Конспект занятия воздух и вода

Обновлено: 07.07.2024

Конспект совместной деятельности

по опытно-экспериментальной деятельности

с детьми старшего дошкольного возраста

Воспитатель: Семенова И.В.

г.Клин, апрель 2016 г

- формировать у детей познавательный интерес к объектам природы (вода, воздух);

- развивать наблюдательность, мыслительную деятельность;

- учить детей делать простейшие умозаключения;

- раскрывать причинно-следственные связи;

- расширять имеющиеся знания детей о значении воды и воздуха в жизни человека;

- Воспитывать бережное отношение к воде.

- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;

- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;

- развивать навыки проведения опытов;

- расширять и активизировать словарь детей;

- поощрять выдвижение гипотез;

- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;

- воспитывать аккуратность при работе с водой.

- воздух постоянно нас окружает;

- воздух легче воды;

- воздух есть внутри предметов;

- воздух есть внутри людей;

- без воздуха не возможна жизнь;

- воздух не имеет запаха, но может передавать запах;

- ветер - движение воздуха.

Оборудование: миска с водой, 2 стакана, пластмассовые трубочки, тарелочки, салфетки, листки бумаги, простой карандаш, камушки, спички, кнопки, кусочки ваты, кусочки бумаги, соль, сахар, песок, цветные льдинки.

Ход совместной деятельности:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами будем учеными и проведем эксперименты с предметами неживой природы. Скажите, а что относится к объектам живой и неживой природы?

Живая природа - это то, что растет, передвигается, размножается (животные, птицы, рыбы, насекомые, растения).

Неживая природа - воздух, вода, камни, земля, горы.

Сегодня мы с вами поговорим о таких объектах неживой природы, как вода и воздух. Отгадайте загадку:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

Дети: Это воздух!

В:Для чего нужен воздух?

Дети: человек дышит воздухом. Попробуйте закрыть нос и рот. Сможем мы сейчас дышать?

Воспитатель: Вот видите, вы не смогли без воздуха прожить даже одной минуты! Мы видим воздух?

В: Значит, он какой?

Дети: невидимый, прозрачный. А хотите увидеть воздух? Давайте поймаем его с помощью воздушного шарика.

Возьмите трубочки и опустите их в стакан с водой, подуйте. Выходят пузырьки - это и есть воздух. Дуем через соломинку, вначале тихо. Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (потому что они легкие). А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря).

Опустить стакан в тазик с водой, но держать его надо, немного наклонив. Что появится в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, его место занимает вода. Мы ощущаем воздух? (нет). Потрогайте воздух. А теперь подуйте на ладошку. Что чувствуете? Теперь подышите. Делаем вывод: воздух может быть холодным и теплым. Когда воздух теплый? (летом). А, когда, холодный? (зимой). Как называется движение воздуха? (ветер). Воздушные массы с Севера - это северный ветер (холодный). Воздушные массы с Юга - это южный ветер (теплый). Предлагаю сделать ветер с помощью веера. Воздух находится везде вокруг нас, со всех сторон.

А сейчас проведем еще один опыт. Посмотрим, загрязняет ли воздух пламя от свечи? Подержим над пламенем свечи стекло, что мы увидели, стекло снизу почернело - покрылось слоем копоти.

- Раз, два, три – выросли цветы. К солнцу потянулись высоко,

Стало им приятно и тепло. Ветерок пролетал, стебелечки покачал.

Влево качнулись, низко пригнулись. Вправо качнулись, низко пригнулись.

Ветерок, убегай! Ты цветочки не сломай!

Пусть они цветут, растут, детям радость несут.

Воспитатель: А теперь поговорим о другом объекте неживой природы, отгадайте загадку, и вы узнаете, о чем мы будем говорить:

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране …

Как сосулька, замерзает.

В дом туманом к нам вползет.

На плите у нас кипит,

Паром чайника шипит.

Растворяет сахар в чае,

Мы ее не замечаем…(вода)

Воспитатель: Может ли человек прожить без воды?

В: Почему? Для чего еще нужна вода? (пить, мыться, стирать, купаться, поливать, готовить еду, спасает нас от жары). Да, без воды нам не прожить. А какие вы еще знаете превращения воды? Дети: в лед, в снег, в пар. Когда вода превращается в лед?

Что можно сказать о воде? Какая вода? (прозрачная, не имеет запаха, цвета; бывает холодная, теплая, горячая). В ваших стаканчиках налита вода. Подуйте на нее. Что мы видим?

Дети: вода движется.

Воспитатель: А можно воду услышать? Где ее можно услышать?

Дети: в кране, в реке, водопад, морской прибой. Предлагаю перелить воду из одного стакана в другой, медленно, тонкой струйкой. Что мы слышим? (вода журчит).

В : А сейчас проведем еще несколько опытов и посмотрим, как растворяются в воде разные вещества. У меня есть сахар и песок (растворим в одном стакане сахар, а в другом стакане песок). Делаем вывод: сахар в воде растворяется, а песок не растворяется. Вода с сахаром осталась прозрачная, а вода с песком мутная. Теперь проверим, как предметы тонут в воде. В стаканчик с водой бросаем камушки, кнопки железные, деревянные палочки, кусочки ваты, бумажки. Делаем вывод: тяжелые предметы тонут, а легкие плавают.

Подводим итог.

1.Воздух прозрачный (прав.)

2.Воду нельзя увидеть (неправ.)

3.Вода льется, журчит (прав.)

4.Ветер – это движение воздуха (прав.)

5.Соль растворяется в воде (прав.)

6.Камень не тонет в воде (неправ.)

7.Вода превращается в лед на морозе (прав.)

8.Деревянная палочка тонет в воде (прав.)

9.Воду можно увидеть и услышать (прав.)

10.Воздух невидимый (прав.)

11.сахар не растворяется в воде (неправ.)

У чистой воды нет цвета - вода бесцветна. Вода не имеет запаха (понюхать).

Апельсин - вода (сравнить запах). Вода безвкусна - она принимает вкус того, что в нее опускают. Нужно беречь воду, нельзя загрязнять реки и озера.

Воздух не имеет запаха; если пахнет дымом или газом, это значит, что воздух загрязнен. Немедленно сообщить об этом взрослым.

2.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. - Издательство: ТЦ Учитель г. Воронеж, 2009.

3.Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н.М. - С-Пб.: Речь, 2006 г. – 64 с.

5.Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6.Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем: занятия с дошкольниками. М., 2002.

7.Дыбина О. В. Что было до…: Игры - путешествия в прошлое предметов. М.1999.

11.Николаева С. Н. Ознакомление дошкольников с неживой природой. Природопользование в детском саду. - М.: Педагогическое общество России, 2003. – 80с.

12.Организация экспериментальной деятельности дошкольников: Методические рекомендации./ под общей редакцией Прохоровой Л.Н. - 3-е издание., исправленное и дополненное. М.: АРКТИ, 2005 г. - 64 с.

13.Перельман Я.И. Занимательные задачи и опыты. Екатеринбург, 1995.

14.Рыжова Н. Опыты с песком и глиной. // Обруч, 1998. - №2.

15.Смирнов Ю.И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

16.Смирнов Ю.И. Огонь: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

16. Экологическое воспитание дошкольников. / Под ред. Л.Н. Прохоровой. - М.: АРКТИ, 2003. - 72с.

развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

ВложениеРазмер
svoystva_vody_i_vozdukha.doc 59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект по познавательному развитию в старшей группе

Подготовила и провела воспитатель I категории

Жданова Галина Ильинична

Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде.

  • Дать детям представление о воздухе, как газообразном веществе;
  • Познакомить со свойствами воздуха и способами его обнаружения;
  • Познакомить со свойствами воды;
  • Развивать навыки проведения опытов, способность сравнивать, сопоставлять и делать выводы;
  • Расширять и активизировать словарь детей;
  • Дать элементарные представления о значении чистого воздуха;
  • Прививать бережное отношение к окружающей среде.

Материалы : глобус; мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; пакет; камень; брусок деревянный; кисточка; краски; нарисованная капелька и воздушный шар; стакан прозрачный.

- Ребята, сегодня я предлагаю вам выступить в роли ученых и заняться исследованиями. А вот что мы будем исследовать, вы узнаете, отгадав мои загадки:

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем. (Воздух)

Если руки наши в ваксе, если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг, снимет грязь с лица и рук?

Без чего не может мама ни готовить, ни стирать,

Без чего, мы скажем прямо, человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба, чтоб росли колосья хлеба.

Чтобы плыли корабли - жить нельзя нам без (воды)

- Ребята! К нам пришли гости – воздушный шар и капелька. Они не ходили в детский сад, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их.

- Шар земной внесли в автобус, оказался это. .. (глобус)

- Что изображает глобус? (планету)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон, .. .)

- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (солнышко)

- Солнце - это планета? (звезда)

- Кто загадку отгадает?

«Ты весь мир обогреваешь, и усталости не знаешь,

- В какое время суток оно нам светит? (днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Давайте подумаем , что происходит с солнцем?

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой - это моря и океаны. Может быть кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море. ..)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

Садитесь и мы поговорим сейчас о воздухе.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате? (стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (вода)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (ветер)

- А теперь покажем пузырю и капельке этот предмет. Что это? (мячик)

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребята, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри? Кто кораблик гнал - дул по воде, чтобы он плыл дальше?

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх. А теперь встанем и немного отдохнем.

Капля - раз, капля - два, очень медленно сперва, (Хлопки руками на каждое слово)

А потом, потом, потом - все бегом, бегом, бегом. (Бег)

Стали капли поспевать, капля каплю догонять. (Хлопки руками на каждое слово)

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, от дождя себя укроем. (Соединить руки над головой)

- Возьмите в руки камень, сожмите его. Какой он на ощупь? (ответы детей) . Камень-это твердое тело. Какие еще твердые тела вы знаете? (ответы детей) . А можно ли взять в руки воздух и сжать его? Значит можно сделать вывод, что воздух не твердое тело.

- Возьмите стакан с водой и рассмотрите воду. Что вы можете сказать о воде, какая она? (ответы детей) . А что умеет делать вода? (ответы детей) . Так что же такое вода? Да, вода это жидкость. Назовите другие известные вам жидкости.

- Итак, мы с вами выяснили, что воздух нельзя сжать, значит, он не твердое тело. Воздух не течет и не льется, его не пьют. Значит он не жидкость. Воздух, ребята, это газ. Он невидимый, прозрачный, бесцветный и не имеет запаха. Вот наше первое открытие. Но как же тогда нам его обнаружить? Продолжим наши исследования. Возьмем пакет и начнем скручивать его с открытого края. Что происходит с пакетом? (пакет надувается) . Почему это происходит? (пакет наполняется воздухом) . Действительно, пакет наполнился воздухом, но мы его не видим.

- Ребята, а для чего нам необходим воздух? (для дыхания) Верно.

Мы проверили ряд исследований и убедились, что воздух невидим, но его можно ощущать, он занимает место. Теперь давайте убедимся, что мы дышим воздухом.

- На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим и покажем капельке и шару воздух.

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (буря) . Это доказывает, что вы выдыхаете воздух.

- Положите руку на грудную клетку, сделайте вдох. Что происходит? (грудная клетка поднялась) . Что в это время происходит с легкими? (они наполняются воздухом) . А при выдохе, что происходит с грудной клеткой? (она опускается) . А что происходит с нашими легкими? (из них выходит воздух) .

Делаем вывод: при вдохе легкие расширяются, наполняясь воздухом, а при выдохе сжимаются. А мы можем не дышать вообще?

- Что это? Стакан. А это салфетка. Потрогайте ее, она сухая?

Больше в стакане ничего нет? Давайте проверим.

Переворачиваем стакан вверх дном, осторожно погружаем в воду, не наклоняя стакан до самого дна емкости, далее поднимаем его из воды, даем воде стечь, не переворачивая стакан. А теперь определим, намокла ли салфетка. (не намокла) Почему? (потому что там есть воздух, и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

- Воздушный шар принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Он хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

- Ребятки, что мы увидели? (пузырьки)

- И еще что? (он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (он не тонет)

- А почему он не тонет? (потому что он легкий) Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- Без дыхания нет жизни. Но здоровье человека зависит не только от того, как он дышит, но и от того, чем он дышит. Каким воздухом. Отличается ли воздух, которым мы дышим в городе от воздуха в лесу? Как нам в лесу дышится? Почему?

Деревья работают как пылесосы. Они очищают воздух. Зеленые листья улавливают, всасывают пыль и грязь из воздуха. Чем больше растений вокруг, тем чище воздух, тем он полезней для человека и его здоровья. Воздушный шар много про себя узнал и очень вам благодарен.

- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (вода)

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

- Ребятки, вода это что? (жидкость)

- Что можно делать с водой? (наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (в лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (летом, в сильную жару)

- А может ли вода изменить свой цвет? (может, если в нее положить краску)

- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится, (дети размешивают краску в воде)

- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (потому что добавил желтую краску)

- На какой сок похож? (лимонный)

- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (томатный)

- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (безвкусная)

- А если я положу сахар? Какая будет вода? (сладкая)

- А если соль? (соленая)

- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна. На этом наши исследования закончены,

- Ребята, с чем мы сегодня познакомились? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось? Какими свойствами воздух обладает? (бесцветный, прозрачный, без запаха, но, хотя мы его не видим, мы его ощущаем) . Каково его главное назначение?

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДА
(обобщающая беседа)

З а д а ч а: создать условия для обобщения представлений детей о том, как человек использует факторы природной среды (землю, воздух, воду, растения и животных) для удовлетворения своих потребностей, укрепления и охраны здоровья; понимания того, что человек должен бережно и гуманно относится к среде обитания: экономно расходовать то, что в ней есть, защищать и охранять природу.

П р е д в а р и т е л ь н а я р а б о т а.

– Чтение познавательной литературы о заботе и использовании человеком природной среды.

– Рассматривание иллюстраций и беседы с детьми.

1. Р а с с к а з в о с п и т а т е л я.

Воспитатель . Какая удивительная планета – Земля. На ее поверхности плещутся моря и океаны, текут реки и ручьи, расстилаются широкие равнины, шумят зеленые леса, поднимаются высокие горы. Вы, наверное, видели географический глобус и знаете, что Земля – огромный шар. Он вращается вокруг своей оси и одновременно вокруг Солнца – самой близкой к нам звезды.

2. Р а с с м а т р и в а н и е г л о б у с а.

– Какой формы глобус?

– Что на нем изображено?

– Как на глобусе обозначены реки, моря, леса, океаны, горы?

Педагог показывает по глобусу некоторые географические названия, желательно, знакомые детям.

– Что имеют ввиду люди, когда говорят о богатствах Земли?

– Что может сделать человек, чтобы сохранить богатства Земли?

– Что такое природа?

– Какие живые существа населяют Землю?

– Почему Землю называют общим домом?

Дети делятся на 4 группы, каждой группе воспитатель выдает картину-схему с изображением воды, земли, растений и животных. Каждая группа отбирает картинки в соответствии с использованием человеком определенного природного объекта, потом доказывает свой выбор.

5. Ч т е н и е детьми по столбикам заранее выученного стихотворения.

Земля – наш общий дом

Ты можешь удивиться,

Узнав, – Земля – наш общий дом!

Живут в нем звери, птицы,

И мы с тобой живем.

Земля – наш дом огромный,

В нем много этажей

Для жителей подводных

И для лесных ужей.

Для всех квартир хватило:

Для буйволов и коз,

Для сов и крокодилов,

Для зайцев и стрекоз.

Земля – наш дом огромный,

И пусть сооружен

Он не из плит бетонных,

Но суть совсем не в том.

А в том, что мы соседи,

И мы должны сберечь

Оленей и медведей.

Об этом наша речь!

– Что понравилось, запомнилось в стихотворении?

6. Т в о р ч е с к а я р а б о т а.

Каждая группа составляет и зарисовывает природоохранительные и запрещающие знаки. Выставка и обсуждение знаков

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-невидимка"

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе на тему "Воздух-неведимка" .



Конспект занятия по экспериментальной деятельности "Вода не имеет формы. Вода прозрачная" для старшей группы

Конспект занятия по экспериментальной деятельности для старшей группы.


Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода.



Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Задачи: закрепить знания о свойствах воздуха, воды. Познакомить с некоторыми свойствами воды и воздуха в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию, учить делать выводы в процессе эксперимента, Воспитывать интерес и любовь к окружающему миру

Материалы к занятию : мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.

Ход занятия:

- Ребятки! посмотрите, у нас гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком.

«Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила

Мышки сушки кушать стали,

«Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки.

Три сегодня, три вчера

А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.

Упражнение с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать

Все такие нужные.

На другой руке опять

Раз, два, три, четыре, пять

Хоть не очень чистые.

-Итак, занятие начнем с загадки.

Шар земной внесли в автобус,

Оказался это… (глобус)

- Что изображает глобус? (Планету)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон,)

- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (Солнышко)

- Солнце – это планета? (Звезда)

- Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца

- В какое время суток оно нам светит? (Днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (Чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (Стекло)

- А что еще прозрачным может быть? (Вода)

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (Мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (Холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (Ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (Ветер)

- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (Мячик)

- Кто скажет про него загадку?

«Кинешь в речку - не тонет

О стенку не стонет

Будем оземь кидать

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

- А теперь тихо встали, немного отдохнем.

- А вы хотели бы увидеть воздух? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух.

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (Пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (Буря)

- А где еще можно увидеть воздух? (Воздух есть везде)

- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (Нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан? Почему? (Потому что там есть воздух и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

- Мыльный пузырёк принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырёк хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

- Ребятки, что мы увидели? (Пузырьки)

- И еще что? (Он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (Он не тонет)

- А почему он не тонет? (Потому что он легкий)

Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (Вода)

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

- Ребятки, вода это что? (Жидкость)

- Что можно делать с водой? (Наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (В лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (Зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (Летом, в сильную жару)

- А может ли вода изменить свой цвет? (Может, если в нее положить краску)

- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (Дети размешивают краску в воде)

- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (Потому что добавил желтую краску)

- На какой сок похож? (Лимонный)

- А у тебя водичка красная. На какой сок похож? (Томатный)

- Ребятки, а есть ли вкус у воды? (Безвкусная)

- А если я положу сахар? Какая будет вода? (Сладкая)

- А если соль? (Соленая)

- Лимон? (Кислая)

- Капелька очень много про себя узнала. Она вам очень благодарна.

Рефлексия: - Ребятки, о чем мы говорили на нашем занятии? Что мы узнали нового о воде и воздухе? Что вам понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;

Расширять знания о воздухе и воде , активизировать речь и обогащать словарь.

Закрепить знания о свойствах воздуха , воды. Познакомить с некоторыми свойствами воды и воздуха в процессе опытно-экспериментальной деятельности.

Развивать интерес детей к познавательной деятельности и экспериментированию, учить делать выводы в процессе эксперимента, воспитывать интерес и любовь к окружающему миру.

мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты, подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски; нарисованный мыльный пузырь и капелька.

Ход занятия:

- Ребятки! посмотрите, у нас гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте расскажем и научим их. Но вначале поиграем язычком.

«Мышка сушек насушила,

Мышка мышек пригласила

Мышки сушки кушать стали,

«Три сороки, три трещотки

Потеряли по три щетки.

Три сегодня, три вчера

А чтобы четко говорить, надо с пальчиком дружить.

Упражнение с пальчиками.

Раз, два, три, четыре, пять

Будем пальчики считать

Все такие нужные.

На другой руке опять

Раз, два, три, четыре, пять

Хоть не очень чистые.

-Итак, занятие начнем с загадки .

Шар земной внесли в автобус,

Оказался это… (глобус)

- Что изображает глобус? (Планету)

- Как называется наша планета? (Земля)

- А какие мы еще планеты знаем? (Меркурий, Плутон,)

- А что поддерживает жизнь на нашей Земле? (Солнышко)

- Солнце – это планета? (Звезда)

- Кто мне про солнышко загадку скажет?

«Ты весь мир обогреваешь

И усталости не знаешь

И заглядываешь в оконца

- В какое время суток оно нам светит? (Днем)

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Может быть, кто-то вспомнит и назовет некоторые из них. (Тихий океан, Индийский океан, Черное море, Азовское море)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает серебристые рыбы, а это самолеты. Догадались?

- Да, это воздушный океан . Мы каждый день, минуту, час, секунду купаемся в нем. И если бы не было этого воздушного океана , то не было бы и жизни на земле.

- Вот мы и поговорим сейчас о воздухе .

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух ? (Чтобы дышать) Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате. (Стекло)

- А что еще прозрачным может быть? ( Вода )

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас ? (Мы должны его почувствовать) Подуем на ладошку, что мы чувствуем? (Холод) Помашите листочком бумаги на себя? Что мы сейчас почувствовали? (Ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда движется воздух? (Ветер)

- А теперь обратим внимание на этот предмет. Что это? (Мячик)

- Кто скажет про него загадку?

«Кинешь в речку - не тонет

О стенку не стонет

Будем оземь кидать

- Какой удивительный предмет. В речке не тонет, высоко скачет. И играть с ним одно удовольствие. Почему же он такой, что у него внутри? (Воздух)

- Вот видите, ребятки, с воздухом можно и поиграть. И играть можно по-разному. Кто из вас пускал мыльные пузыри. Кто кораблик гнал – дул по воде, чтобы он плыл дальше?

- А сейчас мы с вами будем фокусниками.

Упражнение на дыхание.

Поставим шарик перед губами, сделаем трубочку из губ и дуем плавно на шарик. Удерживаем шарик под углом. Дуем сильнее и видим, как шарик красиво отлетает вверх.

- А теперь тихо встали, немного отдохнем.

- А вы хотели бы увидеть воздух ? На столах у каждого есть стаканчик и трубочка. При помощи этих предметов мы увидим воздух .

- Дуем через соломинку, вначале тихо. Что мы увидели в стакане? (Пузырьки)

- Что с ними происходит? Они поднимаются вверх? А почему? (Потому что они легкие) А теперь дуем сильнее. Что происходит? (Буря)

- А где еще можно увидеть воздух ? ( Воздух есть везде )

- Что это? Стакан. Посмотрите, есть в нем что-нибудь? (Нет, он пустой) Давайте проверим. Опускаем стакан в тазик с водой, дном вверх. Посмотрите, вода не заходит в стакан ! Почему? (Потому что там есть воздух и он не пускает воду) Значит и здесь есть воздух.

- Мыльный пузырёк принес нам волшебный сундучок, а в этом сундучке лежат кое-какие предметы. Пузырёк хочет, чтобы мы проверили, есть ли воздух в этих предметах ? (Ребенок достает камешек из сундучка, опускает в банку с водой)

- Ребятки, что мы увидели? (Пузырьки)

- И еще что? (Он утонул)

- А теперь опустим в воду брусок деревянный. Что с ним происходит? (Он не тонет)

- А почему он не тонет? (Потому что он легкий)

Значит, воздух есть везде, в каждом предмете. Только его где-то больше, а где-то меньше.

- А вот капелька еще хочет узнать про воду. Мы сказали, что воздух прозрачный, что еще у нас прозрачное? (Вода)

- Давайте капельке расскажем о чудесных свойствах воды?

- Ребятки, вода это что? (Жидкость)

- Что можно делать с водой? (Наливать, переливать)

- А во что может превратиться вода? (В лед, в пар)

- А когда вода превращается в лед? (Зимой, в морозы)

- А когда превращается в пар? (Летом, в сильную жару)

- А может ли вода изменить свой цвет? (Может, если в нее положить краску)

- Давайте покрасим водичку в цвет, который вам нравится. (Дети размешивают краску в воде)

- Ой, какие разноцветные стаканчики получились. Почему у тебя вода желтая? (Потому что добавил желтую краску)

расширять знания о воздухе и воде, активизировать речь и обогащать словарь.

Материалы к занятию: мячик; стаканчик воды и трубочка; шарик из ваты,

подвешенный на ниточке; камень; брусок деревянный, кисточка; краски;

- Ребятки! К нам на занятие пришли гости и мы сегодня с вами должны быть

особенно внимательными. Я думаю, что мы гостям нашим понравимся. А теперь

- Посмотрите, у нас еще гости (мыльный пузырь и капелька). Они только, только

родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Давайте ра сскажем и научим их.

- Целый день солнце освещает землю, а к вечеру солнце прячется, уходит по

другую сторону Земли. Расскажите, что происходит с солнцем?

- Что больше на Земле, суши или воды? Да, большая часть нашей планеты покрыта

водой – это моря и океаны. Может быть кто - то вспомнит и назовет некоторые из

них. (Тихий океан, Индийский океан, Черн ое море, Азовское море …)

- А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплывает

- Да, это воздушный океан. Мы каждый день, минуту, час, се кунду купаемся в нем.

И если бы не было этого воздушного океана, то не было бы и жизни на земле.

- Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажм ите нос

и рот. (Мы себя чувствуем плохо) Значит, для чего нужен воздух? (чтобы дышать)

Он невидимка, волшебник. Почему мы называем его невидимкой? (Потому что он

прозрачный и через него все видно) А что еще прозрачное есть в нашей комнате.

- А как мы узнаем, есть ли воздух вокруг нас? (мы должны его почувствовать)

Подуем на ладошку, что мы чувс твуем? (холод) Помашите листочком бумаги на

себя? Что мы сейчас почувствова ли? (ветер) Значит, чтобы почувствовать воздух,

надо привести его в движение. Так что же происходит тогда в природе, когда

Читайте также: