Мелодией одной звучат печаль и радость 8 класс презентация и конспект

Обновлено: 06.07.2024

3 Актуализация знаний. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА. ВОКАЛЬНАЯ МУЗЫКА это музыка, в которой голос главенствует или равноправен с инструментами, с сопровождением или a cappella.

8 РАБОТА В ГРУППАХ по выявлению восприятия музыкальных произведений Задание 1 группе -Вы прослушали баркаролы Ф. Мендельсона и М. Глинки. Что общего заметили? Задание 2 группе -Что напоминают мелодии этих произведений?

9 Зарядка для глаз по технологии В. Ф. Базарного

10 БАРКАРОЛА БАРКАРОЛА- род музыкального или вокального произведения мелодического характера в медленном темпе, связанное с изображением катания на лодке.

12 Подведение итогов. МУЗЫКАЛЬНАЯ ВИКТОРИНА: - С какими жанрами музыки мы познакомились? - - Под каким названием перешла форма романса в инструментальную музыку? - - Кто был автором этого названия? - - С каким произведением Ф. Мендельсона мы познакомились на уроке? - К какому жанру это произведение относится? - С какой вокальной баркаролой мы познакомились?

13 Рефлексия. Удался ли урок? Интересен ли он был? Что было сложным и непонятным? Может ли музыка звучать как исповедь души человека?

14 Самооценка и оценивание учебной деятельности учащихся учителем. Алгоритм самооценки. Всё ли ты запомнил, о чём говорилось на уроке ? Был ли ты активен на уроке ? Были ли твои ответы безошибочны ? Была ли твоя речь правильной, последовательной, выразительной ?

15 Использованные источники Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Уроки музыки: 5-6 класс: пособие для учителя.-М.:Просвещение, Зарубежная классическая музыка 423d1db141a3/?interface=teacher&class[]=49&subject[]=33 Произведения искусства из собрания Государственной Третьяковской галереи (N ) 909ef5813fdc/?interface=teacher&class[]=42&class[]=44& subject=33 Русская классическая музыка (N 22638) 552f31d9b164/?interface=teacher&class=43&subject=33

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

Личностные:

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.

Предметные:

— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.

Задачи:

– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

- продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;

- развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.

II ЧЕТВЕРТЬ

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— осознание изменчивости, подвижности, многообразия нюансов настроений, воплощённых в произведениях искусства.

— осознание и анализ образов радости, света, счастья в музыке В.А. Моцарта.

— знание строения классического инструментального концерта на примере Концерта № 23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Цель: Подчеркнуть жизненность искусства прошлого на примере творчества Моцарта.

– формировать умение следить за развитием образа, сопереживать, сочувствовать музыкальному образу;

- продолжить знакомство с творчеством В.А. Моцарта;

- развивающая – развивать творческое мышление, умение анализировать и обобщать;

- воспитательная – пробудить у учащихся интерес к музыке.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по произведению В. А. Моцарта.

Учебно-дидактическое обеспечение:

Формы педагогического контроля: Контроль понимания и эстетической оценки светлых, позитивных, радостных образов в искусстве. Контроль осознания этической ценности и необходимости темы радости в музыке. Контроль знания черт творческого облика В.А. Моцарта. Контроль участия каждого ученика в беседах и дискуссиях. Контроль умения высказать и отстоять собственную позицию в споре на темы культуры, творчества, искусства, музыки. Контроль развития вокально-певческих навыков. Контроль умения проанализировать нотные примеры разного содержания, обозначить в них музыкально-выразительные средства и объяснить их значение и влияние на характер произведения.

Организационный момент

- В начале сегодняшнего урока необходимо прослушать и вспомнить музыкальное произведение одного из русских композиторов, передающее человеческие чувства. Это позволит нам включиться в восприятие нового музыкального материала.

? Что это за музыкальное произведение? Какие настроения передаёт музыка данного музыкального фрагмента?

Ответы обучающихся.

- Да, это одна из песен гусляра Садко.

? А с какой целью композитор Римский-Корсаков включил в свою оперу весёлые народные песни и пляски?

Можно ли считать, что Хороводная песня Садко воплощает состояние всепоглощающей, безраздельной радости? Почему? Связано ли это с народностью песни?

Ответы обучающихся.

2. Целеполагание

- Верно, весёлые народные песни и пляски отличаются безраздельной удалью, искрят безудержным весельем.

Но не только народная музыка знает состояния чистой радости, ничем не замутнённого веселья, когда мир кажется вечно юным, беспечным и лучезарным. Вспомним, например, страницы произведений Баха и Моцарта, Шуберта и Грига…

Однако атмосфера радости, присутствующая во многих великих произведениях, редко бывает только безоблачной. Скорее, радость присутствует в них как сила, одержавшая верх над тревожным или тёмным началом, над грустью или сомнениями.

Потому рассмотрим сегодня и сравним, исследуем характер частей одного из самых радостных произведений мировой музыкальной культуры – Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта. Именно это будет являться основной целью нашего урока.

А также познакомимся с эпизодами его биографии и их влиянием на творчество, что может повысить ваш интерес и эмоциональную отзывчивость к музыке Моцарта, и классической музыке в целом.

Перед прослушиванием музыки В.А. Моцарта обратим внимание на репродукции картин — портреты и пейзаж с изображением дома композитора.

? Что вы можете сказать об этом гениальном человеке, глядя на его портреты? Дайте характеристику дома Моцарта, изображённом на репродукции картины К. Хайда.



Неизвестный художник. И. Бюхе. Моцарт за сочинением произведений. Фрагмент

Портрет В.А. Моцарта


К. Хайд. Дом Моцарта

- На портретах можно отметить вдохновенное, творческое выражение лица композитора, утончённость и изысканность его облика, изящную одежду, соответствующую моде классицизма.

- Характеризуя изображение дома Моцарта на репродукции картины К. Хайда, мы отмечаем красивый гористый пейзаж Зальцбурга, солнечную радостную погоду, простоту и демократичность дома, в котором прошло детство композитора.

4. Жанр Инструментального концерта в музыке Моцарта

Моцарт писал концерты для фортепиано, скрипки, духовых инструментов. Не было почти ни одного инструмента, для которого Моцарт не написал бы концертов. Он всегда развивал, обогащал виртуозные и выразительные возможности солирующего инструмента. Драматургия концертов Моцарта строится на соревновании, состязании, споре партий солиста и оркестра.

Концерты Моцарта имеют трёхчастное строение. Первая часть обычно активна, энергична, написана в быстром темпе. Вторая часть концерта медленная, певучая, она воплощает лирические образы. Третья часть — картина праздника, веселья, часто с влиянием народных песенно-танцевальных образов.

Остановимся поподробнее на фортепианных концертах В.А. Моцарта (Презентация):

1) Клавирные концерты. Обилие клавирных произведений в 1782–1786 гг. прямым образом связано было с концертной деятельностью Моцарта: в это время она достигла наивысшего расцвета. Первенства Моцарта как клавесиниста не мог оспаривать никто; он был самым популярным, самым признанным и любимым музыкантом Вены, бессменным победителем в состязаниях даже со всемирно известными исполнителями…

Итак, музыка фортепианного Концерта №23 Вольфганга Амадея Моцарта.

5. Слушание музыки. В.А. Моцарт. Концерт №23 для фортепиано с оркестром

Первые же такты Концерта погружают нас в атмосферу грациозной весёлости, такой своеобразно-неповторимой у Моцарта. Что слышится нам в этой музыке?

1) Прослушивание фрагмента I части Концерта. Музыкальный анализ:

- В музыке 1-ой части Концерта слышится спокойная и светлая радость, выражаемая то в певучей линии мелодии, то в лёгком ощущении танцевальности, такой милой, непринуждённой, такой по-детски чистой…

- Слушаем фрагмент II части Концерта Моцарта.

2) Прослушивание фрагмента II части. Музыкальный анализ:

- Начало 2-ой части звучит трогательно и грустно, тема пленяет своей щемящей нежностью, печальной, певучей, бесконечно прекрасной.

- Откуда такая грусть? Может быть, это преходящее настроение, лишь оттеняющее весёлость предыдущей части?

Согласитесь, ведь прослушав Адажио (2-ю часть), мы уже по-новому начинаем воспринимать и характер 1-ой части. Так ли она безмятежна, как можно было предположить изначально?

Прослушайте 1-ю часть ещё раз.

3) Повторное прослушивание фрагмента I части.

- Возвращаясь к этой музыке, мы ещё раз убеждаемся, что безоблачные состояния в ней крайне редки, как редки они в настроениях людей. Недаром многие музыканты признавали Моцарта великим художником, изображавшим реального, живого человека со всеми его мечтаниями, противоречиями, сомнениями.

3-я же часть (Финал) Концерта снова возвращает нас к ощущению радости и света.

4) Прослушивание фрагмента Финала Концерта №23 Моцарта. Музыкальный анализ:

- Здесь, наверное, точнее было бы сказать о новой радости – радости, познавшей тревоги и невзгоды, преодолевшей их и возносящей смысл произведения на новую высоту торжествующего света.

5) Вывод

Так в рамках одного произведения мы видим столь различные стороны одного эмоционального состояния.

6. Работа над нотными примерами

В нотных примерах 6–8 (ст. 43-46 Учебника) приведены фрагменты всех частей Концерта В.А. Моцарта.

Пример 6 — это начало I части, исполняемое оркестром. Солист (фортепиано) вступает позже, после оркестрового вступления. Вы видите клавир — фортепианное переложение оркестровой партитуры. Таким образом, каждый звук этого примера поручен разным инструментам, в клавире как бы скрыто звучание всего оркестра. Жизнерадостный, светлый характер музыки создаётся благодаря звучанию полётной мелодии и аккордового аккомпанемента в быстром темпе, мажорном ладу, тихой динамике. Часто и прихотливо меняются штрихи — небольшие лиги соседствуют с отрывистым звучанием звуков. Фактура достаточно прозрачна и легка.

Вторая часть (нотный пример 7) представляет собой тихую и печальную музыку в жанре сицилианы. (Сицилиа́на (итал. siciliana — сицилийская) — старинный итальянский танец пасторального характера, возможно, сицилийского происхождения). Триольное движение в медленном темпе и минорном ладу создаёт ощущение раздумья, трогательного признания. Хроматические ходы в мелодии придают музыке изысканный характер сожаления, они подобны вздохам.

В нотном примере 8 приведена основная тема финала — кипучая, энергичная, стремительная. Эта мелодия в финале проходит то у солиста, то у оркестра. Выразительность мелодии Моцарта — в её непредсказуемости, разнообразии, многогранности. Каждый такт готовит для слушателя новые сюрпризы и неожиданности. В музыке то и дело слышатся смех, шутки, весёлые возгласы оркестра и задорные ответы солиста.

7. По страницам жизненного и творческого пути В.А. Моцарта

- Более 250 лет назад на свет появился музыкальный гений, чьё имя стало синонимом гармонии. Творчество Моцарта глубоко гуманистично. Страстная любовь к жизни и к человеку, неиссякаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - таковы основы мироощущения Моцарта, нашедшие отражение в его музыке.

Родился Вольфганг Амадей Моцарт 27 января 1756 года в австрийском городе Зальцбурге. Музыкальное образование получил под руководством отца – скрипача и дирижёра, умного, образованного человека. Моцарт стал учиться музыке с трёх лет, а в пять лет уже сочинил свой первый менуэт.

В аристократических салонах Вены только и разговору было, что о музыкально одарённом вундеркинде из Зальцбурга, восхитительно играющем на клавесине. Да что там клавесин, – маленький волшебник виртуозно играл на всём, что способно звучать, блестяще отгадывал музыкальные загадки и с невиданной лёгкостью сочинял сложнейшие концерты! И это шести лет от роду!

В конце 1769 года отец и сын отправились в Италию – признание в этой музыкальной столице было необходимо для каждого уважающего себя музыканта. Поразили итальянцев фантастически тонкий слух Вольфганга, его гениальная память. Находясь в Риме в Сикстинской капелле во время исполнения многоголосного хорового произведения, Моцарт запомнил его и, придя дамой, записал. Произведение это считалось собственностью церкви и исполнялось раз в год. Выносить ноты из церкви или переписывать их запрещалось под страхом тяжелого наказания. Но перед чудесным музыкантом отступила и церковь: ведь Моцарт не выносил нот и не списывал их, он только запомнил!

Успехи Вольфганга превзошли все ожидания отца. Вот теперь-то, казалось ему, он устроит судьбу своего сына, надежно обеспечит его существование. Его сын не будет вести скучную жизнь провинциального музыканта в Зальцбурге, где музыкальные интересы так ограничены.

Но этим надеждам не суждено было осуществиться. Трудное, но счастливое детство и юность кончились. Началась жизнь, полная творческих свершений и несбывшихся надежд.

Родной город встретил прославленных путешественников неприветливо. К этому времени старый князь, относившийся с пониманием к гастролям Моцартов, умер. Новый правитель Зальцбурга граф Колоредо оказался властным и жестоким человеком. Он пользовался любым поводом, чтобы сильно обидеть юношу. Унизительное положение музыканта-слуги делало жизнь Моцарта невыносимой. Граф Колоредо запрещал ему даже выступать в концертах без своего разрешения. И никаких поездок! Моцарту пришлось вытерпеть немало обид от графа и рабскую зависимость, унижения. Почти 5 лет Моцарт провел в захолустном Зальцбурге, разбирая свои впечатления от странствий, от падения с вершины успеха и славы до положения слуги-музыканта.

Как отражение состояния души Моцарта в это время – появление Симфонии соль минор, получившей порядковый номер 40. Эта всемирно известная симфония – глубоко личное произведение. Прослушайте фрагмент одной из частей – Аллегро.

Прослушивание музыкального фрагмента Симфонии №40 Моцарта.

Вся она полна волнения и тревоги, трагизма. Такой музыки до Моцарта ещё никто не создавал!

В ней композитор предстает человеком весёлым и переполняемым любовью.

Вскоре композитор женится. Семейная жизнь Моцарта сложилась в основном счастливо. Его женой стала Констанца Вебер. Констанца была весёлой, жизнерадостной, привлекательной девушкой. Констанца подарила Моцарту шестерых детей, но выжили только двое – Карл Томас и Франц Ксавьер. Первый стал обычным чиновником, а из Франца получился неплохой музыкант.

Младший сын, Франц Ксавьер был способным пианистом и композитором, учился у лучших музыкантов Вены, почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. И по сей день в консерватории звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Амадея Моцарта.

Моцарт пишет в разных жанрах, но особое предпочтение отдает опере. Его опера – это философская сказка.

К радости и ужасу Моцарта деньги за произведение он получает сразу. Заказ был необычным - незнакомец заказал заупокойную мессу в то время как Моцарт славился на весь мир своими жизнелюбивыми и радостными сочинениями. Это посещение произвело на Моцарта подавляющее впечатление: давно испытывая недомогание, Моцарт воспринял этот заказ как пророчество своей близкой смерти.

Текст песни (1969 г.):

Моцарт на старенькой скрипке играет,

Моцарт играет, а скрипка поёт,

Моцарт Отечества не выбирает -

Просто играет всю жизнь напролёт.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не оставляйте стараний, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Где-нибудь на остановке конечной

Скажем спасибо и этой судьбе.

Но из грехов своей родины вечной

Не сотворить бы кумира себе.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не расставайтесь с надеждой, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

Коротки наши лета молодые.

Миг - и развеются, как на кострах,

Красный камзол, башмаки золотые,

Белый парик, рукава в кружевах.

Припев: Ах, ничего, что всегда, как известно,

Наша судьба - то гульба, то пальба.

Не обращайте вниманья, маэстро,

Не убирайте ладони со лба.

9. Рефлексия (Викторина)

Вольфганг Амадей Моцарт – итальянский, английский или австрийский композитор?

В каком веке жил В.А. Моцарт?

Cын В.А. Моцарта был скульптором или музыкантом?

Какие музыкальные произведения были написаны первым и последним?

С одинаковой силой в музыке Моцарта передаются и ощущение полноты жизни, и радость бытия: одновременно страдания человека, испытывающего гнёт несправедливого социального строя, и эмоции человека, страстно стремящегося к счастью, к радости.

Скорбь в музыке Моцарта нередко достигает трагизма, но преобладает ясный, гармоничный, жизнеутверждающий строй.

Вообще в музыке чаще встречается смена настроений, чем их безраздельное господство.

11. Вопросы и задания

Охарактеризуй настроение каждой из 3-ех частей Концерта №23 для фортепиано с оркестром В.А. Моцарта.

Как ты считаешь, случайно ли использование композиторами крупных форм – симфоний, концертов, сонат – для воплощения мира человеческих эмоций? Объясни свой ответ.

МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛОВАРИК: Инструментальный концерт. Клавир. Клавесин. Адажио. Сицилиана. Реквием. Лакримоза.

Урок комбинированного типа, представляет собой актуализацию знаний учащихся по вокальной музыке и знакомство с такими жанрами, как вокализ, баркарола. На уроке осуществляется фронтальная, индивидуальная работа и работа в группах по восприятию музыки. Дети учатся сравнивать и обобщать полученные знания в процессе урока. На уроке реализуется здоровьесберегающий компонент: гимнастика для глаз по технологии Базарного. На этапе самооценки для учащихся дан алгоритм. Рефлексия способствует адекватной самооценки учащимся. Домашнее задание носит творческий характер.



Целевая аудитория: для 5 класса

Я считаю, что данный урок нельзя назвать полноценным, поскольку отсутствуют музыкальные файлы, о которых говорится в разработке, хоть и материал включает подробный конспект и презентацию.

avatar

2 berkovichtanya131 • 07:35, 17.06.2015

Отличный урок ,который отвечает требованиям ФГОСа. Проблемы с музыкой нет- это все можно скачать! Большое спасибо автору!

Физкультминутки

Физкультминутки обеспечивают кратковременный отдых детей на уроке, а также способствуют переключению внимания с одного вида деятельности на другой.

Свидетельство о публикации презентации

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

350 лет Петру I

8 марта

Маркер СМИ

© 2007 - 2022 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель: Никитенко Евгений Игоревич

Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Описание презентации по отдельным слайдам:

… Мелодия всемирная истома, Как соль в воде, растворена во всём… Евгений Винокуров

Немало на свете и весёлых мелодий, рождённых в минуты радости или в дни праздников. Даже среди серенад - большей частью грустных и задумчивых – можно найти жизнерадостные и подвижные мелодии, полные очарования и оптимизма (оптимизм – бодрость, жизнерадостность).

В Вене XVIII века было принято устраивать небольшие ночные концерты под окнами того человека, которого хотели отметить вниманием. Разумеется, смысл музыки, исполнявшейся в его честь, был вовсе не лирическим и не сокровенным, как в любовной серенаде, а скорее забавным и чуть озорным. В таком ночном концерте участвовало несколько человек - ведь радость объединяет людей!

Для исполнения серенады Моцарта требовался струнный оркестр - собрание виртуозных и выразительных инструментов, так волшебно певших в тишине венской ночи. Ст. Седлачек. Молодой Моцарт за спинетом

Последние часы жизни Моцарта, картина работы Г. Н. О Нила, 1860-е гг.

Читайте также: