Конспект урока 6 класс контрольная работа по теме лексикология

Обновлено: 05.07.2024

Лексик ология - это наука, которая изучает __________________________ ___.

Многозначными называютс я слова, у которых _______ ___________________

______________________________ _________________ _________________ ___

Синонимы – это _ ________ ____________ __________________________ _____.

2. Употребите данн ые слова в переносном зн ачении, составив с ни ми

Тяжелый_______ ________ ___________ ______________________________ ___

Холодный_____ ________ __________ ____________ _______________ ________

Лететь__ _______________ _______________ ________ _____________ ________

4. Профессионализмы - это_____________________________________________ _

______________________________________________________ _______________

5. Подчеркните слова, которые являютс я профессионал ьными:

альбом , суппорт , машина, шоссе, палитра , чело, здоровяк.

6. Замените устаре вшие слова синонима ми, расположенным и в правом

7. Найдите заимствованн ые слова , подчеркните и замените их рус скими:

Во время отдыха за границей мы купили много разных сувениров. ___________________

Ваши аргументы убедительны. _________________________________________ ________

В дверях гостиницы нас встретил консьерж. _____________________ _____________ ___

5. слова, употребляемые жителями одной местности д. громадный

10 . Выпишите слова, употреблённые в переносн ом значении.

Сады, убр анные сухим з олотом, почти н е роняли его на д орожки и горели во

______________________________ _________________ _ _____________ ______

Когда мальчик слушал его пение, полное б еспредельной тоски ,чувство

бесконечной жа лости охватывало его маленьк ое сердц е.

____________________________________________________________ _____________

12. Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употре блено в

ЯЗЫК(прямое)_________________________________________________________________

____________________________________________________________ ______ ____________

ЯЗЫК(переносное)______________________________________________________________

____________________________________________________________ _________________

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка (6 класс)

Контрольная работа из раздела "лексикология" (тестовые задания)

Цель: оценить уровень учебных достижений шестиклассников из раздела "лексикология", выяснить возможные недостатки в ходе овладения языковой теорией.

Форма проведения тематического оценивания: выполнение заданий тестового характера.

Тип урока: урок оценивания учебных достижений учащихся.

И. Организационный момент

ИИ. Знакомство шестиклассников с темой, целью и задачами урока

III. Подготовительная работа

Мотивация учебной деятельности учащихся. Ознакомление с критериями оценивания тестовых заданий. Проведение инструктажа по выполнению заданий тестового характера. Разделение учащихся класса по вариантам.

IV. Выполнение заданий тестового характера

1. Обозначить, в какой строке все слова — диалектизмы:

А шалаш, деревенский, потоки;

Б грань, коронки, когут, злуда;

В куцый, отец, беркут;

Г глаголити, зеленый, брыль, внимание.

2. Обозначить, в какой строке отсутствуют архаизмы:

А колебало, светоч, соцветие;

Бы говорило, пиит, звезды;

В костер, выживает, перезвони;

Г птички, калинонька, горели, ржи.

3. Определить, в какой строке принятые историзмы:

А жандармерия, гайдамака, крамарне, хлоп;

Б аэроплан, тяжелый, амфора, планета;

В прапор, кваша, сапожник, петух;

Г калитка, лишенька, Добрый день, каждый день.

4. Обозначить, в какой строке отсутствуют неологизмы:

А менеджмент, багрово-водный;

Б дизайнер, левино-желтый;

В октябрь, гражданский, методика;

Г интервидение, ложкохвати.

5. Обозначить, в какой строке все слова — професіоналізми:

А фонема, лексема, постфикс, интерфикс;

Б грего, дуб, мартынка, юноша;

В холодник, легкое, обучение;

Г ом, явление, закон, солнышко.

6. Обозначить, в какой строке все слова иноязычного происхождения:

А ветрено, долг, доработок, издавна;

Б мешочек, бревно, насаждения;

В мотовило, перечень, печенег,

Г вояжер, дегазация, едиция, Идальго.

7. В предложении Не спится вам, парламентские витии, Жирные воры, в орденах палачи. (М. Рыльский) выделенные слова — это:

8. Обозначить, в какой строке все сочетания слов записано неправильно:

А меры для улучшения, из-за финансовой несостоятельности;

Б перешло по наследству; инженер по специальности;

В по единому образцу; по финансовой несостоятельности;

Г по взаимному согласию, по свидетельству очевидцев.

9. Обозначить строку, в котором все слова относятся к официально-деловой лексики:

А олень, двор, жить, бабка;

Б дееспособный, вышеупомянутый, совместительство, гриф;

В корзину, копна, мисник, роса;

Г снежок, овца, халамидник, речище.

10. Обозначить строку, содержащую толкование слова юридический:

А мера государственного принуждения;

Бы придание каким-либо фактам правового характера;

В совокупность правовых наук;

ГМ, тот, что касается правоведения.

11. Обозначить строку, содержащую характеристику слова буланый:

А о вещи, сделанной из прочной стали;

Б о животном серого цвета;

В о лошади светло-рыжей масти.

12. Обозначить строка со словом, которому соответствует представлено определение: один из видов договора имущественного найма, по которому одна сторона за плату передает имущество в пользование другой стороне.

В письменный приказ;

V. организованный сбор тетрадей для тематических контрольных работ

VI. Ответы на вопросы, которые возникли у учащихся при выполнении тестовых заданий

VII. Домашнее задание

Составить рассказ о своем хобби, используя различные группы слов по употреблению.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 24 человека из 17 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 606 232 материала в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 09.02.2022 44
  • DOCX 15.5 кбайт
  • 0 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Фильчанова Алла Игоревна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

метапредметные : обогащение словарного запаса учащихся; формирование умения определять лексическое значение слова; развитие умения определять, в каком значении употреблены слова в контексте; употреблять слова в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами; отработка навыков анализа изученного материала;

личностные : отработка навыков самоанализа; умение работать самостоятельно

Тип урока: урок комплексного применения знаний, умений и навыков

Проверка готовности класса к уроку. Выяснение отсутствующих, причины.

приветствуют. дежурные по классу отвечают .

Раздаются тексты контрольной работы

Прочитайте текст и выполните задания по тексту.

(4) В основе многих загадок лежит метафора. (5) Однако это не обязательное условие жанра: ряд загадок построен на образном определении тех или иных признаков неназванного предмета. (6) Ино-гда загадка представляет собой прямо поставленный вопрос, часто шутливого, юмористического ха-рактера. (7) Чаще всего иносказание переносит предмет в совершенно иную сферу, ему не свойст-венную: «Белое поле, черное семя; кто его сеет, тот разумеет (книга, письменная речь).

(8) Издревле загадка служила одним из средств передачи знаний от старшего поколения к младшему. (9) Она была неотъемлемой частью народной культуры, средством воспитания остроумия, сообрази-тельности, воображения, образного мышления. (10) Игровой характер подобного метода обеспечил его популярность в общении людей от мала до велика, когда в долгие зимние вечера звучали песни, прибаутки, загадывались друг другу загадки. (11) Тогда же устраивались и состязания по составле-нию загадок, которые приобщали собравшихся к народным поэтическим традициям и побуждали к творчеству.

1. Определите тему текста:

а) загадка б) метафора в) народные традиции г) роль загадки в воспитании

2. Какое высказывание противоречит содержанию текста?

а) Загадка как жанр народного творчества восходит к глубокой древности.

б) В основе любой загадки лежит метафора.

в) При помощи загадок старшее поколение передавало свой опыт младшему.

г) Загадка – испытание сообразительности отгадывающего.

3. Из предложений 1-3 выпишите 3 слова, которые являются терминами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок № Класс:6 Дата:

2.Выполнение К/Р

Диктант с грамматическим заданием.

Утром мы отправились в лес. Ярко разгоралась в небе зорька. Первые лучи солнца прорывались через облака и играли с зеленой травой. От такой игры трава на полянках выгорала и желтела. Маленький ручеек спрятался от солнца в густой траве. Мы расположились на его берегу, загорали и наслаждались летом. Вечером разожгли костер. Он горел очень красиво. Языки костра пожирали сухие ветки деревьев одну за другой. Потому на горячих углях мы пекли картошку. Картошка подгорела, но вкуса своего не потеряла. Мы съели ее с большим аппетитом. Наступила ночь, на небе загорелись звезды. Они вызвали у нас радостное настроение. Мы пели песни и слушали музыку. Горящие звезды освещали наши счастливые лица.

Выполнение грамматического задания.

Грамматическое задание

1. Выписать по одному слову в следующей последовательности:

1) образованные при помощи приставки, 2) с помощью суффиксов, 3) с помощью одновременного присоединения приставки и суффикса; 4) сложением основ.

2) Выполните морфемный и словообразовательный анализ слов:

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Дайте определение понятий:

Диалектные слова – это ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Профессинальные слова – это ___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Неологизмы – это ____________________________________________________________________________________

2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.

Сентиментальная девушка __________________ Привезти сувенир_________________________________

Древняя легенда ____________________________ Воздвигнуть монумент ____________________________

3. Подберите синонимы к фразеологизмам.

Сломя голову ______________________________ Засучив рукава ___________________________________

Повесить нос _______________________________ След простыл ____________________________________

4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.

Дремлет ребёнок _______________________________________________

Хвост птицы ___________________________________________________

Золотое кольцо _________________________________________________

Мальчик убегает ________________________________________________

5. Распределите по группам: многозначные слова – омонимы.

А) Скосить траву – скосить глаза

Б) Стирать информацию в компьютере – стирать рубашку

С) Тон красного дерева – грубый тон

Д) Ствол дерева – ствол ружья

Е) Клуб дыма – футбольный клуб

многозначные слова

6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы

А) боярин Ж) аршин

Б) стрельцы З) камзол

С) ланиты И) алтын

Д) чело К) потчевать

Е) выя Л) кольчуга

7. Составьте синонимический ряд к словам:

8. Запишите ряд специальных слов по профессии биолога.

_____________________________________________________________________________________________________

9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные? (Обозначить + и -).

Праздный – праздничный (концерт, жизнь, костюм, настроение, любопытство)

Особенный – особый (внимание, голос, интерес, смех, права).

10. Объясните значение диалектных слов:

В мелеховском курене Аникушку поразили сплошь смеющиеся, весёлые лица. _______________________________

Мать, уткнувшись в завеску, покачивала редковолосой головой. ___________________________________________

11. Определите слово по словарной статье.

___________________________________ - дословная выдержка из какого-либо текста.

______________________ - спортивная игра маленьким мячиком, который перебрасывается через сетку.

12. Разобрать по членам предложения.

Старший приказал брату Федьке бежать во весь дух в деревню и звать народ.

КР выполнил (а) ________________________________________________________________________

1. Дайте определение понятий:

Заимствованные слова – это ____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Устаревшие слова – это ________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________

Фразеологизмы – это __________________________________________________________________________________

2. Подберите к иноязычным словам русские синонимы.

Читать мемуары __________________ Привести аргументы________________________________

Массивное здание _________________ Воздвигнуть обелиск ________________________________

3. Подберите синонимы к фразеологизмам.

Во все лопатки ________________________ Рукой подать ___________________________________

Зарубить на носу _______________________ Намотать на ус ____________________________________

4. Напишите словосочетания с многозначными словами в переносном значении.

Молоток стучит _______________________________________________

Волны моря ___________________________________________________

Серебряное кольцо _________________________________________________

Острый нож ________________________________________________

5. Распределите по группам: многозначные слова – омонимы.

А) Тает снег – тает девочка от болезни

Б) Берег моря – море флагов

С) Седые волосы – седая равнина

Д) Подошва туфель – подошва горы

Е) воет волк – воет буря

многозначные слова

6. Распредели по группам: архаизмы – историзмы

А) кафтан Ж) одеяние

С) цирюльня И) вещун

Д) орало К) десница

Е) уста Л) кольчуга

7. Составьте синонимический ряд к словам:

8. Запишите ряд специальных слов по профессии врача

_____________________________________________________________________________________________________

9. С каким существительным в скобках сочетаются прилагательные? (Обозначить + и -).

Дождевой - дождливый (день, капля, сезон, осень, вода, облака, погода)

Духовный - душевный (человек, сила, беседа, интересы, отношения, болезнь, близость).

10. Объясните значение диалектных слов:

Григорий пришел с игрищ после первых петухов. _______________________________

Будто бы на чужой баз заехал Разметнов.. ___________________________________________

11. Определите слово по словарной статье.

___________________________________ - командная игра на льду на коньках в небольшой мяч или шайбу.

______________________ - грубый, невоспитанный человек.

12. Разобрать по членам предложения.

Мама держит их всегда в ежовых рукавицах.

КР выполнил (а) ________________________________________________________________________

Читайте также: