Конспект виготовлення вишитого виробу

Обновлено: 06.07.2024

Рассказ ученицы 5А класса, Садофьевой Арины.о вышивке как о древнейшем декоративно-прикладном искусстве с показом презентации и эскизов работ и демонстрации образцов вышивки. Доклад ученицы 5А класса, Садофьевой Арины. Рукоделие – это одна из составных частей декоративно-прикладного искусства. Это украшение предметов быта (утвари, ткани, одежды и т.д.) (Слайд 2) Под рукоделием обычно имеют в виду вышивание и вязание. Мы с вами будем заниматься вышиванием. Вышивание – это изображение шитьём. (Слайд 3) Вышивка – древнейший вид украшения одежды и бытовых вещей. (Слайд 4) Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. (Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Цель: создать условия для формирования представления о декоративно- прикладном искусстве русского народа, духовной культуре на примере ручной вышивки,. сформировать навыки по их выполнению, соблюдая технологическую последовательность и технику безопасности.

Задачи урока: – образовательная –сформировать знания о ручной вышивке, ознакомить с видами простых швов, сформировать действенно-коммуникативные навыки, работая в группах, научить самостоятельности в выполнении творческой работы; - развивающая – создать оптимальные условия для развития сенсорных и моторных навыков; способности планировать свою работу, корректировать и оценивать свой труд, применяя знания и умения, полученные на уроках технологии; - воспитательная – способствовать воспитанию трудолюбия, внимательности и аккуратности в работе; формированию эстетического вкуса, интереса к искусству и культуре своего народа, культуры речи, одежды и поведения

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вышивка очень важный вид декоративно прикладного искусства, предмет декора и развитие мелкой маторики рук.

5класс дата: Проверено:

Разработка урока "Технология вышивки"

Цель урока: Изучение технологии выполнения основных стежков и швов в вышивке и на их основе.

Образовательные - обучать выполнять задания по образцу; формировать знания по ручной вышивке на уровне применения в сходной ситуации; учить самостоятельно оценивать результаты работы.

Воспитательные - вызывать интерес к культуре и искусству вышивания; совершенствовать эстетические взгляды.

-развивающие - улучшать сенсорные и моторные навыки учащихся; развивать творческие способности личности; знакомить их с образцами самых популярных видов вышивки, развивать речь и внимание.

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы обучения:

теоретическое обучение проходит устно, без ведения записей обучающимися, при помощи наглядных пособий (инструкционных карт, журналов, старинных и современных образцов) и схематических рисунков учителя на доске.

практическое обучение происходит на образце (лоскуте ткани) при непосредственном участии учителя и самостоятельно.

Материальное обеспечение:

Материалы и инструменты

I. Организационный момент.

Историческая справка. (Вступительное слово учителя).

Вышивка - распространённый вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображение выполняются ручным или машинным способом на разных тканях, коже, войлоке и других материалах, льняными, хлопчатобумажными, шёлковыми, шерстяными, металлическими нитками, а также бисером, жемчугом, драгоценными камнями, и др.

Этот вид искусства возник давно - корни его уходят в глубину веков. (На доске написаны слова “Вышивать, вышить что - шить по чему-либо узоры шерстями, шелками, бумагой, золотом и пр.”-(Даль В.И.) Из-за недолговечности ткани и ниток наука лишена возможности точно определить когда впервые удалось воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, определить время возникновения этого искусства. Образцы наиболее древней вышивки в музеях Европы относятся к V в.н.э., а образцы славянской вышивки сохранились лишь за несколько последних столетий (больше всего вышивок XIX века).

Вышитая белая сорочка - неотъемлемая часть женской и мужской одежды любого европейского народа. Вышитая сорочка была характерным признаком каждой местности и отличалась своеобразным орнаментом, техникой исполнения и гаммой цветов.

Вышиванием занимались почти исключительно женщины. Для работы использовался каждый удобный момент: посиделки, на которые девушки собирались долгими осенними и зимними вечерами, часы отдыха от полевых работ – весной и зимой.

Одежда была своеобразной характеристикой умения девушки, её трудолюбия. Именно поэтому женская одежда украшалась чрезвычайно красиво. Предметом особой гордости каждой семьи был свадебный сундук с приданным, сделанным руками невесты.

Вышиванием занимались во всех слоях общества - от королевских и царских семей до беднейших крестьян и ремесленников. В России в XVIII-XIX вв. почти во всех помещичьих хозяйствах и при монастырях были мастерские художественной вышивки, изделия которых не только использовались для собственных нужд, но и частично шли на продажу.

Со второй половины XIX века искусство вышивания постепенно выходит за пределы домашнего ремесла и кое-где приобретает форму кустарного промысла. В некоторых местах целые села живут этим промыслом.

Коми земля - богатый и живописный край, который хранит глубокие традиции народных промыслов и ремесленного производства. Народный костюм - бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Украшение одежды выполнялось вышивкой и нашивкой из шелковой или парчовой ткани. Вышивку выполняли по вороту и оплечьям в мужских рубахах, у женщин - по низу передника, а нашивками из шелковых тканей и парчи - оплечья рубахи и низ сарафана.

Что интересно в национальном костюме коми - ижемцы не использовали вышивку. Исключением являлись лишь головные уборы. Они делились на девичьи и женские. Если коми-девушка могла ходить без головного убора, то замужняя женщина не могла выйти на улицу с непокрытой головой. Головные уборы шились из дорогих тканей и украшались вышивкой, бисером и т.д.

Вопрос: Девочки, есть ли в вашем доме изделия с вышивкой?
Вопрос: Кроме швейных изделий, что ещё можно украсить вышивкой?
Вопрос: Кто в основном занимался вышивкой?
Вопрос: Что являлось предметом гордости каждой семьи?
Вопрос: Какие детали одежды коми костюма украшались вышивкой или нашивкой?

Итак, вы познакомились с историей возникновения вышивки, её применением в одежде разных народов, в том числе и коми.

И в наше время люди охотно обращаются к услугам мастеров индивидуального пошива и народных умельцев.

Художественная вышивка - один из наиболее распространённых видов народного искусства, в котором воплощены лучшие традиции народа, приносит и будет приносить радость тысячам его почитателей. Это изысканное женское хобби ещё долго будет удовлетворять потребность в прекрасном, в желании украсить свой быт и досуг.

Демонстрация вышивок выполненных учащимися старших классов.

II. Классификация вышивок.

Все техники вышивки подразделяются на счетные (вышивание со счетом нитей ткани основы, крестом и другими гобеленовыми швами по канве) и гладьевые (вышивание на белом, по шелку и бархату, золотое шитье, вышивка-аппликация, выполняемая в пределах нарисованных на тканях контуров).

Физминутка, включая гимнастику для глаз.

III. Инструменты и материалы для вышивания (с демонстрацией).

При выполнении вышивания необходимы материалы, инструменты и приспособления.

В качестве материала используют ткани и нитки. Для вышивания крестом используют канву. Лучшие нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.

К инструментам для вышивания относятся пяльцы, ножницы и иглы.

Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.

Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.

Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.

Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька.

Для перевода рисунка на ткань используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.

Калька- это прозрачная белая бумага, которая служит для перевода изображения, рисунка, орнамента.

Вопрос: Какие инструменты и приспособления вам знакомы?
Вопрос: С какими инструментами и приспособлениями вы работали?

Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов мы можем приступать к выполнению практической части урока.

IV. Практическая работа .

Организация рабочего места.

Рабочее место для выполнения вышивальных работ должно быть удобным, свет должен падать слева или спереди. Инструменты и приспособления удобно располагать в правой части стола, а материалы - в левой. Очень важно принять правильное положение при вышивании, т.к. неправильная посадка приводит к быстрой утомляемости, а в последствии к сутулости, к искривлению позвоночника и к близорукости. Во время работы корпус немного наклонен вперед, расстояние от глаз до работы 25-30 см. Стул должен стоять так, чтобы можно было опираться на его спинку.

В процессе вышивания следуют соблюдать осторожность при работе:

Давайте вспомним и повторим правила по технике безопасности при выполнении ручных работ и влажно-тепловой обработки.

Выполним на образце знакомые швы по одной линии.

Берем лоскут ткани (20х20) гладкокрашенного ситца (можно бывшего в употреблении ) и переносим на него линии с карточки – схемы

Захватываем 2-3 нити ткани в начале первой строчки почти полностью протягиваем нить через ткань и вводим иглу в петлю, оставшуюся над тканью. Выполняем по первой линии шов “вперёд иголку”. Шов состоит из последовательных стежков, укладывающихся по линии контура, который может быть прямолинейным или криволинейным. Шов выполняем справа налево, игла направлена всегда вперёд. Стежки должны быть одинаковыми по величине, длиной 2-3мм. Шов “вперёд иголку” применяется в шитье для обрисовки контуров и для смётки деталей, в вышивке этот шов выполняем толстыми нитками.

Переходим на вторую линию и выполняет “тамбурный шов”. Тамбурный шов соответствует цепочке из воздушных петель, связанных между собой.

Иглу направляем остриём вниз и каждый стежок образует петлю за счёт того, что до прокалывания ткани и выхода иглы на лицевую сторону материала движением правой руки рабочая нить укладывается на ткани по дуге. Вытянутая затем из ткани игла оказывается расположенной над этой дугой. Тамбурный шов применяется в украинских народных вышивках.

Посмотрите внимательно на доску и найдите знакомые вам швы. (К доске прикреплены карты с изображением швов)

А какие швы вам незнакомы? (Отвечают и показывают у доски по картам).

Сегодня мы с вами продолжим изучение вышивальных швов и новое с чем мы познакомимся это:

“петельки с прикрепом”

Стебельчатый шов состоит из стежков, частично перекрывающих друг друга, и внешне напоминает шнурок. В вышивках чаще всего применяется для исполнения стеблей, но может применяться для заполнения кружков либо других фигур. Удобнее исполнять стебельчатый шов снизу вверх либо слева направо. Иглу с рабочей нитью направляем назад, выходим на лицевую сторону материала примерно посредине последнего стежка, нить лежит слева либо справа от него. По окончанию работы с нитью закрепляем её, проводя под 5-7 стежком с изнанки и отрезаем остаток нити.

Далее выполняем последний шов “петельки с прикрепом”.Этот шов очень хорош для вышивания как растительных( цветы и листики), так и геометрических узоров. Шов состоит из петельки закреплённой маленьким стежком. Если несколько петель сходятся своими началами в одной точке, то получается цветочек. При этом иглу направляем по радиусу окружности от центра, рабочую нить укладываем под иглу, После протягивания иглы закрепляем маленьким стежком и возвращаемся в исходную точку. Для украшения шва можно закреплять каждую петлю не один, а два либо три раза, делая симметричные стежки.

V. Итоги урока.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии и длину стежка.

Проверка выполняемой работы и оценивание.

Домашнее задание: закончить работу, посмотреть есть ли изделия с вышивкой дома и каким способом они выполнены. Сделать фото и показать учителю.

Опорные понятия: мулине, пяльцы, копировальная бумага, шов “вперед иголку”, “стебельчатый шов”, “петельки с прикрепом”, “тамбурный шов”. (Написаны на доске).


Работа познакомит учащихся с историей вышивки, инструментами и приспособлениями для вышивки, а также организацией рабочего места для ручных работ.

Описание разработки

Цели урока:

Ознакомить учащихся с вышивкой.

Способствовать развитию творческого мышления.

Воспитывать вдумчивость, деловитость, самостоятельность.

Объяснительно - иллюстративный - объяснение, демонстрация.

Оборудование и инструменты: иголка, нитки.

Межпредметные связи: история, черчение, рисование.

Содержание урока:

Теоретическая часть: Наиболее интересные и нужные сведения о вышивке.

Структура урока:

1. Организационный момент

2. Изложение нового материала

3. Практическая работа учащихся

4. Закрепление нового материала

5. Подведение итогов урока

Ход урока:

1. Организационный момент

проверка готовности к уроку

2. Изложение нового материала

Вышивка.

Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. В старину на Руси все женщины владели эти искусством. Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.

Девочка семи - восьмилетнего возраста начинала готовить себе приданое, и к пятнадцати - шестнадцать годам должна была иметь праздничную и будничную одежду, скатерти, подзоры, полотенца, которых должно было хватить на несколько лет. Готовили полотенца, которыми одаривали на свадьбе родню жениха и почетных гостей. Перед свадьбой устраивалась выставка изделий и по их числу, и качеству судили о мастерстве и трудолюбии невесты.

Искусство вышивания имеет многовековую историю. В далекие времена, когда люди жили разобщенно, каждый народ, а иногда и небольшое селение имели свои особенности в вышивке и других видах народного творчества. С расширением связей между отдельными районами местные особенности обогащали друг друга. Из поколения в поколение отрабатывались и улучшались узоры и цветовые решения, создавались образцы вышивки с характерными национальными чертами.

Человек всегда стремился украсить свое жилье да и себя разными поделками. Изыскания археологов показывают, что еще в каменном веке человек расписывал стены пещер, носил украшения из камня, а затем и из металла. Конечно, древняя одежда из шкур, кожи и ткани не могла сохраниться, ее век недолог. Однако в музеях можно познакомиться с замечательными, изысканными по технике вышивками XV и XVI веков.

И вышивали-то с помощью крючка, располагая моток пряжи под пяльцами и протаскивая петельки нити крючком с изнанки на лицо. На поверхности ткани образовывались узоры из ряда петелек - то, что мы теперь называем тамбурным швом. Впоследствии научились выполнять этот шов иглой, а вязание крючком очень часто по всему миру называют тамбурным вязанием.

Рукоделием занимались женщины на селе преимущественно в зимнюю пору, когда освобождались от работы в поле, в лесу и на огороде. Зимний день короткий, а работать можно было только днем, лишь в исключительных случаях при лучине или, позже, при свече.

1.Организационный момент, проверка готовности к уроку.
2. Актуализация знаний учащихся.
3.Объяснение нового материала.
4. Вводный инструктаж и практическая работа.
5.Физкультминутка.
6. Закрепление.
7. Завершение урока, подведение итогов.

Проверка готовности к уроку.
Учитель демонстрирует учащимся различные иллюстрации и готовые изделия, отделанные вышивкой, связанные крючком, хохломскую роспись и другие.
Нравятся ли вам, ребята, эти изделия? (Дети дают утвердительные ответы)
Может быть, кому –нибудь известны названия техники выполнения этих изделий? (учащиеся дают ответы).
Эти изделия – образцы разных видов рукоделия. Многие из них можно назвать настоящими произведениями искусства. Выполнены они умелыми руками мастеров. Сегодня на уроке мы будем знакомиться с одним очень распространенным и увлекательным видом рукоделия. Давайте прочитаем зашифрованное слово. Задание на доске:
РОВСЫОСШРСССИОРВРОСКССОРРСРРОАО
Подсказка: необходимо вычеркнуть буквы Р, С, О. (ВЫШИВКА)
Сегодня на уроке мы узнаем много интересного о вышивке и будем учиться выполнять некоторые виды швов.
Вышивка является одним из самых любимых и распространенных видов рукоделия. Вышивка – способ украшения одежды и предметов интерьера узорами, выполненными цветными нитками.Искусство вышивания имеет многовековую историю. Свидетельством того, что вышивка – древнейший вид рукоделия, служит найденная при раскопках ваза, датируемая V веком до нашей эры, на которой изображена женщина, вышивающая на пяльцах.
Примерно к той же эпохе относятся сохранившиеся до нашего времени искусные китайские вышивки, выполненные на шелке с помощью золотых и серебряных нитей. В курганах IX – XII веков археологи часто находят элементы древней одежды, украшенной сверкающим золотым узором. Сохранившиеся до наших дней драгоценные золотошвейные вышивки Древней Руси покоряют великолепием и безупречным выполнением узора.




На протяжении столетий вышивка была неотъемлемой частью украшения одежды и быта. Ее выполняли льняными, шерстяными, шелковыми (чаще цветными), металлическими(золотыми и серебряными) нитями, а также волосом, бисером, жемчугом, блестками, иногда в сочетании с нашитыми драгоценными камнями, монетами.



Вышивка была связана со стародавними обычаями и обрядами русского крестьянства. С помощью иглы и различных нитей русские женщины превращали простую ткань в произведение искусства.
Владение мастерством вышивки высоко ценилось в старину. По древнему обычаю все женщины на Руси должны были уметь вышивать. Долгими зимними вечерами , при неясном свете лучины, под тихое пение выводили мастерицы прекрасные затейливые узоры, поражающие и сейчас нас своим изяществом, красотой и задушевностью. Вместе с мастерицей-мамой приобщалась к рукоделию и маленькая дочка.



С семи – восьми лет готовили себе приданое, вышивали одежду, столешники, полотенца для себя и в подарок будущей родне. Мастерство и умение росли с каждым годом. Большим уважением во все времена пользовалась девушка, умеющая искусно вышивать, ткать, плести кружево.
Женские рубахи готовились на все случаи жизни: на свадьбу, на малые и большие праздники, на похороны. Соответственно своему назначению каждая рубаха имела особый характер декоративного украшения.



Расположение узора и приемы вышивки были органически связаны с формой одежды, которая шилась из прямых кусков ткани. Швы выполнялись по счету нитей и назывались счетными. Ими украшались оплечья, концы рукавов, разрез на груди, подол передника, низ одежды, а также располагались вдоль соединительных швов.



Не менее красочными и разнообразными были полотенца, которые не только применялись в быту, но были также традиционным русским подарком: на свадьбе - жениху, всей его родне, свахе, дружкам и почетным гостям, на крестинах – крёстным.



В течение нескольких столетий у русского народа выработались определенные приемы исполнения вышивки, характер орнамента и его колорит. Русские крестьянки бережно хранили особенности вышивки своей местности, постоянно пополняли и развивали ее. Русская вышивка очень многообразна и по характеру узоров, и по приемам изготовления этих узоров. Практически в каждой области имелись свои, только здесь распространенные приемы вышивки, цветовые решения,орнаменты. Различные виды швов, применяемые в русской вышивке, можно разделить на две большие группы:
- к первой группе относятся вышивки, выполняемые по счету нитей ткани;




Швы первой группы называют счетными, швы второй группы - свободными.
Русская вышивка отличается от вышивок других народов. Большую роль в ней играет геометрический орнамент, растениям и животным здесь придаются геометрические формы.



Широко распространены в узорах ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста, а также барса с поднятой лапой. В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла, жизни; женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие, птица - символизировала приход весны.
В вышивках "свободных", по нарисованному контуру, преобладали узоры растительного характера.
Сначала узоры для вышивки переходили из рук в руки, копировались самими вышивальщицами, что нередко представляло им большие затруднения; после изобретения книгопечатания узоры стали общедоступны, они собирались и издавались в специальных книгах. Первый сборник такого рода издан был в 1527 году. Сейчас в продаже можно найти огромное количество журналов и книг по рукоделию с иллюстрациями и схемами. Таких журналов достаточно и в нашей швейной мастерской, вы можете их просмотреть. Возможно, выберете что-то для выполнения в проекте.



Сегодня вышивка не утратила своей популярности. Это прекрасный способ придать обыденным вещам и одежде оригинальный и неповторимый вид.



Сегодня на уроке мы будем учиться выполнять пока самые простые швы. Затем, с каждым занятием, будем выполнять все более сложные. Но начинать работу мы не можем без инструментов и материалов. Как вы думаете, что нам нужно для практической работы? (учащиеся дают ответы)
Для выполнения вышивки необходимы материалы, инструменты и приспособления.
Материалы: ткань для свободных вышивок –хлопок или лён,белые или гладкокрашенные. При выполнении счетных вышивок нужны ткани с полотняным переплетением.Для вышивания крестом используют канву. Нитки для вышивания - мулине. Они имеют стойкую окраску, блеск и необходимую прочность. Кроме того, используют ирис, гарус и синтетические нитки.
Инструменты для вышивания: пяльцы, ножницы и иглы.
Пяльцы бывают круглой, овальной и прямоугольной формы, пластмассовые или деревянные. Основное назначение пялец - держать ткань в натянутом виде и предотвращать стягивание вышитого узора.
Ножниц должно быть двое: маленькие с загнутыми концами - для подрезания ниток, и большие – для раскроя.
Для работы необходимо иметь специальный набор игл для вышивания, Самые тонкие иглы№1 используются для вышивки на тонких тканях тонкими нитками в одно сложение. Иглы№2-5- для работы на льняных тканях. Толстые иглы№6-12 – для работы на плотных тканях шерстяными, синтетическими нитками или ирисом. Ушко иглы должно быть овальным и достаточно большим, чтобы нитки вдевались без труда.
Приспособлением для перевода рисунка вышивки служат карандаш, копировальная бумага и калька. Для перевода рисунка на ткань при выполнении свободных вышивок используют твёрдые и мягкие карандаши и цветную копировальную бумагу.
Зная назначение инструментов и приспособлений, свойства необходимых материалов, мы можем приступать к выполнению практической работы.

Труд – дело очень важное, порой небезопасное.
Правила должны вы знать, безопасность соблюдать!
Инструктаж по правилам техники безопасности при работе с иглой, ножницами.
Подготовка к вышивке. Выполнение простейших швов. Демонстрация учителем приемов выполнения швов.


С каким видом рукоделия вы познакомились на уроке?
Назовите нитки для вышивания.
Из предложенных образцов выберите изделия и поделки с вышивкой.

Самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя, обратить внимание на ровность линии, длину стежка, общий вид выполненной вышивки.
Прикрепите на доску веселые смайлики, если вам было интересно, и урок понравился. Выставление отметок.
Сегодня на уроке мы познакомились с одним из очень распространенных видов рукоделия. Надеюсь, многие из вас в дальнейшем на наших уроках выполнят свои изделия и украсят их вышивкой.А потом, возможно, вы будете делать подарки своим мамам, бабушкам своими руками с применением вышивки.Удачи в творчестве!

Читайте также: