Обособленные дополнения 11 класс конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

Цели: повторить знания о дополнении как члене предложения; познакомить учащихся с обособленными дополнениями.

I. Пунктуационная разминка

Задание: записать предложения, объяснить постановку знаков препинания:

1. Мечик не оглядывался и не слышал погони, но он знал, что гонятся за ним, и, когда один за другим прозвучали три выстрела и грянул залп, ему показалось, что это стреляют в него, и он припустил еще быстрее.

2. И он стал рассказывать, почему не вышло: кругом все уже было заминировано, и, для того чтобы прорваться в Сальково, оставалась только узкая полоса, тянувшаяся на несколько десятков метров с двух сторон железной дороги.

3. Теперь я лихорадочно ожидал нового свидания с Буниным, но как раз в это время началась война, он уехал, и лишь спустя четыре года я увидел его вновь, столкнувшись с ним на тех неудобных ступеньках винтовой лестницы, которые вели немного вниз, в контору “Одесского листка”, где я, помнится, получал гонорар за напечатанные стихи.

II. Проверка домашнего задания

1. Взаимоопрос по теме “Обособленные обстоятельства” — работа в парах.

2. Проверка домашнего упражнения.

III. Работа по теме урока

1. Анализ предложений.

— Запишите предложение, подчеркните все дополнения и обозначьте, какими частями речи они выражены.

В этом доме топили печи, давали каждому по пяти поленьев, оставляли опоздавшим худшие, позволяли им греться горячим чаем.

2. Беседа с классом.

— Что обозначает дополнение?

— К чему относится?

— Какими частями речи выражается дополнение?

3. Чтение предложений, ответы на вопросы.

Ты напрасно бережно кутаешь

Мне плечи и грудь в меха.

Я не хочу ни трепета, ни боли.

— Какие дополнения прямые, какие — косвенные?

— Какую частицу имеет дополнение при отрицательном сказуемом?

Кроме стихов, М. Цветаева писала драмы. Все ранее написанные отрывки, включая “Распятие”, А. Ахматова использовала в “Реквиеме”. Поэзия, наряду с путешествиями, была любимым делом Н. Гумилева.

— Какие предлоги употребляются с дополнениями?

4. Беседа по содержанию параграфа.

(Учащиеся читают § 88, записывают в тетрадь основные правила обособления дополнений.)

— В каком случае обособляются дополнения? (Это дополнения, выраженные именами существительными с предлогами, имеющими значение включения, исключения и замещения.)

— Назовите эти предлоги. (Кроме, вместо, за исключением, сверх, помимо, наряду с, включая, исключая.)

— Когда не обособляются конструкции с предлогом вместо? (Когда вместо = за.)

IV. Синтаксическая синонимия

(Учитель обращает внимание учеников на термины “синонимия”, “дополнение”, “изъяснительное придаточное”.)

— Можно ли считать данные ниже конструкции синтаксическими синонимами?

. говорить о прелести любовной лирики.

. говорить, как прелестна любовная лирика.

. говорить, что любовная лирика прелестна.

— Почему дополнение может быть заменено придаточным изъяснительным?

V. Упражнения на закрепление

(Выполнение упражнения 433 — письменно с последующей проверкой.)

— Замените дополнение придаточным изъяснительным.

Читая “Листопад” и другие стихотворения И. Бунина, мы видим пленительность смены времен года, красоту полей и лесов. И. Бунин видел и слышал полет бабочки, шелест травы, шуршание шмеля. Читая “Жизнь Арсеньева”, всякий увидит тоску И. Бунина по родине.

2. Упражнение 433.

3. Повторить все об обособленных членах предложения.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Цель урока: обобщить и закрепить знания учащихся об обособленных членах предложения с целью подготовки к ЕГЭ;

Совершенствовать умение применять полученные знания на практике;

Повторить правила пунктуационного и синтаксического разборов;

Повторить некоторые аспекты лингвистического анализа стихотворного текста.

Тип урока: повторительно – обобщающий с элементами исследования.

Форма урока: коллективно –групповая.

1.Учить самостоятельно добывать знания.

2.Формировать умения и навыки обобщения изученного.

Закрепить некоторые аспекты анализа стихотворного текста.

1.Развивать познавательные и исследовательские умения и навыки учащихся.

2.Развивать умения и навыки логического мышления, культуры речи, использования выразительных средств языка.

3.Развивать умения орфографической и пунктуационной зоркости учащихся.

1.Воспитывать уважение к мнению других, требовательность к себе, умение защищать свои убеждения.

2.Создавать на уроке творческую атмосферу.

3.На основе художественных текстов формировать нравственное мировоззрение учащихся.

1.Вступление к уроку.

2.Проверка домашнего задания – анализ стихотворного текста.

(Задания дифференцированы для 3-х групп)

Текст.( Один и тот же для 3-х групп)

Я поднял дерево –

Оно росло не стоя,

Лесок его, как в битве, потерял,

Оно не говорило со звездою,

И соловей его не удивлял.

О нём уже не помнила округа,

Ликуя, вешней свежестью дыша…

Я поднял это дерево,

О, как заговорила в нём душа!

Задания. 1-я группа

1.Прочитать стихотворение наизусть. С каким настроением вы читали?

2.О чём это стихотворение? (тема-спасённое дерево) В каких словах выражена основная мысль? Почему? ( в последнем сравнении и олицетворении.

3.Какая изобразительная фигура усиливает единство двух частей стихотворения? (синтаксический повтор: я поднял дерево).

4.Назвать обособленные обстоятельства и причину их обособления.

5.Какова стилистическая окраска предложений с обособленными обстоятельствами? (Обособленные обстоятельства – это средство речевой выразительности, которое придаёт предложению яркую дополнительную окраску, помогают эмоционально выразить основное действие, дать более полную характеристику образу, т.е. увеличивают смысловую нагрузку и придают некоторую самостоятельность обособленному второстепенному члену .

1.Как росло дерево? Почему?

2.Подобрать синоним к слову ликуя (радуясь)

2.Назвать необособленное обстоятельство. Почему не произошло обособления? ( не стоя – это деепричастие тесно связано с глаголом-сказуемым росло , образуя с ним тесный, единый смысловой центр высказывания. Интонационной паузой деепричастие не выделяется, поэтому обособления не происходит. Вторая причина необособления в том, что это одиночное деепричастие близко по функции к наречию образа действия: как? каким образом? в каком положении? Оно утратило глагольное значение и приобрело обстоятельственное значение признака действия, т.е. приобрело признаки наречия образа действия и стало называться деепричастием наречного типа. Примеры: сидя, лёжа, молча, шутя, нехотя, не глядя, не мигая, не попрощавшись .

1.Объяснить значение слова вешней. (весенней)

2 . Значение какого слова мы узнаём только в контексте? Как называются эти слова? (лесок – округа, контекстуальные синонимы)

3.Отметить фонетические изобразительно-выразительные средства. (вешней свежестью дыша).

4.Назвать олицетворения. Какова их роль?

Перед повторением материала ставлю задачу:

Самостоятельно составлять таблицу обособления обстоятельств. Результаты в конце урока.

3. Повторение материала. Анализ предложений

Мы вспомнили основные способы обособления и необособления обстоятельств, что поможет нам анализировать более сложные предложения, которые взяты из тестов ЕГЭ. (Задания дифференцированы и записаны на доске. Устное групповое задание . Знаки на доске не расставлены)

Можно ли по схемам однозначно ответить, что соединяет союз и ?

Я угнездился под деревцем, у которого сучья начинались низко над землёю и, следовательно, могли защитить меня от дождя, и, полюбовавшись окрестным видом, заснул безмятежным сном. (Тург.) (Угнездился и заснул; в середине главного - придаточное определительное, осложнённое вводным словом; главное осложнено обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.)

Она хотела открыть рот, чтобы приказать, и вдруг остановилась.( В середине главного – придаточное цели)

И хорошо мне здесь остановиться и, глядя вдаль, послушать, подождать.

(Деепричастный оборот после сочинительного союза всегда обособляется).

Вопрос группам. Что может соединять союз и ?

Коллективный анализ текста .( текст записан на доске, списать, расставить пропущенные знаки препинания).

Давайте понимать друг друга с полуслова,

Чтоб, ошибившись раз, не ошибиться снова.

Давайте жить, во всём друг другу потакая,-

Тем более, что жизнь короткая такая.

1.Объяснить знаки препинания и составить схемы обособлений. ( 2 ученика работают у доски) (Деепричастный оборот всегда обособляется после подчинительных союзов)

2.Подобрать синонимы к слову с полуслова . (с полувзгляда, с полнамёка, моментально).

3. Какова основная мысль текста? Подчеркнуть ключевые слова. (понимать, потакая, с полуслова)

4.Лексическое значение слова потакая .( уступая, понимая, потворствуя)

5. Изменится ли смысл предложения, если переставить деепричастный оборот? (Нет, т.к. деепричастный оборот обычно свободно передвигается в пределах предложения).

6.Синтаксический разбор 1-го предложения. (1 ученик разбирает по членам предложения и по частям речи. 2 ученик даёт устную характеристику предложению).

Пунктуационный разбор (записываем под диктовку)

(а когда прочитал её)

Я мечтал прочитать эту книгу, а прочитав её, разочаровался.

Можно ли перенести деепричастный оборот в другое место без союза а ? Почему? (Если невозможно оторвать союз а от деепричастия или деепричастного оборота, а сам деепричастный оборот нельзя перенести в другое место, не нарушив структуры предложения, то запятая после сочинительного союза не ставится. Прочитал её и разочаровался.

Замените деепричастный оборот синонимичным придаточным предложением. Ставится ли запятая после союза а ? (Нет, нарушается структура предложения)

Около деревни протекает река, перейдя которую попадаешь в лес. Есть ли обособление в этом предложении? ( Нет. Деепричастие + зависимое слово которую входит в состав придаточного определительного, и обособления не происходит)

Устное сравнение предложений

( Запись на доске. Знаки не расставлены .)

1. От какого условия зависит обособление? Расставить, где надо, запятые и прокомментировать.

Он говорил запинаясь. (Говорил с запинкой. Говорил и запинался. )

Он добавил, запинаясь, несколько слов.

Он добавил несколько слов, запинаясь. (имеет самостоятельные глагольные признаки).

В 1-ом предложении одиночное деепричастие не обособляется, т.к. стоит в конце предложения, примыкает к сказуемому и приобретает обстоятельственное значение наречия, можно заменить наречием. Во 2-ом – обособляется, т.к. стоит в середине предложения и выделяется интонацией).

2. Переставить деепричастие в начало предложения .Произойдёт обособление? От каких условий зависит обособление в данных предложениях? ( От места расположения деепричастия в предложении и от интонации)

3.Списать с доски фразеологизмы, придумать и записать 1 предложение с любым фразеологизмом. Происходит ли обособление? (фразеологические обороты не обособляются).

Сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, разиня рот, повесив нос, очертя голову, не покладая рук, не разгибая спины, не долго думая, скрепя сердце, положа руку на сердце) .

Задание повышенной сложности 1-я группа ( 2 и 3 группы в это время выполняют работу на карточке)

(Под диктовку записываем предложение и делаем пунктуационный разбор).

( Уточняет когда ) Начиная с понедельника работа будет продолжена.

По совести говоря, я не был готов к ответу.

Чем являются выражения: начиная с понедельника, по совести говоря ?

Докажите свою точку зрения и сделайте пунктуационный разбор.

По совести говоря – фразеологизм, образованный из деепричастного оборота. В предложении он употребляется в роли вводного слова, которое можно заменить другими вводными словами: по правде говоря, итак, иначе говоря. В данном предложении вводное слово имеет значение экспрессивности. Обособления как при деепричастном обороте не произошло потому, что деепричастный оборот утратил глагольные признаки и стал фразеологизмом, который приобрёл функцию вводного слова, а вводные слова всегда выделяются запятыми. )

2-3 группы (пунктуационный разбор)

Он вышел из кабинета молча и ни на кого не глядя. (Деепричастный оборот не обособляется, т. к. выступает в качестве однородного члена в одном ряду с необособленным обстоятельством

Выписать обособленные обстоятельства вместе со словами, к которым они относятся, поставить вопросы. 1 ученик составляет схемы на доске с вопросами.

1.Приехав в город, Андрей остановился у знакомого.

2. Едва держась на ногах от усталости, люди, продолжали работать.

3. Сияющая громада алых парусов белого корабля двинется, рассекая волны.

4. С вызовом сестры Павел Васильевич медлил, боясь причинить сыну неприятность. ( Медлил (почему? ), боясь причинить сыну неприятность).

Конструирование предложений ( устное задание)

Когда мы приехали на станцию, поезд уже ушёл. Почему замена здесь невозможна?

(Здесь в главном и придаточном предложениях 2 разных подлежащих и 2 основных действия, добавочного действия нет).

Как можно изменить предложение, сохранив смысл?

Приехав на станцию, мы увидели, что поезд уже ушёл.

Сравните предложения ( Запись на доске)

Какое более благозвучно? Почему?

После того как я выполнил задание, пошёл гулять.

Выполнив задание, я пошёл гулять.

( 2-е предложение, т.к. оно более сжато, поэтому звучит энергичнее, выразительнее. Такие предложения обычно носят книжный характер. Их достоинство в лаконичности, краткости, выразительности. )

4. Обобщение материала

1.Перечислить условия обособления обстоятельств, опираясь на материал урока и на правила учебника.

2.Когда обстоятельства не обособляются?

3.Какой материал для вас был труден? Почему?

3.Что вы пропустили? Сравните свои ответы с таблицей. (Вывешиваю таблицу).

Обособляются Не обособляются

1.Всегда распространённые и 1.Деепричастия, близкие по

нераспространённые, выраженные функции к наречиям образа

деепричастными оборотами и действия.

деепричастиями, независимо от места 2.Если деепр. оборот выступает

по отношению к глаголу-сказуемому. в качестве однородного члена в

одном ряду с необособленными

2.Стоящие после сочинительных и 3.Если представляют собой

подчинительных союзов. фразеологизмы.

3.Стоящие в начале или в середине 4.Стоящие в конце предложения

предложения и сохранившие и приобретающие признаки

глагольные признаки. наречия.

признаки и перешедшие в

разряд вводных слов или

Какое самое основное условие обособления? (правильная интонация)

5. Проверочная работа

(Дифференцированные тесты по группам) (Можно пользоваться таблицей).

Есть ли в предложении пунктуационные ошибки?( а).да; б).нет

1.Жили Васнецовы, ни с кем не знакомясь.

2.Спустя полчаса, Анна вывела их на поляну.

3.Отваживаясь на великое, неизбежно рискуешь добрым именем.

4.Я трепещу всё время от мысли, что, желая высказать истину, я записываю только вздох (Стендаль).

6.Вдали сливаясь с небом, громоздились льды.

7.Схватив удочку, Павка дёрнул её и, оборвав зацепившуюся леску, выскочил на дорогу.

8. В тихий вечерний час хорошо бы постоять в лесу, молча.

9.Несмотря на неоднократные предупреждения синоптиков, следопыты отправились в дорогу.

10.Мать думая, что опоздает, явилась на вокзал за целый час.

(Ответы: 1б, 2а, 3б, 4б, 5а, 6а, 7б, 8а,9б, 10а.)

1.Обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, обособляются всегда. (а).да; б).нет).

2.В предложении: Затрещали кусты, заметались вершины молоденьких сосен, заскрипел оседая наст. (Обособленных членов нет, и знаки препинания расставлены верно. А).да; б).нет)

3 . Бушуя и грозя, волны размеренно ударяли в стенку мола . (В этом предложении обособлены 2 деепричастия и знаки препинания расставлены верно. (а).да; б).нет)

4.Одиночно употребляемые слова: стоя, сидя, молча, не глядя – обособляются, т.к. являются наречиями. (а).да; б).нет)

5.Стоя на берегу я смотрел на волны, догонявшие друг друга. (В этом предложении все знаки расставлены верно. а).да; б).нет.

6.Засучив по локоть рукава, я принялась месить тесто.

Работать здесь придется засучив рукава. (В обоих предложениях знаки препинания расставлены верно. а).да; б).нет.

(Ответы : 1а, 2б,3а, 4б. 5б, 6а.

1.Спустившись в зелёную долину, мы скоро забыли о холодном ветре на вершине горы. (В предложении обособлено обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом. а).да; б).нет ).

2.Мест в автобусе свободных не оказалось, и ехать пришлось, стоя. (В этом предложении обособлено одиночное деепричастие и все знаки расставлены верно. а).да; б).нет).

3.Он закинул за стену винтовку и, не оборачиваясь, пошёл к выходу. (В этом предложении обособлено одиночное деепричастие и все знаки расставлены верно. а).да; б).нет).

4.Спустя рукава работаешь . ( В этом предложении все знаки расставлены верно. а).да; б).нет).

5.а)Трудились мы не покладая рук.

б)На том берегу вспыхивая мелькали огни.

(Отметьте предложение, в котором есть обособленное обстоятельство )

(Ответы: 1а, 2б, 3а, 4б. 5б).

Взаимопроверка. Сверьте с ответами на доске.

Какие правила вам надо повт

Выставление оценок с комментариями.

7.Задание на дом

Анализ текста по вопросам.

Зима! Крестьянин торжествуя

На дровнях обновляет путь;

Его лошадка, снег почуя,

Плетётся рысью как-нибудь;

Бразды пушистые взрывая,

Летит кибитка удалая;

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке.

Вот бегает дворовый мальчик,

В салазки жучку посадив,

Себя в коня преобразив.

1.Какова композиция стихотворения?

2.Что вы видите и слышите, читая стихотворение?

3.Чем достигается такая живопись, что хоть бери кисть и рисуй?

5.Объясните смысл устаревших слов.

6.Какие слова обозначают средства передвижения? Поясните их.

7.Как и почему летит кибитка?

8Запишите глаголы в порядке возрастания. Как называется этот приём?

10.Какова роль обособленных обстоятельств?

Задание для 1-ой группы.

Заключённые в скобках деепричастные обороты вставить в предложение.

1.Врач внимательно осмотрел больных и вышел из палаты. (дав нужные указания сестре)

2.Женщина вошла в комнату с маленьким ребёнком и стала его раздевать.(ведя его за руку, посадив на стул)

3.Вечером и утром юноша думал всё об одном и том же. (ложась в постель, вставая на рассвете)

4.За деревней тянулся дремучий лес, где столетние сосны плотно прижимались друг к другу. (окружая его полукольцом, напоминая собой сказочных великанов)

5.Мой собеседник зажёг свечу и продолжал свой рассказ. (достав из кармана спички, отпив немного воды из кружки)

6.В горнице моей светло

Это от ночной звезды.

Матушка возьмёт ведро

Молча принесёт воды(5) Расставить знаки и сделать устный пунктуационный разбор.

Задание для 2-3 групп

Преобразовать предложения, обособив их распространёнными обстоятельствами, выраженными существительными с предлогами: несмотря на, благодаря, ввиду, при условии и др. Расставить знаки.

1.Меня долго уговаривали прочитать стихи но я не согласился. ( Несмотря на долгие уговоры, я не согласился прочитать стихи.)

2.Так как ожидается резкое похолодание, надо включить обогреватели. (Ввиду ожидаемого похолодания надо включить обогреватели.)

3.Если соблюдать правила дорожного движения, аварий не будет. (При условии соблюдения правил дорожного движения аварий не будет.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Цели:

образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний по курсу синтаксиса, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации, чувство бережного отношения к природе.

Оборудование: дидактический материал (карточки с вопросами и заданиями (для парной, групповой и индивидуальной работы).

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний в начале урока

- Начнём урок с разминки.

Прочитаем текст, по которому вам необходимо будет выполнить ряд заданий.

Берегите природу.

1)Вся природа и самая малая частица её: дерево в сквере, ромашковая поляна среди новых домов – всё это принадлежит нам. 2)Мы хозяева пригородных лесов и лесопарков, речек и прудов, естественно украшающих нашу прекрасную землю. 3)Но если мы хозяева, то, конечно, и защитники, ибо нельзя только владеть, не платя за добро ответным добром. 4)Бездумно спиленный тополь, затоптанный сад, чересчур большой букет лесных цветов, нередко приносимый с прогулки, выловленная молодь в реке – всё это удар по запасам природных богатств, а они не безграничны. 5)В больших городах и вблизи них вопрос стоит особенно остро, потому что тут каждое дерево – это наше с вами дыхание, следовательно, здоровье, такое нужное каждому человеку.

6)Никакими законами не оградить природу от ущерба, если каждый из нас не осознает простой истины, что, нанося вред окружающей среде, мы тем самым наносим вред себе.

Задания (устно):

2. Выписать из текста все причастия, определить их морфологические признаки (спиленный, затоптанный, приносимый, выловленная, окружающей).

4. Выписать из первого абзаца три словосочетания по одному на каждый вид синтаксической связи.

5. Записать номер предложения, в котором есть деепричастный оборот.

6.В каком слове правописание согласной в приставке зависит от последующего согласного? (безграничны)

7.. Сделать синтаксический разбор предложения 2 (у доски).

- Как вы думаете, почему для синтаксического разбора взято именно это предложение?

(На предыдущих уроках мы изучали разные виды обособления в предложениях и правила постановки запятых при обособленных членах).

(Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как ты прочитаешь предложение, будет зависеть его смысл. И вообще без знаков препинания было бы очень сложно).

- Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?

1. повторить виды обособленных членов предложений;

2. научиться ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

3. отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

4. Фронтальный опрос.

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).

5. Что такое уточняющие члены предложения?

( Второстепенные члены, которые служат для конкретизации значений других членов предложения).

5. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков

Практические задания учащимся (групповая работа)

Класс делится на три группы. Каждая группа выбирает консультанта.

- У каждой группы на столе распечатанные материалы и ниже даны задания.

Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.

1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов)

3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными)) (Л. Леонов)

4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно(обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением).

5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

Задание 2 группы: записать предложения, проверив правильность или неправильность постановки знаков препинания; рассказать об обособленных обстоятельствах, используя материал задания.

Проверьте расстановку знаков препинания в предложениях, объясните её правильность и неправильность.

1. Он работал на поле, спустя рукава. (Запятая не нужна; фразеологизм).

2. Данко бросился вперёд, высоко держа горячее сердце, и, освещая им путь. (Запятые не нужны, однородные деепричастные обороты).

3. Под облаками, заливая воздух серебряными звуками, дрожали жаворонки. (Правильно).

4. На другое утро, несмотря на упрашивание хозяев, Дарья Александровна

собралась ехать.

Вывод (Делает консультант группы)

Обособл Задание 1 группы: записать предложения, вставляя слова, которые требуются заданием; рассказать об обособленных определениях, используя материал задания. Запись предложений, вставляются слова.

1. Перед глазами ехавших расстилалась бесконечная равнина, перехваченная цепью холмов. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.)

2. Все, побуревшее от зноя, оживало. (Обособленное определение, выраженное причастным оборотом.). (Н. Некрасов)

3. Раннее весеннее утро, прохладное и росистое. (Обособленное определение, выраженное одиночными прилагательными)) (Л. Леонов)

4. Смышленые звери, бобры зимуют разумно(обособленное определение с добавочным обстоятельственным значением).

5. Мы, внуки, старались почаще навещать бабушку. (обособленное приложение).

Вывод (Делает консультант группы)

Обособленные определения и приложения выделяются на письме, если:

- относятся к личному местоимению;

- стоят после определяемого слова;

- стоят перед определяемым существительным, если имеют добавочное обстоятельственное значение или отделены от определяемого другими членами предложения.

енные обстоятельства выделяются на письме, если это:

- одиночные деепричастия и деепричастные обороты;

- обстоятельства с предлогом несмотря на, имеющим уступительное значение.

Конструирование предложений.

1. Половодья, весной, с, сейчас, опасением, мы, ранней, ждем.

2. Туман, над, поднялся, в, лугом, низине.

3. Языки, например, не, склонения, имеют, некоторые, английский.

4. Изучаем, то есть, мы, предложении, науку, о, словосочетании, и, синтаксис.

1. Сейчас, ранней весной, мы с опасением ждем половодья

2. Над лугом, в низине, поднялся туман.

3. Некоторые языки, например английский, не имеют склонения.

4. Мы изучаем синтаксис, то есть науку о словосочетании и предложении

7. Тестовая работа

1. Найдите предложения с обособленными определениями (знаки препинания не расставлены).

А. Он нетерпеливо теребил снятую с левой руки перчатку.

Б. Стали отчетливо слышны приближающиеся с реки звуки.

В. Он вышел на палубу заставленную ящиками.

Г. Женщина бросилась к шедшему впереди раненому солдату.

Д. Измученный и продрогший я едва добрался домой.

2. Укажите, в каком предложении допущены пунктуационные ошибки при обособлении определений.

А. Мартовская ночь, облачная и туманная, окутала землю.

Б. Изумленный он не сразу нашел подходящий ответ.

В. Оглушенный тяжким гулом, Теркин никнет головой..

Г. В тяжелой меховой шубе она не могла идти дальше.

Д. Я, ваш старинный сват и кум, пришел мириться к вам.

3. В каком примере надо поставить запятую перед союзом как?)

А. Почему ты ходишь как в воду опущенный?

Б. Брат похож на отца как две капли воды.

В. Встала в небе радуга цветная как ворота на конце шоссе.

Г.Камень мы использовали как стол.

Д. Цветы на поляне как драгоценные камни на шёлке.

4. Выберите правильный вариант расстановки знаков препинания:

Вдруг она пробежала мимо меня (1) напевая что-то другое (2) и (3) прищёлкивая пальцами (4) вбежала к старухе (5) и начала с нею спорить.

5.Какая характеристика соответствует предложению?

Над горной пустыней, окружавшей меня, сиял легкий лазурный купол.

1) в предложении есть обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом
2) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом
3) в предложении есть обособленное определение, выраженное причастным оборотом
4) в предложении есть обособленное обстоятельство, выраженное причастным оборотом

6. В каком предложении есть обособленное приложение?

1) Стройная и гибкая, она легким и пружинистым шагом шла через площадь.
2) Но пень, черный и большой, еще сохраняет тепло.
3) Элегантный офицер, в фуражке с золотыми дубовыми листьями, кричал в рупор что-то капитану.
4) На маяке жил только сторож, старый глухой швед, бывший шкипер.

Оценить 3215 0

Титова Г.В.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ гимназии 12
г. Липецка

Урок русского языка в 11 классе


Тема: Обособление дополнений
Цели: Определение условий для обособления дополнений, актуализация знаний по орфоэпии, правописанию словарных слов, развитие речи учащихся, формулирование универсальных действий; воспитание национальных ценностей: труд, творчество.

Учащиеся сидят по группам:
визуалы, аудиалы, кинестетики,
на столах рабочие листы учащихся.
На доске эпиграф:

Делаю – понимаю.
Конфуций.

Открытие нового знания

Исправьте ошибки (выполняют задание в рабочих листах, один учащийся на доске)
Слайд 1. Колличество, пребывать на отдыхе, преемственность, смягчить в ручную, голланский, промакательная бумага, галерея, деликатес, сочетание, привелегия, безинтересный, палисадник, компанент, бесхитросный.

Слайд 2. Поставь ударение.
Дремота, включим, феномен, корысть, облегчить, вероисповедание, из аэропорта, иначе, туфля, бронированный, жалюзи, бутик, тортов, избаловать.
Проверка

Учитель обращает внимание на доску: 2 предложения.

Кроме осеннего оврага всю ночь гремел ручей.

Кроме осеннего оврага, всю ночь гремел ручей.

Каким членом предложения является выделенное словосочетание? (Дополнение)

Сформулируйте тему урока (Обособление дополнений)

Тема выписывается в рабочие листы

Какое знание вам уже известно? (Что такое дополнение и какие члены предложения называются обособленными)

Дают определения

Поставьте цели(Выяснить условия обособления дополнений)

По какому пути вы предлагаете идти?

Познакомиться со статьей учебника.

Рассмотреть примеры обособления.

Закрепить знание, выполняя тренировочное упражнение.

Самим составить предложения.

Самостоятельная работа со статьей учебника п.88 (учитель обращает внимание на вторую строку эпиграфа – слова Конфуция).

Представьте изученный материал в виде таблицы(обращается внимание на третью строчку эпиграфа – слова Конфуция)

Формирование УУД.
Познавательные УУД.
Развиваем:

Умение извлекать информацию из текстов.

Представлять информацию в виде таблицы.

Выявлять сущность объектов.

На основе анализа делать выводы.

Регулятивные УУД
Развиваем:

Умение высказывать свое мнение на основе работы с учебником.

Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

Умение слушать и понимать других.

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи.

Умение работать в группе.

Работа в группе. Составьте текст с использованием обособленных дополнений.

Какие запахи можете ощутить, тепло или холод, может быть, прикосновение, легкий ветерок, что-то еще.

Помните, каждый отправляется в свой лес, и если вы будете внимательны, то вернетесь с новыми впечатлениями. Ваше путешествие началось. Оно продлится 7 минут.

Открывается слайд: Осенний пейзаж. Звучит музыка.

Предлагаю вам продолжить предложение: Сегодня на уроке я узнал, что…

Проанализируйте свою работу.

Какая часть урока вам понравилась больше всего и почему?

Чувствуете ли вы себя уверенным?

Домашнее задание: п.88, упр.402.

Подведение итогов в рабочих листах.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: