Конспект урока по музыке 3 класс интонация основа музыки

Обновлено: 05.07.2024

Бережное отношение, любовь к лучшим образцам мирового искусства.

Оборудование: диски СД, мультимедиа, караоке.

- Ребята, кто вспомнит, как называется тема второй четверти?

- Интонация – основа музыки, От яркости интонации зависит яркость музыки.

- Давайте вспомним, что такое интонация? (Как мы говорим или поём).

- Отсюда следует, какая бывает речь? (Музыкальная речь и разговорная речь).

- Музыкальная речь, чем записывается? (нотами, которые имеют определённую высоту и длительность).

- А разговорная речь, чем записывается) (Буквами).

- А с какой интонацией мы с вами должны говорить или петь? (С выражением, соблюдая знаки препинания, паузы, выделение сильных слов и слогов во фразах, наиболее важных звуков в мелодиях).

- Ребята, а болтунья Лиза правильно пела? (нет)

- А почему неправильно?

Вот и солнце встаёт, из-за пашен блестит,

За морями ночлег свой покинуло.

На поля, на луга, на макушки ракит

Золотыми потоками хлынуло.

- Кто его сочинил? (Э.Григ).

-Какая главная мысль этого произведения? Что Э.Григ хотел показать нам этим музыкальным произведением? (наступление утра в природе).

- В чём заключается выразительность интонации в этом музыкальном произведении? (в том, что Э.Григ показал наступление утра жизнерадостным, восторженным, нежным, светлым).

- А в чём заключается изобразительность интонации? (в движении солнца из-за горизонта)

- Какими средствами музыкальной выразительности Э.Григ достиг этого?

На доске строится Цветик-семицветик из средств музыкальной выразительности. Работа с карточками.

  1. Темп – умеренный, медленный.
  2. Динамика – очень громко, громко, тихо, очень тихо.
  3. Ритм – ровный, плавный.
  4. Регистр – высокий, средний, низкий.
  5. Тембр – флейта, гобой, скрипка.
  6. Характер – спокойный, нежный, светлый, ласковый.
  7. Лад – мажор, минор.

Ну, вот у нас с вами получился цветок, только чего ребята не хватает? (серединки)

Ровно семь цветов у радуги,

А у музыки семь нот,

На земле для нашей радости

Вечно музыка живёт.

Этот цветок музыкальный. Все его лепестки, как бы вырастают из главного свойства музыки – Интонация.

- Ребята, послушайте, что я сейчас вам наиграю? (интонация)

- А сейчас, что вам я наиграла? (зерно - интонации).

- А что содержится в зерне интонации? (зародыш ритма, мелодии, характера).

Наигрываю несколько звуков.

- Ребята, сегодня мы с вами слушали музыку Э.Грига, а кто из вас помнит, кто из русских композиторов был его лучшим другом?

П.И.Чайковский и Э.Григ познакомились в Лейпциге в Германии. Между ними завязалась дружба. Они писали друг другу письма, обменивались музыкальными сочинениями.

- Одно из своих произведений П.И.Чайковский посвятил тоже утру, но название его состоит из двух слов. Чтобы узнать второе слово, мы сейчас с вами послушаем музыкальное произведение и обратим внимание на настроение, характер этого произведения. И подумаем, каким же увидел утро П.И.Чайковский. ( Подсказка – это слово относится к временам года).

- Как вы думаете, каким увидел утро Пётр Ильич? (холодное, скучное, грустное)

- А как вы думаете, к какому времени года относится утро П.И.Чайковского? (зима)

- Правильно ребята! Молодцы! Сейчас я вам предлагаю побывать в роли художников и нарисовать зимнее утро. Каким вы его увидели.

Рисуют. Показ рисунков.

Итог урока: о чём ребята мы с вами сегодня говорили?

Когда будете слушать музыку, вспоминайте волшебный музыкальный цветок. Его лепестки помогут вам глубже понять замысел композитора, какие мысли и чувства хотел донести до нас композитор. Домашнее задание: дорисовать в тетрадях зимнее утро.

Это второй урок по теме "Музыкальные интонации".На этом уроке дети знакомятся с понятиями "драматическиепроизведения", "пунктирный ритм". Слушают Песню Клерхен "Гремят барабаны" Л.Бетховена, разучивают песню "Барабан" (музыка Лядовой, стихи Шаферан)..

ВложениеРазмер
muzyka_3_kl_kakie_byvayut_intonatsii.doc 25.55 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО МУЗЫКЕ

Класс: 3Б Дата: 20.11.2019г Урок № 10.

Учитель: Беляева Н.Г.

Тема урока: Какими бывают музыкальные интонации.

Цели: дать представление о том, что интонация является средством музыкальной выразительности; развивать образное восприятие, самостоятельность мышления.

  • Определять понятие музыкальной интонации;
  • Определить связь и различие между речевой интонацией и музыкальной
  • воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальным произведениям ;
  • вовремя начинать и заканчивать пение, уметь петь по фразам, слушать паузы, правильно выполнять музыкальные ударения, чётко и ясно произносить слова при исполнении, понимать дирижёрский жест.

Получат возможность научиться:

  • овладение способностями принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления в разных формах и видах музыкальной деятельности;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в процессе восприятия, исполнения,
  • обобщать собственное представление;
  • соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни.
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, оценка действий партнёра;
  • учиться взаимодействовать с окружающими: развитие диалогической и монологической речи.

Регулятивные: позитивная самооценка своих музыкально-творческих возможностей.

  • формирование этических чувств доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • развитие музыкально-эстетического чувства, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству .

Оборудование: компьютер; интерактивная доска, проектор.

-Улыбнемся друг другу.

Эмоционально настраиваются на успешность работы на уроке

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося

Постановка целей и определение темы урока

-Как можно поприветствовать друг друга?

Я приветствую вас: Добрый день! (угрюмо, затем уныло, весело).

Какое приветствие вам больше понравилось? Почему? А от чего это зависит? (С какой интонацией произнесешь приветствие). А где вы слышали слово ИНТОНАЦИЯ? ( на уроке русского языка, чтения). О чем мы сегодня будем говорить на уроке? ОБ ИНТОНАЦИИ.

Интонация – основа музыкальной речи.

осознают свои возможности в учении; способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении

Актуализация знаний Работа по теме урока

Работа над песней

А что такое интонация? (Это выразительность.)
А ещё? Для чего нужна интонация?
(Для того, чтобы понимать друг друга).
То есть мы общаемся с помощью интонации? (да)
А как мы показываем интонацию в общении друг с другом?
(Слова можно произносить по-разному: грустно, радостно)
Интонация - это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека.
Ребята, мы общаемся с вами жестами, мимикой, словами, а как же композиторы и художники? Как они говорят нам о своей интонации по отношению к нам?
Композиторы - музыкой, художники - картинами.

Какими же бывают интонации?
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.

Разговорная речь и музыкальная речь самостоятельны, ведь мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим, но, тем не менее имеют много общего. Объединяет их интонация.

В разговорной речи интонация проявляется в темпе речи, в громкости, в выделении важных слов и чувств, с которым произносятся слова, в соблюдении знаков препинания. А в музыкальной речи –паузы, выделение смысловых вершин. Это очень важно для выразительного исполнения.

Запишите тему урока

Вспомним правила пения:

внимательно слушать музыку;

во время пения стоять или сидеть прямо;

перед началом пения спокойно брать дыхание, не поднимать плечи;

не прерывать слово дыханием;

при пении правильно произносить гласные и четко согласные, чтобы были понятны все слова;

стараться, чтобы голос звучал легко и красиво;

начинать и заканчивать песню по знаку учителя.

отвечают на вопросы

Общеучебные: извлекают необходимую информацию из собственного опыта, рассказов учителя.

Регулятивные: действуют с учётом выделенных учителем ориентиров, адекватно оценивают оценку учителя. Коммуникативные : обмениваются мнениями, слушая друг друга, строят понятные речевые высказывания.

Работа по теме урока. Слушание

Интонация бывает самая разная и делает мелодию выразительной, помогает ей передать различные настроения, эмоции. Откроем учебник на стр. 34. Рассмотрите картинку. Что вы видите? Этот человек по имени Эгмонт произносит такие слова: ( в учебнике).

Драматическое произведение – это произведение искусства, которое отражает напряженные события, борьбу.

-Какие интонации вы услышали? (Решительность, мужество, героизм)

- Какой инструмент в песне призывает отряд героев в бой? Какой жанр мы ассоциируем с барабаном? Марш.

Напряженность музыке придает пунктирный ритм, наделяя произведение четким пульсом и ритмичностью. (НОТЫ стр.35).

От латинского слова пунктум – точка, то есть это нота с точкой, найдем ее.

Пунктирный ритм – это чередование удлиненной сильной и укороченной слабой долей. В учебнике дан нотный фрагмент из песни и примеры исполнения одного такта в пунктирном и простом ритмах. Пропоем начало песни. А теперь и простучим как на барабане. Пунктирный ритм придает мелодии остроту звучания.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Цель: Сформировать знания об интонации и ее значимости в музыке.

Образовательная:

Развивающая:

- развить вокально-хоровые навыки, развитие музыкального слуха.

Воспитательная:

-воспитывать умение слушать музыкальное произведение.

Средства обучения: мультимедийная установка, презентация, аудиоматериал, проектор.

I . Организационный момент.

2)Знакомство с классом.

3) Проверка готовности к уроку.

II . Основная часть.

1) Изучение нового материала.

- Дать понятие об интонации в разговоре и в музыке.

-Анализ образа Бабы-Яги в общем представлении.

2) Физкультминутка

-Выполнение движений с Серебряшкой(видео).

3) Вокально-хоровая работа.

III .Заключительная часть.

1)Подведение итогов урока.

I . Организационный момент.

Цель: Организовать класс к восприятию темы урока .

- Здравствуйте ребята! Все ли готовы к уроку?

- Хорошо садитесь! Сегодня урок музыки буду вести я, меня зовут Алия Фаилевна.

II . Основная часть.

1) Изучение нового материала.

Цель: познакомить учащихся с новым материалом.

Какими же бывают интонации?
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.

Разговорная речь и музыкальная речь самостоятельны, ведь мы не спутаем человека говорящего с человеком поющим, но, тем не менее имеют много общего. Объединяет их интонация.

В разговорной речи интонация проявляется в темпе речи, в громкости, в выделении важных слов и чувств, с которым произносятся слова.

Речь, когда поют, называется музыкальная речь.

В сказках много различных героев. В них так же с помощью музыки можем определить образ того или иного героя. Ребята, каких героев из сказок вы знаете?(Иван-Царевич, Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Василиса Прекрасная, Царевна-Лягушка, Колобок и т.д.)

Какие из них будут положительными?(Иван-царевич, Василиса Прекрасная, Царевна-Лягушка).

А какие можете назвать отрицательные?(Кощей Бессмертный, Леший, Соловей-разбойник и т.д)

2)Изучим образ Бабы-яги. Какой вы ее себе представляете? Какая она? А во всех ли сказках, произведениях авторы рисуют ее характер одинаково? (Нет). Давайте посмотрим как композиторы изобразили ее с разных сторон.

Слушаем внимательно, после прослушивания я задам вам вопросы. (слушаем)

-Анализ произведения.

-Какой вы представили Бабу-Ягу? (злая, коварная, жестокая…)

- Какие звуки присутствовали в музыке?( короткие, острые, злые, резкие, обрывающиеся)

-Каков темп в музыке? (быстрый, живой, не останавливается)

-Какое настроение вызвала эта музыка?

- Как нарисовали бы вы образ Бабы-яги?

-Анализ произведения.

-Скажите, какими вы представили Бабок-Ёжек?

- А какая музыка по звучанию?

-Анализ произведения.

- Какое чувство вызвало у вас эта песня?( грустное, печальное…)

-Какой вы представили себе Бабу-Ягу?( вызывает жалость, печальная, вялая…)

— А вот последняя наша Баба-Яга, самая волшебная. Пьесу с таким названием написал М.П. Мусоргский.

-Сейчас мы с вами послушаем эту пьесу. После прослушивания вы расскажите мне о картинах, которые возникли в вашем воображении.

Пьеса будет звучать достаточно долго, поэтому сядьте удобно, закройте глаза и помните, что музыка это - волшебство и если шуметь, то всё волшебство исчезнет.

-Анализ произведения.

- Всегда ли музыка звучала одинаково?

-Как она менялась? ( в начале, в середине, в конце)

-Какое настроение вызвала эта музыка?

Обобщение: Эта пьеса состоит из 3-х частей. Первая часть рисует образ Бабы-Яги злой, хромой, которая опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Бабой-Ягой взвивается в небо, и музыка меняет свой характер и рисует картину зачарованного леса, над которыми ступа пролетает. В последней же части музыка вновь рисует портрет Бабы-Яги, которая, ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает.

2) Физкультминутка

Цель: учить передавать характер музыки в движениях.

- Итак ребята, встаем! Все смотрим на экран и повторяем. Молодцы садитесь.

3) Вокально-хоровая работа.

(на слайде открываю слова песни). Хорошо, ребята!

III .Заключительная часть.

Цель: дать обобщение по теме урока, определение степени усвоения материала урока учащимися.

- Скажите мне пожалуйста о чем мы говорили сегодня на уроке? Интонация- это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека.
Сказали, что Композиторы передают интонацию музыкой, художники- картинами.
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.

-С каким произведением познакомились?

-С каким композитором познакомились?

- Что нового узнали?

Интонация- это наше отношение к окружающим. Это единица мысли и чувства человека.
Сказали, что Композиторы передают интонацию музыкой, художники- картинами.
Она бывает разговорная интонация и музыкальная интонация.

Молодцы ребята. Вы все хорошо поработали на уроке! Спасибо за урок! До свидания.

Название работы: Интонация – основа музыки, План-конспект урока музыки в 3 классе

Категория: Конспект урока

Предметная область: Педагогика и дидактика

Описание: Цели: Обучающая: формировать предметные компетентности: вокально-хоровую умение петь вокально правильно на дыхании музыкально-ритмическую умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку исполнительскую умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ.

Дата добавления: 2015-01-11

Размер файла: 332.5 KB

Работу скачали: 89 чел.

Бердянская общеобразовательная школа I - III ст. №1

Бердянского городского совета Запорожской области

План – конспект урока музыки в 3 классе


Рак Ирина Васильевна

специалист II категории

г. Бердянск, 2012

Тема: И нтонация – основа музыки .

- формировать предметные компетентности: вокально-хоровую – умение петь вокально правильно на дыхании, музыкально-ритмическую – умение выдерживать ритм и темп в движении под музыку, исполнительскую – умение выразительно и правильно передавать музыкальный образ;

- закрепить понятие интонации, как наименьшей выразительно – смысловой частицы музыки; познакомить с видами интонации – вокальной и инструментальной;

- учить определять в музыке главную интонацию.

- развивать ключевые компетентности: продуктивной творческой деятельности – готовность и стремление к творчеству; социальную – умение сотрудничать, проявлять инициативу; коммуникативную – умение общаться, презентовать результаты своей деятельности; поликультурную – стремление к овладению достижениями культуры;

- музыкальные способности (слух, голос, эмоциональную сферу), музыкальное мышление учащихся (умение анализировать, выделять главное, делать выводы).

- воспитывать любовь к музыкальному искусству, культуру слушателя, дружеские отношения в коллективе.

Оборудование и наглядность: компьютер, проектор, музыкальный центр, диски с записями, раздаточный материал, презентация к уроку.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока : урок-путешествие.

  1. Ориентация, мотивация деятельности (подготовка к активной учебной деятельности)

Учитель: Прозвенел звонок!

Дети: Начался урок!

Учитель: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте, учитель!

Вот и снова наш урок,

Прозвенел уже звонок!

Чтобы умными ушли,

Вы работать все должны,

Не скучать и не шалить,

Не ворчать и не хитрить,

Все задания выполнять

Слушать и запоминать

Петь, играть и танцевать

Думать, спорить, говорить,

Учиться - так старательно,

А слушать – так внимательно,

А петь – так выразительно!


2. Мотивация учебной деятельности

- Полученные во время путешествия знания помогут вам глубже понять музыкальные произведения, сделать наше пение выразительнее и красочней.

- Её Величество Интонация правит Королевством Музыки, и если вы научитесь слушать и понимать её, то откроете вокруг себя очень красивый и интересный мир. А с собой в дорогу мы возьмём цветные карточки и рисунки с изображением солнышка, которые пригодятся нам во время работы.

- Как вы думаете, что мы будем делать сегодня на уроке?

- Чего вы ожидаете от урока?

- Что такое интонация? ( Интонация (с лат.) – это выразительное произношение, наполненное и окрашенное чувствами, переживаниями.)

- Музыкальная речь, как и разговорная, становится осмысленной лишь при наличии пауз и знаков препинания. При выразительном исполнении – это называется интонацией. Интонация – основа музыки, её характер. Она имеет большое значение, как в музыкальной речи, так и в разговорной.

- Скажите, с какими видами интонации вы уже знакомы?

- Предлагаю исполнить песню и определить, какие интонации слышны в ней?

- Какие знакомые интонации вы услышали в произведении?


- Назовите интонации, присутствующие в пении Волка, мамы Козы, козлят?


Музыка похожа на весенний ветер:

то вздремнет украдкой в яблоневом цвете,

то взлетит – взметнётся ввысь быстрее птицы,

то вздохнёт и в листьях робко притаится.

Музыка похожа на июньский ливень:

то забарабанит в окна торопливо,

то задорно спрыгнет вниз на мостовые,

Разбросав по лужам капли дождевые.

Музыка бывает, схожа с листопадом:

то кружится тихо над осенним садом,

то взовьётся вихрем, стихнет у дороги

и охапку листьев бросит нам под ноги.

Музыка бывает на метель похожа:

то засыплет снегом утренних прохожих,

пробежит по тропкам, чтоб следы запутать,

то захочет землю потеплей укутать.

Музыка похожа на большую птицу:

то легко и быстро к солнцу устремится,

то полет замедлит, стихнет на мгновенье,

закружит в свободном, сказочном паденье.

- Данное упражнение подтвердило, что музыка бывает очень разная и характер у неё разный.

- Также вы обратили внимание, что музыкальный фон, который сопровождал стихотворение, не имел слов, это была инструментальная композиция и поэтому мы можем говорить об инструментальных интонациях. Как вы думаете, что такое инструментальные интонации? (те, которые исполняются на музыкальных инструментах).


- Какие интонации присутствовали в этом произведении? (вокальная и инструментальная; выразительная и изобразительная)


- Нам предстоит разгадать кроссворд, слова котрого связаны с темой нашего урока. С некоторыми из понятий вы познакомились сегодня, а некоторые мы рассматривали на предыдущих уроках.

Читайте также: