Новый год конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель: расширение представлений детей о празднике Новый год.

Предварительная работа:

  • Разучивание стихотворений и песен о Новом годе.
  • Рисование новогодних открыток.
  • Изготовление елочных игрушек.

Методы: наглядные, словесные, игровые, практические.

Педагогические технологии: игровые, информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие, дистанционные технологии (платформа ZOOM)

Планируемые результаты: у детей сформированы обширные знания о традициях празднования Нового года в России, у детей и их родителей создано праздничное настроение.

Ход занятия

Воспитатель: Добрый день ребята и родители.

Ребята, закройте на секундочку глаза. А теперь откройте и посмотрите, какой гость к нам сегодня прилетела – снежинка. Посмотрите она почему-то очень грустная.

Снежинка: Ребята, я грустная, потому что скоро праздник Новый год, а я ничего не знаю об этом празднике.

Воспитатель: Давайте расскажем снежинке о празднике Новый год

Воспитатель организует беседу о Новом годе.

Беседа о Новом годе

  1. Когда бывает этого праздник?
  2. Почему он так называется?
  3. Какие новогодние традиции вы знаете?
  4. Какие персонажи приходят к детям на этот праздник?
  5. Как они выглядят?
  6. Что можно подарить на Новый год?
  7. Как этот праздник празднуется у вас в семье?
  8. Вы все ждете его, правда, ребята?
  9. А почему вы ждете этот праздник?

Воспитатель: правильно ребята, скоро к нам придет самый любимый праздник Новый год. Оказывается, вы столько всего знаете интересного об этом празднике. А, сейчас я вам расскажу историю празднования Нового года.

История празднования Нового года (слайды)

Давным-давно на Руси Новый год праздновали 2 раза. В марте, чтобы был хороший урожай, пекли блины, похожие на солнышко и сжигали чучело, прогоняя зиму. А 1 сентября устраивали праздник урожая, просили у царя справедливых решений споров, проводились массовые гуляния, пиры и состязания.

Царь Петр I, который много путешествовал по Европе, увидел, как празднуют Новый год европейцы. Ему понравилось, что в Европе зимой, 1 января, наряжают ёлочку и кладут под неё подарки для своих родных. И с 1700 года в России люди стали в домах ставить колючую ель, а не покрытую бело-розовыми и нежными лепестками вишню, как раньше.

Сейчас это семейное торжество, когда в морозную зиму все родные собираются за красиво накрытым праздничным столом, общаются и делятся событиями и историями из своей жизни за весь прошедший год.

Подарки детям приносит Дедушка Мороз и его внучка Снегурочка.

Воспитатель загадывает следующую загадку про Деда Мороза.

Кто ребят под Новый год
Веселить не устает?
Кто подарки дарит детям?
Кто ребятам всем на свете
Елку из лесу привез?

Отгадайте! (Дед Мороз) (появляется отгадка на экране)

Воспитатель загадывает следующую загадку о Снегурочке.

В шубке яркой, голубой,
Вся искрится шапочка,
Как пойдет плясать с тобой,
Улыбнется мамочка.
Всем загадки задает
И конфеты раздает… (Снегурочка) – отгадка на экран

История Снегурочки (слайды)

Воспитатель: Снегурочка снежная — это фигура из снега и льда, которая лепилась для того, чтобы в холодные зимние дни отгонять от дома злых духов. По дошедшим до наших времён преданиям, эта девушка могла оживать, жить среди людей, а весной таять, погибать, превращаться в облачко, тучку, чтобы с наступлением зимы снова вернуться в образе Снегурочки — снежной девушки.

Воспитатель: Ребята, смотрите, а снежинка улыбается.

Снежинка: спасибо вам ребята, я многое узнала о празднике новый год, поиграла с вами в интересные игры, а теперь мне пора. Расскажу своим подружкам, что нового и интересного я узнала о празднике. До свидания, ребята!

Воспитатель: ребята, вы хорошо поработали, и наши глазки устали

Интерактивная гимнастика для глаз

В завершение занятия воспитатель читает стихотворение и напоминает о правилах безопасного поведения на празднике. (слайды)

Из хлопушки, из хлопушки
Не стреляйте, как из пушки.
Цельтесь не в лицо, а вверх,
Будет радость у вас всех!
Без пожара отмечайте
Новогодние деньки.
Осторожно зажигайте
Бенгальские огоньки.
Апельсин – фрукт новогодний,
Но не ешьте его много!
Хоровод водите дружно,
Тянуть, толкать детей не нужно!

Рефлексия

Ребята, а чем же мы сегодня с вами занимались?

Дети: помогли Снежинке узнать, что такое Новый год, узнали историю праздника, поиграли в разные игры

Завершение занятия

Воспитатель предлагает ребятам нарисовать подарок, который они хотели бы подарить своему лучшему другу или получить подарок сами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Шпаковского района Ставропольского края

План-конспект урока по теме: "Новый год"

учитель начальных классов

Гадецкая Кристина Анатольевна

2019-2020 учебный год

План-конспект урока по теме: "Новый год"

Тема: Новый год и его особенности.

Задачи урока: познакомить детей с историей и традициями праздника Нового года в разных странах; выучить имена Дедов Морозов в разных странах мира; развивать чёткую и грамотно поставленную речь; воспитывать любовь к традициям своего народа.

Планируемые результаты: выучить историю и традиции праздника, запомнить имена Дедов Морозов в разных странах; давать грамотные и полные ответы.

Оборудование: разноцветные мелки, карточки с заданиями по пройденному материалу.

Предварительная работа: украсить класс в новогоднем стиле, подготовить карточки с заданиями, подбор и изучение литературы, интернет - ресурсов, подбор картинок, создание презентации.

Оборудование: мультимедиа, презентация.

Форма проведения: урок путешествие.

Участники: обучающиеся начальных классов.

I. Организационная часть.

II. Закрепление прошлой темы. Проверка домашнего задания.

III. Оповещение темы и целей урока.

IV. Новый материал.

V. Физкультминутка.

VI. Закрепление.

VII. Итог урока.

VIII. Домашнее задание.

I Х. Рефлексия

I. Организация класса, проверка готовность к уроку. Дети хором читают четверостишие. ( Слайд 2)

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постараюсь всё понять,
Интересное узнать.

II. Закрепить знания учащихся прошлой темы. Проверить домашнее задание.

IV. Изучение нового материала. Учитель читает стихотворение "Новый Год" Н. Найденовой (слайд 4)

Лесом частым,
Полем вьюжным
Зимний праздник к нам идет.
Так давайте скажем дружно:
"Здравствуй, здравствуй, Новый год!"
Снова пахнет свежей смолкой,
Мы у елки собрались,
Нарядилась наша елка,
Огоньки на ней зажглись.
Игры, шутки, песни, пляски!
Там и тут мелькают маски.
Ты - медведь, а я - лиса.
Вот какие чудеса!
Вместе встанем в хоровод,
Здравствуй, здравствуй, Новый год!

Ребята, а кто придумал этот весёлый праздник и откуда он к нам пришёл? ( ответы детей) В древности наши предки его отмечали 1 марта. Люди зажигали огоньки на ёлках в виде свечей, с надеждой на хороший урожай в новом году. Когда народ принял христианскую веру, праздник перенесли на первый день осени – сентябрь. И только в 1700 году, по указу царя Пётра I, Новый год принято отмечать 1 января.

О каких новогодних традициях нашего народа вы знаете? Главной традицией является украшение ёлки. Эту зелёную красавицу наряжают шарами, гирляндами, светящимися фонариками, шишками, конфетами, игрушками. Ёлка – это символ новогоднего праздника. Ещё одна традиция – пускать салют в 12 часов ночи, именно в это время все желают друг другу счастья в наступившем новом году. Также этот праздник принято отмечать в кругу своей семьи. Взрослые и дети одевают красивую одежду и карнавальные маски и веселятся возле нарядной ёлки. Они поют песни, танцуют, играют в игры и кушают за столом вкусные блюда.

- А сейчас мы отправимся в путешествие по другим странам и посмотрим, как там отмечают Новый год.

(ответы детей)

I страна куда мы отправимся будет Англия (слайд 5)

В Англии люди под бой часов открывают заднюю дверь, чтобы все ненастья ушли из дома, а с последним ударом открывают входные двери и дают зайти удаче, благосостоянию, здоровью. Там Деда Мороза зовут Батюшка Рождество.

II страна- Германия (слайд 6)

III страна которую мы посетим- это Италия (слайд 7)

Итальянцы в последнюю минуту старого года выкидывают на улицу ненужную посуду, вещи, мебель. Это позволяет им избавиться от плохой энергетики. В Италии к детям приходит Бабо Натале и старушка Бефана. В новогоднюю ночь она прилетает в дома через дымоход и приносит хорошим детям подарки, а непослушным достается только зол

IV страна которую мы посетим- это Китай (слайд 8)

А вот в Китае Новый год празднуют не первого января, празднование назначается в разные дни. Главная особенность китайского Нового года – это украшение домов и улиц маленькими фонариками. А дети рисуют свою мечу на листке бумаги и перед сном, кладут его под подушку. Китайский Дед Мороз- Шань Дань Лаоен- носит красный шелковый халат, сложный головной убор черного или золотого цвета, иногда- с красными помпонами (символизируют фонарики), имеет посох и длинную бороду, ездит на ослике. И как утверждают сами китайцы, почитает Конфуция и владеет айкидо - как истинный житель Востока.

Учитель: - А Вы знаете, что даже в России, в некоторых ее регионах, существуют несколько Дедов Морозов?

(ответы детей)

Дед Мороз России (слайд 9)

Учитель: - А сейчас, я предлагаю Вам, поближе познакомиться с нашим русским, российским Дедом Морозом. И так, начнем знакомство.

- Что Вы знаете о Деде Морозе?

(ответы детей)

Учитель: - Дед Мороз очень часто изображается в синей или красной шубе с длинной, белой бородой и посохом в руке, в валенках. Ездит Дед Мороз на тройке лошадей. Дед Мороз не носит очки и не курит трубку, как другие его сородичи.

Учитель: - Ребята, а Вы знаете, когда у Дедушки Мороза День рождения?

(ответы детей)

Учитель: (слайд 10) - 18 ноября в России официально празднуют день рождения Деда Мороза. Каков возраст зимнего волшебника - доподлинно неизвестно, но точно, что более 2000 лет. Дату рождения Деда Мороза придумали сами дети, поскольку именно 18 ноября на его вотчине - в Великом Устюге - в свои права вступает настоящая зима, и ударяют морозы.

Особенно тщательно к этому празднику готовятся на родине именинника. В этот день открывают специальный почтовый ящик, в который можно опустить поздравление для Деда Мороза. Этой возможностью с удовольствием пользуются и местные детишки, и приезжие туристы.

Наряд Деда Мороза (слайд 11)

Учитель: - Ребята, а чем наш Дед Мороз отличается от Санта – Клауса? Посмотрите на слайд и найдите отличия (слайд 12)

(ответы детей)

Учитель: - Если Санта-Клаус больше похож на гнома, то Дед Мороз - великан, богатырь, обходящий дозором свои владения. Это седой старик, можно сказать, спортивного телосложения, без брюшка, с седой бородой до пола. Дедушка Мороз носит длинную толстую шубу на меху с меховой опушкой . Изначально цвет шубы был бело-синим, холодным, снежным. После того как он все больше и больше становился праздничным персонажем, шуба его стала красной, что значит по-русски - красивой (то есть это не заимствование у Санта-Клауса). Сегодня Дед Мороз носит наряды как голубого, так и красного цветов.

Костюм у Деда Мороза тоже появился не сразу. Сначала его изображали в плаще. К началу XIX века голландцы рисовали его вообще стройным курильщиком трубки, умело прочищающим дымоходы, через которые он забрасывал детям подарки. К концу того же века его одели в красную шубу, отороченную мехом. И вскоре англичанин Тенниел создал образ добродушного толстяка, который сегодня известен каждому: кому-то как Санта Клаус, а нам – как Дед Мороз.

Мешок с подарками – появился у деда Мороза позднее. Многие дети верят, что мешок Деда Мороза бездонный, то есть не имеет дна. Во всяком случае, Дед Мороз никогда никого к мешку не подпускает, а сам достает из него подарки. Делает это он, не глядя, но всегда угадывает, кто какой подарок ждет. Дед Мороз передвигается пешком, по воздуху или на санях, запряженных тройкой. Любит также рассекать родные просторы лыжным ходом. А еще Дед Мороз никогда не носит очков и не курит трубку!

Место жительства Деда Мороза

- А Вы знаете, где живет Дед Мороз?

(ответы детей)

Но все, же принято считать, что родиной Деда Мороза является север Восточной Европы. Зародившаяся здесь основа миропонимания дошла через тысячелетия и сохранила свои традиции в глубинке северо-восточной Вологодчины. Именно поэтому сказочным местом жительства Деда Мороза был назван Великий Устюг.

Снегурочка – внучка Деда Мороза.

- Ребята, я Вам сейчас загадаю загадку, а Вы отгадайте о ком идет речь.

А у меня и внучка есть, и ей всегда на елке честь.

Она известна там и тут, ее . зовут! (Снегурочкой)

С дедушкой Морозом рядом,
Блещет праздничным нарядом.
Нам загадки задаёт,
Водит хоровод, поёт.
Из снежинок курточка,
Это кто?… ( Снегурочка)

(ответы детей)

Учитель: (слайд 15)- Самое главное отличие русского Деда Мороза - его неизменная спутница, внучка Снегурочка. Образ Снегурочки - символ застывших вод. Это девушка (а не девочка), одетая только в белые или голубые одежды. Никакой иной цвет в традиционной символике не допускается.

Ни один из зарубежных собратьев Деда Мороза не имеет такого милого сопровождения. Снегурочка - явление уникальное, свойственное только нашему Новому году.

Все Дедушки Морозы разные по внешнему виду, но все они дарят новогоднее настроение, радость, веселье и долгожданные подарки.

Учитель: - А сейчас я загадаю Вам загадку…

(ответы детей)

Педагог: - Ну, конечно же, какой Новый год без Новогодней Елки.

А с Елкой вообще путаница получается. Красивая и нарядная, вечнозеленая, она на Руси была… почему-то деревом смерти. Раньше на Руси Новый год праздновали 1 сентября, по летоисчислению от сотворения мира.

Главным деревом славян - олицетворением добрых сил испокон веку являлся дуб. Так было до 1 января 1700 года. Именно в этот день по Указу Петра I начали встречать Новый год под нарядной елочкой и украшать жилища еловыми ветвями.

Новый год и Рождество сложно представить без елки. Пусть у Вас нет елки, но еловые ветки должны быть в обязательном порядке. Своеобразный еловый запах наполняет дома новогодней свежестью и прибавляет сил. Каким же образом зародился обычай украшать дома еловыми ветками?

В далеком прошлом люди украшали просто деревья. Считалось, что все деревья наделены добрыми силами, что в них живут добрые духи. И, развешивая на деревьях угощения, подарки, пытались задобрить этих духов. Часто деревья украшались яблоками (символ плодородия), орехами (непостижимость божественного промысла), яйцами (символ развивающейся жизни, гармонии и полного благополучия).

Публично в столице ёлки ставились только в 1852 году. К концу XIX века ёлки стали главным украшением и городских и деревенских домов.

И до сир пор, ни один новогодний праздник не мыслим без елки, богато и ярко украшенной.

По сугробам мы пойдём,
В лес дремучий напролом.
( ходьба с высоким подниманием коленей )

Вдруг синичек увидали,
Им мы ручкой помахали ( помахать ручкой )

А синички нам мигнули,
И за сосны упорхнули
( взмахи обеими руками )

Налетели вдруг снежинки,
Словно лёгкие пушинки
( имитируем пальчиками падающих снежинок )

Вместе с нами закружились,
Вместе с нами в пляс пустились
( покружиться на месте )

Ручками захлопали
( хлопнуть 4 раза )
Ножками затопали
( топнуть 4 раза )

К ёлке вместе подбежали
И УРА. Ей закричали.
( подходим к ёлке – ура. )

А теперь мы всем народом,
Скажем дружно…
С НОВЫМ ГОДОМ.
( вернуться обратно в круг )

Посмотри!Скрип-скрип, топ-топ
( потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками )
Посмотрите – кто идёт?
( пр. рука над бровями – посмотреть вдаль )

Скрип-скрип, топ-топ
(потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками)
Кто-то песенку поёт ( ладошки приставляем попеременно к правому и левому уху )

Посмотри ! ( хлопнуть 3 раза )
Дед Мороз! ( хлопнуть 3 раза )
С бородой пушистой ( руками показать бороду )
У него ( хлопнуть 3 раза )
На бровях ( хлопнуть 3 раза )
Иней серебриться ( руками показать фонарики )

Скрип-скрип, топ-топ
( потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками )
Каждый год он к нам идёт
( ходьба на месте )
Скрип-скрип, топ-топ
( потереть ладошку об ладошку, топнуть ножками )
Смех и радость нам несёт
( руки на поясе – повороты корпуса )

Посмотри! ( хлопнуть 3 раза )
Дед Мороз! ( хлопнуть 3 раза )

С бородой пушистой ( руками показать бороду )
У него ( хлопнуть 3 раза )
На бровях ( хлопнуть 3 раза )
Иней серебриться ( руками показать фонарики )

VI . Закрепление пройденного материала. Некоторым детям дать карточки с заданиями, после оценить. Остальные отвечают на вопросы учителя:

Какого числа большая часть населения празднует Новый год?

А какого числа отмечали его наши предки?

Какой царь подписал указ о праздновании 1 января?

Назовите без чего не бывает Новогоднего праздника.

Как зовут Деда Мороза в разных странах?

Грянул гром, весёлый гром,
Засверкало всё кругом!
Рвутся в небо неустанно
Разноцветные фонтаны,
Брызги света всюду льют.
Это праздничный ….(салют)

Чтоб не мерзнуть,
Пять ребят
В печке вязаной
Сидят. (варежки)

Его повяжут мне на шею,
И я уже не заболею.
Закутавшись в него до носа,
Я не боюсь теперь мороза. (шарф)

Появился во дворе
Он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной
У катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык
Наш приятель . (снеговик)

VII Подвести итог урока. Выставить оценки в журнал и дневники. Учитель поздравляет детей с наступающим Новым годом.

• воспитывать: интерес и любовь к искусству; вкус через минимальное сочетание красок, создать положительное жизнерадостное настроение, удовольствие от труда; воспитывать усидчивость.

• компьютер, образцы рисунков, краски, кисти, альбомы, карточки цветные, смайлики, обезьянки вырезанные, карандаши.

1. Орг.момент. Постановка темы и цели

2. Объяснение нового материала

3. Выполнение работы

4. Подведение итогов

. Постановка темы и цели

Здравствуйте, дети !.)Сегодня я вам в начале урока покажу карточки цветные, вы назовете цвета и запомните, а в конце урока я уберу 2 карточки, а вы мне скажите каких цветов не хватает.

II. Объяснение нового материала проходит в виде рассказа с элементами беседы.

Какой праздник приближается. А Новый год у нас в какое время года проходит, и какого числа?

А знаете ли вы, что впервые Новый год 1 января встретили только в 1700 году?

В древности у многих народов год начинался весной или осенью. В Древней Руси до 15 века новый год начинался 1 марта. Его встречали, как праздник весны, солнца, тепла, ожидания нового урожая. 1700 года русский царь Петр 1 издал указ праздновать Новый год по европейскому обычаю – 1 января. Петр предложил всем москвичам украсить свои дома сосновыми, еловыми ветками. В знак доброго начинания и начала нового столетия после благодарения Богу и молебного пения в церкви велено было «в честь нового года учинять украшения из елей, детей забавлять, на санках с гор катать.

В 12 часов ночи Петр 1 вышел на Красную площадь с факелом в руках и запустил в небо первую ракету. Извиваясь в знак всенародного праздника палили из пушек, а вечером, в темном небе вспыхивали разноцветные невиданные прежде огни фейерверка. Люди веселились, пели, танцевали, поздравляли друг друга и дарили новогодние подарки.

Вот так и пришел к нам Новый год, с елочными украшениями, огнями, поскрипыванием снега на морозе, зимними детскими забавами: санками, лыжами, коньками, снежными бабами, подарками…

Лет триста назад люди верили, что, украшая новогоднюю елку, они делают злые силы добрее. О злых силах давно забыли, но елка – по-прежнему символ новогоднего праздника.

А кто главный на новогоднем празднике?

А сколько лет Деду Морозу?

Нам кажется, что этот добрый старик с белоснежной бородой, друг детей и лесных зверей, пришел к нам очень давно, как и другие герои сказок. Но на самом деле он самый молодой из русских сказочных героев. Добрым Дедом Морозом, символом новогодних праздников, он стал примерно 100-150 лет назад. Но уже в древние времена русский народ рассказывал сказки и легенды о Морозе – сильном и злом старике, хозяине снежных полей и лесов, который приносил на землю холод, снег, метели. Его называли по-разному: Мороз, Морозко, а чаще, с уважением, по имени-отчеству: Мороз Иванович. В те времена он редко дарил подарки, наоборот, люди, которые верили в его силу, дарили подарки ему, чтобы он стал добрее.

Когда на Руси начали встречать Новый год зимой, в ночь с 31 декабря на 1 января, Дед Мороз стал главным героем праздника. Но его характер изменился: он подобрел и стал приносить детям подарки в новогоднюю ночь

И второй главный персонаж Снегу́рочка - сказочный и новогодний персонаж, внучка Деда Мороза, его постоянная спутница и помощница.

Таким образом, принято стало праздновать Новый год весело, улыбаясь и радуясь!

Какие из предложенных лиц можно отнести к счастливому и радостному? ( на доске смайлики, несколько учеников выбирают).

Молодцы ребята, а вы знаете, год какого животного у нас наступает? (обезьяна) А какой провожаем? (козы)

Я вам раздам веселых обезьянок, они радостные, счастливые и готовы помочь вам нарисовать необыкновенно сказочный веселый новый год! Но они должны быть в центре вашего рисунка и все, что вы нарисуете должно быть связано именно с этим центром!

Сейчас посмотрим примеры рисунков (компьютер, картинки), а вы уже фантазируйте, что нарисуете на своем листе.

III. Выполнение работы

У вас на парте лежат кисти, альбомы и краски, давайте вновь вспомним правила работы с этими инструментами. (не брызгаться краской, не оставлять в воде кисточку, не толкать соседа, работать спокойно и тихо).

Физминутка (под видео)

Сейчас я включу новогоднюю музыку, что бы поддерживать ваше веселое новогоднее настроение! На рисунках изобразим веселый новый год, возможно, вы нарисуете себя, возможно, своих друзей, а может и сказочных героев. В заключении вашими работами я украшу класс!

IV. Подведение итогов проходит и выставка творческих работ.

Рефлексия: Что же ребята мы сегодня с вами рисовали? Что нового вы сегодня узнали? Какие же трудности у вас были?

- А вы помните про карточки? Я уже убрала 2 карточки, посмотрите внимательно, каких цветов не хватает?

Наведите порядок на рабочем месте.

Мне было очень приятно поработать вместе с вами, спасибо за урок. Хочу пожелать вам дарить другим только хорошее, веселое настроение и тогда другие люди ответят вам тем же.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

жизни жив отных и рас тений, новый сель скохозяйс твенный цик л.

Год р ождается одновременно с весной, травой, цвет ами. Звенят птичьи

Славянским Новым годом была Мас леница. Он а отмечалась в марте, в

районе 20 - го чис ла. Это было врем я новой луны перед вес енним

Наши пр едки, славяне, украшали вишнёвые деревья в честь нас тупающей

весны – пусть боги дадут плодородие дер евьям и травам, зверям и птицам,

В 15 веке, а точнее в 1492 году великий княз ь Иоанн 3 повеле л

праздновать Новый год как греки – 1 сентября. Этот де нь становился началом

и гражданског о, и церковного года . Согласно библейс кой лег енде, Бог

сотворил мир в сентябре. Для церкви месяц сентябрь б ыл самым важным.

Сентябрьс кий Новый год на Руси встречали чин но и торжественно. Б огатые

люди на праз дник стремилис ь приехать в Москву, в столиц е устраивались

пышные торжес тва. Вечером перед новогодней н очью все член ы одного

семейства обязательно собирались в доме старшег о в роду – главы

семейства . Гостей угощали мёдом, заморс кими винами, пивом или

медовухой. В п олночь в крупных г ородах звучал выстр ел вестовой пушк и,

возвещавшей на чало Нового г ода, в церквях и храмах били колок ола.

Осенний Новый г од в допетровск ой Руси праз дновали столь же охотно, как и

В де кабре 1698 года русс кий царь Пётр 1 повелел вести летосчисление

не по старому обыч аю – от с отворения мира, а по - европейски - от Р ождества

Христова: «По прим еру всех хри стианских народов считать Новый год не 1

сентября , а 1 января 1700 года. И в знак того добр ого начинания и нового

столетнего века в веселии друг друга поздравлять с Новым годом. По

знатным и проез жим улицам у ворот учинить некотор ое украше ние от древ и

ветвей с основых, еловых и можжеве ловых. Ночью жечь костры, палить из

Многие ег о обряды, вес ёлые карнавалы, проделки ряженых, катание на

санях, полночн ые гадания, хороводы вокр уг ёлки – хорошо впис ались в

С нашим Новым годом с оотносится з имний праздник древних славян –

Коляда – пр аздник зимнего с олнцеворота, который справляли с 25 декаб ря

по 6 января . Зимнее солнцестоя ние ассоциир овалось с новым жизненным и

годовым цикло м. Коляду отмечали 12 дней. В этот зимний праз дник древние

славяне украшали дома еловыми и сосновыми ветками. Хв ойные де ревья

должны были колючими и острыми иг лами отгонять злых д ухов. В

дальнейшем отго лоски этого праздника с лились с Новым г одом и

У совреме нного Нового года два самых главных пер сонажа – ёлка и Дед

Мороз. Если ёлка пр ишла к нам из Европы, то Де д Мороз имеет самое что ни

на есть отечес твенное проис хождение. Даже не русское, а древнеславянское

Был у др евних славян зимний злой дух – Морок, Трескун, Морозко .

Славяне предс тавляли его дед ушкой небольшого р оста, с длинной белой

бородой, который бегал по полям и вызывал стуком тр ескучие морозы,

вьюги, ме тели; сковывал реки льдом. Дед Мороз – очень древний

С Морозом наши предки старались поддерживать хорошие отношения.

Они всячес ки задабривали ег о – выставляли угоще ния на окно ( блины, кутью,

кисель), выносили во двор или выплёс кивали в огород – пусть Мороз ес т.

Уважитель ное отношение к Морозу отражен о в многочи сленных

Вот этого стар ика и приг лашали и в канун Рожде ства, и в Крещение , и на

Ночь на 1 января у некоторых с лавянских народов с еверо - западной Руси

носила название Жирной кут ьи или Щедр ухи. В этот день б ыло принято

щедро угощать др уг друга самыми вкусными и жирными яствами.

приготовлявшийс я из моркови, свёклы, квашеной капусты и куриц ы . Хлеб

был главным б людом и источником всей жизни. В каждом доме с тарались

сделать новог одний с тол богатым. Сытная и разнообразная еда 1 января ка к

бы вынуждала чел овека и в течение остальных дней года со хранять достаток

и изобилие кушаний. Главным уг ощением был молочный пор осёнок.

Славяне также пек ли блины, так как считали, что блин – знак с олнца. Чем

больше напечь блинов, тем теплее будут весна и лето. Из теста лепили и

выпекали фигур ки домашни х животных - коз , коров, телят, лошадей. Ими же

одаривали колядов щиков. Ещё самым главным угоще нием были я блоки.

Ёлка – главный атрибут Нового года. Обычай украшать на Новый г од ёлку

родился у жителей Гер мании. Считали, что ель – священное де рево, в вет вях

которого обитает добрый дух лесов. Зелёная круглый г од, она олицетворяла

бессмер тие, вечную молодость, вер ность, долг олетие. Даже её шишк и были

Читайте также: