Переговоры разрешение конфликтов с участием третьей стороны конспект мчс

Обновлено: 02.07.2024

Конфликт — это не хаос и не смерч, а структурированное явление. Выбирайте подходящие стратегии и не усложняйте проблемы необдуманными решениями. Как сказал французский писатель-философ Франсуа де Ларошфуко, людские ссоры не длились бы так долго, если бы вся вина была на одной стороне. Вместе с экспертом – кандидатом психологических наук Ольгой Ноженкиной – разобрались, почему возникают конфликты, как их погасить, и какие стратегии поведения существуют в непростых ситуациях.

Почему мы конфликтуем? На каком этапе общения рождается открытая конфронтация?

Конфликт — это столкновение противоположно направленных интересов, ценностей, целей. Обычно он связан с отрицательными эмоциональными переживаниями, основан на эмоциях и личной неприязни.

Рассмотрим стандартную цепочку:

Конфликт выстраивается по простой формуле:

КС — это конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия), И — инцидент (обстоятельства, повод), К — сам конфликт (открытое противостояние как следствие).

Конфликт возникает в разных ситуациях из-за столкновения интересов. Например, поссорились вы со своим сотрудником из-за премии, с коллегой из другой школы из-за расхождения взглядов на воспитание, с администрацией из-за бюджета и т.д. Это все самый распространенный, межличностный тип.

В конфликтах есть объекты (причины), субъекты (активные стороны), участники, косвенные участники. Их роли могут меняться. В конце концов каждая конфронтация оказывается деструктивной или конструктивной. Первый вариант не сулит ничего хорошего, а для конструктивного исхода необходимы адекватность восприятия ситуации, открытое общение и, конечно, создание атмосферы доверия, сотрудничества.

У каждого человека формируются привычные стратегия и тактика поведения в конфликтах. Чтобы лучше управлять происходящим, нужно идентифицировать свою стратегию и установки окружающих людей, корректировать свою тактику.

Стратегии поведения в конфликте

Конкуренция: акула. Как хищник при нападении


Когда стратегия оправдана:

Каким личностям свойственна: властным, нетерпимым к инакомыслию, ретроградным, боящимся критики, боящимся сбора информации о себе, игнорирующим коллективное мнение.

Уклонение: черепаха. Побег в уютный панцирь


Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее спокойствие и стабильность;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • есть угроза более серьезного разногласия;
  • понимание своей неправоты;
  • безнадежность проблемы;
  • незначительность проблемы;
  • победа требует слишком больших затрат.

Сотрудничество: лиса. Осторожность — наше все


Когда стратегия оправдана:

  • обе стороны убедительны;
  • дефицит времени;
  • сотрудничество и директивный подход неэффективны;
  • ресурсы оппонентов равны;
  • нужно временное решение;
  • победа не имеет принципиального значения;
  • лучше получить что-то, чем все потерять.

Каким личностям свойственна: осторожным, нетерпимым к резкости, не любящим углубляться в детали.

Улаживание: плюшевый мишка. Делайте, что хотите — только давайте жить дружно!


Когда стратегия оправдана:

  • победа не имеет принципиального значения;
  • важнее сохранить хорошие отношения;
  • нужно выиграть время;
  • уступить — значит одержать моральную победу.

Компромисс: сова. Любовь к здравомыслию


Когда стратегия оправдана:

  • взаимовыгодное решение крайне важно;
  • длительные близкие отношения с другой стороной;
  • достаточно времени для проработки проблемы;
  • ресурсы оппонентов равны.

Каким личностям свойственна: инноваторам, не терпящим оскорблений, умеющим отбросить эмоции.

Как руководителю препятствовать возникновению и развитию конфликтов?

Кандидат психологических наук, автор научных статей, участник международных семинаров и конференций, разработчик тренинга развития профессиональной рефлексии учителя

Гост

ГОСТ

Конфликт – это радикальный способ разрешения противоречий в интересах двух субъектов.

Участие третьей стороны в урегулировании конфликта

Важным фактором эффективного урегулирования конфликта является участие третьей стороны. Третья сторона способна устранить противоречия, возникающие между оппонентами. В качестве третьей стороны могут выступать различные лица, например, адвокаты, медиатор, мировые судьи и так далее. Всё зависит от вида конфликта, в который вступают стороны.

Участие третьей стороны необходимо тогда, когда конфликт невозможно разрешить на основе законодательных норм, а конфронтация между сторонами перерастает все возможные пределы, становится опасной или всем невыгодной.

Оппоненты могут сами обратиться к третьим лицам за разрешением конфликтов в следующих случаях:

  • Затянувшийся конфликт. Конфликт длится длительное время, исчерпаны все аргументы, силы и ресурсы, однако результат так и не был достигнут.
  • Отстаивание противоположных, взаимоисключающих интересов, где невозможно найти общие точки соприкосновения.
  • Разные трактовки правовых норм, а также иных критериев, являющихся ключевыми для разрешения данного конфликта.
  • Одной из сторон был причинён значительный ущерб, и она требует применения серьезных санкций к другой стороне.
  • Стороны хотят сохранить хорошие отношения, однако конфликт не позволяет им этого сделать, а найти решение, устраивающее обе стороны, они также не могут.
  • Между сторонами имеется временное соглашение, однако необходим контроль за ходом разрешения конфликта.

Третья сторона может и самостоятельно вмешиваться в конфликт, когда:

  • Имеется угроза применения насилия, события опасно обостряются. В таких случаях правоохранительные органы могут вмешаться в деятельность субъектов, проводя разбирательство конфликта в законодательной сфере, например, в административно-правовой, в уголовно правовой и так далее.
  • Одна из сторон применяет насилие по отношению к другой стороне.
  • Третья сторона не заинтересована в конфликте между первыми двумя сторонами.
  • Конфликт возник в рабочей среде, и управленцу не выгодно возникновения конфликта. Например, работодатель вынужден вмешаться в работу коллектива, конфликта в коллективе.
  • Стороны не могут найти компромисс, в то же время у третьей страны имеется готовое решение.
  • Третья сторона предполагает наличие у нее официального статуса или неформального авторитета, признаваемого участниками конфликта.

Готовые работы на аналогичную тему

Рисунок 1. Участие третьей стороны в урегулировании конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Правовой статус третьей стороны при урегулировании конфликта

Третья сторона, участвуя в регулировании конфликта, должна иметь официальный статус или неформальный авторитет, который признается всеми участниками конфликта. В качестве такой стороны, например, могут выступать межгосударственные организации, если речь идет об ООН. Общественные организации также могут выступать в качестве третий стороны в урегулировании конфликтов. Например, комиссия по разрешению трудовых споров и конфликтов занимается разрешением споров, возникших в сфере трудовых правоотношений. Кроме того, существуют профессиональные переговорщики, которые ведут диалог при переговорах сторон друг другом.

В качестве неофициальных медиаторов могут также выступать известные люди, которые добились успеха в определённой сфере. Например, таковыми могут быть политики, врачи, государственные деятели в какой-либо сфере и т.д. Переговоры в религиозной сфере ведутся представителями религии, профессиональные педагоги-психологи также обладают навыками переговоров. Переговорщиком являются и сотрудники правоохранительных органов, которые вынуждены вмешаться в конфликт с целью его урегулирования. В семье переговорщиками могут выступать старшие по возрасту, например, бабушка, мать и так далее. Стороны могут обратиться к друзьям или знакомым с целью разрешения конфликтов.

Спасатели также могут стать переговорщиками в некоторых случаях, например, когда освобождают заложников. При реализации данной задачи очень важно уметь грамотно ввести переговоры, чтобы они не привели к негативным последствиям. Подобные переговоры также отличаются особой сложностью.

После того, как стороны приняли решение вступить в переговоры, начинается переговорный процесс, состоящий из нескольких этапов:

  • подготовка;
  • непосредственная работа с конфликтующими субъектами;
  • достижение договоренности;
  • контроль за достижением и исполнением договоренности.

От того, как проведена подготовка к урегулированию конфликта, зависит будущая успешность переговоров. При этом подготовка к переговорам ведется по двум основным направлениям:

Организационный момент регламентирует определение места и времени проведения переговоров, согласование вопросов, которые будут обсуждаться сторонами. Содержательный процесс переговоров предполагает анализ самого конфликта, который возник между сторонами, приемлемых способов его разрешения, оценку конфликта и последствий, к которым он может привести.

Медиатор как третья сторона разрешения конфликта

Медиатор является лицом, знания которого используются для разрешения конфликта. При этом медиатор может применять различные стили и способы его разрешения. Так, выделяют следующие стили:

Первый стиль оптимален при обостряющихся конфликтах, в случае их быстрого развития, а также тогда, когда одна из сторон очевидно не права или конфликт протекает в экстремальных условиях, например, в боевой обстановке, при захвате заложников. В таких условиях нет времени на детальное разбирательство, и необходимо применение высокоавторитарного метода. Данный стиль кажется высокоэффективным, однако у него имеется ряд недостатков: необходимость быстрого принятия решения в конфликтной ситуации вынуждает медиаторов склониться в чью-либо сторону, нет времени на детальное обсуждение конфликта.

К применению авторитарного метода прибегают в тех случаях, когда у сторон имеется время на разрешение конфликта, а также тогда, когда между сторонами существуют длительные и неприязненные отношения, они не могут конструктивно договориться.

Рисунок 2. Формы участия третьей стороны в урегулировании конфликта. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны может расцениваться как более простая альтернатива судебному разбирательству. Здесь нет таких строгих процессуальных правил, которых необходимо придерживаться сторонам в споре. Но все-таки у третьей стороны нет рычагов давления на конфликтующие стороны, и принятое решение не является обязательным.

Участие третьей стороны в урегулировании конфликтов

Урегулирование конфликтов с участием третьей стороны - адвокат Мурзакова Е. М.

Можно назвать несколько досудебных способов урегулирования конфликта:

  • Претензионный способ;
  • Привлечение посредника;
  • Медиация.

Хотя медиацию можно рассматривать как один из видов посредничества. Но в любом случае этот способ характеризуется тем, что к решению спора привлекается третья незаинтересованная сторона. Отличием медиации является тот факт, что посредник обладает специальными знаниями, помогающими ему разобраться в сути конфликта.

К тому же посредник активно использует в своей деятельности правовые нормы. По сути, спор решается так же, как если бы разбирательство происходило в суде. Но сама процедура более гибкая. Нет таких больших сроков. Третья сторона очень быстро реагирует на обращение, изучает материалы и приступает к своим обязанностям. Также сторонам не нужно соблюдать условности при составлении документов, здесь нет обязательных требований к форме документа, его можно составлять произвольно. Главное правило, чтобы из всех бумаг становилось понятно, о чем в них идет речь и как они относятся к сути конфликта.

Организация процесса рассмотрения спора

Третья сторона общается с обеими сторонами в более демократичной форме, чем это делает суд. Но основной принцип судопроизводства – беспристрастность , соблюдается и здесь. После обращения стороны имеют одинаковые права в предоставлении доказательств своей правоты.

Основным отличием такого досудебного разбирательства является тот факт, что стороны могут допускать формальные неточности. Но посредник обращает все свое внимание на суть спора. Хотя стороны должны понимать, что если был допущен пропуск срока исковой давности и ответчик знает об этом, то вряд ли его можно будет заставить выполнить свое обязательство. Если дело дойдет до суда, и он заявит о пропуске исковой давности, то дело будет закрыто. А вот если ответчик добровольно согласится выполнить обязательство, то третья сторона подскажет наиболее эффективный механизм исполнения, который будет зафиксирован в соглашении сторон.

Решение третьей стороны

Как уже говорилось ранее, решение по урегулированию конфликта, принятое третьей стороной, не заставит выполнить участника, отказывающегося его признавать. Здесь главный фактор – добровольность. Если участники изъявили желание привлечь для урегулирования спора третью сторону, логично предположить, что они и согласятся выполнять ее решение. Если же нет, то это только скажется на репутации компании. Именно для защиты деловой репутации проигравшая сторона выполняет все предписания третьей стороны. Таким образом компания показывает, что с ней можно иметь дело.

Любой разумный руководитель обязан четко представлять себе, какие существуют способы разрешения конфликтов. Дело в том, что хочется нам того или нет, но в любой сфере человеческой деятельности иногда происходит столкновение интересов разных сторон, что и порождает конфликтные ситуации. А их нужно уметь разрешать.

Более того, опытный лидер способен не только нормализовать ситуацию, но даже извлечь из нее определенную выгоду для компании. Если же это изначально не представляется возможным, то существуют методы предупреждения конфликтов, которые также следует уметь применять на практике.

Природа и виды конфликтов

Конфликт (с латинского conflictus – столкновение) – ситуация, при которой сталкиваются противоположные по направленности, несовместимые между собой интересы и мнения, сопровождающаяся возникновением острых отрицательных эмоций и переживаний. Конфликты между различными людьми возникают довольно часто вследствие каких-либо организационных перемен, спорных вопросов, при рабочих и межличностных отношениях. И каждый человек воспринимает все это субъективно, серьезно переживая данные моменты на психологическом уровне.

Как правило, причиной возникновения конфликта в различных ситуациях является столкновение интересов. К примеру, ссора могла произойти между руководителем и сотрудником из-за неначисленной премии, между коллегами по школе из-за разницы в точках зрения о воспитании детей, с административным отделом в вопросах бюджета и так далее. Все перечисленное является самым часто встречающимся межличностным типом противостояний.

Существуют также конфликты между группами людей (руководителями и сотрудниками отдела, бездельниками и работягами, консерваторами и новаторами и так далее) – такой тип называется межгрупповым и является наиболее сильным и разрушительным.

Природа и виды конфликтов

Встречаются и внутренние конфликты у одной конкретной личности – к примеру, в ситуации, когда уже куплены билеты и собраны вещи в семейное путешествие, но внезапно возникает потребность присутствовать на работе для решения срочных вопросов.

Каждый конфликт имеет объекты (причины), субъекты (действующие стороны), главных и косвенных участников, при этом может происходить смена ролей.

Любое противостояние может быть деструктивным или конструктивным. При первом варианте ждать хорошего исхода бессмысленно, во втором случае важно адекватно оценивать ситуацию, стремиться к открытому общению и созданию доверительной атмосферы и сотрудничества.

Каждый человек применяет в конфликтных ситуациях выбранные для себя стратегии и тактики. Для успешного управления происходящим следует определить линию поведения и установки других участников конфликта, а также вносить коррективы в собственную тактику.

7 стандартных способов разрешения конфликтов

Существует великое множество различных способов избежать конфликтных ситуаций. И применение каждого из них будет результативным в определенных условиях. Дадим характеристику основных способов разрешения конфликтов.

Метод соперничества

Суть в том, чтобы навязать оппоненту выигрышное для себя решение. Применять метод соперничества целесообразно в следующих случаях: выбранное решение точно является конструктивным; результат будет полезным для целой группы или фирмы, а не отдельных ее участников или микрогруппы; итог противостояния должен быть важен тому, кто принимает выбранную стратегию; невозможность прийти к соглашению с другой стороной ввиду отсутствия времени.

Прибегать к соперничеству оправданно при возникновении экстремальных или принципиальных ситуаций, при недостатке времени, а также в случае, когда исход конфликта может привести к опасным последствиям.

Метод избегания

Способ избегания подразумевает попытку выйти из конфликтной ситуации путем уклонения от решения возникших проблем, при этом получив минимальные потери. Главное отличие от активной поведенческой стратегии во время противостояния в том, что соперник выбирает ее после нескольких неудавшихся попыток добиться признания своих интересов другими способами. По сути, в данном случае конфликтная ситуация не будет решена, а попросту угаснет.

Такой способ применим в случае затянувшегося конфликта. Также этот метод может быть выбран при недостатке времени и сил для того, чтобы устранить разногласия; при желании выиграть время; если имеются сложности в выборе своей тактики; при полном отсутствии стремления найти решение проблемы; а также при попытке обойти ловушки и подводные камни, созданные соперником.

Метод избегания конфликта

Метод принуждения

При таком способе преобладающими являются попытки убедить оппонента согласиться со своей позицией любой ценой. Принуждающую сторону не интересуют мнения других людей, поведение, как правило, становится агрессивным, и повлиять на соперника человек пытается, прибегая к власти. Такой способ может принести желаемые результаты в случае, когда начальник обладает властью над сотрудниками, при этом не может перебороть излишнюю инициативность своего персонала.

Применяя метод принуждения, нужно быть готовым к тому, что итоговое решение может оказаться неверным вследствие ориентирования на единственную точку зрения. Такой способ также способен привести к недовольству и возмущению персонала – особенно в случае молодых сотрудников и специалистов, имеющих больше опыта.

Переговоры как способ разрешения конфликта

Переговоры являются одним из наиболее эффективных способов разрешения конфликтов, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, четко обозначая свои требования, но соглашаясь на компромиссные решения. Метод переговоров отличается от остальных в силу следующих особенностей:

  • способ подразумевает, что стороны равноправны и готовы открыто взаимодействовать друг с другом;
  • при переговорах исключено применение силы или обращение в суд с целью разрешения конфликта;
  • стороны имеют контроль над процессом, возможность изменения условий на основании взаимного соглашения, а также могут определять временные границы;
  • процесс переговоров проходит в соответствии с обозначенными сторонами правилами;
  • решение, принимаемое в результате переговоров сторон, является неформальным.

Можно использовать различные стратегии переговоров, ориентируясь на поставленную цель взаимодействия. Первой стратегией является позиционный торг – поведение основано на конфронтации сторон, при этом в попытке добиться максимально выгодного для себя результата интересы оппонента не учитываются. Согласно второй стратегии процесс переговоров основывается на взаимных интересах, то есть поведение является партнерским, учитываются мнения и цели каждой из сторон.

Переговоры как способ разрешения конфликта

Процесс переговоров делится на следующие этапы: озвучивание позиций оппонентов, выявление интересов и целей, открытое обсуждение проблемы и спорных моментов, достижение договоренности по возникшему конфликту.

Резюмируя, отметим, что чаще всего целью переговоров является полное или частичное удовлетворение претензий каждой из сторон конфликта. Но случается, что к переговорам прибегают в качестве негативного способа устранения конфликта.

Метод компромисса

Разрешение конфликта способом взаимных уступок подразумевает определенные встречные шаги оппонентов, нацеленные на достижение результата, устраивающего всех. То есть стороны должны будут взаимно отказаться от некоторых интересов и амбиций на пути к достижению максимально полезного для всех исхода конфликта.

При выработке решения участники используют различные стратегии и способы, идут на разного рода взаимные уступки. Компромисс может быть:

  • добровольным – решение каждой из сторон пойти на уступки принимается без давления друг на друга;
  • вынужденным – при таком компромиссе оппонентам приходится идти на взаимные уступки вследствие определенных факторов.

Способность пойти на уступки говорит о реализме и высокой культуре общения. Но использовать метод компромисса стоит в том случае, если другие испробованные способы не смогут удовлетворить интересы по максимуму.

Метод посредничества

Посредничество при переговорах также является одним из способов разрешения конфликта интересов. Подразумевается, что устранение разногласий будет достигнуто при участии в переговорах третьей стороны. Разумным будет прибегнуть к помощи посредника в следующих ситуациях:

  • Оппоненты готовы уступить и начать поиск компромиссного решения, но не смогли достигнуть общего интереса, прийти к единому мнению.
  • Отсутствует возможность прямого общения участников спора между собой.
  • Необходимо проконтролировать исполнение согласованного сторонами решения.
  • Помощь компетентного посредника необходима с целью сохранения имиджа каждой из сторон.
  • Для решения спорных вопросов необходима конфиденциальность.

Соответственно, задачами посредника являются: организовать процесс общения оппонентов; предложить варианты разрешения конфликта; помочь разработать итоговые документы; проконтролировать принятое сторонами решение.

Метод посредничества

Важно правильно подобрать посредника, который серьезно подойдет к разрешению конфликтной ситуации. Независимый эксперт должен отвечать следующим требованиям: быть компетентным в вопросе, иметь навыки посреднической работы; быть беспристрастным, то есть сохранять нейтралитет по отношению к любой из сторон конфликта; быть авторитетным – иметь некоторый вес в обществе для того, чтобы суметь повлиять на участников спора при поиске решения и обоюдного соглашения.

Метод сотрудничества

Сотрудничество является одним из конструктивных способов разрешения конфликтов. Данный способ требует погружения всех участников в спорную ситуацию для поиска решения, которое будет максимально отвечать интересам каждой из сторон. Сотрудничество имеет следующие отличительные черты:

  • Конфликтующие стороны являются не врагами, а союзниками, вместе стараясь найти устраивающее всех решение.
  • Обе стороны максимально вовлечены в процесс решения возникшей проблемы.
  • Оппоненты обоюдно заинтересованы в поиске выигрышных для всех способов разрешения конфликта.
  • Применение данного метода решения конфликтной ситуации принесет пользу каждой из сторон.
  • Для сотрудничества необходимо большее количество времени.
  • Метод раскрывает тайные и внутренние причины возникшего спора обеих сторон, что позволяет найти эффективный способ разрешения конфликта.

Но следует разумно прибегать к сотрудничеству как одному из способов разрешения конфликтных ситуаций. В первую очередь найденное решение проблемы должно быть важно каждой из сторон. Также должны иметься прочные связи и перспективы на последующее взаимодействие с соперником. Кроме того, времени на проработку проблемных моментов и поиск выгодных путей их решения должно быть достаточно.

Следующее условие – наличие готовности оппонентов высказать свое отношение к происходящему и со всем вниманием выслушать друг друга. Также очень важно, чтобы участники конфликта имели равные права и были способны проигнорировать различия между собой для поиска решения в спорной ситуации.

Сотрудничество следует считать одним из дружеских способов разрешения конфликтов, но также и одним из наиболее сложных, ведь действовать нужно, основываясь не только на своих интересах, но и на потребностях стороны оппозиции. При таком методе взаимодействия конфликтующие стороны должны быть способны выслушать оба мнения и найти обоюдовыгодное решение.

5 методов предотвращения конфликтов в коллективе

С целью предупреждения конфликтов следует прибегать к определенным действиям, которые будут нацелены на недопущение их возникновения и негативного влияния на любую из сторон, любой из элементов общественной системы. Деятельность по предотвращению конфликта – это активное вовлечение управляющих субъектов (одной или каждой из сторон надвигающегося конфликта) в настоящий процесс отношений в обществе, во взаимодействие людей в различных жизненных сферах. В данном случае будет пресечен бесконтрольный ход процесса, если произойдет разумное вмешательство, целесообразное по отношению к интересам общества.

5 методов предотвращения конфликтов в коллективе

Тактика предупреждения конфликтной ситуации основана главным образом на способности поддерживать и укреплять сотрудничество, а также быть готовым к взаимовыручке. Эта тактика подразумевает комплексный подход, при котором используются методы социально-психологического, морально-этического и организационно-управленческого характера. Среди социально-психологических способов разрешения конфликтов наиболее важными, призванными изменить мысли, чувства и настроения людей, являются следующие:

В соответствии с данным методом проводятся определенные мероприятия, целью которых является привлечение к общему делу потенциальных противников. В процессе общей деятельности у них может образоваться относительно большое количество общих интересов, лучшее понимание друг друга, привычка к сотрудничеству и совместному решению возникающих проблемных ситуаций.

Метод эмпатии, или доброжелательности, заключается в выработке способности сопереживать и сочувствовать другим, понимать их внутренние настроения. Он подразумевает умение выражать требуемое сочувствие коллеге по работе или партнеру, оказывать ему содействие. При данном методе следует избегать необоснованной враждебности, агрессии и невежливости во взаимоотношениях. Применять метод эмпатии наиболее эффективно будет в кризисные моменты, при которых особенно важно выразить сочувствие и сострадание, оперативно донести важную информацию о происходящем.

В случае появления каких-либо спорных ситуаций, которые могут закончиться конфликтом, для его предупреждения особенно важным является метод, при котором оппонент будет способен признать достоинства соперника и выразить необходимое уважение к его личности. Если одна из сторон признает достоинство и авторитет партнера, это приведет к развитию ответного аналогичного отношения к достоинству и авторитету первой стороны. Являясь одним из эффективных способов разрешения конфликтов, данный метод применим также в процессе межличностного общения любой формы.

При нем следует опираться на такие способности и умения партнера, которые отсутствуют у нас самих. К примеру, творческим людям очень тяжело даются монотонные и рутинные действия, работа технического характера. Но для того, чтобы добиться успеха в делах, необходимы как творческие, так и технические и прочие навыки. Метод взаимного дополнения наиболее актуален при наборе рабочей группы, которая при соблюдении этих условий будет очень сильной и прочной.

Метод взаимодополнения

Для того чтобы повысить взаимное доверие, вызвать уважение и готовность к сотрудничеству, не доводя до конфликтных ситуаций, важно учитывать и с умом пользоваться не только способностями тесно связанных людей, но и их недостатками.

Данный метод не допускает акцентирования внимания на превосходстве кого-либо из партнеров над вторым, в идеале следует игнорировать вообще какие-либо различия между ними. Для этого в управлении нередко практикуются элементы материального поощрения, которое сможет уравнять всех сотрудников компании, – таким образом действуют многие японские организации.

С одной стороны, метод уравнивания можно посчитать несправедливым и предвзятым, противоречащим методу индивидуального поощрения. Но в качестве одного из способов разрешения конфликта интересов можно выделить явные достоинства уравнительного метода распределения – возможность избежать негативных эмоций, среди которых зависть и чувство обиды, ведь именно они могут стать причиной конфликтной ситуации.

По этой причине с целью повышения антиконфликтного потенциала компании разумно будет распределять награды и разделять заслуги на всех сотрудников, пусть даже подавляющая их часть будет принадлежать только одному из них.

Повышение сразу после обучения

10 рекомендаций руководителю по предотвращению конфликтных ситуаций

Перечислим основные способы разрешения конфликтов на предприятии, которые помогут руководителю избежать их возникновения и развития.

Подводя итог, обратим внимание на очень важный момент. Для того чтобы суметь предупредить конфликтную ситуацию, важно уметь ее спрогнозировать. Под прогнозом понимается предположение вероятности будущего конфликта с некой возможностью определить место и время его развития. Прогноз будет иметь свою научную и практическую ценность, если в его основе лежит обоснованность и достоверность.

К главным способам прогнозирования конфликта относятся: умение экстраполировать имеющиеся обстоятельства на будущее состояние всей системы; способность смоделировать предполагаемую спорную ситуацию; статистический метод и опрашивание экспертов. По возможности всеми этими способами рекомендуется пользоваться на постоянной основе.

Получите персональный аудит отдела продаж от Сергея Азимова для 3-кратного роста продаж в 2021 году совершенно бесплатно

Читайте также: