Некрасов на волге 5 класс конспект
Обновлено: 03.07.2024
Учащиеся называют стихотворения Н.А. Некрасова, которые читали ранее.
3. Основной ход урока.
- С какими поэтами XIX века вы познакомились?
- О чем были их стихи?
Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения) Поздняя осень. Грачи улетели… Однажды, в студеную зимнюю пору…
- Узнали? Кто автор этих стихотворений?
Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке.
Запишите тему и эпиграф (короткий текст, помещённый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения) к уроку:
Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг.
Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией.
И как он был неправ, когда говорил:
3.1. Слово о поэте.
Николай Алексеевич Некрасов 10 декабря 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина Алексея Сергеевича Некрасова и Елены Андреевны, урожденной Закревской, дочери богатого посессионера (арендатора земли) Херсонской губернии, которую армейский офицер без благословения родителей увез из Варшавы.
У Коли было 13 братьев и сестер, из которых до совершеннолетия дожили лишь трое. Детские годы Некрасова прошли в деревне Грешневе Ярославской губернии, близ Волги, в родовом имении его отца. Мальчик часто ездит с отцом – исправником по деревням и становился свидетелем невеселых картин людского горя. Отец Некрасова был довольно суровым крепостником, он внушал страх крестьянам и собственной семье, и это повлияло на его творчество.
Картины подневольного труда и жизни крепостных, дикость поместного быта, тягостный труд бурлаков, тянущих груженые баржи на Волге, - все это с юных лет запало в душу Некрасова.
Неизменная и давняя героиня, Волга, вошла в русскую литературу только с Некрасовым.
В 1875 году Некрасов тяжко заболел раком кишечника. Он умер 27 декабря 1877года.
Это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.
3.2. Актуализация знаний по новой теме.
Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.
Бечева – прочная толстая веревка, канат.
Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.
Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.
3.4. Беседа по тексту.
- Что вы узнали о поэте, читая (слушая) это произведение? (Поэт давно не был на родине, на Волге, рад, что вернулся. Он очень любит Волгу, с радостью всматривается в родные места, но, услышав стоны бурлаков, вспоминает детство).
- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Любовь, восторг от ее красоты).
- Найдите поэтические выражения переживаний автора. (Ребята выписывают эпитеты, передающие эти чувства поэта).
Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.
- В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта).
Задание: Индивидуальное – найти глагол, который передает движение бурлаков, и попробовать заменить его синонимом. 1 группа – проследить, во что переходят стоны бурлаков. 2 группа – определить чувства поэта, которые вызывает у него стон бурлаков. (Глагол – ползти, на синоним заменить нельзя - он передает точный зрительный образ; стон переходит в крик, затем в вой; эта картина напомнила поэту прошлое, вызвали в памяти картины детства).
- Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками и какой она показалась ему после?
- Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…).
- Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил?
(Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор).
3.5. Применение полученных знаний на практике.
1 группа – найти в стихотворении строки, рассказывающие о бурлаках, объединить их (то есть составить композицию) и выразительно прочитать, передавая чтением отношение поэта к бурлакам.
2 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (сравнения), рисующие чувства Некрасова; определить вид рифмы.
3 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (эпитеты), рисующие чувства Некрасова.
4. Подведение итогов урока.
Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи.
5. Дом. зад. с комментированием к нему.
Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.
Ход урока
Вступительное слово учителя:
В начале учебного года, вы с интересом рассказывали о том, как провели летние каникулы. Многие из вас делились впечатлениями об отдыхе на Волге: рыбачили, купались, загорали, совершали путешествия на остров Свияжск и просто любовались красивыми волжскими просторами. (СЛАЙД 2)
В нашей жизни многое связано с Волгой
На гербе города Зеленодольска не случайно изображена ладья, которая плывет по голубым волнам. (СЛАЙД3)
Река Волга в сознании каждого россиянина – символ России, неотъемлемая часть ее истории и самобытной культуры. Волга знакома каждому жителю России, поэтому о ней сочиняют стихи, поют песни.
– Какими эпитетами называют Волгу в песнях, пословицах, в народной разговорной речи? Что такое ЭПИТЕТ?
(матушка, красавица, родная, царица, Волга-реченька и т.д.)
Как бы вы смогли раскрыть смысл строк, взятых из стихотворения Н.А. Некрасова
Давайте посмотрим, что значила Волга в жизни Некрасова?
Библиограф (СЛАЙД 4)
Детство Некрасова прошло на Волге в Ярославской губернии, среди живописной природы. Мать позволяла мальчику играть с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел. А сколько игр, приключений случалось с ними. Усталые и довольные, ребятишки любили посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых сильно поразил впечатлительного мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова. (СЛАЙД 5)
Будучи известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил её глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.
вы прочитали к сегодняшнему занятию. Беседу по содержанию стихотворения мы начнем со словарной работы (СЛАЙД 6)
Языковеды: бурлаки, баржа, лапти, расшива, бечева
1. Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:
Бурлаки – наемные рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по берегу, тянули баржи. Так было с 16 по 19 века. В 20 веке, с бурным развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс.
2. Бечева – прочная толстая веревка, канат;
Расшива – небольшое судно;
Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.
В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах (небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям-лямкам..
Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти)
Беседа: О чем поэт рассказывает в первой строфе, т. е. в начале стихотворения?
(Давно не был на Волге. Рад, что вернулся в родные места, любит Волгу. Вспоминает детство.)
– Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места? (любовь, восторг)
– Найдите в тексте поэтические выражения, которые показывают переживания автора.
– Какой эпитет помогает нам увидеть красоту Волги? (светла и величава)
– В какой момент настроение автора резко меняется? Прочитайте эти строки.
(Но вдруг я стоны услыхал)
– Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?
(их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта.)
– Какими предстали бурлаки взору поэта? Дайте их словесный портрет.
Вспомним, что такое ПОРТРЕТ в литературном произведении?
Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать.
Найдите глагол, который передает движение бурлаков и попробуйте заменить его синонимом (ползти)
– Во что переходят стоны бурлаков? (стон переходит в похоронный крик, затем в вой)
Учитель Появление бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте найдем эти картины: два противоположных пейзажа.
Вспомним, что такое ПЕЙЗАЖ?
– Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок? (СЛАЙД 8)
Он рассказывает о своем счастливом , беззаботном детстве.
Мы наблюдаем гармонию в природе и в душе мальчика.
– Какой Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он её назвал?
(СЛАЙД 9)
– Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…)
– Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (встреча с бурлаками)
– Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной интонации. (5-я строфа.)
– Почему мальчик почувствовал себя виноватым?
(его потрясла картина страдания людей, тяжелого труда)
Учитель: Именно поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую они назвал
Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.
Чтение последней части стихотворения.
– Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? (Покорность, переходящая из поколения в поколение)
Какова история создания картины?
– Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины. Кто изображен на к артине? Какими видит художник бурлаков? (описание картины учащимися) (СЛАЙД 12)
(СЛАЙД13)
Учитель Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картину Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков.
Значит, картины художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы.
Искусствовед – музыкант (СЛАЙД14)
– Какие чувства вы испытали, прослушав эту песню? Почему песня вызывает такие противоречивые чувства?
(Песня вызывает чувство безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом люди
Обобщение учителя:
и художник, и поэт, и музыкант смогли в своих произведениях одинаково точно передать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.
Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.
Прошло более 150 лет с тех пор, как было написано стихотворение Некрасова.
– За это время изменилась жизнь на Волге? Как вы думаете. Ребята?
(СЛАЙД 15). Построены новые электростанции, через Волгу возведены автомобильные и железнодорожные мосты. Бороздят волжские воды комфортабельные теплоходы, быстроходные ракеты и метеоры, которые изготовляют на заводе им. Горького. Тонны грузов перевозят современные баржи.
(СЛАЙД 16)
В 2013 году в районе Свияжска будет открыт логистический центр – огромный грузовой порт. Это новая страница в истории судоходства на Волге. И многие из вас, я думаю, работая на современных машинах, используя компьютерные технологии, смогут найти применение своим знаниям. Так много во все времена в нашей жизни связано с Волгой.
Оценки
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.
Получите невероятные возможности
· Поговорим об образах бурлаков в этом стихотворении.
· Выясним, почему этот образ так важен для творчества Некрасова.
Время от времени нам всем хочется вспомнить какие-то важные моменты в нашей жизни. Что-то, что повлияло на нас и определило наш дальнейший путь и дальнейшие выборы.
Особенно часто такие воспоминания могут нахлынуть, когда мы оказываемся в местах, которые для нас много значат. Это может быть лес, в котором мы очутились впервые – и полюбили природу. Или море и корабли, в которые мы влюбились с первого взгляда.
Но ведь и писателям тоже хочется вернуться памятью в детство! И когда они посещают важные для себя места – к ним приходят воспоминания об их выборах, об их мечтах и взглядах на мир. Например, Лермонтов часто вспоминает в своих стихах детство и горы Кавказа.
Но Николай Некрасов вырос на берегах Волги, и именно эта река стала для него чем-то сокровенным, священным. Его первым источником вдохновения.
Стихотворение публиковалось как отдельное произведение. И рассказчик прямо говорит о своих целях.
Ты удивлён, что я прирос
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
И весь отдаться ей хочу
Здесь на свободе…
Здесь сразу же можно услышать, что стихотворение автобиографично. За лицом рассказчика скрывается сам автор – Николай Некрасов.
А в его детстве был очень показательный случай, связанный с Волгой. Однажды маленький ещё Коля увидел идущих вдоль берега бурлаков.
Кто это вообще такие? Это крестьяне или наёмные работники, которые тянули вверх по течению реки суда – такие корабли назывались расшивами.
Корабли, конечно, не могли пройти против течения на парусах. И гребцы не справлялись с могучим течением рек. Поэтому корабль буквально тащили на ремнях вверх по течению…
Можно себе представить, насколько тяжел был этот труд. Не слишком большая группа людей – она называлась артелью. И они, борясь с течением, под палящим солнцем, час за часом двигают тяжеленный корабль. А ноги их вязнут в песке, лямки натирают плечи, кто-то проваливается в топкое место…
Несмотря на тяжесть такого труда, в бурлаки нанимались иногда даже женщины – ведь это была возможность заработать хоть какие-то деньги.
Мы видим, как меняется из-за этой встречи взгляд рассказчика не только на Волгу, но и на окружающий мир.
Посмотрим, какую светлую картину своей любви к Волге рисует поэт сначала:
О Волга. колыбель моя!
Любил ли кто тебя, как я?
Один, по утренним зарям,
Когда ещё всё в мире спит
И алый блеск едва скользит
По тёмно-голубым волнам,
Я убегал к родной реке.
Некрасов рисует перед нами образ безмятежного, прекрасного, не омраченного ничем детства. Его герой исследует окружающий мир, дурачится и играет…
И в этот-то мир мечты вторгается грубая действительность.
Мы видим антитезу – противопоставление.
В каких–то розовых мечтах
Я позабылся. Сон и зной
Уже царили надо мной.
Но вдруг я стоны услыхал,
И взор мой на берег упал.
Почти пригнувшись головой
К ногам, обвитым бечевой.
Обутым в лапти, вдоль реки
Ползли гурьбою бурлаки,
И был невыносимо дик
И страшно ясен в тишине
Их мерный похоронный крик, —
И сердце дрогнуло во мне.
Герой ещё и слышит разговоры бурлаков – и понимает, насколько по-настоящему страшна их жизнь. Они настолько измучены, что смерть им кажется желанной.
Другой, с болезненным лицом,
Ему ответил. - Эх, напасть!
Когда бы зажило плечо,
Тянул бы лямку, как медведь,
А кабы к утру умереть -
И мы видим, как заканчивается этой встречей безмятежное детство героя. Он настолько поражён, что переживает горячку, но приходит на берег Волги снова и снова.
Но Волга уже не может подарить герою тех радостей: ведь он знает, какая чудовищная несправедливость существует на её берегах.
О, горько, горько я рыдал,
Когда в то утро я стоял
На берегу родной реки,
И в первый раз её назвал
Рекою рабства и тоски.
Но боль героя – не только в прошлом. Вот прошли годы – и он смотрит на Волгу всё теми же глазами: с любовью, но и с горечью. Ведь в настоящем не переменилось ничего, и бурлаки всё так же покорно тянут свою лямку.
Впрочем, только ли бурлаки? В их судьбе Некрасов видит судьбу всего русского народа, его горести и его покорность.
Эти строки предназначены явно не только бурлакам:
Всё ту же песню ты поешь,
Всё ту же лямку ты несёшь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца.
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Наконец, в самом конце стихотворения писатель задаёт себе закономерный вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
— вопрос, который народ пока что ещё не задал.
Герою хочется верить, что однажды народ задаст себе этот вопрос и сумеет разомкнуть круг, но надежды на это пока что нет.
Настроение стихотворение к концу так и остаётся печальным, минорным.
Так что же мы должны запомнить?
Герой стихотворения узнает о несправедливостях мира, и это навсегда меняет его, определяет его путь.
Образ бурлака становится образом всего русского народа, его горестей и его долготерпения.
Словарная работа: антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувствительный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание.
I . Повторение и рассказ о поэте
Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Запись темы урока в тетради и работа с эпиграфами.
Рассказ о писателе - ответ заранее подготовленного ученика.
Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги скоро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уроки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, ходил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца.
Произведение имеет сложную композицию, сочетает два временных плана, построено на приеме антитезы, используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рассуждение - обращение к читателю и героям - все это необходимо учитывать при анализе текста.
Учитывая ограниченное количество времени, предложим следующий вариант работы над произведением.
Выразительное чтение стихотворения учителем.
Составление плана предложенного с сокращениями произведения. Выразительное чтение учащимися отрывков. План записывается на доске и делаются пометки, с каким временем соотнесена часть (п - прошлое, н - настоящее). Говорим об авторском отношении.
Волжские пейзажи. П. (восхищение автора).
Волжские пейзажи. Н. (душевный трепет перед величием и красотой Волги)).
Встреча с бурлаками. Н.
Волжские пейзажи. П. (прекрасные воспоминания детства)
Первая встреча с бурлаками. П.
Размышления о судьбе бурлака. Н. III . Работа в группах.
Задание 1 группе: выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов. Какими предстают бурлаки перед лирическим героем?
Задание 2 группе: Сопоставьте волжские пейзажи в стихотворении до встречи с бурлаками и после, выпишите ключевые слова. Затем запись оформляется на доске.
До встречи с бурлаками
«я не узнал реки родной:
С трудом ступает на песок
«стаи белых птиц, как изваяния гроб-
Моя нога, он так глубок,
Уж не манит на острова
Их ярко-свежая трава,
Прибрежных птиц знакомый крик
Зловещ, пронзителен и дик,
И говор тех же милых волн
Какую цветовую гамму использовал художник? В чем контраст? Можем ли мы говорить о принципе антитезы применительно к живописи?
Много песен слыхал я в родной стороне,
В них и радость и горе мне пели,
Но из песен одна в память врезалась мне -
Это песня рабочей артели.
Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.
Англичанин в упред, чтоб работе помочь,
Изобрел за машиной машину,
А наш русский мужик, коль работать невмочь -
Эх, дубинушка, ухнем,
Эх, зеленая, сама пойдет.
Потянем, потянем, да ухнем.
Задание 6 группе: анализ последней строфы стихотворения.
Какие чувства испытывает мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Почему встреча в
настоящем оказалась не меньшим потрясением? Что возмущает поэта и какой смысл он
Проанализируйте выразительные средства.
IV . Беседа с использованием плана.
Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения.
Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказался противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе?
Реализация задания 2 группы.
Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? Реализация задания 3 группы. (Бурлак - крестьянин, идущий в чужбину на заработки, особенно на речные суда . с лямками для подъема судов бечевою. (Из словаря В.И. Даля))
Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты. Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными?
Реализация задания 1 группы.
Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?
8) Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть
стихотворения?
Выступление 6 группы.
Полный текст материала Разработка урока по литературе на тему "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге". 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Читайте также: