Конспект урока по музыке 3 класс интонация основа музыки
Обновлено: 05.07.2024
Бережное отношение, любовь к лучшим образцам мирового искусства.
Оборудование: диски СД, мультимедиа, караоке.
- Ребята, кто вспомнит, как называется тема второй четверти?
- Интонация – основа музыки, От яркости интонации зависит яркость музыки.
- Давайте вспомним, что такое интонация? (Как мы говорим или поём).
- Отсюда следует, какая бывает речь? (Музыкальная речь и разговорная речь).
- Музыкальная речь, чем записывается? (нотами, которые имеют определённую высоту и длительность).
- А разговорная речь, чем записывается) (Буквами).
- А с какой интонацией мы с вами должны говорить или петь? (С выражением, соблюдая знаки препинания, паузы, выделение сильных слов и слогов во фразах, наиболее важных звуков в мелодиях).
- Ребята, а болтунья Лиза правильно пела? (нет)
- А почему неправильно?
Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,
За морями ночлег свой покинуло.
На поля, на луга, на макушки ракит
Золотыми потоками хлынуло.
- Кто его сочинил? (Э.Григ).
-Какая главная мысль этого произведения? Что Э.Григ хотел показать нам этим музыкальным произведением? (наступление утра в природе).
- В чём заключается выразительность интонации в этом музыкальном произведении? (в том, что Э.Григ показал наступление утра жизнерадостным, восторженным, нежным, светлым).
- А в чём заключается изобразительность интонации? (в движении солнца из-за горизонта)
- Какими средствами музыкальной выразительности Э.Григ достиг этого?
На доске строится Цветик-семицветик из средств музыкальной выразительности. Работа с карточками.
- Темп – умеренный, медленный.
- Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо.
- Ритм – ровный, плавный.
- Регистр – высокий, средний, низкий.
- Тембр – флейта, гобой, скрипка.
- Характер – спокойный, нежный, светлый, ласковый.
- Лад – мажор, минор.
Ну, вот у нас с вами получился цветок, только чего ребята не хватает? (серединки)
Ровно семь цветов у радуги,
А у музыки семь нот,
На земле для нашей радости
Вечно музыка живёт.
Этот цветок музыкальный. Все его лепестки, как бы вырастают из главного свойства музыки – Интонация.
- Ребята, послушайте, что я сейчас вам наиграю? (интонация)
- А сейчас, что вам я наиграла? (зерно - интонации).
- А что содержится в зерне интонации? (зародыш ритма, мелодии, характера).
Наигрываю несколько звуков.
- Ребята, сегодня мы с вами слушали музыку Э.Грига, а кто из вас помнит, кто из русских композиторов был его лучшим другом?
П.И.Чайковский и Э.Григ познакомились в Лейпциге в Германии. Между ними завязалась дружба. Они писали друг другу письма, обменивались музыкальными сочинениями.
- Одно из своих произведений П.И.Чайковский посвятил тоже утру, но название его состоит из двух слов. Чтобы узнать второе слово, мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение и обратим внимание на настроение, характер этого произведения. И подумаем, каким же увидел утро П.И.Чайковский. ( Подсказка – это слово относится к временам года).
- Как вы думаете, каким увидел утро Пётр Ильич? (холодное, скучное, грустное)
- А как вы думаете, к какому времени года относится утро П.И.Чайковского? (зима)
- Правильно ребята! Молодцы! Сейчас я вам предлагаю побывать в роли художников и нарисовать зимнее утро. Каким вы его увидели.
Рисуют. Показ рисунков.
Итог урока: о чём ребята мы с вами сегодня говорили?
Когда будете слушать музыку, вспоминайте волшебный музыкальный цветок. Его лепестки помогут вам глубже понять замысел композитора, какие мысли и чувства хотел донести до нас композитор. Домашнее задание: дорисовать в тетрадях зимнее утро.
Это второй урок по теме "Музыкальные интонации".На этом уроке дети знакомятся с понятиями "драматическиепроизведения", "пунктирный ритм". Слушают Песню Клерхен "Гремят барабаны" Л.Бетховена, разучивают песню "Барабан" (музыка Лядовой, стихи Шаферан)..
Вложение | Размер |
---|---|
muzyka_3_kl_kakie_byvayut_intonatsii.doc | 25.55 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ
Класс: 3Б Дата: 20.11.2019г Урок № 10.
Учитель: Беляева Н.Г.
Тема урока: Какими бывают музыкальные интонации.
Цели: дать представление о том, что интонация является средством музыкальной выразительности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.
- Определять понятие музыкальной интонации;
- Определить связь и различие между речевой интонацией и музыкальной
- воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям ;
- вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.
Получат возможность научиться:
- овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения,
- обобщать собственное представление;
- соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
- инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;
- учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.
Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
- развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству .
Оборудование: компьютер; интерактивная доска, проектор.
-Улыбнемся друг другу.
Эмоционально настраиваются на успешность работы на уроке
Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося
Постановка целей и определение темы урока
-Как можно поприветствовать друг друга?
Я приветствую вас: Добрый день! (угрюмо, затем уныло, весело).
Какое приветствие вам больше понравилось? Почему? А от чего это зависит? (С какой интонацией произнесешь приветствие). А где вы слышали слово ИНТОНАЦИЯ? ( на уроке русского языка, чтения). О чем мы сегодня будем говорить на уроке? ОБ ИНТОНАЦИИ.
Интонация – основа музыкальной речи.
осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении
Актуализация знаний Работа по теме урока
Работа над песней
А что такое интонация? (Это выразительность.)
А ещё? Для чего нужна интонация?
(Для того, чтобы понимать друг друга).
То есть мы общаемся с помощью интонации? (да)
А как мы показываем интонацию в общении друг с другом?
(Слова можно произносить по-разному: грустно, радостно)
Интонация - это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека.
Ребята, мы общаемся с вами жестами, мимикой, словами, а как же композиторы и художники? Как они говорят нам о своей интонации по отношению к нам?
Композиторы - музыкой, художники - картинами.
Какими же бывают интонации?
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.
Разговорная речь и музыкальная речь самостоятельны, ведь мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим, но, тем не менее имеют много общего. Объединяет их интонация.
В разговорной речи интонация проявляется в темпе речи, в громкости, в выделении важных слов и чувств, с которым произносятся слова, в соблюдении знаков препинания. А в музыкальной речи –паузы, выделение смысловых вершин. Это очень важно для выразительного исполнения.
Запишите тему урока
Вспомним правила пения:
внимательно слушать музыку;
во время пения стоять или сидеть прямо;
перед началом пения спокойно брать дыхание, не поднимать плечи;
не прерывать слово дыханием;
при пении правильно произносить гласные и четко согласные, чтобы были понятны все слова;
стараться, чтобы голос звучал легко и красиво;
начинать и заканчивать песню по знаку учителя.
отвечают на вопросы
Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.
Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные : обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.
Работа по теме урока. Слушание
Интонация бывает самая разная и делает мелодию выразительной, помогает ей передать различные настроения, эмоции. Откроем учебник на стр. 34. Рассмотрите картинку. Что вы видите? Этот человек по имени Эгмонт произносит такие слова: ( в учебнике).
Драматическое произведение – это произведение искусства, которое отражает напряженные события, борьбу.
-Какие интонации вы услышали? (Решительность, мужество, героизм)
- Какой инструмент в песне призывает отряд героев в бой? Какой жанр мы ассоциируем с барабаном? Марш.
Напряженность музыке придает пунктирный ритм, наделяя произведение четким пульсом и ритмичностью. (НОТЫ стр.35).
От латинского слова пунктум – точка, то есть это нота с точкой, найдем ее.
Пунктирный ритм – это чередование удлиненной сильной и укороченной слабой долей. В учебнике дан нотный фрагмент из песни и примеры исполнения одного такта в пунктирном и простом ритмах. Пропоем начало песни. А теперь и простучим как на барабане. Пунктирный ритм придает мелодии остроту звучания.
Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику
Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.
Цель: Сформировать знания об интонации и ее значимости в музыке.
Образовательная:
Развивающая:
- развить вокально-хоровые навыки, развитие музыкального слуха.
Воспитательная:
-воспитывать умение слушать музыкальное произведение.
Средства обучения: мультимедийная установка, презентация, аудиоматериал, проектор.
I . Организационный момент.
2)Знакомство с классом.
3) Проверка готовности к уроку.
II . Основная часть.
1) Изучение нового материала.
- Дать понятие об интонации в разговоре и в музыке.
-Анализ образа Бабы-Яги в общем представлении.
2) Физкультминутка
-Выполнение движений с Серебряшкой(видео).
3) Вокально-хоровая работа.
III .Заключительная часть.
1)Подведение итогов урока.
I . Организационный момент.
Цель: Организовать класс к восприятию темы урока .
- Здравствуйте ребята! Все ли готовы к уроку?
- Хорошо садитесь! Сегодня урок музыки буду вести я, меня зовут Алия Фаилевна.
II . Основная часть.
1) Изучение нового материала.
Цель: познакомить учащихся с новым материалом.
Какими же бывают интонации?
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.
Разговорная речь и музыкальная речь самостоятельны, ведь мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим, но, тем не менее имеют много общего. Объединяет их интонация.
В разговорной речи интонация проявляется в темпе речи, в громкости, в выделении важных слов и чувств, с которым произносятся слова.
Речь, когда поют, называется музыкальная речь.
В сказках много различных героев. В них так же с помощью музыки можем определить образ того или иного героя. Ребята, каких героев из сказок вы знаете?(Иван-Царевич, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Царевна-Лягушка, Колобок и т.д.)
Какие из них будут положительными?(Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Царевна-Лягушка).
А какие можете назвать отрицательные?(Кощей Бессмертный, Леший, Соловей-разбойник и т.д)
2)Изучим образ Бабы-яги. Какой вы ее себе представляете? Какая она? А во всех ли сказках, произведениях авторы рисуют ее характер одинаково? (Нет). Давайте посмотрим как композиторы изобразили ее с разных сторон.
Слушаем внимательно, после прослушивания я задам вам вопросы. (слушаем)
-Анализ произведения.
-Какой вы представили Бабу-Ягу? (злая, коварная, жестокая…)
- Какие звуки присутствовали в музыке?( короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся)
-Каков темп в музыке? (быстрый, живой, не останавливается)
-Какое настроение вызвала эта музыка?
- Как нарисовали бы вы образ Бабы-яги?
-Анализ произведения.
-Скажите, какими вы представили Бабок-Ёжек?
- А какая музыка по звучанию?
-Анализ произведения.
- Какое чувство вызвало у вас эта песня?( грустное, печальное…)
-Какой вы представили себе Бабу-Ягу?( вызывает жалость, печальная, вялая…)
— А вот последняя наша Баба-Яга, самая волшебная. Пьесу с таким названием написал М.П. Мусоргский.
-Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу. После прослушивания вы расскажите мне о картинах, которые возникли в вашем воображении.
Пьеса будет звучать достаточно долго, поэтому сядьте удобно, закройте глаза и помните, что музыка это - волшебство и если шуметь, то всё волшебство исчезнет.
-Анализ произведения.
- Всегда ли музыка звучала одинаково?
-Как она менялась? ( в начале, в середине, в конце)
-Какое настроение вызвала эта музыка?
Обобщение: Эта пьеса состоит из 3-х частей. Первая часть рисует образ Бабы-Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой-Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер и рисует картину зачарованного леса, над которыми ступа пролетает. В последней же части музыка вновь рисует портрет Бабы-Яги, которая, ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает.
2) Физкультминутка
Цель: учить передавать характер музыки в движениях.
- Итак ребята, встаем! Все смотрим на экран и повторяем. Молодцы садитесь.
3) Вокально-хоровая работа.
(на слайде открываю слова песни). Хорошо, ребята!
III .Заключительная часть.
Цель: дать обобщение по теме урока, определение степени усвоения материала урока учащимися.
- Скажите мне пожалуйста о чем мы говорили сегодня на уроке? Интонация- это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека.
Сказали, что Композиторы передают интонацию музыкой, художники- картинами.
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.
-С каким произведением познакомились?
-С каким композитором познакомились?
- Что нового узнали?
Интонация- это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека.
Сказали, что Композиторы передают интонацию музыкой, художники- картинами.
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.
Молодцы ребята. Вы все хорошо поработали на уроке! Спасибо за урок! До свидания.
Название работы: Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе
Категория: Конспект урока
Предметная область: Педагогика и дидактика
Описание: Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ.
Дата добавления: 2015-01-11
Размер файла: 332.5 KB
Работу скачали: 89 чел.
Бердянская общеобразовательная школа I - III ст. №1
Бердянского городского совета Запорожской области
План конспект урока музыки в 3 классе
Рак Ирина Васильевна
специалист II категории
г. Бердянск, 2012
Тема: И нтонация основа музыки .
- формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании, музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку, исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ;
- закрепить понятие интонации, как наименьшей выразительно смысловой частицы музыки; познакомить с видами интонации вокальной и инструментальной;
- учить определять в музыке главную интонацию.
- развивать ключевые компетентности: продуктивной творческой деятельности готовность и стремление к творчеству; социальную умение сотрудничать, проявлять инициативу; коммуникативную умение общаться, презентовать результаты своей деятельности; поликультурную стремление к овладению достижениями культуры;
- музыкальные способности (слух, голос, эмоциональную сферу), музыкальное мышление учащихся (умение анализировать, выделять главное, делать выводы).
- воспитывать любовь к музыкальному искусству, культуру слушателя, дружеские отношения в коллективе.
Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, раздаточный материал, презентация к уроку.
Тип урока: комбинированный.
Форма урока : урок-путешествие.
- Ориентация, мотивация деятельности (подготовка к активной учебной деятельности)
Учитель: Прозвенел звонок!
Дети: Начался урок!
Учитель: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, учитель!
Вот и снова наш урок,
Прозвенел уже звонок!
Чтобы умными ушли,
Вы работать все должны,
Не скучать и не шалить,
Не ворчать и не хитрить,
Все задания выполнять
Слушать и запоминать
Петь, играть и танцевать
Думать, спорить, говорить,
Учиться - так старательно,
А слушать так внимательно,
А петь так выразительно!
2. Мотивация учебной деятельности
- Полученные во время путешествия знания помогут вам глубже понять музыкальные произведения, сделать наше пение выразительнее и красочней.
- Её Величество Интонация правит Королевством Музыки, и если вы научитесь слушать и понимать её, то откроете вокруг себя очень красивый и интересный мир. А с собой в дорогу мы возьмём цветные карточки и рисунки с изображением солнышка, которые пригодятся нам во время работы.
- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?
- Чего вы ожидаете от урока?
- Что такое интонация? ( Интонация (с лат.) это выразительное произношение, наполненное и окрашенное чувствами, переживаниями.)
- Музыкальная речь, как и разговорная, становится осмысленной лишь при наличии пауз и знаков препинания. При выразительном исполнении это называется интонацией. Интонация основа музыки, её характер. Она имеет большое значение, как в музыкальной речи, так и в разговорной.
- Скажите, с какими видами интонации вы уже знакомы?
- Предлагаю исполнить песню и определить, какие интонации слышны в ней?
- Какие знакомые интонации вы услышали в произведении?
- Назовите интонации, присутствующие в пении Волка, мамы Козы, козлят?
Музыка похожа на весенний ветер:
то вздремнет украдкой в яблоневом цвете,
то взлетит взметнётся ввысь быстрее птицы,
то вздохнёт и в листьях робко притаится.
Музыка похожа на июньский ливень:
то забарабанит в окна торопливо,
то задорно спрыгнет вниз на мостовые,
Разбросав по лужам капли дождевые.
Музыка бывает, схожа с листопадом:
то кружится тихо над осенним садом,
то взовьётся вихрем, стихнет у дороги
и охапку листьев бросит нам под ноги.
Музыка бывает на метель похожа:
то засыплет снегом утренних прохожих,
пробежит по тропкам, чтоб следы запутать,
то захочет землю потеплей укутать.
Музыка похожа на большую птицу:
то легко и быстро к солнцу устремится,
то полет замедлит, стихнет на мгновенье,
закружит в свободном, сказочном паденье.
- Данное упражнение подтвердило, что музыка бывает очень разная и характер у неё разный.
- Также вы обратили внимание, что музыкальный фон, который сопровождал стихотворение, не имел слов, это была инструментальная композиция и поэтому мы можем говорить об инструментальных интонациях. Как вы думаете, что такое инструментальные интонации? (те, которые исполняются на музыкальных инструментах).
- Какие интонации присутствовали в этом произведении? (вокальная и инструментальная; выразительная и изобразительная)
- Нам предстоит разгадать кроссворд, слова котрого связаны с темой нашего урока. С некоторыми из понятий вы познакомились сегодня, а некоторые мы рассматривали на предыдущих уроках.
Читайте также: