Песня душа народа 5 класс конспект и презентация

Обновлено: 07.07.2024

формировать у детей положительное отношение к русской народной музыке и её исполнителям; пробуждать желание петь и слушать русские народные песни.

Оборудование:

а) подготовить длинную полоску бумаги 20-30 см для жеребьёвки: два участника будут тянуть её в разные стороны. У кого окажется более длинный кусок, тот и будет первым;

б) детали народного костюма (кокошники, платки, кушаки).

Ход классного часа

1. Вступительное слово (Слайд 2)

Раньше песня сопровождала человека на протяжении всей жизни. Если в начале было слово, то потом была песня. Песня утешала в горестях, крепила веру в унынии, вселяла надежду. С ней творили молитву. С ней укладывали спать младенца. С песней пахали в поле и пасли стада, играли свадьбы, провожали в последний путь. Шли в бой, жизнью жертвуя за Отечество. Песня, как драгоценность, передавалась из поколения в поколение.

Сегодня мы попробуем восстановить утраченные связи. Мы будем петь хорошие русские песни. И каждый сможет почувствовать сколько радости, душевной чистоты, искренности дарит народная песня.

2-й ведущий: Оценивать исполнение будет неподкупное и беспристрастное жюри. (представить жюри)

1-й ведущий: А теперь очередь команды (название). Ваша песня о том, что снижение температуры плохо сказывается на самочувствии людей и коней.

2-й ведущий: А вам надо спеть песню о том, что по сравнению с цветами ягодного дерева любовь девичья никогда не отцветает.

1-й ведущий: Итак, в нашем конкурсе победила команда (название)

(Если явного преимущества нет, то возможен такой вариант оценки:

1-й ведущий: Очень трудно оценить исполнителей.

2-й ведущий: Обе команды хорошо пели! Так кто же победил в нашем песенном марафоне?

Все вместе: Победила песня!

3. Заключительное слово. (Слайд 11)

Каждый день с телеэкранов на нас обрушиваются сотни песен. Реклама может сделать любую из них хитом. Но уже через несколько дней ни песню, ни исполнителя никто не вспоминают.

Как же нам самим разобраться, хороша песня или плоха, как правильно оценить исполнителя?

Случайно оказавшись в маленьком селе, писатель зашёл в кабак, где проводится соревнование певцов. Состязались двое местных жителей. Их пение оценивали случайные посетители, которые оказались в кабачке и поспорили, кто кого перепоёт.

Первый исполнитель пел весёлую плясовую песню. Он так заливался, так играл своим голосом, что у всех ноги сами просились в пляс.

Все громко хвалили его, выражали свой восторг. Но его песня никого не задела за душу, все ждали выступления второго певца, Якова.

Вот как описывает Тургенев его пение.

Когда Яков закончил петь, никто не крикнул, даже не шелохнулся; все как будто ждали, не будет ли он ещё петь; но он раскрыл глаза, вопрошающим взором обвёл всех кругом и увидал, что победа была его…

В этом отрывке, мне кажется, и заключается тот основной признак, по которому и можно оценивать и песню, и исполнителя. Истинная песня задевает душу, делает человека лучше, чище, добрее.

Но чтобы отличить хорошее от плохого, нужно иметь образец, с чем сравнивать. И вот таким образцом для вас может стать русская народная песня. А душа человек прячется в его песнях!

Песня - душа народа, слайд 1

Слайд 7

Песня - душа народа, слайд 7

Игровые песни
Песни игрового содержания отличаются пружинистым танцевальным ритмом
В них рисуются светлые стороны крестьянской жизни, народные гуляния, веселые или шуточные бытовые сценки
7

Слайд 8

Песня - душа народа, слайд 8

Слайд 9

Песня - душа народа, слайд 9

Слайд 10

Песня - душа народа, слайд 10

Слайд 11

Песня - душа народа, слайд 11

Слайд 12

Песня - душа народа, слайд 12

Петр Ильич Чайковский
Симфония № 4 (финал) Если ты в самом себе не находишь мотивов для радостей, смотри на других людей. Ступай в народ. Смотри, как он умеет веселиться, отдаваясь безраздельно радостным чувствам.
12

Слайд 13

Песня - душа народа, слайд 13

Слайд 14

Песня - душа народа, слайд 14

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Цель урока: познакомить детей с музыкальной культурой русского народа на примерах русских песен.

формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;

развивать в процессе музицирования чувства ритма и музыкального слуха;

пробудить желание научиться играть на русских народных, шумовых музыкальных инструментах;

учить слушать музыку;

грамотно, эмоционально петь, передавая характер песни через собственное исполнение.

Оборудование: кассетный магнитофон, грамзаписи, тексты песен, иллюстрации березы, карточки (словарь эстетических эмоций, определяющий характер звучания, изображение народных инструментов), репродукция картины В.Васнецова “Гусляры”, шумовые инструменты, балалайка, фортепиано, стихотворение С.Васильева “Россия… как из песни слова”, кроссворд “Жанры песен”.

Песни: “С чего начинается Родина?” (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского)

“Дон-Дон”, “Во поле береза стояла”, “На горе-то калина”, “Светит месяц”, частушки (русские народные песни).

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”. С.Есенин.

Россия… Родина… Это край, где мы родились, где живем, это наш дом, это все то, что нас окружает.

“Россия… какое красивое слово!
И роса, и сила, и синее что-то”
Россия… как из песни слово,
Березок юная листва…
Кругом леса, поля и реки,
Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия,
За ясный свет твоих очей,
За ум, за подвиги святые,
За голос звонкий, как ручей.
Люблю, глубоко понимаю
Степей задумчивую грусть.
Люблю все то, что называют
Одним широким словом “Русь”.

У каждого народа свои традиции, своя культура, свои сказки, поговорки, свой язык, национальный костюм, свой орнамент, народные инструменты и, конечно же, свои песни.

Русские народные песни создавали народные певцы сказители, имена которых нам не известны. Слова песен передавались из уст в уста, от отца к сыну, от дедов к внукам, переходили из одного селения в другое (показ репродукции “Гусляры”).

Первые записи народных песен появились в конце XVIII в. После этого появились первые сборники русских песен.

Народная песня играет большую роль в творчестве композиторов. Она легла в основу их творчества. И сейчас из этих песен мы узнаем о прошлом своего народа. Такими композиторами были: М.А. Балакирев, М.П. Мусоргский, Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Лядов, П.И. Чайковский.

Поэтому, мы, ребята, поем и слушаем не только народные песни, но и композиторские. Ребята, почему одни песни называют народными, а другие композиторскими?

Предполагаемый ответ: народные сочиняли самоучки, любители и мастера петь и играть на народных инструментах, но их никто не записывал. Композиторские потому, что их сочиняли образованные музыканты, поэты и они подписывались под своими словами и музыкой.

О чем мы узнаем в песнях? (Из песен мы узнаем о жизни русского народа, о его труде, о его чувствах и мыслях, по песням мы узнаем об отдельных исторических событиях далекого прошлого. Эти разнообразные виды народных песен и называют жанрами народных песен.) Это трудовые, обрядовые, исторические, революционные, шуточные, хороводные, плясовые, прибаутки, детские игровые и былины. Эти песни являются спутником всей человеческой жизни и сегодня на уроке мы познакомимся с плясовыми, хороводными и детскими народными песнями.

Знакомство с детскими народными песнями.

Песни – игры: “Идет коза”, “Петушок”, “Козлик”, “Во саду ли в огороде”, “Горелки”, “Катай каравай”.

Разучивание песни “Дон-Дон”

Legato (слова песни исполнять на одном звуке плавно, связно)

Non legato (слова песни исполнять, подчеркивая каждый звук)

Staccato (слова песни исполнять отрывисто каждый звук)

Знакомство с плясовыми, хороводными песнями.

Сейчас я вам, ребята, загадаю загадку. Разгадав ее, вы сразу вспомните с какой русской народной песней вы познакомились в первом классе на уроках музыки.

Наряд ее мягкий, чудесен,
Нет деревца сердцу милей,
И сколько задумчивых песен
Поется в народе о ней. (Береза)
Что же это за песня? (“Во поле береза стояла”)

Береза – любимое дерево всех русских людей. Стройную, кудрявую, белоствольную, всегда сравнивали на Руси с нежной и красивой девушкой, невестой. Ее считают символом России, символом Родины. Береза воспета в поэзии и прозе, в музыке и живописи, в фольклоре. Россия и береза! Эти два понятия неразделимы (показ иллюстраций)

Какие загадки, стихи, песни о березе вы знаете?

Загадки: На полях девчонки

В белых рубашонках,
В зеленых полушалках.
Стоят столбы белы,
На них шапки зелены.

Стихи: “Береза” С.Есенин, “Люблю березу русскую” А.Прокофьев.

Песни: “Шум берез слышу…” муз. К. Орбеляна, сл. В. Лазарева, “Скажи, скажи, березонька” муз. Н. Кирильченко, сл. В. Бокова.)

Представление песни “Во поле береза стояла”

(Вспомнить мелодию, слова песни, ритм, темп.)

О какой березе здесь поется? (Кудрявой, белой, нежной, простой.)

Какой в песне ритм, темп? (Ритм размеренный, темп оживленный, встречаются распевы.)

Исполнение песни (Прохлопать ритм, исполнить со словами в хороводе.)

Знакомство с русской народной песней “На горе-то калина” (Раздается текст песни)

Исполнение песни учителем.

Какое настроение в этой песни? (Веселое, бодрое)

Что же еще хочется делать в песни, кроме как петь? (Танцевать)

На какие именно слова (Калина, малина)

Что вы еще заметили в мелодии? (Распевы)

Это характерно для русских народных песен. Песням распевы придают плавность и неразрывность.

Разучивание песни с движениями.(Ка-ли-на, ма-ли-на)

Ребята, просмотрите текст песни. Что вы заметили в словах песни? (Повторение слов)

Разучивание песни по фразам (Четыре фразы)

Что вы заметили в мелодии песни? (Повторение)

Исполнение песни с плясовыми элементами.

Можно, ребята, и по другому исполнить эту песню. В русской народной песни есть запев и припев. Запевает один (солист), и потом подхватывают все поющие, весь хор с сопровождением инструмента или без него.

Давайте исполним песню так: солист запевает первую строчку, и дальше поет весь класс вместе.

Песня бывают разными по характеру. Медленные, задумчивые, лирические, печальные, веселые, быстрые, шуточные, например, частушки.

А кто знает, что такое частушка? (От слово “частый” это короткая, быстрая, а иногда медленная песенка, у которой много куплетов. По содержанию может быть различной: можно услышать сатиру, юмор, лирическое раздумье. Ритм в частушке четкий, танцевальный. Может быть в сопровождении инструмента балалайки или гармошки. Издавна пользуется популярностью.)

Сегодня на уроке у нас будут звучать частушки на школьную тему.

Не смотрите так, девчонки,
Мы не заволнуемся,
Мы поучимся на славу
И посоревнуемся.

Мы, как видите, красавцы,
И сердца у нас горят
Да к тому же мастера мы
Петь частушки для девчат.

Я читаю очень быстро,
В школе все гордятся мной
Ни один мальчишка в классе
Не угонится за мной.

Я танцую и пою,
И учусь отлично.
Да к тому же, посмотрите.
Очень симпатична.

Ох, девчонки, не волнуйтесь
Я ведь тоже не плохой,
И в учебе все в порядке –
Скоро буду я герой.

Ах, как мне не погордиться
Хороши мои дела,
Все контрольные работы
На пятерочки сдала.

Кто хочет исполнить частушки? (По желанию ребят)

Знакомство с текстом. Исполнение частушек в сопровождении балалайки.

Русские народные инструменты.

На Руси издавна не только сочиняли прекрасные песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Представление русских народных инструментов и знакомство с их названиями с помощью загадок. (Показ карточек с изображением народных инструментов)

Сорок пуговиц на нем
С перламутровым огнем
Весельчак, но не буян
Голосистый мой … (Баян)

Палочкой железной тронь
Раздается тихий звон
Знает взрослый, знает школьник
Так звучит наш …. (Треугольник)

Он легко, легко звенит
Всех собою веселит
Динь-динь, дон-дон,
Полюбился людям он … (Колокольчик)

В лесу тук-тук!
В избе ляп-ляп!
В руках дзынь-дзынь!
На полу топ-топ! (Балалайка)

Морщинистый Тит
Всю деревню веселит. (Гармонь)

Охотников сзываю я в дорогу,
Служу оружьем грозным. (Рожок)

Приложил к губам я трубку
Полилась по лесу трель
Инструмент тот очень хрупкий,
Называется … (Свирель)

Слушание русской народной плясовой песни “Светит месяц”.

Ребята, обратите внимание на то, какие инструменты исполняют эту песню (инструменты русского народного оркестра).

Исполнение песни “Светит месяц” (Всему классу раздаются народные шумовые инструменты).

Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами, ребята, на протяжении всего урока ознакомились с творчеством русского народа. Что же вы узнали? (Что есть народные и композиторские песни, чем они отличаются друг от друга, как они создавались: что русские народные песни разнообразны и делятся на жанры; познакомились с плясовыми, хороводными, детскими песнями; познакомились с русскими народными и шумовыми инструментами.)

Заключительное слово учителя.

Да, ребята, мы узнали, что у каждого народа свои традиции, своя песня, где полно и многообразно раскрывается характер и быт народа. Она легко поется и ее хочется петь. Она простая, песенная и певучая.

Нет в мире подобных России раздольной,
Цветов наших ярче и крепче пород.
Бессмертен народ наш, великий и вольный,
Наш русский, наш вечный, наш гордый народ.

Домашнее задание кроссворд “Жанры песен” (Переставьте слоги в горизонтальных рядах так, чтобы получились названия пяти жанров русских народных песен.) “рис.1”


Оценить 549 1

Тема : Народная песня – душа народа.

Цель:Накапливание знаний о русской народной песне.

- продолжать знакомство с многожанровостью русской народной песни через знакомство с творчеством исполнителей русской народной песни;

- способствовать развитию умения исполнения русской народной песни;

- корригировать и развивать устойчивое внимание через прослушивание видео-песен;

- воспитывать любовь к русской культуре, уважение к таланту великих исполнителей русской песни.

Ребята, сегодня мы продолжим разговор о многожанровостьи русской народной песни.

Песня – самый древний вид музыкального искусства и можно сказать ровесница человеческой речи.

Народная песня зародилась ещё до появления письменности на Руси. Крестьянин обрабатывал землю, сажал огород, разводил скот и совсем не знал, что есть на свете буквы, а вот о том, что на свете есть песни, знали все. Да и как могло быть иначе?

У народа песня неотделима от жизни, как душа от тела.

Песня русская в берёзах,

Песня русская в хлебах –

На покосах, на морозах,

На санях и на лугах.

На ветру шумят рябины.

Каждый слушать их готов!

Сколько песен у России –

Столько во поле цветов.

Кто сложил её – не знаю.

Только песня та добра.

Песня с детства мне родная

И подруга, и сестра!

А слова её простые

Душу трогают до слёз.

Сколько песен у России –

Столько в рощицах берёз.

Песни русские такие,

Что охота подпевать,

Сколько песен у России –

Никому не сосчитать!

Русские народные песни дошли и до наших дней благодаря людям, которые посвятили свою жизнь исполнению песен. Сегодня мы познакомимся с великими исполнителями русских народных песен. Слайд 1.

Лидия Русланова. C лайд2

Российская и советская певица, заслуженная артистка РСФСР. Основное место в репертуаре Руслановой занимали русские народные песни. Лидия Русланова была одним из самых популярных исполнителей в СССР, а её исполнение русских народных песен считают эталонным.

Годы жизни: 27 октября 1900 г - 21 сентября 1973 г. (72 года), Москва, СССР

Цитата - Песню надо петь, а не шептать! Если голоса нет — садись в зал, других слушай.

Прослушиваем видео – песни:

- Во саду ли в огороде.

Людмила Зыкина.Слайд3.

Годы жизни:10 июня 1929 г. - 1 июля 2009 г. (80 лет), Москва

Прослушиваем видео – песни:

- Ой грибы, грибочки.

Людмила Рюмина Слайд 4.

Годы жизни:28 августа 1949 г., Воронеж , СССР - 31 августа 2017 г. (68 лет), Москва , Россия

Прослушиваем видео – песни:

Ребята, вы сегодня услышали на уроке три имени великих наших исполнительнец русской песни. Назовите их. Какие песни вам запомнились? Что вы можете о них сказать?

(Ведем обсуждение услышанного).

Ребята, разговор о русской народной песне не закончен, продолжим его на следующем уроке.

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Урок интересен тем, что построен на наглядном материале с использованием выдающихся исполнителей русской народной песни, а так же направлен на дальнейшее углубление знакомства с русским народным творчеством.

Для скачивания материалов с сайта необходимо авторизоваться на сайте (войти под своим логином и паролем)

Если Вы не регистрировались ранее, Вы можете зарегистрироваться.
После авторизации/регистрации на сайте Вы сможете скачивать необходимый в работе материал.

Заказать рецензию на методическую разработку
можно здесь

Работа очень хорошая. Все наглядно и доступно. Много интересных фактов о комнатных растениях и их ро. Подробнее.

Пройдите курс дополнительного образования по теме: Оказание первой помощи в образовательных учреждениях

Оказание первой помощи в образовательных учреждениях Пройти обучение

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Читайте также: