Несчастнейший серен кьеркегор конспект

Обновлено: 03.07.2024

Сёрен Обю́ Кье́ркегор (Киркегаард) (дат. Søren Aabye Kierkegaard). Родился 5 мая 1813, Копенгаген. дата смерти — 11 ноября 1855, там же. датский философ, протестантский теолог и писатель.

биография
Сёрен Обю Кьеркегор родился в Копенгагене, в семье разбогатевшего купца — бывшего крестьянина Петера Кьеркегора, 5 мая 1813 года.

Скончался во время эпидемии гриппа на сорок третьем году жизни, 11 ноября 1855 года, в Копенгагене.

Этапы творчества
Принято выделять пять периодов творчества Кьеркегора:

Кьеркегор выделяет три стадии человеческого существования:

эстетическая,
этическая,
религиозная.
В соответствии с этими стадиями Серен Кьеркегор делит людей на четыре типа: обыватель (Spidsborgeren), эстетик (Æstetikeren), этик (Etikeren), религиозный человек (den Religiøse).

Обыватель живёт так, как окружающие: старается работать, создать семью, хорошо одеваться и говорить хорошо. Он следует стадному инстинкту. Он плывёт по течению и смиряется с обстоятельствами, не думая о том, что он может что-то изменить в своей жизни. Он просто не знает, что у него есть выбор.

Эстетик знает, что у него есть выбор. Он знает, что ему не нужно следовать за всеми. Он выбирает сам свой путь. Он выбирает жизнь, которая полна удовольствий. Ему нравится хорошая еда, стакан вина, красивые женщины. Он не думает о чувстве долга и ответственности и вовсе не думает, что такое хорошо и что такое плохо. Он просто живёт сегодняшним днём и наслаждается жизнью. Если нет ничего интересного, то ему становится скучно. Он чувствует, что его жизнь пуста.

Человек может перейти через переживание отчаянья на этическую стадию тогда, когда его поступками руководит разум и чувство долга. Этик не чувствует, что его жизнь пуста. У него развито чувство долга и ответственности. Он разбирается, где добро и где зло, что такое хорошо и что такое плохо. Он считает, что нужно жить с женщиной, любить её и быть ей верным. Ему хочется совершать только хорошие поступки и не совершать ничего плохого. На этической стадии эстетическая не исчезает бесследно, а происходит постоянно колебание между эстетическим и этическим.

В конце концов, человек может прийти к осознанию ограниченности как эстетического, так и этического образа жизни, снова испытав отчаянье. Тогда дискретно может произойти прорыв на духовную стадию, где человеком руководит сердце, вера, которая не подвластна ни чувственности, ни разуму. Религиозный человек понимает, что он не совершенен. Он знает, что он грешен и нуждается в Боге. Он верит всем сердцем, что Бог его простит. Бог — совершенен, человек — нет.

Отчаяние
Отталкиваясь от догмата о первородном грехе, Кьеркегор определяет человеческую жизнь как отчаяние. Отчаяние, как следствие греховной природы человека, одновременно рассматривается и как единственная возможность прорыва к Богу.

В соответствии с тремя стадиями развития человеческого существования Кьеркегор рассматривает три типа отчаяния.

Страх
Страх (Angst) возникает у человека как существа онтологически свободного, но отмеченного печатью первородного греха, а потому смертного и конечного. Страх возникает из осознания невозможности преодоления собственной смерти и риска неправильного распоряжения собственной свободой. Страх таким образом является ситуацией, в которой проявляется человеческая свобода.

Оценка такой позиции как иррационалистической оспаривается в исследовательской литературе.

Русское написание имени
Наиболее употребительное написание фамилии философа на русском языке — Кьеркегор. В литературе также встречаются варианты: Киркегард, Керкегор, Кьёркегор и др.

С точки зрения Д. А. Лунгиной, наиболее близко к датскому произношению произношение фамилии как Кергегор, к немецкому — Киркегард; неоправданно сложному написанию Кьеркегор и немецко-датскому смешению Киркегор Д. А. Лунгина предпочитает отчасти адаптированное к графике, отчасти к русской традиции Керкегор.

У Бердяева встречается написание Киркегардт

Датским философом Сереном Кьеркегором (Киркегор; 1813 – 1855) в период XIX века активно развивалось направление иррационализма в рамках европейского философского течения.

Фрэнсис Бэкон - Студенческий портал

Им, также, как и Артуром Шопенгауэром, активно отвергалась и не принималась философия Гегеля, в рамках которой центральный локус внимания принадлежал особенностям развития логического мышления и человеческого разума.

Философия Гегеля была яростно раскритикована Кьеркегором за содержащиеся в ней рационалистические мысли и идеи. Вместе с тем, в начале своей философской деятельности Кьеркегор был сторонником философских взглядов, выдвинутых Фридрихом Шеллингом.

Кьеркегором мир воспринимался в качестве неразумного, что и послужило усилителем критики философии рационализма, которой придерживался Гегель, совместно с его стремлением к панологизму – восприятия бытия в контексте мышления и развитию идеи Абсолюта.

Также, Кьеркегор активно высказывался против гегелевского утверждения о том, что единственными достоверными формами знания являются логические. Все эти тезисы шли вразрез убеждениям Кьеркегора об устройстве мира, который выступал за иррациональные формы мироустройства и использованием человеком иррациональных способов к его познанию.

Согласно позиции Кьеркегора, человек постоянно задается вопросами о смысле собственного существования, о том, как жить и чем заниматься в своей жизни, на какие правила опираться при выборе стратегии поведения. Мир, в котором живет человек всегда остается для него непонятным и загадочным и выражается для него в качестве непознаваемой и иррациональной действительности.

Кьеркегор был противником объективного существования мира и активно выступал против того, чтобы его таковым воспринимали. Согласно его позиции, мир является совокупностью человеческих ощущений. Каждый индивид в процессе жизнедеятельности руководствуется собственными ощущениями, которые он, будучи поглощенным собственным внутренним миром постоянно переживает.

Кьеркегором были глубоко воспринято идеи о субъективном идеализме, основу которым в свое время положил английский философ и теолог Джордж Беркли. В своих положениях, и в случае объяснения большого количества различных явлений он опирался на эти идеи, на которых, в сущности и базировалась вся его субъективная философия.

В качестве вопроса первостепенной значимости, возникающей у теолога и философа, выступала проблема истины. Он искал формулировку своего ответа на вопрос героя библии Понтия Пилата о том, чем является истина.

Свой ответ Кьеркегор сформулировал, опираясь на субъективный идеализм Джорджа Беркли, а также религиозную философию. Им решительно отвергалась работа об объективности сущности истины, а также ее критериев.

Понимание истины в контексте научного знания являлось для него неприемлемым. Вместе с тем, он также критиковал возникновение и формулирование тезисов об относительности истины, которая впоследствии может быть углублена и расширена до границ истины абсолютной, смысловая сущность которой не может быть изменена в процессе дальнейшего развития познавательной активности человека.

В качестве противопоставления категории объективной истины, философом было введено в научное знание понятие субъективной истины. Как отмечал Кьеркегор, в его задачу входил поиск истины, которая воспринималась бы им в качестве таковой.

Помимо этого, данный факт уравнивает право на существование для различных и иногда взаимопротиворечащих взглядов.

Согласно взглядам Кьеркегора, статус абсолютной истины могут получить только положения из религии, которые находят свое отражение в различных религиозных трудах. Согласно взглядам философа, религии не нужна помощь ума, поскольку он не может выступать в качестве судьи для вопросов религии.

Религия, как и вера, не нуждается ни в каких доказательствах, особенно в научных, рассматривая их в качестве собственных недругов.

Основная задача человека, по Кьеркегору, состоит лишь в том, чтобы отметить истинность веры, а не делать каких-либо поспешных и сомнительных выводов благодаря логическим манипуляциям. Вера в Бога является беспрекословной и безрассудной.

Отсутствие веры, согласно его взглядам, является не результатом недостаточных знаний, а результатом непослушаний, желаний противостояния и непокорности.

Философия существования человека

Следует отметить, что субъективно-идеалистическая, иррационалистическая и религиозная позиция Кьеркегора находит отражение как в его учениях о сущности бытия и познания мира, так и в его этических воззрениях.

Им были выделены три последовательных этапа в развитии человеческой нравственности и этики: эстетический, непосредственно этический и религиозный.

Согласно позиции философа, на эстетическом этапе развития нравственности и этики, в качестве важнейших категорий для жизненного восприятия у человека выступает область красоты (зачастую внешней), совместно со способностью ей наслаждаться.

В качестве примеров он выделял субъективное восприятие красоты, совместно с наслаждением, которые возникли при прослушивании произведений Моцарта, совместно с восприятием поэм и литературных художественных произведений (античных и современных), совместно с их театральными постановками по Шекспировским произведениям.

Этика и мораль, проходя этапы духовного развития человечества, согласно позиции философа, осуществляют переход от эстетического этапа на непосредственно этический. Вместе с тем, мораль можно трактовать в контексте общей совокупности правил поведения, совместно с отношениями людей друг к другу, тогда как этика выступает в качестве обоснования и объяснения данных норм.

Он говорил о том, что в случае, когда на одной стороне находятся справедливость, непорочности и истина, а другую представляют пороки, страсти и склонности к извращениям, необходимо реализовывать верный выбор.

Сущность данного выбора отражает состояние духовной состоятельности и возвышенности личности. При реализации определенного выбора, человек полностью наполняется тем, что он выбрал. В случае, когда человек отказывается выбирать, он становится вялым и погибает.

Кьеркегор высказывался о том, что в случаях, когда человек стоит перед выбором, на первый план начинают выходить и вопросы этики. Зачастую, человек осуществляет выбор между доброй и злой стороной.

В ситуации реализации выбора, он попадает в этическую область. В случае такого выбора, человек показывает все свое нутро и свою сущность, что, впоследствии, способствует укреплению его индивидуальности.

Согласно позиции Кьеркегора, человеку необходимо понимать сущность совершенного им выбора, вне зависимости от того, является ли этот выбор наслаждением жизнью, либо он отражает необходимость в служении, преданности и спасении других людей, в соответствии с замыслом Бога. Человек, которых стремится получить наслаждения (в понимании философа это отражение эстетических форм жизни), действует в соответствии с естественными и природными инстинктами, продиктованными собственной природой.

В свою очередь, идя за влечением собственного предназначения, совместно с принятием ответственности за свои поступки, способствует к приходу к вере в Божественное, во Всевышнего, как отца всему, что существует в мире.

«Осуществив выбор в пользу этого – отмечал философ, человек становится самим собой, обретает свою подлинную сущность, может считать себя свободным, сознательным человеком, который способен в полной мере отличить добро от зла.

Личность, которая выбирает эстетическое жизненное направление – является эстетиком и реализует стремления к наслаждению, действует, согласно замечанию Кьеркегора, полностью повинуясь внешним обстоятельствам, что способствует тому, что он может теряться в них и терять собственную волю и индивидуальную цельность.

Он, вместе с тем, обладает способностью к тому, чтобы не потворствовать своим страстям и искушениям. Смысл его жизни заключается не в наслаждениях, а в устойчивом исполнении своего внутреннего долга, который он устанавливает сам перед собой, а также собственной душой, которую он должен не губить, а обретать.

С восторгом философом было отмечено, что христианскими заповедями было заложено начало принципов и норм нравственности для представителей многих стран и народов.

Имеется ввиду христианская мораль, в которой содержатся заповеди о том, что дорога, по которой человек приходит к пониманию Бога включает в себя такие паттерны, как: искупление грехов, очищение души, покаяние и праведный образ жизни.

Верить в Бога необходимо каждому, не смотря на все жизненные страдания.

Начало своей речи философ сформулировал следующим образом: «У большого количества людей существует страх смерти.

Однако существует большее несчастье, чем это, оно заключается в несчастье жить, поскольку человеческая жизнь состоит из большого количества мучений, а смерть является средством для избавления от них.

Таким образом, можно сделать вывод, что смерть является общим счастьем для всего человечества.

Далее Кьеркегором излагались мысли, которые фактически повторяли высказывания Шопенгауэра: человек, который несчастен является одиноким в своем существовании, он не верит в возможное сочувствие ему окружающих, он переживает ощущение ненужности, абсолютной заброшенности и субъективно переживает ничтожность своей жизни. С помощью таких категорий Кьеркегор выстроил всю свою речь, на этих же идеях построены все его работы. Отличие работ Кьеркегора от Шопенгауэра заключается преимущественно в большей склонности к религиозному философствованию.

В данном контексте, Кьеркегор опирается на выдержку из Библии, где есть упоминание о том, что Авраам был согласен на принесение в жертву собственного любимого сына Исаака.

Он знал, что убийство собственного сына является тяжким преступлением, однако он выражал сознательную готовность к реализации необходимого, так как это было Божьей волей.

В своих основных идеях, философия Серена Кьеркегора является очень последовательной и цельной. Ее принято причислять к основам так называемой экзистенциалистской философии, которая получила масштабное развитие в период XX века.

Основу ее содержанию составляет идея переживания человеком опыта своего существования, которая развивалась в идеях Кьеркегора. Следует отметить, что не смотря на то, что позицию Кьеркегора так или иначе разделяют все представители современного экзистенциализма, в большей степени при этом на нее опираются сторонники религиозного течения в экзистенциализме.

Серен Кьеркегор (1813 – 1855)

Главной проблемой философии Кьеркегора является единичное, внутреннее, временное существование человека – экзистенция. Кьеркегор рассматривает три способа и три соответствующие им принципа существования человека в мире: эстетический (наслаждение), этический (долг) и религиозный (вера).

Кьеркегор и экзистенциальная философия

В связи с обоснованием нового предмета философии – экзистенциального существования человека, Кьеркегор выступил с критикой рационалистической философии, в первую очередь, философии Гегеля.

Согласно Гегелю истина носит разумный, всеобщий и объективный характер; высшей формой ее постижения является наука, основанная на абстрактном мышлении. Кьеркегор настаивает на том, что философия принципиально отличается от науки, что она напрямую зависит от субъективной, личной жизни философа.

Немецкая классическая философия развивает учение о субъекте, но там речь идет о субъекте вообще, Кьеркегор же считает, что предметом философии должен стать единичный, неповторимый, уникальный, конкретный субъект, поэтому экзистенциальная истина и всеобщность несовместимы.

Кьеркегор об абстрактном мышлении

Кьеркегор о свободе и необходимости

Кьеркегор и философия отчаяния

Каждому из способов человеческого существования присущ свой тип отчаяния.

Кьеркегор о способах существования

Трагический герой способен к самоотречению, но не способен к вере.

Эстетическое существование

Главным принципом существования эстетического человека является наслаждение. Наслаждения могут быть самыми разными, но они всегда зависят от чего-то внешнего по отношению к человеку, поэтому эстетик никогда не бывает свободен.

Только в результате акта выбора человеку можно вновь обрести себя.

Этическое существование

Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.

Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.

Существование в вере

Свобода человека понималась им как диалектическое единство конечного и бесконечного, материального и духовного, необходимости и возможности. В преобладание одной из сторон этого единства Кьеркегор видел причину отчаяния.

Поэтому сознание в философском учении Кьеркегора признается решающим фактором, ведущим человека к преодолению отчаяния, выздоровлению от болезни к смерти, обретению себя!

Кьеркегор и значение его философии

Философское учение Кьеркегора не было по достоинству оценено его современниками.

Галина Зубец

Кьеркегор книги

Учение Сёрена Кьеркегора: кратко, суть

Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 — 1855) был романтическим философом, если вообще можно так говорить о философах. Его учение — это мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь бога, понять человека.

  • Итак, каковы основные идеи Кьеркегора?
  • а) человек есть единство противоположностей,
  • б) человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или),
  • в) человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой,

г) Христос — есть. Смысл жизни человека — прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры,

д) все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким.

Исходя из того, как люди готовы совершить этот прыжок, Кьеркегор разделил их на три типа.

Первый — эстетический тип. Он стремится к красоте как символу бесконечного, всеобщего, но погрязает в удовольствиях повседневности. Он не может отказаться от чувственных радостей, все больше увлекается ими, ищет красоту в этом, не находит, но уже не способен воспарить над суетой. И поэтому страдает. Чтобы спастить от этого, еще глубже погружается в конечное. Получается замкнутый круг.

Ульпиано Чека и Санз. Пир во дворце Нерона.

Второй — этический тип. Трагический герой, рыцарь самоотречения. Он стремится к бесконечному и готов жертвовать своим конечным ради этого. Он готов все отдать за свою мечту.

Но в последний момент начинает раздумывать и выбирать пути. Он свободен в выборе, и именно это мучительно. Наконец, он делает рациональный выбор. Это превращает его в трагического героя, потому что (см.

выше) никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой.

Третий — религиозный тип, рыцарь веры. Этот тип живет только верой. Рациональные соображения для него на этом фоне ничего не значат. Он совершает поступок, немыслимый и абсурдный с точки зрения разума, но совершенно нормальный с точки зрения веры.

Именно он делает пресловутый прыжок веры. Пример — Авраам, который, не моргнув глазом, потащил своего любимого сына Исаака на жертвенный камень, чтобы зарезать его там во славу бога. Ни одна мысль не омрачила его чело. Бог велел — он делает.

Это и есть прыжок веры.

И в результате он получает назад свое конечное (сын жив-здоров) и при этом обретает смысл своей жизни в боге.

Основные проблемы в философии С. Кьеркегора

В своих работах Кьеркегор ведет полемику с Декартом, Кантом, Лейбницем и, конечно, Гегелем. При чтении его произведений чувствуется восхищение античной философией и, прежде всего, Сократом. Но главным источником вдохновения Кьеркегора остаются Слово Божье и протестантская догматика.

Человек есть синтез бесконечного и конечного, временного и вечного, свободы и необходимости. Синтез — это отношение двух членов. Это отношение полагает дух. А отношение, которое относится к самому себе: это есть Я.

Вследствие синтеза этих противоположностей Я любого человека всегда пребывает в страхе и отчаянии. И чем выше самосознание индивида, тем глубже эти страх и отчаяние. Только через качественный прыжок к Богу страх и отчаяние могут быть опосредованы.

Только через веру в Бога, а именно, во Христа, человек может быть спасен. Именно, этой мыслью пронизаны все сочинения Кьеркегора.

Все идеи Кьеркегора не идут в разрез с протестантской догматикой, однако, человек есть свобода и, поэтому, он сам должен найти путь к Богу и только в качестве единичного индивида стоит в абсолютном отношении к абсолюту, т.е. к Богу.

Кьеркегор стремился снять оковы категорического императива Канта, так как выработанные нравственные кодексы претендовали на всеобщность. Субъективный мыслитель Кьеркегор считал, что человек — это свобода, поэтому он в себе самом несет свой суд и определяет свою судьбу.

В гегелевской же философии уничтожается сама возможность выбора и у человека отбирается его главное достояние — его свобода.

Кьеркегора возмущала попытка Гегеля примирить знание и веру. Ибо вера — это парадокс, и этот парадокс не может быть доказан, как обычная непосредственность, ведь вера не является непосредственностью, как считал Кьеркегор, в отличие от Гегеля.

Именно, здесь Я индивида выступает в своей наибольшей мощи.

Датский философ Сёрен Кьеркегор (1813 - 1855) был романтическим философом, если вообще можно так говорить о философах. Его учение - это мучительный поиск смысла жизни, попытка постичь бога, понять человека.

Названия его трудов весьма показательны - "Страх и трепет", "Или-или", "Болезнь к смерти" и т.п. Недаром его называют предтечей экзистенциализма - учения, согласно которому человек живет в мире абсурда, и его удел - страдание.

Итак, каковы основные идеи Кьеркегора?

а) человек есть единство противоположностей,

б) человек постоянно находится в ситуации выбора (или-или),

в) человек свободен сделать свой выбор, но никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой,

г) Христос - есть. Смысл жизни человека - прийти к вере, но сделать это невозможно рациональным путем. Чтобы стать рыцарем веры, надо сделать духовный скачок, так называемый прыжок веры,

д) все люди так или иначе стремятся к этому, но удается только редким.

Исходя из того, как люди готовы совершить этот прыжок, Кьеркегор разделил их на три типа.

Первый - эстетический тип. Он стремится к красоте как символу бесконечного, всеобщего, но погрязает в удовольствиях повседневности. Он не может отказаться от чувственных радостей, все больше увлекается ими, ищет красоту в этом, не находит, но уже не способен воспарить над суетой. И поэтому страдает. Чтобы спастить от этого, еще глубже погружается в конечное. Получается замкнутый круг.

Второй - этический тип. Трагический герой, рыцарь самоотречения. Он стремится к бесконечному и готов жертвовать своим конечным ради этого. Он готов все отдать за свою мечту. Но в последний момент начинает раздумывать и выбирать пути. Он свободен в выборе, и именно это мучительно. Наконец, он делает рациональный выбор. Это превращает его в трагического героя, потому что (см. выше) никто никогда не скажет ему определенно, надо ли было делать именно такой.

Третий - религиозный тип, рыцарь веры. Этот тип живет только верой. Рациональные соображения для него на этом фоне ничего не значат. Он совершает поступок, немыслимый и абсурдный с точки зрения разума, но совершенно нормальный с точки зрения веры. Именно он делает пресловутый прыжок веры. Пример - Авраам, который, не моргнув глазом, потащил своего любимого сына Исаака на жертвенный камень, чтобы зарезать его там во славу бога. Ни одна мысль не омрачила его чело. Бог велел - он делает. Это и есть прыжок веры.

И в результате он получает назад свое конечное (сын жив-здоров) и при этом обретает смысл своей жизни в боге.

Кьеркегор считал, что рыцарей веры фактически не осталось, и большинство людей относятся к этическому типу, жизнь которых поэтому - страдание.

Кьеркегор и экзистенциальная философия

Кьеркегор об абстрактном мышлении

Кьеркегор о свободе и необходимости

Кьеркегор и философия отчаяния

Кьеркегор о способах существования

Эстетическое существование

Этическое существование

Этический человек «основывает свою жизнь на существенном, на том, что должно быть. Выбор представляет собой трудный и мучительный шаг. Индивид расстается со своей мнимой свободой, отказывается от всех возможностей, кроме одной, но зато она становится его реальностью.

Выбор совершается не в результате знания, а в результате волевого акта. Актом воли человек рождает, создает самого себя. Во время выбора все индивидуальные черты человека остаются теми же, тем не менее, сам он становится другим: из природной индивидуальности превращается в личность. Это означает, что отныне человек определяет себя сам, то есть становится свободным.

Существование в вере

Кьеркегор и значение его философии

Читайте также: