Конспект логопедического занятия в средней группе домашние животные

Обновлено: 05.07.2024

- Совершенствование грамматического строя (употребление предложно-падежных конструкций, согласование прилагательных с существительными в Т.п.).

- Совершенствование слоговой структуры слова.

Коррекционно-развивающие цели.

- Развитие диалогической речи.

- Развитие артикуляционной моторики.

- Развитие мелкой моторики.

- Развитие общей моторики.

- Развитие конструктивного праксиса.

- Развитие зрительного восприятия и пространственных представлений.

Коррекционно – воспитательные цели.

- Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, инициативности, ответственности.

Ход занятия.

Организационный момент.

Ребята, сегодня мы отправимся в гости к домашним животным. Садимся в поезд, помашем мамам левой ручкой, помашем воспитателям правой ручкой. Поехали.

Мы приехали на полянку, но чтобы появились животные нужно их позвать, отхлопав в ладоши их название (конь, коза, кролик, корова, кошка, собака).

Ребята отхлопывают и называют.

Посмотрите и скажите, где находятся животные.

Где стоит конь? (Конь стоит за забором.)

Где лежит собака? (Собака лежит в будке.)

Где сидит кролик? (Кролик сидит под кустом.)

Где стоит корова? (Корова стоит перед забором.)

Где сидит кошка? (Кошка сидит на заборе.)

Где стоит коза? (Коза стоит за кустом.)

Все правильно вы сказали.

Приготовили все свои ладошки.

Вот мука, а вот зерно,

Вот морковь, а вот пшено.

Но закрыла кошка рот

И картошку не берет

Ей не нравится мука,

Кошка просит молока.

Хлопают в ладоши.

Загибают по одному пальчику на обеих руках.

Грозят указательным пальцем левой руки.

Ребята, животных надо кормить, поэтому давайте их угостим.

Чем ты угостишь корову? (Я угощу корову сеном.)

Чем ты угостишь собаку? (Я угощу собаку косточкой и мясом.)

Чем ты угостишь коня? (Я угощу коня травой.)

Чем ты угостишь кота (Я угощу кота рыбой и молоком.)

Чем ты гостишь козу (Я угощу козу сеном.)

Чем ты угостишь кролика? (Я угощу кролика морковкой.)

Я думаю, ребята, что наши животные очень довольны, что вы их накормили.

6. Артикуляционная гимнастика.

Подготовка артикуляционного аппарата к постановке звука (С).

Девочки и мальчики я вас приглашаю пройти к зеркалу.

Если не дать животному попить, то оно может рассердиться.

Давайте покажем, как киска сердится. Мы нальем ей в миску водички и она будет ее лакать. После этого миску надо помыть. Как течет водичка из крана? (Сссссссссссссс)

Кто хочет быть мышками? Одевайте маски. Кто хочет быть кошкой? Одевай маску.

Сейчас вы услышите песню и отправитесь на прогулку.

Пешком шагали мышки, по узенькой дорожке

От деревушки Пешки по деревушки Ложки.

А в деревушки Ложки у них устали ножки,

Обратно в Пешки Мышки поехали на Кошке.

Если Кошке с Мышкой по пути,

Отчего ж тогда не подвезти?

Если Кошке с Мышкой по пути

Отчего ж тогда не подвезти?

То рощица, то поле,

То с горки, то на горку

Ах, нужно каждой Мышке попасть в родную норку

И что не говорите, дорогу знают Кошки

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

Если Кошке с Мышкой по пути,

Отчего ж тогда не подвезти?

Если Кошке с Мышкой по пути

Отчего ж тогда не подвезти?

Вам понравилась эта песенка? (Да)

(Дети снимают маски.)

А сейчас, я предлагаю вам сесть за стол и собрать из геометрических фигур кошку.

(Дети собирают кошку).

Какого цвета кошка? (Кошка черного цвета)

Какой формы у кошки туловище? (Туловище у кошки овальное).

Какой формы у кошки голова? (Голова у кошки круглая).

Какой формы у кошки лапки? (Лапки у кошки круглые).

Какой формы у кошки ушки? (Ушки у кошки треугольные).

Какой формы у кошки хвост? (Хвост у кошки овальный)

Ребята, вы все правильно сделали и у вас получились замечательные кошки.

9. Окончание занятия.

Наше путешествие подошло к концу. Наш поезд отправляется в обратный путь.

Логопед предлагает детям перечислить игры, в которые они играли, рассказать о том, что им было особенно интересно делать. Логопед оценивает деятельность каждого ребенка.

Список используемой информации.


Полный текст материала Конспект подгруппового логопедического занятия в средней группе детского сада для детей с ОНР Лексическая тема "Домашние животные" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Цель: Формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни.

Коррекционно-развивающие задачи. Развитие речевого дыхания, диалогической речи, зрительного внимания, артикуляционной, тонкой и общей моторики, фонематического слуха и восприятия.

Воспитательные задачи: Формирование навыков сотрудничества, доброжелательности, ответственности, инициативности. Воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Оборудование. Макет кошка, предметные картинки и фигурки домашних животных, фетр, бумага, природные материалы: фасоль, горох, гречка, каштаны.

Ход деятельности.

Логопед : Ребята, давайте встанем в круг, возьмемся за руки и поприветствуем друг друга.

Встанем рядышком по кругу, скажем здравствуйте друг другу. Нам здороваться не лень, всем привет и добрый день! Если каждый улыбнется, утро доброе начнется. Давайте скажем нашим гостям доброе утро!

Сегодня мы с вами поговорим о домашних животных.

Ребята, сегодня утром я получила письмо. Написала мне его кошка Муся. Она приглашает нас к себе в гости, в деревню. А вы хотите поехать в деревню?

Логопед :Ну тогда сейчас мы туда отправимся, а во время нашего путешествия мы поиграем с нашими язычками, щечками и губами!

Артикуляционная гимнастика. А поедем мы в деревню на лошадках. (Дети бегут голопом по кругу и щелкают языком).

Вот мы и оказались в деревне. Давайте немного отдохнем после дороги, садитесь, на стульчики и незабывайте держать спинку ровно, а я сейчас расскажу вам сказку. Жила-была кошка, и была у нее чашка-вот такая (упр. чашечка) И она очень любила лакать из нее молоко-вот так (упр. Киска лакает молоко, а потом умываться-вот так (упр. вкусное варенье). Кошка дружила с собакой и они часто играли в догонялки-вот так (упр. часики). Когда собака догоняла кошку, она тихонько кусала ее за хвост –вот так (самомассаж языка, кошка сердилась-вот так (упр. киска сердится, поднимала свой хвост (упр. парус) и прыгала на заборчик -вот такой (упр. заборчик). После такой игры собаке становилось жарко-вот-так (упр. лопата). Кошка спрыгивала с заборчика (вот такого) и они мирились с собакой –вот так (упр. улыбка). Потому что кошка и собака были лучшими друзьями!

Ребята, о ком мы сейчас говорили? (о кошке и собаке). А каких еще домашних животных вы знаете? (ответы детей). А почему их называют домашними.

Ответы детей : Потому что они живут рядом с человеком.

Кошка Муся : (трек 1) Мяу, Мяу, Мяу! (В группу с громким мяуканьем вбегает кошка Муся, она чем-то обеспокоена).

Логопед : Ребята, это кошка Муся, которая написала нам письмо. Посмотрите, Муся чем -то встревожена! Муся, что случилось?

Кошка Муся: (трек 2). Мяу, мяу!У нас в деревне страшный переполох! Мяу,мяу, Все детеныши домашних животных потерялись и мамы и папы не могут их найти! Что делать?

Логопед : Не переживай, Муся! Ребята, давайте поможем мамам найти своих детенышей. Сейчас я по очереди каждый из вас сможет поискать пропавшего детеныша! Согласны!

Ответы детей : Да!

Логопед : Ребята, давайте сначала подойдем ко взрослым животным и посмотрим детеныши каких животный потерялись. Корова потеряла теленка, коза потеряла козленка, собака-щенка, кошка-котенка,свинья-поросенка, лошадь-жеребенка.

А теперь пойдемте поищем пропавших детенышей в деревенском дворе, может быть среди запасов на зиму кто-то спрятался? (на столе стоят заранее приготовленные контейнеры с природными материалами, в которых спрятаны фигурки детенышкй домашних животных. Контейнеры прикрытые салфетками).

Логопед : Андрей, кого ты нашел?

Ответы детей : Я нашел теленка.

Логопед : А среди каких запасов на зиму ты их нашел?

Ответ ребенка: В горохе.

Логопед : Молодец, отведи теленка к маме.

Логопед : А кого нашла ты Вероника?

Отвт ребенка: жеребенка.

Логопед : А в чем спрятался жеребенок?

Ответ ребенка: В сене.

Логопед : Никита, а у тебя получилось найти пропавшего детеныша?

Ответ ребенка: Да, я нашел котенка.

Логопед : А в чем он спрятался?

Ответ ребенка: В орехах.

Логопед : Молодец! Отведи его к маме!

Логопед : А кого нашла ты, Даша? И в чем спрятался пропавший детеныш?

Ответ ребенка: Я нашла поросенка. Он был в желудях.

Логопед : Отводи его к маме!

Логопед : Саша, а у тебя получилось найти детеныша?

Ответ ребенка: Да, я нашел щенка! Он спрятался в фасоли.

Логопед : Отлично! Отводи его к маме!


Кошка Муся: (трек 3) Какие вы молодцы! Каждому детенышу нашли свою маму!Ребята, а можно я с вами поиграю? А играть мы с вами будем на свежем воздухе. Воздух в нашей деревне очень чистый. А чтобы быть здоровыми и сильными нужно правильно дышать!

Вот так вьюга у нас получилась, сразу холодно стало! Ребята, давайте погреемся! Хотите?

Ответы детей : Да!

Кошка Муся: (трек 4) Ой! Как с вами интересно, ребятки! Но мне пора бежать, кормить своих котят! Приезжайте к нам в деревню еще! До новых встреч!

Ответы детей : До свидания!

Логопед : Ребята, а мы с вами продолжим гулять по деревне и играть в интересные игры! Согласны?

Ответы детей : Да!

Правда, что когда котенок вырастет, то он станет кошкой?

Ответы детей : Да

Логопед :А правда, что когда жеребенок вырастет, то он станет свиньей?

Ответы детей нет : Нет.

Логопед : А кем он станет?

Ответы детей : Лошадью.

Логопед :Правда, что когда козленок вырастет, он станет козой?

Ответы детей : Да.

Логопед : А правда, что когда щенок вырастет, то он станет коровой?

Ответы детей : Нет.

Логопед : А кем он станет?

Ответы детей : Собакой.

Логопед : Молодцы рябята, вы хорошо знаете домашних животных и их детенышей!

А чтобы поиграть в следующую игру, нам надо, чтобы наши ушки были внимательными, а для этого надо их разбудить!

Самомассаж ушных раковин. Ушки непослушки, только у вреднюшки,а у хороших ребят ушки слушать хотят.

Опустили, потянули, вверх подняли, не уснули!

Ответ ребенка: Хлопну в ладоши.

Логопед : Радмир, а что сделаешь ты, когда услышишь, что я говорю слово не правильно?

Ответ ребенка:Топну ногами.

Логопед : Начинаем играть! Коська, котька, кошка; "сябяка", "бабака", "собака", "кабака", "колева", "ковова", "колова" ," корова", "лосять", "восять", "уошадь", "лошадь".

На каждое слово дается реакция детей.

Логопед : Молодцы ребята, у вас очень внимательные ушки!

Ребята, а вы помните, что нужно делать, чтобы быть сильными и здоровыми?

Ответы детей : делать зарядку и заниматься физкультурой!

Рыжий котик потянулся, раз нагнулся, два нагнулся,

Лапы в стороны развел, и как будто бы пошел.

Туловищем он повертел и за столик тихо сел.

Оборудование: Длинные и короткие сигнальные полоски, бумажные фишки.

Логопед :У каждого из вас лежат 2 полоски и фишки. Длинная полоска означает длинное слово, короткая полоска –короткое. Когда вы услышите длинное слово, то нужно положить фишку под длинную полоску, а когда услышите короткое слово, то положите фишку под короткую полоску. Ребята, у меня для вас есть подсказка, можно отхлопать слово в ладоши, если слово длинное, то получится два или больше хлопков, а если короткое, то один хлопок.

Ответы детей : Да.

Логопед :Кот-собака, корова-бык,пес-лошадь.

Логопед : Молодцы!


У вас отлично получилось играть в эту игру! А сейчас нам пора возвращаться в детский сад. А как вы думаете, на чем мы туда поедем?

Ответы детей : На поезде.

Логопед : Правильно, на поезде!

Садитесь на ковер друг за другом, каждый в свой вагон. Поезд отправляется, давайте погудим все вместе. Сначала громко, а потом все тише и тише. Ту-Тууууууууу. (минусовка полька).

Ребята, что-то у нас замерзли окна в вагонах, давайте их отогреем, подышим на них вот-так -х-х-х-х, а теперь подуем, не раздувая щек, вот так- нужно сделать глубокий вдох носом и затем сделать длительный выдох ртом. Здорово, окна отогрелись! Давайте протрем их, сначала правой рукой-вот так, потом левой-вот-так, а теперь двумя сразу. Вот и виднеется наш детский сад. Давайте поприветствуем наш детский сад гудком сначала тихим голосом, а потом все громче и громче, увеличивая силу голоса. Вот так, Ту-туууууууууу.

Рефлексия. Логопед : Вот мы и в детском саду! (дети остаются сидеть в кругу с логопедом). Ребята, вам понравилось в деревне?

Ответы детей : Да!

Логопед : И мне понравилась! Давайте запишем в нашу книгу путешествий новую главу. Как мы ее назовем?

Ответы детей : Домашние животные

Логопед : Но для этого надо вспомнить, куда мы сегодня ездили.

Ответы детей : В деревню.

Логопед : А кто нас туда пригласил?

Ответы детей : Кошка Муся.

Логопед : А какой хороший поступок мы сегодня совершили?

Ответы детей : Нашли детенышей домашних животных.

Молодцы! Я вами горжусь! И жду вас в гости завтра!


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Коррекционно-образовательные:

- формирование представлений о домашних животных, их внешнем виде и образе жизни;

- формирование обобщающего понятия домашние животные;

-совершенствование грамматического строя речи (учить детей подбирать и называть слова-признаки, слова-действия, образовывать и употреблять имена существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами , употреблять существительные единственного и множественного числа).

Коррекционно-развивающие:

- развитие фонематического слуха;

-развитие артикуляционной, тонкой и общей моторики, тактильных ощущений;

- развитие связной речи;

- развитие внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

- воспитание заботливого отношения к домашним животным.

Оборудование: картинки с изображением “Домашние животные и их детеныши”, мяч, разрезные картинки по количеству детей (собака, кошка, кролик, баран, коза, корова) , зеркала, аудиозапись голосов домашних животных .

Ход занятия

1.Организационный момент.

Игра “Кто как голос подаёт?”

- Давайте прослушаем необычные голоса.

(Слушают аудиозапись, на которой голоса домашних животных).

- Вы кого-нибудь узнали? Как вы думаете, чьи это голоса?

- Сегодня мы будем называть животных, которые живут рядом с домом человека. Как называют этих животных? (Домашние).

-А чтобы наш язычок нам в этом помог, сделаем гимнастику для языка.

Артикуляционная гимнастика

-Летом наш Язычок отдыхал в деревне у своей бабушки. Там он научился изображать домашних животных, которые жили на скотном дворе.

1.Кошка лакает молоко — кончик широкого языка поднимаем вверх и заводим в глубь рта; совершаем глотательное движение (6 раз).

2.Собачка грызет косточку — слегка покусываем кончик языка (6 раз).

3.Лошадка цокает копытцем — щелкать язычком с широко открытым ртом, при этом нижняя челюсть остается неподвижной (5раз).

4.Корова жует травку — имитация пережевывания пищи с закрытым ртом.

5.Свинья чавкает во время еды — имитация пережевывания пищи с открытым ртом.

6. Коза бодается — напряженный язык совершает толкательные движения то в левую, то в правую щеку (5раз ).

2. Основная часть

- У каждого из вас на столе разложены карточки с изображением животных. Я буду называть о каждом из животных разные слова, по которым вы должны догадаться, о ком идёт речь, и поднять нужную картинку:

- царапается, охотится, мяукает (кошка). Что делает кошка?

- пасётся, бодается, мычит (корова). Что делает корова?

- цокает, скачет, фыркает, ржёт (лошадь). Что делает лошадь?

- пасётся, бодается, блеет (коза). Что делает коза?

- чавкает, пачкается, хрюкает (свинья.) Что делает свинья?

-Расскажите мне про каждое животное отдельно. Какое оно?

Дети рассматривают картинки с домашними животными и подбирают определения к каждому животному (собака, корова, свинья, кошка)

Коза – маленькая, белая, рогатая, бородатая, бодливая.

Овца – маленькая, пушистая, кудрявая .

Кошка – маленькая, пушистая, ласковая, усатая .

Лошадь – большая, быстрая, умная, добрая, преданная, верная, домашняя, сильная, выносливая, быстрая, стремительная, красивая, стройная, гладкая.

Собака - маленькая, коричневая, умная, пушистая.

Корова - большая, рыжая с черными пятнами, умная, дойная, рогатая.

Физкультминутка

Цок, цок, цок, цок (дети поочередно топают ножками)

Я лошадка – серый бок (повороты, руки на талии)

Я копытцем постучу (ходьба на месте)

Если хочешь, прокачу. (легкий бег на месте)

Посмотри, как я красива

Хороши и хвост и грива (взмахи руками в одну и в другую стороны)

Цок, цок, цок, цок (дети поочередно топают ножками)

Я лошадка - серый бок (кружатся на месте).

-Потеряли дети мам.

Без родителей, одни,

Попадут в беду они.

Поскорей найдите мам!

-Я буду кидать вам мяч с названием животных ,а вы мне ответ с названием детеныша животного : у кошки— котенок (котята), у собаки— щенок (щенята);у свиньи— поросенок (поросята); у овцы— ягненок (ягнята);

у коза— козленок (козлята).

-Вы любите, когда вас называют ласково? Животные тоже это любят.

Давайте назовём наших животных ласково.

Коза - козочка,
Кошка - кошечка,
Лошадь - лошадка.
Собака - собачка

Пальчиковая гимнастика

(Логопед раздает детям разрезные картинки – пазлы.)

-Соберите картинку и назовите животное, которое у вас получилось.

- Повторяйте за мной и прохлопывайте слова.

Ко-за, во-да, се-но и т.д.

- О каких животных мы сегодня говорили? (Домашние животные)

- Каких животных называют домашними? (Животные, которые живут у человека, за которыми ухаживает человек).

Автор: Николаева Галина Викторовна,

учитель-логопед логопедического пункта при ДНЗ№98 г.Мариуполь

Ход занятия

Дети стоят в кругу и произносят речевку.

Здесь можно удивляться , шутить и ошибаться.

Играть и веселиться и многому учиться.

1.Какое у меня настроение? Дети выбирают соответствующие

карточи и ставят на наборное полотно.


2.Гимнастика для глаз. Глазки заставляй моргать.

Глазки закрываем А сейчас расслабились

Медленно вдыхаем На места отправились.

А на выдохе опять

4.Повторение гласных звуков. На доске выставлены символы гласных звуков.

5.Произношение гласных звуков с различной силой голоса.


6.Игра для развития слухового внимания. Отхлопай как я.
7. Загадывание загадок.

Убежала от меня, (КОЗА)

Тает луг в вечерней мгле,
Где искать ее? .-ме-ме-ме..

И сметану и кефир

Молоко ,и вкусный сыр (КОРОВА)

Чтобы были мы здоровы

С хозяином дружит, дом сторожит (СОБАКА)

Живет под крылечком-,хвост колечком.

На скаку играя гривой

Скачет быстро он, красиво (ЛОШАДЬ)

Не догонишь ты его

Ишь как скачет: -И-го-го.

Комочек пуха, Прыгает ловко, (КРОЛИК)

Длинное ухо Любит морковку.

По горам по долам ходит шуба да кафтан. (ОВЦА)

8.Кто как кричит?

Корова- в коровнике. Лошадь-в конюшне. Свинья - в свинарнике.

Собака в будке Коза, баран - в хлеву.

обозначающих название детенышей дом. животных.

У норы добычу ждет притаившись серый…..(кот).

А теперь и за версту не приблизится к …..(коту).

Крыса старая и та , видя грозного …..(кота)

Убежит скорей под дом, чтоб не встретиться с…(котом)

Там дрожит и в темноте вспоминает о….(коте).


Пальчики я выпрямляю, ну а два я загибаю

Делаю из них колечки и кладу их на сердечко .

А теперь я посижу и немножко подышу.




19.Составление предложений по демонстрации действий.

Читайте также: