Конспект фронтального логопедического занятия на тему грибы

Обновлено: 28.06.2024

Коррекционно- развивающие задачи:

Развитие связной речи, фонематических представлений, общих речевых навыков, зрительного восприятия и внимания, мышления, координации речи с движением, артикуляционной, тонкой, и общей моторики.

Воспитание взаимопонимания, активности, инициативности, самостоятельности, любви и бережного отношения к природе.

- Развитие связной речи по теме;

1. Дыхательная гимнастика

2. Пальчиковая гимнастика

3. Артикуляционная гимнастика

Дети предлагают варианта.

Раздается звук паровоза.

Логопед - Что это за звук? А давайте отправимся в лес на паровозе.

Логопед - Вот мы с вами и попали в лес. А вы знаете, как называются люди, которые собирают грибы? Мы с вами станем грибниками. А хотите, я расскажу вам историю, как наш Язычок ходил в лес за грибами? Проходите на стульчики, садитесь удобно и слушайте.

Логопед - Однажды осенью Язычок собрался в лес за грибами. Он взял большую корзину ( упр. Чашечка) и отправился в лес. По дороге Язычок увидел ручеёк (упр. Ручеёк). Он подставил ладошку и почувствовал какая холодная вода в нем. Язычок долго ходил по лесу и, наконец, увидел чудесную полянку (упр. Лопаточка), а на ней много-много грибов (упр. Грибочек). Язычок перебегал от одного грибочка к другому (упр. Часики). Набрав полную корзинку (упр. Чашечка), Язычок вернулся домой.

Логопед - Язычок собрал много грибов. Пора и нам их собирать. Давайте пройдем на лесную полянка и начнем уже искать грибы.

Логопед - Ребята, а какую погоду любит грибы, как вы думаете? – Молодцы (включается звук дождя). Вот и у нас в лесу дождь пошел.

Вдруг закрыли небо тучи - ребром ладони растирают лоб

Начал капать дождь колючий – кончиками пальцев массаж щек.

Долго дождик будет плакать - массажируем ушки

Разведет повсюду слякоть – кулачками потирают крылья носа.

Логопед - После дождя в лесу появилось много грибов. Ну что пойдем их искать? Проходите на полянку.

Дети садятся на стульчики перед монитором.

Логопед - Что за гриб притаился под елочкой?

Появляется на экране изображение белого гриба.

Логопед - Правильно, Белый гриб. А как вы узнали? Как думаете, нужно лесным зверям брать такой гриб?

Я родился в день дождливый

Под березой молодой

Круглый, гладенький, красивый,

С ножкой длинной и прямой.

Логопед - Что за гриб? (Подберезовик) Как вы догадались? (Ответы детей) А этот гриб нужно брать в лесу?

Логопед - Идем дальше. Смотрите какие интересные грибы торчат из травы, как яркие желтые пуговицы. (Появляется лисички)

Логопед - Что это за грибы? (Люди назвали их лисичками.)

Логопед - Как вы думаете почему? Такой гриб зверям брать нужно?

Логопед - Давайте еще посмотрим, может быть, найдем еще грибы.

В красной шляпке, словно гном,

Я под осиной выбрал дом.

(Появляется картинка подосиновика)

Логопед - Что за гриб? Как вы его узнали? Что скажем лесным зверям?

(Появляется на мультимедийной доске картинка мухомора)

Логопед - Вот стоит красавец! Вы знаете этот гриб? Этот гриб точно нужно взять зверям!

Дети - Для людей он ядовит, но сбивать его ногами, топтать нельзя, он нужен зверям. Лось и белка им лечится. Вообще, в природе нет ничего ненужного. Если что – то не нужно человеку, это может быть необходимо кому –то другому.

Логопед - А какой еще ядовитый гриб можно встретить в лесу?

Я не привыкла нравиться,

Кто съест меня – отравится!

(Появляется на мультимедийной доске картинка бледной поганки)

Логопед - Что мы о нем скажем?

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Собирай не мешкай!

(Появляется на мультимедийной доске картинка сыроежки)

Логопед - Такой гриб нужно брать в лесу?

Логопед - А название следующего гриба мы свами должны отгадать.

Логопед - Ребята, а кто ещё в лесу любит грибы? (Появляется изображение ежа) Посмотрите, кто заглянул к нам на полянку. Давайте пройдем за стол, возьмем наши волшебные коврики и на них, с помощью геометрических фигур, вы выложите ёжика. А затем помогите ему собрать немного грибов.

Дети выкладывают ежа на ковриках из геометрических фигур (треугольники, полукруг, круг) и собирают грибы из кусочков фетра.

Согласование существительных с числительными.

Логопед - Ёж нашел грибы, а давайте проверим какие вы внимательные. Я дам вам картинку, а вы найдите на ней Белый гриб и заштрихуйте его сверху вниз.

Штрихование сверху вниз.

Логопед - Молодцы, а теперь давайте пройдем на ковер и немного поиграем.

Все зверюшки на опушке

Ищут грузди и волнушки. (дети идут по кругу.)

Белочки скакали, ( прыжки на месте)

Рыжики срывали. (приседают, срывают воображаемые грибы.)

Лисичка бежала, (бегут по кругу)

Лисички собирала. (собирают воображаемые грибы.)

Скакали зайчатки, (показывают ушки, попытки прыжков)

Искали опятки. (руки в стороны – удивление, поворот головы)

Медведь проходил, (ходьба по кругу как мишка)

Мухомор раздавил. (поднимают ноги, по возможности поочередно)

Логопед - Хорошо, теперь проходим за стол. Грибов мы много повстречали, давайте теперь их в корзинку собирать. Но не в одну, а в 4. Посмотрите, на корзинках цифры: 2, 3, 4, 5. Мы будем делить название гриба на слоги и ложить его в корзинку с нужной цифрой.

Слоговой анализ слова.

Логопед - Хорошо, все грибы мы разложили. Давайте выйдем на полянку и еще поиграем. Грибов мы собрали очень много, а давайте подумаем, как мы можем их сохранить на зиму.

Словоизменение. Ига в мяч.

Логопед - Если мы их посушим, то какие они станут? Если мы их сварим, то какие они станут? Если мы из засолим, замаринуем, заморозим, пожарим. Если приготовим суп, как он будет называться?

Логопед - Молодцы, а теперь давайте все повторим. (Пальчиковая гимнастика)

Дети в лес грибной пошли

И грибочки там нашли.

Часть из них потом сварили, Засолили, засушили.

И поджарили с картошкой.

Логопед - Молодцы, вспомнили все грибы правильно. (Раздается гудок паровоза).

Логопед - Вот и подходит к концу наше путешествие. Мы с вами помогли лесным зверям выполнить их домашнее задание. Они теперь точно знают, какие грибы можно собирать в лесу, а какие нет. А вы, ребята, все запомнили?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект фронтального логопедического занятия на тему:

Цель: расширить представления детей о лесных грибах, ягодах.

Коррекционно-образовательные задачи: познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, ягодами; научить различать их по внешнему виду, расширить словарный запас (лисички, опята, шампиньон, белый гриб, мухомор, поганка, клюква, морошка, черника, грибник), совершенствование грамматической стороны речи (образование относительных прилагательных, образование уменьшительно-ласкательных суффиксов существительных)

Коррекционно-развивающие задачи : развивать связную речь, мелкую и общую моторику, внимание, память, мышление; развить направленную воздушную струю.

Коррекционно-воспитательные задачи : воспитывать бережное отношение к природе

Словарная работа : грибник, лукошко, кузовок.

Оборудование: иллюстрации с изображением леса, муляжи (картинки) грибов, ягод.

Ход занятия:

Организационный момент

Прибегает белочка в группу и рассказывает, что мама белка попросила собрать в их лесу грибы, ведь скоро наступит зима, и если они не запасут хороших грибов, то будут голодать.

Под сосною у дорожки

Кто стоит среди травы?

Ножка есть, но нет сапожка,

Шляпка есть - нет головы . (Гриб)

Правильно, это гриб. Кто из вас видел настоящие грибы? (показ картинки гриба).

В лесу растут не только грибы, но и. Попробуйте угадать что это…

Была зелёной, маленькой,
Потом я стала аленькой.
На солнце почернела я,
И вот теперь я спелая. (ягода)

Правильно, ягоды. Как можно назвать ягоды, которые растут в лесу? (лесные)

Поможем Белочке собрать грибы?

Ребята, грибы растут в лесу, на полянках, на опушках, под деревьями, в траве и даже на старых пнях. Давайте отправимся в лес.

Ребята, в лес можно ходить только со взрослыми.

-Как мы оденемся? Что возьмём с собой? (корзину). Как ещё по - другому можно назвать корзину (кузовок, лукошко).

-А вы знаете, как называют человека, который ходит в лес за грибами?

Его называют грибником. Грибник идёт по лесу не спеша, смотрит внимательно по сторонам.

Посмотрите на картинку, дети собирают грибы-грибники. Но детям нельзя одним собирать грибы, только под присмотром взрослых. И на этой картинке дети собирают под присмотром взрослых, родители наблюдают за ними.

В лесу много грибов, но не все грибы людям можно кушать. Одни грибы можно кушать они называются …(съедобные), а другие, которые нельзя кушать человеку. – (несъедобные,)

Грибы нельзя выдергивать из земли, как морковку. Найденный гриб нужно показать взрослому, а он его срежет очень аккуратно, чтобы не повредить корень. Иначе на этом месте не вырастут новые грибы. Если не будет грибов, животным нечем будет питаться.

И сейчас мы с вами познакомимся с некоторыми из них.

1) На опушке три сестрички -

Ярко рыжие лисички.

Шляпки в капельках росы,

Три сестренки - три лисы.

(+ассоциация с лисой)

2)Крепкий, плотный, очень статный,

В шляпе бурой и нарядной.

Это гордость всех лесов!

Настоящий царь грибов!

От дождя немного влажный,

Белый гриб - большой и важный.

3)Сбились в стайку, как цыплята,

Возле пня грибы-опята.

Вот какая возле пня

Собралась в лесу родня.

4) Этот гриб почти домашний,

Он растет в подвале нашем,

Вкусный из него бульон,

Это белый шампиньон

Лисички, белый гриб, опята, шампиньон- всё это съедобные грибы. Но помните, собирать грибы без взрослых нельзя! А ещё есть грибы несъедобные, которые нельзя собирать и употреблять в пищу, они очень опасны для жизни.

1)Красный, в пятнышках, убор.

Гриб зовётся мухомор.

Замечательный на вид.

Жаль, что очень ядовит,

2)В жаркий полдень на полянке

Истомились две поганки ,

Очень бледные от зноя.

Обходи их стороною.

Мухомор, бледная поганка,– несъедобные грибы, их собирать нельзя!

Ядовитые грибы нельзя топтать, пинать, мять, они нужны лесным жителям, они ими лечатся.

Мы по лесу шли, шли (дети маршируют)

Белый гриб нашли (разводят руками)

Раз - грибок, два – грибок (наклоны)

Вот и полный кузовок (показывают руками)

5)Пальчиковая гимнастика

Красный-красный мухомор-

(Соединяем кончики пальцев – изображаем шляпу гриба.)

Белых крапинок узор.

Ты красивый, но не рвём!

(Погрозили пальчиком.)

И в корзинку не берём!

(Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест.)

Давайте теперь те грибы, которые съедобные положим в зеленую корзинку, а те грибы, которые несъедобные положим в красную корзинку, так как красный цвет – это сигнал опасности, чтобы было видно сразу, где нас поджидает опасность. (Дети по очереди подходят к доске и прикрепляют картинки)

Кто знает, что можно приготовить из грибов? (грибной суп, сушёные грибы).

8 ) Беседа про ягоды.

Теперь послушаем рассказ про ягоды.

1)Похожа на малину,

Коль сорвать охота -

Не ленись, наклонись,

Желтой ягодкой насладись.

Как меня зовут? ( Морошка)

2)Не в саду, а на болоте.

Круглая, как пуговка,

Красненькая . (клюковка)

3)Много темно-синих бус

Кто-то уронил на куст.

Их в лукошко собери-ка.

Эти бусины —. (черника)

Черника, клюква, морошка- съедобные ягоды, их можно есть. Но помните, срывать ягоды без взрослых нельзя!

9) Итог занятия.

Белочка говорит вам спасибо, что помогли ей собрать грибы!

Вы очень хорошо позанимались, посмотрите, пожалуйста, на доску. Что это? (мухомор)Чего не хватает мухомору?(белых крапинок) Давайте сделаем мухомору крапинки. Сначала попробую, а потом вы подойдете по очереди.

Молодцы! Красивый мухомор получился! Какой это гриб?(несъедобный)Да, его рвать и есть нельзя!

презентация + конспект фронтального логопедического занятия для детейс ОНР старшей группы на тему: "Грибы" , данный материал может быть использован на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях логопедами и воспитателями.

ВложениеРазмер
konspekt_griby.docx 25.58 КБ
prezentatsiya_griby_chast1.pptx 1.79 МБ
prezentatsiya_griby_chast_2.pptx 2.84 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект фронтального занятия по развитию

лексико-грамматического строя речи

в старшей логопедической группе.

Деусова Марина Александровна

Период коррекционной работы

- Учить согласовывать существительные с прилагательным в роде, числе падеже;

- Формировать умение согласовывать числительные (один, два, пять) с существительными;

- Учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным значением в ед. числе;

- Познакомить детей с многозначными словами (лисички, шляпка, ножка).

- Развивать и активизировать словарный запас детей о грибах, формировать представление о съедобных и несъедобных грибах;

- Развивать синхронное взаимодействие между движением и речью;

- Способствовать развитию интеллектуальных возможностей детей;

- Воспитывать умение передавать в речи свои чувства;

- Воспитывать культуру поведения: умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение, спокойно вести себя в присутствии незнакомых людей;

- Закреплять правила этикета;

- Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки, умение работать в коллективе.

Основная общеобразовательная программа

Программа логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина

работа с детьми.

Беседы о грибах: где растут, внешний вид, названия грибов, как собирают грибы.

обеспечение коррекционно-развивающей деятельности.

Дидактический инструментарий: Корзинки (2шт.) с муляжами грибов, разрезные картинки с грибами, видео- презентация "Грибы", ПК, игрушка ежик, массажные мячики.

Структура коррекционно-развивающей деятельности

  • 1. Водная часть: 4мин.
  • Цель: мотивация к предстоящей деятельности, эмоциональный настрой к занятию.

2. Основная часть – длительность 23 мин.

Цель: реализация задач программного содержания.

3. Заключительная часть – длительность 4 минуты

Цель: подведение итогов.

(методы, формы, приёмы, используемые педагогом)

(ТСО, аудиозапись, иллюстрации)

1. Вводная часть

Приглашение детей в группу.

Соберите картинки с изображением грибов, кто собирёт картинку проходит и садится на свое место.

Ребята, скажите, о чем мы сегодня будем с вами говорить на занятие?

Ой, ребята, вы слышите, а кто это фыркает? Да, у нас сегодня гость! Посмотрите, кто это?

Ребята, ёжик приглашает нас в лес, за грибами, мы принимаем приглашение и отправляемся в лес.

Игровой массаж "Ходит ежик"

Ходит ёжик без дорожек

По лесу, по лесу.

И колючками своими

А я ёжику-ежу, ту тропинку покажу,

Где катают мышки маленькие шишки

Дети входят в группу.

Дети собирают картинки.

Дети катают массажные мячики между ладошками

на ковре разложены разрезные картинки с изображением грибов

Звуки леса, музыка

Ребята, мы с вами в лесу. Посмотрите вокруг, чего много лесу?

Чтобы собирать грибы, нужно все о них знать. Вспомните, где растут грибы?

Какие грибы можно увидеть в лесу?

Правильно, молодцы! Это лисички животные, а это лисички название грибов.

Вспомните, из чего состоит гриб?

Ребята, посмотрите, эта шляпка, которую одевают на голову, как головной убор, а у гриба шляпка-это часть гриба.

Ножка у табуретки и ножка у гриба.

Хорошо, а кто из вас знает, как нужно правильно собирать грибы?

Да, ребята, молодцы! Грибы вырастают из грибницы, которая живет несколько лет. На одном и том же месте через некоторое время могут появляться новые грибы. А если мы гриб вырвем из земли, то повредим грибницу, к которой он прикреплен и на следующий год грибов может не быть. Поэтому грибы срезают под самый корень или выкручивают по часовой стрелке для того чтобы не повредить корни у гриба.

А какие бывают грибы?

Какие ядовитые грибы вы знаете?

Теперь можно отправляться за грибами.

Ребята, перед вами корзинки, в которые нужно собрать грибы.

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Ребята, посмотрите какие разные грибы в корзинках.

Предлагаю вам поиграть в игру "Один- ласково-много"

Молодцы! Вы справились с заданием.

Посмотрите, как много грибов, поиграем в игру " Посчитай один-два-пять"

один рыжик, два рыжика, три рыжика, пять рыжиков.

Ежик предлагает вам поиграть в игру " Четвертый лишний"

поганка, сыроежка, шишка, мухомор

подосиновик, масленок, мухомор, подберезовик

Замечательно, со всеми заданиями вы справились.

Ребята, нам пора возвращаться домой, поблагодарим ежика за приглашение в лес и попрощаемся с ним.

Спасибо ёжик! До свидание!

Ребята, сегодня мы с вами побывали в лесу.

А что мы там делали?

Вспомните, какие грибы съедобные растут в лесу?

Видели ли вы в лесу несъедобные грибы?

Ребята, что нового и интересного вы узнали на занятие?

Молодцы, ребята, вы справились со всеми заданиями. Знания, которые вы сегодня получили на занятие, постарайтесь применить в лесу, когда будете собирать грибы.

Цель – расширить и активизировать лексический запас по теме.

Коррекционно-обучающие: познакомить детей с видами грибов, разобрать особенности строения, учить отгадыванию загадок, учить согласовывать числительные с существительными, учить образовывать множественное число существительных в родительном падеже, учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Коррекционно-развивающие: развитие эмоциональной сферы, развитие подвижности артикуляционной сферы, развитие плавного выдоха, развитие общей моторики

Коррекционно-воспитывающие: воспитывать активность, навыки сотрудничества и взаимодействия

Оборудование: компьютер, презентация, проектор, экран, карточки грибов, корзинка.

Дети стоят возле педагога. Выполняется психогимнастика. Дети повторяют за педагогом.

II. Основная часть.

1. Беседа по теме

Педагог использует презентацию, где изображены картинки грибов.

3. Загадки про грибы

Педагог читает загадки, дети их отгадывают.

Глубоко был спрятан он.

Раз, два, три, и вышел вон.

И стоит он на виду.

Белый, я тебя найду!

Кто стоит на крепкой ножке

В бурых листьях у дорожки?

Встала шапка из травы,

Нет под шапкой головы.

Словно желтенькие кнопки

В мох воткнулись

Эти дружные сестрички

Конечно, не белый

Грибок – я попроще,

Расту же обычно

В березовой роще.

На нем серый кафтанчик

Тут лисички, там опятки.

Ну, а это - на полянке

Шляпка красная в горошек,

Воротник на тонкой ножке.

Этот гриб красив на вид,

Но опасен, ядовит.

4. Зрительная гимнастика

После выполнения заданий на презентации, педагог предлагает выполнить зрительную гимнастику:

Шляпки опят, как монетки горят. (Дети смотрят вдаль.)

Рябит от шляпок в глазах у ребят. (Часто моргают глазами.)

5. Динамическая пауза

Педагог предлагает детям отдохнуть и выполнить разминку.

Потянулся к небу кроной.

Он на ветках среди леса

Щедро желуди развесил.

А внизу грибы растут,

Их так много нынче тут!

Не ленись и не стесняйся,

За грибами наклоняйся.

Поднимают руки и раздвигают пальцы в стороны

Тянуться на носочках

На поляне выросли грибы (карточки с изображением грибов), ребенок берет корзинку и собирает все грибы только одного вида и говорит в конце, сколько и чего он собрал (например, я собрал 5 лисичек).

Педагог кидает мяч ребенку и называет один гриб, ребенок называет несколько этих грибов и возвращает мяч. Например, лисичка-много лисичек.

Педагог благодарит всех за выполнение заданий, интересуется, что изучалось на занятии, какие упражнения понравились, какие упражнения вызывали трудности.

Читайте также: