Природные условия и ресурсы зарубежной азии конспект урока 11 класс

Обновлено: 03.07.2024

уроки дадут возможность познакомитьс я с регионо м более подробно.

Выступление учащегося с результат ами социологического опроса

Кроме вышеперечисленного, об А зии говорят ученые: (Слайд

Какие же высказывания считать близкими к истине? Сраз у и не

1 группа. Выступления учащихся сопровождается показо м слайдов

Азия име ет саму ю большую на З емле среднюю высоту – 950 м,

наивысшую точку вс ей Земли, знаменитую Джомолу нгму (8848 м), и

самую глубокую океанич ескую впадину – Марианскую (11022 м). Азия –

самая глубокая впадина Мертвого моря 9 - 39 5 м., в А зии самое

А как же обстоят дела в регионе с минерально - сырьевой базой?

Итак, что же у нас получается? Какой вывод относительно

утверждений, прочитанных в начале урока, можно сделать?

Ну, а как же Европа? Или ей уже никогда не вернуть себе

Давайте сравним эти регионы по и ндексу развития человеческог о

· Страны какого региона мира занимают лидирующие позиции?

Азиатские страны используют уже готовые удачные раз работки и

инновации, созданием и внедрением которых занимались, в основ ном,

Страны Азии находятся на индустриальном этапе развития, а страны

Занимает промежуточное положение между странами Европы и

азиатскими государствами. И это неудивительно – ведь одна ч асть

Таким образом, наше утверждение о том, что XXI век – век Азии

превращается в вопрос. И ответ на него мы будем искать на следующих

· Какие страны вы хотели бы изучит ь более подробно ? (Японию,

· Нанести на контурную карту субрегионы Зарубежной Азии

Анкета (в случае положительного ответа на вопрос, учащи еся

поднимаются, а в случае отрицательного – садятся на св ои ме ста или

ЗАДАНИЕ. Ис пользуя текст учеб ника (тема 7) , продолжите

Главными особенностями экономико - географического положения

__________________________ ______________________ _____________

__________________________ ______________________ _____________

__________________________ ______________________ _____________

ЗАДАНИЕ. В составе Зарубежной Аз ии выделяют не сколько

субрегионов. Используя уче бное электронное изда ние (Региональный

обзор - Зарубежная Азия – Регионы), укажите, чт о эт о за регион ы и

ЗАДАНИЕ. Используя форзац уче бника, определите, какие страны

являются лидерам и по численности населения в регио не. Запиш ите их в

Сравните перечень получившихся государств с десяткой самых

ЗАДАНИЕ. Используя справочное пособие (стр. 46 - 65), о цените

минерально - сырьевые ресурсы Зарубежной Азии и перечислите

основные виды ресурсов, по о беспеченности которыми Азия занимает

Сделайте вывод об обеспеченности региона основными видами сырья.

ЗАДАНИЕ. П роанализируйте карту учебного электронного издания

(Зарубежная Азия – Пром ышленност ь), и выпишите названия отраслей

промышленности, которые развиваются в регионе наиболее динамично.

Как вы думаете, какие изменения будут происходить в ближайшем

будущем с этими отраслями экономики в азиатских с транах.

Задание: Дайте описание географического положения страны по

1. Назвать ми показать страну и ее столицу по поли тичес кой карте.

2. Применить прием определения ГП территории, указав положение

на материке, пограничные страны, положение в у словиях рельефа,

климатических поясов, бассе йнов рек природно - территориальных

Задание. Используя различные источники информац ии, заполните

1. Численность и место в мире по численности населе ния

Задание: Пользуясь картами атласа и текстом учеб ника, разбейте

природные ресурсы, которыми богата страна, на группы. Ответ

Вопрос: Как вы считаете, природно - ресурсный потенциал

Задание: Подгото в ьте доклады на тему «Самые известные торговые

Для скачивания поделитесь материалом в соцсетях

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии (форма организации урока): программного обучение по линейному алгоритму Скиннера, использование ИКТ.

Методы организации познавательного процесса: репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

ВложениеРазмер
uroki_po_teme_z._aziya_11_klass.docx 180.16 КБ

Предварительный просмотр:

Урок № 1. Зарубежная Азия:

географическое положение, природные ресурсы, население и хозяйство

  • воспитание толерантности к странам Азиатского региона;
  • формирование навыков сотрудничества;
  • совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами, иными источниками информации;
  • расширение кругозора;

Тип урока : урок изучения нового материала.

Формы организации учебной деятельности : индивидуальная, фронтальная, групповая.

Технологии (форма организации урока): программного обучение по линейному алгоритму Скиннера, использование ИКТ.

Методы организации познавательного процесса : репродуктивный, частично-поисковый, творческий.

Приветствие учителя. Проверка готовности к уроку. Начало работы.

Объявление темы урока. (3 минуты)

Учитель: Начать наш сегодняшний разговор мне хотелось бы с описания.

Послушайте притчу и ответьте на вопрос: Что скрывается за образом камней в японском саду?

Итак, притча. “Сад камней” японского города Киото.

Столетия тому назад мудрый монах Соами соорудил сад из пятнадцати черных необработанных камней, разных по величине, разбросанных по белому песку. На самом деле люди замечают лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг в сторону по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края прямоугольника – с остальных трех сторон Сад ограничен каменными монастырскими стенами – и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень.

Еще шаг в сторону по галерее, и гениально спланированный хаос, предстоит опять в иной композиции, состоящий из тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим.

Как вы думаете, какой смысл заложил древний мудрец в этот сад? (Вопрос классу).

Учитель. А, может Соами хотел сказать, что дело не в камнях, а в людях, которые в этот сад приходят?

Уж не в том ли суть суть сада, что люди воспринимают одно и тоже по-разному, каждый по-своему?

Познавать Азию дерзнули многие - путешественники, журналисты, но можем рискнуть и мы. Если познанное покажется вам спорным, вспомним Сад камней, где каждый видит свои четырнадцать камней.

Учитель: А какие у вас есть образы Азии? Чем для вас этот регион запоминается?

Ответы учащихся: формулируют карту образов (записывают ассоциации)

Учитель: Таким образом, у для вас Азия ассоциируется с определенными местами, личностями, странами, обычаями и традициями. А сегодня на уроке мы будем изучать Азию с точки зрения географии.

Учитель формулирует тему урока и его цели.

Учащиеся записывают тему урока в тетрадь.

  1. Географическое положение региона Азия (5 минут).

Учитель: Азия – самая большая часть света, занимающая около трети суши Земного шара. Она является частью крупнейшего материка на Земле – Евразии. Площадь Зарубежной Азии – 27,7 млн кв. км. Ее берега омывают Тихий и Индийский океаны, а также окраинные моря Атлантического океана. На востоке береговая линия сильно изрезана; вдоль побережья тянутся гирлянды островов: Японские, Рюкю, Филлипинские, отделяющие от Тихого океана его окраинные моря: Японское, Желтое, Восточно – Китайское. На юго – востоке находится одно из крупнейших в мире скоплений архипелагов – Большие и Малые Зондские , Молуккские и др. На юге Зарубежной Азии располагаются три огромных полуострова : Индокитай, Индостан, Аравия, разделенными широко открытыми в сторону Индийского океана Бенгальским заливом и Аравийским морем. Азии принадлежат также лежащие в Индийском океане Андаманские, Никобарские, Мальдивские, Лаккадивские острова и остров Шри – Ланка. Западную окраину Зарубежной Азии образует полуостров Малая Азия, омываемый Средиземным,Черным, Эгейским и Мраморным морями.

Не смотря на относительную изрезанность береговой линии, она все же меньше, чем, например, в Европе. Внутренние районы Зарубежной Азии удалены от морей на 1 – 1,5 тыс. км.

Учитель: Теперь давайте поговорим об особенностях географического положения Азиатского региона.

Задание 1. Используя карту Азии, охарактеризовать особенности ЭГП Зарубежной Азии.

Цели урока: сформировать представление у учащихся о составе региона, природных условиях и ресурсах, особенностях населения, совершенствовать навыки работы с картами, статистическими материалами.

Оборудование: политическая карта мира, компьютерная презентация, путевые листы, таблицы.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами практикума.

(с компьютерной поддержкой)

План урока

  1. Географическое и геополитическое положение Зарубежной Азии.
  2. Природные условия и ресурсы региона.
  3. Население.

Ход урока.

Географическое и геополитическое положение Зарубежной Азии.

Вводное слово учителя.(Приложение2: слайд 1)

Добрый день, ребята! Недавно мы закончили изучение Зарубежной Европы и теперь нам предстоит знакомство с Зарубежной Азией. И начать мне его хотелось бы с описания “Сада камней” японского города Киото. Столетия тому назад мудрый монах Соами соорудил сад из пятнадцати черных необработанных камней, разных по величине, разбросанных по белому песку. На самом деле люди замечают лишь четырнадцать. Пятнадцатого камня перед глазами нет. Его загораживают соседние. Делаешь шаг в сторону по деревянной галерее, протянувшейся вдоль края прямоугольника – с остальных трех сторон Сад ограничен каменными монастырскими стенами – и снова четырнадцать камней. Пятнадцатый – тот, что до сих пор прятался, теперь оказался в их числе, а исчез другой камень.

Еще шаг в сторону по галерее, и гениально спланированный хаос, предстоит опять в иной композиции, состоящий из тех же пятнадцати камней, из которых один – невидим. Какой смысл заложил древний мудрец в этот сад? (Вопрос классу).

А, может Соами хотел сказать, что дело не в камнях, а в людях, которые в этот сад приходят? Уж не в том ли суть суть сада, что люди воспринимают одно и тоже по-разному, каждый по-своему? Познавать Азию дерзнули многие - путешественники, журналисты, но можем рискнуть и мы. Если познанное покажется вам спорным, вспомним Сад камней, где каждый видит свои четырнадцать камней. Итак, чтобы совершить наше открытие, нам придется пройти несколько этапов (на экране появляется план). (Приложение 2: слайд 2)

Переходим к первому вопросу. (Приложение 2 слайд 3).

Азия – самая большая часть света, занимающая около трете суши Земного шара. Она является частью крупнейшего материка на Земле – Евразии. Площадь Зарубежной Азии – 27,7 млн кв. км. Ее берега омывают Тихий и Индийский океаны, а также окраинные моря Атлантического океана. На востоке береговая линия сильно изрезана; вдоль побережья тянутся гирлянды островов: Японские, Рюкю, Филлипинские, отделяющие от Тихого океана его окраинные моря : Японское, Желтое, Восточно – Китайское. На юго – востоке находится одно из крупнейших в мире скоплений архипелагов – Большие и Малые Зондские , Молуккские и др. На юге Зарубежной Азии располагаются три огромных полуострова : Индокитай, Индостан, Аравия,, разделенными широко открытыми в сторону Индийского океана Бенгальским заливом и Аравийским морем. Азии принадлежат также лежащие в Индийском океане Андаманские, Никобарские, Мальдивские, Лаккадивские острова и остров Шри – Ланка. Западную окраину Зарубежной Азии образует полуостров Малая Азия, омываемый Средиземным ,Черным, Эгейским и Мраморным морями.

Не смотря на относительную изрезанность береговой линии, она все же меньше, чем, например, в Европе. Внутренние районы З. Азии удалены от морей на 1 – 1,5 тыс. км.

Итак, сделаем вывод – охарактеризуем ЭГП региона, найдя в тексте учебника на стр, 223 -225.

(Соседское положение, приморское, глубинное положение некоторых стран, которое в целом менее выгодно).

Политическая карта Зарубежной Азии

В древности в Азии располагались могущественные империи, определявшие ход Мировой истории, однако современная политическая карта Азии сформировалась в основном в Новое и Новейшее время.

Колонизация Азии началась к концу XV века, когда Васко да Гама открыл морской путь в Индию. Уже в 1511 г. Португальцы захватили Малакку, а во второй половине XVI века начались территориальные захваты Испании (Филиппинские острова) и Великобритании ( полуостров Индостан). К 1900 г. 56% территории Азии занимали колониальные владения , большая часть которых принадлежала Великобритании. Колониями в Азии владели и другие государства – это Нидерланды, Португалия, Франция, Япония, Россия, США. Колонии в Азии сохранились вплоть до середины XX века. В них проживало более 90% населения региона. Распад колониальной системы завершился после Второй Мировой войны. К началу XXI века статус несамоуправляющих имеют лишь небольшие острова. (Приложение 2: слайд 4).

(Учитель просит учащихся обратиться к путевому листу и выполнить задания 1 и 2). (Приложение 2 слайды 5.6).

Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7000 км., а с запада на восток больше , чем на 10 000км. Китай и Индия относятся к странам - гигантам. Остальные – к довольно крупным . Но наряду с этим есть и небольшие государства, есть и микрогосударства.

Выводы на компьютере. (Приложение 2 слайд 8).

Природные условия и ресурсы.

Климатические условия Зарубежной Азии изменяются от умеренного до экваториального и определяют господство муссонного климата с четко выраженной сезонностью на обширной полосе “океанического фасада” Восточной и Южной Азии.

Азия получает огромное количество осадков, а именно Чиррапунджи – 12 000 мм в год. Внутриконтинентальная часть Азии лишена достаточного количества влаги не только из-за барьера окружающих гор, на склонах которых эта влага задерживается. В Юго – Западной Азии, куда влияние муссона не доходит вообще, очень сухо и жарко. Среднегодовые температуры в Аравии и Месопотамии достигают 30 градусов жары. Здесь господствует средиземноморский субтропический климат. В Аравии осадков выпадает 150 мм в год, в Малой Азии – 300 мм, а на морских побережьях больше.

На преобладающей части Азии сумма температур позволяет заниматься разнообразным земледелием. Не случайно, Азия – очаг самых древних земледельческих культур, родина многих культурных растений.(Приложение 2: слайд 9).

Структура земельного фонда составляет 27,7 млн. км кв. обрабатываемая площадь – 17% (в Европе -29), на человека приходится всего 0,15 га. Пастбища занимают 22% площади, леса - 17%. Две крупнейшие страны – КНР и Индия – имеют колоссальные массивы обрабатываемых земель – 160 млн га.(за США, Индией, Россией).

Лесные ресурсы. По лесной площади (0,2 га) на душу населения Азия вдвое уступает среднемировым показателям. Леса промышленного значения сосредоточены преимущественно во влажных тропиках и горах Индии, Мьянмы, Индокитая, островах КНР, Японских и Филлипинских, Азия дает 65% экспорта древесины. (Приложение 2: слайд 10).

Огромный ущерб лесам Азии приносит “дровяная энергетика” развивающихся стран: Китая – 25%, Индии – 33%, Индонезии 050%. Крупнейшими экспортерами древесины являются Индонезия, Малайзия и Филиппины, а импортерами – Япония и Южная Корея. (Приложение 2 слайд 11).

Тропические леса Азии уничтожаются интенсивнее, чем в других лесоэкспортных районах мира: за 1960 – 1990 гг. их площадь сократилась на 30% (в Латинской Америке на 18%).

По запасам древесины Азия уступает только Америке. Максимальный объем лесопокрытой площади имеют: Индия – 120 млн. га; Китай – 70 млн. га; Индия – 65 млн. га. ( Приложение 2: слайыд12,13).

Внутренние воды. Лев Мечников в известной работе: “Цивилизация и великие исторические реки” писал: “Четыре древнейшие великие культуры - все зародились на берегах больших рек. Хуанхэ и Янцзы орошают местность, где возникла и выросла китайская цивилизация; индийская или ведийская, не выходя за пределы Инда и Ганга; ассиро-вавилонская цивилизация зародилась на берегах Тигра и Евфрата – двух жизненных артерий Месопотамской низменности. Наконец, древний Египет был, как утверждает еще Геродот, даром или “созданием Нила”.

Плотность населения в долине Янцзы, крупнейшей из азиатских рек достигает 500-600 чел. на км. кв.

Реки – это транспортные артерии, источник орошения и гидроресурсы. На Азию приходится более 40% потенциальных ресурсов мира, из них на КНР – 540 млн кВт, Индию -75. Степень использования их очень различна: в Японии – на 70%, в Индии – на 14%, в Мьянме на 1%.

Минерально – сырьевые ресурсы. (Учащиеся получают задание по путевому листу). (Приложение 2: слайд 14).

Вывод на компьютере. (Слайд 15).

Население. ( Приложение 2 слайд 16).

Азия сложна и мозаична по национальному составу населения – девять языковых семей и более 600 различных языков. Азия – это крупнейшие народы мира: китайцы, хиндустанцы, бенгальцы, бахарцы, японцы (60% населения Земли).

Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблиц в путевом листе.

Азия – очень плотно населенный континент. На Яве, площадью равной штату Нью-Йорк живет более 100 млн чел. – половина всего населения Индонезии. Одной из самых плотно-населенных стран мира является Бангладеш – более 900 чел на км кв. новая индустриальная Южная Корея тоже превосходит европейские рекорды – 465 чел на кв. км.

Азию называют более урбанизированным континентом по сравнению с другими ,только благодаря Китаю и Индии здесь сосредоточено около половины горожан Земли. В городе-государстве Сингапуре доля городского населения – 100%, в Израиле – 91%, в Южной Корее – 82. очень низки еще уровни урбанизации в величайших странах мира – КНР (не более 50%) и Индии (27%). Деревни остались преобладающей формой расселения на их огромных просторах. Доля городского населения во Вьетнаме лишь 19%, Лаосе и Камбодже – 21%. Непале – 11%, Бутане – 6%.

Продолжительность жизни в Афганистане составляет 45 лет, в Бутане, Лаосе, Камбодже – 30 лет. ( Приложение 2: слайды 17,18).

В десятку крупнейших агломераций мира входят 5 азиатских – Токио, Бомбей, Калькутта, Сеул. Китайские мегалополисы отличаются тем, что в них нет “пояса нищеты”, характерных для третьего мира. (Приложение 2: слайд 19).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок в 11 классе

Тема урока: Природные условия и ресурсы Азии.

Цель урока : Формирование знаний о главных экономических центрах Азии, их роли в мировом хозяйстве

Задачи:

1. Образовательные: дать характеристику главным центрам экономики в Зарубежной Азии, определить их роль в мировом хозяйстве

2. Развивающие: развивать навыки устной речи обучающихся, умение работать с различными источниками информации, делать выводы

3. Воспитывающие: воспитывать интерес к процессу познания, чувство взаимопомощи

Оформление :

Паспорт стран Азии (+ СНГ): площадь - 32 млн.км.(21процент суши),

население - 3,8 млрд.человек (60 процентов населения мира), более 1 тысячи народов, более 40 суверенных государств( в основном развивающиеся), родина 3-х мировых религий, 12 "сверхгородов" (из 23-х мировых).

Оборудование:

Словарь к уроку: суверенное государство, монархия, республика, страны АТР, АСЕАН, ОПЕК, НИС, СНГ.

Ход урока:

1. Разминка. Блицтурнир "Страны Азии ". Определи страну по признаку

Крупнейшее по населению государство Азии (Китай)

Государство - архипелаг Юго-Восточной Азии (Индонезия, Филиппины)

Страна восходящего солнца (Япония)

Крупнейшее в мире внутреннее государство (Казахстан, Монголия)

Страна, расположенная в 2-х частях света (Турция, Россия, Египет)

Абсолютная монархия в Юго-Западной Азии (ОАЭ, Саудовская Аравия)

Внутреннее государство со столицей в городе Кабул (Афганистан)

2 страны, названия которых отличаются лишь одной буквой (Иран, Ирак)

Внутреннее государство на полуострове Индокитай (Лаос)

Столица государства - город Астана (Казахстан)

Островное государство у берегов Индии (Шри-Ланка)

В прошлом страна называлась Восточная Бенгалия (Бангладеш)

Крупнейшее государство Южной Азии (Индия)

Город - государство в Юго-Восточной Азии (Сингапур)

Островное государство в Персидском заливе (Бахрейн)

Раньше эта страна называлась Персией (Иран)

Родина цейлонского чая (Шри-Ланка)

Они спорят из-за Курильских островов (Япония и Россия)

Вопросы любителям путешествий

В какую страну Азии мы отправимся ,чтобы.

Увидеть праздник сакуры (Япония)

Совершить паломничество в Мекку (С.Аравия)

Искупаться в священной реке Ганг (Индия)

Совершить восхождение на Эверест (Непал)

Пополнить коллекцию оружия из дамасской стали (Сирия)

Увидеть руины легендарного города Троя и гробницы первых правителей Османской империи (Турция)

Посмотреть мечети Самарканда (Узбекистан)

Посетить музей ковров в Тегеране (Ирак)

Сфотографироваться на фоне вулкана Фудзияма, Кракатау (Япония, Индонезия)

Посетить мавзолей Тадж-Махал (Индия)

Побродить по старым улочкам Иерусалима (Израиль)

Научиться есть палочками и писать иероглифами (Китай, Япония)

Попробовать настоящий цейлонский чай (Шри-Ланка)

Научиться искусству икебана (Япония)

Увидеть старые камни древнего города Вавилона (Ирак)

2. Актуализация знаний

Работа у политической карты:

1) Какие субрегионы выделяют в Зарубежной Азии? Покажи на карте 3-4 страны Южной, Юго-Западной, Юго-Восточной, Центральной и Восточной Азии? Назови республики Средней Азии.

2) Приведи примеры стран с различным географическим положением: внутренние и приморские, островные и полуостровные.

3) Как различаются страны по форме правления? Назови монархии и республики в Азии.

4) Что означают аббревиатуры: АТР, СНГ, НИС, ОПЕК, АСЕАН? Какие из стран Азии входят в эти организации?

Словарная работа:

1. АТР ( Азиатско - Тихоокеанский регион ) включает страны Восточной и Юго-Восточной Азии, выходящие к Тихому океану и Австралию (30-45 стран)

2. АСЕАН ( Ассоциация стран Юго-Восточной Азии ) 1967 г. 10 стран (Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Мьянма, Камбоджа). Цель: экономическое, социальное, культурное сотрудничество и развитие отношение между государствами региона.

3. ОПЕК ( Организация стран-экспортеров нефти ) 1960г. 13 государств

(7 стран в Азии), ( Саудовская Аравия, Иран, Ирак, Кувейт, ОАЭ, Катар, Индонезия, Алжир, Ливия, Нигерия, Габон, Венесуэла, Эквадор). Цель: установление мировых цен на нефть и контроль за добычей и продажей нефти.

4. НИС (Новые индустриальные страны) : Республика Корея, Сингапур , Тайвань, Малайзия, Таиланд, Индонезия.

5. СНГ (Содружество независимых государств) Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Туркмения, Армения, Азербайджан)

3. Формирование новых знаний

Проблема: Действительно ли 21 век может стать веком Азии?

А как вы думаете? Гипотеза (да, нет)

Постарайтесь к концу урока подобрать аргументы в пользу этого утверждения или опровергнуть его. Подумаем вместе, что для этого надо знать?

- природные ресурсы региона

- население и трудовые ресурсы

Поэтому тема нашего урока…

Для начала попробуем дать характеристику главным центрам экономики З.Азии и вспомним полицентрическую модель мирового хозяйства.

Из 10 центров мирового хозяйства 5 находятся в пределах Зарубежной Азии. Среди них 3 отдельных страны и 2 группы стран.

Характеристика главных центров экономики Зарубежной Азии

ЦЕНТРЫ ЭКОНОМИКИ

4. НИС (Республика Корея, Тайвань, Гонконг, Малайзия, Индонезия…)

5. Страны Персидского залива (Ирак, Кувейт, Саудовская Аравия…)

Может ли 21 век стать веком Азии?

КИТАЙ - крупнейшее по территории и населению государство Зарубежной Азии, лидер мировой экономики по объему ВВП.

В своем социально-экономическом развитии не раз испытывал и взлеты, и падения. Но в конце 70-х годов в стране началось осуществление экономической реформы, основанной на сочетании планового и рыночного хозяйства. Она привела к такому подъему экономики, что уже в 1990 году по размерам ВВП Китай выходит на 3 место в мире после США и Японии, а еще через несколько лет в 2006 году, обогнав Японию, становится вторым в мировом экономическом рейтинге. Хотя Китай находится еще на индустриальной стадии развития и по душевым экономическим показателям отстает не только от стран Севера, но и от многих стран Юга, его впечатляющие социально-экономические достижения во многом определяют прогресс Азиатско-Тихоокеанского региона. Специалисты прогнозируют, что его ВВП к 2020 году увеличится в 4 раза. Сегодня Китай – это третий по экономической мощи центр мирового хозяйства после Северной Америки и Зарубежной Европы

4. Проблемный вопрос:

Почему некоторые ученые говорят, что 21-й век может стать веком Азии?

Приведите аргументы в пользу этого утверждения. Заполни таблицу.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данной разработки дать развернутую характеристику региона Зарубежная Азия. Урок носит лекционный характер с элементами практикума.

Тема: "Общая характеристика Зарубежной Азии. Природно-ресурсный потенциал"

Предмет: География

Учебно-воспитательные цели урока:

Выявить типологические черты стран Зарубежной Азии, показать экономическую и социальную отсталость некоторых стран.

Формировать знания о политической карте Зарубежной Азии.

Дать хозяйственную оценку природным ресурсам и природным условиям, показать особую роль природно-ресурсного фактора в экономическом и социальном развитии стран.

Продолжать формировать умения работать с картами и таблицами, составлять развёрнутый план изучаемого материала в процессе проведения занятий.

Средства Обучения: Политическая карта Азии, карта полезных ископаемых мира, географические атласы для 10 класса, хрестоматия по экономической и социальной географии мира, учебное пособие по географии.

определение готовности учащихся к уроку и конспектированию материала.

анализ контрольной работы по странам Европы.

постановка целей и задач урока.

Мотивация учебной деятельности.

Изучение нового материала.

1. Отличительные особенности стран Зарубежной Азии:

Территория – 27,7млн.кв.км (уступает только Африке)

Население-3,75 млрд. человек (превосходит все другие регионы)

На политической карте Зарубежной Азии – 38 суверенных государств( многие из них относятся к древнейшим в мире)

Зарубежная Азия – один из очагов зарождения человечества, родин земледелия, искусственного орошения, городов, многих культурных ценностей.

Почти все страны относятся к числу развивающихся.

В составе Зарубежной Азии выделяют четыре субрегиона:

Центральная и Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Юго-Западная Азия

Экономически развитые страны (Израиль, Япония).

(Саудовсткая Аравия, ОАЭ и т.д.)

Новые индустриальные страны

Наименее развитые страны

Развивающиеся супер страны (Китай, Индия)

Неоднородность стран и колониальное прошлое вызывает обострение территориальных, политических и межнациональных проблем в регионе.

- КНДР – республика Корея

- Израиль – Палестинская автономия

Практическое задание 1: Выделить основных стран представителей субрегионов Зарубежной Азии. Заполнить таблицу.

Субрегионы Зарубежной Азии

Центральная и Восточная Азия

Юго-Восточная Азия

Юго-Западная Азия

2. Общая характеристика стран: территория, границы, положение.

Территория Зарубежной Азии протягивается с севера на юг почти на 7 тыс. км, а с запада на восток более чем на 10 тыс. км.

Две страны – Китай и Индия относятся к странам –гигантам, большинство остальных – к довольно крупным странам (Турция, Монголия, Казахстан и др.), есть микрогосударства (Сингапур).

Границы проходят по хорошо выраженным границам (горам и рекам)

Экономико-географическое положение характеризуется тремя главными чертами:

во-первых, это соседское положение, которое во многом объединяет страны каждого из четырёх субрегионов Азии

во-вторых, это приморское положение большинства стран, обеспечивающих выход к морям 3-х океанов, где проходят важнейшие мировые торговые пути

в третьих, это глубинное положение некоторых стран, которое в целом значительно менее выгодно.

3. Политическая карта зарубежной Азии:

претерпела большие изменения за последнее время

перед второй мировой войной в колониях и полуколониях жило 90% её населения

в настоящее время почт все страны региона – суверенные государства

На Ближнем Востоке ещё не решена проблема палестинского государства, Корея разделена демаркационной линией на КНДР и Республику Корея, существуют территориальные споры между Ираном и Ираком, Индией и Пакистаном, Японией и Россией.

в Зарубежной Азии представлены и республики, и монархии, и унитарные, и федеративные государства

Государственный строй стран Зарубежной Азии

Форма правления

Форма административно-территориального устройства

Унитарные государства

Федеративные государства

Конституционные

4. Природные условия и ресурсы:

В Целом минеральные региона создают базу для развития тяжёлой промышленности, и отличается большим разнообразием.

Основные бассейны каменного угля, железных и марганцевых руд сосредоточены в Китайской и Индостанской платформах.

В горных странах сосредоточены руды цветных и редких металлов.

Главное богатство региона – нефть, которая во многом определяет его роль в международном географическом разделении труда. Запасы нефти сосредоточены в странах Юго-Западной Азии (Саудовской Аравии, Кувейте, Ираке, Иране).

Азиатски регион обладает природными богатствами и отличается их разнообразием. Азия это регион с богатейшими минеральными ресурсами. Но если раньше главными богатствами Азии считалось золото, драгоценные и полудрагоценными камнями, то сейчас к этому перечню добавилась нефть, газ, каменный уголь и разнообразные руды.

Главное богатство региона, определяющее его в международном географическом разделении труда это нефть. В области Персидского залива расположена одна из крупнейших в мире нефтегазоносных провинций (Иран, Ирак, Саудовская Аравия, Кувейт, Бахрейн, ОАЭ, Катар). Крупные запасы нефти и газа имеются в Индонезии, Мьянме.

Бедна Зарубежная Азия земельными ресурсами большая часть региона занята горами, песчаными и каменными пустынями.

Избыток водных и лесных ресурсов в Юго-Восточной Азии, сочетается с дефицитом в Юго-Западной и Центральной Азии.

Зарубежная Азия располагает большими и перспективными рекреационными ресурсами (Азия обладает памятниками культурного наследия).

Виды полезных ископаемых

Саудовская Аравия

5.Население Зарубежной Азии

Численность населения региона существенно превышает 3млрд. человек.

В Зарубежной Азии находятся шесть из десяти крупнейших по численности населения стран мира: Индия, Китай, Индонезия, Пакистан, Япония и Бангладеш.

Состав населения Зарубежной Азии отличается большим разнообразием. Особенно пестра этническая картина. В Азии проживает более тысячи народов; население говорит на более чем пятистах языках.

Азия это регион многонациональных стран. Этот регион является родиной трех мировых религий: христианство, ислам, буддизм.

Сложность этнических и религиозного состава ряда азиатских стран приводит к возникновению многих межэтнических и религиозных конфликтов.

Размещение населения тесно связано с природными условиями. Их разнообразие и контрастность объясняет крайнюю неравномерность размещения населения. Абсолютное большинство населения проживает на побережье морей и океанов и по берегам крупных рек.

6.Хозяйство Зарубежной Азии

Характер и уровень экономического развития стран Зарубежной Азии также отличается значительной контрастностью.

В Азии находится одна из самых высокоразвитых стран мира Япония и наиболее бедные и отсталые страны Афганистан, Непал, Бутен.

Задание: учебник В.П. Максаковский ответить на вопрос, какова роль хозяйства Азии на мировой арене?

7.Зарубежная Азия в системе международных экономических отношений (МЭО)

Крупнейшие страны лидеры (Япония, Китай)

Страны экспортеры нефти

(Саудовская Аравия, Кувейт, Иран, Индонезия)

Страны поставщики сырья и аграрной продукции

(Лаос, Монголия и т.д.)

Новые финансовые центры

Новые индустриальные страны

(Юж. Корея, Таиланд, Малайзия, Сингапур)

Страны Зарубежной Азии в системе международных экономических отношений имеют довольно крепкие позиции. Особенно велика роль региона в традиционных поставках минерального сырья и сельскохозяйственной продукции на мировые рынки. Во второй половине 20в. выросла роль азиатских стран в качестве экспортеров готовой промышленной продукции.

8. Природно-ресурсные предпосылки для развития сельского хозяйства очень разнообразны. Тем не менее для большинства стран существует две главные проблемы:

во-первых, это проблема недостатка земельных ресурсов (наличие больших горных массивов, пустынных и полупустынных пространств). Низкая обеспеченность пашней из расчёта на душу населения в странах региона и составляет всего 0,1-0,2 га.

во-вторых, это проблема рационального использования агроклиматических ресурсов(запасы тепла на большей части территории региона обеспечивают вегетацию растений почти круглый год, а ресурсы влаги распределены крайне неравномерно). Многие страны используют искусственное орошение полей. Здесь находится ¾ орошаемых земель мира.

Читайте также: