Конспект урока моро 3 класс доли
Обновлено: 04.07.2024
Тип урока : урок изучение нового материала.
2. Воспитывать аккуратность, уважение друг к другу, работать над укреплением опорно-двигательного аппарата, сохранением зрения.
3. Развивать вычислительные навыки, внимание, наблюдательность, память, мышление, учить рассуждать и делать выводы.
Планируемые результаты: учащиеся научатся определять доли и сравнивать их, пользоваться таблицей умножения и деления, решать задачи изученных видов, вести диалог.
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
- поиск и выделение необходимой информации;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
-формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос ; умение работать в парах ; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
-контроль и результат деятельности
- словесные (объяснение, беседа с учащимися);
- практические (работа с мандаринами, яблоком, с полосками бумаги)
- проблемно-поисковый метод (поиск решения поставленных перед учащимися проблем).
Для учителя: компьютер, программа Power Point2003, презентация.
Для учащихся: мандарины, яблоки, цветные карандаши, линейки.
Ход урока
I. Организационный момент
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы!
Будем слушать, рассуждать
И друг друга помогать!
- Ребята, посмотрите друг на друга. Улыбнитесь друг другу.
Скажите, какое у вас сейчас настроение? Я бы хотела, чтобы такое настроение у вас оставалось на протяжении всего урока.
- Открываем тетради, записываем число. Классная работа.
II. Актуализация знаний. Устный счет.
1. Математический диктант
(Учитель читает высказывания. Если учащиеся согласны, они ставят знак +, если нет — знак —.)
1. Произведение чисел 5 и 8 равно 48. (-)
2. Частное чисел 32 и 4 равно 8. (+)
3. Если 6 увеличить в 4 раза, получится 24. (+)
4. В числе 42 содержится 6 раз по 7. (+)
5. 5 больше 10 в 2 раза. (—)
6. Если 6 разделить на 6, получится 36. (—)
7. 8 умножить на 0 — получится 8. (—)
- Проверяем, исправляем и оцениваем свою работу.
III. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите внимательно. Что это?
- Что такое мандарин? (Это фрукт)
- Какие ещё фрукты вы знаете? (Яблоко, мандарин, апельсин и т. д.)
- Не удивляйтесь, именно эти фрукты помогут вам познакомиться с темой сегодняшнего урока.
- У вас на столах лежат мандарины. Давайте сейчас разделим их на части. (работаем в парах)
- Как по-другому можно назвать части (Долями)
- Сколько долек получилось? Какие они? (Одинаковые, равные)
- Ребята, а как вы думаете, какова тема нашего урока? (Доли)
Сформулируйте задачи урока. Как вы думаете, что мы будем делать с долями? (слайд)
- Роман, возьми одну часть мандарина (долю).
– На сколько частей разделили? (на 9)
- Какую часть мандарина Роман взял?
Это читается и записывается так: 1/9 (одна девятая)
-Возьмите 3 части. Как это сказать? (три девятых)
– Теперь я возьму яблоко, разрежу его пополам.
- Что у нас получилось? (2 половинки), одна часть – это одна вторая доля яблока.
- А записывают это так: 1/2 .
– Сколько частей взяли? (1)
– На сколько частей разделили? (2)
– Итак, мы яблоко разделили на две равные доли и получили долю яблока.
– Доля – это часть целого.
– Я возьму и каждую долю яблока разрежу пополам.
– Сколько равных частей получили? (4)
– А записывают это так: 1/4.
- А сколько восьмых частей будет в целом яблоке? (8)
-Давайте сравним их: 1/8
- Что обозначают эти числа: под чертой – это на сколько равных частей разделили, над чертой – сколько частей взяли.
IV. Работа по теме урока
1. Практическая работа
- Возьмите полоску бумаги, которая лежит у каждого на столе. Разделите ее на две части.
- Как можно это сделать? (Сгибанием)
-Как называются получившиеся части? (две доли)
- Ученики 1 варианта штрихуют часть.
- А теперь сложите еще раз. Разверните.
- На сколько частей теперь разделилась полоска бумаги (на 4)
- Какие они (Равные)
- Как назовем каждую получившуюся часть()
- Ученики 2 варианта заштрихуйте часть полоски.
Проверка. Поднимите и покажите 1/2 часть полоски, а теперь часть.
- А теперь давайте сравним, какая доля больше: одна вторая или одна четвертая?
(Ученики накладывают одну долю на другую и сравнивают)
Запишем в тетрадях. 1/2 >. Почему?
Вывод. Чем на большее количество частей делим, тем части получаются меньше
2. Работа по учебнику
1. № 1 (с. 92). (Задание 1 — коллективно, с комментированием, задание 2 — самостоятельно.)
2.№ 2 (с. 92 (слайд). Записываем у доски и в тетрадях.
V. Физкультминутка (под музыку)
- Какая доля закрашена 2/6, 3/6 ?
- Какая доля не закрашена 2/6?
- Кукую часть пирога съели?
- На сколько равных частей разделили прямоугольник?
(Слайд) Работа с геометрическими фигурами. Какая часть фигуры окрашена?
VI. Закрепление изученного материала.
Работа по учебнику
— Как удобнее записать задачу кратко? (В таблице.)
— Что примем за единицу? (Массу одного ящика.)
Масса одной коробки Количество коробок Общая масса коробок
8 кг — 3 кг 9 шт. ?
— Как найти массу 9 коробок с бананами? (Массу одной коробки умножить на количество коробок.)
— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
-Что нового для себя узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- В чем затруднялись?
-Сейчас у вас какое настроение. Оцените.
Конспект урока математики в 3 классе школы глухих Закрепление вычислительных навыков при решении составных задач и уравнений на нахождение неизвестного делителя. Цели: • Закреплять умения.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тип урока изучение нового материала
сформировать умение определять долю числа, записывать дроби;
2 . Развивающий: развить познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, внимание, память .
3.Воспитывающий:
способствовать созданию ситуации успеха в проявлении своих знаний;
учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
УЧИТЕЛЬ:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на Необитаемый остров. А как звали героя, который побывал на таком острове? (Робинзон Крузо) И он там провёл целых 28 лет. А что же помогло выжить ему в таких нелёгких условиях? (Добытые самостоятельно знания). Так для чего же мы же с вами отправимся на Необитаемый остров? (Добыть новые знания). Да, ребята, за знаниями. Ведь знания лучше всякого сокровища. А для путешествия нам надо собрать рюкзачок знаний, которые нам обязательно пригодятся. Самые активные дети во время путешествия получат карточки, которые нам пригодятся в конце пути. Всего их 12. Так что старайтесь, внимательно слушайте, дослушивайте все задания до конца.
2. Актуализация знаний.
1. Фигура, которая не имеет углов. (круг, овал)
2. Это четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны. (прямоугольник)
3. Что значит: разделить число пополам? (разделить на 2)
4. Сколько будет, если взять 3 раза по 5?(15)
5. Сколько получит один из четырёх детей конфет, если конфет было 20? (5)
Молодцы! За активность в сборе рюкзачка, получает карточку ____.
Я вас приглашаю на борт самолёта. А Робинзон Крузо вёл дневник, в который записывал какого числа и какое событие с ним произошло, какое знание ему помогло и, какое получил. И мы с вами поступим так же. Откроем рабочие тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. (записывают) Чтобы нам не было скучно в полёте, мы будем тренироваться, ведь мы должны быть готовы к трудностям. А путешествие у нас на уроке математики, значит математические знания нам могут пригодиться . Запишем №1.
Равенства записывать не нужно, только ответ в одну строку через клеточку, кто знает ответ- поднимет руку.
1. Запишите число, которое меньше 12 на 6. (6)
2. Запишите число, которое меньше 12 в 6 раз. (2)
4. Сколько пятерок в числе 15?(3)
5. В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках?(18)
6. Для работы на пришкольном участке 28 мальчиков разделились на 4 равные бригады. Сколько мальчиков было в каждой бригаде? (7)
(дети решают в тетрадях и по указу учителя обмениваются тетрадями по парте, как проверят ответы готовые на доске сравнивают.)
Мы приближаемся к объекту. Что вы видите? (остров) Остров - это часть суши, со всех сторон окруженная водой.
А вы знаете, что если самолёт благополучно приземлился, то пассажиры хлопают. Вот мы приземляемся и будем хлопать, 1 ряд- если услышит число, которое делится на 2, 2 ряд- если услышит число, которое делится на 3, а 3 ряд – если услышит число, которое делится на 5. (числовой ряд до 30)
6 бананов, 4 бутылки воды, 8 бутербродов, 1 лепёшка.
Все ли примеры удалось решить? (Нет, не решили 1:2). Кто поможет? Возникло затруднение. Какое? (Мы не можем 1:2.)
Сегодня мы узнаем что-то новое о делении.
Какую геометрическую фигуру я держу в руках. (Круг). На что похож круг? (лепёшка, блин, земля, яблоко, мяч…)Правильно. Возьмите в руки круг. У нас один целый круг? (Да). Кто знает как его разделить пополам. (Сложить на две равные дольки. Но сначала я напомню вам о технике безопасности с ножницами. Что получилось? (Две половинки, две дольки) Какое действие мы совершили? (Мы 1:2) И вот одна такая часть называется долей . А вы где нибудь встречали слово доля? (Долька мандарина, апельсина…) Мандарин и апельсин уже поделены на доли. Как же быть нам, например с яблоком и пирогом? (Делить самим) А на какое количество долей можем разделить? (на разное) А кто-нибудь знает, как записать частное этих чисел? Хотите научиться?
3.Определение темы урока.
Давайте определим тему урока. (Доли) Записать
4. Постановка целей урока.
Что вы хотите узнать о долях? (Как пишутся, читаются и какие математические действия с ними можно выполнять)
- Определите цели, которые вы поставите себе на урок?
( Узнать что такое доля. Научиться записывать, находить, сравнивать.)
Знакомство с новым материалом.
Итак, мы один круг разделили на две равные части, значит 1:2. У нас получилось две половинки. А частное этих чисел мы можем записать так ½., читается –одна вторая. Чаще мы говорим половина чего-то. Значит ½ -это половина круга.
Доли появляются, когда нужно одно целое разделить на равные части.
. Теперь вы сможете ответить, чему равно частное 1 и 2? Давайте допишем ответ.
Получается, что мы решили все примеры и можем двигаться дальше. Карточка.
Мы остановились перекусить. Но на всех яблок не хватит. Получается, что одно яблоко нужно разделить на 4 человека. Как же я это буду делать? Я- старше, значит отрежу себе кусочек побольше. Правильно ли я сделаю? (Нет). А как нужно поступить? (Поделить на 4 равные части). Значит что является главным условием при делении на доли ? (доли должны быть равными). И что же тогда достанется каждому? (по одной дольке). И сколько таких долек у нас получится с одного яблока, покажите пальчиками (4). У вас на столах есть пластилиновые шарики, представим, что это яблоки. Поделите шарики на 4 равные дольки. (делят). Как вы будете делить? (пополам и ещё раз каждую пополам) Возьмите дольку, она одна из четырёх, значит ¼. По -другому можно сказать, что это- четверть яблока. То есть в целом яблоке сколько четвёртых долей? (4) . Они равны между собой? Так что же такое доля? (Это равная часть) Повторим хором : доля – это каждая равная часть целого.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу .
½- половина, ¼ -четверть, 1/3 – треть .
Как будет называться доля яблока, если мы его разделим на 8 частей. (одна восьмая) И сколько будет восьмых долей в целом яблоке? (8). В математике верхнее число называют числитель, а нижнее – знаменатель. Так что же что обозначает знаменатель? (На сколько разделили) А числитель? (Сколько частей взяли).
Запишем: 1/8 (взяли, на ск-ко разделили)
Привал. Нужно правильно назвать и закрашенную часть фигуры.(На слайдах круги, квадраты). Карточка.
Молодцы, давайте двигаться дальше. Перед нами выросла гора. Необходимо построить лестницу. А делать это нужно всем вместе. Поделимся на группы по 4 человека. Перед вами лежат полоски. Что мы можем сказать о длине этих полосок? (Они равны) Зелёная разделена на две равные части, красная – на три, жёлтая на 4, голубая на 6 частей.) Возьмите каждый по полоске, отрежьте одну часть. Подпишите её. Что напишем на зелёной? (½). И постройте лестницу, приклеив доли в порядке уменьшения по их длине. Покажите что получилось.
А какая доля больше: одна шестая или одна четвёртая? (одна четвёртая) Одна третья или одна шестая? (одна третья)
Запишем №4 . (сравнение дробей)
К какому выводу мы придём при сравнении дробей? (Чем меньше число под чертой, тем больше дробь).
Теперь мы можем перебраться через гору.
Давайте устроим привал.
Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.( Нет дробей- сели, есть- встали, руки вверх, назвать дробь.)
-Один блин и тот пополам. (одна вторая)
-Один улей – улей, а пять – пасека. (одна пятая)
-Мало хотеть, надо уметь.
-Семеро одного не ждут. (одна восьмая)
- -Корень ученья горек, да плод его сладок.
Нужно спутиться. Спускаться будем по канату. Выстроиться в порядке уменьшения. Карточка
Ну вот мы добрались до нашего самолёта. Все готовы лететь домой?
Рефлексия. Посмотрите, ребята, вниз. Что вы видите? (Землю) А вы знаете, что твёрдая земля составляет лишь одну третью часть нашей планеты, а остальное занимает океан. Какую часть тогда занимает океан? Карточка.
За проделанную работу нас ждёт пирог. Чтобы всем хватило его разделили на 6 частей. Как называется одна долька пирога? (Одна шестая) Давайте запишем № 5 . А если разделить каждую долю ещё на 2 равные части, сколько получится частей? (12). Как мы назовём получившуюся долю? (одна двенадцатая). Запишем. Что показывает число под чертой (на сколько частей разделили целое), а над чертой? (ск-ко частей взяли) Давайте сравним дроби. (сравнивают). Правило сравнения дробей хором . Молодцы.
Давайте вернёмся к теме урока. (Доли). Что такое доля? Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли. Что обозначают числа в записи долей.
Какие цели ставили перед собой. (Хлопаем, если достигли) Если все хлопают, значит самолёт приземлился благополучно.
Соберём все карточки. И узнаем, что можно получить в путешествии . (ЗНАНИЯ)
Давайте закрасим одну третью часть если было легко и интересно, было трудно, но интересно, было трудно и неинтересно.
Цель урока:
Познакомить детей с тем, как образуются, называются, записываются и сравниваются доли.
Задачи урока:
Сформировать представления о доли числа, научить сравнивать доли.
Развивать внимание, логическое мышление, приёмы сравнения, умение анализировать, делать выводы, развивать математическую речь, память.
Воспитывать активность, любознательность, интерес к изучению математики.
Формируемые УУД
личностные – смыслообразование, самоопределение, осознание ответственности за общее дело, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности, самооценка на основе критерия успешности;
регулятивные– выполнение пробного учебного действия, фиксирование в нем индивидуального затруднения, волевая саморегуляция в ситуации затруднения, познавательная инициатива, контроль, коррекция и оценка;
познавательные – целеполагание, анализ, синтез, сравнение, обобщение, постановка и формулирование проблемы, осознанное и произвольное построение речевого высказывания, поиск и выделение необходимой информации, планирование, построение цепочки логических рассуждений;
коммуникативные – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, достижение договоренностей и согласование общего решения.
Оборудование:
Компьютер, видеопроектор, интерактивная доска.
Электронная презентация к уроку.
Учебник: Моро М. И. Математика. 3 класс. Часть 1.
– М.: Просвещение, 2012. – с. 92-93.
На столах раздаточный материал для практической работы.
Карточки для этапа рефлексии.
Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.
Актуализация знаний. Устный счет.
Постановка учебной задачи. Определение темы урока.
Открытие новых знаний.
Первичное закрепление материала.
Выполнение тренировочных упражнений.
Итог урока. Рефлексия.
Организационный момент.
- Проверим готовность к работе:
- Руки? Дети: “На месте!”
- Ноги? Дети: “На месте!”
- Локти? Дети: “У края!”
- Спина? Дети: “Прямая!”
- Ребята, давайте улыбнёмся друг другу!
Я рада видеть ваши улыбки и думаю, что сегодняшний урок принесёт нам всем радость общения. Успехов вам!
Мотивация к учебной деятельности
- Эпиграфом сегодняшнего урока я выбрала высказывание. (Последнее слово закрыто.) (Слайд – 4)
- Как вы думаете, как можно продолжить эту фразу? (Открыть продолжение фразы.)
- Как вы понимаете смысл этого высказывания? Подходит ли оно к уроку математики? Почему?
- Ребята, сегодня на уроке мы должны открыть новое знание, но, как вам известно, каждое новое знание связано с тем, что мы уже изучили. Поэтому, начнём мы с повторения.
- Перед тем, как приступить к работе вспомним, какие правила мы должны соблюдать на уроке? (Учитель выслушивает ответы детей).
Слушать.
Слышать друг друга.
Дополнять.
Исправлять, помогать.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.
- Открыли тетради. Запишем число, классная работа.
- Проверим, готовы ли вы к путешествию?
Устный счет
- Найдите лишнее выражение. (Слайд – 5)
45 : 5 81 : 9 5 х 4
8 х 4 1 : 2 0 : 4
6 х 6 56 : 8 9 : 9
54 : 1 7 х 9 6 х 3
Ответы детей. (лишнее 1 : 2 т.к. такие примеры мы не умеем решать)
(Выражение 1 : 2 – увеличили и пока убрали за край слайда.)
Выполним известные нам вычисления ( устный счет по цепочке)
Выявление места и причины затруднения.
-Можем ли мы 1 : 2 ? Почему? (Ответы детей)
3.Постановка учебной задачи.
- Как 1 разделить на 2?
- Сегодня мы постараемся найти путь решения этой проблемы, а поможет нам предмет, который зашифрован с помощью примеров.
Тип урока: знакомство с новым материалом. Урок-путешествие на Необитаемый остров.
Содержимое разработки
Тип урока изучение нового материала
сформировать умение определять долю числа, записывать дроби;
2.Развивающий: развить познавательный интерес к окружающему миру, логическое мышление, внимание, память.
3.Воспитывающий:
способствовать созданию ситуации успеха в проявлении своих знаний;
учить работать в группах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы.
-Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Поприветствуйте гостей. Садитесь.
УЧИТЕЛЬ:
Что такое? Что случилось?
Почему звенит звонок?
Мы готовы. Стол в порядке.
Начинается урок.
-Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы с вами отправимся в путешествие на Необитаемый остров. А как звали героя, который побывал на таком острове? (Робинзон Крузо) И он там провёл целых 28 лет. А что же помогло выжить ему в таких нелёгких условиях? (Добытые самостоятельно знания). Так для чего же мы же с вами отправимся на Необитаемый остров? (Добыть новые знания). Да, ребята, за знаниями. Ведь знания лучше всякого сокровища. А для путешествия нам надо собрать рюкзачок знаний, которые нам обязательно пригодятся. Самые активные дети во время путешествия получат карточки, которые нам пригодятся в конце пути. Всего их 12. Так что старайтесь, внимательно слушайте, дослушивайте все задания до конца.
2. Актуализация знаний.
1. Фигура, которая не имеет углов. (круг, овал)
2. Это четырехугольник, у которого все углы прямые, а противоположные стороны равны. (прямоугольник)
3. Что значит: разделить число пополам? (разделить на 2)
4. Сколько будет, если взять 3 раза по 5?(15)
5. Сколько получит один из четырёх детей конфет, если конфет было 20? (5)
Молодцы! За активность в сборе рюкзачка, получает карточку ____.
Я вас приглашаю на борт самолёта. А Робинзон Крузо вёл дневник, в который записывал какого числа и какое событие с ним произошло, какое знание ему помогло и, какое получил. И мы с вами поступим так же. Откроем рабочие тетради и запишем сегодняшнее число, классная работа. (записывают) Чтобы нам не было скучно в полёте, мы будем тренироваться, ведь мы должны быть готовы к трудностям. А путешествие у нас на уроке математики, значит математические знания нам могут пригодиться. Запишем №1.
Равенства записывать не нужно, только ответ в одну строку через клеточку, кто знает ответ- поднимет руку.
1. Запишите число, которое меньше 12 на 6. (6)
2. Запишите число, которое меньше 12 в 6 раз. (2)
4. Сколько пятерок в числе 15?(3)
5. В одном стручке 6 горошин. Сколько горошин в 3 таких стручках?(18)
6. Для работы на пришкольном участке 28 мальчиков разделились на 4 равные бригады. Сколько мальчиков было в каждой бригаде? (7)
(дети решают в тетрадях и по указу учителя обмениваются тетрадями по парте, как проверят ответы готовые на доске сравнивают.)
Мы приближаемся к объекту. Что вы видите? (остров) Остров - это часть суши, со всех сторон окруженная водой.
А вы знаете, что если самолёт благополучно приземлился, то пассажиры хлопают. Вот мы приземляемся и будем хлопать, 1 ряд- если услышит число, которое делится на 2, 2 ряд- если услышит число, которое делится на 3, а 3 ряд – если услышит число, которое делится на 5. (числовой ряд до 30)
6 бананов, 4 бутылки воды, 8 бутербродов, 1 лепёшка.
Все ли примеры удалось решить? (Нет, не решили 1:2). Кто поможет? Возникло затруднение. Какое? (Мы не можем 1:2.)
Сегодня мы узнаем что-то новое о делении.
Какую геометрическую фигуру я держу в руках. (Круг). На что похож круг? (лепёшка, блин, земля, яблоко, мяч…)Правильно. Возьмите в руки круг. У нас один целый круг? (Да). Кто знает как его разделить пополам. (Сложить на две равные дольки. Но сначала я напомню вам о технике безопасности с ножницами. Что получилось? (Две половинки, две дольки) Какое действие мы совершили? (Мы 1:2) И вот одна такая часть называется долей. А вы где нибудь встречали слово доля? (Долька мандарина, апельсина…) Мандарин и апельсин уже поделены на доли. Как же быть нам, например с яблоком и пирогом? (Делить самим) А на какое количество долей можем разделить? (на разное) А кто-нибудь знает, как записать частное этих чисел? Хотите научиться?
3.Определение темы урока.
Давайте определим тему урока. (Доли) Записать
4. Постановка целей урока.
Что вы хотите узнать о долях? (Как пишутся, читаются и какие математические действия с ними можно выполнять)
- Определите цели, которые вы поставите себе на урок?
( Узнать что такое доля. Научиться записывать, находить, сравнивать.)
Знакомство с новым материалом.
Итак, мы один круг разделили на две равные части, значит 1:2. У нас получилось две половинки. А частное этих чисел мы можем записать так ½., читается –одна вторая. Чаще мы говорим половина чего-то. Значит ½ -это половина круга.
Доли появляются, когда нужно одно целое разделить на равные части.
. Теперь вы сможете ответить, чему равно частное 1 и 2? Давайте допишем ответ.
Получается, что мы решили все примеры и можем двигаться дальше. Карточка.
Мы остановились перекусить. Но на всех яблок не хватит. Получается, что одно яблоко нужно разделить на 4 человека. Как же я это буду делать? Я- старше, значит отрежу себе кусочек побольше. Правильно ли я сделаю? (Нет). А как нужно поступить? (Поделить на 4 равные части). Значит что является главным условием при делении на доли ? (доли должны быть равными). И что же тогда достанется каждому? (по одной дольке). И сколько таких долек у нас получится с одного яблока, покажите пальчиками (4). У вас на столах есть пластилиновые шарики, представим, что это яблоки. Поделите шарики на 4 равные дольки. (делят). Как вы будете делить? (пополам и ещё раз каждую пополам) Возьмите дольку, она одна из четырёх, значит ¼. По-другому можно сказать, что это- четверть яблока. То есть в целом яблоке сколько четвёртых долей? (4) . Они равны между собой? Так что же такое доля? (Это равная часть) Повторим хором : доля – это каждая равная часть целого.
Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу.
½- половина, ¼ -четверть, 1/3 – треть.
Как будет называться доля яблока, если мы его разделим на 8 частей. (одна восьмая) И сколько будет восьмых долей в целом яблоке? (8). В математике верхнее число называют числитель, а нижнее – знаменатель. Так что же что обозначает знаменатель? (На сколько разделили) А числитель? (Сколько частей взяли).
Запишем: 1/8 (взяли, на ск-ко разделили)
Привал. Нужно правильно назвать и закрашенную часть фигуры.(На слайдах круги, квадраты).Карточка.
Молодцы, давайте двигаться дальше. Перед нами выросла гора. Необходимо построить лестницу. А делать это нужно всем вместе. Поделимся на группы по 4 человека. Перед вами лежат полоски. Что мы можем сказать о длине этих полосок? (Они равны) Зелёная разделена на две равные части, красная – на три, жёлтая на 4, голубая на 6 частей.) Возьмите каждый по полоске, отрежьте одну часть. Подпишите её. Что напишем на зелёной? (½). И постройте лестницу, приклеив доли в порядке уменьшения по их длине. Покажите что получилось.
А какая доля больше: одна шестая или одна четвёртая? (одна четвёртая) Одна третья или одна шестая? (одна третья)
Запишем №4. (сравнение дробей)
К какому выводу мы придём при сравнении дробей? (Чем меньше число под чертой, тем больше дробь).
Теперь мы можем перебраться через гору.
Давайте устроим привал.
Найдите названия долей спрятавшиеся в пословицах.( Нет дробей- сели, есть- встали, руки вверх, назвать дробь.)
-Один блин и тот пополам. (одна вторая)
-Один улей – улей, а пять – пасека. (одна пятая)
-Мало хотеть, надо уметь.
-Семеро одного не ждут. (одна восьмая)
- -Корень ученья горек, да плод его сладок.
Нужно спутиться. Спускаться будем по канату. Выстроиться в порядке уменьшения. Карточка
Ну вот мы добрались до нашего самолёта. Все готовы лететь домой?
Рефлексия. Посмотрите, ребята, вниз. Что вы видите? (Землю) А вы знаете, что твёрдая земля составляет лишь одну третью часть нашей планеты, а остальное занимает океан. Какую часть тогда занимает океан? Карточка.
За проделанную работу нас ждёт пирог. Чтобы всем хватило его разделили на 6 частей. Как называется одна долька пирога? (Одна шестая) Давайте запишем №5. А если разделить каждую долю ещё на 2 равные части, сколько получится частей? (12). Как мы назовём получившуюся долю? (одна двенадцатая). Запишем. Что показывает число под чертой (на сколько частей разделили целое), а над чертой? (ск-ко частей взяли) Давайте сравним дроби. (сравнивают). Правило сравнения дробей хором. Молодцы.
Давайте вернёмся к теме урока. (Доли). Что такое доля? Какое главное условие должно быть выполнено при делении на доли. Что обозначают числа в записи долей.
Какие цели ставили перед собой. (Хлопаем, если достигли) Если все хлопают, значит самолёт приземлился благополучно.
Соберём все карточки. И узнаем, что можно получить в путешествии . (ЗНАНИЯ)
Давайте закрасим одну третью часть если было легко и интересно, было трудно, но интересно, было трудно и неинтересно.
-75%
Читайте также: