Конспект по обж 5 класс параграф 10

Обновлено: 07.07.2024

Цель урока: развитие личностно-поведенческх качеств в характерных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть в населенном пункте, расширение знаний о ситуациях криминогенного характера; закрепить правила безопасности в криминогенных ситуациях.

Оценить 2375 0

План – конспект урока по ОБЖ (5 класс)

Тема: Криминогенные ситуации и личная безопасность

Цель урока: развитие личностно-поведенческх качеств в характерных криминогенных ситуациях, которые могут возникнуть в населенном пункте, расширение знаний о ситуациях криминогенного характера; закрепить правила безопасности в криминогенных ситуациях.

Задачи урока:

1. Изучить опасные ситуации на улице, знать об опасном времени суток и опасных местах;

2. Воспитывать самодисциплину и организованность в различных жизненных ситуациях криминального характера;

3. Формировать жизненные навыки, правила безопасного поведения на улице, формировать у обучающихся оценочные суждения различных ситуаций, способность эмоционально и адекватно реагировать, готовность решать задачи самостоятельно.

4. Развивать аналитическое и логическое мышление, долговременную память, устную речь, формировать умение обобщать и применять полученные знания, делать выводы;

Форма урока: применение имеющихся знаний в практических целях.

Методы и приемы:

Форма организации учебной деятельности – групповая, индивидуальная.

Методы – проблемного изложения с элементами игры .

Средства обучения: компьютер, телевизор, учебник, тетради.

2. Здравствуйте, ребята!

- начнём урок с просмотра видеоролика

- как вы думаете, какова тема нашего урока?

- Каждому из нас хочется, чтобы вокруг были только хорошие, добрые люди, относящиеся к нам с теплотой, которые не причинят неприятности. Но это, увы, случается редко. Встречаются люди, способные причинить вам вред, создающие угрозу вашей жизни и здоровью, вашему имуществу.

Правильно. Криминальный, значит связанный с преступностью.

(ученики записывают определение в тетрадь).

Объяснение нового материала.

- какие криминогенные ситуации могут возникнуть в повседневной жизни?

- вспомните формулу безопасности, сформулированную ЯцекомПалкевичем.

(учащиеся дают ответ).

- Как вы думаете, почему одни люди часто попадают в криминогенные ситуации, а другие их избегают?

(учащиеся дают ответ).

Для того, чтобы обеспечить личную безопасность необходимо соблюдать правила личной безопасности.

- Сегодня мы с Вами будем работать в штабе по урегулированию криминальных ситуаций среди населения. Я буду руководить штабом, а вы мне помогать. В нашем штабе будет работать 4 группы (заранее делю класс на 4 группы.) Но прежде чем начать работу, я должна убедиться в компетентности своих сотрудников и устрою вам небольшую проверку.

– Ребята, что надо делать в опасных ситуациях?

(следуют ответы детей)

- а чего нельзя делать?

(следуют ответы детей)

Ну вот, экзамен принят, я теперь вижу, что могу на вас полностью положиться!

2. учитель раздаёт листы с изображением карты района МОУ СОШ № 6.(обучающиеся должны узнать район, изображенный на карте по названиям улиц.)

- Что изображено на листе бумаги?

- Карта какого района?

- Правильно, ребята, молодцы! Но на этой карте обозначены разные места.

Задание –выделить красным фломастером опасные места ,синим- безопасные.

2. Как вы думаете, какие зоны можно назвать опасными в городе? (обсуждение, ребята высказывают и аргументируют свои ответы)

Опасное место - это такое место, где одинаково небезопасно в любое время суток.
Как правило, это такие объекты, где большое скопление людей (вокзалы, места массовых зрелищ, стадионы, многолюдные улицы с большим потоком машин). А также где малолюдно(лесопарки и пустыри, стройки, старые дома, пустынные улицы).
Но существуют остающиеся безопасными в любое время суток места, где всегда можно найти укрытие от преступных посягательств, где не откажут в помощи и поддержке - это отделение милиции, любой магазин, пожарная часть, почта, банк, поликлиника, больница, парикмахерская, ремонтная мастерская и т.п. Важно не стесняться в случае необходимости обратиться к людям за помощью.

Опасное время - это период значительного повышения риска для личной безопасности, например, ночь, поздний вечер или раннее утро. Степень опасности в одно и то же время суток может быть разной в зависимости от того, где находится человек: ночью в лесопарке более опасно, нежели на освещенных улицах населенного пункта.

Звонок № 1 от жителя Э., проживающий по ул. Л.Голенькова (ситуация для 1 группы)

Ситуация 1. (работа по группам, обсуждение ситуации, выработка рекомендаций обратившемуся жителю в опорном плане).

Возвращаясь поздно вечером домой, я подвергся нападению хулиганов, которые забрали у меня крупную сумму денег. Подскажите, как мне нужно было поступить, чтобы этого не произошло?

Звонок № 2 от ученицы 3-го класса М., проживающей по ул. Строительная,1

Молодой человек интеллигентного вида подошел ко мне и говорит, что является знакомым моих родителей и попросил впустить его в квартиру, чтобы там подождать папу или маму и сделать им сюрприз. Я его впустила, как вы думаете, не зря?

(работа по группам, обсуждение ситуации, выработка рекомендаций обратившемуся жителю).

Звонок № 4 от жителя ул. Мира:«Мне пришлось возвращаться домой поздно вечером, посоветуйте меры безопасности.

4. Физкультминутка.

Ребята, для того чтобы вы могли дать отпор преступнику или быстро убежать от него, необходимо заниматься физкультурой и спортом. Давайте проведем физкультминутку

Выполнение заданий в опорном плане с 2 по 5

- Ребята, сегодня к нам обратилось много жителей нашего микрорайона, с просьбой о помощи или за советом. Мы им помогли. Но есть еще и другие жители, которым нужно помочь. Я предлагаю нашему штабу разработать для них памятку безопасного поведения на улицах и в жилище.

Ребята должны изготовить памятки с рекомендациямипрвил безопасного поведенияпо группам:

Личная безопасность при посещении общественных мест.

- оказавшись в общественном месте, не стремитесь попасть в её центр;

- если организация мероприятия плохая, лучше сразу уйти;

- не вступайте в перебранку ни при каких обстоятельствах;

- избегайте подвыпивших людей.

Правила безопасного поведения в толпе.

- не идите против движения толпы;

- избегайте центра и края толпы;

- уклоняйтесь от всего неподвижного на своём пути: (столбов, тумб, деревьев);

- не поддавайтесь настроению толпы;

- ведите себя спокойно и миролюбиво;

- ничего не поднимайте с земли;

- если вы упали в толпе, постарайтесь быстро встать;

Профилактика насилия:

- всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идёте и просите их встретить в вечернее время;

- не провоцируйте насильников вызывающей одеждой;

- имейте при себе средства самообороны;

- будьте осмотрительны при случайных знакомствах

4. Безопасность на улице:

- следует избегать коротких маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки и другие малолюдные места;

- хорошо знать несколько маршрутов движения;

- в безлюдном квартале идите посреди улицы;

- увидев подозрительных людей, измените маршрут.;

-не ввязывайтесь ни с кем в разговор.

IV. Закрепление изученной темы

дети получают листы с тестами, выполняют их в течение 7 минут.

1. Вы находитесь дома один, раздается звонок в дверь. Вы подходите к двери и видите в глазок незнакомого человека. Он пытается уговорить вас открыть дверь. Ваши действия:

а) не вступать в разговор, попробовать громко разговаривать с родителями (обмануть), сказать, что вы вызвали милицию, позвонить родителям или в ми­лицию;

б) открыть дверь и узнать, что ему нужно, а затем позвонить родителям или в милицию;

в) сказать, что дома никого нет, а открывать дверь запретили, а затем позвонить родителям.

2. По дороге из школы домой к вам подходит незнакомец и предлагает подвезти до дома. Как вы по­ступите:

б) вы с ним заговорите и начнете расспрашивать, где вы будете кататься;

в) скажете, что сейчас не можете, но с удовольстви­ем покатаетесь в следующий раз и попросите позво­нить вам по домашнему телефону, чтобы договориться о времени и месте встречи;

г) согласитесь покататься только 10—15 минут при условии, что он потом проводит вас домой.

а) попросите сантехника зайти с кем-нибудь из взрослых соседей, которых вы знаете;

б) откроете дверь и впустите сантехника;в) предложите сантехнику прийти с милиционером

4. Вы пришли домой и замечаете, что в квартире кто-то побывал (распахнута дверь, выбито окно и т. п.). Ваши действия:

а) не будете входить в квартиру, а вызовете мили­цию по телефону от соседей;

б) войдете в квартиру, осмотрите ее, установите, какие вещи исчезли, и сообщите об этом в милицию;

в) войдете в квартиру и сразу сообщите в милицию по телефону 02.

5. В каких местах города нужно быть особенно внимательным?

а/ лес, б/дорога в/ пруд г/ дом д/ подъезд ж/ школа з/ жел. дорога е/ магазин.

6. Куда можно обратиться за медицинской помощью?

а/ поликлиника б/ деж. по части в/ медсестре в школег/ санчасть д/ соседу

7. Выберите правильные действия в ситуации, когда вы находитесь дома и к вам в дверь позвонил сантехник, сказав, что ему нужно отремонтировать кран у вас вквартире: 1. Не снимая цепочки, попросить его показать удостоверение. 2. Открыть дверь со словами: "Прошу вас, заходите!".

3. Впустить человека и потребовать служебное удостоверение. 4. Впустив сантехника, присутствовать при выполнении им работ. 5. Открыть дверь и сказать,что мы сантехника не вызывали. 6. Разглядеть через "глазок" посетителя и запомнить как он выглядит. 7. Позвонить в домоуправление и узнать, работает ли у них этот человек и получил ли он такое задание. 8. Впустить посетителя,показатьему неисправность, а самому за-ниматься своими делами. 9. Убедиться через "глазок", чтоза спиной сантехника никого нет. 10.Приоткрыв дверь, сказать, что я один дома, родители в отпуске, приходите через неделю

8. Подростки-хулиганы часто нападают на маленьких детей. Вы посоветуете в данном случае детям:

а) смело вступать в драку и отстаивать свои игрушки, одежду и т.д.;

б) позвать на помощь друзей или взрослых;

в) уступить требованиям и никому не рассказывать о случившемся, даже родителям.

9. Возвращаясь вечером домой, вы будете:

а) идти кратчайшим путем, пролегающим через дворы, свалки и плохо освещенные места;

б) идти по освещенному тротуару и как можно ближе к краю дороги;

в) воспользуетесь попутным транспортом.

10. Вам позвонили в дверь и сказали: нужно расписаться”. Ваши действия:

а) надев дверную цепочку, откроете дверь;

б) попросите прочесть телеграмму через дверь, в противном случае отнести ее на почту;

в) предложите оставить телеграмму в двери - вы потом ее заберете.

V. Итог урока:- сделаем выводы из нашего урока:-

- Чужого не бери и своего не отдавай.

Домашнее задание:

В дневнике безопасности запишите криминогенные ситуации, в которые вы попадали или могли попасть, а также меры профилактики.

Личная безопасность при посещении общественных мест.

- оказавшись в общественном месте, не стремитесь попасть в её центр;

- если организация мероприятия плохая, лучше сразу уйти;

- не вступайте в перебранку ни при каких обстоятельствах;

- избегайте подвыпивших людей.

Правила безопасного поведения в толпе.

- не идите против движения толпы;

- избегайте центра и края толпы;

- уклоняйтесь от всего неподвижного на своём пути: (столбов, тумб, деревьев);

- не поддавайтесь настроению толпы;

- ведите себя спокойно и миролюбиво;

- ничего не поднимайте с земли;

- если вы упали в толпе, постарайтесь быстро встать;

Профилактика насилия:

- всегда предупреждайте родственников о том, куда вы идёте и просите их встретить в вечернее время;

- не провоцируйте насильников вызывающей одеждой;

- имейте при себе средства самообороны;

- будьте осмотрительны при случайных знакомствах

4. Безопасность на улице:

- следует избегать коротких маршрутов, пролегающих через глухие дворы, пустыри, стройки и другие малолюдные места;

Урок изучения нового материала о причинах пожара, государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожаре.

ВложениеРазмер
Технологическая карта урока по ФГОС. 30.08 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. 5 класс.

Тема урока: Пожарная безопасность.

Тип урока: комбинированный урок с применением ИКТ.

Время проведения: 45 минут.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

создать условия для выполнения практикоориентированного задания по составлению правил противопожарной безопасности.

  • обучающие: изучение материала о причинах пожара, о государственной противопожарной службе, о правилах личной безопасности при пожарах;
  • развивающие: дальнейшее формирование метапредметных знаний и умений (см. Планируемые результаты);
  • воспитывающие: формирование познавательного интереса посредством применения ИКТ; осознание проблемы опасности пожаров для жизнедеятельности человека; содействие формированию понимания и оценки опасностей при пожаре, расширение кругозора обучающихся.

Планируемые результаты изучения темы:

Подход к обучению: развивающий.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично-поисковый.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, парная.

Средства обучения: вербальные — речь учителя; визуальные — иллюстрации, компьютерная презентация учителя; таблицы по теме. ТСО — компьютер, мультимедийный проектор.

Образовательные ресурсы: Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 5 кл. Общеобразоват. Учреждений/ М.: Просвещение, 2015.

Средства активизации: слово учителя, беседа, учебные задания, самостоятельная работа индивидуальная и в парах.

Методы контроля: визуальный, устный, письменный.

Межпредметные связи: биология, физика.

Технологическая карта урока

Этап технологии развивающего обучения

Проверка готовности учеников к уроку. Визуальный контроль.

Приветствие учителя вставанием. Готовность рабочего места. Включение в работу.

Регулятивные: сформировать взаимоотношения с окружающими;

Коммуникативные: владение приемами и навыками общения со взрослыми;

1. Естест-венное действие

1. Актуализация знаний

Проверка домашнего задания в форме кроссворда, написанного на доске. (Приложение 1)

Отгадывают кроссворд, отвечая на вопросы.

Смотрят презентацию, отвечают на вопросы. Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь.

Р.: принимать и сохранять учебное задание.

2. Самоопределе-ние к деятельности.

Обсуждают проблему в парах. Предлагают свои варианты решения. Осознают недостаточность своих знаний по теме. Формулируют цель изучения темы для себя.

Л: определять потребность в изучении темы, проявлять готовность к сотрудничеству.

К: участвовать в диалоге, уметь выражать свои мысли.

Р: определять лично значимую цель в рамках учебной темы.

информации по проблеме

1. Учебно-познавательная деятельность.

1. Пожар. Причины пожара.

Рассказ учителя с использованием компьютерной презентации.

2. Пожарная охрана.

3. Правила личной безопасности при пожарах.

Формулирует (Приложение 2) практикоориентированное задание по вариантам: составить схему:

Осуществляет визуальный контроль за выполнением заданий.

Смотрят презентацию, слушают рассказ учителя, изучают текст учебника, отвечают на вопросы учителя, записывают термины в тетрадь.

Составляют схемы своего варианта, предъявляют свои ответы учителю и классу. Анализируют схемы, дополняют ответы соседних вариантов.

Л: проявлять интерес к учебной теме и готовность к сотрудничеству.

П: осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием, извлекать информацию из источников и предъявлять её в различных формах. Определять значение и смысл терминов.

К: адекватно отвечать на поставленные вопросы, работать в паре, внимательно слушать и слышать партнёра.

Р: принимать и сохранять учебное задание/, устанавливать последовательность действий по выполнению задания, преодолевать затруднения.

2. Учебно-познавательная деятельность

( Диагностика освоения содержания темы )

Предлагает обучающимся письменно выполнить задание (индивидуально): 1) Вставьте пропущенные в тексте слова: «Пожаром называется ______________________________

Большая часть пожаров происходит по вине самих людей, от их _________________ в обращении с огнём. Пожар может возникнуть всюду, где огонь оказался без ___________ .

Пожар легче ______________, чем потушить. Поэтому в повседневной жизни необходимо строго соблюдать правила пожарной ______________ . Дополните информацию: «В Российской Федерации создана специальная система,

Письменный контроль выполнения задания.

Выполняют задание и предоставляют учителю результаты деятельности.

П: предъявлять информацию в различных формах.

Р: принимать и сохранять учебное задание. Преодолевать затруднения при выполнении задания.

3 Улучшен-ное действие

Предлагает обучающимся, работая в паре, выполнить за 5 минут практикоориентированное задание: составить правила противопожарной безопасности. Если будут затруднения, то можно обратиться к причинам пожаров. Контроль за выполнением задания, коллективное обсуждение.

Пр. Знать термины: пожар, пожарная охрана. Знать номера телефонов пожарной охраны, причины пожаров, правила пожарной безопасности. Уметь позвонить в Пожарную охрану, быстро и чётко доложить дежурному о пожаре.

П: уметь анализировать и обобщать информацию.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли, работать в паре.

Р : устанавливать последовательность действий по выполнению задания. Преодолевать затруднения.

Самоанализ, самооценка. Высказывают своё отношение к уроку.

Л: проявлять желание к самооценке, осознавать успешность своей деятельности.

К: с достаточной полнотой выражать свои мысли.

Р: принимать учебнуй задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат своей деятельности и планировать дальнейшее своё развитие.

2. Домашнее задание.

Формулирует домашнее задание.

Изучить параграф 2.5, устно ответить на вопросы после параграфа. Формулирует и комментирует практикоориентированное задание — решить ситуационную задачу: «Вы находитесь дома. Заметили, что на балконе от брошенного сверху окурка начали гореть различные вещи. Каковы будут ваши действия? Как вы понимаете народную мудрость а) спички не игрушка, огонь не забава; б) слёзы пожара не тушат.

Воспринимают домашнее задание, уточняют.

Р: принимать учебную задачу для самостоятельного выполнения. Оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее развитие.

По горизонтали: 3. Выделенный на середине многополосной дороги участок, служащий для защиты от транспортных средств пешеходов, застигнутых на проезжей части дороги. (Островок безопасности)

7 . Отдельный элемент дороги, предназначенный для движения пешеходов.(Тротуар)

8 . Служба, контролировавшая состояние и передвижение транспортных средств (до введения ГИБДД). (ГАИ)

ОБЖ 5 класс Смирнов, Хренников

Подробнее о решебнике

В этом году школьникам придется вникнуть в следующие темы:

  1. Город как среда обитания.
  2. Жилище человека.
  3. Безопасность в повседневной жизни.
  4. Дорожное движение.
  5. Чрезвычайные ситуации природного характера.

Как работать с ГДЗ

Опытные преподаватели и методисты не для того трудились над созданием решебника, чтобы школьники просто списывали верные ответы. Такой подход не поможет добиться высоких результатов. Ученикам придется сменить тактику, чтобы действительно вникнуть в суть предмета:

Работа одновременно с учебником и справочником позволит добиться максимальных успехов.

Плюсы качественного решебника

  • онлайн-формату, прекрасно работающему на мобильных устройствах;
  • круглосуточному доступу портала с ответами;
  • наличию решений к заданиям из актуальной версии решебника и т.д.

Стоит отметить, что на сайте с ответами реализована удобная система навигации, облегчающая поиск нужных номеров. Вспомогательное методическое пособие всегда будет под рукой у пятиклассников. При верном подходе оно позволит углубить знания по предмету и подтянуть отметки.

Смотрите и скачивайте бесплатно уроки, тесты, конспекты, презентации и прочие полезные материалы по ОБЖ для учителя и ученика.

  • Все 3330
  • Уроки 1070
  • Презентации 907
  • Тесты 152
  • Планирование 302
  • Мероприятия 375
  • Прочее 524

Нажмите, чтобы узнать подробности








Данная разработка поможет педагогам провести мероприятие по пдд. В ходе игры, ребята повторят основные правила движения велосипедистов.


Разобрать последовательность в оказании первой помощи: рекомендации службы скорой медицинской помощи, в каких ситуациях необходимо вызывать скорую медицинскую помощь; .


Занятие разработано для учащихся 2-го года обучения (10-12 лет) в объединении "Школа безопасности". Является итоговым по теме «Орие.



Вводное тестирование для понимания общего уровня знаний школьников на момент начала курса. Этот же тест проводится в конце четверти для фиксации динамики развития. Оценка выставляется только за пов.



Игра помогает сделать урок боллее интересным и запоминающимся. В данной работе описываются виды игр для учеников с 5 по 9 класс по предмету "ОБЖ".



Дети являются самыми незащищенными от пожаров, так как в основном они не имеют необходимых знаний и навыков в пожарной безопасности. И поэтому как в школе, так и дома они должны изучать правила пож.


Огонь издавна был другом человека. Сила у огня большая-пребольшая. Но если с этой силой обращаться неумно и неосторожно, то огонь может стать страшным, коварным врагом.


Цель урока: Создать педагогические условия для формирования у учащихся представления о землетрясениях, причинах их возникновения и возможных последствиях.




Комбинированный урок, призванный научить обучающихся различать участников дорожного движения, знать обязанности пешеходов и четко помнить алгоритм действий в самых разных ситуациях на дороге. Урок .

Учебник, построенный по модульному принципу, содержит важнейшие правила поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях (техногенного, природного и социального происхождения), которые могут возникнуть в повседневной жизни. Учебник знакомит с основными понятиями о здоровье и здоровом образе жизни, с некоторыми правилами оказания первой помощи при различных несчастных случаях.

С этого года вы начинаете изучать предмет Основы безопасности жизнедеятельности. Для чего он вам нужен? Он нужен для того, чтобы вы, постепенно расширяя свои знания об окружающем мире, видели факторы, которые способствуют вашему здоровью и благополучию, и знали об опасных и чрезвычайных ситуациях, которые таят в себе угрозу вашей жизни и здоровью.

Введение 3
Модуль 1. Основы безопасности личности, общества и государства
Раздел 1. Основы комплексной безопасности 5
Глава 1. Человек, среда его обитания, безопасность человека б
1.1. Город как среда обитания б
1.2. Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища 10
1.3. Особенности природных условий в городе 14
1.4. Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность 18
1.5. Безопасность в повседневной жизни 23
Глава 2. Опасные ситуации техногенного характера 28
2.1. Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения 28
2.2. Пешеход. Безопасность пешехода 35
2.3. Пассажир. Безопасность пассажира 39
2.4. Водитель 45
2.5. Пожарная безопасность 50
2.6. Безопасное поведение в бытовых ситуациях 57
Глава 3. Опасные ситуации природного характера 64
3.1. Погодные явления и безопасность человека 64
3.2. Безопасность на водоёмах 71
Глава 4. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера 76
4.1. Чрезвычайные ситуации природного характера 76
4.2. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 83
Раздел 3. Основы противодействия экстремизму и терроризму в Российской Федерации 89
Глава 5. Опасные ситуации социального характера, антиобщественное поведение 90
5.1. Антиобщественное поведение и его опасность 90
5.2. Обеспечение личной безопасности дома 95
5.3. Обеспечение личной безопасности на улице 99
Глава 6. Экстремизм и терроризм — чрезвычайные опасности для общества и государства 103
6.1. Экстремизм и терроризм: основные понятия и причины их возникновения 103
6.2. Виды экстремистской и террористической деятельности 109
6.3. Виды террористических актов и их последствия 112
6.4. Ответственность несовершеннолетних за антиобщественное поведение и участие в террористической деятельности 122
Модуль 2. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни
Раздел 4. Основы здорового образа жизни 129
Глава 7. Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни 130
7.1. О здоровом образе жизни 130
7.2. Двигательная активность и закаливание организма — необходимые условия укрепления здоровья 135
7.3. Рациональное питание. Гигиена питания 143
Глава 8. Факторы, разрушающие здоровье 147
8.1. Вредные привычки и их влияние на здоровье человека 147
8.2. Здоровый образ жизни и профилактика вредных привычек (практические занятия) 153
Раздел 5. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи 155
Глава 9. Первая помощь и правила её оказания 156
9.1. Первая помощь при различных видах повреждений … 156
9.2. Оказание первой помощи при ушибах, ссадинах (практические занятия) 159
9.3. Первая помощь при отравлениях (практические занятия) 160
Приложения 165
Приложение 1. Дорожные знаки 165
Приложение 2. Безопасность при использовании средств бытовой химии, инструментов, на занятиях физической культурой 178
Приложение 3. Рекомендации по безопасному поведению человека при чрезвычайных ситуациях природного характера 181
Приложение 4. Рекомендации специалистов по безопасному поведению при чрезвычайных ситуациях техногенного характера 185
Литература 188

Читайте также: