План конспект открытого урока по музыке

Обновлено: 04.07.2024

Жизнь русского человека всегда была непростой. В дореволюционные времена народная песня-плач сопровождала человека в разные моменты жизни. Например, когда молодого человека провожали в солдаты. Ведь в царские времена в солдаты человек уходил на 25 лет - почти на всю жизнь, и родные прощались с ним, плача, почти навсегда. С плачем отдавали девушку замуж, ведь она уходила в чужую семью, кто знает, как сложится ее жизнь. С плачем хоронили людей. Когда пелись плачи, то в них вставлялись настоящие рыдания и всхлипывания. Плачи иногда исполнялись специальными певицами-плакальщицами.
2.Слушая песни, определите, к какому жанру она относится и соедините линиями название жанра и песню.

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.


Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.

Разработки открытых уроков по музыке позволят другим педагогам - музыкантам использовать и варьировать предложенный материал на своих уроках.

ВложениеРазмер
mir_dushi.docx 20.99 КБ
rol_muzyki_v_kino.docx 32.74 КБ
mozhem_li_my_uslyshat_zhivopis.docx 18.83 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

(занятие по духовно – нравственному воспитанию)

Л.Бетховен, Симфония № 5, часть 1;

Л.Бетховен, Симфония № 9, часть 3;

2. Репродукция картин.

Ребята, у нас сегодня очень серьезная тема! И поэтому я прошу вас, соответственно этой теме, быть очень- очень серьезными. Мы будем говорить о том, чего никто никогда не видел, но все знают, что это существует, и люди часто говорят об этом. (Музыка затихает).

Педагог показывает, записанные на листке слова.

ПРЕКРАСНАЯ, СТРАДАЮЩАЯ, ШИРОКАЯ, ЩЕДРАЯ…

К какому слову подходят все эти определения? (Дети думают, высказывают предположения, учитель подсказывает).

Ребята, а как вы думаете, почему наше занятие мы начали с музыки? Чтобы вам было легче ответить на этот вопрос, послушайте другие музыкальные произведения. А потом вы мне скажете, какие чувства, какое настроение у вас вызвала музыка?

Правильно, ребята. А как вы все это узнали? Ведь никто вам не говорил страшных, веселых или трагичных слов. (Ответы детей). Конечно, вы почувствовали это душой.

Представьте, какая пустая и унылая была бы у нас жизнь. Если бы не было музыки.

О, как тесны и безнадежны

Дни без чарующих минут.

Где души дышат и поют.

И жизнь лишь только в них возможна.

Музыка с нами всегда – в радости и в горе. С ее помощью лечат болезни, и даже известны случаи, когда музыка спасала жизнь человека.

А теперь представьте, что у вас в классе двое близнецов похожих друг на друга, как две капли воды. Но друзья близнецов могут различать их без особого труда. Как вы думаете, почему это возможно? Перечислите все отличия, которые могут существовать между близнецами.

Итак, мы поняли, что люди отличаются друг от друга не только внешними признаками (видимыми), но и главным образом, невидимыми, неуловимыми качествами. И это неуловимое составляет внутренний мир человека: это его душа, разум, характер, эмоции.

Что, по вашему мнению, более важно внешние характеристики людей или их внутренний мир? Душа или тело? (Ответы детей) Тело без души не может существовать, человек без души – это не человек, а робот. Что, по вашему мнению, является смыслом жизни человека – развитие и совершенствование бессмертной души или временного тела? (Ответы детей). Конечно, смыслом жизни человеческой является, в первую очередь, развитие и совершенствование души. Хотя тело мы должны беречь и заботиться о его здоровье, ведь оно является домом для души. Душа наша развивается в теле.

Душа: летать, радоваться, восхищаться, питаться, любить, расти.

Тело: мерзнуть, питаться, жиреть, расти

Учитель. Мы увидели, что душа обладает более возвышенными, утонченными качествами, чем тело. А способность расти и питаться, присуща как душе, так и телу.

Но вы знаете, что тело может расти только до определенного возраста: взрослые люди не растут. А душа растет и совершенствуется бесконечно – и у ребенка и у взрослого, и даже у пожилого человека. Тело ваше растет независимо от вашего желания, а душа растет в основном, когда человек хочет и старается питать свою душу. Ребята, а чем питается, благодаря чему растет наша душа? (ответы детей). Наша душа растет, когда мы радуемся, бываем добрыми, любим и прощаем, друг друга, когда мы видим красоту природы, прекрасные картины, слушаем музыки, стихи, сказки.

Вот послушайте одну.

Вопросы для обсуждения:

  1. А вы смотрели, когда нибудь на звездное небо?
  2. Вы видели падающие звезды?

Учитель: Теперь, ребята, сядьте прямо и положите ваши руки, ладонями вверх, опираясь на соединение бедер и живота. (Показывает.) Закройте глаза и представьте себя маленькой звездочкой. Падающей с небес Божьей искрой.

Учитель. Что вы чувствовали во время звучания музыки? (ответы детей.)

Ребята, есть ли у вас любимые цветы? (ответы детей). А почему вам нравится именно этот цветок? (ответь детей). Сядьте дома так же, как вы сидели на нашем занятии, и представьте себя маленькой звездочкой, летящей в вашем любимом цветке.

Мы с вами выяснили, при каких условиях растет, совершенствуется душа. Кто нам их повторит? (Ответы детей)

Заканчивая наше занятие, в качестве напутствия, я прочту вам стихотворение М.Скребцовой.

Звучит Симфонии №9 (часть 3) Л.Бетховен

С рожденья в каждом сердце доброта,

Блаженны те, кто дар святой хранят,

В нем Божьей сути вечна красота,

Он вечным смыслом навсегда объят.

О, души, вы – носители любви,

Призванье ваше – излучать тепло,

В стремленья светлые во дни свои,

О, не вносите, не впускайте зло.

Господь вручит вам дар неповторимый,

Носители его – ваш путь высок,

О, не затмите в суете дорог,

Священном силы вещие порывы…

Предварительный просмотр:

1 этап (5 мин) Орг. момент. Приветствие.

У - Ребята, наверняка вам снились удивительные, яркие и красочные сны. Скажите, было ли у вас когда-нибудь ощущение реальности происходящего, как будто все происходило на самом деле?

Дети: да, конечно.

У – А с каким видом искусства можно связать наши сны? Где еще, мы можем перемещаться во времени, переживать фантастические приключения, а порой даже заглянуть в будущее?

У – Ребята, а вы были в современных кинотеатрах, где демонстрируют фильмы в 3Д, и даже 7Д?

У – Да современные технологии позволяют нам окунуться в реальность происходящего. А знаете ли вы, что всего каких-то 120 лет назад, фильмы были черно-белыми, фразы героев писались между кадрами, а звука не было вообще. Ну, а чтобы зрителям не было скучно, в зале сидел человек, который играл на рояле. Таких людей называли тапёрами.

Сейчас мы с вами увидим фрагмент немого кино.

ФРАГМЕНТ № 1 (Немое кино с участием Чарли Чаплина) (1 мин.)

У - Кто знает имя замечательного актёра, которого мы видели на экране?

Д - Чарли Чаплин.

У - Какие чувства вы испытали, посмотрев этот фрагмент?

Д – Радость, веселье, смех.

У – Правильно, так как Чарли Чаплин - комический актёр. Однажды с Чарли Чаплиным произошел довольно забавный случай. Был объявлен конкурс двойников Чарли Чаплина. Сам Чарли решил подшутить и тоже пришел в качестве участника и занял там… всего лишь второе место…Ребята, а как мы называем фильмы, от просмотра которых хочется смеяться?

Ребята, я хочу обратить ваше внимание на вот такую пленку, которую мы в течение урока будем заполнять кадрами, а какого цвета будут ваши кадры, зависит от вашей самооценки. Если вы считаете, что на данном этапе поработали отлично, то вставляем кадр красного цвета, если считаете, что хорошо – зеленого, а если не очень, то синего.

Давайте заполним нашу кинопленку и вставим первый кадр за проделанную вами работу. (самооценка)

У – Ребята, а что если мы сами, попробуем поучаствовать в съемочном процессе? Предлагаю разделиться на 4 команды: АКТЕРЫ, КОСТЮМЕРЫ, ЗВУКОРЕЖИССЕРЫ, КИНОКРИТИКИ.

У – У вас есть одна минутка, чтобы выбрать 3-х актеров, трех костюмеров, звуковики выбирают средства озвучки, ну и кинокритики читают сценарий и готовятся оценить сцену. (Звучит музыка, ребята определяются).

Итак, все участники съёмочного процесса на местах, я с вашего позволения буду главным режиссером, начинаем?

Инсценировка: (действующие лица: автор, дед, бабка, Снегурочка).

Автор : «И пошли они в лес. Стал дед дрова рубить. Тихо в лесу, только и слышен стук топора, да скрип снега от бабкиных валенок.

У – Ну, что ж спасибо всем участникам, я попрошу вас занять свои места,

Д – Не хватило музыки.

У – Молодцы, а как мы можем определить эту роль, что нам для этого надо сделать? Что нам может помочь в этом?

Д – примеры из кино.

У – То есть, проанализировать музыкальные фрагменты, используемые в фильмах. Верно, я предлагаю вам оценить свою работу на данном этапе. (самооценка).

У – Ну, что ж, давайте попробуем проанализировать несколько музыкальных фрагментов из разных фильмов. Я предлагаю посмотреть вам 1-й фрагмент. и посмотрите внимательно и постарайтесь определить, для чего режиссер вставил сюда песню Иванушки, о чем она?

У – каким мы видим главного героя Иванушку?

Д – Он хвалит сам себя.

У – Что помогло понять вам это?

Д – песня Иванушки.

У – правильно, значит, какую роль играет музыка в данном видеофрагменте?

Д - музыка помогает понять, какой герой по характеру.

У - Итак, музыка служит для характеристики героя. (учитель вставляет 1-й кадр в пленку, которая висит на доске, где прописана роль музыки)

Смотрим следующий фрагмент.

У – Скажите, ребята, какие чувства вы испытали, просматривая этот отрывок?

Дети: Страх, ужас.

У – А что если, мы этот же фрагмент просмотрим без музыки. Будет ли нам также страшно?

У – Для чего же режиссер вставил здесь музыку?

Дети: Для того, чтобы усилить напряжение!

У – Молодцы! Правильно! Значит, роль музыки заключается в том, чтобы усилить впечатления от происходящего действия. (Вставляет 2-й кадр)

Смотрим еще один фрагмент

ФРАГМЕНТ № 4 (просмотр фрагмента индийского фильма).

У – Ребята, как вы думаете, а зачем нужна музыка в данной сцене, какую роль она здесь играет?

Д - Музыка помогает понять, в какой стране мы находимся.

У – Да, действительно, музыка отображает национальный колорит фильма. (вставляет в пленку 3-й кадр)

У – Идем дальше, смотрим фрагмент и пытаемся разобраться, какую роль играет музыка в данном фильме?

У – Дает ли музыка характеристику герою? А может быть, она создает напряжение? Тогда зачем здесь вставили эту песню?

Д – Чтобы фильм был интереснее.

У - Как вы думаете, был бы фильм таким популярным, если бы в нём не было ни одной песни, в фильме звучала бы только разговорная речь. А как вы считаете, как относится режиссер к главному герою?

Д – Он считает его необыкновенным.

У: Какой вывод можем сделать?

Д: В музыке иногда выражается отношение автора к героям фильма.

У – Эту песню написал замечательный композитор Евгений Крылатов, на слова Юрия Энтина, а спела ее солистка детского хора Елена Шуваева, голос, которой напоминал голос Робертино Лоретти. После показа этого фильма, песня стала очень известной. С их помощью, режиссер показал свое отношение к герою, он выделил Электроника, отличил его от всех остальных ребят.

Итак, еще одна роль музыки в фильме, показать отношение автора к герою. (вставляет 4-й кадр в пленку).

У – Ребята, я попрошу вас оценить свою работу на этом этапе урока.

У – Ребята, вы убедились, что в фильмах используют не только музыку, но и песни. Мы с вами тоже сегодня разучим песню из этого кинофильма. Но сначала нам надо распеться. (Распевка: ноты, скок-поскок и т.д.)

У – Молодцы! Не забудьте себя оценить! (самооценка)

У – Итак, как вы думаете, какова роль музыки?

У – Правильно, музыка и есть главный герой. В некоторых фильмах, без участия музыки, теряется всякий смысл, т.к. музыка играет основную главную роль. Нам осталось оценить последний этап нашей работы (самооценка)

Итак, давайте подведем итог: (работа с интерактивной доской).

Ребята, а кто такие тапёры? В каком году изобрели немое кино? А где жил изобретатель немого кино? Вспомните, как называется жанр весёлого фильма? Давайте еще раз вспомним: какова же роль музыки в кино?

-Музыка служит музыкальной характеристикой героев.

-Создает атмосферу действия.

-Показывает авторское отношение к событиям и действующим лицам.

-Создает национальный колорит.

-Играет главную роль в кино.

У – А, теперь поднимите, пожалуйста, свои плёнки, чтобы я могла определить, какой цвет преобладает и как вы сегодня поработали! Молодцы! Домашнее задание будет таким. Я предлагаю вам на практике применить, полученные сегодня знания и определить самостоятельно роль музыки в известных вам фильмах. Записать в тетрадях название фильма, роль музыки и краткое пояснение.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: создание благоприятных условий для эмоционального восприятия музыки, размышление о ней и воплощение образного содержания, овладение приемами анализа, обобщения, классификаций различных явлений музыкального искусства.

Задачи урока:

Образовательные: способствовать формированию эмоционально и осознанно воспринимать музыку, размышлять о музыке, давать собственную личностную оценку музыкальному произведению, прививать любовь к высокохудожественной музыке, формировать потребность в общении с ней, формировать представление о том, что музыка рассказывает об окружающей жизни, выражает чувства и мысли, настроения человека.

Развивающие: способствовать развитию основных музыкальных способностей: слуха, памяти, воображения и эмоциональной отзывчивости на содержание музыкальных произведений.

Воспитательные: воспитание чувства музыки как основы музыкальной грамотности, воспитывать музыкальные интересы и вкусы, развивать способность слышать и эмоционально переживать содержание музыкальных образов как художественное единство, художественно-образное отражение действительности.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание стремления реализации творческих способностей обучающегося, готовность выражать и отстаивать свою эстетическую позицию, формирование ценностно-смысловых ориентаций и духовно-нравственных оснований, развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения. Обучающиеся формируют уважительное отношение к культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями.

Метапредметные:

Формирование познавательных универсальных учебных действий: способность к формированию целостной художественной картины мира, воспитанию патриотических убеждений, толерантности жизни в поликультурном обществе, развитию творческого, символического, логического мышления, воображения, памяти и внимания, что в целом активизирует познавательное и социальное развитие учащегося.

Формирование регулятивных универсальных учебных действий: умение выполнять учебные действия: ставить цель, составлять план работы, осуществлять оценку результативности; обучающиеся знакомятся с лучшими образцами музыкального искусства, которые развивают духовные, нравственно-эстетические качества.

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий: слушание и анализ музыкальных произведений с последующим обсуждением, умение выразить и обосновать свою точку зрения, умение уважать мнение других; участие в коллективном обсуждении, умение задать вопросы.

Предметные: развитие художественного вкуса, устойчивый интерес к музыкальному искусству и различным видам музыкально-творческой деятельности; развитое художественное восприятие, умение оценивать произведения разных видов искусств, размышлять о музыке, как способе выражения духовных переживаний человека; общее понятие о роли музыки в жизни человека и его духовно-нравственном развитии, знание основных закономерностей музыкального искусства; представление о художественной картине мира на основе освоения отечественных традиций и постижении историко - культурной, этнической, региональной самобытности музыкального искусства разных народов; использование элементарных умений и навыков при воплощении художественно-образного содержания музыкальных произведений в различных видах музыкальной и учебно-творческой деятельности; готовность применять полученные знания и приобретенный опыт творческой деятельности при реализации различных проектов.

I. Организация начала урока.

1.Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Сегодня урок музыки проведу у вас я, меня зовут Елена Анатольевна.

2. Проверка готовности к уроку.

Прозвенел звонок для нас. Все зашли спокойно в класс. Встали все у парт красиво. Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Сядьте так как вам удобно лицом ко мне. Вижу, класс наш хоть куда. Мы начнѐм урок, друзья!

3. Мотивация к обучению и познанию. Эмоциональный настрой на учебную работу.

Вокальная разминка.

Дыхательная и артикуляционная гимнастика - разминка для подготовки к вокально – исполнительской деятельности

II. Актуализация умений, знаний.

Мудрая черепаха приготовила для вас загадку. Прочитайте и отгадайте её.

Четыре ковра рукодельницы ткут,

Один за другим их на землю кладут.

Белый, зелёный, красный, жёлтый.

Ответ здесь мудрёный, его нашёл ты? (Времена года)

III. Открытие новой темы урока. Целеполагание.

Помните, как в рассказе Константина Дмитриевича Ушинского мальчик Митя радуется каждому из времён года: в каждом из них он находит свою прелесть. Многие поэты, композиторы, живописцы изобразили в своих произведениях времена года. Давайте позовём на помощь королеву Гармонию. Согласны, а вот и она. Учитель вывешивает картину с изображением — королевы Гармонии.

С детства каждый с нею знаком,

Это королева Гармония.

Тихо, неслышно входит в ваш дом,

Похвал и внимания достойная.

Королева принесла нам загадку, отгадав, узнаем с какого времени года начнём путешествие.

Легко земли касается.

Идёт на поле, на реку,

И по снежку, и по цветку.

IV. Открытие новых умений и знаний.

Прочитайте, стихотворение А.Майкова о весне.

Уходи, зима седая!
Уж красавицы Весны
Колесница золотая
Мчится с горней вышины!

Старой спорить ли, тщедушной,
С ней - царицею цветов,
С целой армией воздушной
Благовонных ветерков!

А что шума, что гуденья,
Теплых ливней и лучей,
И чиликанья, и пенья.
Уходи себе скорей!

У нее не лук, не стрелы,
Улыбнулась лишь - и ты,
Подобрав свой саван белый,
Поползла в овраг, в кусты.

Да найдут и по оврагам!
Вон - уж пчел рои шумят,
И летит победным флагом
Пестрых бабочек отряд!

- Как поэтично стихотвоение А.Майкова!

- Природа весной обновляется, одевается в роскошный наряд. Рады весне и люди, и животные.

Плакала Снегурочка, зиму провожая.

Шла за ней печальная, всем в лесу чужая.

Там, где шла и плакала, трогая берёзы,

Весна грядет! И радостною песней

Полна природа. Солнце и тепло,

Журчат ручьи. И праздничные вести

Зефир разносит, Точно волшебство.

Вдруг набегают бархатные тучи,

Как благовест звучит небесный гром.

Но быстро иссякает вихрь могучий,

И щебет вновь плывет в пространстве голубом.

Цветов дыханье, шелест трав,

Полна природа грез.

Спит пастушок, за день устав,

И тявкает чуть слышно пес.

Пастушеской волынки звук

Разносится гудящий над лугами,

И нимф танцующих волшебный круг

Весны расцвечен дивными лучами.

V. Физминутка (видио).

VI. Закрепление открытых умений и знаний.

Прослушивание музыкального произведения.

Обучающиеся слушают отрывок.

- Сколько частей в прослушанном произведении вы выделили?

- Выделяется ли главная тема?

- Как звучит главная тема?

- Есть ли эпизоды другого характера?

- Кто может определить форму этого произведения?

- Какое настроение передаёт музыка?

- Какой характер у этого произведения?

- Какие инструменты исполняют данное произведение?

- Какие инструменты солируют?

- Какой приём игры у струнных инструментов передаёт напряженность и тревогу?

- А меняется ли лад (окраска) звучания?

- Как заканчивается произведение?

- Какое по характеру окончание произведения?

- В прослушанном произведении 4(несколько) части.

- Да, выделяется главная тема.

- Главная тема звучит контрастно — громко потом тихо.

- Да, есть эпизоды другого характера.

- Яркое, праздничное, весёлое, радостное приподнятое настроение передаёт музыка.

- Характер этого произведения: яркий, игривый, живой.

- Исполняют струнные смычковые инструменты. - - Исполняет группа симфонического оркестра.

- Солируют скрипка и струнные.

- Тремола струнных передаёт напряженость и тревогу.

- Окраска меняется, из мажора уходит в минор.

- Заканчивается торжеством весны.

Окончание праздничное, яркое, радостное.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Повторное прослушивание музыкального произведения.

- Четыре своих знаменитых концерта для скрипки, струнных и баса, Вивальди написал, вдохновившись четырьмя сонетами неизвестного поэта, названным по временам года. Сейчас вы услышите музыкальное произведение. Вслушайтесь в интонацию.

- Было ли у вас когда-нибудь такое настроение?

-Прослушав повторно, какую картину вы нарисовали в своём воображении?

VII. Физминутка:

Я на скрипочке играю

Тили-тили-тили, (Обучающиеся имитируют игру на скрипочке.)

Скачут зайки на лужайке,

Тили-тили-тили. (Прыжки на месте.)

А теперь на барабане:

В страхе зауки разбежались

По кустам. (Бег на месте.)

Обучающиеся слушают повторно.

- Было такое весеннее настроение.

- Когда ярко зазеленела трава, везде распространялись запахи тополиной листвы и солнце совсем по-иному освещало мир.

VIII. Итог урока. Рефлексия.

- Мне надо поработать!

- Я ничего не понял! Помогите!

Запустив музыкальное произведение еще раз, попросить ребят подойти к нотным станам (на интерактивной доске) и определить свое впечатление от урока размещением смайликов на нотных строчках.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД НА УРОКАХ

(СБОРНИК РАЗРАБОТАННЫХ ТВОРЧЕСКОЙ ГРУППОЙ УЧИТЕЛЕЙ ОТКРЫТЫХ УРОКОВ МУЗЫКИ И МХК)

Итоговая работа творческой группы

учителей музыки и МХК

Куратор творческой группы – Волкова Лариса Ивановна,

методист ГАОУ ДПО ИРО

Пояснительная записка

Урок- это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его эрудиции и кругозора. В. А. Сухомлинский.

Актуальность: Как сделать урок музыки увлекательным, чтобы ученикам было интересно учиться и получать новые знания? Как создать ученикам условия, способствующие достижению нового качества образования, ситуации успеха? Нам, педагогам, необходимо идти в ногу со временем, совершенствовать педагогические технологии, традиционные и новые методы обучения в соответствии с ФГОС. Не секрет, что современные школьники мало занимаются музыкальным творчеством, недостаточно знают произведения искусства великих художников. Проблема формирования интереса учащихся к музыке, к урокам МХК в настоящее время является одной из актуальных проблем для учителей художественно-эстетического цикла.

В основу ФГОС положен системно - деятельностный подход к обучению. Он обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирует готовность к самореализации и непрерывному образованию, организует учебное сотрудничество со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности.

Реализация технологии системно - деятельностного подхода предполагает соблюдение системы дидактических принципов, один из которых - принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности. Развитие и использование творческих способностей ребенка способствует его более эффективному развитию и обучению.

Современная система образования ориентирована на активизацию творческих качеств учащихся, которые активно формируются на занятиях эстетического цикла, в ходе изучения которых у детей развивается способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности, в произведениях искусства, в природе, в отношениях между людьми.

По своей уникальной возможности вызывать в человеке творческую активность, искусство занимает первое место среди всех многообразных элементов, составляющих систему воспитания человека. Урок музыки, как процесс познания искусства, играет особую роль, поскольку творчество является его стержнем и влияет на развитие соответствующих способностей учащихся. Музыкальные занятия дают возможность наиболее полно раскрыть основные психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, интеллектуальную гибкость и т.д.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познать глубину душевных переживаний).

Именно поэтому в современной системе образования проблема развития творческих способностей детей на уроках музыки является достаточно актуальной. Одним из главных условий развития творческих способностей детей является систематичность и последовательность, возможная индивидуализация обучения в рамках всего класса, а также использование поисковых ситуаций на уроке, которые реализуются в тесном взаимодействии учителя и учеников. Содержание каждого компонента музыкального образования и воспитания на уроке должно взаимодополнять друг друга и находиться в единстве с содержанием других компонентов.

В основе ФГОС лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:

воспитание и развитие качеств личности;

переход к стратегии социального проектирования и конструирования в системе образования на основе разработки содержания и технологий образования;

ориентацию на результаты образования (развитие личности обучающегося на основе УУД);

учет возрастных, психологических и физиологических особенностей учащихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и путей их достижения;

Системно - деятельностный подход нацелен на развитие личности, на формирование гражданской идентичности. Обучение должно быть организовано так, чтобы целенаправленно вести за собой развитие. Так как основной формой организации обучения является урок, необходимо знать принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии оценивания урока в рамках системно - деятельностного подхода.

Пособие адресовано учителям музыки и МХК. Данное методическое пособие может быть применено не только на уроках музыки и МХК, но и во время внеурочной деятельности на внеклассных мероприятиях. Цель данной разработки: 1.оказать методическую помощь учителям по вопросам подготовки уроков музыки и МХК в основной и старшей школе в условиях реализации ФГОС. 2.Формировать музыкальную культуру учащихся.3.Развивать певческую, эстетическую, логическую компетенции учащихся. Опыт использования предложенных материалов: В сборник включены уроки музыки и МХК с применением системно - деятельностного подхода.

Составитель - С. Г. Васильева. – Учитель музыки I категории

Тип урока: закрепление.

Структура: комбинированный урок.

Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, доска.

Музыкальный инструмент: фортепиано.

Наглядный материал: фотоизображения композиторов, тексты.

Обучающая цель: закрепить навыки анализа характеров музыкальных произведений.

Развивающая цель: способствовать формированию познавательной активности и интереса в процессе изучения учебного материала, расширять интерес учащихся к предмету и смежным дисциплинам.

Воспитательная цель: формирование эмоционального отношения к музыке на основе ее восприятия.

Ход урока

Учитель (читает стихи):

Ни слова…И только мельканье

Бегущих по клавишам рук,

Невидимых струн рокотанье,

За звуком взлетающий звук.

Ушло, отшумело ненастье,

И слышно, как бьются сердца…

И все это – песня о счастье,

Которой не будет конц а.

- Добрый день, ребята! Сегодня наш урок будет посвящен песне и видам песен. Знаете ли вы, что такое песня? (Ответы учащихся) Песня, пожалуй, появилась вместе с человеком. Сохранились песни и наигрыши, которые дошли до нас из глубины веков. В каждой песне заключается маленький кусочек жизни человека, а то и целого общества. Кто назовет свою любимую песню? (Ответы учащихся)

Музыка Д. Кабалевского, слова Ц. Солодаря

Сегодня, друзья, как вчера,

Начинается день наш с утра.

На всех языках говорят,

Говорят миллионы ребят:

- Доброе утро! Доброе утро!-

С этих слов начинает свой день детвора:

- Доброе утро! Доброе утро! Доброе утро!

Учитель. Какой характер у этой песни?

Учащиеся. Светлый, добрый, бодрый.

1. Светит в небе солнышко, солнышко, Золотое донышко, донышко. Шепчет ветер облачку, облачку: - Ну-ка, спляшем полечку, полечку!

Тра-ля-ля-ля, тра-ля-ля-ля, Ну-ка, спляшем полечку, полечку!

2. Струны скрипки тонкие, тонкие, Звуки флейты звонкие, звонкие.

Медь на трубах яркая, яркая, Пляска будет жаркая, жаркая.

Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Пляска будет жаркая, жаркая.

3. Руки сами хлопают, хлопают,

Ноги сами топают, топают.

Дружат танец с песенкой, песенкой,

Всем ребятам весело, весело.

Тра-ля-ля-ля, Тра-ля-ля-ля, Всем ребятам весело, весело.

Учитель играет на фортепиано мелодии популярных песен:

Физкультминутка (учитель сопровождает движения игрой на фортепиано)

Молодцы, ребята! Вы узнали музыку песен, которые сейчас прозвучали? (Ответы.)

Что прозвучало потом? (Ответы учащихся.)

Какие были характеры? (Ответы учащихся.)

У каждой песни есть характер, а еще бывают разные виды песен.

Например, есть вы - дети. Бывают детские песни. А что такое детская песня? Это – особый вид песни. Итак, продолжите: есть свадьбы, а еще есть … какой вид песни?

Свадьба – свадебная песня.

Гость – гостевая песня.

Масленица – масленичная песня.

Революция – революционная песня.

Лирика – лирическая песня.

Война – военная песня.

Молодежь – молодежная песня.

Школа – школьная песня.

Труд – трудовая песня.

Фольклор - фольклорная песня.

Студент – студенческая песня.

Учитель. Какие виды песен вы запомнили? (Ответы учащихся.) Какой вид песни вам больше подходит? (Ответ ученика.)

У песен много видов. (Учитель перечисляет виды песен.)

Следующий отличительный признак песни - ее исполняют по ситуации.

Гимн – в торжественной ситуации.

Колыбельную – для успокоения маленького ребенка.

Школьную песню – на уроке или в школе.

Солдатскую – для поднятия боевого духа бойцов.

Спортивную – для поднятия спортивного настроения и так далее.

Давайте исполним школьные и детские песни! (На доске появляется список песен.)

Молодцы! Мне понравилось исполнение… группы учеников.

Они спели песню (название) в … характере. Это была песня … вида.

К какому виду песен можно отнести эту песню? (Ответы: детская песня, школьная песня) Давайте разучим припев. (Вокально-хоровая работа.)

- Что такое песня? (Ответы учащихся.) Для того, чтобы лучше погять то, что такое песня, давайте обратимся к словарю иностранных слов.

Работа с музыкальным словарем. Ученики записывают в рабочие тетради:

vox – (c латинского) голос

vocalis – (c латинского) звучащий

вокал – искусство пения

вокалист – искусно поющий человек, певец, певица

песня – это жанр вокальной музыки

Учитель. Песня – это один из видов вокальных произведений. У песни есть отличительные признаки, которые нам помогают отличить ее от других жанров музыки. Это, во-первых, слова. Песню надо петь со словами, значит, у нее есть содержание. Песня – это древний жанр музы ки.

Учитель. Много песен прозвучало на этом уроке.

Перечислите виды песен, которые вы запомнили.

Что такое песня?

Учитель оценивает знания и умения учащихся.

Вывод: Знания, полученные на уроке, помогут нам в дальнейшем осознанно и умело анализировать музыкальные произведения, разбираться в их жанрах, характерах, видах, следовательно, помогут стать музыкально образованными людьми.

Домашнее творческое задание: сочинить свои слова на мелодию полюбившейся песни.

Список использованной методической литературы:

1. Программа по музыке для общеобразовательных школ. Д. Б. Кабалевский.

Читайте также: