Новгородская земля 6 класс конспект урока пчелов

Обновлено: 03.07.2024

Предмет: История
Категория материала: Конспекты
Класс: 6 класс
Автор: Глазунов Юрий Николаевич это Вы?
Тип материала: Документ Microsoft Word (docx)
Размер: 20.70 Kb

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение лицей № 33

Учитель: Глазунов Юрий Николаевич

Учебник: Данилов А.А., Косулина Л.Г.

«История России с древнейших

6 класс, М., Просвещение, .

Обучающие цели: Познакомить учащихся с историей развития Новгородской республики в период раздробленности древнерусского государства, дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя;

Развивающие цели: развитие универсальных учебных действий– развивать умения самостоятельного анализа, обобщения и систематизации учебной информации, выделения главного и существенного, формулирования выводов; развивать рефлексивную культуру учащихся.

Воспитательные цели: приобщать учащихся к истории и культуре, выработка нравственных ценностей во время урока

практический материал: фрагменты карты – русские княжества, работа с запутанным текстом.

ТСО: мультимедиа проектор; компьютер.

Тип урока: урок изучения нового материала с элементами игры и работы с учебником.

Методы работы: словесные, наглядные, практические.

Формы работы: фронтальные, индивидуальные.

1. Организационный момент

1.1. Приветствие, проверка готовности класса к уроку, проверка посещаемости.

1.2. Конкретизация цели и задач урока. Слайд № 2. 2 мин.

1.3. Запись даты, темы в тетрадях учащимися. 1 мин.

2. Изучение нового материала

2.1. Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева! ( спросить у учащихся главный центр Руси, правильный ответ-Киев) Слайд № 4. – 2 мин.

2.2. Работа с запутанным текстом (Где расположен Великий Новгород??)

2.2.1. Выполнение работы – 5 мин; Устный проговор и показ на карте. Слайд № 5.

2.3. Задание классу: Выяснить, почему древний город, зародившийся на берегах реки Волхов, был назван Новгородом?

2.4. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына - Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года. В состав этой земли входили такие города, как Псков, Ладога, Старая Русса, Торжок и др.

2.4.1. Запись в тетрадь. Слайд № 6. Время выполнения– 3 минут.

2.5. Высшим органом управления власти в Новгороде являлось вече. Оно собиралось на площади около торга. Площадь эта называлась Ярославовым двором, поскольку на этом месте находилось подворье Ярослава Мудрого во время его княжения в Новгороде.

Несколько слов о том, как выглядит площадь в древности. На площади располагалась трибуна для высших должностных лиц. Рядом с ней стояла башня, на которой был укреплен вечевой колокол, оповещавший о созыве вече.

2.5.1. Рассмотреть внимательно слайд №7, описать чем занимались люди на торговой площади в то время, когда вече не собиралось. Время выполнения – 3 минуты.

2.5.2. Приведем несколько версий историков, их трактовку происходивших событий:

1. Вече - оплот демократических вольностей.

3. В.О.Ключевский писал: На вечевую площадь бежал всякий, который считал себя гражданином.

2.5.3. Время осмысления материала – 2 минуты.

2.6. В XII веке Новгород стал боярской республикой с самостоятельным вечевым политическим устройством. Главной фигурой был посадник, избирался из бояр, управлял государственными делами. Тысяцкий представлял торгово-ремесленное население, сбор налогов. Архиепископ руководил церковными делами (объяснить по схеме).

Время выполнения – 2 минут.

2.7. Работа с историческими терминами (словарь): Республика,Вече,Посадник,Тысяцкий.

Слайд№8 – объяснение терминологии и запись понятий в тетрадь,

время выполнения –3 минут.

2.8.Вывод: В деятельности вече участвовали не все городские жители,а самые знатные и богатые, прежде всего бояре. Рядовые новгородцы все же влияли на политическую жизнь города, участвуя в вечевых сходах.

2.9.Задание: давайте теперь разберем какие же категории населения существовали в Новгородской республике? Работа с учебником стр.97 (слайд№9). Под запись социальный состав населения: Бояре, житьи люди, купцы,черные люди, холопы.

Вывод: Итак, Новгород управлялся выборными властями, хотя они и представляли малочисленную верхушку общества. Время выполнения – 3 минут.

2.10.Разобрать элементы особенности и элементы Новгородской республики ( слайд №10).

Время выполнения – 2 минуты.

2.11. Какова роль князя в Новгороде? (слайд №11). Время выполнения – 3 минуты.

3.1. Закрепление изученного материала: повтор определений, тест для закрепления материала (слайд № 12). Время выполнения – 2 минут.

4.1. Рефлексия: Ответ на проблемный вопрос – в чем проявляются особенности Новгородской земли? Цель урока реализована – 3 минуты.

5.1. Домашнее задание: пр. 10-11, рабочие тетради по пр. 10-11, работа с документом и ответы на вопросы, стр. 102. Запись и объяснение домашнего задания – 2 минуты.

Урок закончен. Спасибо за урок!

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели и задачи: познакомить с социально-экономическим и политическим устройством Новгородской республики; оценить особенности жизни новгородцев; характеризовать культуру Новгородской земли.

Планируемые результаты:

- предметные: характеризовать социально-экономическое положение Новгородской республики; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа; соотносить историческое время и историческое пространство, действия и поступки личностей во времени и пространстве; выделять последствия политической раздробленности Руси; описывать особенности географического положения, экономики, политического строя, культурного развития Новгородской земли; соотносить и систематизировать информацию из различных исторических источников;

- метапредметные УУД - коммуникативные: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы; осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей, планирования и регуляции своей деятельности; регулятивные: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план действий; формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий; самостоятельно определять цели обучения; ставить и формулировать новые задачи в учебной и познавательной деятельности; осознавать уровень и качество усвоения материала; познавательные: устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, умозаключения; использовать таблицы, схемы, модели для получения информации; анализировать материал учебника и дополнительный материал; владеть общими приемами решения учебных задач;

- личностные УУД: формировать и развивать познавательный интерес к изучению истории России, уважительное отношение к историческому наследию; оценивать исторические события и роль личности в истории; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений, историческую обусловленность и мотивацию людей предшествующих эпох.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом для работы в группах, мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия нового знания.

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На прошлом уроке мы познакомились с историей возникновения и развития Владимиро-Суздальского княжества, его правителями. Проверим, насколько хорошо вы усвоили изученный материал.

Цели урока: сформировать представление об особенностях Новгородской земли на основании различных источников информации; развивать аналитическое мышление и способность осмысливать исторические события; формировать умение работать с картографическим и текстовыми источниками; умение прослеживать причинно-следственные связи и систематизировать знания; развивать интерес и уважение к культурному наследию своей страны.

Задачи урока: дать характеристику географического положения Новгородской земли и ее природных особенностей; выделить отличительные черты Новгородской республики; познакомить учащихся с достижениями культуры новгородцев.

Тип урока: комбинированный

Методические приемы организации урока:

Основные понятия и термины: республика, вече, посадник, тысяцкий, владыка, посредническая торговля.

Оборудование урока: 1) учебник: Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. – М.: Просвещение, 2007;

2) учебные атласы и контурные карты по истории (у каждого ученика);

4) компьютер, диапроектор, экран.

I. Организация начала урока

- приветствие учащихся учителем;

- формулировка целей и задач урока.

II. Повторение пройденного материала

- вопросы для обсуждения;

1. На съезде князей в Любече было принято решение:

а) строго подчиниться власти киевского князя;

б) передать народному собранию часть власти князей;

в) создать совет князей для решения спорных вопросов;

2. Любечский съезд состоялся в

а) 1093 году; б) 1097 году;

в) 1103 году; г) 1113 году

3. Каким был порядок престолонаследия в Древней Руси?

а) старшему в роду;

б) от отца к сыну;

в) по письменному завещанию.

4. Назовите годы правления Владимира Мономаха.

5. Назовите годы правления Мстислава Великого.

6. Владение младших членов княжеского рода в XII – XIV вв. – это

а) вотчины; б) уделы;

в) поместья; г) посады.

7. Выберите лишнее.

Основными причинами раздробленности единого Русского государства были:

- раздел территории между наследниками;

- отсутствие четкого и определенного порядка наследования киевского престола;

- рост крупного землевладения;

- натуральный характер хозяйства;

- активное развитие ремесел;

- рост и усиление городов;

- усиление местного аппарата управления;

- усиление власти Киевского князя.

8. В чем была опасность феодальной раздробленности для русских земель?

9. Работа с терминами. Впишите правильно буквы вместо пропусков:

К-л-н-зация, п-г-сты, п-л-дье, м-тр-п-лит, п-тр-о-изм, м-н-ат-ра, л-т-п-сь

10. Укажите верные утверждения:

В середине 10 века Древнерусское государство распалось на несколько самостоятельных частей.

Со второй половины 11 века наибольшую угрозу для Руси представляли набеги печенегов.

Эксплуатация – это присвоение результатов чужого труда.

III. План изучения нового материала:

Хозяйственные и культурные особенности Новгородской земли.

Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской республики.

Объяснение новой темы осуществляется с помощью мультимедийной презентации.

Метод проблемного изложения материала

Основные понятия и термины:

Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям.

Республика – форма правления, при которой источником власти признается народ и формирование высших органов власти осуществляется путем выборов.

Вече – народное собрание, высший орган управления в Новгороде.

Посадник – глава правительства в Новгороде.

Владыка, архиепископ – глава новгородской церкви.

IV. Закрепление изученного материала

Обобщение и систематизация новых знаний

Вопросы и задания:

Высшим должностным лицом в Новгороде был:

а) князь; б) тысяцкий;

в) архиепископ; г) посадник.

2. Верховной властью в Новгороде обладал(о):

а) вече; б) князь; в) совет бояр; глава новгородской церкви.

3. По какому принципу образован ряд?

Решать вопросы войны и мира; избирать высших должностных лиц; приглашать князя.

Согласны ли вы с утверждением?

- Новгород до 12 века имел много внешних врагов.

- Большинство новгородских земель было малопригодно для земледелия.

- Князь имел обширные владения в Новгородской земле.

- За исключением Новгородской земли все княжества дробились на внутренние уделы, число которых росло.

- Форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит избранным населением представителям, называется наследственной монархией.

V. Домашнее задание: Читать С. 89 – 92, ответить письменно на 5, 6 вопросы на С. 94 учебника, выполнить 2 задание на контурной карте (обозначить города).

Слово учителя: Какие княжес тва мы уже из учили? Покажите их на кар те.

определив ег о географичес кое положение попробуйте дат ь характер истику

занятиям его жителей. Чтобы изучить те му сег одняшнего урока обр атимся к

Познакомившис ь с пунктом «Терр итория , прир одные условия и

В ходе работы с текстом учеб ника в тетрадя х уч - ся появились пр имерные

воросы:какие племена прожив али на т еррит ории княжества? Почему жители

княжества мало зан имались зем леделием? Почему з анимались

охотой,животн оводством?Что пов лияло на р азвитие торговли в княжестве ?

Кто такие купц ы? Каки е страны тор говали с княжес твом? и т.д Читал вопрос

один уч - ся ,а отвечал на него д ругой. Эт о позволило не только раз вить

навыки самостоятел ьной работы с текс том учебника ,но и проверить то,

Учитель: Как управ лялис ь изученные на ми княжества ? Кто был в них главной

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока по истории "НОВГОРОДСКОЕ КНЯЖЕСТВО" 6 класс

УРОК ИСТОРИИ В 6 КЛАССЕ

Цели: создать у уч-ся яркие образные представления о Новгородской земле, формировать компетентностносных навыков на основе работы с текстом учебника, развивать самостоятельную деятельность уч-ся на уроке

1Проверка домашнего задания

1)увеличение вотчин2)ослабление роли и авторитета Киева 3) стремление городов стать самостоятельными4)усиление соперничества князей 5)распад родовой общины 6)выделение племенной знати 7)рост экономического могущества феодалов 8)внешняя опасно

2 Изучение нового материала

Слово учителя: Какие княжества мы уже изучили? Покажите их на карте.

В ходе работы с текстом учебника в тетрадях уч-ся появились примерные воросы:какие племена проживали на территории княжества? Почему жители княжества мало занимались земледелием? Почему занимались охотой,животноводством?Что повлияло на развитие торговли в княжестве? Кто такие купцы? Какие страны торговали с княжеством? и т.д Читал вопрос один уч-ся ,а отвечал на него другой. Это позволило не только развить навыки самостоятельной работы с текстом учебника ,но и проверить то, насколько усвоен материал

Читайте также: