Волшебное слово осеева конспект занятия в подготовительной группе

Обновлено: 06.07.2024

Формирование интереса к художественной литературе, знакомство с рассказом В. Осеевой "Волшебное слово".

. Учить детей эмоционально воспринимать содержание литературного произведения, углублять знания о доброте, вежливости.

Закреплять знания о детских произведениях.

Развивать умение выразительно передавать образы литературных героев.

Продолжать воспитывать нравственные качества на примере поступков героев литературных произведений.

Методы и приемы:игровой прием, чтение художественного произведения, вопросы, ответы детей, напоминания.

Предшествующая работа: чтение сказок, рассказов о доброте, вежливости

"Плохо", "Просто старушка".

Материал и оборудование: книги разных авторов.

Ход образовательной деятельности:

Дети заходят группу, в которой на полках стоят книги.

Воспитатель: Ребята, куда мы с вами попали, наша группа и вдруг везде на полках стоят книги?

Дети: В библиотеку.

В.: Да мы попали в страну, где живут книги. Сегодня я буду в роли библиотекаря и познакомлю вас с новыми книгами. На этих полках стоят книги с русскими народными сказками, а на этих полках расположены книги о животных, а здесь находятся энциклопедии, в которых очень много разной познавательной информации. Для чего нужно читать книги?

Д.: Книги нужно читать для того, чтобы быть умными, много знать интересного.

В.: Да, из книг мы узнаем много нового и интересного. Книги очень важны и нужны.

На полках нашей библиотеки есть много книг с рассказами, в которых главным героям помогают "волшебные предметы". Вот например в этой книге, кто скажет как она называется, волшебный предмет помог девочке Жене найти хорошего друга. Что это за предмет? (Да, правильно это цветок - цветик семицветик).

А вот в этом рассказе, героине помогала дудочка, что это за рассказ?

(Да, это "Дудочка и кувшинчик").

Но кроме волшебных предметов героям произведений помогают ещё и волшебные слова, они

помогают героям изменить свое поведение в лучшую сторону.

Такое произведение есть в книге Валентины Осеевой. Эта книга тоже стоит на полке нашей библиотеки, вот она, посомотрите какая яркая, красочная, в ней очень много красивых иллюстраций и интересных рассказов, с некоторыми из них мы уже знакомы. Это рассказы "Просто старушка", "Девочка с куклой", в них мы обсуждали как можно и нужно поступать в некоторых случаях.

А сейчас я вам хочу предложить послушать ещё один рассказа В. Осеевой, садитесь на свои стульчики.

Рассказ называется "Волшебное слово".

Воспитатель: Ребята, скажите, пожалуйста, кого встретил Павлик сидящим на скамейке.

Дети: Маленького старичка с длинной седой бородой.

В.: Как выглядел мальчик, когда встретил старичка?

Д.: Он был очень сердитым и с красным лицом.

В.: Как вы считаете, почемы мальчик был сердитым?

Д.:Он был сердитым, потому что сестра не дала краски, бабушка не дала морковку, а брат не покатал на лодке.

В.: Какой совет дал старичок мальчику?

Д.:Говорить волшебное слово.

В.:Павлик воспользовалься советом старичка?

Д.:Да, он сказал волшебное слово и сестре, и бабушке, и брату.

В.:И какие же изменения произошли в жизни мальчика?

Д.:Сестренка дала краски, бабушка пирожок, брат покатал не лодке.

В.:Чем же закончился рассказ?

Д.:Мальчик решил отблагодарить старичка за добрый совет, но старичка на скамейке не было.

Ребята, давайте немного отдохнем и поиграем. А игра называется "Не ошибись, пожалйста!" .Я буду просить вас выполнить задания, но выполнять их надо только тогда, когда я назову "волшебное слово".

Будьте добры, похлопайте в ладоши!

Присядьте, пожалуйста, три раза.

Молодцы, какие вы внимательные, ни разу не ошиблись.

А сейчас я хочу вам предложить игру "Скажи по разному".

В.:Я прошу сюда выйти Кирилла и Дениса, Кирилл будет старичком а Денис - Павликом. Вы, ребята, должны будете поизнести фразы старичка и Павлика с разной интонацией.

В.:Кирилл будет произносить фразу "С тобой что-то случилось?", а Денис - Павлик будет отвечать такой фразой "Ну и ладно! А вам-то что?"

(Эти фразы нужно произнести: 1 Старичок - спокойно с добротой, Павлик - сердито, грубо; 2 Старичок - грубо произносит, Павлик - грустно, расстроенно; 3 Старичок - с тревогой, Павлик - весело и беззаботно)

В.:Молодцы ребята, хорошо у нас получилось, остальные дети поиграют в эту игру на следующем занятии. Потому что сейчас я хочу вам предложить другую игру, называется она "Закончи предложение".

1. У Павлика было красное сердитое лицо потому что.

2. Сестра Лена не дала Павлику краски потому что.

3. Сестра Лена дала краски Павлику потому что.

4. Павлик назвал старичка волшебником потому что.

В.: Вот ребята, видите, что быть вежливым не только приятно но и полезно.

Я думою что теперь, вы не будете забывать обращаться друг к другу и к окружающим вежливо.

И нам пора возвращаться из библиотеки в детский сад. Скажем всем посетителям библиотеки до свидания.

Технологическая карта интегрированного занятия по речевому развитию (выразительное чтение).

Образовательная область: речевое развитие.

Возрастная группа: старшая группа.

Учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения; углубить знания детей о доброте, вежливости.

Развивающая :

Развивать мышление через организацию беседы по прочитанному произведению.

Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми.

Словарная работа : поддал, сгребла в кучу, противень.

Дети обладают достаточным уровнем мышления для участия ведения беседы;

Созданы условия для воспитания навыков культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми

Материалы и оборудование: книга, портрет, иллюстрации.

№ Этапы, продолжительность Задачи этапа Деятельность педагога Методы, формы, приемы Предполагаемая деятельность детей Планируемые результаты

1. Организационно-мотивационный этап

Формирование интереса у детей к теме занятия к предстоящей деятельности. Ребята, давайте друг друга поприветствуем. для этого нужно встать в круг.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Я рада приветствовать вас, этот день мы проведем вместе. Пусть он принесет вам радость и много новых, интересных впечатлений!

Если хочешь много знать,

Вслушайся в советы.

В каждой книжке — свой секрет,

И ненужных книжек нет.

Как вы думаете, чем мы с вами сегодня займемся? правильно, мы будем читать.

Но для начала скажите, какой сегодня день? Хмурый пасмурный светлый или солнечный? Какое

настроение вызывает у вас такая погода?

А знаете, что надо сделать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было тепло и спокойно? Надо улыбнуться.

Порадуйте своей улыбкой тех, кто с вами рядом. Улыбнитесь друг другу.

Я вижу, что у всех теперь хорошее настроение и даже на небе засеяло солнышко от ваших улыбок.

Побуждение к деятельности;

Беседа приветствуют воспитателя и друг друга.

внимательно слушают стихотворение, отвечают на вопрос.

рассматривают портрет писателя и внимательно слушают анонсирование произведения. Дети мотивированы на предстоящую деятельность

2 Основной этап

2.1 Этап постановки проблемы

Формулировать проблему и создание проблемной ситуации Давайте рассмотрим обложку книги. Что на ней изображено?

Сядьте правильно и удобно. выпрямим спины и положим руки на коленки. Как мы ведем себя, когда слушаем рассказ? правильно, внимательно и не перебиваем.

в тексте вам могут встретиться не знакомые слова, такие как поддать, сгрести в кучу, противень. вы знаете, что это такое?

Поддать – значит легонько ударить кого-то.

Сгрести в кучу – быстро собрать.

Противень- тонкий металлический (или стеклянный) лист с загнутыми краями и невысоким бортиком для приготовления пищи (жарения и выпекания). Метод: словесный;

Приемы: прием постановки вопроса конкретного характера Дети внимательно слушают.

Рассматривают обложку книги, высказывают свои предположения о сюжете.

знакомятся с новыми словами. Дети формулируют проблемный вопрос совместно с воспитателем;

Дети проявляют интерес к проблемной ситуации и формулирование проблемы.

2.2 Этап восприятия материала

Рассуждают

Внимательно слушают, воспринимают Ознакомлены с содержанием произведения внимательно слушают и воспринимают информацию.

2.3 Этап практического решения проблемы

Решать проблемную ситуацию; отвечать на проблемный вопрос; Анализ текста: создание условий для решения, проблемной ситуации.

Вопросы по тексту.

Кто является героем рассказа и что с ним случилось?

Кому мальчик рассказал о своей проблеме?

Почему мальчик Павлик был сердит и разговаривал грубо со стариком?

Как можно назвать его поведение?

Что просил Павлик у сестры?

Куда не брал Павлика брат?

Что не дала бабушка мальчику?

Как старик помог мальчику?

Как изменилось отношение родных к мальчику?

Какую силу имеют волшебные слова?

Можно ли говорить, что мальчик навсегда останется невежливым?

А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?

Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые люди всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет

Мы ногами топ-топ,

Мы руками хлоп-хлоп!

Мы глазами миг-миг.

Мы плечами чик-чик.

Раз – сюда. Два – туда,

Повернись вокруг себя.

Раз – присели, два –

Руки кверху все подняли.

Раз – два, раз – два,

Заниматься нам пора

Давайте рассмотрим иллюстрации к рассказу.

Гимнастика для глаз.

Теперь нашим глазкам нужно отдохнуть. давайте сильно-сильно зажмурим глаза, а теперь откроем и посмотрим далеко в окно. а теперь на кончик носа и опять в окно. посмотрим глазками на соседа справа, а теперь слева. быстро-быстро поморгаем и опять посмотрим в окно. Метод: Наглядный, практический.

Приемы: вопросы на понимание текста (Анализ, синтез, оценка)

Прием: выборочное чтение

Дидактическая игра: метод: практический Выполняют упражнения с текстом участвуют в игре Дети проявляют инициативу и самостоятельность в решении проблемной ситуации

3. Заключительный этап

Подвести итоги деятельности;

Обобщить полученный опыт;

Формировать элементарные навыки самооценки ребята, какой рассказ мы с вами сегодня прочитали? Кто его автор? о чем произведение? Чему нас учит автор? Что вам больше всего понравилось? Что нового вы узнали?

Ребята, спасибо вам за занятие! А на прощание давайте еще раз подарим солнышку и друг другу свои улыбки! До скорых встреч! Беседа

Прием: вопросы, побуждающие к обобщению и самооценке Отвечают на вопросы, демонстрируя навыки обобщения и самооценки.

Дети делают выводы, умеют обобщать опыт

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе:

Образовательные области: речевое развитие

Задачи занятия:

Обучающие: Развивать интерес детей к художественной литературе. Учить детей эмоционально воспринимать содержания литературного произведения; формировать представление о доброте, вежливости у детей старшего возраста.

Развивающие: Развивать желание детей интересоваться смыслом слова. Развивать умение содержательно и выразительно пересказывать литературные тексты, инсценировать их.

Воспитательные: Воспитывать умение слушать новые рассказы, следить за развитием действия, сопереживать героям произведения. Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми.

Словарная работа : поддал, сгребла в кучу, противень.

Подготовительная работа: ознакомление с творчеством В.Осеевой

Нажмите, чтобы узнать подробности

Познакомить детей с вежливыми словами и научить пользоваться ими в жизни.

Научить детей пользоваться вежливыми словами.

Расширять понятие детей о культуре поведения.

Прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом, другими детьми и взрослыми.

Я сейчас прочитаю стихотворение, а вы послушайте и скажите, о каких вежливых словах в нем говориться?

Добрые слова не лень

Повторять мне трижды в день,

Только выйду за ворота,

Всем идущим на работу,

Кузнецу, ткачу, врачу,

Всем идущим на обед.

Всех домой спешивших к чаю.

Какие вежливые слова вы услышали в этом стихотворении?

Я:- Добрых, вежливых слов очень много и вы должны как можно чаще говорить их чтобы быть вежливыми и воспитанными, от этих слов всем становиться радостнее, проходит грустное настроение, надо стараться быть полезным людям.

Давайте вспомним какие еще вежливые слова вы знаете?

Дети: - Здравствуйте, доброе утро, спасибо, пожалуйста…

Я: - А как вы думаете, к кому надо обращаться вежливо?

Дети: - Ко всем, и к маме, и к папе, к воспитателю…

- Слова чудеснейшие эти

Услышать каждый очень рад

Добреют взрослые и дети

И улыбнуться вам спешат.

Не только дети, но и взрослые хотят, чтобы все их друзья, соседи и даже незнакомые всегда относились к ним вежливо. С вежливым человеком хочется дружить, а с грубияном, невоспитанным человеком, конечно же, нет.

Как надо обращается с просьбой?

Каким Павлик был до встречи со стариком?

Как старик помог мальчику?

(подсказал доброе слово, научил не кричать…)

Какое слово подсказал старик?

Каким стал мальчик?

(вежливым, не грубил, добрым…)

как взрослые отвечали на вежливые просьбы Павлика

(не ругали, не прогоняли, улыбались…)

Я: Да, что бы, что то попросить,

Нужно вежливыми быть.

Послушайте еще раз историю про Павлика

Итог: - Вот ребята, видите, что быть вежливыми не только приятно, но и полезно. Я очень рада, что вы это поняли и не будете забывать, обращается друг к другу вежливо.

Читайте также: