Конспект в средней группе по развитию речи как звери к зиме готовятся

Обновлено: 05.07.2024

Цель: закрепление общих представлений детей о жизни диких животных зимой.
Программное содержание: расширение представлений о внешнем виде диких животных, об использовании возможностей языка для описания их внешнего вида, закрепление знаний о том, как дикие животные готовятся к зиме; развитие мышления, памяти, связной речи, словаря, умений пересказа, развитие грамматического строя речи: упражнение в образовании притяжательных прилагательных, в образовании существительных субъективной оценки с помощью суффикса –ищ, в употреблении существительных, обозначающих животных в Р.п.), развитие мышц артикуляционного аппарата, пальчиковой моторики; формирование интереса к животному миру, интереса к языку.

Методы, методические приемы: беседа, художественное слово, пересказ; наглядный; дидактическая игра, упражнение.

I. Организационный момент:
- Мы много говорили с вами о том, как разные животные к зиме готовятся. Сегодня я хочу узнать, что вы запомнили о подготовке к зиме диких животных, и что вы знаете об этих животных.







Воспитатель:
-Кто изображен на фотографии? (медведь) Что он делает зимой? (зимой медведь спит) Как называется его зимний дом? (его зимний дом называется берлогой)
-Кто ещё из диких животных леса зимой спит? (ёж) Как называется зимний дом ежа? (зимний дом ежа – теплое уютное гнездо)
-В какое время года заяц изображен на фотографии, почему вы так решили? (зимой, заяц сменил серую шубку на белую, зимнюю, чтобы белый мех сделал его незаметным для врага)
-Как готовится к зиме лиса? (ее мех становится более пышным и менее рыжим, сероватым; она роет в рощах или на склонах нору, где спит ночью; охотится на грызунов, может красть домашних птиц)
-Что меняется в жизни волка с приходом зимы? (они собираются в стаи, чтобы легче было поймать добычу)
-Как к зиме готовится белка? (она заготавливает шишки, орехи, грибы, чтобы не голодать зимой; морозы не любит, зимой обитает в чаще леса, у нее есть дупло, в котором можно укрыться от холода; шёрстку с приходом зимы меняет на серую, чтобы быть незаметной для врага)



Воспитатель:
-Сосчитайте и скажите, сколько животных изображено на фотографии?



IV. Закрепление (задания на развитие пальчиковой моторики и моторно-графических навыков ребёнка): штриховка зимних заготовок (гриб, шишка, орех) по выбору детей.
Образцы заданий





Подведение итогов занятия:
- Мы дружно играли и занимались сегодня. Теперь сможем рассказать своим близким и друзьям, как дикие животные к зиме готовятся.

1. Венгер Л.А., Дъяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М.: 1989.
2. Колесникова Е. 500 игр для коррекционно-развививающего обучения детей 3-7 лет. М.: Ювента, 2004.
3. Колесникова Е. Слушай, смотри, делай!Рабочая тетрадь № 1 для детей 3-5 лет. М.: Ювента, 2003.
4. Крашенинников Е.Е., Холодова О.Л. Развитие познавательных способностей дошкольников. М.: Мозаика-Синтез. 2014.
5.Савина Л.И. Пальчиковая гимнастика. М., 1999.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия

для детей средней группы

Холод Виктория Юрьевна

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, восприятие художественной литературы, двигательная, познавательно-исследовательская.

- познакомить с условиями жизни зверей зимой, способами выживания в холодное время;

- дать элементарные представления о том, как дикие животные готовятся к зиме: медведь, белка, заяц, еж;

- учить устанавливать простейшие связи между сезонными изменениями в природе и поведением животных;

- развивать устную речь, внимание, память;

- прививать любовь к животным.

- ребенок проявляет любознательность, интерес к исследовательской деятельности и к информации, которую получает в процессе общения;

- активно и доброжелательно взаимодействует с воспитателем и сверстниками в решении игровых и познавательных задач;

- умеет поддерживать беседу, высказывает свою точку зрения;

- выполняет движения, демонстрируя выразительность, грациозность, пластичность.

Материалы и оборудование: картина с изображением осеннего леса; картинки с изображением животных леса и их детенышей; пищи, которую употребляют животные; музыкальное сопровождение.

Воспитатель показывает картину с изображением осеннего леса.

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, какое сейчас время года? (дети отвечают, что время года – осень).

Воспитатель: Правильно, время года – осень. Ребята, а как вы определили, что сейчас осень? (дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Да, ребята, на улице стало холодно, дует холодный ветер, идут дожди, дни становятся короче, а ночи – длиннее. Скажите, а сколько месяцев у осени? ( ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, у осени, также как и у других времен года, три месяца. Давайте, перечислим их. (дети перечисляют месяца осени – сентябрь, октябрь, ноябрь).

Воспитатель: Скажите, а какой сейчас месяц осени? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ноябрь. Какой по счету ноябрь месяц осени? Первый, второй или третий?(ответы детей).

Воспитатель: Ребята, сейчас на улице холодно или тепло? (ответы детей).

Воспитатель: Какую одежду люди надевают в холодную погоду? (дети перечисляют одежду, которую люди носят в холодное время года).

Воспитатель: Чтобы не замерзнуть в холодную погоду, люди одевают на себя теплую одежду. А зверям тепло зимой? (ответы детей).

Воспитатель: Скажите, каких диких животных вы знаете? (дети называют диких животных, которых знают).

Воспитатель: Скажите, почему этих животных называют дикими? (дети высказывают свои мнения).

Воспитатель: Правильно, потому что эти животные сами добывают себе корм, строят себе жилища, заботятся о своих детенышах (воспитатель показывает картинки с изображением диких животных).

Воспитатель показывает картинки с изображением детенышей диких животных и просит среди остальных картинок найти их мам, поставив картинки попарно:

Дети называют детенышей во множественном числе.

Воспитатель: Скоро наступит зима. Для животных леса это тяжелое время. Ребята, давайте поговорим с вами о том, как зимуют в лесу звери, где они спят, чем питаются. Но сначала отгадайте загадку:

Летом ходит без дороги
Возле сосен и берез,
А зимой он спит в берлоге,
От мороза прячет нос.

Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением медведя.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как готовится медведь к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Все лето и осень медведь готовится к зиме: ловит рыбу в реке, ест много ягод, накапливает жир на зиму. В конце осени медведь находит себе под сосной место, в котором много листьев и веток, и в этом месте он ложится спать до весны. А зимой, когда выпадет много снега, медведю будет тепло в его берлоге. Ребята, а что любит кушать медведь? (ответы детей)

Воспитатель: Молодцы, ребята, медведь любит мед, ягоды, рыбу.

Воспитатель: Ребята, угадайте, про кого эта загадка:

В густом лесу под ёлками,

Лежит клубок с иголками,

Колючий и живой.

Дети отгадывают загадку, и воспитатель выставляет картинку с изображением ежа.

Воспитатель: Ежи так же как и медведи готовятся к зиме и накапливают жир за лето и осень, чтобы не проголодаться и не замерзнуть зимой. Они утепляют свои норы. А когда начинаются первые заморозки, ежи закапываются в свою норку глубоко и засыпает в ней на всю зиму. Ребята, а что любит кушать ежик? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, еж питается мышами, лягушками, червями. Также ежик любит грибочки и яблоки.

Физкультминутка.

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем дома маме.

( Дети поднимают руки над головой и делают хватательные движения, словно ловят снежинки ).

А вокруг лежат сугробы,

Снегом замело дороги.

( Потягивания – руки в стороны ).

Не завязнуть в поле чтобы,

Поднимаем выше ноги.

( Ходьба на месте, колени высоко поднимаются).

Вон лисица в поле скачет,

Словно мягкий рыжий мячик.

( Прыжки на месте ).

Воспитатель: Ребята, отгадайте вот такую загадку:

Зимой беленький, а летом серенький.
Никого не обижает, а всех сам боится.
(Заяц)

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением зайца.

Воспитатель: Да, это заяц. Ребята, а как зайчик готовится к зиме? (дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Заяц меняет свою летнюю шубку на белую. Зимняя шубка у зайца белого цвета, а летняя – серого. Белая шубка у зайца теплая, она не дает замерзнуть ему во время морозов. Ребята, а вы знаете, почему зимняя шубка зайца белого цвета? (ответы детей).

Воспитатель: Заяц меняет серую шубку на белую, чтобы его не было заметно на снегу. Скажите, а от кого спасают зайца длинные ноги и его белая шубка? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, ребята, они спасают зайца от хищников - лисы и волка. Зайцы питаются по ночам корой деревьев и ветками кустарников. А что еще любит заяц? (ответы детей).

Воспитатель: Молодцы, ребята, зайчик любит морковку. А про кого следующая загадка:

Рыжий маленький зверёк
По деревьям прыг да скок.
Он живёт не на земле,
А на дереве в дупле.

Дети отгадывают загадку, воспитатель показывает картинку с изображением белки.

Воспитатель: Молодцы, ребята, это белка. А вы знаете как белочка готовится к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Белочке не страшна зима. С наступлением зимы, она также как и зайчик, меняет свою шубку, которая помогает ей маскироваться, чтобы когда она прыгает по деревьям, не была заметна. Летом белочка в рыжей шубке, а к зиме она становится серой. Ребята, а где живет белка? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, белка живет в дупле.

Воспитатель: Ребята, а как же белочка готовится к зиме? (ответы детей).

Воспитатель: Белочка все лето и осень собирает ягоды, грибы, орехи и прячет их в разных местах. Правда, она не всегда может зимой найти свои запасы. В солнечный день белка прыгает с ветки на ветку, а с наступлением морозов, ее не видно. Она спит в своем дупле, свернувшись в клубочек.

Описание животных по вопросам.

- Если заяц всего боится, то заяц какой? (трусливый). Каким еще его можно назвать? (быстрый, осторожный). Что делает заяц? (прыгает, прячется, бежит).

- Лиса всех обманывает. Она какая? (хитрая). Что делает лиса? (крадется, хитрит).

- У ежа иголки, он какой? (колючий). Что делает еж? (фыркает, переносит грибы на колючках).

- Белка какая? (быстрая, проворная). Что делает белка? (прыгает, запасает орехи, шишки, грибы).

- Медведь какой? (косолапый, сильный, неуклюжий). Что делает медведь? (переваливается, ревет, спит).

Воспитатель: Ребята, а как же быть другим зверям, которые не впадают в спячку? Лисе, волку? (выслушиваются предположения детей).

Воспитатель: Лиса и волк тоже готовятся к зиме. Как вы думаете, нужно ли им менять свои шубки? (ответы детей).

Воспитатель показывает картинки с изображением лисы и волка.

Воспитатель: Нужно, мы же с вами тоже летом носим легкую одежду, чтобы не было жарко. А когда наступает зима, то одеваем теплые одежды, чтобы не замерзнуть. Так и им нужно переодеться к зиме. Но это не значит, что они меняют свои шубки на новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. Днем лиса и волк в поисках пищи, рыщут по лесу. Лиса обнюхивает снег и ищет мышиные норки. Лиса зимой в основном питается мышами. С наступлением сумерек ищут себе укромные места, где можно было бы спрятаться от мороза и ветра. Такими местами для них служат поваленные деревья, которые занесены снегом, широкие ветки хвойных деревьев, опущенные до земли. Спят волк и лиса просто на снегу, закрывая нос и лапы своим хвостом.

Воспитатель: Ребята, лиса и волк делают запасы на зиму? (ответы детей).

Воспитатель: Правильно, волк и лиса не делают запасы на зиму. Волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Зимой волки живут стаями. Это волк, волчица и волчата. Днем они спят, а по ночам ходят на охоту.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы свами говорили о животных, которые живут в лесу, о том, как они готовятся к зиме. Зима этим животным не страшна, потому что каждый из них готовится к зиме. Ребята, скажите, как готовится к зиме белка? (ответы детей).

Воспитатель: А как спасаются от морозов еж и медведь? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, почему заяц меняет серую шубку на белую? (ответы детей).

Воспитатель: Ребята, а как зимуют волк и лиса?

Воспитатель: А как одним словом мы назовем этих животных? (ответы детей).

Цель: Обогащение представлений о зиме и жизни лесных животных.

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с дикими животными (белка, заяц, медведь, лиса, волк, ёж)
  • уточнить имеющиеся представления детей о жизни диких животных в лесу зимой (заяц под кустом, белка в дупле, медведь в берлоге, лиса в норе);
  • закрепить употребление существительных с обобщающим значением (животные);
  • научить согласовывать слова в предложении;
  • совершенствовать диалоговую речь;
  • учить составлять описательный рассказ.

Развивающие: развивать связную речь, познавательный интерес и любознательность, умение использовать в беседе накопленные знания.

  • воспитывать умение сопереживать и эмоционально-доброжелательно относиться к живым объектам;
  • воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и ответы других детей.

Методическое обеспечение:

  • слайды (дупло, белка в дупле, нора, лиса в норе, берлога, медведь в берлоге, заяц под кустом, волк в логове);
  • изображение диких животных (белка, заяц, медведь, лиса, волк, ёж);
  • картина зимнего леса;

Методические приемы: наглядные, словесные, игровые.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций диких животных и беседа по ним.

Словарная работа: лес, дикие животные, детеныши, зайчонок, бельчонок, лисенок, волчонок, медвежонок, ежонок, логово, берлога.

Ход ООД

Организационный момент. Ребята к нам сегодня пришли гости, поздороваемся с ними: Здравствуйте!

- Садитесь. Спинка прямая, ножки подружились, ручки на коленки и улыбнулись.

Загадка.

С каждым днем все холоднее, греет солнце все слабее.
Всюду снег как бахрома, значит к нам пришла . (зима)

Правильно, зима. Откуда узнали что зима? Дни какие? - холодные. Солнце греет слабо, всюду снег.

Воспитатель: Давайте наденем лыжи, возьмем лыжные палочки в руки (имитация движения надевания лыж, берем лыжные палочки).

Вставайте за мной. Итак в путь!! (под веселую музыку дети идут по кругу за взрослым, имитируя движения лыжной ходьбы)

Звучит музыка (шум вьюги), на слайде изображение зимнего леса с анимацией идущего снега.

- Вот и пришли мы с вами в зимний лес. Какой здесь свежий воздух. Возьмите снежинки в руки, дышите носом и дуйте на снежинку.

Воспитатель: Вам нравится зимний лес?

Дети: Да.

Воспитатель: А что вам здесь нравится?

Дети: В лесу красиво, много снега, деревья все в снегу, снег идет…

Дети: - Медведь.

Воспитатель: - Рассмотрите медведя. Расскажите, какой он?

Дети: - Медведь большой, сильный, коричневый.

Воспитатель: А что делает зимой медведь?

Дети: - Он спит, а летом он ел грибы, ягоды, мед.

Воспитатель: - Правильно, зимой медведь спит.

Воспитатель:

- Серый страшный и зубастый
Произвел переполох,
Все зверята разбежались
Напугал зверят тех, …..волк.

Расскажите, какой он?

Дети: - Волк сильный, смелый, злой, быстрый.

Воспитатель: А как волк живет зимой?

Дети: у волка густая шерсть, она защищает от морозов.

Воспитатель: что же кушает волк зимой?

Дети: они не делают запасы на зиму, они охотятся на домашних животных, на мышей.

Воспитатель:

Воспитатель: - Молодцы. Рассмотрите лису. Расскажите, какая она?

Дети: - Лиса рыжая, красивая, хитрая.

Воспитатель: Ребята, расскажите, как лиса живет зимой?

Дети: Зимой шубка у лисы становится пышней и теплей.

Воспитатель: А что кушает лиса?

Дети: Зимой лиса может в деревню сходить. Если дверь курятника не закрыта, заберется рыжая плутовка и утащит курицу.

Воспитатель: Отгадайте, кто это такой:

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.

Воспитатель: - Правильно, это ежик. Он колючий. А зимой он спит.

По снегу бежит петляет,
К зиме шубку он меняет.
На снегу его не видно,
Волку и лисе обидно. (Заяц)

Какой он? белый, пушистый, трусливый.

Воспитатель: Ребята, а что любит есть зайчик?

Дети: Морковку, капусту.

Воспитатель: А где же он ее возьмет зимой? Что же зайка ест зимой?

Дети: Зимой зайчик грызет кору у деревьев, а белая шубка помогает ему быть не заметным на белом снегу.

Воспитатель:

Серая шубка, мех серебристый,
Очень красивая, хвостик пушистый,
Если вам немного повезет,
Орешек из руки у вас возьмет.
(Белка)

- Какая она? – Шустрая, быстрая, красивая.

Воспитатель: Ребята, а белочка что любит есть?

Дети: Шишки, орешки, грибочки…

Воспитатель: А зимой можно найти орешки, грибочки, шишки?

Дети: Нет.

Воспитатель: А что же тогда будет есть белка?

Дети: Белочка делает запасы летом, что бы зимой ей было что есть. Белочка тоже меняет свою рыжую шубку на серую, что бы ее было не заметно на дереве.

Воспитатель: В лесу живут волк, лиса, заяц, белка, медведь, ёж.

Воспитатель: А как называются животные, которые живут в лесу, домашние или дикие?

Дети: Дикие.

Воспитатель: А почему же они дикие?

Дети: Они живут в лесу, сами строят себе домики, добывают пищу сами, человек не ухаживает за ними….

Воспитатель: Скажите, всех ли диких животных можно увидеть зимой?

Дети: Нет.

Воспитатель: Почему, как вы думаете?

Дети: Медведи и ежи зимой спят.

Физк.минутка.

Воспитатель: - А теперь, предлагаю поиграть! Встаньте.

- Кар ява, ява, ява, бураннарны туздыра,
Йомшак карны алабыз, кар атышлы уйныйбыз,
Бик күңелле яшибез. Булдырдыгыз!

Воспитатель: Ребята, на столе лежат карточки “Мам и детенышей диких зверей”. Нужно помочь детенышам найти своих мам. (Это зайчонок его мама зайчиха. Это бельчонок его мама белка. Медвежонок мама медведица, волчонок мама волчиха, лисенок мама лиса).
Молодцы, ребята! Вы помогли детенышам найти своих мам. С заданием справились. А скажите мне пожалуйста, если один это волчонок, а если много то. волчата, зайчонок-зайчата, лисенок-лисята, медвежонок-медвежата, бельчонок-бельчата. Умнички!

Дидактическая игра “Что не так?”. Ребята, найдите ошибку и скажите правильно.

У волка – лисята. Они живут в логове.

У медведя – зайчата. Они живут в берлоге.

У лисы – медвежата. Они живут в норе.

У ежа – бельчата. Они живут в норке.

У зайца – ежата. Они живут под кустом.

У белки – волчата. Они живут в дупле.

(Дети исправляют ошибки и говорят правильно: - У волка – волчата, они живут в логове; и т.д.)

Посмотрим на экран, правильно ли мы с вами сказали.

Итог.

Дети: - Да!

Воспитатель: - Где мы сегодня побывали?

Дети: - В лесу.

Воспитатель: - Кого мы увидели в лесу?

Дети: - Диких животных и их детенышей.

Воспитатель: Как вы думаете, животным хорошо в лесу?

Дети: Хорошо. Это их дом. Лес их кормит.

Воспитатель: У меня есть волшебный мешочек, а в мешочке для вас сюрприз. Это раскраски зверей.

Ответы детей. Воспитатель показывает карточки с изображением перелётных и зимующих птиц, Медвежонок узнаёт птиц, которые улетают на юг.








При показе зимующих птиц, Мишутка отвечает, что таких птиц не было в стае. Дети рассказывают – как эти птицы называются.













Воспитатель: молодцы, ребята! И ты, Медвежонок, молодец, всех зверей расположил на нужные картинки. Мы с вами выяснили, что некоторые животные меняют свои шубки зимой для защиты от врагов, перелётные птицы улетают в тёплые края, зимующим помогают люди…
Медвежонок: подождите, подождите, птичкам помогают люди, а что же тогда кушают животные?
Ответы детей (они запасают себе корм на зиму – орехи, ягоды грибы).
Воспитатель: да, верно. А ещё они питаются корой с деревьев. Это делают зайцы. Общипывают кору и грызут её. Некоторые ищут травку под снегом. Мальчики и девочки, давайте поможем лесным жителям – соберём для них урожай ягод, грибов и орехов!
Воспитатель предлагает детям собрать картинку – пазл. Им даётся картинка ягоды, гриба или ореха, разрезанная на 4-5 частей. Дети собирают картинки парами. У каждой пары – свой плод.





Медвежонок: какие вы, ребята, заботливые и добрые! Теперь всем зверям хватит еды на зиму! И я тоже поем! И всех зимой буду угощать!
Воспитатель: Медвежонок, вы – медведи зимой спите и поэтому ты не можешь никого угостить.
Медвежонок: и что – прямо всю зиму спим? А когда же мы кушаем?
Воспитатель: да, все медведи, а также ежи зимой впадают в спячку. А чтобы им не было голодно, пока они спят, они стараются осенью запастись подкожным жиром – питаются много и хорошо. И тогда всю зиму они проспят сладко и уютно в своих норках и берлогах. Медвежонок, а что-то ты всё еду беспокоишься? Ты, наверное, голодный! Давай-ка мы тебя мёдом угостим!
Воспитатель зовёт на помощь девочку и мальчика, которые усаживают Медвежонка за стол и угощают его бочонком с мёдом.
В это время в группе появляется мама-Медведица.
Мама – медведица: ой где же мой сыночек? Ребята вы его не видели?
Дети отвечают, что Медвежонок здесь и он кушает мёд.
Мама – медведица: да как же это он потерялся?
Ответы детей (он засмотрелся на птиц, которые улетали в тёплые края).
Медвежонок: мама, ты нашла меня! Мамочка, я больше никогда не буду теряться, я тебе обещаю!
Мама – Медведица: я надеюсь, что так оно и будет! А что же это ты всё это время здесь делал? Ребята, чем Медвежонок здесь у вас был занят? Всё время мёд ел?
Ответы детей (с Медвежонком мы играли, узнали, что бывают перелётные и зимующие птицы). Далее все вместе вспоминают – что сегодня узнали на занятии. Затем Мама-Медведица и Медвежонок прощаются с детьми и уходят в лес, в свою берлогу.

Читайте также: