Образ евгения онегина конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Развивающие: развитие мыслительных операций: анализ, обобщение; способствовать развитию грамотной, красивой литературной речи через анализ текста и устные высказывания.

Воспитывающие: привить интерес к творчеству А.С.Пушкина.

Оборудование: иллюстрации к роману, раздаточный материал.

Словарь: “реализм”, “онегинская строфа”

I. Слово учителя

История создания романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин” (Основные положения лекции конспектируются учащимися в рабочих тетрадях.)

Реалистический роман в стихах занимает центральное место в творчестве поэта. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы. Почему же? Да потому, что это первый реалистический роман в русской литературе. Что же означает слово “реализм”:

Реализм - направление в искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типических чертах; человеческий характер показан в зависимости от социальных обстоятельств: от среды, в которой человек родился и воспитывался.

Роман создавался на протяжении всего зрелого творчества А.С.Пушкина, по мнению самого творца, 7 лет, 4 месяца и 17 дней с 1823 по 1830 г. В 1831 г. поэт вновь обратился к роману и написал несколько строф для последней главы романа, в частности “Письмо Онегина к Татьяне”.

По первоначальному замыслу роман “Евгений Онегин” должен был состоять из девяти глав, которые в черновике Пушкин озаглавил так, разделив их на три части:

Часть 1-я. I песнь - Хандра. 11 - Поэт. III - Барышня.

Часть 2-я. 1Упеснь - Деревня. V - Именины. VI - Поединок.

Часть 3-я. VII песнь - Москва. VIII - Странствие. IX - Большой свет.

В окончательном варианте нет заглавий. А большое художественное значение имеют эпиграфы.

Эпиграф - изречение (или цитата), предпосланное произведению (или его части, главе) и сосредоточивающее мысль на его идее.

Впоследствии Пушкин изъял восьмую главу и отрывки из неё поместил в качестве приложения к роману. Была написана и десятая глава, но поэт сжёг её. Осталось лишь несколько неполных строф.

Такова внешняя история создания романа. Из неё видно, как долго над ним работал Пушкин. Эта скрупулёзность, тщательность объясняется не только поворотами судьбы поэта, но и новыми замыслами, ради которых он бросал текст “Евгения Онегина”.

Какие же события охватывает текст романа? (События первой главы происходят зимой 1819 - весной 1820 года. Конец романа - март 1825 года.)

А.С.Пушкин создавал произведение, когда стихи постепенно утрачивали своё господство, а проза шла к своему торжеству. Автор выбрал промежуточную форму, объединяющую эпос и лирику. Пушкин писал Вяземскому: “Я теперь пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница”.

Роман написан не просто стихами - он разделён на строфы. Пушкин изобрёл никогда не встречающуюся прежде в мировой поэзии строфу, которую теперь называют онегинской (Состоит из 14 строк. Соединение ямбических четверостиший в строгом порядке трёх видов их рифмовки (перекрёстная, смежная, опоясывающая). Заключение строфы двустишием со смежно рифмующимися строками). Поэт играет разными способами рифмовки, что даёт разнообразие интонацией и впечатление живого разговора автора с читателем. Живой разговор придаёт повествованию лирический характер, что редко встречается в прозаическом романе.

И мы сегодня в этом убедимся, приступив к изучению 1-ой главы романа. Чтение наизусть учителем первых четырех строф 1-й главы.

II. Комментированное чтение 1-ой главы романа А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Беседа с учащимися по вопросам:

1) Вернуться к эпиграфу (Ю.М.Лотман “Роман А.С.Пушкина “Евгений Онегин”. Комментарий” с.118)

Первая песнь называется у Пушкина “Хандра”: речь в ней идет о разочаровании, о тоске Онегина. И эпиграф соответствует пушкинскому названию главы: “И жить торопится и чувствовать спешит. ”. Эта строчка стразу заставляет читателя задуматься о судьбе героя.

2) С чего начинается 1-ая глава романа А.С.Пушкина? (С монолога главного героя.)

3) Где и как воспитывался Евгений? (В Петербурге, Онегина воспитывали гувернёры и гувернантки.)

4) Ч то позволило людям, принадлежавшим к высшему свету, сделать вывод, что Онегин “умён и очень мил”? (Онегин хорошо говорил по-французски, “легко мазурку танцевал и кланялся непринуждённо”.)

5) Какую науку постиг Онегин в совершенстве? (“Науку страсти нежной”.)

6) Расскажите распорядок дня Евгения Онегина. (Анализ 15-16-й строф)

7) Как ведет себя Онегин в театре? (“Идёт меж кресел по ногам”.)

Большое внимание Ю.М.Лотман уделяет отношению А.С.Пушкина к Онегину, да и не только он об этом говорит. Давайте поразмышляем:

Как автор относится к Онегину?

Чем близки автор и Онегин и в чём их отличие?

- Отношение к свету, труду, искусству, природе, любви.

- Прямое отношение автора к Онегину.

В чём отличие Пушкина и Онегина? (Автор не равен Пушкину! В авторе нет всей целостной личности А.С.Пушкина)

По ходу обсуждения - составление схемы “Противоречий очень много. ”

Что нового сегодня вы узнали на уроке?

Какие выводы можно сделать по отношению к автору и главному герою?

Автор проявляется двояко: и как герой романа, и как рассказчик. В лирических отступлениях автора Пушкин определяет критерии ценности человеческой личности. Это философское отношение к жизни, смерти и бессмертию, к вечному движению времени и быстротечности человеческой жизни; это отношение к творчеству, таланту, способностям; это отношение к Родине. Автор является в романе и стержнем, объединяющим картины русской жизни, связующим звеном в картинах “энциклопедии русской жизни”.

Образ Онегина строится на противоречиях. А это - черта реалистического искусства: стремление показать жизнь во всех её противоречиях.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предмет : литература

Вид урока: повторение, обобщение и систематизация изучаемого материала

Тип урока : урок-рефлексия

Тема урока : Образ Онегина

Ход урока (анализ методом беседы)

- Роман прочитан, про Онегина мы теперь все знаем. Попробуем привести в систему все сведения о герое, полученные нами в процессе чтения и анализа романа, пополнить их новыми наблюдениями и сделать обобщения и выводы.

Мы выделяем в жизни Онегина несколько периодов:

1) Период детства и юности до вступления в свет.

- В какой социальной среде родился и вырос Онегин?

- Что мы знаем о его отце?

- Как шло воспитание и образование Онегина в детстве? Было ли такое воспитание и образование исключением или было обычным явлением в дворянской среде?

-Когда закончилось домашнее воспитание и образование Онегина? Какие черты воспитания Онегина определили его оторванность от народа?

(Онегин родился в богатой, но разоряющейся дворянской семье (3). Его детство прошло в полном отрыве от народа, от всего русского, национального, он воспитывался французами. И воспитание, и образование Онегина носило поверхностный характер и не подготовило его к труду, к реальной жизни. Такое воспитание было характерно для огромного большинства столичных дворян.)

2) Период светской жизни Онегина до его отъезда в деревню.

- Как характеризует Пушкин итоги домашнего образования Онегина? Какие знания были у него? Как встретили Онегина в свете? (7)

- Совпадают образ мысли и интересы Онегина и дворянской светской молодежи? (5)

(В 1 главе образ Онегина приближается к господствующему идеалу, к норме общества того времени, Молодой Онегин стремится полностью отвечать идеалу светского человека : богатство, роскошь, наслаждению жизнь., блестящий успех в свете, успех среди женщин – вот что привлекает Онегина.

3) Период пребывания Онегина в деревне , продолжавшийся около года, во многом примыкает в периоду светской жизни.

-Что сделал Онегин для улучшения жизни своих крестьян?

- Как оценили это крестьяне?

- Как отнеслись к этому соседние помещики?

- В какие отношения поставил себя Онегин к соседям-помещикам?

(Мы видим, что влияние света и принятых в дворянском кругу взглядов, норм морали и поведения преодолеваются Онегиным. Но этот процесс сложен и не может быть быстрым. И Пушкин показал в романе противоречия в мышлении и поведении Онегина. )

Сложность и противоречивость характера Онегина вскрывается прежде всего в его взаимоотношениях с Татьяной.

- Каковы первые впечатления Онегина, когда он получил письмо Татьяны?

- Какова история их взаимоотношений? ( Первое знакомство; общее и различное в их настроениях и взглядах; отношение Онегина к Ленскому; причина ссоры; как пережил Онегин смерть Ленского)

- Перечитаем строфы 9-11 (гл.6). Проанализируем детально поведение Онегина и его мотивы.

- Мог ли и должен ли бы предотвратить Онегин дуэль?

- Так дуэль стала убийством. И это первым осознал сам Евгений. Началась мучительная трагедия его совести. Он бежал из деревни, томимый поздним и бесполезным раскаянием и тоской (8,13,37).

Это убийство стало и началом перелома в его мировоззрении. Он ясно понял пагубность светской морали, впитавшейся в его сознание за годы молодости. И эта сердечная боль, ставшая источником трагедии Онегина, открыла новую страницу в его жизни.

- Что дало Онегину путешествие? (Он впервые узнал Россию, увидел ее действительное положение, узнал правду о страданиях народа.)

- Таким Онегин и предстает в 8 главе.

5. Последний этак жизни Онегина рисует его возвратившимся в светское петербургское общество. И если в 1 главе картины светской жизни изображены с добродушной иронией, с шуткой, то теперь Пушкин изображает светскую среду с чувством негодования и гнева.

- Созвучно ли это настроение автора настроению героя?

- Изменилось ли отношение светского общества к Онегину?

Среди ненавистной Онегину светской среды новым светом засияла для него Татьяна. Онегин полюбил ее.

- Почему стала возможной эта любовь?

Но Татьяна не понимает его. В эту злую для Онегина минуту жизни Пушкин расстается со своим героем.

ОБОБЩЕНИЕ по теме урока : богатая натура Онегина осталась без приложения, жизнь без смысла, а роман без конца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок проводится в 10 классе и является обобщением изученного материала по роману А.С. Пушкина "Евгений Онегин".

Урок русской литературы в 10 классе.

Лебедева Олеся Сергеевна

учитель русского языка и литературы МАОУ Аргат-Юльской СОШ

В центре урока – проблемная характеристика образа Евгения Онегина. В чем причина трагического итога жизненного пути Онегина, почему герой охладел к жизни, какие факты говорят о его духовном кризисе – вот вопросы, над которыми будут размышлять учащиеся на уроке.

помочь учащимся понять образ Евгения Онегина;

содействовать формированию нравственных ценностей через изучение литературного произведения;

содействовать пониманию себя и своих поступков через образ литературного героя;

содействовать формированию коммуникативных компетенций: умение работать в группе, умение выстраивать диалог.

Методические приемы: проблемный вопрос, беседа, чтение текста.

Форма работы: групповая (класс делится на 4 группы от пяти до семи человек в группе)

Оформление урока: запись темы на доске, портрет А.С. Пушкина, портрет Евгения Онегина (иллюстрация К. И. Рудакова), цитаты из критических статей Белинского, Герцена, Писарева об Онегине.

Вступительное слово учителя.

Как вы думаете, над чем нас с вами приглашает поразмышлять А. С. Пушкин, когда мы с вами читаем его роман? ( учитель выслушивает ответы учеников)

Создание проблемной ситуации.

Вопрос: Что такое, по-вашему, счастье? Что значит быть счастливым?

Выслушивая ответы учащихся, учитель записывает на доске ключевые слова:

ЛЮБОВЬ
ДРУЖБА
ПОЛЕЗНОЕ ДЕЛО
ИДЕАЛ, К КОТОРОМУ НУЖНО СТРЕМИТЬСЯ

Обратимся к роману и попытаемся выяснить, были ли в жизни Евгения Онегина настоящая любовь, дружба, интересное дело, идеалы.

Организация работы по группам.

Каждая группа получает карточку с вопросами, организует работу с текстом художественного произведения, справочными материалами, учебником, словарями, конспектами, которые лежат на столе у каждой группы. Время работы групп 20 минут.

1 группа: Любовь в жизни Евгения Онегина.

Как Онегин относится к любви в светском обществе? (гл.1, строфы 10, 11, 12; гл. 4, строфа10)

Почему Евгений Онегин отказался от любви Татьяны Лариной? (гл. 4, строфы12, 13, 14, 15, 16, 17)

Почему Татьяна-княгиня отказалась от любви Онегина? ( гл.8, строфы 60 – 67)

Почему счастье Татьяны и Евгения оказалось невозможным?

К какому выводу вы пришли?

2 группа: Дружба в жизни Евгения Онегина.

Где встретились Онегин и Ленский? Какую характеристику дал им автор? (гл.2, строфа 13)

Что послужило причиной дуэли? Что побудило Онегина принять вызов Ленского? (Гл. 6, строфы 9 – 12; 28, 30, 31)

Какова авторская оценка поведения Онегина и Ленского на дуэли? (гл.6, строфы 33 – 60)

Прошел ли Онегин испытание дружбой? К каким выводам вы пришли?

3 группа: Образ жизни Евгения Онегина в Петербурге.

Как проходил день столичного денди?

Каковы увлечения Евгения Онегина?

Сумел ли он найти полезное дело?

В какой науке преуспел Евгений Онегин?

Каковы причины разочарования Онегина в жизни: внешние (среда обитания), внутренние? (гл.1, строфы 15 – 35)

4 группа: Почему Евгений Онегин не смог создать духовный мир, найти свой идеал?

1) Определите отношение Евгения к труду, к творчеству, к чтению, к природе.

2) Какое воспитание получил Евгений Онегин и наложило ли оно отпечаток на его поведение? (гл.1, строфы 54, 63 – 66; гл.1, строфы 2 – 7)

Для справки. А.С. Пушкин о воспитании: «В России воспитание есть самое недостаточное, самое безнравственное; ребенок окружен одними холопами, видит одни гнусные примеры, своевольничает или раболепствует. Не получает никаких понятий о справедливости, о взаимных отношениях людей, об истинной чести.

Заслушиваются ответы учеников по группам, ведется обсуждение спорных вопросов, заслушиваются различные мнения.

Выводы, к которым пришли учащиеся:

2 группа: Испытание дружбой Евгений Онегин не прошел. Причиной трагедии стала неспособность жить жизнью чувства, он глух к голосу собственного сердца и к чувствам Ленского. Дуэль – следствие равнодушия и боязни общественного мнения. С одной стороны, Онегин презирает светское общество, а с другой стороны, боится его злоязычия.

3-4 группы: Герой узнал свет и не принял его лицемерную мораль. Праздность порождает пустоту мыслей, холодность сердец. Онегина не устраивает консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя так и не нашел, полезным делом не занялся, не нашел применения своим силам. Трагедия Евгения Онегина в том что в его жизни нет ни любви, ни дружбы, ни дела, которому бы он мог себя посвятить. Евгений Онегин не вписался в общество, потому что ценности личности и ценности общества не совпали.

Вопросы для обобщения:

Виноват ли сам Онегин в трагическом итоге своей жизни?

Был ли у Онегина другой путь, могла бы его жизнь сложиться иначе? (Среди современников Онегина были люди, которые нашли себе цель, нашли применение своим способностям: декабристы, сам автор романа, Грибоедов: занимался философией, политикой, сочинял музыку, друг Пушкина Чаадаев)

Белинский считал, что «бывают существа, одаренные большими духовными силами, обещают много, исполняют мало или ничего не исполняют. Это зависит не от них самих, тут есть fatum, заключающийся в действительности, из которой не в силах и не во власти человек освободиться”. А вы как считаете?

Выберите одну из предложенных фраз и продолжите предложение:

Сегодня на уроке я понял, что…

Сегодня на уроке я пришел к выводу, что

Сегодня на уроке меня удивило…

Сегодня на уроке я сделал открытие (какое?)

( время выполнения задания 6-7 минут, затем ученики по желанию зачитывают свои ответы)


-75%

Компетентностно-ориентированные задания (КОЗ) на уроках русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС


Задачи урока: образовательные: помочь обучающимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, используя смысловое чтение раскрыть незаурядность его натуры, составить сравнительную характеристику Онегина, применить знания (по составлению сравнительной характеристики героев произведения) для решения новых учебных задач. развивающие: развивать интерес к предмету, умение анализировать текст, выделять главное, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, делать выводы из прочитанного, развивать память, образное и логическое мышление; развивать речь учащихся, навыки совместной работы в парах; аналитико-синтетические способности обучающихся; повышать их познавательный интерес; формировать навыки учебного сотрудничества. воспитательные: убедить обучающихся в жизненной и практической необходимости погружения в классическую художественную литературу, привить интерес к творчеству А.С. Пушкина, формировать правильное отношение к слову, тексту, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

Содержимое разработки

Технологическая карта урока литературы в 9 классе по теме "НЕЗАУРЯДНОСТЬ ЕВГЕНИЯ ОНЕГИНА. ОСОБЕННОСТИ

Выполнила: МАРЧЕНКО ОЛЕСЯ ОЛЕГОВНА,

учитель русского языка и литературы

1.Предмет: литература

5. Тип урока: урок применения знаний и формирование умений.

6. Цель урока: систематизировать знаний и умений обучающихся по работе образами героев (глава 1 романа).

7. Задачи урока:

образовательные: помочь обучающимся раскрыть особенности характера Евгения Онегина, используя смысловое чтение раскрыть незаурядность его натуры, составить сравнительную характеристику Онегина, применить знания (по составлению сравнительной характеристики героев произведения) для решения новых учебных задач.

развивающие: развивать интерес к предмету, умение анализировать текст, выделять главное, учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия, делать выводы из прочитанного, развивать память, образное и логическое мышление; развивать речь учащихся, навыки совместной работы в парах; аналитико-синтетические способности обучающихся; повышать их познавательный интерес; формировать навыки учебного сотрудничества.

воспитательные: убедить обучающихся в жизненной и практической необходимости погружения в классическую художественную литературу, привить интерес к творчеству А.С. Пушкина, формировать правильное отношение к слову, тексту, воспитывать лучшие человеческие качества, сознательный подход к проблеме становления характера и судьбы человека.

8. Планируемые результаты:

знать: основные понятия литературы, средства передачи особенности и типичности героя;

уметь: составлять характеристику героя;

личностные: уважительное отношение к общению с текстом, с героем, с самим собой, с окружающими; самооценка учебной деятельности, умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?);

метапредметные:

умение ставить и формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий, осуществлять контроль, самокоррекцию, оформлять свои мысли в устной форме, слушать речь других, учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, строить логическую цепь рассуждения, извлекать необходимую информацию из различных источников, использовать полученные на уроке знания в жизни.

9. Межпредметные связи: русский язык, изобразительное искусство, музыка, математика (умение читать римские цифры).

11. Ресурсы: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, индивидуальные карточки с заданием, планшеты (ноутбуки) + наушники, колонки.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ И ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Читайте также: