Конспект занятия по развитию речи животные зимой в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №12 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением художественно-эстетического развития воспитанников Петродворцового района Санкт-Петербурга

непрерывной образовательной деятельности по социально-коммуникативному развитию (развитие речи) в подготовительной группе на тему:

Использованные технологии :

Здоровьесберегающая: физкультминутка, дыхательная гимнастика.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с образовательной программой дошкольного образования ГБДОУ д/с №12.

Цель: Уточнить и закрепить знания детей о жизни диких животных в лесу зимой.

Образовательные:

*упражнять в подборе прилагательных к существительному;

*упражнять в образовании однокоренных слов;

*упражнять в образовании притяжательных прилагательных;

*совершенствовать грамматический строй речи;

Словарная работа: кроссворд, плутовка, зверь, шкура, берлога, логово, травоядное, хищники, пасть.

*развивать познавательный интерес к природе;

*развивать речевую активность, связную речь, слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление;

*развивать умение анализировать.

Воспитательные:

*формировать у детей навыки сотрудничества, взаимопонимания, самостоятельности;

*воспитывать интерес к окружающему миру природы и заботливое отношение к животным.

Методы и приёмы обучения:

словесные: художественное слово, загадки, речевой образец, повторное проговаривание, оценка детской речи, объяснение;

наглядные: иллюстрации животных (заяц, лиса, волк, медведь, белка);

практические: дидактические игры и упражнения.

Технологии: Личностно-ориентированная, игровая, здоровьесберегающая.

Планируемый результат :

Дети имеют представление о многообразии диких животных, о том, как они зимуют, где живут и чем питаются зимой.

Предварительная работа:

Рекомендации по использованию данного конспекта:

Воспитателям, работающим по ФГОС.

Воспитатель: Ребята, я сегодня пришла на работу и обнаружила у себя на столе письмо, а в нём вот этот кроссворд. Кто же мог его принести?

Дети : Почтальон…

Воспитатель : Наверно. Ребята, а что такое кроссворд, что в нём обычно содержится?

Дети: Вопросы.

Воспитатель . Что надо сделать с этими вопросами?

Дети: На них нужно ответить и вписать слово в кроссворд.

Воспитатель . Правильно. Разгадав наш кроссворд, мы отгадаем ключевое слово и узнаем, кто нам его прислал. Слушайте первое задание-загадку:

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Дети. Белка.

Воспитатель: По, каким словам вы определили, что это белка?

Дети . Скачет по ёлкам, прячет орешки, делает запасы на зиму.

Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А белка нам принесла задание. Посмотрите, в конверте - картинки.

Дети берут по одной картинке и называют, что на ней изображено : медвежий нос, медвежья лапа, медвежьи уши, медвежья голова, волчий хвост и т. д.

Воспитатель. Молодцы! Правильно справились с таким трудным заданием. Слушайте вторую загадку кроссворда:

На овчарку он похож,

Что ни зуб, то острый нож.

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть.

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку?

Дети . Похож на собаку, острые зубы, оскаленная пасть.

Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. А вот и задание от волка.

Дети берут части и группами составляют целую картинку.

Воспитатель. Какое животное у вас получилось?

Дети. Волк, медведь, лиса, заяц, белка.

Воспитатель . Все справились с заданием волка. Замечательно. Попробуем отгадать третью загадку кроссворда.

У косого нет берлоги,

Не нужна ему нора.

От врагов спасают ноги.

А от голода – кора.

Воспитатель. По, каким словам вы определили, что это заяц?

Дети. Нет жилища, у зайца быстрые ноги, питается корой деревьев.

Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок вписывает слово в кроссворд.

Воспитатель. И от зайца, ребята, нам есть задание. А чтобы выполнить его, нам надо правильно назвать детёнышей зверей.

Дети называют детёныша.

Как-то раз лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой лосихой топал…лосёнок, идут, громко топая

За мамой лисицей крался…лисёнок, крадутся на носочках

За мамой ежихой катился… ежонок, двигаются вприсядку

За мамой медведицей шёл… медвежонок, идут вперевалочку

За мамой белкой скакали …бельчата, двигаются прыжками

За мамой зайчихой косые…зайчата, продолжают прыгать, сделав ушки

Волчица вела за собою…волчат, крадутся большими шагами

Все мамы и дети напиться хотят. руки на колени, выполняют

Физкультминутка (дети идут по кругу и выполняют движения согласно текста.)

Дыхательная гимнастика (Вдох-выдох) 3-4 раза.

Воспитатель. Предлагаю вам четвёртую загадку кроссворда.

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной.

А когда придёт весна,

Просыпается от сна.

Дети. Медведь.

Воспитатель. Какие слова вам помогли найти отгадку?

Дети. Зимой спит, жилище - берлога, просыпается весной.

Воспитатель. А вот и задание от медведя.

Воспитатель. Ребята, перед вами собранные картинки животного. Расскажите про это животное. Какое оно?

Дети. Медведь: бурый, сильный, выносливый, травоядный и т. д;

волк: хищный, быстрый, ловкий, серый, выносливый и т. д;

белка: маленькая, проворная, шустрая, пушистая и т. д.;

заяц: белый, трусливый, пугливый, маленький и т. д;

лиса: рыжая, хитрая, длиннохвостая, пушистая и т. д.

Воспитатель. Ребята, составьте слово из двух слов: большие лапы (большелапый), толстые пятки (толстопятый), длинная шерсть (длинношёрстный), длинный хвост (длиннохвостый), длинные ноги (длинноногий), острые глаза (остроглазая) и др.

Воспитатель. Вот и последняя загадка.

Спряталась под ёлкой.

Говорят, она хитра,

Кур уносит со двора.

Воспитатель. По, каким словам догадались?

Дети. Рыжая, хитрая, уносит кур.

Воспитатель показывает иллюстрацию-отгадку. Ребёнок записывает последнее слово в кроссворд.

Воспитатель. Слушайте задание от лисы.

Дидактическая игра «Назови семью.

Дети. Мама-лиса, папа-лис, детёныш – лисёнок, много детёнышей – лисята;

волчица, волк, волчонок, волчата;

мама - белка, папа – белка, бельчонок, бельчата;

зайчиха, заяц, зайчонок, зайчата;

медведица, медведь, медвежонок, медвежата.

Воспитатель. Мы с вами справились со всеми заданиями. И теперь можем узнать, кто же нам прислал кроссворд.

Воспитатель . Как назвать другим словом, кто они? (животные). Какие? (дикие). Почему дикие? (живут в лесу, добывают сами себе пищу, строят жильё).

Воспитатель. Я думаю, ребята, звери прислали нам кроссворд, чтобы напомнить нам о том, чтобы мы не забывали об их существовании, о том, как им приходится тяжело выживать в суровых зимних условиях. Чтобы мы заботились о природе, о животных.

Рефлексия : Вы сегодня хорошо занимались, молодцы!

Если вам было интересно, всё понятно, что-то новое узнали, подходите к белке.



В лес сегодня на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь,
По дорожкам, по тропинкам,
По лесу гулять пойдём.
И лесных зверей мы с вами
Обязательно найдём.



• Не буду запасаться на зиму едой, я и так найду, что поесть, потому что очень хитрая. (лиса)
Чем лиса питается зимой? (ловит зайцев, мышей)
• Сделаю запасы еды на зиму и утеплю своё жилище. (белка)
Какие запасы белка делает на зиму? (орехи, грибы, жёлуди)
Как белка готовит своё жилище к зиме? (утепляет мхом, сухой травой)
• Одену на зиму белую шубку и притаюсь глубоко в снегу. (заяц)

Чем зайчик питается зимой? (обгрызает веточки осины, берёзы, ест сухую траву)
• Не буду запасаться едой на зиму, потому что всю зиму буду спать. (медведь)
Где спит медведь? (в берлоге)
Чем медведь питается летом? (ягоды, орехи, мелкие животные, лакомится мёдом, рыбой)
• Я похожа на кошку, могу прыгать по деревьям и опасна даже для людей. (рысь)
Чем рысь питается зимой? (ловит птиц, зайцев, мышей)
• Не буду запасаться едой, я утеплю норку, свернусь клубком и буду спать до весны. (ёжик)
Чем ёжик питается летом? (фруктами, ягодами, червяками, жуками, улитками, мышами)
Логопед: Лес – это большой дом для многих животных. Вспомните, какие животные живут в лесу? (волки, медведи…). Вы правы, в большом лесу много кого? (волков, медведей, …) Почему этих животных называют дикими? (они живут в лесу, сами добывают себе пищу, сами растят детёнышей, сами строят себе жилища). Скажите, какая главная забота у животных осенью? (готовиться к зиме). Почему? (зимой холодно, нет никакой еды, всё занесено снегом).




Логопед: Заяц, ты какой?
Ребёнок: Я беленький, пугливый, чуткий, осторожный, ловкий, быстрый, длинноухий…









Логопед: Как интересно звери о себе рассказали и правильно нашли свои хвосты. Предлагаю вам ещё раз вспомнить, какие звери живут в лесу.



Логопед: Ребята, очень непросто диким животным подготовить жилища к зиме. Скажите, кто где живёт.
Медведь ищет …(берлогу).
Белка утепляет …(дупло).
Лиса ищет …(нору).
Волк устраивает …(логово).
Заяц спит …(под кустом).
Ёж утепляет …(норку).
Вы согласны помочь диким животным построить жилища на зиму?

Нажмите, чтобы узнать подробности

закрепить знания детей о том, как звери зимуют в ле­су, об их внешних признаках, повадках, где живут и т. д.; закре­пить знания в практическом усвоении уменьшительно-ласка­тельных оттенков в словах, выраженных суффиксами -очк, -ечк, -опок, -елок; упражнять в употреблении творительного падежа количественных числительных в сочетании с существительны­ми; учить образовывать притяжательные и сложные прилага­тельные.

Занятие в подготовительной группе по развитию речи

на тему: " КАК ЗВЕРИ ЗИМУЮТ? ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ"

Воспитатель: МБДОУ "Детский сад компенсирующего вида № 39"

Удычак А.Х. г. Майкоп

Тема: КАК ЗВЕРИ ЗИМУЮТ? (ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ)

Цели: закрепить знания детей о том, как звери зимуют в ле­су, об их внешних признаках, повадках, где живут и т. д.; закре­пить знания в практическом усвоении уменьшительно-ласка­тельных оттенков в словах, выраженных суффиксами -очк, -ечк, -опок, -елок; упражнять в употреблении творительного падежа количественных числительных в сочетании с существительны­ми; учить образовывать притяжательные и сложные прилага­тельные.

Оборудование: предметные картинки.

Ход занятия

^ I. Организационный момент.

- Сядет тот, кто назовет животных, которые живут в наших лесах.

II. Вступление в тему.

Педагог читает стихотворение.

Зимой в берлоге мишка спит,

Под крышей воробей сидит.

Лиска рыжая - в норе,

Жучка - в теплой конуре.

В логове лежит волчиха,

Под кустом дрожит зайчиха.

Белка спряталась в дупле,

Ёжик спит в сухой траве.


Назовите животных наших лесов, про которых говорится в стихотворении.


Почему они называются дикими?


•Образование притяжательных прилагатель­ных.

Например: Нора лисы. Чья нора? -Лисья. (Берлога, дуп­ло, логово, лапы, хвост, морда и др.)

• Образование сложных прилагательных.

У зайца короткий хвост. Какой заяц? - Короткохвостый.

У лисы длинный хвост. Какая лиса? -Длиннохвостая.

У зайца тонкие лапы. Какой заяц? - Тонколапый.

У ежа короткие лапы. Какой ёж? - Коротколапый.

У медведя толстые лапы. Какой медведь? - Толстолапый.

У зайца длинные уши. Какой заяц? -Длинноухий.

У белки острые уши. Какая белка? - Остроухая.

^ И т. д.

III. Чтение рассказа.


Лисичка зимой мышкует - мышей ловит. Она встала на пе­нек, чтобы подальше было видно, и слушает, и слушает, и смотрит: где под снегом мышь пискнет, где снег чуть-чуть шевель­нется. Услышит, заметит - кинется. Готово, попалась мышь в зубы рыжей пушистой охотнице!

Словарная работа. Объяснить значение слов: мышку­ет, кинется, охотница.

Нажмите, чтобы узнать подробности

- уточнить представления о диких животных, обитающих в наших лесах, их внешнем виде, питании, особенностях жизнедеятельности в зимнее время
- закреплять навык слогового и звукобуквенного анализа; закрепить названия и последовательность зимних месяцев

- совершенствовать грамматический строй речи (учить образовать притяжательные прилагательные)

Развивающие:

- развитие связной речи, общих речевых умений и навыков, расширение словарного запаса

-развивать умение правильно строить предложение на заданную тему и рассказ- описание по плану-схеме

-слухоречевую память и внимание

- развивать зрительное восприятие и тактильные ощущения

- общую и тонкую моторику, координацию речи с движением
Воспитательные:

- формировать навыки сотрудничества, доброжелательности

- воспитание активности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: картинки с дикими животными зимой: белка, заяц, лиса, волк; картинка дерева; макет зимнего леса. Карточки с названиями зимних месяцев; слова: снег, пушистый, белый, выпал. Музыка о зиме, тактильные буквы, изографы, разрезные картинки, солнышко, смайлики.

Ход занятия

- Посмотрите на это солнышко. Оно доброе, ласковое, улыбается нам. Давайте и мы подарим друг другу улыбку. Начнем наше занятие с хорошего настроения ( дети улыбаются друг другу).

  1. Вводная часть. - Послушайте стихотворение

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

- Какое время года описывает в своем стихотворении великий русский поэт –Александр Сергеевич Пушкин? В стихотворении говорится о зиме.

- А как вы догадались, что это зима?

Снег лежит, речка подо льдом.

- Правильно, ребята. А сейчас назовите признаки зимы.

Зимой кругом белым- бело, все покрыто снегом. Солнышко светит, но не греет. Бывают метели, бураны.

Составление предложения

Белый, снег, пушистый, выпал (дети составляют предложение)

- Кто сможет повторить? Сколько слов в этом предложении? А теперь запишем его в тетрадь. (Запись предложения в тетрадь.) - Надя, прочитай, что ты записала.

Повторение зимних месяцев

- А сейчас назовите мне зимние месяцы по порядку.

Жаслан, назови третий месяц зимы. Асель, назови второй месяц зимы. Ваня, назови первый месяц зимы.

Посмотрите карточки с названиями зимних месяцев, давайте разложим их по порядку, назовите мне первый месяц зимы, теперь второй, третий. Проверьте, правильно получилось или нет? Асель, повтори еще раз все три месяца по порядку. Молодцы, ребята.

- Сейчас мы отправимся в путешествие, закройте глаза (звучит музыка и логопед выставляет макет зимнего леса). Посмотрите, куда мы попали? Мы попали в лес.

- Какой красивый зимний лес! Все покрыто снегом, будто пушистым ковром. Тихо-тихо в лесу. Скажите, кто живет в этом лесу? ( работая с макетом) В этом лесу живут волк, лиса, заяц, белка.

-Как назвать этих животных одним словом? Дикие.

-Почему их называют дикими? Потому что они живут в лесу и сами добывают себе пищу.
- Так о ком сегодня будет наше занятие? ( о диких животных). А в какое время года?

4. Основная часть занятия

Летом серый Зимой белый. ( заяц)

Кто по елкам ловко скачет И взлетает на дыбы?

Кто в дупле орехи прячет, Сушит на зиму грибы? ( белка)

Кто зимой холодной

Ходит злой, голодный? ( волк)

Какой зверек опасный Ходит в шубе красной?

Снег разгребает И мышей хватает? ( лиса)

- Молодцы, ребята. Я вот смотрю и никак не пойму, что общего есть у всех зверят?

У всех животных есть голова, морда, лапы, хвост.

- Чем покрыто тело животных? Тело животных покрыто шерстью.

-У всех животных есть свои детеныши! А вы знаете кто у кого?

У волка-…, у лисы…, у зайца…, у белки…

Игра“Чей хвост, чья голова?”.

Лисий хвост.Я вижу лисий хвост, значит за деревом прячется лиса.

Заячьи уши. Я вижу заячьи уши, значит за деревом прячется заяц.

Беличья голова. Я вижу беличью голову, значит за деревом прячется белка

( волчьи лапы) Я вижу волчьи лапы, значит за деревом прячется волк.

Кто? юркнул в дупло Белка юркнула в дупло

Кто? спрятался в нору Лиса спряталась в нору

Кто? укрылся под кустом Заяц укрылся под кустом

Кто ? живет в логове Волк живет в логове

Составление слов по тактильным буквам

- А сейчас выберите себе понравившегося животного. Давайте напишем, кто это, из наших волшебных букв. ( Дети составляют по двое слова ВОЛК, ЗАЯЦ)

Сколько слогов в названии этих слов?

ВОЛК- один слог ( один хлопок)

ЗАЯЦ- два слога ( два хлопка)

Я вам дам каждому по две буквы, а вы должны закрыть глаза и прощупав букву, назвать какая буква перед вами. А может вы догадались, из чего она сделана? ( дети выполняют и отвечают)

«У оленя дом большой

Он глядит в свое окошко

Заяц по лесу бежит

В дверь к нему стучится

Тук-тук дверь открой

Там в лесу охотник злой.

Заяц, заяц забегай

Рассказ- описание по схеме

- Обобщим наши знания о диких животных.( вешаю план-схему) Давайте вспомним, как мы описываем по схеме животных. ( Объяснение по схеме)

По двое описываем одного животного. Опишем волка и белку ( даю им картинку животного)

Белка рыжий мех на серый, Словно модница,меняет

И в дупле своем орехи На всю зиму запасает!

День и ночь по лесу рыщет, День и ночь добычу ищет.
Ходит-бродит волк молчком, Уши серые — торчком.

Волк- хищное животное, живет в логове. Среднего роста. Внешне похож на собаку, шерсть у него серая, он быстро бегает. Детеныш- волчонок, малыши- волчата похожи на щенят. У волка есть морда, шея, туловище, хвост, лапы. Волки воют. Волки охотятся на оленя, крупных животных только стаями, а поодиночке на мелких зверей.

- Ребята, подумайте про кого можно так сказать?

Неуклюжий, как… Быстроногий, как… Хитрый, как… Голодный, как… Колючий, как…

Изографы. (методика Поппельрейтора)

- Найдите всех животных, которые спрятались на картинке. Кого вы видите? Найдите каждый по два животного.

Волк, заяц, еж, лиса, горностай, медведь, олень, лось, белка.

- Проверим всех ли животных вы назвали ( вывешиваются картинки: заяц, еж, олень, лось, горностай, волк, медведь, лиса, белка).

- Обведите по контуру того животного, которого вы назвали. Асель обводит красным карандашом, Дильназ- синим, Жаслан обводит зеленым карандашом, а Ваня- оранжевым.

Волка, лису, зайца, белку.

5. Итог занятия Ребята! О ком мы с вами говорили?

О диких животных.

- Каких диких животных мы с вами разбирали?

Мы говорили о волке, зайце, белке и лисе.

-Почему они дикие?

Они живут в лесу и сами заботятся о себе и своих детенышах: добывают корм, строят жилища.

Рефлексия

Вы порадовали меня своими ответами. Вы умели слушать ответы своих друзей, были доброжелательны, поэтому на прощание выберите себе смайлик. Если у вас хорошее настроение, если вам все было понятно на нашем занятии- берете веселого смайлика, если, что-то было непонятно- берете задумчивого смайлика. Ну а если вам совсем ничего не понятно, у вас грустное настроение,- берем грустного смайлика. Животные из леса для вас приготовили сладкие призы.( поощрение детей)

Читайте также: