Подготовка к огэ пунктуационный анализ конспект урока 9 класс

Обновлено: 05.07.2024

Класс: 9
Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Подготовка к ГИА: повторение пунктуации.

Повторение пунктуации сложного предложения через индивидуальную, парную и групповую работу на уроке.

Образовательные: организовать деятельность учащихся по подготовке к ГИА, по повторению пунктуационных правил, помочь осознать практическую значимость изученного материала.
Развивающие: создать условия для развития творческого, логического мышления учащихся, повышать их сознательную мотивацию, учить выделять главное, анализировать; учить формулировать свои мысли.
Воспитательные: воспитывать эстетические чувства, внимание к слову, прививать уважение к пунктуационному богатству русского языка, прививать любовь к своей малой родине.

Личностные УУД : осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к нему, стремление к речевому самосовершенствованию, осознание необходимости подготовки к ГИА.

Регулятивные УУД : формулирование темы урока, цели, принятие и сохранение учебной задачи, соотнесение цели и результатов своей деятельности.

Коммуникативные УУД : планирование учебного сотрудничества с другими участниками группы, умение строить связное монологическое высказывание в учебно-научном стиле, осуществление речевого самоконтроля в учебной деятельности и повседневной практике.

Познавательные УУД: знание определения изученных терминов, умение производить синтаксический разбор предложения, работать с текстом, анализировать, выстраивать последовательность, систематизировать, извлекать информацию из источников, представленных в разных формах (текст, образец) и преобразовывать её из одной формы в другую (составлять схему), анализировать, строить рассуждения, делать выводы, уметь находить ответы на вопросы, используя свои знания.

Предметные : обучающийся повторит основные понятия синтаксиса и пунктуации; правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

Личностные: обучающийся сможет оценить свои знания по пунктуации, готовность к ГИА.

Метапредметные: обучающийся расширит знания об универсальности знаков (в частности знаков препинания) и знаний по разным учебным предметам.

математика, география, литература

фронтальная, индивидуальная, парная, групповая

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Организационный момент. Мотивация учебной деятельности учащихся

Добрый день, ребята! Рада вас видеть на уроке. Древнеримский писатель Петроний Арбитр Гай утверждал:

Как вы понимаете его слова?

Посмотрите на слайд (2), что объединяет эти фигуры? (Это знаки).

Мы живём в мире знаков, и каждый из них имеет свой смысл. Почти ежедневно мы встречаемся со знаками в SMS-ках.

Предполагают, что может объединять эти фигуры.

Постановка цели и задач урока

О чём идёт речь?

Как вы думаете, как звучит тема урока? Какова наша цель?

Актуально ли сегодня знать правила постановки знаков препинания?

Мы, действительно, повторим правила постановки знаков препинания в сложном предложении.

Отвечают на вопрос учителя.

Систематизация знаний Время: 4 мин.

Предлагаю поработать в парах, вспомнить теорию. Перед вами карточки, в которых нужно установить соответствие. (Приложение 1)

Время работы – 3 минуты.

Самопроверка, ответ на слайде и озвучен учителем.

Ответ: 1 г, 2 в, 3 д, 4 а, 5 б

Работают в парах, сопоставляют термин и определение.

Включение системы знаний в учебную деятельность

Физминутка. 2 мин

Чтобы применить теорию на практике, предлагаю объединиться в группы и выполнить задания. Время выполнения – 6 мин.

Игра на коммуникативность: одновременно, не совещаясь, встать должно столько же человек, сколько пальцев показывает учитель.

Выполняют задание по группам.

Задание для 1 группы : выявите закономерность.

Задание для 2 группы : определите вид предложения (ПП, ССП, СПП, БСП).

Задание для 3 группы : расставьте знаки препинания.

Задание для 4 группы : сочините синквейн к слову запятая и синквейн к слову вопросительный знак.

Проверьте и оцените свои знания. Есть ли отличники?

Выполняют экспресс-тест и оценивают себя по критериям.

1. Укажите количество грамматических основ в предложении № 1. (1)

2. Укажите № запятых, выделяющих обособленное обстоятельство. (1,2)

3. Укажите № запятой, выделяющей обособленное определение. (6)

Домашнее задание вы можете сегодня выбрать: на столе лежат карточки разного уровня сложности (на отлично, хорошо и удовлетворительно). После урока возьмите одну карточку.

Выбирают домашнее задание (представлено на слайде).

Рефлексия учебной деятельности

На уроке мы говорили о знаках препинания. Все они необходимы. А какой знак препинания, по вашему мнению, самый – самый? На карточках в течение 3 минут продолжите предложение, аргументируя своё мнение.

Чтение получившихся текстов.

Письменно продолжают фразу, при желании озвучивают ответ.

Прошу оценить свою работу на уроке, заполнив анкету на карточках.

Озвучивание 1-2 анкет.

Заполняют анкету (рефлексия деятельности на уроке), озвучивают её по желанию.

1. На уроке я работал

2. Своей работой на уроке я

3. Урок мне показался

5. Мое настроение

6. Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

доволен / не доволен

не устал / устал

стало лучше / стало хуже

понятен / не понятен

Задание для 1 группы: выявите закономерность:

Закономерность в том, что (количество запятых совпадает с результатом предложенных примеров).

1. Тесня одна другую раздвинулись горы в бесконечную ширь и даль теряясь в голубой воздушной пыли.

Сумма чисел ноль целых пяти десятых и полутора.

2. Среди этого могучего заколдованного царства течет изумрудная река-красавица Катунь которая врезалась в самое сердце Алтая.

Произведение чисел и

3. Крепко прижалась она к груди великана и стремительно течет вперед.

Сумма противоположных чисел

4. И нет кажется никакой силы могущей остановить ее течение.

Разность частного от деления 25 и 5 и 2

Задание для 2 группы: определите вид предложения (ПП, ССП, СПП, БСП)

1. Знаете ли вы, что такое курвиметр? 2. Это приспособление для точного измерения расстояний на топографических картах, если отрезок имеет извилистую структуру. 3. Этот прибор изобретен достаточно давно, он очень прост по своей конструкции. 4. Курвиметр состоит из зубчатого ролика известного диаметра на ручке и счётчика пройденного количества зубцов. 5. Для измерения длины кривой по ней прокатывают роликом курвиметра. 6. Шкала одного из циферблатов курвиметра размечена в сантиметрах, а шкала другого циферблата - в дюймах .

Задание для 3 группы: расставьте знаки препинания: Григорий Иванович Чорос – Гуркин в произведении Алтай (Плач алтайца на чужбине) с любовью обращается к своей родине О мой Алтай Когда я всхожу на твои высокие хребты как плети раскинувшиеся по голубому небу и оттуда с высоты гляжу на твои голубые ущелья ты встаёшь передо мной мощный нетронутый первобытный

Задание для 4 группы: сочините синквейн к слову запятая и синквейн к слову вопросительный знак.

разделяет, выделяет, обособляет

спрашивает, интересуется, недоумевает

от неё зависит значение предложения

самый любопытный знак препинания

Прочитайте предложения и выполните задание.

1. Знаете ли вы, 5 что к знакам препинания относится также абзац, 6 служащий для выделения значимых частей текста и открывающий совершенно новый ход мыслей. 2. Ещё в недалёком прошлом текст обычно набирался без всяких отступов. 3. Знаки же структурного деления текста часто вписывались краской другого цвета уже после набора основного текста, 7 поэтому для них оставляли пустое место.

4. Предполагают, 8 что однажды вписать знаки забыли, 9 но получившийся текст с отступами читался не хуже, 10 и с тех пор абзацы прочно вошли в типографскую практику.

1. Укажите количество грамматических основ в предложении № 1.

Ответ: ______________ (2)

2. Укажите № запятых, которые разделяют части сложноподчинённого предложения.

Ответ: ______________ (5,7,8)

3. Укажите № запятой, обособляющей определение.

Ответ: ______________ (6)

3 правильных ответа – 5,

2 правильных ответа – 4,

1 правильный ответ – 3.

По моему мнению, самый интересный знак препинания - __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

По моему мнению, самый скучный знак препинания –

По моему мнению, самый весёлый знак препинания –

По моему мнению, самый грустный знак препинания –

По моему мнению, самый сложный знак препинания –

По моему мнению, самый лёгкий знак препинания -

1) Она слезла на первой станции и он долго смотрел с площадки на ее удалявшуюся синюю фигуру и чем дальше она отходила тем яснее ему становилось что он никогда не разлюбит ее. (В. Набоков) 2) Уже светало и когда волчиха пробиралась к себе густым осинником то видно было отчетливо каждую осинку и уже просыпались тетерева и часто вспархивали красивые петухи обеспокоенные неосторожными прыжками и лаем щенка. (А.П. Чехов) 3) Видно было что полковой командир любуется своим полком счастлив им и что все силы его душевные заняты только полком но несмотря на то его подрагивающая походка как будто говорила что кроме военных интересов в душе его немалое место занимают и интересы общественного быта. (Л.Н. Толстой)

1. Конечно (1) не к царскому двору (2) тут дело сразу не заладилось (3) а к большому общему двору российской столицы (4) включавшему людей разных сословий (5) разного чина и звания (6) но объединенных тем (7) что все они были читателями и почитателями Пушкина. (Ю. Нагибин)

2. Солнце еще не вставало (1) но уже заиграл холодок (2) седая роса покрыла травы (3) и первые жаворонки звенели высоко-высоко в полусумрачной воздушной бездне (4) откуда (5) как одинокий глаз (6) смотрела крупная (7) последняя звезда. (И.С. Тургенев)

3. Звон удалялся (1) и (2) по мере того (3) как его переливы доносились все тише (4) в сердце Макара вступало тупое отчаяние. (В.Г. Короленко)

1. Впрочем (1) странный человек пошёл покорно (2) как заведённая машина (3) туда (4) где над городом стояло зарево (5) и (6) точно венец (7) плавало в воздухе кольцо электрических огней.

  1. 1, 2, 4, 5, 6, 7; 3) 1, 2, 3, 4, 6, 7;
  2. 2, 3, 4; 4) 2, 4, 6, 7.

2.Иной раз (1) бывало (2) так жарко (3) что хотелось провести день у воды (4) и (5) если не искупаться (6) то просто полюбоваться на бегущую среди живописных берегов Москву-реку.

3. Джунгли немного поутихли (1) и (2) хотя тишина их была всё же относительной (3) звуки (4) производимые людьми и машинами (5) стали чётче.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Урок русского языка в 9 классе :-)

Чему бы ты ни учился, ты учишься для себя. Петроний Арбитр Гай

Привет -:) передвигаться долго не могу врачи сказали лежать больше нельзя вставать и ходить -:( Максим

Подготовка к ГИА: повторение пунктуации

1. Грамматическая основа 2. Подчинительный союз 3. Бессоюзное сложное предложение 4. Обстоятельство 5. Обособленное определение А. Второстепенный член предложения, который обозначает признак действия или признак признака. Б. Второстепенный член предложения, отвечающий на вопрос КАКОЙ?, на письме выделяется запятым и. В. Служебная часть речи, которая служит для связи частей сложноподчинённого предложения. Г. Главная часть предложения, состоящая из подлежащего и сказуемого. Д. Сложное предложение, части которого связаны по смыслу без помощи союзов.

1. Тесня одна другую , раздвинулись горы в бесконечную ширь и даль , теряясь в голубой воздушной пыли. Сумма чисел ноль целых пяти десятых и полутора . 2 2. Среди этого могучего заколдованного царства течет изумрудная река-красавица Катунь , которая врезалась в самое сердце Алтая. Произведение чисел 1 3. Крепко прижалась она к груди великана и стремительно течет вперед. Сумма противоположных чисел 0 4. И нет , кажется , никакой силы , могущей остановить ее течение. Разность частного от деления 25 и 5 и 2 3 1. Тесня одна другую раздвинулись горы в бесконечную ширь и даль теряясь в голубой воздушной пыли. Сумма чисел ноль целых пять десятых и полтора . 2. Среди этого могучего заколдованного царства течет изумрудная река-красавица Катунь которая врезалась в самое сердце Алтая. Произведение чисел 3. Крепко прижалась она к груди великана и стремительно течет вперед. Сумма противоположных чисел 4. И нет кажется никакой силы могущей остановить ее течение. Разность частного от деления 25 и 5 и 2 1 группа и

2 группа № предложения Вид предложения 1 2 3 4 5 6 Вид предложения СПП СПП БСП ПП ПП ССП

4 группа СИНКВЕЙН - ЗАГАДКА

ЭКСПЕСС - ТЕСТ 1. Укажите количество грамматических основ в предложении № 1. 2 . Укажите № запятых, которые разделяют части сложноподчинённого предложения. 3 . Укажите № запятой, обособляющей определение. 2 5,7,8 6

- обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом.

Знакомимся с заданием.

Во-первых , в ответах может быть сколько угодно цифр. В этом и заключается основная сложность задания. Поэтому каждую цифру, на месте которой может стоять запятая, нужно тщательно проверять.

Во-вторых , если ваш ответ будет отличаться от эталона хотя бы одной цифрой, вы получите за этот ответ, к сожалению, ноль баллов.

В-третьих, ответы к заданию всегда записываются без пробелов и запятых.

Работа с понятиями.

Чтобы правильно выполнить это задание, вспомним, что пунктуация - это система знаков препинания, правила их постановки.

Обособленные члены предложения - о бособленные члены предложения выделяются на письме запятыми, то есть обособляются.

Обособленные определения - такая конструкция представляет собой обычно прилагательное или причастие, как правило, с зависимыми словами. Однако надо помнить, что определения обособляются не во всех случаях.

Обособленные приложения - определение, которое выражено существительным.

Приложения обособляются в тех же случаях, что и любые другие определения.

Обособленные обстоятельства – второстепенные члены предложения, выраженные деепричастиями, деепричастными оборотами.

Чаще всего, говоря об обособленных обстоятельствах, имеют в виду деепричастие или деепричастный оборот. Они выделяются запятыми вне зависимости от того, в каком месте предложения они стоят.

!! Если деепричастный оборот — это фразеологизм, то запятые не нужны.

Он работал спустя рукава (фразеологизм).

Кот, сидевший на подоконнике, выгнул спину (опр.).

Нам, студентам, это неинтересно (прилож.).

Воробей, подлетев к лавочке, стал клевать крошки (обст.).

Несмотря на дождь, мы решили поехать в парк (дополн.).

1.Алгоритм решения задания.

На что нужно обращать внимание, чтобы правильно расставить знаки препинания.

1. Первым делом, находим грамматические основы предложения, подчеркиваем их в тексте и

2. Определяем границы каждого.

Наример. Солнце пригрело, коровы легли отдыхать, пастух сел и задумался. Мы видим, что предложение сложное.

3. Устанавливаем связи между частями сложного предложения.

4. Анализируем каждое простое предложение.

Потренируемся.

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Читаем предложение и выполняем пунктуационный анализ.

Первая запятая . Почему её стоит или не стоит ставить? Первым делом, находим грамматическую основу. Мы видим, что предложение сложное.

Первая основа: немало ученых работало. После цифры один начинается новое предложение, придаточная часть, на которую указывает союзное слово КОТОРЫХ. Оно обычно стоит около запятой и отделяет главную часть от придаточной, но в этом случае произошла перестановка, союзное слово несколько отдалено от запятой. Нас это не должно смущать, если мы интонационно правильно прочитаем предложение и поставим запятую на цифре 1, потому что это СПП, а цифру 2 мы пропускаем.

Третья запятая . Задаем вопрос. Эратосфен какой? Сумевший вычислить диаметр Земли … Слово СУМЕВШИЙ – причастие с зависимыми словами, то есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова. Мы ставим запятую на цифре 3.

Четвертая запятая . На цифре 4 закончился причастный оборот. По правилу, все, что стоит в середине предложения, мы должны закрыть запятой. Ставим запятую 4.

Пятая запятая. Далее по тексту предложения продолжается ряд однородных членов: математик Эвклид какой?

Седьмая запятая . Далее по тексту опять продолжается ряд однородных членов: астроном Аристарх Самосский какой? Почти за две тысячи лет до Коперника установивший. Причастие с зависимыми словами, то есть причастный оборот, который стоит после определяемого слова. Причастие стоит в конце причастного оборота, но нас это не должно смущать, Мы ставим запятую на цифре 8, где причастный оборот заканчивается. Еще мы видим подчинительный союз ЧТО, который является явным показателем того, что началась придаточная часть.

Девятая запятая . Новое предложение: Земля – шар. Задаем вопрос: шар какой? Вращающийся вокруг Солнца.

Наличие суффикса ЮЩ говорит о том, что перед нами снова причастный оборот, который стоит после определяемого слова. На цифре 9 также должна стоять запятая.

Итак, нашим ответом будет последовательность цифр: 13456789. Записываем их без пробелов и запятых в воображаемый бланк. Если какой-то цифры в этом ряду не будет, вам, к сожалению, поставят ноль баллов.

Пунктуационный анализ Порядок

Люди принялись разводить огонь: один принёс сухую жердь, изрубил её на поленья, другой притянул целый ворох хворосту с речки, а третий достал кремень и огниво (С. Аксаков).

Сложное предложение с разными видами связи (бессоюзной и сочинительной), повествовательное, невосклицательное; отделительный знак — точка.

  1. I : II — бессоюзное сложное предложение БСП (II часть — пояснение); знак разделительный, одиночный.
  2. (0), (0) — однородные члены предложения, связанные бессоюзной связью; знак разделительный, одиночный.
  3. 2 — 3 — бессоюзное сложное предложение БСП (смысловые отношения — одновременность событий); знак разделительный, парный.
  4. 3 — 4 — сложносочиненное предложение ССП (смысловые отношения — сопоставление, выражены союзом а); знак разделительный, одиночный

Образец № 2 письменного анализа (Источник)

Спросив, 1 (которая посмирнее), 2 Пьер влез на лошадь, 3 схватился за гриву, 4 прижал каблуки вывернутых ног к животу лошади и, 5 чувствуя, 6 (что очки его спадают) 7 и (что он не в силах отнять рук от гривы и поводьев), 8 поскакал за генералом, 9 возбуждая улыбки штабных, 10 с кургана смотревших на него.

Грамматические основы:

  1. Пьер влез, схватился, прижал и поскакал – грамматическая основа главного предложения
  2. которая (= лошадь) посмирнее (союзное слово которая выступает в функции существительного).
  3. очки спадают
  4. он не в силах отнять

Объяснение знаков препинания

1 и 2 — запятые выделяют придаточное внутри главного;

6 и 8 — запятые выделяют придаточные внутри главного;

  1. Знаки препинания между однородными членами предложения; обособление обстоятельств и определений:

3 и 4 — запятые разделяют однородные сказуемые, связанные бессоюзно;

5 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное одиночным деепричастием;

9 — запятая отделяет обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом;

10 — запятая отделяет обособленное определение, выраженное причастным оборотом и стоящее после определяемого слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения- рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 9.3).

образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; повторение знаний обучающихся о типах речи, изобразительно-выразительных средствах языка, предупреждение речевых ошибок в употреблении деепричастных оборотов, причастных оборотов, вводных слов;

развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, формирование умения проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного текста публицистического характера;

воспитывающие: формирование нравственных качеств учащихся; воспитание патриотизма, исторической памяти.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Средства обучения: компьютер, интерактивная доска, презентация, памятки, толковые словари, словарь синонимов, словарь антонимов.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, историей, литературой. Выдвижение гипотез. Анализ текста, составление алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 9.3.

Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме; компьютерные программные средства - Microsoft Word, Microsoft Power Point и другие для подготовки материала к уроку и самостоятельной работы учащихся. Компьютерная презентация к уроку.

1. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь.

По окончании 9 класса вам предстоит сдавать письменный экзамен по русскому языку, с требованиями к которому вы уже знакомы, например, по пособию И.П. Цыбулько. (Слайд №2). Назовите, пожалуйста, какого рода задания вам предстоит выполнить? (написать сжатое изложение, ответить на тестовые задания по тексту, написать сочинение-рассуждение).

Все верно. Как видим, во всех трех частях основного государственного экзамена нам с вами предстоит работа с текстом.

2. Актуализация знаний.

- Ребята, мы с вами неоднократно работали с текстом и знаем о существовании разных его типов. Давайте вспомним:

1. Какие типы текста нам известны? (повествование, описание, рассуждение).

2. Каковы особенности каждого типа речи?

Описание – это такой тип речи, при котором перечисляются временные или постоянные признаки предметов (явлений). Объект описания всегда определён и раскрывается через перечисление признаков. Предмет описания статичен, действия в описании практически нет. К тексту можно задать вопрос: какой? (Слайд №3).

глагол или слова со значением движения. Последовательность действий подчёркивается

интонацией. К тексту можно задать вопрос: что произошло? (Слайд №4).

Возможно ли смешение типов речи? Какие возможны варианты такого совмещения? (повествование с элементом описания, описание с элементом повествования, повествование с элементом рассуждения, рассуждение с элементом повествования, рассуждение с элементом описания).

- Какому типу речи соответствует данная схема? (Слайд 6).

ІІІ. Вывод. (Это рассуждение).

Вопросы к классу:

- Что такое тезис? (Тезис – это положение, утверждение, которое требуется доказать).

- Аргумент? (Аргументы – это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис).

- Вывод? (Вывод - это заключение, итог проведённого рассуждения)

- На каком этапе экзаменационной работы мы используем эту схему?

(Когда пишем сочинение).

- Сформулируйте тему нашего урока. Предложите ваши гипотезы.

(Подготовка к написанию сочинения-рассуждения)

- Каковы цели урока, чему мы должны научиться на уроке?

(Главная цель: научиться писать сочинение-рассуждение.)

Таким образом, наш урок станет важной ступенькой в освоении умения – создавать текст-рассуждение. Согласитесь, что оно является универсальным: рассуждения письменно и устно нужно уметь создавать на любом уроке.

Анализ текста.

1. Слово учителя:

Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.

К. Г. Паустовский

Часть 1.Познакомьтесь с текстом К.Г. Паустовского.

1)Трудно объяснить, откуда берутся привычки, и притом неожиданные.

8)И всё сбылось. 9)Действительно, самолёт шёл над Тирренским морем.10) Я посмотрел в круглое окно-иллюминатор. 11)В бездонной синеве и глубине появились жёлтые очертания острова, похожего на цветок чертополоха. 12)Это была Корсика. 13)Потом я убедился, что острова с воздуха принимают причудливые формы, так же как и кучевые облака. 14)Эти формы им сообщает наше человеческое воображение.

15) Рим сверкал вдали яростными отражениями солнца в стеклянных стенах многоэтажных новых домов. 16)Радио часто и нервно повторяло, что синьора Парелли ждёт у главного выхода аэровокзала его собственная машина.

17)И мне нестерпимо захотелось домой, в бревенчатый простой дом, на Оку, на Ильинский омут, где меня дожидаются ивы, туманные русские равнинные закаты и друзья.

18)Что же касается розовеющего луча солнца, то я тоже увидел его несколько дней спустя вблизи Парижа в городке Эрменонвиле, где в старинном поместье провёл последние свои годы и умер Жан-Жак Руссо. 19)Я вспомнил такой же розовеющий вечер на Ильинском омуте, и знакомая тоска внезапно стиснула сердце — тоска по нашей просторной земле, своим закатам, своему подорожнику и скромному шороху палой листвы.

20)Прекрасная Франция, конечно, оставалась великолепной, но равнодушной к нам. 21)Тоска по России легла на сердце. 22) С этого дня я начал торопиться домой, на Оку, где всё было так знакомо, так мило и простодушно. 23)У меня холодало под сердцем при одной только мысли, что возвращение на родину может по какой-либо причине задержаться хотя бы на несколько дней. 24)Я полюбил Францию давным-давно. 25)Сначала умозрительно. 26)А потом вплотную, всерьёз. 27)Но я не мог бы ради неё отказаться даже от такой малости, как утренний шафранный луч солнца на бревенчатой стене старой избы. 28)Можно было следить за движением луча по стене, слушать нахальные вопли деревенских петухов и невольно повторять знакомые с детства слова:

На святой Руси петухи кричат —

Скоро будет день на святой Руси.

29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

(По К. Паустовскому)

- Какова тема этого текста?

- Назовите стиль данного текста.

- Какой тип речи использован в тексте?

- Как вы понимаете смысл фразы из прочитанного текста: « 29) Нет! 30)Человеку никак нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца.

- Какова основная мысль текста?

Написание сочинения.

Слово учителя: В ваших ответах на поставленные вопросы прозвучало слово РОДИНА. В сочинении - рассуждении нам предстоит работа именно над этим словом.

Посмотрим, каковы требования задания 9.3 :

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полостью переписанный текст, без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком. (Слайд 7, 8).

1) Работаем со словом

- Что значит дать определение слову? (Объяснить, что слово обозначает, т.е. его лексическое значение).

В данном случае тезисом будет являться лексическое значение слова РОДИНА.

Назовите свои ассоциации со словом РОДИНА. (Отчизна, отечество, колыбель, родная страна, родная земля, отчий край, край отцов, родная сторона, родная сторонка, родные палестины, родные осины, родные места, любовь).

Человек не может прожить без любви к Отечеству. С него-то всё и начинается. Здесь мы рождаемся, растём, взрослеем, начинаем долгий жизненный путь, в котором любовь будет неустанно следовать за нами, помогать, хранить. Спросите у любого, пусть даже у маленького ребёнка: любит ли он свой, дом, город, страну в которой живёт. В ответе можно не сомневаться. Какой высокий смысл заложен в одном коротком слове — родина. И для каждого человека это слово содержит в себе что-то свое, личное, особенное и что-то общее, более значительное. Думая о родине, мы думаем о той великой, прекрасной стране, в которой родились, связываем понятие родины со сложной и интересной, насыщенной и иногда трагической историей родной земли. Мы чувствуем гордость оттого, что являемся частью этой страны, частью этого большого мира. Любовь к родине нам прививают с детства — родители, воспитатели, учителя.

- С чего начинается родина?

- Она начинается с улицы, где проходит наше детство, с отчего дома, с нашей семьи, города или станицы - со всего самого близкого и родного, что называется РОДИНОЙ!

С чего начинается Родина? Когда я задумываюсь об этом, я слышу птичий щебет и чувствую, что солнечные лучи раздвигают шторы и врываются в комнату. Я открываю глаза и вижу утро. Это утро – как начало жизни. Оно сулит погожий день, и ко мне возвращается ощущение полноты жизни.

- Какие однокоренные слова к данному вы можете привести?

- Род, народ, родители, родня, родник, природа, родинка. . .

Вдумайтесь в значение, сосредоточенное в корне. Каково оно? (Это что-то родное, близкое, свое по рождению, по духу.)

- В чём тайна этих названий?

- Тайна в их единстве, нерушимости, однородности. Вот из чего вырастает образ РОДИНЫ.

Молодцы! Итак, мы видим, что Родина начинается с нашего дома, с нашей семьи, с нашего города, со всего, что с ними связано, т. е. с Малой Родины.

Эта тема находит отражение и в лирике. Русская поэзия, созерцая, любуясь, чувствуя, размышляя, осваивает близкие сердцу уголки. Благодаря поэзии, прозе, родина становится очарованием не только для глаз, но и для сердца.

- Откуда мы можем узнать лексическое значение слова? (Из толкового словаря).

Обратимся к толковому словарю С.И.Ожегова. РОДИНА- …

Обратимся к толковому словарю Д.Н.Ушакова. РОДИНА - … (Слайд 9).

Подерём синонимы к слову РОДИНА (слайд №10).

Подберём однокоренные слова к слову РОДИНА.

- Ребята, чтобы вы могли самостоятельно сформулировать определение понятия, как того требует условие задания 9.3, я подобрала для вас высказывания знаменитых людей о РОДИНЕ. Обратите внимание на слайд №11.

Человек без Родины - это песчинка, отданная случайностям времени и пространства.

Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца.

Защита Родины есть защита и своего достоинства.

Любовь к Родине — первое достоинство цивилизованного человека.

Родина мила сердцу не местными красотами, а пленительными воспоминаниями.

Родина - это первая испытанная ласка, первая сознательная мысль, осенившая голову, это запах воздуха деревьев, цветов и полей, первые игры, песни и танцы…
Это последовательные впечатления бытия, детства, отрочества, юности, молодости и зрелости.

У большинства людей чувство родины в обширном смысле - родной страны, отчизны - дополняется ещё чувством родины малой, первоначальной, родины в смысле родных мест, отчих краёв, района, города или деревушки. Эта малая родина со своим особым обликом, со своей- пусть самой скромной и непритязательной – красотой предстаёт человеку в детстве, в пору памятных на всю жизнь впечатлений ребяческой души, и с нею, этой отдельной и личной родиной, он приходит с годами к той большой Родине, что обнимает все малые – и в великом целом своём – для всех одна.

И вокруг любви непобедимой
К сёлам, соснам, к ягодам Руси,
Жизнь моя вращается незримо,
Как земля вокруг своей оси!…

Родина! Она всегда прекрасна. И в осеннем пламени лесов, и в снежном январском раздолье, и в первых весенних цветах, и в золотом разливе хлебных полей!

Кроме матери родной,

Нету матери на свете.

Кроме родины – иной

Нет родной земли на свете.

2) Даем определение

Учитывая определения понятия, данные в Толковых словарях русского языка, мудрые мысли о Родине, попытайтесь дать свое определение данного понятия. (Слайд №12)

Работайте в специально подготовленных для вас Памятках.

3) Пишем вступление

Переходим к написанию вступления (1 абзац вашего сочинения)

Напоминаю, что в абзаце 1 необходимо написать вступление, взяв в качестве тезиса данное вами определение. Написать вступление вам помогут речевые клише (Слайд №13).

Комментарий к тезису.

Комментарий к тезису – 2-3 предложения, содержащие Ваши размышления в соответствии с заявленным тезисом.

Помните, что комментарий должен быть логически связан с дальнейшими аргументами и примерами из текста и вашего жизненного опыта.

Выслушиваются мнения учащихся (1-2 варианта), затем демонстрируется Слайд №14.

4) Приводим аргументы, используя речевые клише (Слайд №15).

1-й аргумент - из прочитанного текста (цитата или № предложения). Дается время на самостоятельное написание, выслушиваются варианты, после чего демонстрируется Слайд №16.

2-й аргумент – из вашего жизненного опыта

(жизненные наблюдения; пример из истории посёлка, города, страны; истории из жизни известных людей или ваших знакомых, из вашей жизни, сведения из СМИ и т.п.).

В данном сочинении 2-м аргументом может служить пример из истории нашего родного города и его жителей.

Задание: Напишите 2-й аргумент, используя приведённые примеры. Проверяется выполнение задания, после чего демонстрируется вариант написания (Слайд № 17).

5) Работаем над заключением. (Слайд №18).

Вывод к сочинению – это общий итог, подтверждающий выдвинутый тезис, без него рассуждение будет незаконченным. Вывод должен быть связан по смыслу с тезисом. (Слайд № 19).

6) Подводим итоги написания сочинения-рассуждения.

Таким образом, сколько частей можно выделить в данном сочинении? (3-4 части). Демонстрация примера сочинения-рассуждения (Слайд № 20).

5.Заключительный этап урока.

Синквейн. А теперь давайте вместе с вами попробуем:

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая)

3. Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, приходит на помощь, придаёт силы, помогает, любит, ценит, верит)

Читайте также: