Сказочные образы в музыке моего народа 4 класс конспект

Обновлено: 02.07.2024

Дорогие ребята, наверное, все вы любите сказки.

Когда вы были маленькими, вам рассказывали их ваши мамы и бабушки. Теперь вы подрасли, научились читать и можете даже сами рассказывать сказки младшим братикам и сестричкам.

Героями сказок могут быть люди, звери,а могут быть вымышлинные сказочные персонажи.

Наш сегодняшний урок посвящен тому, как и какими музыкальными средствами композиторы передают в своих произведениях образы русских народных сказочных персонажей.

- А сейчас вы услышите музыку, названия которой вы еще не знаете. Я только скажу, что ее написал великий русский композитор Петр Ильич Чайковский. (Слайд2) И рисует она также облик сказочного персонажа. А вот какого персонажа- догадайтесь сами. Для этого я загадаю вам загадку, разгадав которую вы назовете и сказочного персонажа и название музыкальной пьесы.

В облаках, не по земле.

Летит баба на метле.

Страшная и злая.

Конечно, это злая волшебница из русских народных сказок, имя которой давайте скажем все вместе.

А теперь слушаем музыку. Закройте глаза и представьте себе эту героиню сказки.

Как композитор передал в своей пьесе черты этого персонажа?

-Музыка рисует ее звуками короткими, острыми, даже злыми.

-Такой она предстает в наших сказках.

(Слушание).(Слайд7,8,9)

-Какая Б. Я. у Мусоргского?. Какой вы ее представили?. (ответы детей).

-Музыка рисует образ Б. Я. злой и хромой. Она опирается на свою метлу, гремит клюкой и ступой. А потом вдруг ступа с Б. Я. взвивается в небо, и музыка меняет свой характер и рисует характер зачарованного леса, над которым ступа пролетает. Затем музыка вновь рисует портрет Б. Я., которая ворча и хромая, забирается в свою ступу и улетает. На каком инструменте прозвучала пьеса? (пианино)

На эту музыку создан мультфильм, давайте посмотрим, похожа ли наша Б. Я. на Б. Я. из мультфильма?

- Эта Б. Я. злющая, свирепая, волшебная.

(Слайд10) -Много сказок придумано про Б. Я. Давайте их вспомним.

В народе не только сказки сочиняли, и игры про Бабу Ягу придумывали. И мы с вами одну знаем. Давайте повторим дразнилку (Слайд12)

Встали дети все кружком,

По кружочку все пойдём

И игру про Бабку Ёжку

Дружно, весело начнём!

-Может быть кто-то из вас встречал в сказках или мультфильмах смешную Б. Я. ?

Так- что Б. Я. бывает не только злая и коварная, но и добрая и веселая.

Мы тоже с вами начали разучивать песню про Б. Я.

-Вспомним 1 куплет.

Разучивание песни. Исполнение.

Сегодня мы услышали замечательную музыку, которую сочинили композиторы, вдохновленные волшебными сказочными образами. Вы вновь встретились с творчеством композиторов, чьи имена вам знакомы, -это П. И. Чайковский и М. П. Мусоргский. Сказок много, а время нашей встречи подошло к концу. Надеюсь в следующий раз мы поговорим о новых сочинениях этих и других композиторов.

Прикреплённые файлы:

Загрузить презентацию (850 кБ)

Цель урока: закрепление знаний о сказочных героях в музыке (на примере детских песен); формирование знаний о сказочных образах в музыке (на примере произведения П.И. Чайковского “Щелкунчик”).

а) закрепить знания о сказочных героях на примере детских песен; формировать знания о сказочных образах на примере произведения П. И. Чайковского “Щелкунчик”;
б) развивать вокально-хоровые навыки выразительного пения, корригировать слуховое восприятие;
в) воспитывать эстетические чувства.

– вокально-хоровые упражнения: “Котенок”, “Вновь солнышко смеется”, “Заяц Егорка”;

– “Неприятность эту мы переживем” – муз. Б. Савельева, сл. А. Хайта;

– “Песня друзей” – из м/ф “Бременские музыканты”, муз. Г. Гладкова, сл.Ю. Энтина;

– “В гостях у сказки” – муз. Е.Птичкина;

– Марш. Из балета “Щелкунчик”. Музыка П. И. Чайковского;

– Марш деревянных солдатиков. Из “Детского альбома”. Музыка П. И. Чайковского;

– видеосюжет балета “Щелкунчик”.

– портрет П. И. Чайковского;

– наглядные пособия (изображения сказочных героев);

– дидактический материал для игры.

Ход урока

Организационный этап урока (слайд 1).

Уч.– Здравствуйте, ребята, рада видеть вас!

Об.– Здравствуйте, учитель, добрый день, наш класс!

Исполняются вокально-хоровые упражнения:

а) “Котенок” – на напевное протяжное звучание (слайд 2, рисунок 1);


Рисунок 1. “Котенок”

б) “Вновь солнышко смеется” – на пение слигованных звуков, на легкость звучания (слайд 3, рисунок 2);


Рисунок 2. “Вновь солнышко смеется”

в) “Заяц Егорка”– на развитие четкости дикции (слайд 4, рисунок 3).


Рисунок 3. “Заяц Егорка”

Уч. – Сегодня у нас с вами необычный урок. Мы отправимся в гости к сказочным персонажам. Ведь вы любите сказки? (ответы обучающихся)

Уч. – Назовите своих любимых сказочных героев. (ответы обучающихся)

Уч. – Но на музыкальных занятиях сказки необычны, так как их герои говорят на музыкальном языке – они поют или играют на музыкальных инструментах.

Включается инструментальная фонограмма “В гостях у сказки” (приложение 2).

Уч. (на фоне музыки): Вспомните, как называется эта сказка: давным-давно на белом свете жили глупые короли и прекрасные принцессы, страшные лесные разбойники и веселые бродячие артисты – Трубадуры. Трубадуры бродили по дорогам, пели песни и устраивали представления, которые народ очень любил. Однажды утром на дороге, ведущей в королевский замок, появился осел, запряженный в ярко окрашенную повозку. В повозке сидел веселый Трубадур, вместе с ним ехали его верные друзья: пес, кот и петух. Все они – и пес, и кот, и петух и даже осел были бродячими артистами.

– вы узнали эту сказку? (ответы обучающихся)

Уч. – Давайте и мы с вами споем эту песню

Словесная оценка исполнения.

Уч. – Как мы видим, героями музыкальных сказок бывают и люди, и животные. А какую песню исполнял этот сказочный герой?

Показывается изображение кота Леопольда (слайд 5)

Обучающиеся называют песни: “Если добрый ты”, “Неприятность эту мы переживем”

Уч. – Давайте исполним песню “Неприятность эту мы переживем”, а солистами будут (выбираются из наиболее чисто поющих воспитанников (приложение 5)

Словесная оценка исполнения

Уч. – Но музыка может рассказывать сказки и без слов – только звуками. И на прошлом уроке мы познакомились с таким произведением. Это “Баба-Яга” композитора П. И. Чайковского. Вспомните, какую Бабу-Ягу изобразил композитор? (ответы обучающихся)

– А как рассказывает музыка о Бабе-Яге? (ответы обучающихся с помощью учителя)

Словесная оценка наиболее правильно ответивших воспитанников.

Уч. – И, прежде чем мы будем дальше знакомиться со сказочными героями в музыке П. И. Чайковского, мы с вами немного отдохнем.

Физминутка. Ритмическая разминка (музыкальное сопровождение “Марш деревянных солдатиков” (приложение 1.)

– хлопки на счет: 1-2-3-4, 1-2-3-4

– повороты головы: на 1-2– направо,

на 3-4 – прямо,
на 1-2– налево,
на 3-4– прямо

– маршевый шаг: на 1-2-3-4, 1-2-3-4

– прыжки (руки на пояс): на 1-2-3-4, 1-2-3-4

Этап изучения нового

Уч. – П. И. Чайковский написал много произведений для детей. И сегодня мы познакомимся еще с одним его таким произведением – балетом “Щелкунчик”, в основе которого лежит сказка немецкого писателя Э. Гофмана “Щелкунчик и мышиный король”. Послушайте загадку и постарайтесь отгадать, о ком идет речь?

“Сначала жил я в сказке, что Гофман написал.
Затем стал музыкальным – уже в балет попал.
Среди других игрушек я был не слишком мил:
Уродлив, непригляден, огромный рот, мундир…
И для забавы ради колол орехи я.
Врагами были мыши – солдатики друзья”.

Уч. – А как это все показано в балете? Балет начинается новогоднего праздника в доме, где живет девочка Маша. К ней на праздник пришло много друзей и все они веселятся возле елки.

– этот марш похож на обычную маршевую музыку: в нем четкий ритм, слышна барабанная дробь. Вместе с тем этот марш имеет отличие: он детский, шутливый, легкий, сказочный. Композитор использует высокие звуки – как будто звучат звонкие детские голоса. Музыка звучит задорно, она полна счастья и веселья. Посмотрите фрагмент этого праздника.

Включается видеозапись балета “Щелкунчик” .

Уч. – Какой марш по характеру? (ответы)

– Почему этот марш считают сказочным и детским? (ответы)

Уч. – А сейчас мы с вами проведем игру – соревнование. Разделимся на две команды: команда “Бабы-Яги” и команда “Щелкунчика”. Каждой команде нужно выбрать из предложенных вариантов те, которые относятся к названию вашего произведения.

Уч. – Итак, подведем итоги игры. Проверим правильность выбранных вариантов.

Поздравление победившей команде

– сегодня мы с вами говорили о сказочных сюжетах в музыке. Назовите музыкальные сказки, которые вы запомнили (ответы)

– Всегда ли музыкальные сказки бывают со словами? (ответы)

Словесная оценка обучающихся

– В конце нашего урока я хочу вам сказать, что любовь к музыке превращает нас в прекрасных принцев и принцесс, которые слышат и любят сказочную красоту окружающих нас звуков. Наш урок закончен, всем спасибо, до свидания.

Выход под музыку “Песня друзей” (инструментальная фонограмма (приложение 4).

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ

1. А.С.Пушкин отрывок из поэмы "Руслан и Людмила" ("У лукоморья дуб зеленый. ")

2. "Былина о Садко и Морском царе" из учебника 1 класса.

3. Презентация и набор картинок по творчеству Пушкина.

1. Вторая песнь Баяна из оперы "Руслан и Людмила" Глинки (№28 из 3 класса).

3. "Как под яблонькой" и "Былинные наигрыши" (из 1 класса № 17 и 25).

- Скажите, пожалуйста, что вы сейчас увидели? (Мультфильм)

- А в основе этого м/фчто лежит? (Сказка)

- Кащей, баба Яга, лягушка, царевич – это все кто…? (Сказочные герои)

Итак, о чем же мы будем говорить сегодня на уроке? (СКАЗОЧНЫЕ ОБРАЗЫ В МУЗЫКЕ) Слайд 1

- Вспомните, как можно начать сказку? (Жили-были. Давным-давно. В некотором царстве. В незапамятные времена. )

Молодцы! Сегодня я приглашаю всех вас в сказку. Только сказка эта будет не простая, потому что от вас будет зависеть, интересной ли она получится и чем она закончится. Давайте вспомним, что говорят о труде народные пословицы? (Без труда не вытащишь и рыбку из пруда; что посеешь, то и пожнешь; под лежачий камень вода не течет.)

- Правильно, значит пора и нам начинать сказку.

II. Рассказ "Гусли: о чем "поют", как звучат".

- Давным-давно жили-были на Руси скоморохи. А кто это? Картинка СКОМОРОХИ и чтение стихотворения

(Скоморохи - это бродячие актеры, музыканты, танцоры, которые ходили из деревни в деревню и устраивали шуточные представления).

Верно. Конечно, ни одно представление не обходилось без песен и прибауток, которые исполнялись в сопровождении всевозможных рожков и гудков. Но самым главным и незаменимым инструментом были. (Гусли.)

Картинка ГУСЛИ Слайд 2

- Конечно же - гусли. Давайте послушаем, как звучит этот инструмент. (Звучит "Былинный наигрыш" 1кл. №25).

- Обычно представления разыгрывались на всем известные сюжеты. Давайте и мы попробуем свои силы в инсценировке известного отрывка.

Вспомните, кому принадлежат эти строки? Слайд 3-9

(Поэма Пушкина "Руслан и Людмила")

(Инсценировка отрывка поэмы, читает Анкутдинова Наташа).

- Гусли сопровождали не только шутливые представления. Под мягкий рокот струн рассказывались былины. А что такое былина? Слайд 10

(Народная песня-сказание, где рассказывается о богатыряхзащитниках Родины)

У Бояна вещего, бывало,

Если петь он начинал о ком,

Мысль, как серый волк в степи, бежала,

Поднималась в облака орлом…

Но не десять соколов взлетали,

А Боян персты на струны клал.

И живые струны рокотали

Славу тем, кто не искал похвал…

Как называли киевского сказителя? (Баян)

-О ком пел Баян? (О Руслане и злом колдуне Черноморе).

- А кто такой Черномор? (Сказочный персонаж)

. У вас на столах есть карточки с вопросами и заданиями (подписать инструменты) Слайд 14

- Одним из самых известных гусляров был новгородский купец Садко. Напомните, пожалуйста, содержание сказания о Садко.

- Посмотрите на иллюстрациюи определите, к какому фрагменту она относится. (Это фрагмент, когда Садко попал к морскому царю).

- Верно. Начал Садко играть плясовую, не удержался морской царь и пустился в пляс. Расшумелось-расходилось сине море, поднялись волны, стали тонут корабли. А морской царь не унимается, велит играть еще и еще. Слайд 15 Узнал Садко, что тонут корабли, и решил остановить царя. Как он это сделал?(Порвал струны, а царю сказал, что запасные остались на берегу).

В этой песне слышны переборы гуслей? (Скорее всего, мнения разделятся. Нужно обратить внимание учащихся на то, что звучали не сами гусли, а их оркестровая имитация.)

-Конечно, такое яркое сказание не могло остаться без внимания русских композиторов. Как вы думаете, кто обратился к этому сюжету и написал к нему музыку? (Н.А.Римский-Корсаков). Слайд 16

- Правильно. А почему? (Этого композитора можно назвать великим сказочником. Многие его произведения – это оперы на сказочные сюжеты.)

НаступилXX век – появились новые инструменты, новые направления в музыке. Казалось бы, гусли остались там, в прошлом. А вот и нет. Оказывается, и в наше время нашлась работа для такого самобытного инструмента. Гусли входят в состав народных оркестров.

Да и сольные концерты гусляров – не редкость. На этом инструменте сейчас исполняются народные мелодии, а их разнообразию нет предела.

III. Итог урока. (Можно вернуться на слайд 1)

Домашнее задание - предлагаю вам заполнить маршрутный лист. В каждом прямоугольникевам нужно одним словом обозначить одну из точек нашего путешествия. Если не хватает прямоугольников, то смело дорисовывайте столько, сколько надо, - главное, не пропустите ни одной остановки на нашем сказочном пути.


Урок знакомит учащихся с понятием "народная" и "композиторская" музыка, "вариация". На уроке ученики попробуют себя в роли музыкантов играя на шумовых инструментах. Презентация опубликована ранее.

Описание разработки

Задачи:

- продолжить знакомство с жанрами народной музыки, дать понятие вариации.

- закрепить понятие о народной и композиторской музыке.

- развивать чувство ритма, интонацию голоса, память, обогащать словарный запас

- прививать интерес к народной музыке.

Компьютер, фортепиано, бубны, деревянные ложки.

Словарь: Вариация, баян, балалайка, домра.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Построение около класса.

2. Актуализация полученных знаний.

- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке. (о народной и композиторской музыке)

Композиторские песни сочиняются профессиональными музыкантами, а стихи к ним - поэтами.

- В чём отличие народных песен от композиторских? (у народных песен нет автора, он остался неизвестным) Народные песни передавались устно из поколения в поколение, до тех пор, пока не стали издаваться сборники народных песен.

- Какие народные песни вы знаете? (Во поле берёза стояла)

- Приведите пример композиторской песни ( Гимн России)

- Кто автор гимна (А. Александров)

- В каких случаях звучит гимн нашей Родины ( в торжественных для страны случаях)

3. Введение в тему урока.

Вопрос: Может ли композиторская и народная музыка выражать настроение, характер, мысли человека? ( Да, может. Поэтому она бывает разной: медленной, быстрой, задумчивой, серьёзной, весёлой и т. д. )

Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о народной музыке, о её жанрах. Напоминаю - Жанр - это виды музыки.

- Вначале звучит тема, затем идут изменения (темп, ритм, динамика)

- Так, с какой новой формой музыкального произведения мы познакомились?(ВАРИАЦИИ)

- Какой характер у этого произведения ?(весёлый, задорный, радостный, плясовой)

- Эта песня прозвучала в исполнении оркестра народных инструментов.

- Какие инструменты входят в состав народного оркестра?

- Все ли инструменты, расположенные на доске принадлежат народному оркестру? (убрать лишний)

- Правильно, ребята. Основу народного оркестра составляют БАЯН, БАЛАЛАЙКА И ДОМРА, (показать)

- ЛОЖКИ, БУБНЫ и ТРЕУГОЛЬНИКИ - это ударные инструменты, мы тоже часто используем их на своих уроках.

- Сейчас мы представим себя музыкантами и исполним народную песню. (исполнение детьми вариации)

Итак, форма ВАРИАЦИИ часто встречается в народной и композиторской музыке.

4. Вокальная работа.

Но вначале распоёмся.

Пение по звукоряду

5. Итог урока.

- О чём мы сегодня говорили на уроке (о народной и композиторской музыке)

- С какой формой музыкального произведения вы познакомились? (вариации)

- Хорошо работали …. . , остальным нужно быть активнее.

Урок окончен. До Свидания.

Выход под музыку.

Содержимое разработки

Урок музыки в 4 классе

1 четверть-2 урок

Тема: Музыка моего народа.

- продолжить знакомство с жанрами народной музыки, дать понятие вариации.

-закрепить понятие о народной и композиторской музыке.

-развивать чувство ритма, интонацию голоса, память, обогащать словарный запас

-прививать интерес к народной музыке.

Оборудование:

Компьютер, фортепиано, бубны, деревянные ложки.

Словарь: Вариация,баян, балалайка, домра.

Ход урока.

1.Организационный момент.

Построение около класса.

2.Актуализация полученных знаний.

-Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке. (о народной и композиторской музыке)

Композиторские песни сочиняются профессиональными музыкантами, а стихи к ним-поэтами.

-В чём отличие народных песен от композиторских? (у народных песен нет автора, он остался неизвестным) Народные песни передавались устно из поколения в поколение, до тех пор, пока не стали издаваться сборники народных песен.

-Какие народные песни вы знаете? (Во поле берёза стояла)

-Приведите пример композиторской песни ( Гимн России)

-Кто автор гимна (А. Александров)

-В каких случаях звучит гимн нашей Родины ( в торжественных для страны случаях)

3. Введение в тему урока.

Вопрос: Может ли композиторская и народная музыка выражать настроение, характер, мысли человека? ( Да, может. Поэтому она бывает разной: медленной, быстрой, задумчивой, серьёзной, весёлой и т.д.)

Сегодня на уроке мы более подробно поговорим о народной музыке, о её жанрах. Напоминаю-Жанр-это виды музыки.

-Вначале звучит тема, затем идут изменения (темп, ритм, динамика)

-Так, с какой новой формой музыкального произведения мы познакомились?(ВАРИАЦИИ)

-Какой характер у этого произведения ?(весёлый, задорный, радостный, плясовой)

-Эта песня прозвучала в исполнении оркестра народных инструментов.

-Какие инструменты входят в состав народного оркестра?

-Все ли инструменты, расположенные на доске принадлежат народному оркестру? (убрать лишний)

-Правильно, ребята. Основу народного оркестра составляют БАЯН, БАЛАЛАЙКА И ДОМРА,(показать)



-ЛОЖКИ,БУБНЫ и ТРЕУГОЛЬНИКИ-это ударные инструменты, мы тоже часто используем их на своих уроках.



-Сейчас мы представим себя музыкантами и исполним народную песню.(исполнение детьми вариации)

Итак, форма ВАРИАЦИИ часто встречается в народной и композиторской музыке.

4. Вокальная работа.

Но вначале распоёмся.

Пение по звукоряду

5.Итог урока.

-О чём мы сегодня говорили на уроке (о народной и композиторской музыке)

-С какой формой музыкального произведения вы познакомились? (вариации)

-Хорошо работали …. остальным нужно быть активнее.

Урок окончен. До Свидания.

Выход под музыку.


-75%

Читайте также: