Нод конспект хохломские ложки

Обновлено: 04.07.2024

Приоритетные образовательные области :
художественно-эстетическое, познавательное, социально-коммуникативное развитие.
Виды деятельности: продуктивная, коммуникативная, игровая.
Цель: закрепить знания детей о народных промыслах России посредством осуществления росписи в традициях Хохломы.
Задачи:
художественно-эстетические:
• повторить виды народных промыслов России, изученные ранее;
• развивать творческие навыки, эстетическое восприятие;
• продолжать знакомить детей с декоративным рисованием;
• закрепить знания о специфике хохломской росписи (цветовая гамма, особенности орнамента).
• развивать умение выполнять движения под музыку, соблюдая ритм.
социально-коммуникативные:
• воспитывать любовь и уважение к труду мастеров, педагогов, других детей;
• формировать представление детей о других регионах России, городах, народном наследии;
• расширять словарь детей за счет новых слов и терминов.
познавательные
• формировать представление детей о труде, о художественных профессиях людей,
• рассказать о дереве как материале для изготовления хохломской посуды.
Материалы и оборудование:
демонстрационные:
• хохломская посуда;
• таблицы с изображениями хохломской посуды;
• таблица с элементами росписи;
• плакаты;
• фотографии;
• декоративные заготовки ложек без узора;
• диск с фольклорной музыкой.
раздаточные:
• заготовки ложек без росписи;
• акварельные краски;

• открытки с изображениями хохломской посуды на каждого ребенка;
• предварительные работы самих детей с элементами узора.
интерактивные:
• интеллект-карты;
• интерактивный кроссворд.
Персонаж Леший
Предварительная работа:
• беседа, рассматривание хохломских подлинников, картинок, открыток, фотографий;
• рассказ о мастерах Хохломы;
• рисование элементов росписи в рабочих тетрадях (по таблицам).

Цель: ознакомление с русским декоративным прикладным искусством, декоративное рисование хохломских ложек.

Задачи: ознакомить с предметами декоративно-прикладного искусства, с хохломской росписью (элементами, композицией, цветосочетанием); учить рисовать хохломские узоры - закругленную ветку с ягодами, узоры на разном фоне - красном, черном, желтом; развивать умение в соответствии с фоном подбирать самостоятельно краски для узора; воспитывать интерес к народному искусству.

Оборудование: предметы декоративно-прикладного искусства для рассматривания; хохломские изделия, ложки; заготовки-силуэты ложек на разном фоне (желтом, черном); кисти, краски гуашевые (красная, желтая, черная, зеленая, салфетки, баночки с водой, таблица-схема рисования хохломских узоров на ложке; образец, выполненный педагогом.

Ход занятия:

1. Вводное слово педагога. Организационный момент.

На столах разложены предметы декоративно-прикладного искусства.

-Ребята, посмотрите: сколько разных предметов, украшенных яркими и нарядными узорами. Эти вещи радуют нас своей красотой. Представьте: если бы не было художников, какими бы стали все вещи, предметы, которыми мы с вами пользуемся? (Мрачными, скучными, некрасивыми). Кто рисует красивые узоры на кастрюлях, тарелках, чашках? Правильно, художники-мастера рисуют красивые узоры. Все, чем пользуются люди, все, что нас окружает, должно быть не только полезным и удобным, но и красивым (педагог демонстрирует хохломские изделия, предлагает детям их рассмотреть).Вам знакомы эти изделия? Как их называют в народе? (Золотая хохлома.) Почему их так называют? (Из-за золотого, блестящего фона.)

2. Беседа по теме.

-Возьмите предметы в руки, рассмотрите их. Расскажите, ребята, что вы видите на хохломских изделиях? (На одних изделиях золотые листья, ягоды, на других - золотой фон.) А как вы догадались, что эти изделия называются хохломскими? (По месту их изготовления.) Где их изготавливают? (В селе Хохлома.) Из какого материала изготавливают хохломские изделия? (Из дерева.) Какими элементами украшены изделия? (Разными ягодами, листьями, декоративными цветами.) Какие цветосочетания характерны для хохломской росписи? Назовите ее основные цвета. (Красный, черный и желтый). А дополнительные цвета? (Зеленый и желтый).

Педагог показывает детям ложки.

-Каким узором украшены хохломские ложки? Где он расположен? (Ветка с ягодами, листьями, завитками и травинками; узор расположен по центру ложки.) Почему хохломские мастера украшают ложки закругленной веточкой? (Потому что она соответствует округлой форме ложки.) Чем украшен край ложки? (Каймой.) Как украшена ручка? (Цвет верхнего и нижнего края отличается от середины.) Сегодня я предлагаю вам превратиться в хохломских мастеров и расписать деревянные ложки.

3. Практическая часть.

-У вас на столах лежат разные по цвету ложки : черные, красные, желтые. В зависимости от цвета ложек вы должны выбрать краски для рисования каймы и узора.

Дидактическое упражнение "Подбери нужный цвет".

Дети называют свои цвета ложки и выбранных красок.

-Сегодня вы будете рисовать узор с ягодами и листиками. Педагог помещает перед детьми таблицу с изображением ягод, алгоритм изображения хохломских узоров на ложке округлой формы; показывает последовательность изображения узора:

1)Вверху и внизу ложки рисуем кайму.

2)В середине ложки рисуем слегка изогнутую веточку.

3)На веточке изображаем ягодки и листья (по три).

4)В оставшихся незаполненными местах на ветке изображаем завитки и травку.

Пальчиковая гимнастика "Мамины помощники"

Раз, два, три, четыре,

Мы посуду перемыли:

Чайник, чашку, ковшик, ложку

И большую поварешку.

Мы посуду перемыли.

Только чашку мы разбили,

Ковшик тоже развалился.

Нос у чайника отбился.

Ложку мы чуть-чуть сломали.

Пока маме помогали.

Попеременно ритмично ударяют кулачок об кулачок и хлопают в ладоши.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики, по одному, на каждое название посуды.)

(Одна ладонь скользит по другой.)

(Загибают пальчики.)

Дети приступают к выполнению творческого задания.

А теперь все на зарядку!

Мы сейчас все дружно встанем,

Отдохнем мы на привале.

Влево, вправо повернитесь,

Руки вверх и руки вбок,

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы вы, ребятишки!

Замедляем, дети, шаг,

И на месте стой! Вот так!

А теперь мы сядем дружно,

Нам еще работать нужно.

4. Итог (рефлексия).

Анализ детских работ.

-Молодцы, ребята! Вы работали, как настоящие мастера. Ваши ложки получились красивыми, яркими, нарядными!





  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по изодеятельности в старшей группе

Программное содержание:

-Продолжать знакомить детей с изделиями Хохломы. Познакомить с новым элементом- завиток. Закрепить умение рисовать ягоды (штампом), листья, травку. Учить детей составлять узор в круге. Передавать колорит росписи, сочетание цвета, фона и элементов растительного узора.

-Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции.

-Воспитывать любовь и уважение к людям труда.

Материал демонстрационный: выставка изделий хохломской росписи, изображения хохломских изделий.

Материал раздаточный: деревянные ложки, гуашь, кисточки, ватные палочки, салфетки, подставки под кисточки, стаканчики для воды.

Аудиоматериал:

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка. На столах перед детьми расставлены хохломские изделия.

Воспитатель: Кому посуда для кашки-окрошки,

Чудо- блюдо да чашки, ложки?

Заходи, народ честной на нашу выставку. Не проходите мимо, будьте гостями дорогими на нашей чудо-выставке. Полюбуйтесь изделиями великих мастеров.

Посмотрите, ребята, на эти изделия. Как их можно назвать одним словом.

- А одинаковая ли здесь посуда?

- Здесь и чашки, здесь и ложки, самовар да поварешки.

- А чем же похожа эта посуда? Возьмите в руки по одному изделию, внимательно рассмотрите его. Чем же похожа эта посуда?

- Она сделана из дерева, одинаковые элементы узора (завитки, травка, листки, веточка с ягодами), узор выполнен на черном или желтом фоне.

- А как же называется эта посуда? Кто уже догадался?

Да к вам приехала сама

Выросла золотая травка на ложке,

Распустился цветок на плошке,

Ягодка клюква поспела на поварешке.

Давайте еще раз вспомним, из каких растительных элементов состоит хохломской узор

- Ягоды, листья, завитки, кустики.

(демонстрирую на картинках)

- Посмотрите, тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев. И главное - мерцающий золотой фон, который делает изделие более нарядным и праздничным

- Ребята, я обратила внимание на корзинку, которая стоит в уголке. Может быть ее кто- то забыл. Давайте в нее заглянем (достаем ложки).

- Кто-же оставил нам эти ложки. Может быть мастера, которые привезли нам свои изделия? Посмотрите-ка, ложки-то непростые, а деревянные. Но вот только на них нет узора, и смотрятся они не совсем празднично.

Ребята, а вы хотите стать настоящими мастерами- художниками Хохломы и разрисовать эти ложки.

А теперь, все за столы дружно сели, на меня все посмотрели. (одеваем фартуки)

- Какие цвета нам понадобятся для составления узора? (черный, красный, зеленый)

( показываю образцы нарисованных ложек)

- Ребята, посмотрите на образцы ложек и скажите, из каких элементов состоит узор на этих ложках?

- Узор состоит из ветки с ягодами, листиков, завитков и травки.

-- Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно) .

- Сначала нужно нарисовать изогнутую веточку концом кисти. Затем на ветке изображают ягоды и листья (листья можно нарисовать концом кисти, примакиванием, а ягоды - тоже концом кисти или приемом тычка) . Потом около ягод и листьев можно нарисовать травинки – линиями (дугообразными) . А вот ягоды можно еще нарисовать штампом (ватной палочкой).

Посмотрите, как я буду расписывать ложку. В центре ложки мы рисуем завиток один, другой. От завитка кончиком кисти рисую травинки. А вот ягоды нарисуем штампом. - Сейчас вы станете мастерами – художниками Хохломы и украсите деревянные ложки узорами.

А теперь приступаем к работе.

- А теперь посмотрите и найдите ложки, наиболее похожие на хохломские, выберите и покажите самую красивую ложку. Расскажите о ней: какого она цвета, какими красками расписана она, какие ягоды на узоре, чем эта ложка лучше других.
- Ребята, вы очень старались, теперь наша ярмарка пополнится хохломскими ложками.

Нажмите, чтобы узнать подробности

данная разработка предназначена для обучающихся оюъединений художественной направленности, владеющих углубленными навыками рисования, и проявляющих интерес к народно прикладному творчеству.

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

Составила и провела педагог дополнительного

образования Шиенкова Юлия Владимировна

Одним из видов деятельности, развивающего творческие способности детей, является изготовление предметов народного творчества, так как это связано с эмоциональной стороной жизни человека.

Дата проведения: 13.10.2020 г.

кабинет прикладного творчества.

Цель: приобщение детей к народно-прикладному творчеству России.

закрепить знания о Хохломской росписи.

познакомить обучающихся с историей деревянной ложки.

закрепить умения выполнения элементов Хохломской росписи.

формировать умение руководствоваться правилами при выполнении работы;

формировать умение обобщить и систематизировать информацию;

развивать творческую активность, фантазию, эстетический художественный вкус детей.

воспитывать интерес любовь к народному искусству, чувство гордости и патриотизма за богатое культурное наследие России.

План занятия

1. Организационная часть (теория, показ презентации)

2. Основная часть (практическая работа)

3. Подведение итогов

Ожидаемые результаты

знания об истории возникновения деревянной ложки, об основных элементах росписи;

умение рисования простых элементов хохломской росписи;

Метапредметные:

Регулятивные:

умение руководствоваться правилами при выполнении работы;

умение контролировать свою деятельность при росписи изделия.

Познавательные:

умение проявлять творческую активность, фантазию;

умение обобщить и систематизировать информацию.

Коммуникативные:

умение задавать вопросы и формулировать ответы при росписи изделия;

умение слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;

творческая самореализация обучающихся;

повышение интереса и любви к народному творчеству, гражданская идентичность.

Требования к оценке работ

Для оценки результатов работы обучающихся используется двадцатибальная система.

1-5 баллов – работа выполнена неаккуратно, контуры рисунка не ровные, кляксы и потеки, работа выглядит не эстетично, работа не доделана.

5-10 баллов – работа выполнена с соблюдением правил построения орнамента, но неаккуратно, работа выглядит не эстетично.

10-15 баллов – работа выполнена с соблюдением технологии, но допущены недочеты в композиции.

15-20 баллов – работа сделана с соблюдением правил построения композиции, аккуратно, контуры ровные, выглядит эстетично. В оформление работы внесены творческие элементы.

Ход занятия

Организация восприятия

Актуализация опорных знаний

Вы уже знакомы с историей и особенностями Хохломы. Из каких элементов состоит хохломской орнамент? (растительных). Какие цвета используются в росписи? (красный, желтый, зеленый, черный). А в чем секрет Хохломского золота? (в оригинальности производства хохломских изделий, обжиге при температуре 300 градусов)

Активизации внимания учащихся

Посмотрите на представленные здесь виды деревянных ложек! Сегодня вы будете расписывать ложку в стиле Хохломской росписи. Но сначала, немного истории.

Мотивация познавательной деятельности учащихся

Ознакомление с новыми знаниями

История деревянной ложки

В древности люди употребляли пищу руками. Позднее стали делать ложки из глины или камня, но они быстро ломались и были тяжелыми. А вот дерево оказалось наиболее подходящим материалом для изготовления ложки. История возникновения деревянной ложки насчитывает тысячи лет. Археологи находили этот предмет даже в захоронениях египетских фараонов.

До крещения Владимиром русского народа, люди не пользовались столовыми приборами. Пищу употребляли прямо руками. В целях повышения культурного уровня православного люда, великий князь издал приказ, в котором повелевал отныне пищу подносить только с помощью ложки.

Из чурбана делалась грубая заготовка, которую впоследствии отшлифовывали специальными растениями и камнями. Обычно они изготавливались из липы и плодовых деревьев, таких как вишня, слива, яблоня, рябина.

Со временем, помимо обычных изделий с толстой ручкой, стали появляться более изящные творения, с резными узорами и росписью. Не каждый мог сотворить красивую, легкую и удобную ложку. Мастерство оттачивалось годами и передавалось как ценное наследие подмастерьям или сыновьям.

В старину русские люди носили ложку при себе в специальном мешочке, за поясом или за голенищем сапога. Без своей ложки в гости не ходили. Если же в дом приходил гость, то хозяин ложки ему не подавал, а ждал, когда тот достанет свою ложку.

Вплоть до XIX века у каждого русского была своя ложка, а у бедняков она нередко являлась единственной личной вещью. Если надеть рубаху с чужого плеча было не зазорно, то чужой ложкой предпочитали не пользоваться. Даже в одной семье она была у каждого персональная, а чтобы не путаться, ложки помечали.

Слайд № 8
Во время застолья принято было соблюдать очерёдность и определённый этикет: не разговаривать, не шушукаться, не смеяться, каждый раз тщательно вылизывать ложку и класть её на стол, не стучать ложкой по столу или чугунку. Того кто не клал ложку на стол считали обжорой.
Тем, кто нарушал правила, глава семьи мог запросто ударить со всего маху деревянной ложкой по лбу. Мера была весьма эффективной, вот только ложки кололись нещадно.

А еще деревянные ложки используют как музыкальный инструмент.

II. Основная часть. (30 минут) . Практическая работа

Стимулирование интереса учащихся и мотивация деятельности

Из поколения в поколения мастера писали то, что переняли от отцов и дедов, что было им близко и понятно. Но писали каждый раз по-новому, словно песню пели на разные голоса. Каждое изделие неповторимо. Предлагаю и Вам сделать неповторимое никем изделие.

Правила работы с различными материалами и инструментами:

Соблюдать порядок на рабочем месте и дисциплину.

Осторожно пользоваться красками и другими необходимыми на занятии материалы и инструментами.

Не подносить карандаш, кисть и другие инструменты к лицу.

Не размахивать инструментами во время работы, чтобы не поранить себя и сидящего рядом.

Не оставлять кисть в банке с водой, так как волос кисти ломается и начинает вылезать.

Краски смешивать на палитре.

Чаще менять воду в стакане, для чистого цвета.

Кисть вытирать только о тряпочку.

После работы кисть промыть в чистой воде.

Прежде чем выполнять роспись на деревянном изделии, его необходимо подготовить к росписи: загрунтовать, просушить и отшлифовать. На прошлом занятии вы выполнили подготовительную работу, и теперь ваши ложки готовы к росписи.


Приступая к росписи, необходимо учитывать, что ложка имеет небольшой размер. Поэтому не стоит перегружать орнамент множеством мелких элементов. Расположите веточку с ягодами по форме ложки. Ягодку выберите по своему усмотрению. Варианты хохломских ягод представлены на образце.


Вы помните, что в Хохломской росписи используется только 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.

Хохломские изделия расписываются двумя способами: "верховая" роспись и роспись "под фон". Для выполнения своей работы выберите один из этих способов.



1) Верховая роспись: Сначала закрасьте фон желтым цветом. Затем наметьте простым карандашом рисунок. Раскрасьте ягоды красным, листочки зеленым цветом, стебелек и травку черным.

2) Роспись "под фон":

Начинайте раскрашивать орнамент с самого светлого цвета - желтого. Желтым закрасьте листочки и стебли. Затем используйте красный цвет для ягод и зеленый для травки. Последним используйте самый темный цвет - черный, которым заливается фон.

Роспись выполняется как с внутренней, так и с внешней стороны ложки.

Ручка ложки росписью не покрывается. Ее раскрашивают в последнюю очередь, т.к. при выполнении работы вы держите ложку за ручку, что бы не оставить отпечатки рук на росписи. Она закрашивается желтым цветом. Можно украсить ее простыми элементами: капельками, точками, полосками.

По завершении росписи необходимо покрыть ложку лаком и она будет служить вам долгие годы. Она может стать необычным подарком дорогому человеку.





Репродуктивная деятельность детей

(Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение. Во время практической части оказывать индивидуальную помощь детям, испытывающим трудности при выполнении задания).

Пальчиковая гимнастика и гимнастика для глаз

Сейчас не на долго прервемся, что бы сделать небольшую разминку. Во время рисования мышцы рук, плеч, шеи подвергаются нагрузке, поэтому необходимо сделать несколько упражнений для их разгрузки. Глаза так же испытывают нагрузку во время рисования, им тоже необходим отдых.





III. Подведение итогов (3 минуты)

Выставка выполненных работ

- А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стенд.

(Работы выставляются на стенд и проводится их анализ).

А что больше всего понравилось вам, и почему?

(2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников)

IV. Рефлексия (2 минуты).

Что нового и интересного вы узнали сегодня?

Какие факты из жизни наших предков вас удивили?

Понравилось ли вам расписывать ложку?

До свидания, друзья! До встречи!

Не забудьте убрать своё рабочее место, и забрать свои работы!

(Уборка рабочих мест)

Оборудование и дидактические материалы:

Материалы для практикума (простые карандаши, ластики, гуашь, кисти, баночки для воды).

Оригинальные Хохломские изделия, расписные ложки.

Заготовки: деревянные ложки для росписи.

Применяемые технологии

технология ориентированной практики,

технология развивающего обучения.

Формы работы:

• индивидуальная.

Словесные: объяснение, рассказ, беседа, консультация, диалог.

Наглядные: просмотр мультимедийной презентаций, рассматривание наглядных пособий.

Метод практической работы: зарисовка, нанесение рисунка, выполнение росписи.

Методические рекомендации по подготовке и проведению занятия:

Аудитория должна быть оснащена мультимедийным оборудованием, учебными столами и стульями. Каждое рабочее место оснащается материалами и инструментами, используемыми при выполнении росписи. Инструменты и материалы комплектуются с таким расчетом, чтобы они были у каждого обучающего, и их количество было рассчитано на выполнение всех видов работ, предусмотренных на занятии.

Также следует заранее подготовить учебно-методический комплекс: раздаточный, наглядный и дидактический материал, мультимедийную презентацию. На этапе подготовки к занятию, воспользовавшись демонстрационными приёмами обучения, педагог может организовать мини-выставку творческих работ, для того чтобы заинтересовать обучающихся предлагаемой темой занятия.

Необходимо продумать в какой последовательности будет организована работа с отобранным материалом, как будет осуществлена смена деятельности обучающихся. Занятие должно содержать что-то, что вызовет удивление, изумление, восторг обучающихся: это может быть интересный факт, неожиданное открытие, нестандартный подход к уже известному. Следует продумать, что контролировать, как контролировать и каким образом использовать результаты контроля.

При изложении нового материала на занятии необходимо использовать презентацию. Презентация должна быть построена таким образом, чтобы наиболее оптимально решать поставленные на занятиях задачи.

Самостоятельная работа на занятии дает детям возможность фантазировать и проявлять свои творческие способности. Роспись изделия выявляет уровень практических умений, полученных в результате проведения занятия. Детям предлагается расписать деревянную заготовку ложки, используя изученные элементы и мотивы хохломской росписи. Во время занятия дети выполняют роспись непосредственно на деревянной заготовке или на листе бумаги. Перед росписью ложки важно проговорить, повторить с детьми последовательность выполнения росписи, а также инструктаж по технике безопасности. На данном этапе занятия происходит совершенствование умения грамотно составлять композицию хохломской росписи, развитие навыков цветового построения композиции, навыков кистевой росписи.

В процессе занятия педагогу необходимо быть очень тактичным, отмечая промахи и ошибки обучающихся. Такой подход способствует созданию в творческом коллективе хорошего, рабочего, доброжелательного психологического климата.

Во время проведения занятия, по желанию педагога и обучающихся, возможно использование музыкального сопровождения.

Итоги занятия подводятся в виде выставки и оценки работ учащихся. При анализе детских работ необходимо учитывать:

четкую передачу характера элементов росписи, сохранение стиля представленной росписи;

построение композиции орнамента в соответствии с традиционными схемами росписи, выделение центра композиции;

знание традиционного колорита росписи;

качественное выполнение элементов росписи; чистота письма графических и живописных элементов;

грамотное построение сюжетной композиции в хохломской росписи;

оптимальный выбор техники исполнения живописных и графических элементов.

Список литературы

Величко Н.К. Русская роспись: Техника. Приемы. Изделия: Энциклопедия. –М.:АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2009.

Читайте также: