Колосок конспект урока 2 класс

Обновлено: 06.07.2024

1. Знакомство с украинской народной сказкой "Колосок".

2. Продолжить работу по формированию общеучебного умения осознанного, правильного, выразительного чтения; формирование умения понимать замысел произведения.
3. Развивать умения анализировать текст, выделяя главное и существенное, сравнивать, делать обобщения.

Оборудование: картинки с главными персонажами, задания для самостоятельной работы, ноутбук, проктор, программное обеспечение

Ход урока

Вот звонок нам дал сигнал:

поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
Встало солнышко давно,
Заглянуло к нам в окно.

На урок торопит нас,
Урок чтения сейчас.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.

- Добрый день! Ребята, я очень рада встрече с вами. Сегодня нам предстоит узнать много нового, познакомиться с новым произведением. Послушаем отчет дежурного.
Отчет дежурного.

Речевая разминка
- На уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе.
Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Всё правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

- Проговорим чистоговорку.
Чу-чу-чу – я зерно молочу.
Чу-чу-чу – жернова кручу.
Чу-чу-чу – муку получу.
Ач-ач-ач – испеку калач.
Чо-чо–чо – в печке горячо.
Ачики-ачики – вкусные калачики.

Изучение нового материала

- Я предлагаю послушать внимательно эту сказку. Давайте вспомним, если сказка народная, то кто ее написал? В сказке вам встретятся новые слова.

Проверка первичного восприятия

Колоски качает.
Вправо пригнулись,
Влево качнулись. (руки вправо, влево)
А как дождичек идёт, (пальцами)
Рожь водицу пьёт и пьёт. (ладони ко рту)
Вот какая нива! (показ)
До чего ж красива!

Чтение сказки детьми по цепочке

- Прочитаем сказку по цепочке, читаем выразительно.

Работа с текстом

Беседа по содержанию
- Какими в сказке изображены мышата?
- Каким изображен петушок?
- Какова главная мысль сказки?
- Каким вы представляете себе будущее героев?
- Какой вывод для себя вы сделали?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели: познакомить со сказкой, написанной украинским народом;

развивать речь и обогащать словарный запас детей;

развитие навыка восприятия художественного произведения, творческой деятельности;

осуществлять нравственно-эстетическое воспитание, на примере поступков героев прослушанного произведения;


I. Оргмомент

II . Речевая разминка

Шесть мышат в камышах шуршат.

Работа над скороговоркой.

Почему начали с такой скороговорки?

III .Знакомство с произведением
Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется “Колосок”.
А кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина) .
Я предлагаю вам прослушать это произведение. Внимательно послушайте и определите жанр произведения. (Чтение сказки учителем или аудиосказка).

-Определите жанр произведения.

Какие сказки бывают? (Авторские, народные).

А эта сказка, какая? (Народная).

Чем авторская сказка отличается от народной сказки? (У авторской сказки есть автор, а народную сказку сочинил народ).

Мы познакомились сегодня, с какой сказкой? (С украинской сказкой “Колосок”).
- Что было не понятно в этой сказке?
Какие незнакомые слова встретились? ( Знакомство со словами лапта, чехарда ) .

- Вам хорошо знакома пословица "Кто не работает, тот не ест". Что она обозначает? (ответы детей)

- Как в сказке раскрывается значение пословицы "Кто не работает, тот не ест"?

- Ребята, подумайте, какие мышата? Какими словами можно сказать о них? Как вы это поняли? - Какой петушок? Какими словами можно о нем сказать?

- Расскажите, как трудился петушок. Что он делал с колоском? - Чем занимались в это время мышата? Как петушок проучил мышат? Что он им сказал?

II. Работа над сказкой

Назовите героев сказки. (Мышата и петушок)

Как звали мышат? (Круть, Верть)

Почему народ дал такие имена мышатам? (Потому что они только и знали, что крутиться и вертеться)

Как звали петушка? (Петушок Голосистое горлышко)

Почему его так назвали?

III. Беседа по содержанию
1. Подумайте, какими в сказке изображены мышата.

неразумными +

трудолюбивыми

hello_html_6d131f49.jpg

Каким народ изобразил в сказке петушка? (Трудолюбивым).

Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения? (Бодро, весело).

А в конце произведения? (Тихо, еле слышно).

Почему меняется тон их речи? ( Стало стыдно за своё поведение).

hello_html_1de412d2.jpg

IV. Обобщение
Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? Покажите этот путь.
V. Вывод
Хлеб проходит такой трудный путь и нужно бережно относиться к хлебу.
Хлеб – наше богатство.
VI. Рефлексия. С каким произведением познакомились на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

проблемный метод, исследовательская работа в парах, объяснительно-иллюстративный.

- дополнительные

Л.А.Ефросинина М.И.Оморокова Литературное чтение: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 1, 2 - М.: Вентана-Граф, 2012.

Наглядный и раздаточный материал

Организация пространства

Фронтальная работа, парная работа

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты
УУД

1.Самоопределение к деятельности. Организационный момент

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

- уточнить тип урока;

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Учитель: -Ребята, у нас сегодня необычный урок, к нам пришли гости, поприветствуем их. Проверьте свое рабочее место. Давайте настроимся на работу. Улыбнёмся друг другу. Так как сегодня на уроке мы будем много читать, подготовим наш речевой аппарат к работе. Проговорим чистоговорку

Чу-чу-чу – я зерно молочу.

Чу-чу-чу – жернова кручу.

Чу-чу-чу – муку получу.

Ач- ач- ач – испеку калач.

Чо – чо – чо – в печке горячо.

Ачики- ачики – вкусные калачики.

Учитель: Для чего мы выполняем речевую разминку?

Дети высказывают свои предположения

Коммуникативные:

1. Уметь оформлять свои мысли в устной форме;

2.Договариваться с одноклассниками совместно с учителе

Регулятивные :

1.Формирование способности к организации своей деятельности.

Личностные:

1.Согласовано работать в группах и коллективе.
2.Уважительно относиться к партнеру.

Учитель: - Язык, губы подготовили. А теперь зарядка для ума. Отгадываем загадку, которая поможет вам определить тему нашего урока.

Регулятивные

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке.

2. Актуализация опорных знаний

- организовать проверку знаний по изученным темам

Вырос в поле дом.

Полон дом зерном.

Ходит дом ходуном на столбе золотом.

Проблемная ситуация. Определим взаимосвязь предметов.

Что такое колос?
Найдите значение этого слова в словаре,

Дети высказывают свои предположения

С помощью учителя ставят цель урока

(Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина).

Познавательные
1. Поиск и выделение необходимой информации.
2. Самостоятельное создание алгоритмов в деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
3. Поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств.
4. Осознанное высказывание в устной речи.

3. Подготовка к первичному восприятию текста

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися

Зарубежные сказки знакомят нас с жизнью народов разных стран, их национальными традициями и обрядами, природой. Сказки разных народов часто похожи на русские народные сказки.

- Ребята, а эта сказка авторская или народная? Почему?

Дети высказывают свои предположения

(Показ картинки с изображением украинцев в народных костюмах)

Регулятивные

1. Последовательность целей с учетом конечного результата.

2. Формирование умения оценивать учебные действия в соответствии с учебной задачей.

3. Учить отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Первичное восприятие текста.

Чтение учителем

-Ребята, сейчас я прочитаю вам это произведение, а вы внимательно слушайте и скажите мне, кто главные герои этой сказки?

дети слушают сказку

Коммуникативные

Уметь оформлять свои мысли в устной форме

5. Проверка качества первичного восприятия произведения

- организовать обсуждение рассказа

- организовать выполнение самопроверки, самооценки.

-Понравилась ли сказка?

-Докажите, что это сказка.
-- Назовите действующих лиц.

(Петушок и мышата)

- Как звали петушка? (Голосистое Горлышко)

- Как звали мышат? (Круть и Верть)

- Как вы считаете, почему так звали мышат? Прочитайте об этом в сказке.

- А какой заголовок придумали бы вы для этой сказки?

-Какие незнакомые слова встретились?

( Знакомство со словами лапта, чехарда, молотить)

-Ребята, давайте смоделируем обложку к новому произведению

Украинская народная сказка


картинки петушка и мышей) Дети моделируют обложку

Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование

4. Физкультминутка

По весне поле вспахали,

Зерном поле засевали.

Высоко поднялись колоски,

К солнышку тянутся они.

А как дождичек идёт,

Рожь водицу пьёт и пьёт.

До чего ж красива!

5. Вторичное восприятия произведения (5 мин)

- Сейчас вам предстоит очень серьёзная работа.

- Чтобы выполнить её нужно прочитать текст ещё раз, но с остановками.

Чтение 1 абзаца. Стоп.

-Кто нашел колосок?
-Что с ним сделал петушок?

-Почему мышата не захотели помочь петушку?

Чтение 2 абзаца. Стоп.

-Что сделал петушок с зерном?

- Что в это время делали мышата?

Чтение 3 абзаца. Стоп.

- Что сделал петушок с мукой?

- Что в это время делали мышата?

Чтение 4абзаца. Стоп.

- Что испёк петушок в печке?

- Угостил петушок мышат?

- Как вы оцениваете такой поступок петушка?

-Так легко ли было петушку одному выполнить свою работу?

- Как бы вы поступили в этой ситуации?

Коммуникативные

1. Умение договариваться, находить общие решения.
2. Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь партнеру.

1. Согласовано работать в группах и коллективе.
2. Уважительное отношение к труду

6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

- А сейчас вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила работы.

Первая группа (у доски)

-Вы должны восстановить последовательность действий петушка.

(молотил зерно, молол муку, месил тесто, топил печь, пёк пироги)

Вторая группа (у доски)

-Вы должны восстановить последовательность действий мышат.

(плясали, играли в чехарду, играли в лапту, песни пели)

Третья группа

-Вы должны дать характеристику петушку.

Голосистый, трудолюбивый, справедливый, хозяйственный, старательный.

Четвёртая группа

-Вы должны дать характеристику мышатам

Хитрые, смешные, ленивые, веселые, игривые, бездельники.

-Можно ли сказать, что мышата полностью

(Нет, они все поняли, и сами вылезли из-за

- А правильно ли поступил петушок, что не

(Да, таких лентяев надо было проучить).

дети работают в группах

Коммуникативные

1. Учиться выполнять различные роли в группе

2. Слушать и понимать речь других

Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? (презентация)

-Хлеб проходит такой трудный путь и нужно бережно к нему относиться.

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

-зафиксировать новое содержание урока;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

- Какая тема у нас сегодня была на уроке?

- Какие задачи мы ставили в начале урока?

- Мы их выполнили?

-А для чего люди придумали такую сказку?

- Какое настроение у вас после окончания

- Чему научила вас эта сказка?

Поднимите карточку, которая соответствует вашему настроению?

Быть трудолюбивыми, уметь помогать друг другу, дорожить дружбой и осуждать лень.

Сегодня мы познакомимся с произведением, которое называется “Колосок”.

А кто знает, что такое колосок? (Колосок – это соцветие, в котором находится плод – зерновка, а стебелек – это соломина).

  • Что вы слушали? (Сказку).
  • Какая модель соответствует прослушанному произведению? (Показ моделей).
  • Докажите? (Жанр произведения сказки обозначается кругом).
  • О чём она? (О животных).
  • Какого цвета будет круг? (Коричневого).
  • Почему? (Потому что произведения о животных обозначаются коричневым цветом)

Давайте сделаем модель обложки к этому произведению.


Сегодня попробуем сделать модель обложки по-другому, используя иллюстрацию к сказке.

Картинку нужно сложить из частей и приклеить на модель обложки, заменяя геометрическую фигуру. (Иллюстрация разрезана на части, в зависимости от возможностей ребенка).


  • Мы познакомились сегодня, с какой сказкой? (С украинской сказкой “Колосок”).
  • Какие сказки бывают? (Авторские, народные).
  • А эта сказка, какая? (Народная).
  • Чем авторская сказка отличается от народной сказки? (У авторской сказки есть автор, а народную сказку сочинил народ).
  1. Назовите героев сказки. (Мышата и петушок)
  2. Как звали мышат? (Круть, Верть)
  3. Почему народ дал такие имена мышатам? (Потому что они только и знали, что крутиться и вертеться)
  4. Как звали петушка? (Петушок Голосистое горлышко)
  5. Почему его так назвали?

III. Работа в рабочей тетради

  • глупыми +
  • умными
  • злыми
  • ленивыми +
  • неразумными +
  • трудолюбивыми


  • Каким народ изобразил в сказке петушка? (Трудолюбивым).
  • Как отвечали мышата петушку в самом начале произведения? (Бодро, весело).
  • А в конце произведения? (Тихо, еле слышно).
  • Почему меняется тон их речи? (Потому что не знали, что всё достаётся своим трудом, и стало стыдно за своё поведение).

IV. Чтение сказки

Давайте прочитаем вслух сказку, передавая тон речи героев. (Выразительное чтение сказки)


V. Обобщение

Как хлеб в сказке попал на стол? Мы в сказке проследили этот путь. А как происходит в жизни? Какой путь проделывает хлеб, пока попадет к нам на стол? Покажите этот путь. На столе у вас лежат карточки, разложите их в такой последовательности, в какой начинает свой путь хлеб и как он попадет к нам на стол.

Читайте также: