Конспект урока бальмонт 11 класс

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование урока: портрет К. Д. Бальмонта, сборники его стихов.

Ход урока

I. Реализация индивидуального домашнего задания

II. Слово учителя

Правда, позднее писали о банальности и ложной красивости его стихов. Но лучшие стихи Бальмонта удостоились высокой оценки таких его современников, как Блок, Маяковский, Цветаева.

В начале ХХ века Константин Дмитриевич Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов.

Я устал от нежных снов,
От восторгов этих цельных
Гармонических пиров
И напевов колыбельных.
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!

Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.

У Перуна рост могучий,
Лик приятный, ус златой,
Он владеет влажной тучей,
Словно левой молодой.

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолетности я влагаю в стих.
В каждой мимолетности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры. (см. полный текст ниже)

Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны,
Перепевные, гневные, нежные звоны. (см. полный текст ниже)

1. Выразительное чтение стихотворения.
2. Анализ стихотворения и комментарии учителя.

— Что наиболее примечательного, интересного вы отметили в образах, в форме стихотворения?

Особенно любит Бальмонт инструментовку на шипящие и свистящие согласные: по стихотворению прокатываются звуковые волны ж-ш-щ-ч, с-з, велика роль сонорных л-р-м-н. Не проходит поэт и мимо возможности эффектно использовать ассонансы: например, в третьем стихе в пяти из восьми ударных позиций оказывается в, а в шестом — четырежды использован ударный а. Бальмонту присуще умение придать традиционному стихотворному размеру (в данном случае хорею) новый ритмический оттенок. За счет сильного удлинения стиха (поэт растягивает его до восьми стоп) ритмическое движение приобретает качества сонливой замедленности, певучей медлительности, размеренной ворожбы.

— Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Согласитесь ли вы с тем, что поэзия Бальмонта оставляет ощущение хрупкости и невещественности?

— Производят ли стихи Бальмонта впечатление некоей поэтической импровизации?

V. Заключительное слово учителя

Общие ощущения от лирики Бальмонта — непосредственность реакции поэта на мир, его умение поэтически возвысить непостоянство настроений и вкусов, импрессионистичность видения и сильнейшая тяга к внешней музыкальности. Последняя используется поэтом явно чрезмерно, придавая стиху монотонность и вызывая ощущения смысловой легковесности.

VI. Задания по творчеству К. Д. Бальмонта

1. Какие сборники Бальмонта стали, на ваш взгляд, наиболее заметным явлением и него творчестве, и в истории русского символизма? Какие из них представляются вам наиболее интересными? Почему?

2. К какому направлению Серебряного века принадлежал К. Д. Бальмонт?

4. Чье творчество повлияло на литературные взгляды К. Д. Бальмонта?

8. Как вы понимаете слова К. Д. Бальмонта?
Я ненавижу человечество,
Я от него бегу спеша.
Мое единое отечество —
Моя пустынная душа.

VII. Практикум по поэзии Бальмонта

— Как вы понимаете утверждение исследователя о том, что в первую очередь привлекает поэта-импрессиониста? Согласны ли вы с тем, что это утверждение справедливо по отношению к поэзии Бальмонта?
— Производят ли стихи Бальмонта впечатление некоей поэтической импровизации? Если да, то в чем вы такую импровизацию увидели?

13. А. Л. Григорьев пишет: «Поэт импрессионист отображал не окружающий мир как таковой, а лишь свое субъективное впечатление от него. Его задача — воссоздание потока мгновенных ощущений и раздумий. При этом ему свойственна богатая ассоциативность, быстрая реакция на звук и цвет.

Домашнее задание

1. Письменный анализ одного из стихотворений Бальмонта (по выбору).
2. Выразительное чтение стихотворений А. Белого (по выбору).

Стихотворения К.Д.Бальмонта

I. Кинжальные слова[2]

I will speak daggers.
Hamlet.
[3]

Я устал от нежных снов,
От восторгов этих цельных
Гармонических пиров
И напевов колыбельных.
Я хочу порвать лазурь
Успокоенных мечтаний.
Я хочу горящих зданий,
Я хочу кричащих бурь!

Упоение покоя —
Усыпление ума.
Пусть же вспыхнет море зноя,
Пусть же в сердце дрогнет тьма.
Я хочу иных бряца́ний
Для моих иных пиров.
Я хочу кинжальных слов,
И предсмертных восклицаний!
(вернуться к уроку)

II. ФАНТАЗИЯ[4]

Как живые изваянья, в искрах лунного сиянья,
Чуть трепещут очертанья сосен, елей, и берёз;
Вещий лес спокойно дремлет, яркий блеск Луны приемлет,
И роптанью ветра внемлет, весь исполнен тайных грёз.
Слыша тихий стон метели, шепчут сосны, шепчут ели,
В мягкой бархатной постели им отрадно почивать,
Ни о чём не вспоминая, ничего не проклиная,
Ветви стройные склоняя, звукам полночи внимать.

Чьи-то вздохи, чьё-то пенье, чьё-то скорбное моленье,
И тоска, и упоенье, — точно искрится звезда,
Точно светлый дождь струится, — и деревьям что-то мнится,
То, что людям не приснится, никому и никогда,
Это мчатся духи ночи, это искрятся их очи,
В час глубокий полуночи мчатся духи через лес.
Что их мучит, что тревожит? Что, как червь, их тайно гложет?
Отчего их рой не может петь отрадный гимн Небес?

Всё сильней звучит их пенье, всё слышнее в нём томленье,
Неустанного стремленья неизменная печаль, —
Точно их томит тревога, жажда веры, жажда Бога,
Точно мук у них так много, точно им чего-то жаль.
А Луна всё льёт сиянье, и без муки, без страданья,
Чуть трепещут очертанья вещих сказочных стволов;
Все они так сладко дремлют, безучастно стонам внемлют,
И с спокойствием приемлют чары ясных светлых снов. (вернуться к уроку)

Я НЕ ЗНАЮ МУДРОСТИ[5]

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: Плыву.
И зову мечтателей… Вас я не зову!
1902 (вернуться к уроку)

АЛЫЧА[6]

Цветок тысячекратный, древо-цвет,
Без листьев сонм расцветов белоснежных,
Несчётнолепестковый бледноцвет,
Рой мотыльков, застывших, лунных, нежных, —

Под пламенем полдневного луча,
На склоне гор, увенчанных снегами,
Белеет над Курою алыча,
Всю Грузию окутала цветами. (вернуться к уроку)

Я ИЗЫСКАННОСТЬ РУССКОЙ МЕДЛИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ. [7]

Я — изысканность русской медлительной речи,
Предо мною другие поэты — предтечи,
Я впервые открыл в этой речи уклоны;
Перепевные, гневные, нежные звоны.

Я — внезапный излом,
‎ Я — играющий гром,
‎ Я — прозрачный ручей,
‎ Я — для всех и ничей.

Переплеск многопенный, разорванно-слитный,
Самоцветные камни земли самобытной,
Переклички лесные зелёного мая,
Всё пойму, всё возьму, у других отнимая.

‎ Вечно юный, как сон,
‎ Сильный тем, что влюблён
И в себя и в других,
‎ Я — изысканный стих. (вернуться к уроку)

3. I will speak daggers. Hamlet. – Я буду говорить резко. (Гамлет). (вернуться)

Цель: Познакомить с жизнью К.Бальмонта, пробудить интерес к поэтической индивидуальности, нацелить учащихся на постижение мыслей и чувств лирического героя поэзии Бальмонта и внутреннего мира самого поэта.

Оборудование урока: портреты К.Д.Бальмонта, сборники его стихов.

I. Слово учителя.

В слякотные и дождливые рождественские дни 1942 года в Нуази-ле-Гран близ Парижа, оккупированного гитлеровскими войсками, когда солнце весны и солнце свободы, казалось бы, надолго закатилось над милой Францией, в её чужую, холодную землю лёг навеки ещё один отверженный сын России. Надгробная надпись лаконична и печальна. Константин Бальмонт. Поэт русский. Ушёл кумир целого поколения.

Господь, господь. Внемли, я плачу,
я тоскую,
Тебе молюсь в вечерней мгле.
Зачем ты даровал мне душу
Неземную -
И приковал меня к земле.

  • перелистать страницы жизни большого поэта;
  • увидеть его поэтическую индивидуальность;
  • попытаться понять его мировосприятие и то, как оно преломилось в его творчестве – необыкновенно ярком и своеобразном.

Окунёмся мысленно в атмосферу блистательного, Серебряного века.

Каким содержанием вы наполняете понятие Серебряный век?

Каким вам представляется созвездие ярких имён?

Оно иерархично или это скорее единство равных по таланту индивидуальностей?

Серебряный век – это эпоха возрождения духовности и культуры, творческой свободы, рождения ярких индивидуальностей, гениальных открытий. Блестящее созвездие имён просто ошеломляет: Мережковский, Гиппиус, Брюсов, Сологуб, Блок, Белый, Гумилёв, Городецкий, Ахматова, Северянин, Маяковский… можно бесконечно перечислять список имён, каждое из которых прославило русское искусство. Звуковой облик слов “Серебряный век” создаёт в нашем воображении особый мир, настраивает нас на разговор о возвышенном и прекрасном.

О Константине Бальмонте современный читатель знает мало или понаслышке, между тем, без него картина Серебряного века была бы неполной. Им восторгались, пророчили великое будущее, о нём спорили, его возносили, низвергали, над ним подтрунивали, им любовались.

В 1894 году вышел сборник стихов Бальмонта “Под северным небом”, в 1895-м – “В безбрежности”, в 1900-м – “Горящие здания”, “Только любовь” в 1903г., и, наконец, в 1903-м – “Будем как Солнце”, книга, принесшая ему поистине всероссийскую славу. “Я – изысканность русской медлительной речи, - писал он, - предо мною другие поэты – предтечи, я впервые открыл в этой речи уклоны, перепевные, гневные, нежные звоны. Я – внезапный излом, я – играющий гром, я – прозрачный ручей, я – для всех и ничей…” И действительно, не было в те годы поэтического имени более известного. На фоне будто вылинявшей поэзии конца девятнадцатого века яркие стихи Бальмонта вспыхнули как Солнце. Войдя в число основоположников символизма, нового, тогда только ещё нарождающегося литературного течения, поэт раскрылся весьма вовремя.

Манерный, крикливый, самовлюблённый, напыщенный поэт, не лишённый поэтического дарования или гениальная индивидуальность, яркая звезда в блестящем созвездии русских поэтов?

II. Работа с портретами

К его внешности, как и к творчеству, не было однозначного отношения. Но многие отмечали самобытность и неординарность внешности поэта. “Среднего роста, полноватый блондин с бородкой… Бальмонт всегда был нарядно одет и надушен крепкими английскими духами”, - писала о нём Б.Погорелова, свояченица поэта Валерия Брюсова.

Илья Эренбург в книге “Люди, годы, жизнь” писал, что в Париже трудно удивить, но на него оглядывались. В Москве в 1918 году люди хмурые. Посредине мостовой шествовал рыжий чудак: рыжая борода, рыжие кудри, спадающие на спину, бледное лицо. Вот этот рыжий чудак шёл с головой, поднятой кверху, к серому небу. В молодости Бальмонт пытался покончить жизнь самоубийством, выбросившись с третьего этажа гостиницы, в результате повредил себе ногу и всю жизнь, прихрамывая, шагал он быстро и, казалось, что скачет птица, привыкая скорее летать, чем ходить. Он походил на тропическую птицу, случайно залетевшую не на ту высоту.

А вот М.Цветаева, близко знавшая его, подчеркнула величественность Бальмонта – человека: “В присутствии Бальмонта всегда чувствуешь себя, как в присутствии высшего”. Для неё он был олицетворением самой поэзии. “На каждом Бальмонтовском жесте, слове – клеймо – печать – звезда - поэта”.

И действительно, этот чувствительный человек не хотел и не мог быть никем иным, как поэтом. Стихотворения Бальмонта – гимны своему дару.

Прочитаем строки, в которых звучит гордое, порой заносчивое “Я”.

Прослушаем несколько стихотворений Бальмонта и попытаемся ответить на вопросы:

- Каково ваше отношение к многочисленным “я”?

- Что это кокетство, самовлюблённость или что-то другое?

- Какие многообразные и изменчивые “я” вы уловили?

Чтение стихотворений: “Я люблю лесные травы”, “Я устал от нежных слов”, “Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце”, “Я кликнул в поле”, “Я тебя сравнить хотел бы с нежной ивою плакучей”.

  • позу стихийного гения;
  • эгоцентризм;
  • безразличие к условиям быта и морали;
  • восторженное отношение к самому себе;
  • уверенность в своей солнечности;
  • удивление перед богатством мира, радость открытий в себе и других;
  • бравурное самоудовлетворение;
  • владыка собственного мира;
  • “Не для меня законы, раз я гений”.

Бальмонт творил собственную биографию, стремясь создать поэму из своей жизни. Это стремление принимало порой экстравагантные формы:

- повис на дереве, читая;

- в Париже лёг на асфальт, фиакр переехал через него;

- вошёл в воду с тростью, чтобы полюбоваться отблеском на воде;

Экстравагантное, чудаческое, скандальное, то, что впоследствии назовут “бальмонтовщина” заслонило образ самого поэта.

  • одиночество;
  • языки;
  • поглощал целые библиотеки;
  • ему обязаны знакомству с литературной планетой.

И неудивительно, все они: экстравагантный Уайльд, и страшный По, и мистический Гофман, и лирический Шелли, повлияли на характер и творчество Бальмонта. Он впитал в себя спиритизм Де Виньи, пессимизм Шопенгауэра, сверхчеловечность Ницше. Таким был он сам.

Он называл свои стихи песнопениями. Они различны по жанру: сонеты, элегии, послания, гимны, фантазии и даже молитвы.

Как бы вы определили содержание стихотворений Бальмонта, о чём стихи?

(Он стремится запечатлеть всё: ветер в камышах, жизнь и смерть, прошлое и настоящее, тончайшие ощущения и переживания.)

Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей символистского движения. Но у него своё место.

Ученик зачитывает тезисы из статьи “Элементарные слова о символистской поэзии”.

- Эта поэзия, в которой органически, не насильственно сливаются два содержания: скрытая отвлечённость и очевидная красота.

- Символистская поэзия говорит своим особым языком, более, чем другой род поэзии трогает наши слуховые и зрительные впечатления.

Обратимся к стихотворению “Фантазия” из первого сборника “Под северным небом”.

(Изображена картина спящего леса, но земная картина лишь повод для того, чтобы развернуть игру воображения. Картина заснеженного леса переходит в поток образов. Кажется, что автор хочет почувствовать мир каждым из чувств человека. Здесь всплеск, озарение, безумство. Картины зимней природы – это лишь повод для фантазии, игры воображения. В стихотворении статичная картина зимнего леса, природные стихии: ветер, метель – всё олицетворено, всё живое.

В пейзажах Бальмонта всё пульсирует, вибрирует, дрожит, трепещет, искрится: “трепещут очертания”, “дождь струится”, “искры лунного сияния”.)

Чтение стихотворения “Аромат солнца”

Запах солнца? Что за вздор!
Нет, вздор.
В солнце звуки и мечты,
Ароматы и цветы
Всё слилось в согласный хор,
В сплелось в один узор.

Чтение стихотворения “Я не знаю мудрости”

Я не знаю мудрости, годной для других,
Только мимолётности я влагаю в стих.
В каждой мимолётности вижу я миры,
Полные изменчивой радужной игры.

Не кляните, мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите, плыву.
И зову мечтателей. Вас я не зову.

С представителями какого направления в искусстве роднит Бальмонта такой способ изображения мира?

Импрессионисты работают быстрыми маленькими мазками, накладывая чистые неспешные краски рядом без плавных переходов и оттенков, так что многие предметы только намечаются, а очертания света и теней, дробясь и рассыпаясь, переходят одно в другое. Подвижные мазки, положенные под разным углом, контрасты цветовых пятен создают волнующий эффект вибрации, переливчатости и изменчивости мира.

Константин Бальмонт внёс в русскую поэзию и тематическую новизну, и новую интенсивность восприятия, и новую рефлексию: …В каждой мимолётности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Романтическая созерцательность, мягкость тонов, подчёркнутая музыкальность – всё это располагало в пользу новых веяний в искусстве.

Не кляните мудрые. Что вам до меня?
Я ведь только облачко, полное огня.
Я ведь только облачко. Видите: плыву.
Я зову мечтателей… вас я не зову!

Стихотворение покоряет сегодняшнего читателя не своей идеей, а чарующей пластикой, музыкальностью, которая создаётся волнообразными движениями интонационных подъёмов и спадов. Этот эффект создаётся постоянным повтором фраз, которые варьируют, трепетными переливаниями звуковой структуры сонорных [р], [м] и завораживающим ритмом анапеста.

Чтение стихотворения “Я мечтою ловил уходящие тени”.

Бальмонт сам определил свою позицию как поэзию “мимолётности”. С лёгкой руки Брюсова всю лирику Бальмонта и начали определять как поэзию “запечатлённых мгновений”.

Мимолётность возведена в философский принцип. Он славит минуты, мгновения, миг. Миг – символ, знак, намёк на то, что есть вечность. Художник должен выхватить этот миг и запечатлеть в слове. Стремление выхватить миг из вечности сочетается с постоянной устремлённостью за пределы предельного.

В своей работе о Фете Бальмонт писал. “Поэт прошёл разные фазисы своего рзвития. Гармонические соединяя своё “я” со Всемирностью, он проникся желанием слиться со Вселенной, потеряться в ней, как ручей в океане, или, наоборот, вспыхнуть во всём блеске своего единичного существования, ярко возникнуть в узких рамках своего “я”, прежде, чем навеки исчезнуть в Бесконечном море мировой красоты”. Это можно отнести и к Бальмонту.

Заключительное слово учителя.

Два раза Бальмонт покидал Россию. Первый раз в 1905г., из-за цикла “революционных” стихов(в общем совсем не заслуживших такого наименования).

Вернулся он только через 7 лет, совершив кругосветное путешествие.

В мае 1913 года в Москве его встречали толпы восторженных поклонников. Жандармы запретили поэту обратиться к встречающим, и он, смеясь, бросал в толпу ландыши.

Весной 1920 Бальмонт выхлопотал у Луначарского временную творческую заграничную командировку. Командировка предполагала год-два работы за рубежом, но в 1921 году поэт заявил о своём нежелании возвращаться в Россию. В эмиграции Бальмонт издал несколько поэтических книг: “Марево”(1922), “Стихи о России”(1924), “В раздвинутой дали”(1930) и две автобиографические книги. Но талант к тому времени потускнел. Жил в приюте “Русский дом”, который содержала мать Мария, погибшая впоследствии в фашистском конц.лагере. В мае 1937г. попал в автомобильную катастрофу, после которой жаловался не на полученные травмы, а на испорченный костюм. “Русскому эмигранту в самом деле приходится размышлять, что ему выгоднее потерять – штаны или ноги, на которые они одеты”. Нищета угнетала. В письме писал: “Хоть умереть бы!”.

От былой восторженности не осталось и следа, трудно поверить, что это признание принадлежит тому же Бальмонту, “который в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце!”

Но в стихах, как и жизни, он останется прежним поэтом, верным стихии света, только свет для него будет исходить из России – уже запредельной, недосягаемой. Верность светоносному идеалу остаётся. Ему конкретное имя – Россия. Ностальгия по России рождает сильные стихи.

“Какой я сейчас? Да всё тот же. Новые мои знакомые и даже прежние смеются, когда я говорю сколько мне лет, и не верят. Вечно любить мечту, мысль и творчество – это вечная молодость. Бородка моя правда беловата, и на висках инея довольно, но всё же ещё волосы вьются, и русые они, а не седые. Мой внешний лик всё тот же, но в сердце много грусти…” – писал он Е.А.Андреевой, сохранившей с ним добрые отношения.

В 1935 году в Париже был вечер, посвящённый 50-летию литературной деятельности Бальмонта. Выступила Марина Цветаева со “Словом”. Она просила об оказании поддержки “единственному великому поэту из ныне живущих”.

Цветаева отметила, что “Бальмонт – самое лучшее, что дал в конце старый мир”.

Ученица читает стихотворение “Как мы живём”

Мы так живём, что с нами вечно
слава,
Хмельная кровь, безумствующий бред,
И может быть, в том жгучая отрава,
Но слаще той отравы в мире
нет.

Куда девалось “я”?

Удивительно, что это “мы” рождается у поэта одинокого, забытого. Но именно теперь Бальмонт сливает свой голос с общим хором всей русской поэзии.

Он умер от воспаления лёгких. Не многие пришли сказать ему последнее “прощай”: Зайцев. Терапиано, Балтрушайтис. Он ушёл, благословив мир, над которым будет вечно сиять его Солнце.

Я шепчу вослед благословенье,
Чувствую, как силы возросли,
Как, испив рассветное мгновенье,
Дали, дрогнув, манят быть вдали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Творчество К.Д. Бальмонта урок литературы 11 класс

Цель урока: показать яркую индивидуальность поэта, разобраться в его “творческой лаборатории”.

Оборудование урока: портрет К.Д. Бальмонта, сборники его стихов.

Реализация индивидуального домашнего задания.

Слово учителя

В начале XX века Константин Дмитриевич Бальмонт был популярнейшим из русских поэтов. Сам он высоко ценил свое творчество и себя как поэта: “Кто равен мне в моей певучей силе? Никто, никто”. Небывалый успех у читателей, признание собратьев по перу определили особая музыкальность стиха, “певучей силе”, с которой он выразил настроения времени, переживания лирического Я.

Первый “Сборник стихотворений” поэт издал на собственные средства в 1890 году. После встречи в 1894 году с В.Я. Брюсовым обратился к символизму. Поклонение высоким чувствам, мечте, мотивы призрачности жизни объединяют этих поэтов. В статье о символизме (1900) Бальмонт представляет поэзию как выразительницу “говора стихий”. Лирический герой свободно чувствует себя в “царственных стихиях” (Вода, Огонь, Земля, Воздух): “Я люблю реальную жизнь с ее дикой разнузданностью и ^ безумной свободой страстей”. Особенно сильно влияние стихии Огня, сжигающего и возрождающего:

Я спросил у высокого солнца,

Как мне вспыхнуть светлее зари,

Ничего не ответило солнце,

Но душа услыхала: “Гори!”

Чтение и анализ стихотворений.

В стихотворении “Кинжальные слова” (прочитаем его) - образ героя-индивидуалиста, близкого к модной ницшеанской эстетике. Недаром эпиграфом к этому стихотворению служит цитата из “Гамлета”: “ I will speak daggers ” (“Я буду говорить кинжалами”, т.е. “Я буду говорить резко”):

Я устал от нежных снов,

От восторгов этих цельных Гармонических пиров

И напевов колыбельных.

Я хочу порвать лазурь Успокоенных мечтаний.

Я хочу горящих зданий,

Я хочу кричащих бурь!

Бальмонт вошел в образ поэта-декадента, “художника-дьявола”, презирающего общепринятое, эпатирующего публику резкостью своих восклицаний: “Хочу быть дерзким, хочу быть смелым, хочу одежды с тебя сорвать!”. И даже:

Я ненавижу человечество,

Я от него бегу спеша.

Мое единое отечество - Моя пустынная душа.

Однако это стихотворение не о ненависти, а о влюбленности - “в движение, в стих”, в “случайности”, в “пенье струй”, в творчество.

Поэта обуревала жажда путешествий, новых впечатлений, ощущений. Он был в Европе, в Мексике, Египте, Японии, совершил кругосветное плавание. Эти впечатления отразились в творчестве. Бальмонт увлекался и древнеславянскими легендами, мистическими заклинаниями, которые стали основой его “Злых чар”, 1906 и “Жар-птицы”, 1907. Вот, например, образ языческого бога Перуна:

У Перуна рост могучий,

Лик приятный, ус златой,

Он владеет влажной тучей,

Словно девой молодой.

Отметим ассонансы (протяжные “у”) и аллитерации (плавные “л”) в стихотворении “Перун”, легкий, быстрый ритм, яркость образов.

Увлекающейся, “стихийной” натуре Бальмонта близка возникшая в быстро меняющемся мире “философия мгновения”: “Я каждой минутой сожжен, //Я в каждой измене живу”. Импрессионистичность, непосредственность самовыражения, летучая зыбкость образов характерны для многих произведений Бальмонта. В стихотворении “Алыча” запечатлены и нежные лепестки цветов, как “рой мотыльков - застывших, лунных, нежных”, и “пламя полдневного луча”, то есть то, что почти неуловимо, мгновенно, преходяще. Здесь же отметим необычность образов и эпитетов, выраженных неологизмами, а точнее - окказионализмами (словами, изобретенными поэтом и употребленными лишь однажды, в контексте данного произведения): “цветок тысячекратный, древо-цвет”, “сонм расцветов белоснежных”, “несчетнолепестковый бледносвет”.

Другой доминантой творчества поэта были противоположные настроения - “нежность и женственность” в образах лесных и придорожных трав, чаек, лебедей, в образах русской природы. Читаем и анализируем стихотворения “Белый леб едь”, “Лесные травы”, “Придор ожные травы”, “Влага”, “Фантазия”, “Безглагол ьнос ть Отмечаем необычайную музы- V капьность стиха и выр азите льность образов^ отточенность мастерства звукописи и цветописи, частоту употребления любимого приема Бальмонта - I олицетворения, вариации мимолетных впечатлении? Обратим внимание на то, что образы вольных стихий, природы приобретают глубину символов, передающих вольность ч елове ка в ми ре, его соединенность с прекрасной, живой природой. Образы природы лишены явной предметности, .они при- обретают летучесть, невес омост ь, пронизаны светом, дрожат и трепещут,

подчеркивая зыбкость, изменчивость, мимолетность, текучесть, неуловимость впечатления. Сам поэт писал о своем творчестве так:

Я не знаю мудрости, годной для других,

Только мимолетности я влагаю в стих.

В каждой мимолетности вижу я миры,

Полные изменчивой радужной игры.

Бальмонту часто доставалось от критиков за его “индиви дуализ м” и “эгоцентр изм ”, тем более что он сам самоуверенно заявлял:

Я - изысканность русской медл ительной речи,

Предо мною другие поэты - предтечи,

Я впервые открыл в этой речи уклоны

- Какова композиция этого стихотворения?

Что наиболее примечательного, интересного вы отметили в форме стихотворения?

Какое впечатление произвело на вас стихотворение? Согласитесь ли вы с тем, что поэзия Бальмонта оставляет ощущение хрупкости и невещественности?

Производят ли стихи Бальмонта впечатление некоей поэтической импровизации?

Общие ощущения от лирики Бальмонта — непосредственность реакции поэта на мир, его умение поэтически возвысить непостоянство настроений и вкусов, импрессионистичность видения и сильнейшая тяга к внешней музыкальности. Последняя используется поэтом явно чрезмерно, придавая стиху монотонность и вызывая ощущения смысловой легковесности.

Импровизационному искусству Бальмонта, понимавшему “поэзию как волшебство” (так он назвал свою лекцию 1914 года) было чуждо все рассудочное. “Творец-ребенок” - восхищенно писала о нем Цветаева, противопоставляя моцартианское начало Бальмонта сальеризму Брюсова.

Какие сборники Бальмонта стали, на ваш взгляд, наиболее заметным явлением и в его творчестве, и в истории русского символизма? Какие из них представляются вам наиболее интересными? Почему?

Домашнее задание.

Каким образом в стихотворении развеществляется, дематериализуется образ-символ башни? Насколько высока эта башня, почему подъем по ее ступеням ни на мгновение не мешает лирическому герою вглядываться в окрестности?

Какие ритмические и фонетические приемы придают образному строю качества зыбкости, переменчивости, мимолетности?

В чем выразительность приема подхвата, последовательно соединяющего смежные стихи на всем протяжении произведения? Как этот прием подкрепляет ощущение убегающих, не дающихся прямому взору теней?

Выявите примеры наиболее выразительного использования аллитераций и ассонансов в стихотворении.

"Поэт открыт душою миру, а мир наш — солнечный, в нем вечно свершается праздник труда и творчества, каждый миг создаётся солнечная пряжа, — и кто открыт миру, тот, всматриваясь внимательно вокруг себя в бесчисленные жизни, в несчетные сочетания линий и красок, всегда будет иметь в своём распоряжении солнечные нити и сумеет соткать золотые и серебряные ковры."

Цели и задачи урока:

1. Обобщить сведения о жизни и творчестве К.Д. Бальмонта, полученные учащимися ранее.

2. Углубить восприятие стихов поэта на новой возрастной ступени, развивая при этом навыки анализа поэтического текста, сосредоточив внимание на эстетических поисках и художественных особенностях символизма.

3. Дать возможность учащимся реализовать свои знания и способности, прививать им эстетический вкус к хорошей поэзии, воспитывать у них чувство любви и уважения к знаменитому поэту-земляку К.Д. Бальмонту.

Время проведения урока: 24 декабря 2007 года, в день 65-летия со дня смерти поэта.

Оборудование:

2. Выставка книг с произведениями Бальмонта и с критической литературой.

4. На парте у каждого ученика:

• Тексты стихов Бальмонта;

• Учебник литературы под редакцией Агеносова (1 часть);

• Карточки для рефлексии.

5. Запись на доске:

План урока:

1. Детство, семья, малая родина – источники поэтического дара поэта.

3. Бальмонт – певец красоты, стихийный гений.

4. Бальмонт – мастер сонета.

• Список стихов К.Д. Бальмонта:

Первые произведения:

Ранний представитель символизма

Сборники и книги стихов:

Книги стихов, выпущенные за границей:

Переводы:

Переводил П.Б. Шелли, П. Кальдерона, Э. По, П. Верлена, Ш. Бодлера и мн. др.

Предварительное задание:

1. Повторить стихи, выученные наизусть (по выбору).

3. Повторить материалы по теории литературы (твёрдые стихотворные формы; тропы; стилистические фигуры).

4. Ответить на вопросы викторины, посвящённой жизни и творчеству К.Д. Бальмонта.

Домашнее задание:

Ход урока.

I. Вступление.

(Слайд 1 с музыкой Бородина).

Слово учителя.

В маленькой квартире недалеко от Парижа 65 лет назад, 24 декабря 1942 года, лежал умирающий русский поэт, поэт-символист Константин Дмитриевич Бальмонт. Голова с длинными седыми волосами была откинута назад. Он шептал какие-то слова, напевал отрывки из своих стихов, потом вдруг замолкал, лицо его хмурилось…

II. Формулировка темы урока совместно с учащимися.

IV. Детство, семья, малая родина, родная природа – источник образного восприятия мира К.Д. Бальмонта.

Беседа (фронтальный опрос) по материалам биографии поэта.

Ответы учащихся иллюстрируются слайдами презентации.

1. Где и когда родился К.Д. Бальмонт? Слайд 3.

2. Что можете рассказать об отце поэта? Слайд 4.

3. Что интересного знаете о происхождении фамилии Бальмонта?

4. Расскажите о матери К.Д. Бальмонта. Чем она (Вера Николаевна Бальмонт, урождённая Лебедева (1843—1909 гг.)) занималась? Какие воспоминания оставил о ней Бальмонт?

Продолжение беседы по биографии:

5. Сколько детей было в семье Бальмонтов? Каким он рос мальчиком?

6. Как называется его автобиографический роман, посвящённый детству, отрочеству, юности?

7. 1) Каким было детство поэта?

2) Кому он благодарен за это?

3) Где похоронены родители? Слайд 5.

Общий вывод: счастливое детство поэта, гармоничные отношения в семье, развитие интеллектуальной, эстетической и эмоциональной сфер жизни ребёнка, окружающая девственная красота родной природы стали источниками образного, солнечного восприятия окружающего мира будущим поэтом Константином Бальмонтом.

8. Каким образом имя К. Бальмонта связано с г. Шуей?

Слово учителя.

1. Бальмонту суждено было стать одним из зачинателей нового – символического – направления в русской поэзии. Слайд 9.

У всех тексты на столах, и учащиеся работают в парах.

Бальмонт – выдающийся поэт-символист Серебряного века. Ранний литературный дебют и сравнительно быстро достигнутая поэтом известность обусловили заметное влияние, которое его поэзия оказала на многих поэтов Серебряного века.

VI. Бальмонт – певец красоты, стихийный гений.

Слово учителя.

VII. К.Д. Бальмонт – мастер сонета.

Слово учителя.

1. Изящество и законченность сонета как твёрдой строфической формы восхищали и завораживали поэта. В лирике Бальмонта представлены самые различные варианты сонета, отразившие и традиции этой стихотворной формы, и индивидуально-авторские черты её реализации. Поэт написал более 350 сонетов.

Быть может, лучший путь – прожить свой день
Как бабочка, как гиацинт, как пчёлы. (Слайд 12).
Порхать, жужжать, цвести в свой час весёлый.
Пропеть мгновенью: в луч меня одень.

А если свет бледнеет, гуще тень,
Любить росой дымящиеся долы
И знать, что вспыхнут звёздные престолы
И глянет с неба Северный Олень.

Пойдёт меж серебристыми стогами,
Ветвистые раскинувши рога,
К реке из звёзд, где млечны берега.

И шествуя торжественно над нами,
Нас позовёт, не медля в чёрной яме,
Умчаться в высь, в родимые луга.

Мы начинали урок с того, что умирающий от воспаления лёгких К.Д. Бальмонт был в Париже, и его жизненный путь завершился в Париже.

Вопрос: Как, когда и почему К. Бальмонт, поэт, так любящий Россию, оказался за границей? Слайд 13.

Слово учителя:

Во Франции в сквере БАЛЬМОНТА установлен памятный знак – символ, говорящий о том, что человек, пусть он и звезда, на Земле только гость…

Бальмонт закончил свой земной путь как странник, скиталец – на чужбине, в местечке Нуази-ле-Гран под Парижем.

Декабрь 1942 года принёс ему вечное успокоение. Смерть примирила поэта с жизнью. Может быть, в эту промозглую декабрьскую ночь душа его, освобождённая, полетела в милую сердцу Россию, чтобы после долгих лет разлуки в последний раз свидеться с родными местами.

Бальмонт сегодня.

IX. Итоговый тест. Слайды 16, 17.

1. В русской поэзии К. Бальмонт выступал как один из представителей:

2. Наиболее значимыми в творческом наследии Бальмонта являются:

1) статьи о литературе

2) путевые заметки и письма

3) лекции о культуре разных народов

4) лирические стихотворения*

3. Любимая твёрдая форма стиха К. Бальмонта:

2) сонет итальянский*

4) сонет английский (шекспировский)

4. Кто из писателей оказал влияние на его поэтическое кредо?

Слайд с правильными ответами, система самопроверки

Карточки для теста (контроль):

X. Рефлексия (в конце урока) (Вариант 1).

Учащимся задаются вопросы, направленные на анализ восприятия ими материала урока.

1. Ребята, стало ли вам ближе и понятнее творчество К.Д. Бальмонта после сегодняшнего урока?

2. Какое настроение у вас после обращения к фактам биографии поэта, которые сформировали его как поэта-символиста?

3. Напишите ключевые слова-символы из стихов Бальмонта, которые бы определили ваше отношение к поэту и его стихам.

Записать слова можно в рабочую тетрадь, озвучить по цепочке, если есть время, можно прокомментировать даже карточками-сигналами.

Обратная связь.

У каждого ученика по три разноцветные сигнальные карточки для проведения рефлексии, на обратной стороне доски пояснения к цветным карточкам:

Красный цвет – надо остановиться, подумать, поразмышлять… есть вопросы.

Рефлексия (в конце урока) (Вариант 2).

Письменно кратко в форме мини-рассуждения (по выбору) продолжить фразу:

1. В стихах Бальмонта меня удивило…

2. Для меня главное в Бальмонте-поэте…

XI. Подведение итогов урока: Выберите, какой эпиграф к уроку точнее всего определяет характер К.Д. Бальмонта и основные черты его творчества, его поэтическое кредо.

• Слова В. Брюсова;

• Слова К. Бальмонта о себе.

Учащиеся поднимают карточки с цифрами – эпиграфы пронумерованы от 1 до 3.

Если есть время, комментируют кратко свой выбор.

Вывод: «Я тревожный призрак,

Вслед за поэтом ставим в конце урока не точку, а многоточие, так как…

- хочется обращаться к поэзии вновь и вновь;

- нас заинтересовали жизнь и творчество поэта;

- стихи Бальмонта, словно магнит, притягивают к себе, заставляют размышлять;

- стихи поэта-символиста Бальмонта окутаны тайной, которую хочется разгадать.

Читайте также: