нового материала

Планируемые результаты обучения:

- формулирование собственного отношения к поэтам, их оценка;

- понимание связи творчества поэтов, близость их взглядов,

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных направлений и жанров; понимать и формулировать тему, идею, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
- определение в произведении изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения

метапредметные

- умения самостоятельно подготавливать материал к уроку и презентовать его, организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

- умения работать с разными источниками информации, проявлять исследовательскую инициативу, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Техники и технологии - технология сотрудничества, информационно-коммуникативная технология, здоровьесберегающая технология.

Ресурсы (учебники, наглядные пособия, ИКТ) учебник литературы для 8 класса под ред. Г. С. Меркина;, презентация по творчеству поэтов Баратынского, Дельвига, Батюшкова, Языкова, компьютер, видеопроектор.

Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Организационный (настрой на урок)- 2мин.

Проверка настроя учащихся на урок

Отвечают на вопросы учителя, проверяют готовность рабочего места, настраиваются на работу.

Знание норм поведения

Самоорганизация к учебной деятельности

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Создание учебной ситуации: необходимо предположить наличие знаний у обучающихся о поэтах пушкинского круга

Высказывают предположения, анализируя предложенный учителем материал.

Знание норм взаимодействия учителя и ученика на уроке

владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Выдвижение гипотез и их обоснование

Постановка учебной задачи-2 мин.

Учитель предлагает учащемуся с опорой на имеющейся опыт в изучении творчества поэтов, выделить основные задачи учебного занятия

Высказывает предположения, совместно с учителем определяет цели дальнейшей работы

Знание атмосферы эпохи начала XIX века, явлений общественной и литературной жизни, особенности романтизма как литературного направления

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Установление причинно-следственных связей; анализ; выдвижение гипотез и их обоснование.

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Изучение нового материала.-20 мин.

Объяснение нового материала с использованием презентативного, материала. Помогает анализировать и делать выводы.

Изучение и анализ текстового и иллюстративного материала, работа с произведениями для решения поставленных задач и вопросов.

знание моральных норм,

умение выделить нравственный аспект поведения

самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблемы творческого и поискового характера

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из текстов; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов

Первичное осмысление и закрепление изученного материала. Самостоятельная работа.-10 мин.

Записывают ответ на поставленный вопрос

составление плана и последовательности действий

постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

выбор наиболее эффективных способов решения задач

Подводит итоги урока, предлагает оценить уровень освоения нового материала.

Оценивает понимание нового материала, выполняя задание-самоанализ

Выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения.

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Вербальное оценивание; самооценивание

Оценка учителя Рефлексия -3 мин.

Оценивает работу учащихся

Осуществление рефлексии: что получилось, что не удалось.

выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения

управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий

Вербальное оценивание; взаимооценивание

Домашнее задание-2 мин.

Выучить одно (понравившееся) стихотворение, сделать его письменный анализ.

Задаёт вопросы, выбирает задание по силам.

Формирование самостоятельности в выборе уровня задания, оценивания своих знаний.

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств


поэтов, входивших в ближайшее поэтическое окружение А. Пушкина.

Ты поэт наш коренной!

Пушкин был отец твой крестный,

 В творчестве Языкова можно почти симметрично выделить два периода: I .1818 – начало 30-х гг . и II . середина 30-х – 1846 гг. Ось симметрии – долговременный приезд Николая Михайловича в 1832 году на свою малую родину, в Симбирскую губернию, где он прожил, практически безвыездно, более пяти лет.

В творчестве Языкова можно почти симметрично выделить два периода:

I .1818 – начало 30-х гг . и

II . середина 30-х – 1846 гг.

Ось симметрии – долговременный приезд Николая Михайловича в 1832 году на свою малую родину, в Симбирскую губернию, где он прожил, практически безвыездно, более пяти лет.

 Глобальный, общероссийский масштаб дарования Языкова изначально был обусловлен и той значительной ролью, которую сыграли в его судьбе Симбирская губерния, Волга, к ним были обращены многие его стихи.

Глобальный, общероссийский масштаб дарования Языкова изначально был обусловлен и той значительной ролью, которую сыграли в его судьбе Симбирская губерния, Волга, к ним были обращены многие его стихи.

Здесь, на родине, поэтом было создано не одно замечательное произведение:

Это ты, страна родная,

Где весенние цветы

Мне дарила жизнь младая!

Край прелестный, это ты,

Где видением игривым

Каждый день мой пролетал,

Каждый день меня счастливым

Находил и оставлял!

Где берег уставлен рядами курганов;

Где бились славяне при песнях баянов;

Где Волга, как море, волнами шумит…

Там память героев, там край вдохновений,

Там все, что мне мило, чем сердце горит;

Туда горделивый певец полетит,

И струны пробудят минувшего гений!

Синее влажного ветрила

Над Волгой туча проходила;

Ревела буря; Ночь была

В пучине зыбкого стекла;

Порой огонь воспламенялся

Во тьме потопленных небес;

Шумел, трещал прибрежный лес

Велик, прекрасен ты!

Но Волга больше, краше,

И глубже быстрая,

Не так, не так она бурлит,

Когда поднимется погодка верховая

И белый вал заговорит!

А какова она, шумящих волн громада,

Весной, как с выси берегов через ее разлив

Не перекинешь взгляда,

Чрез море вод и островов!

По царству и река.

Родовое гнездо Языковых

Родовое гнездо Языковых

В семидесяти километрах на запад от Ульяновска, в узкой и низкой долине речки Урень, окруженный холмами, располагается рабочий поселок Языково. Его украшение и гордость- живописный старый парк- часть бывшего родового имения поэта Н.М.Языкова.

В семидесяти километрах на запад от Ульяновска, в узкой и низкой долине речки Урень, окруженный холмами, располагается рабочий поселок Языково. Его украшение и гордость- живописный старый парк- часть бывшего родового имения поэта Н.М.Языкова.

Заложенный более 200 лет назад парк является редким образцом паркового искусства и кроме своего историко- литературного значения представляет собой большой интерес и как памятник природы.

Заложенный более 200 лет назад парк является редким образцом паркового искусства и кроме своего историко- литературного значения представляет собой большой интерес и как памятник природы.

… Лежит островок - Туда я летаю На крыльях мечты; Я помню, я знаю Его красоты: Тропинки извивы Под сводами ивы, Где слышно: куку, Ведут к озерку…

И счастлив: не хочу ни в мраморны палаты, Ни в шум блистательных пиров! И вас зову сюда- под мой наследный кров… И к речке, шепчущей под сумраком ракит, И к зыбким берегам , где аист красноногий Беспечно бродит, цел и сыт; Зову на светлый пруд, туда, где тень густую Склонил к водам нагорный сад…

И счастлив: не хочу ни в мраморны палаты,

Ни в шум блистательных пиров!

И вас зову сюда- под мой наследный кров…

И к речке, шепчущей под сумраком ракит,

И к зыбким берегам , где аист красноногий

Беспечно бродит, цел и сыт;

Зову на светлый пруд, туда, где тень густую

Склонил к водам нагорный сад…

В октябре 1819 года имение перешло во владение Н.М.Языкова, который поселился в нем в марте 1833 года. До мая 1838 года этот уголок становится прибежищем поэзии.

В октябре 1819 года имение перешло во владение Н.М.Языкова, который поселился в нем в марте 1833 года. До мая 1838 года этот уголок становится прибежищем поэзии.

В поместье неоднократно бывали:

В сентябре 1833 года , проездом в Оренбург и обратно, здесь дважды был А.С.Пушкин.

После революции в доме Языковых был размещен детский дом. Осенью 1922 года случился пожар , и дома не стало.

После революции в доме Языковых был размещен детский дом. Осенью 1922 года случился пожар , и дома не стало.

Один из залов музея в рабочем поселке Языково

Один из залов музея в рабочем поселке Языково

Здесь стены помнят поэта

Здесь стены помнят поэта

Литературный музей




Бюст А.С.Пушкина - дар З.К.Церетели, 2005 г.

Бюст А.С.Пушкина - дар З.К.Церетели, 2005 г.

О, ты, чья дружба мне дороже

Приветов ласковой молвы,

Милее девицы пригожей,

Светлее царской головы!

Огнем стихов ознаменую

Те достохвальные края

И ту годину золотую,

Где и когда мы- ты да я,

Два сына Руси православной,

Два первенца полночных муз,-

Наш поэтический союз.


Образец почерка Н. М. Языкова

Прижизненные издания стихов поэта

Прижизненные издания стихов поэта

Поэт и музыка

Поэт и музыка

На стихи Николая Языкова многие пофессиональные композиторы и любители написали десятки произведений различных вокальных жанров.

В настоящее время установлены публикации 38 призведений 22-х авторов. В их числе А.Н.Верстовский, А.А.Алябьев, А.С.Драгомыжский, Э.Ф.Направник. Самые популярные произведения:

Творчество Н.Языкова привлекало внимание музыкантов уже в 1820-е годы. Поэт любил музыку- сам пел, сочинял тексты, записывал русский песенный фольклор, посещал концерты.

Музыкальные предпочтения сформировались у поэта на родной симбирской земле, где он впитал напевы своих нянюшек, крепостных дворовых людей, Услышал раздольные и грустные песни волжских рыбаков и бурлаков. Воспитываясь в дворянской среде, посещая балы и вечера в Симбирске, Н.Языков хорошо знал музыкальный быт провинциального дворянства.

стихи Н. Языкова

музыка А. Алябьева

Они встретились в Дерпте. Беатриче поэта

Удивительно, что еще до первой встречи с Александрой у поэта появилось в душе предвосхищение любви. Из Дерпта, где он учился, Языков пишет брату о том, что скоро сюда должна приехать Воейкова, и он слышал, будто все влюбляются в нее. Если это и с ним случится, то близкие узнают это по слогу его писем… И любовь пришла – безответная,

Мне ль позабыть огонь и живость Твоих лазоревых очей, Златистый шелк твоих кудрей И беззаботную игривость Души лирической твоей? Всегда красой воспоминаний, Предметом грусти, сладких снов И гармонических стихов Мне будет жар твоих лобзаний И странный смысл прощальных слов. Но я поэт – благоговею Пред этим именем святым, Пусть буду век тобой любим, Пусть я зову тебя своею; Ты назови меня своим!

Мне ль позабыть огонь и живость

Твоих лазоревых очей,

Златистый шелк твоих кудрей

И беззаботную игривость

Души лирической твоей?

Всегда красой воспоминаний,

Предметом грусти, сладких снов

И гармонических стихов

Мне будет жар твоих лобзаний

И странный смысл прощальных слов.

Но я поэт – благоговею

Пред этим именем святым,

Пусть буду век тобой любим,

Пусть я зову тебя своею;

Ты назови меня своим!

 Рассадин Александр Павлович, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой литературы Ульяновского Государственного Педагогического Университета им. И.Н.Ульянова. Автор более 50 статей по истории русской литературы и культуры XIX века.

Рассадин Александр Павлович, кандидат филологических наук, доцент, заведующий кафедрой литературы Ульяновского Государственного Педагогического Университета им. И.Н.Ульянова. Автор более 50 статей по истории русской литературы и культуры XIX века.

Книга рассказывает о сложном жизненном и творческом пути крупнейшего поэта первой половины XIX века Николая Михайловича Языкова, талант которого высоко ценили А.Пушкин, В.Жуковский, Н.Гоголь и многие другие представители золотого века русской культуры.

Книга рассказывает о сложном жизненном и творческом пути крупнейшего поэта первой половины XIX века Николая Михайловича Языкова, талант которого высоко ценили А.Пушкин, В.Жуковский, Н.Гоголь и многие другие представители золотого века русской культуры.

Одно из праздничных мероприятий, посвященных 200 - летию со дня рождения поэта

Одно из праздничных мероприятий, посвященных 200 - летию со дня рождения поэта

В литературной гостиной. Вечер, посвященный Н.Языкову в гимназии № 79 г. Ульяновска в преддверии его 200-летия. День поэзии в Ульяновске

В литературной гостиной. Вечер, посвященный Н.Языкову в гимназии № 79 г. Ульяновска в преддверии его 200-летия.

День поэзии в Ульяновске

Я волжанин : тебе приветы Волги нашей Принес я. Слышал ты об ней.

Я волжанин : тебе приветы Волги нашей

Принес я. Слышал ты об ней.


-75%

Читайте также: