Неологизмы 10 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Cтарославянизмы – слова и выражения, пришедшие из старославянского языка – южнославянского языка который в IX Кирилл и Мефодий сделали общеславянским литературным языком, переведя на него богослужебные книги(злато, плен, брег, врата, ладья, равный, одежда, единый).

Историзмы – устаревшие слова, исчезнувшие из языка по причине исчезновения из жизни самого предмета, который это слово называет: ендова, братина, жбан.

Архаизмы – слова, вытесненные из языка другим словом: посему (=поэтому), аз (=я), лепота (=красота).

Книжная лексика– лексика, обслуживающая политическую, законодательную, научную сферы (шествовать, множество, сетовать, преставиться).

Разговорная речь– разновидность литературного языка, используемая в неофициальных ситуациях – во время дружеских встреч, бесед на бытовые семейные темы и т. д. (тащиться, уйма, плакаться, дуба дать).

Диалект –территориальная разновидность языка.

Диалектизмы – слова, употребление которых ограничено определённой территорией, при этом жителям других регионов это слово может быть неизвестно: лýскалка – насекомое, букашка (Псковская область); дострéмливый – сообразительный, догадливый (Владимирская область).

Профессионализмы – слова, характерные для речи представителей определённой профессии, например моряков: старпом, стармех, кок, склянка, компáс.

Просторечие – сниженная, ненормативная разновидность языка, которой пользуются представители малообразованных слоёв населения, преимущественно городского: ложить, башка, забулдыга, хочут, шóфер.

Жаргон – социальный диалект, нелитературная разновидность языка, которой пользуются представители определённой социальной группы (школьники, студенты, уголовники и т.п.). Например, школьники называют шпаргалку шпорой, математику – матешей, а пятёрку – пятаком.

Основная литература:

1. Власенков А. И. Русский язык. 10—11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень/А. И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. — М.: Просвещение, 2016 г. - 88 с.

Дополнительная литература:

1. Колесов В. В. Гордый наш язык. / Колесов В. В. – М.: Авалон, Азбука-классика, 2008г - 352 с.

2. Кронгауз М. Русский язык на грани нервного срыва/ Кронгауз М. – М.: Знак; Языки славянских культур, 2007 – 232 с.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Русский язык имеет долгую и сложную историю. Современный русский язык образовался из так называемого древнерусского (восточнославянского) языка. Этот язык был также предком белорусского и украúнского языков, поэтому эти языки – русский украúнский и белорусский – являются близкородственными и называются восточнославянскими Те слова, которые современный русский язык унаследовал из древнерусского языка, называются исконными. Исконно русские слова – основа словарного состава русского языка.

Однако на протяжении всей своей истории русский язык обогащался языковыми единицами, пришедшими из других языков. Заимствованием называется как процесс, так и результат перехода из одного языка в другой слов, фразеологизмов, морфем и т.п.

В русский язык приходили слова из различных языков. Особую группу заимствований составляют так называемые старославянизмы – слова и выражения, пришедшие из старославянского языка – южнославянского языка который в IX Кирилл и Мефодий сделали общеславянским литературным языком, переведя на него богослужебные книги. Таким образом, старославянский язык не являлся предком русского языка, но оказал на него большое влияние.

В частности, из старославянского языка было заимствовано большое количество слов, которые заложили основу современной синонимии в русском языке: так, полногласные формы исконно русских слов (золото, полон, берег, ворота, лодка, ровный, одёжка, один) существуют в современном русском языке наряду с неполногласными формами старославянизмов (злато, плен, брег, врата, ладья, равный, одежда, единый), как правило, различаясь стилистически: старославянизмы обычно являются словами высокими, книжными, а исконно русские – нейтральными или даже разговорными.

На протяжении всей своей истории русский язык обогащался заимствованиями из тюркских языков, особенно в период Золотой Орды и в XVI—XVII веках: башмак, кафтан, тулуп, сарафан, стакан, сундук, амбар, кавардак, каланча, бурундук.

В Петровскую эпоху в русский язык пришло много слов из немецкого (шлагбаум, маршрут, рюкзак, стамеска, шерхебель, дрель, верстак, винт, кран, клапан), голландского (балласт, буер, ватерпас, верфь, гавань, дрейф, лавировать, лоцман, матрос, рея, руль, флаг, флот, штурман), английского (баржа, бот, бриг, вельбот, мичман, шхуна, катер)языков, связанные, в основном, с наукой и техникой, ремёслами и морским и военным делом.

Активные политические и общественные связи с Францией в XVIII—XIX веках привели к появлению большого количества заимствований из французского языка: кашне, пенсне, шато, пресс-папье, папье-маше, одеколон, вуаль и т. п.

В XX–XXI веках большая часть заимствований приходит из английского языка: компьютер, дисплей, файл, интерфейс, принтер, брокер, ваучер, дилери т. п.

Терминология всех наук обслуживается, в основном, заимствованиями из латыни и греческого языка.

Без заимствований современный русский язык не может существовать, однако нужно избегать бездумного использования заимствований только ради моды.

(В. В. Маяковский. Маруся отравилась)

Заимствование – это один из способов пополнения словарного состава языка, появления новых слов. Новые слова, вне зависимости от способа их появления, называются неологизмами (смартфон, спиннер, троллинг, хайп). Однако слова не только появляются, но и исчезают. Причина исчезновения слов из языка – их устаревание.

Устаревшие слова могут исчезнуть из языка по причине исчезновения из жизни самого предмета, который это слово называет. Такие слова называются историзмами: ендова, братина, жбан. Если же слово вытесняется из языка другим словом, то такое устаревшее слово называется архаизмом: посему (=поэтому), аз (=я), лепота (=красота).

Значительная часть слов в языке общеупотребительны, стилистически нейтральны, то есть могут использоваться практически в любых ситуациях (идти, много, жаловаться, умереть).

Книжная лексика (шествовать, множество, сетовать, преставиться) обслуживает политическую, законодательную, научную сферы. Разговорная речь используется в неофициальных ситуациях – во время дружеских встреч, бесед на бытовые семейные темы и т. д. (тащиться, уйма, плакаться, дуба дать).

И книжная лексика, и разговорная лексика, и нейтральная лексика – это нормативные языковые средства, однако многие языковые единицы не являются нормативными, то есть лежат за пределами русского литературного языка.

Диалект – это территориальная разновидность языка.

Диалектизмы – слова, употребление которых ограничено определённой территорией. Жителям других регионов это слово может быть неизвестно:

лýскалка – насекомое, букашка (Псковская область); дострéмливый – сообразительный, догадливый (Владимирская область); галúть – проказничать (Архангельская область); гладея´ – упитанный человек или упитанное животное (Рязанская область); грéвный – тёплый (Орловская область).

Профессионализмы – слова, характерные для речи представителей определённой профессии, например моряков: старпом, стармех, кок, склянка, компáс.

Просторечие – сниженная, ненормативная разновидность языка, которой пользуются представители малообразованных слоёв населения, преимущественно городского: ложить, башка, забулдыга, хочут, шóфер.

Жаргон – социальный диалект, нелитературная разновидность языка, которой пользуются представители определённой социальной группы (школьники, студенты, уголовники и т.п.). Например, школьники называют шпаргалку шпорой, математику – матешей, а пятёрку – пятаком.

Внимательное отношение к выбору слов поможет избежать непонимания и достичь цели общения.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Распределите слова по столбцам таблицы: базар, блато, ватага, глава, древо, золото, ладья, молоко, невежа, один, орда, таракан.

Старославянизмами являются неполногласные варианты блато, глава, древо (русские соответствия болото, голова, дерево) и слово ладья с начальным ла-, перед согласным, которому в русских словах соответствует ло- (лодка).

К исконно русским словам относятся полногласные вариантызолотои молоко(старославянские соответствия злато, млеко), слово невежа, которому соответствует старославянское слово невеждас сочетанием жд в корне слова, а также слово один с начальным о-, которому в старославянских словах соответствует начальное е- (единый). Остальные слова являются тюркизмами, признаком чего является так называемый слоговой сингармонизм (уподобление гласных одного слова): базар, таракан, орда, ватага.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка содержит материал для работы на уроке русского языка в 10 классе по теме "Неологизмы".

Тема урока: Неологизмы

1. ЗАГАДОЧНЫЙ ДИКТАНТ

1. Образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения (имидж)

3. Оконные шторы из деревянных, металлических или пластмассовых узких пластинок (жалюзи)

4. Портативный персональный компьютер, обладающий программной и аппаратной совместимостью (ноутбук)

5. Присвоение чужого авторства (плагиат)

6. Рекламная формула в виде броской, легко запоминающейся короткой фразы (слоган)

7. Посещение магазина с целью покупки (шопинг)

8. Незапрашиваемая информация рекламного характера, рассылаемая адресатам по электронной почте (спам) и т.д.

2. Работа в парах

Перед вами слова-неологизмы. Прочитайте данные слова.

Значение каких из них вы сможете объяснить? Соотнесите слова с лексическим значением, объясните их способ образования.

лексическое значение

ликвидация компьютерной безграмотности

единица измерения количества информации

программное средство, предназначенное для борьбы с вирусами, основными задачами которого является:

препятствование проникновению вирусов в компьютерную систему;

обнаружение наличия вирусов в компьютерной системе;

устранение вирусов из компьютерной системы без нанесения повреждений другим объектам системы;

минимизация ущерба от действий вирусов.

валютный союз, объединяющий 17 стран Европейского союза, официальной валютой которых является евро. Эти государства имеют право выпускать монеты и банкноты, номинированные в евро

тот, кто совершает полеты в космическом пространстве на летательных аппаратах; космонавт

самоходные сани, снабженные двигателем с толкающим воздушным винтом (пропеллером), который приводится в действие двигателем внутреннего сгорания

Как вы думаете, почему возникла необходимость в образовании сложных слов?

В век технического прогресса русский язык активно пополняется новыми словами. Сложные слова в языке очень удобны, потому что позволяют более точно и лаконично назвать предмет или явление.

Какие из данных слов не востребованы вами?

Целесообразно ли уделять свое внимание словам, которые редко встречаются в нашей речи?

Какие из данных слов вы используете в своей речи?

Пользуются ли родители данными словами? А бабушки и дедушки?

Не испытывают ли дискомфорт ваши близкие от того, что не всегда могут понять вашу речь? Как можно помочь? (Один из вариантов - проект, создание лексического словаря неологизмов)

Некоторые новые слова ещё не зафиксированы словарём-справочником.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Сумочка для флешки-

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Найдите в произведениях русских поэтов 20 века (предлагаются тексты) неологизмы, объясните их значение.

Домашнее задание .

С тематической точки зрения наиболее часто встречающиеся неологизмы можно разделить на несколько групп:

2) слова - термины, связанные с компьютерной техникой

3) названия некоторых бытовых предметов

4) спортивные термины, а также названия некоторых игр или видов спортивных занятий, ставших модными и популярными в последнее время, например:

5) названия некоторых явлений музыкальной культуры

Активная лексика — это слова, которые понятны большинству носителей языка и часто используются ими в повседневной жизни.

Пассивная лексика — это слова, которые вышли из активного употребления ( историзмы , архаизмы ); появились в языке в определённый момент времени и не стали общеупотребительными ( неологизмы ); используются людьми, принадлежащими к какой-либо социальной группе ( диалектизмы , профессионализмы , жаргонизмы ) или проживающими на какой-либо территории ( диалектизмы ).

Неологизмы — это слова или значения слов, которые возникли в языке относительно недавно и ещё не стали общеупотребительными.

Языковые неологизмы — это названия новых предметов (явлений) или новые наименования известных предметов (явлений), пришедшие на смену устаревшим.

1) слово, обозначающее новый предмет (явление), возникает в русском языке, т. е. строится по известным словообразовательным моделям.

тролль — участник дискуссии, обычно в Интернете, цель которого — разозлить, вывести из себя собеседника;

развод — мошенничество, обман;
продвинутый (о человеке) — умелый, опытный, достигший успехов в чём-либо.

Если новое значение отрывается от исходного, так, что становится сложно установить их связь, — в этом случае можно говорить об образовании омонима .

Судьба неологизмов различна. Одни прочно входят в нашу жизнь и становятся общеупотребительными словами, другие остаются в истории языка (таковы, например, слова, обозначающие явления советских времён: нэпман, ваучер и т. д.).

Авторские неологизмы ( окказионализмы ) — это слова, придуманные писателями и поэтами для более точного выражения мысли и придания произведению выразительности.

А у низеньких околиц
Звонно чахнут тополя (С. А. Есенин).

С каким наслажденьем
жандармской кастой
я был бы
исхлёстан и распят
за то,
что в руках у меня
молоткастый,
серпастый
советский паспорт (В. В. Маяковский).


Урок познакомит учащихся с понятием неологизм, научит понимать целесообразность применения неологизмов в речи.

Описание разработки

Цели урока:

- познакомить учащихся с понятием неологизм;

- научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

- научить находить неологизмы в многообразии лексики.

- повысить интерес учеников к урокам русского языка.

- развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыру

- сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Этапы урока.

1. Инициация (1 минута)

2. Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

4. Интерактивная лекция (10 минут)

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

6. Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)

7. Подведение итогов (1 минута)

8. Домашнее задание (1 минута)

Ход урока.

1. Инициация (1 минута)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)

Слайд-шоу (4 минуты).

Конспект урока по русскому языку Неологизмы

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет

Создатель новых слов — народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

Проведение: Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Продолжите фразу: неологизмы…

- это очень хорошо

- потому что мы должны знать русский язык

- она нам пригодится при сдаче экзамена

- она нам нужна для подготовки к контрольной работе и т.д.

Весь материал - в документе.

Содержимое разработки

Конспект урока

по русскому языку с применением активных методов обучения в 6 классе

Орлова Клавдия Ивановна,

учитель русского языка и литературы,

ГБОУ СОШ №3 г. Нефтегорска

-познакомить учащихся с понятием неологизм;

-научить понимать целесообразность применения неологизмов в речи;

- научить находить неологизмы в многообразии лексики.

- повысить интерес учеников к урокам русского языка.

развить творческие способности и личностные качества;

- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыру

- сформировать практические знания о неологизмах и их значении.

Тип: урок ознакомления с новым учебным материалом;

Способ восприятия: зрительно-слуховой

Форма организации учебного процесса: индивидуальная, групповая.

Оборудование:

Вхождение в тему: проектор, экран

Формирование ожидании: стикеры, цветные фломастеры или карандаши, магниты.

Интерактивная лекция: ватман, цветные карандаши, Толковый словарь.

Проработка содержания темы: карточки с иллюстрациями, карандаши.

Этапы урока:

1. Инициация (1 минута)

2. Вхождение в тему (4 минуты + 5 минут)

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

4. Интерактивная лекция (10 минут)

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

6. Проработка содержания темы (10 минут +5 минут)

7. Подведение итогов (1 минута)

8. Домашнее задание (1 минута)

1. Инициация (1 минута)

Цель: установить контакт с каждым из учеников, подготовить класс к усвоению учебного материала.

2. Вхождение или погружение в тему (4 минуты + 5 минут)

Слайд-шоу (4 минуты)

Цель: раскрытие темы урока.

Ученик у доски раскрывает тему урока классу

Неологизмы — это новые слова общенародного языка. Значительные события общественной жизни, научно-технические открытия способствуют порождению целых серий неологизмов. Эти слова воспринимаются как неологизмы до тех пор, пока ощущается их новизна, пока они не вошли в общий словарный состав.

Неологизмы не возникают из ничего, они создаются по образцу уже известных в языке слов. Вот некоторые примеры. По образцу слов пароход, теплоход создано слово атомоход. Слова пулемётчик, миномётчик, зенитчик послужили моделью для образования слова ракетчик. Слово приземлиться дало возможность появиться словам прилуниться, приводниться. Имиджмейкер, саммит, Интернет

Создатель новых слов — народ.

Новым словом мы называем новый предмет, а иногда писатели по-новому называют что-то нам хорошо знакомое.

Авторские неологизмы — это слова, придуманные писателями с определённой целью и не получившие широкого распространения.

Цель: заинтересовать класс, дать почувствовать каждому учащемуся нужность изучения темы.

Проведение: Дети становятся в круг. Учащимся предлагается одна фраза, которую нужно продолжить. Один из учеников должен дать утверждение, а другой отрицание. На уроке будем использовать только утверждение.

«Сегодня на уроке мы будем изучать новую тему. Продолжите фразу: неологизмы…

-это очень хорошо

-потому что мы должны знать русский язык

-она нам пригодится при сдаче экзамена

-она нам нужна для подготовки к контрольной работе

Если ученик затрудняется дать утверждение, он может пропустить свой ход!

3. Формирование ожиданий ученика (5 минут)

Цель: выяснить, чего ожидают учащиеся от этого урока. Разбить класс на группы.

Проведение: учащимся предлагается выбрать на доске понравившийся стикер (цвет, форма). С помощью стикеров учащиеся образуют группу в соответствии с формой и цветом. Группа с красными стикерами, группа с зелеными стикерами и т.д. На стикере с одной стороны учащиеся пишут свои ожидания от урока. Стикеры сохраняются до конца урока на парте у каждого учащегося.

4. Интерактивная лекция (10 минут)

Цель: с помощью проблемного обучения подвести учащихся к раскрытию темы.

Проведение: каждой группе дается ватман, на котором написаны разные по своему происхождению слова (архаизмы, историзмы, неологизмы, общеупотребительные, профессиональные, диалектизмы).

Например: рейтинг, сайт, бытовые понятия (корчма, лабаз, алтын, целковый)агнец (ягненок), скейтборд, ведать (знать), пирсинг, внимать (слушать), спонсор, врата (ворота), плейер, дизайн, глас (голос), секьюрити, грясти (идти), длань (ладонь), ворота, днесь (сегодня), старинная одежда и обувь (армяк, кафтан, камзол), дщерь (дочь), названия лиц по профессии, занятию (стрелец, стражник, ратник, приказчик), программист, зело (очень), снег, учреждения и должностные лица (вече, управа, воевода, исправник), заря, зреть (смотреть), кормчий (рулевой), названия старых мер длины, веса (аршин, вершок, сажень), сериал, кварки (элементарные частицы).

Из многообразия слов достаточно отобрать 10 и предложить учащимся для рассмотрения.

Ставим перед учениками задачу: отберите слова, которые возникли недавно. Учащиеся для отбора могут использовать фломастеры, зачеркивать или ставить крестики на словах, которые не нужны.

После выполнения задания перед группами ставим вопросы:

1. Почему вы отобрали именно эти слова?

(Учащиеся могут отобрать слова не новые, а уже устаревшие. Нужно каждое слово рассмотреть и объяснить его значение. Учащиеся могут объяснить значение слова сначала сами при помощи Толкового словаря).

2. Зачем в речи нужны неологизмы?

3. Могут ли неологизмы устаревать?

4. Почему появляются новые слова?

5. Являются ли слова трактор, снег, субботник новыми? Почему?

5. Эмоциональная разрядка (3 минуты)

Цель: разминка класса

Проведение: все стоят в кругу. Ведущий рассказывает правила игры: Кони бегут – топаем ногами, плюс: Бегут кони по ипподрому – хлопаем ладошами по коленям. По камням – бьем кулаками по груди. По болоту – чвакаем ладошками. Через барьер скачут – хлопаем. Два барьера – два хлопка. Трибуна джентльменов – половина круга кричит. Трибуна леди – половина круга визжит. После того, как ведущий рассказал правила и показал движения, он начинает быстро отдавать команды, остальные должны озвучивать действия.

Можно действия немного изменить.

6. Проработка содержания темы (10 минут + 5 минут)

Цель: доказать учащимся, что новые слова появляются беспрерывно, каждая новая вещь требует нового названия.

Работа в группе

Проведение: учащимся раздаются карточки, на которых интересные, но непонятные иллюстрации.

Каждая группа должна придумать неологизм на каждую из иллюстрации.

Цель: презентовать свои получившиеся иллюстрации с неологизмами.

Проведение: каждая группа представляет свои иллюстрации и объясняет, почему дали такое название изображаемому.

После презентации обсуждаем вместе вопросы по теме:

1. Можно ли утверждать, что неологизмы – это иностранные слова?

2. Трудно ли было придумать названия для иллюстрации? Почему?

3. Смогли ли мы с вами придумать неологизмы?

7. Подведение итогов (1 минута)

Цель: узнать насколько познавательным и интересным был урок. Оправданы ли ожидания учащихся (предлагается еще раз сверить свои ожидания с теми, которые были в течение урока)?

Проведение: на стикерах, с другой чистой стороны, нарисовать смайлик  либо  и прикрепить на доску. Напомнить каждой группе, чтобы они выставили себе на стикерах рядом со смайликом оценку за урок.

8. Домашнее задание

Найти в газетах и журналах пять неологизмов, записать на отдельных листочках для дальнейшего рассмотрения на следующем уроке.

Цель: рассмотреть слова, которые нашли учащиеся в классе и определить, относятся ли они к неологизмам или нет. Придумать в классе предложения и словосочетания с данными словами.

Список использованной литературы:

1. Русский язык: 125 основных правил русской грамматики с упражнениями для школьников и поступающих в вузы/ П.А.Лекант, К.А.Войлова, Е.В.Клобуков и др.; Под ред. П.А.Леканта. – М.: Дрофа, 1999. – 448с.

Интернет – источники:


-75%

Читайте также: