Обеспечение собственной безопасности в процессе обд конспект

Обновлено: 02.07.2024

«Методы анализа и прогнозирования рисков личной безопасности

Понятие и источники внешних и внутренних угроз личной безопасности сотрудников ОВД.

Риск, как физический, так и психологический, является неотъемлемой составляющей профессиональной деятельности полицейского. В этой связи проведение специальной работы по уменьшению этого риска до минимального предела чрезвычайно важно.

Любая система, и в частности система правоохранительных органов, эффективно работает только тогда, когда может сама себя защитить. Причем защитить таким образом, чтобы у преступников даже не возникало мысли пытаться решать вопросы путем силового воздействия на представителей власти.

Обеспечение личной безопасности сотрудников органов внутренних дел, есть осуществление системы мер, направленных на снижение уровня профессионального риска до реально-возможного минимума, - проблема комплексная.

Меры безопасности сотрудников можно разделить на общие и специальные.

общими являются меры, которые государство и его органы устанавливают и применяют при приеме граждан на службу, а также в процессе прохождения ими службы в органах внутренних дел. К ним относятся, например, обеспечение конфиденциальности сведений о сотруднике одновременно с его назначением его на должность; периодическая проверка сотрудников на проф. пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

специальные меры обеспечивают безопасность сотрудников органов внутренних дел и их близких родственников при наличии угрозы посягательства на их жизнь, здоровье, жилище и имущество. Они применяются при наличии угрозы, возникшей в связи с осуществлением их служебной деятельности. Специальные меры защиты могут также применяться в отношении близких родственников, а в исключительных случаях - также иных лиц, на жизнь, здоровье и имущество которых совершается посягательство с целью воспрепятствовать законной деятельности должностных лиц органов внутренних дел либо принудить их к изменению их характера, либо из мести, за указанную деятельность.

Обеспечение безопасности в системе МВД России – это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности.

Принципы обеспечения собственной безопасности системы МВД России:

- законность применяемых мер.

- уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

- единство системы обеспечения собственной безопасности и централизация управления этой деятельностью.

- активность и наступательность, приоритет упреждающих и профилактических мер противодействия внешним и внутренним угрозам.

- конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств в обеспечении собственной безопасности.

- сочетание целей, задач и практической деятельности по обеспечению собственной безопасности с общими целями, задачами оперативно-служебной деятельности системы МВД России.

- комплексное использование сил и средств.

- последовательность в реализации антикоррупционной политики.

- персональная ответственность руководителей (начальников) всех уровней за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях.

- уважение, соблюдение, защита прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих.

К мерам обеспечения собственной безопасности относятся в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации:

- защита жизни, здоровья, чести, достоинства, деловой репутации имущества сотрудников, гражданских служащих, их близких, а также деловой репутации органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

- получение упреждающей информации о возможных внешних и внутренних угрозах, оценка возникающих угроз, выявление источников опасности, подготовка аналитических материалов, прогнозов изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние собственной безопасности системы МВД России.

- осуществление мониторинга коррупционных и иных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России.

- совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения собственной безопасности.

- предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России.

- совершенствование механизма профессионального отбора кадров для замещения должностей в системе МВД России, в том числе проведение в установленном порядке проверок кандидатов на должности.

- проведение мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов инфраструктур системы МВД России от преступных посягательств и террористических угроз.

- предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки сведений в сфере оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов.

- предупреждение проникновения в систему МВД России лиц, преследующих противоправные и корыстные цели.

- научное и методическое сопровождение деятельности системы МВД России в сфере обеспечения собственной безопасности.

- взаимодействие с представителями средств массовой информации, в том числе по обеспечению общественного доверия к полиции и поддержки граждан.

- взаимодействие с правоохранительными органами при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности.

Профессиональная защищённость сотрудников ОВД - явление многоплановое, включающее целый комплекс взаимосвязанных, но самостоятельных компонентов.

Среди них можно назвать следующие:

Экономическая защищенность - соответствие материального обеспечения сотрудника системы МВД его объективным материальным и иным потребностям.

Правовая защищенность - соответствие правовой и нормативной базы деятельности ОВД объективным условиям и задачам этой деятельности. Она определяет уровень правовою обеспечения профессиональной деятельности со­трудника и возможности его правовой защиты при решении им профессиональных задач или личных проблем, связанных с данной деятельностью.

Материально-техническая защищенность - соответствие материально-технического обеспечения профессиональной деятельности сотрудников ее объективным условиям и задачам

Кадровая защищенность - соответствие уровня профессиональной надежности персонала, т.е. нравственных качеств сотрудников и их профессиональной компетентно­сти требованиям, предъявляемым к личности сотрудника системой МИД

Информационная защищенность - соответствие возможностей получения информации, необходимой для эффективной профессиональной деятельности (в том числе научных и практических знаний, умений и навыков), реальной необходимости иметь такие знания для решения профессиональных задач обеспечения профессиональной защищенности и личной безопасности. Специальным компонентом информационной защищенности сотрудника является пресечение утечки информации о профессиональной деятельности или личной жизни, которая могла бы препятствовать решению профессиональных задач или повышать степень личного риска для него и его близких

Специальная защищенность - эффективность специальных мер оперативно-розыскного, контрразведывательного и иного характера, действий подразделений собственной безопасности по защите органов внутренних дел от деструктивных воздействий преступных элементов

Психологическая защищенность - соответствие специальных мер, направленных на профилактику и предотвращение психологической деформации личности сотрудника, степени реального воздействия на него психотравмирующих факторов, связанных с профессиональной деятельностью.

Физическая защищенность - соответствие комплекса правовых, материально-технических, управленческих и иных мер, обеспечивающих сохранность жизни и здоровья при решении (или в связи с решением) профессиональных задач до объективного предела.

Таким образом, как система МВД в целом и ее конкретные подразделения, так и отдельный сотрудник, в значительной мере выступают в качестве объекта обеспечения защищенности, т.к. решение многих вышеназванных эконо­мических, материально-технических, правовых и социальных проблем находится вне компетенции системы МВД и тем более отдельного сотрудника. Активная субъектная позиция здесь может выражаться в проявлении определённых инициатив формировании предложений в те инстанции, которые эти вопросы решают

ТЕМА: Меры безопасности при несении пограничной службы и собственной безопасности.

совершенствовать знания обучаемых правилам безопасного несения пограничной службы.

воспитывать у обучаемых чувство ответственности за безопасность несения пограничной службы.

  1. Основы безопасного несения пограничной службы.
  2. Правила безопасного использования вооружения и военной техники.
  3. Правила безопасного использования инженерных сооружений, заграждений и линии связи.
  4. Правила безопасного обращения со служебными животными.
  5. Правила безопасного несения пограничной службы в различных условиях.

Вводная часть — 05 минут.

Проверка наличия личного состава;

Объявляю тему, цели, учебные вопросы;

Основная часть – 40 минут.

  1. Основы безопасного несения пограничной службы.

Соблюдение правил безопасного несения пограничной службы в пограничных нарядах достигается: правильным пониманием составом пограничного наряда, каждым пограничником поставленных задач по охране определенного участка государственной границы, умением предвидеть возможные изменения обстановки в процессе пограничной службы, умелой и всесторонней подготовкой к ней; точным выполнением приказа на охрану государственной границы; твердым знанием и строгим соблюдением правил безопасного обращения и использования вооружения и техники, инженерных сооружений и заграждений, служебных животных; высокой воинской дисциплиной и специальной выучкой пограничников, их умением действовать на любой местности, днем и ночью, при любой погоде; умелым управлением старшим наряда и постоянным контролем за выполнением составом наряда правил безопасного несения пограничной службы.

В целях соблюдения правил безопасного несения службы пограничники обязаны:

— знать прохождение границы на местности, особенности охраняемого участка, возможные изменения местности на нем под влиянием погоды, опасные для передвижения и несения службы участки (места) и порядок их преодоления или обхода;

— уметь свободно ориентироваться на охраняемом участке по местным предметам, компасу и небесным светилам, пользоваться картой и схемой;

— точно знать азимуты, пути и время кратчайшего выхода с участка в подразделение;

— знать прогноз погоды, характер и господствующее направление ветров и по местным признакам определять возможные изменения погоды;

— уметь пользоваться переправочными, спасательными и подручными средствами при преодолении водных преград;

— знать места, причины и признаки возникновения стихийных бедствий (обвалов, камнепадов, оползней, селевых потоков, схода снежных лавин, наводнений и др.), способы защиты от них и порядок действий при попадании пограничников в зоны повышенной сейсмической опасности и стихийных бедствий;

— уметь оказывать помощь пострадавшим;

— строго соблюдать установленную форму одежды и экипировку, знать и строго выполнять правила обращения с вооружением, боевой техникой и другими средствами охраны границы.

  1. Правила безопасного использования вооружения и военной техники.

Все пограничники должны твердо знать устройство закрепленного за ними оружия, в совершенстве владеть приемами и правила стрельбы из него. При обращении с оружием строго соблюдать порядок его осмотра, заряжания и разряжания и не допускать случайных выстрелов.

Водители, личный состав постов технического наблюдения, подвижных пограничных постов, постов наблюдения имеют оружие при себе или в специально оборудованных пирамидах (местах) в положении, обеспечивающем быстрое его применение и не затрудняющем несение службы и управление автомашиной.

При конвоировании задержанных нарушителей границы в пешем порядке оружие, как правило, должно находиться в положении изготовки для стрельбы стоя. Запрещается досылать патрон в патронник без команды старшего наряда, целиться из оружия в людей и животных или направлять его в сторону, где могут быть люди.

При использовании стационарных радиолокационных станций во избежание поражения электрическим током запрещается:

— допускать на рабочее место лиц, не входящих в состав пограничного наряда;

— снимать или отключать в приборах блокировку и делать временные перемычки;

— работать на станции со снятыми защитными кожухами, крышками и сетками, а также с убранными ограждениями, резиновыми ковриками и другими защитными средствами;

— выполнять ремонтно-профилактические и другие работы при включенном питании;

— применять предохранители, не соответствующие номиналу, и заменять их под напряжением без специальных съемников, использовать в случае повреждения монтажа временные сростки;

— пользоваться переносными электросветильниками самодельной конструкции.

При работе с генератором сверхвысокой частоты нельзя осматривать открытые концы волноводов, облучатели и отражатели антенн, соединения волноводных трактов и другие источники излучения поля сверхвысокой частоты при включенном передатчике; включать передающую аппаратуру при снятых кожухах, открытых дверцах, снятых или незакрытых экранах; оставлять неплотно вдвинутыми в ниши шкафов блоки передающей аппаратуры и блоков питания, выполнять работы с антенно-фидерными волноводными трактами при включенных передатчиках.

При применении прожекторных станций запрещается: выполнять какие-либо работы под автомобилем прожекторной станции без упоров под колесами или при работающем двигателе; производить при включенном питании профилактические осмотры и ремонтные работы; чистить при работающем двигателе коллектор генератора; наблюдать за горением дуги незащищенными глазами; прикасаться к электрическим контактам приборов и механизмов, не убедившись в отсутствии тока в цепи; извлекать огарки углей руками; пользоваться открытым огнем вблизи станции (установки).

При использовании автомобилей ответственность за организацию и соблюдением правил перевозки людей несет старший машины, а за безопасность движения, соблюдение правил эксплуатации автотранспортной техники и правил дорожного движения — водитель. Весь личный состав наряда, включая и водителя, подчиняется старшему пограничного наряда.

Водитель и старший машины при движении по участку должны: строго соблюдать установленную скорость; снижать скорость вплоть до остановки машины, а при необходимости и спешивать личный состав на спусках, узких дорогах, мостах, подъемах, в гололед, при проезде мест скопления пешеходов (детей); не переезжать железнодорожный переезд, не убедившись в отсутствии приближающего поезда.

Запрещается сидеть на бортах кузова или стоять в кузове во время движения, отдыхать в машине при работающем двигателе, передавать управление машиной другим лицам, курить в машине.

При остановки машины для осмотра и проверки документов пограничным нарядам запрещается: производить остановку машин, находясь на проезжей части дороги, подходить к транспортным средствам до их полной остановки; переходить дорогу впереди идущих транспортных средств; брать управление автотранспортным средством для постановки его в установленное место; становиться на подножку, колесо автомобиля для проверки документов у пассажиров;

производить досмотр транспортного средства при работающем двигателе.

  1. Правила безопасного использования инженерных

сооружений, заграждений и линии связи.

При выполнении работ по обслуживанию и ремонту сигнализационных средств пограничники несут личную ответственность за выполнение правил безопасности, изложенных в соответствующих инструкциях.

Строгое соблюдение установленных правил эксплуатации технических средств обеспечивает высокое качество строительства, бесперебойную работу средств связи и сигнализации, а также безопасность людей.

Неумелое пользование средствами связи, сигнализации и электроприборами может повлечь за собой несчастные случаи среди личного состава. Наибольшую опасность при этом представляют:

= грозовые разряды, атмосферное электричество или напряжение электросетей, воздействующее на наружные сооружения связи (антенны, воздушные линии связи, линейное оборудование сигнализации и т.п.);

= электрическое напряжение электросети, бензоэлектрических агрегатов и аккумуляторов, используемых для пи-

тания средств связи и сигнализации;

= выхлопные газы от двигателей электросиловых и зарядных агрегатов, антисептические средства, щелочные и другие растворы оказывающие ядовитое воздействие на человека;

= аварийное состояние сооружений связи и сигнализации (антенные мачты, линии связи, линейное оборудование систем сигнализации), которые могут разрушаться под воздействием ветра, дождя, снегопада, гололеда и других факторов;

= газы, выделяющиеся при зарядке аккумуляторов, неосторожное пользование приспособлениями для сварки проводов и паяльными лампами, короткое замыкание токонесущих проводов, что представляет опасность возникновения пожаров;

= неисправный инструмент и приспособления.

Для предупреждения несчастных случаев при обслуживании средств связи и сигнализации необходимо знание правил техники безопасности и точное их выполнение.

Связистам работать по обслуживанию осветительной электросети и сильноточных электроустановок, не входящих в состав аппаратуры связи, запрещается.

Должностные лица, виновные в нарушении правил техники безопасности, привлекаются к ответственности согласно действующим законам.

Ремонтно-строительные команды и связисты перед выходом на работы по строительству, ремонту и устранению повреждений линий связи и антенно-мачтовых устройств должны получать инструктаж о мерах безопасности.

Запрещается производить какие-либо работы на воздушных линиях связи и антенно-мачтовых устройствах во время грозы, при ветре 8 баллов и более, снежных буранах, а также при температуре воздуха ниже и выше предельных норм, оговоренных в постановлениях местных органов власти.

Работами по строительству и ремонту линий связи в местах их пересечений с линиями электропередач (всех напряжений), по замене проводов, подвешенных через ущелья, водные преграды шириной более 8 метров и с быстрым течением, по перекладке проводов на новые угловые и сложные опоры, а также на мачтах высотой более 15 метров должен руководить офицер-специалист, ответственный за обеспечение безопасности работ.

На крышах зданий допускается установка мачт высотой не более 8 м. При установке мачт на крышах оттяжки необходимо крепить к крюкам и кольцам, которые ввинчиваются в балки крыши или вмазываются в стены домов. Прикрепление антенн, мачт и оттяжек к вентиляционным, дымовым трубам, слуховым окнам, а также заделка оттяжек на карнизах, в желобах и т.п. запрещается.

Для устройства оттяжек мачт, устанавливаемых на крышах здания, должны применяться стальные тросы или стальная проволока диаметром 4-5 миллиметров.

На территории отделения не рекомендуется установка мачт высотой более 15 метров.

В местах подверженных ударам молний, все опоры линий связи должны оборудоваться молниеотводами. Установка линейных гнезд в этих местах запрещается.

Перед началом работ по ремонту линий и антенно-мачтовых установок необходимо проверить прочность опор на ремонтируемом участке; работа на ненадежных опорах и мачтах до их укрепления не допускается.

При обнаружении на проводах или сигнализационных заграждениях постороннего напряжения над принять меры к его устранению; работать на них до полного устранения (выключения) постороннего напряжения запрещается.

При работе на линиях связи, имеющих пересечения или сближения с линиями электропередач любых напряжений, все провода на линии связи по обе стороны от места работы должны быть заземлены.

  1. Правила безопасного обращения со служебными животными.

Специалисты кинологии перед выходом на службу в целях недопущения покуса пограничников должны довести до них порядок поведения при нахождении рядом с собакой. О всех покусах собакой, в том числе и незначительных, пограничник должен доложить старшему пограничного наряда, а с прибытием в подразделение — своему командиру. При посадке на машины и другие транспортные средства собакам надевают намордники.

  1. Правила безопасного несения пограничной службы

в различных условиях.

В горах пограничники должны знать признаки предстоящего изменения погоды, возможные места обвалов, характерные признаки лавинной опасности и избегать лавиноопасных мест. В случаях, когда выход пограничного наряда в лавиноопасные места вызываются обстановкой, они преодолеваются пограничниками поочередно, с соблюдением мер предосторожности. При движении в лавиноопасном районе пограничники должны соблюдать следующие правила: лавинные шнуры обвязать вокруг пояса и освободить концы; идти быстро, остановки делать только за пределами опасного участка; строго соблюдать установленную дистанцию между пограничниками, ступая по следам впереди идущего; вести наблюдение за состоянием склонов и соблюдать тишину.

Старший пограничного наряда при преодолении лавиноопасных участков обязан: установить сигналы предупреждения об опасности и необходимую дистанцию между пограничниками; обеспечить преодоление опасных участков с ослабленными креплениями лыж, надетыми на голову и застегнутыми капюшонами маскировочных комбинезонов и костюмов;

при преодолении опасных участков выставлять в безопасном месте наблюдателя.

Участки, где возможны обвалы и камнепады, преодолеваются быстро, по одному, двигаясь от укрытия к укрытию, при этом необходимо постоянно наблюдать за склонами гор.

При несении службы в горах нарядам запрещается:

— двигаться по крутым склонам с сыпучим грунтом, по краю ущелий и глубоких оврагов;

— вызывать преднамеренные обвалы и лавины;

— переправляться через горные реки в неустановленных местах и вне бродов;

— двигаться во время грозы по гребням высот или располагаться на них, а также укрываться под выступами скал, нависающими над дорогами или дозорными тропами; делать остановки с целью отдыха в местах, где возможны обвалы, лавины, камнепады, оползни и осыпи.

Пограничные наряды, несущие службы на морском (речном) участке, должны знать: время и характер приливов и отливов на море, режим реки; прохождение главного фарватера (тальвега) реки и государственную принадлежность островов; наличие переправ через водные преграды, степень их оборудования и порядок пользования ими; характер береговой полосы (наличие опасных мест, подмытых берегов, крутых спусков, обрывов, трещин); прогноз и фактическое состояние погоды.

Нарядам запрещается двигаться в непосредственной близости от обрывистых берегов; спускаться и подниматься по скалистым обрывам и переправляться через водные преграды вброд вне оборудованных мест, если это не вызывается обстановкой; ловить рыбу и купаться.

Подвести итог занятий, отметить отношение личного состава к изучаемой теме, объявить оценки. Определить задания для самостоятельной работы.

от 2 января 2013 года N 1

(с изменениями на 28 февраля 2018 года)

Документ с изменениями, внесенными:

2. Руководителям подразделений центрального аппарата МВД России, территориальных органов МВД России, организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел:

2.1. Организовать изучение Концепции во вверенных подразделениях.

2.2. Принять меры по реализации положений Концепции.

3. Считать утратившим силу приказ МВД России от 22 июня 2007 года N 555дсп.

4. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на заместителей Министра внутренних дел Российской Федерации, несущих ответственность за соответствующие направления деятельности.

Приложение
к приказу МВД России
от 2 января 2013 года N 1

Концепция обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

(с изменениями на 28 февраля 2018 года)

I. Цель и объекты Концепции обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

1. Обеспечение собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации является составной частью государственной политики в сфере внутренних дел.

2. В системе Министерства внутренних дел Российской Федерации под собственной безопасностью понимается состояние ее защищенности от угроз деструктивного и дезорганизующего воздействия посредством создания эффективных механизмов противодействия коррупционным и иным противоправным проявлениям, обеспечения инженерно-технической укрепленности и антитеррористической защищенности объектов инфраструктур системы от преступных посягательств, сохранности информационных ресурсов, государственной защиты сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России и их близких, а также принятия оперативных и действенных мер по предотвращению негативных последствий и пресечению факторов угроз.

Далее - "МВД России" или "Министерство".

Далее - "гражданские служащие".

3. Концепция обеспечения собственной безопасности в системе МВД России - это система взглядов на организацию и достижение качественно нового, более высокого уровня обеспечения собственной безопасности, эффективной защиты от существующих угроз при осуществлении оперативной и служебной деятельности в установленной сфере.

4. Концепция разработана в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России.

5. Цель Концепции - развитие сферы обеспечения собственной безопасности, создание приемлемых условий для стабильного функционирования органов внутренних дел, сохранения ее целостности, противостояния влиянию внутренних и внешних угроз.

6. Обеспечение собственной безопасности в системе МВД России - это система согласованных правовых, организационно-управленческих, оперативно-розыскных, режимных, социально-психологических, воспитательных, пропагандистских и иных мер, направленных на создание и поддержание условий для выявления, нейтрализации и ликвидации внешних и внутренних угроз собственной безопасности.

II. Принципы обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

7. Принципы обеспечения собственной безопасности системы МВД России:

7.1. Законность применяемых мер.

7.2. Уважение, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина.

7.3. Единство системы обеспечения собственной безопасности и централизация управления этой деятельностью.

7.4. Активность и наступательность, приоритет упреждающих и профилактических мер противодействия внешним и внутренним угрозам.

7.5. Конспирация, сочетание гласных и негласных методов и средств в обеспечении собственной безопасности.

7.6. Сочетание целей, задач и практической деятельности по обеспечению собственной безопасности с общими целями, задачами оперативно-служебной деятельности системы МВД России.

7.7. Комплексное использование сил и средств.

7.8. Последовательность в реализации антикоррупционной политики.

7.9. Персональная ответственность руководителей (начальников) всех уровней за организацию и состояние работы по обеспечению собственной безопасности в подчиненных подразделениях.

7.10. Уважение, соблюдение, защита прав, чести и достоинства, деловой репутации сотрудников и гражданских служащих.

III. Меры обеспечения собственной безопасности в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации

8. К мерам обеспечения собственной безопасности относятся:

8.1. Защита жизни, здоровья, чести, достоинства, деловой репутации имущества сотрудников, гражданских служащих, их близких, а также деловой репутации органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел.

8.2. Получение упреждающей информации о возможных внешних и внутренних угрозах, оценка возникающих угроз, выявление источников опасности, подготовка аналитических материалов, прогнозов изменений внутренних и внешних факторов и условий, влияющих на состояние собственной безопасности системы МВД России.

8.3. Осуществление мониторинга коррупционных и иных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России.

8.4. Совершенствование нормативного правового регулирования в области обеспечения собственной безопасности.

8.5. Предупреждение, выявление и пресечение коррупционных правонарушений, совершаемых сотрудниками, гражданскими служащими и работниками системы МВД России.

8.6. Совершенствование механизма профессионального отбора кадров для замещения должностей в системе МВД России, в том числе проведение в установленном порядке проверок кандидатов на должности.

8.7. Проведение мероприятий, направленных на повышение уровня защищенности объектов инфраструктур системы МВД России от преступных посягательств и террористических угроз.

8.8. Предупреждение, выявление и пресечение фактов расшифровки сведений в сфере оперативно-розыскной деятельности, разглашения сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну, а также служебной информации ограниченного доступа или утраты служебных документов.

8.9. Предупреждение проникновения в систему МВД России лиц, преследующих противоправные и корыстные цели.

8.10. Научное и методическое сопровождение деятельности системы МВД России в сфере обеспечения собственной безопасности.

8.11. Взаимодействие с представителями средств массовой информации, в том числе по обеспечению общественного доверия к полиции и поддержки граждан.

8.12. Взаимодействие с правоохранительными органами при осуществлении мероприятий, направленных на обеспечение собственной безопасности.

IV. Характеристика внешних и внутренних угроз собственной безопасности как совокупности условий и факторов, создающих опасность для осуществления МВД России полномочий

9. К внешним угрозам собственной безопасности системы МВД России относятся:

9.1. Деятельность организованных групп, преступных сообществ (преступных организаций), направленная на:

проникновение в органы внутренних дел Российской Федерации, иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России;

несанкционированный доступ к информации ограниченного распространения, обрабатываемой на средствах вычислительной техники, и к сведениям на бумажных носителях с целью получения конфиденциальной информации, в том числе содержащей государственную и иную охраняемую законом тайну;

получение служебной информации от сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России путем установления доверительных отношений, подкупа и шантажа;

оказание воздействия на деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, в том числе ухудшение их материально-технического, финансового и иного обеспечения деятельности;

компрометирование органов внутренних дел Российской Федерации, иных организаций и подразделений, созданных для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел, их сотрудников, гражданских служащих и работников, а также лиц, оказывающих содействие органам внутренних дел;

вовлечение сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России в противоправную деятельность, в том числе для оказания содействия в ее осуществлении, а также дезорганизующее воздействие на их морально-психологическое состояние.

9.2. Угрозы жизни, здоровью и имуществу сотрудников и гражданских служащих системы МВД России в связи с осуществлением ими служебной деятельности, и их близких.

9.3. Оказание противодействия сотруднику, гражданскому служащему и работнику системы МВД России в ситуациях служебного контакта с правонарушителями при исполнении ими должностных обязанностей.

9.4. Недостаточный уровень социальной и правовой защищенности сотрудников, гражданских служащих и работников системы МВД России, порождающий высокий уровень коррупционной предрасположенности (уязвимости) при осуществлении ими своих полномочий.

9.5. Противоправные действия отдельных представителей органов государственной власти и местного самоуправления, общественных, политических и религиозных объединений, затрагивающие законные интересы органов внутренних дел, попытки использования органов внутренних дел в антиконституционных целях.

· выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (контрразведывательная деятельность);

· координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

· осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;

· обеспечение защиты и охраны государственной границы РФ;

· борьба с террористической и диверсионной деятельностью;

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

· производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск;

· организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

· обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

Принципы деятельности органов ФСБ России: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности (ст. 5 Закона о ФСБ).

Деятельность этих органов, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Основные направления деятельности органов ФСБ России: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью, в том числе террористической, диверсионной и экстремистской деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности; иные направления деятельности в соответствии с законодательством РФ

Контрразведывательная деятельность – деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основания для осуществления контрразведывательной деятельности:

· наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

· необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

· необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

· необходимость обеспечения собственной безопасности.

В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.




Борьба с преступностью.Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят:

- оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений;

- дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом о ФСБ.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ России в пределах своих полномочий и, во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации, в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

Порядок и условия взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки Российской Федерации устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.

Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств, при осуществлении разведывательной деятельности, определяются нормативными актами ФСБ России.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Пограничная деятельность направленана:

- защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- защиту и охрану экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

- при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

- при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами России.

· выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации (контрразведывательная деятельность);

· координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мер по обеспечению собственной безопасности;

· осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;

· обеспечение защиты и охраны государственной границы РФ;

· борьба с террористической и диверсионной деятельностью;

· выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов федеральной службы безопасности;

· производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов и войск;

· организация оказания содействия федеральным органам государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в реализации мер, осуществляемых в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

· обеспечение криптографической и инженерно-технической безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях за рубежом.

Принципы деятельности органов ФСБ России: законность; уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина; гуманизм; единство системы органов Федеральной службы безопасности и централизации управления ими; конспирация; сочетание гласных и негласных методов и средств деятельности (ст. 5 Закона о ФСБ).

Деятельность этих органов, применяемые ими методы и средства не должны причинять ущерб жизни и здоровью людей и наносить вред окружающей среде.

Основные направления деятельности органов ФСБ России: контрразведывательная деятельность; борьба с преступностью, в том числе террористической, диверсионной и экстремистской деятельностью; разведывательная деятельность; пограничная деятельность; обеспечение информационной безопасности; иные направления деятельности в соответствии с законодательством РФ

Контрразведывательная деятельность – деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Основания для осуществления контрразведывательной деятельности:

· наличие данных о признаках разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

· необходимость обеспечения защиты сведений, составляющих государственную тайну;

· необходимость изучения (проверки) лиц, оказывающих или оказывавших содействие органам ФСБ на конфиденциальной основе;

· необходимость обеспечения собственной безопасности.

В процессе контрразведывательной деятельности органы Федеральной службы безопасности могут использовать гласные и негласные методы и средства, особый характер которых определяется условиями этой деятельности.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления контрразведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Борьба с преступностью.Органы федеральной службы безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации проводят:

- оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды, представляющих угрозу безопасности Российской Федерации, и преступлений;

- дознание и предварительное следствие по делам, которые отнесены законом к их ведению;

- выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.

На органы федеральной службы безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Деятельность органов федеральной службы безопасности в сфере борьбы с преступностью осуществляется в соответствии с законодательством об оперативно-розыскной деятельности, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, а также Федеральным законом о ФСБ.

Разведывательная деятельность осуществляется органами ФСБ России в пределах своих полномочий и, во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации, в целях получения информации об угрозах безопасности Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "О внешней разведке".

Порядок и условия взаимодействия органов федеральной службы безопасности и органов внешней разведки Российской Федерации устанавливаются на основании соответствующих соглашений между ними или совместных нормативных актов.

Порядок проведения разведывательных мероприятий, а также порядок использования негласных методов и средств, при осуществлении разведывательной деятельности, определяются нормативными актами ФСБ России.

Сведения об организации, о тактике, методах и средствах осуществления разведывательной деятельности составляют государственную тайну.

Пограничная деятельность направленана:

- защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечение соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

- защиту и охрану экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности - деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

- при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

- при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и ее учреждениях, находящихся за пределами России.

Читайте также: