Некрасов на волге 5 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

Учащиеся называют стихотворения Н.А. Некрасова, которые читали ранее.

3. Основной ход урока.

- С какими поэтами XIX века вы познакомились?

- О чем были их стихи?

Так же, как и Пушкин, Лермонтов, всю свою поэзию посвятил народу еще один поэт. Вы уже знакомились с его стихами. Постарайтесь узнать, кто он? (читает стихотворения) Поздняя осень. Грачи улетели… Однажды, в студеную зимнюю пору…

- Узнали? Кто автор этих стихотворений?

Да, ребята, это Н.А. Некрасов. С жизнью его, с его стихотворением “На Волге” мы познакомимся сегодня на уроке.

Запишите тему и эпиграф (короткий текст, помещённый автором перед текстом сочинения и выражающий тему, идею, настроение произведения) к уроку:

Зрелище бедствий народных Невыносимо, мой друг.

Вот уже много лет Некрасов радует и волнует нас своей поэзией.

И как он был неправ, когда говорил:

3.1. Слово о поэте.

Николай Алексеевич Некрасов 10 декабря 1821 года в местечке Немирове Подольской губернии в семье мелкопоместного дворянина Алексея Сергеевича Некрасова и Елены Андреевны, урожденной Закревской, дочери богатого посессионера (арендатора земли) Херсонской губернии, которую армейский офицер без благословения родителей увез из Варшавы.

У Коли было 13 братьев и сестер, из которых до совершеннолетия дожили лишь трое. Детские годы Некрасова прошли в деревне Грешневе Ярославской губернии, близ Волги, в родовом имении его отца. Мальчик часто ездит с отцом – исправником по деревням и становился свидетелем невеселых картин людского горя. Отец Некрасова был довольно суровым крепостником, он внушал страх крестьянам и собственной семье, и это повлияло на его творчество.

Картины подневольного труда и жизни крепостных, дикость поместного быта, тягостный труд бурлаков, тянущих груженые баржи на Волге, - все это с юных лет запало в душу Некрасова.

Неизменная и давняя героиня, Волга, вошла в русскую литературу только с Некрасовым.

В 1875 году Некрасов тяжко заболел раком кишечника. Он умер 27 декабря 1877года.

Это лирическое повествование взрослого человека о пережитом в детстве. В нем звучит глубокая боль поэта за страдающий под игом векового рабства народ, звучат размышления о причинах его беспредельной покорности. Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.

3.2. Актуализация знаний по новой теме.

Бурлаки – в старину: рабочий в артели, которая вдоль берега против течения тянет суда бечевой.

Бечева – прочная толстая веревка, канат.

Удел – 1) В феодальной Руси: земли, недвижимое имущество.2)В царской России: земли, недвижимое имущество (до 1863 года также крестьяне), принадлежащие царской семье.

Изнеможенный – совершенно обессиленный; выражающий изнеможение.

3.4. Беседа по тексту.

- Что вы узнали о поэте, читая (слушая) это произведение? (Поэт давно не был на родине, на Волге, рад, что вернулся. Он очень любит Волгу, с радостью всматривается в родные места, но, услышав стоны бурлаков, вспоминает детство).

- Какие чувства испытывает поэт, увидев родную реку? (Любовь, восторг от ее красоты).

- Найдите поэтические выражения переживаний автора. (Ребята выписывают эпитеты, передающие эти чувства поэта).

Эпитет – образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.

- В какой момент настроение автора резко меняется? Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков? (Появляются бурлаки, их стоны уж очень не подходили к светлой картине реки. Поэтому дрогнуло сердце поэта).

Задание: Индивидуальное – найти глагол, который передает движение бурлаков, и попробовать заменить его синонимом. 1 группа – проследить, во что переходят стоны бурлаков. 2 группа – определить чувства поэта, которые вызывает у него стон бурлаков. (Глагол – ползти, на синоним заменить нельзя - он передает точный зрительный образ; стон переходит в крик, затем в вой; эта картина напомнила поэту прошлое, вызвали в памяти картины детства).

- Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками и какой она показалась ему после?

- Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…).

- Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил?

(Первая встреча с бурлаками в детстве глубоко потрясла мальчика. Он побежал за ними и услышал их разговор).

3.5. Применение полученных знаний на практике.

1 группа – найти в стихотворении строки, рассказывающие о бурлаках, объединить их (то есть составить композицию) и выразительно прочитать, передавая чтением отношение поэта к бурлакам.

2 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (сравнения), рисующие чувства Некрасова; определить вид рифмы.

3 группа – выписать из произведения выразительные средства языка (эпитеты), рисующие чувства Некрасова.

4. Подведение итогов урока.

Некрасова в этом стихотворении печалит безысходность труда бурлаков, которым так тяжело жить, что они мечтают умереть. Поэт говорит своим произведением не только о бурлаках, но и о русских крестьянах, которые покорно терпят крепостное право. Некрасова возмущает это молчаливое терпение, и он призывает жить более осмысленно, задавать себе вопросы и искать на них ответы. Если бы бурлак задал себе вопрос, ради чего он терпит угнетение и рабство, то он смог бы сделать выводы и постараться изменить хотя бы жизнь своих детей, преподнести им урок независимости и стойкости. Поэт все-таки верит в силы русского народа и считает, что он достоин лучшей участи.

5. Дом. зад. с комментированием к нему.

Материалы этого сайта размещены для ознакомления, все права принадлежат их авторам.
Если Вы не согласны с тем, что Ваш материал размещён на этом сайте, пожалуйста, напишите нам, мы в течении 1-2 рабочих дней удалим его.

Ход урока

Вступительное слово учителя:

В начале учебного года, вы с интересом рассказывали о том, как провели летние каникулы. Многие из вас делились впечатлениями об отдыхе на Волге: рыбачили, купались, загорали, совершали путешествия на остров Свияжск и просто любовались красивыми волжскими просторами. (СЛАЙД 2)

В нашей жизни многое связано с Волгой

На гербе города Зеленодольска не случайно изображена ладья, которая плывет по голубым волнам. (СЛАЙД3)

Река Волга в сознании каждого россиянина – символ России, неотъемлемая часть ее истории и самобытной культуры. Волга знакома каждому жителю России, поэтому о ней сочиняют стихи, поют песни.

– Какими эпитетами называют Волгу в песнях, пословицах, в народной разговорной речи? Что такое ЭПИТЕТ?

(матушка, красавица, родная, царица, Волга-реченька и т.д.)

Как бы вы смогли раскрыть смысл строк, взятых из стихотворения Н.А. Некрасова

Давайте посмотрим, что значила Волга в жизни Некрасова?

Библиограф (СЛАЙД 4)

Детство Некрасова прошло на Волге в Ярославской губернии, среди живописной природы. Мать позволяла мальчику играть с крестьянскими детьми – от них он узнавал о жизни простого народа. Рано утром он убегал с ребятишками на Волгу, катался с рыбаками в челноке, помогал им как умел. А сколько игр, приключений случалось с ними. Усталые и довольные, ребятишки любили посидеть под старыми вязами, послушать разговоры прохожих. На берегах великой Волги Некрасов видел бурлаков, вид которых силь­но поразил впечатлительного мальчика. Эта картина с юных лет запала в душу Некрасова. (СЛАЙД 5)

Будучи известным писателем, живя в Петербурге, Некрасов любил возвращаться в родные края. Общение с природой успокаивало и вдохновляло его. Он любил её глубокой и нежной любовью, чувствовал в ней своё, родное, русское.

вы прочитали к сегодняшнему занятию. Беседу по содержанию стихотворения мы начнем со словарной работы (СЛАЙД 6)

Языковеды: бурлаки, баржа, лапти, расшива, бечева

1. Мы обратились к словарю Владимира Ивановича Даля и выяснили:

Бурлаки – наемные рабочие, которые надевали на себя лямки и, идя по берегу, тянули баржи. Так было с 16 по 19 века. В 20 веке, с бурным развитием машинного судоходства, с появлением мощных самоходных грузовых пароходов и теплоходов, бурлаки исчезли как класс.

2. Бечева – прочная толстая веревка, канат;

Расшива – небольшое судно;

Баржа – это грузовое судно без паруса и весел, которое берется в на буксир пароходом.

В старое время груз обычно перевозили на баржах, расшивах (небольших судах), к которым привязывали длинные веревки. Их концы прикрепляли к петлям-лямкам..

Лапти – это обувь бедняков. (показать лапти)

Беседа: О чем поэт рассказывает в первой строфе, т. е. в начале стихотворения?

(Давно не был на Волге. Рад, что вернулся в родные места, любит Волгу. Вспоминает детство.)

– Какие чувства испытывает Некрасов, увидев родные места? (любовь, восторг)

Найдите в тексте поэтические выражения, которые показывают переживания автора.

Какой эпитет помогает нам увидеть красоту Волги? (светла и величава)

В какой момент настроение автора резко меняется? Прочитайте эти строки.

(Но вдруг я стоны услыхал)

– Почему для Некрасова было таким неожиданным появление бурлаков?

(их стоны не подходили к светлой реке, красоте природы, поэтому дрогнуло сердце поэта.)

Какими предстали бурлаки взору поэта? Дайте их словесный портрет.

Вспомним, что такое ПОРТРЕТ в литературном произведении?

Некрасов прямо не говорит о тяжести труда бурлаков, но заставляет нас сразу это почувствовать.

Найдите глагол, который передает движение бурлаков и попробуйте заменить его синонимом (ползти)

– Во что переходят стоны бурлаков? (стон переходит в похоронный крик, затем в вой)

Учитель Появление бурлаков напомнило поэту прошлое, вызвало в памяти картины детства. Давайте найдем эти картины: два противоположных пейзажа.

Вспомним, что такое ПЕЙЗАЖ?

– Как рассказывает Некрасов о своей детской любви к Волге? Какой он видел Волгу до своей встречи с бурлаками? Как можно озаглавить этот отрывок? (СЛАЙД 8)

Он рассказывает о своем счастливом , беззаботном детстве.

Мы наблюдаем гармонию в природе и в душе мальчика.

– Какой Волгу увидел Некрасов после встречи с бурлаками? Как он её назвал?

(СЛАЙД 9)

– Изменилась природа или отношение будущего поэта к ней? (Волга все так же величава и светла; но мальчик не узнает своей реки – зелень перестала манить, птицы кричат пронзительно и зловеще…)

Что же заставило Некрасова посмотреть на все другими глазами? Что он пережил? (встреча с бурлаками)

– Прочитайте диалог бурлаков в лицах с соблюдением нужной инто­нации. (5-я строфа.)

– Почему мальчик почувствовал себя виноватым?

(его потрясла картина страдания людей, тяжелого труда)

Учитель: Именно поэтому меняется отношение поэта к Волге, которую они назвал

Мы видим два противоположных пейзажа Волги: Волга-колыбель, светлая, величавая, и река рабства и тоски. Такой прием называется антитеза.

Чтение последней части стихотворения.

– Что, по мнению Некрасова, является главной причиной бедственного положения народа? (Покорность, переходящая из поколения в поколение)

Какова история создания картины?

– Рассмотрите внимательно иллюстрацию картины. Кто изображен на к артине? Какими видит художник бурлаков? (описание картины учащимися) (СЛАЙД 12)

(СЛАЙД13)

Учитель Они как бы дополняют друг друга. Читая любое стихотворение, каждый из нас по-своему создает в своем воображении то или иной художественный образ, а глядя на картину Репина, мы уже воочию видим реальные картины жизни волжских бурлаков.

Значит, картины художников помогают нам в восприятии художественных текстов литературы.

Искусствовед – музыкант (СЛАЙД14)

Какие чувства вы испытали, прослушав эту песню? Почему песня вызывает такие противоречивые чувства?

(Песня вызывает чувство безысходности, тоски, но в то же время чувствуется, что ее поют сильные духом люди

Обобщение учителя:

и художник, и поэт, и музыкант смогли в своих произведениях одинаково точно пе­редать величавость, терпение, трудолюбие русских людей.

Я думаю, что все это найдет горячий отклик в ваших молодых сердцах.

Прошло более 150 лет с тех пор, как было написано стихотворение Некрасова.

– За это время изменилась жизнь на Волге? Как вы думаете. Ребята?

(СЛАЙД 15). Построены новые электростанции, через Волгу возведены автомобильные и железнодорожные мосты. Бороздят волжские воды комфортабельные теплоходы, быстроходные ракеты и метеоры, которые изготовляют на заводе им. Горького. Тонны грузов перевозят современные баржи.

(СЛАЙД 16)

В 2013 году в районе Свияжска будет открыт логистический центр – огромный грузовой порт. Это новая страница в истории судоходства на Волге. И многие из вас, я думаю, работая на современных машинах, используя компьютерные технологии, смогут найти применение своим знаниям. Так много во все времена в нашей жизни связано с Волгой.

Оценки



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




· Поговорим об образах бурлаков в этом стихотворении.

· Выясним, почему этот образ так важен для творчества Некрасова.

Время от времени нам всем хочется вспомнить какие-то важные моменты в нашей жизни. Что-то, что повлияло на нас и определило наш дальнейший путь и дальнейшие выборы.

Особенно часто такие воспоминания могут нахлынуть, когда мы оказываемся в местах, которые для нас много значат. Это может быть лес, в котором мы очутились впервые – и полюбили природу. Или море и корабли, в которые мы влюбились с первого взгляда.

Но ведь и писателям тоже хочется вернуться памятью в детство! И когда они посещают важные для себя места – к ним приходят воспоминания об их выборах, об их мечтах и взглядах на мир. Например, Лермонтов часто вспоминает в своих стихах детство и горы Кавказа.

Но Николай Некрасов вырос на берегах Волги, и именно эта река стала для него чем-то сокровенным, священным. Его первым источником вдохновения.

Стихотворение публиковалось как отдельное произведение. И рассказчик прямо говорит о своих целях.

Ты удивлён, что я прирос

На Волге: целый час стою

Недвижно, хмурюсь и молчу.

Я вспомнил молодость мою

И весь отдаться ей хочу

Здесь на свободе…

Здесь сразу же можно услышать, что стихотворение автобиографично. За лицом рассказчика скрывается сам автор – Николай Некрасов.

А в его детстве был очень показательный случай, связанный с Волгой. Однажды маленький ещё Коля увидел идущих вдоль берега бурлаков.

Кто это вообще такие? Это крестьяне или наёмные работники, которые тянули вверх по течению реки суда – такие корабли назывались расшивами.

Корабли, конечно, не могли пройти против течения на парусах. И гребцы не справлялись с могучим течением рек. Поэтому корабль буквально тащили на ремнях вверх по течению…


Можно себе представить, насколько тяжел был этот труд. Не слишком большая группа людей – она называлась артелью. И они, борясь с течением, под палящим солнцем, час за часом двигают тяжеленный корабль. А ноги их вязнут в песке, лямки натирают плечи, кто-то проваливается в топкое место…

Несмотря на тяжесть такого труда, в бурлаки нанимались иногда даже женщины – ведь это была возможность заработать хоть какие-то деньги.

Мы видим, как меняется из-за этой встречи взгляд рассказчика не только на Волгу, но и на окружающий мир.

Посмотрим, какую светлую картину своей любви к Волге рисует поэт сначала:

О Волга. колыбель моя!

Любил ли кто тебя, как я?

Один, по утренним зарям,

Когда ещё всё в мире спит

И алый блеск едва скользит

По тёмно-голубым волнам,

Я убегал к родной реке.

Некрасов рисует перед нами образ безмятежного, прекрасного, не омраченного ничем детства. Его герой исследует окружающий мир, дурачится и играет…

И в этот-то мир мечты вторгается грубая действительность.

Мы видим антитезу – противопоставление.

В каких–то розовых мечтах

Я позабылся. Сон и зной

Уже царили надо мной.

Но вдруг я стоны услыхал,

И взор мой на берег упал.

Почти пригнувшись головой

К ногам, обвитым бечевой.

Обутым в лапти, вдоль реки

Ползли гурьбою бурлаки,

И был невыносимо дик

И страшно ясен в тишине

Их мерный похоронный крик, —

И сердце дрогнуло во мне.

Герой ещё и слышит разговоры бурлаков – и понимает, насколько по-настоящему страшна их жизнь. Они настолько измучены, что смерть им кажется желанной.

Другой, с болезненным лицом,

Ему ответил. - Эх, напасть!

Когда бы зажило плечо,

Тянул бы лямку, как медведь,

А кабы к утру умереть -

И мы видим, как заканчивается этой встречей безмятежное детство героя. Он настолько поражён, что переживает горячку, но приходит на берег Волги снова и снова.

Но Волга уже не может подарить герою тех радостей: ведь он знает, какая чудовищная несправедливость существует на её берегах.

О, горько, горько я рыдал,

Когда в то утро я стоял

На берегу родной реки,

И в первый раз её назвал

Рекою рабства и тоски.

Но боль героя – не только в прошлом. Вот прошли годы – и он смотрит на Волгу всё теми же глазами: с любовью, но и с горечью. Ведь в настоящем не переменилось ничего, и бурлаки всё так же покорно тянут свою лямку.

Впрочем, только ли бурлаки? В их судьбе Некрасов видит судьбу всего русского народа, его горести и его покорность.

Эти строки предназначены явно не только бурлакам:

Всё ту же песню ты поешь,

Всё ту же лямку ты несёшь,

В чертах усталого лица

Всё та ж покорность без конца.

Прочна суровая среда,

Где поколения людей

Живут и гибнут без следа

И без урока для детей!


Наконец, в самом конце стихотворения писатель задаёт себе закономерный вопрос:

Чем хуже был бы твой удел,

Когда б ты менее терпел?

вопрос, который народ пока что ещё не задал.

Герою хочется верить, что однажды народ задаст себе этот вопрос и сумеет разомкнуть круг, но надежды на это пока что нет.

Настроение стихотворение к концу так и остаётся печальным, минорным.

Так что же мы должны запомнить?

Герой стихотворения узнает о несправедливостях мира, и это навсегда меняет его, определяет его путь.

Образ бурлака становится образом всего русского народа, его горестей и его долготерпения.

Словарная работа: антитеза, пейзаж, портрет, прямое авторское рассуждение; чувстви­тельный, сострадающий, потрясение, негодование, непонимание.

I . Повторение и рассказ о поэте

Беседа о том, что знают учащиеся о Некрасове и его произведениях. Запись темы урока в тетради и работа с эпиграфами.

Рассказ о писателе - ответ заранее подготовленного ученика.

Некрасов отправился в Петербург на телеге, не закончив гимназии, оставив в деревне под Ярославлем любимую мать, которую больше никогда не увидит, имея с собой тетрадку стихов и сто пятьдесят рублей ассигнациями. Отправился учиться в университет, вопреки воле жестокого отца, желавшего, чтоб он поступил в Дворянский полк. В университет его не приняли, деньги ско­ро израсходовал. За гроши или за кусок хлеба писал неграмотным письма и прошения, давал уро­ки, составлял афиши, сочинял пародии, фельетоны, водевили и все равно ел не каждый день, хо­дил зимою в стужу в дырявых сапогах и соломенной шляпе, простужаясь и кашляя, жил то в чьем-то чулане, то в флигельке, хозяева которого со дня на день ждали его конца.

Произведение имеет сложную композицию, сочетает два временных плана, построено на приеме антитезы, используются пейзажные и портретные характеристики, прямое авторское рас­суждение - обращение к читателю и героям - все это необходимо учитывать при анализе текста.

Учитывая ограниченное количество времени, предложим следующий вариант работы над произведением.

Выразительное чтение стихотворения учителем.

Составление плана предложенного с сокращениями произведения. Выразительное чте­ние учащимися отрывков. План записывается на доске и делаются пометки, с каким временем соотнесена часть (п - прошлое, н - настоящее). Говорим об авторском отно­шении.

Волжские пейзажи. П. (восхищение автора).

Волжские пейзажи. Н. (душевный трепет перед величием и красотой Волги)).

Встреча с бурлаками. Н.

Волжские пейзажи. П. (прекрасные воспоминания детства)

Первая встреча с бурлаками. П.

Размышления о судьбе бурлака. Н. III . Работа в группах.

Задание 1 группе: выпишите из текста портретные характеристики бурлаков, эпитеты, сравнения, метафоры, которые использует Н.А. Некрасов. Какими предстают бурлаки перед лирическим героем?

Задание 2 группе: Сопоставьте волжские пейзажи в стихотворении до встречи с бурлаками и после, выпишите ключевые слова. Затем запись оформляется на доске.

До встречи с бурлаками

«я не узнал реки родной:

С трудом ступает на песок

«стаи белых птиц, как изваяния гроб-

Моя нога, он так глубок,

Уж не манит на острова

Их ярко-свежая трава,

Прибрежных птиц знакомый крик

Зловещ, пронзителен и дик,

И говор тех же милых волн

Какую цветовую гамму использовал художник? В чем контраст? Можем ли мы говорить о принципе антитезы применительно к живописи?

Много песен слыхал я в родной стороне,

В них и радость и горе мне пели,

Но из песен одна в память врезалась мне -

Это песня рабочей артели.

Эх, дубинушка, ухнем, Потянем, потянем, да ухнем.

Англичанин в упред, чтоб работе помочь,

Изобрел за машиной машину,

А наш русский мужик, коль работать невмочь -

Эх, дубинушка, ухнем,

Эх, зеленая, сама пойдет.

Потянем, потянем, да ухнем.

Задание 6 группе: анализ последней строфы стихотворения.

Какие чувства испытывает мальчик, первый раз увидевший бурлаков? Почему встреча в

настоящем оказалась не меньшим потрясением? Что возмущает поэта и какой смысл он

Проанализируйте выразительные средства.

IV . Беседа с использованием плана.

Какой вспоминается поэту Волга? Какие слова передают чувство восторга и восхищения великой русской рекой? Знакомы ли вам эти чувства? Найдите сравнения.

Какие из пейзажей соотнесены с прошлым, какие с настоящим? Почему пейзаж ч. 7 оказал­ся противопоставленным всем остальным, в чем это выражается? Можем ли мы говорить об антитезе?

Реализация задания 2 группы.

Какое событие, касающееся прошлого поэта, так изменило его отношение к родной реке? Реализация задания 3 группы. (Бурлак - крестьянин, идущий в чужбину на заработки, осо­бенно на речные суда . с лямками для подъема судов бечевою. (Из словаря В.И. Даля))

Какие чувства испытал мальчик, в первый раз увидевший бурлаков? Как они выглядели? Найдите эпитеты. Какие слова в разговоре бурлаков поразили будущего поэта и показались непонятными?

Реализация задания 1 группы.

Почему встреча с бурлаками в настоящем оказалась для поэта не меньшим потрясением?

8) Что думает поэт о судьбе бурлачества и народа в целом? К кому обращена финальная часть
стихотворения?

Выступление 6 группы.


Полный текст материала Разработка урока по литературе на тему "Н.А.Некрасов. Стихотворение "На Волге". 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.

Читайте также: