Конспект урока благинина биография

Обновлено: 05.07.2024

Конспект НОД по ознакомлению старших дошкольников и младших школьников с творчеством поэтессы-землячки Благининой Е.А.

Годы жизни Благиной: 1903 - 1989 гг.

Автор: старший воспитатель ДОУ № 14 Платонова В.Г.

Программные задачи:
1. Познакомить детей с творчеством поэтессы, уроженки Мценского края, Елены Александровны Благининой.

2. Развивать поэтический слух детей; активизировать словарь: поэтесса;
учить понимать смысл просторечных слов: мрет, пары, уморилась,
кожушок, щеголь.

3. Развивать художественно-эстетические чувства детей через рассматривание картины, восприятие музыки, рисование осеннего листа.

4. Воспитывать у детей чувство гордости за родной край, взрастивший
многих знаменитых людей.

Предварительная работа: заучивание стихотворений Е. Благининой

Сегодня, ребята, я хочу вас познакомить с известной поэтессой, которая писала стихи для детей. Это Елена Александровна Благинина (показываю портрет).


Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 года неподалеку от Мценска: в селе Яковлево (Покровской волости Мценского уезда). Среди прекрасной русской природы средней полосы протекало ее детство, формировался эстетический вкус. Память поэтессы запечатлела красоту и самобытность крестьянского быта, непреходящую красоту среднерусского пейзажа.

• Где же родилась поэтесса Елена Александровна Благинина?
В семье курского железнодорожника Александра Александровича Благинина было девять детей – правда, не всем из них суждено было стать взрослыми. Бабушка ее, Юлия Герасимовна, была неграмотной, но знала много стихов и сказок и частенько рассказывала их своим многочисленным внукам. И уже повзрослев, Елена Александровна написала стихотворение, обращенное к великому Пушкину, в котором упоминала свою бабушку:
… Тебя, как песню, наизусть певала
Неграмотная бабушка моя…
• Что вы запомнили о семье Елены Александровны?

1 ребенок.
…Половичок линючий – речка,
А печка – пышный царский дом…
От страха мрет в груди сердечко,
Пылает голова огнем.

2 ребенок.
Меня затягивает илом,
Заносит медленно песком,
А ты зовешь таким унылым,
Срывающимся голоском:
- Сестрица моя, Аленушка!
Палач коварной ведьмой нанят,
Костры трещат на берегу.

3 ребенок
А камень ко дну тянет, тянет
Так, что дохнуть я не могу.
- Ой, братец мой, Иванушка!
Мы продолжать не в силах действа
И плачем громко – в три ручья –
От вероломства, от злодейства,
От горькой сказки бытия.

• О какой сказке идет речь в этом стихотворении?

Посмотрите на картину, которую написал художник В.М.Васнецов.


Как же она называется? Как вы думаете, почему Аленушка на картине пригорюнилась на берегу? Посмотрите на позу Аленушки. Как передал ее печаль художник?





Ребенок
Скоро белые метели
Снег подымут от земли.
Улетают, улетели,
улетели журавли.



В том же эмоциональном ключе звучит и конец стихотворения:
Ребенок
Осыпаясь, пожелтели
Солнца редкие лучи.
Улетают, улетели,
улетели и грачи.


Лучшие произведения Е. Благининой выдержали испытание временем, завоевали огромную популярность у читателей.

Подведение итога занятия
• Итак, сегодня мы познакомились с творчеством какой поэтессы?
• Что вам очень понравилось на сегодняшнем занятии? Почему вам это понравилось?
• Хотели бы вы заучить еще какие-нибудь стихотворения Елены Александровны Благининой?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 году. Любовь к сказкам, стихам привила бабушка, Юлия Герасимовна, которая частенько их рассказывала многочисленным внукам.

В семье курского железнодорожника Александра Александровича Благинина было 9 детей. В доме часто звучали песни, в обычае были домашние спектакли, всевозможные маленькие сюрпризы для детей. Именно для домашнего театра начала она писать свои первые стихи, сказки и пьесы в возрасте восьми лет.

С детских лет Елена мечтала работать учительницей. С этой целью поступила в педагогический институт. Несмотря на большое расстояние до учебного заведения (7 километров), девушка старалась не пропускать ни одного занятия и в любую погоду в самодельной обуви преодолевала неблизкий путь. Потом она поступила в Высший литературно-художественный институт в Москве, которым руководил поэт Валерий Брюсов.

1.Кто привил любовь к сказкам и стихам маленькой Елене Благининой?

А. отец В. бабушка

Б. мать Г. дедушка

2. В каком возрасте начала писать Елена Благинина?

3. В каких детских журналах были напечатаны произведения Благининой?__________________________

4. Найди в тексте предложение и впиши пропущенные слова.

5. Кем с детства мечтала стать Благинина?

А. писательницей В. актрисой

Б. врачом Г. учительницей

6. Сколько детей было у Александра Александровича Благинина? ______________

7. Восстанови последовательность событий и пронумеруй в правильном порядке (цифра 1 уже стоит)



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Благинина Е.А."

В одной маленькой деревушке Орловской области родилась маленькая девочка, будущая детская писательница Елена Александровна Благинина.


Росла она простой деревенской девчонкой, которая даже и не думала, что когда-нибудь станет известной детской писательницей.

У маленькой Лены было много братьев и сестёр. Её отец читал детям сказки, рассказывал истории, выдумывал всякие небылицы. А мама любила делать детям сюрпризы: то платьице сошьёт девочкам к именинам, то приготовит что- то вкусное.

Семья Лены была очень бедная, но несмотря на это, все очень любили друг друга и жили дружно.

Елена Благинина в детстве любила сама что-нибудь сочинять и выдумывать. Хотя в детстве мечтала стать учительницей. И даже поступила в педагогический институт. Но учительницей стать не получилась. Зато Елена стала известной детской писательницей.

О чем же писала Елена Благинина? Да обо всем.


Многие произведения Благинина посвящала маме.

Мама ‒ самое важное слово в жизни каждого человека.

Мама песенку допела,
Мама девочку одела:
Платье красное в горошках,
Туфли новые на ножках.
Вот как мама угодила —
К Маю дочку нарядила.

В своих стихотворениях Благинина учит детей любить, уважать, ценить, беречь и трепетно относиться к самому главному для них человеку.

Мама спит, она устала…
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Не забыла Елена Благинина и о природе. Персонажи её стихов ‒ ветер, дождик, яблоки, радуга, берёзки ‒ близки и дороги детям. Например:

Над рожью, дождиком примятой,
Стоит денёк почти сквозной.
Орловский ветер пахнет мятой,
Полынью, мёдом, тишиной…

А вот стихотворение про радугу.

Дождик, дождик, не дожди,
Не дожди ты, подожди!
Выйди, выйди, солнышко,
Золотое донышко!

Я на радугу-дугу
Полюбуюсь побегу -
Семицветную-цветную
На лугу подстерегу.


А ещё Елена Александровна писала шуточные стихи и загадки. Например.

Простокваши дали Клаше.
Недовольна Клаша:
‒ Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!

А ещё есть у Елены Благининой Стихи о ёлке, о сером волке, о стрекозе и о бедной козе.

Люблю я у ёлки
Одна посидеть.
Люблю я как следует
Все разглядеть:
Какие игрушки,
Не скучно ли им
Иль кто недоволен
Соседом своим.

Вот рядом с Морозом висит стрекоза.

А с волком зубастым,
Смотрите, ‒ коза.

И ещё много интересного придумала она для детей.


Елена Благинина давно умерла. Писательницу знали тогда и помнят сегодня. Её стихи простые, легко запоминающиеся. И все дети любят читать книги Елены Благининой. Потому что писательница придумала мир, в котором живут дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Биографические данные на тему жизни и творчества Е.А.Благининой.

Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

КАФЕДРА ОБЩИХ ГУМАНИТАРНЫХ И ФИЛОЛОГИЧЕСКИХ НАУК

Тема: «Жизнь и творчество Е.А.Благининой.

Учебная дисциплина:



Полохина Виктория Алексеевна

Студентка 32 группы

Коррекционная педагогика в начальном образовании

Руководитель:

Карелина Юнесса Львовна

Краткая аннотация проекта………………………………..… 3

Обоснование необходимости проекта….…….…………..…..-

Основное содержание проекта………………………………..4

Ожидаемые результаты проекта…………………………. -

Перспективы дальнейшего развития проекта………………. .-

Список использованных источников …………..…………. 17

В данном проекте рассказывается о детской поэтессе, родившейся в Орловской области Свердловского района в с. Яковлево. Там она провела свое детство, а во взрослой жизни с любовью вспоминала родные края. Вы сможете узнать какие стихотворения писала Елена Александровна. Познакомитесь с биографией поэтессы и ее воспоминаниями о родителях.Это и многое другое вы сможете определить после ознакомления с данным проектом.

- анализ и обобщение фактов по данной теме

- проверка достоверности фактов по записям и воспоминаниям жителей с.Яковлево.

Вид проекта: исследовательский.

Участники проекта: жители с.Яковлево.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

Подготовительный этап

Основной этап.


Елена Александровна Благинина родилась 27 мая 1903 г. вс. Яковлево, неподалеку от железнодорожной станции Змиевка в Орловской губернии, в семье сельского дьячка Михаила Ивановича Солнышкина. [1]

Отец работал багажным кассиром на станции Курск. Мама занималась заботой о семье, но ее характер был сложным по сравнению с отцом. К своим родителям я всю жизнь она относилась с уважением, с любовью, с заботливой нежностью.


Воспоминания Е.А.Благининой о родителях[4]: «Отец мой прожил кроткую, смиренную жизнь, никогда никого не обидев, никому не помешав. Он был великим жизнелюбом и, несмотря на полное своё плебейство, в какой-то мере был и барином. Он любил хорошо покушать, поухаживать за дамами, рассказать соленый анекдот.

Папа никогда не ругался и не поднимал руку на детей. Только однажды он ударил меня. А случилось это так.

Я мечтала о настоящей кукле — розовую, златокудрую красавицу. В семь-восемь лет это так естественно! Мечтая о кукле, я вероятно, приговаривала что -то, и это выдавало мою тайную грусть. Отец, узнав мою мечту смог заработать и в новогоднюю ночь долгожданная кукла была принесена Дедушкой Морозом, в которого мы нерушимо верили. Она была великолепно-ослепительна, непостижимо-прекрасна и таинственна, ибо: она самостоятельно открывала и закрывала глаза.

Однажды я положила ее на стул, а сама выбежала зачем-то из кухни. Вернувшись, вижу: стоит отец, растерянно держит мою красу за ногу, а по лицу его бродит какая-то жалкая улыбка. Я бросилась к кукле — она была раздавлена: отец по рассеянности сел на нее.

— Дурак! Дурак! — завопила я, затопала ногами, залилась плачем. И вдруг отец побелел, глаза его налились кровью, он схватил меня сильными руками и, дико озираясь, выдернул из корыта мокрое полотенце, больно и стыдно отхлестал меня им — без разбору, куда попало. Потом оттолкнул меня и, закрыв лицо руками, пошатываясь, как больной, вышел.

Мокрая, жалкая, я смотрела на дверь, за которой он скрылся, и с отвращением — на куклу, распластанную на полу.

Потом, простив меня, он сказал так:

— Будешь дерзкой со старшими, переселю в нижние этажи сердца!

В другой раз брат Митечка с дружками поймали гуся на выгоне и зажарили его на костре. Гусиная хозяйка расследовала дело:

— Вот скажу отцу-то, будет тебе на орехи!

Шустрый Митечка за словом в карман не полез:

— А что он мне сделает? Соли, что ли, на хвост насыплет?

Второй мой брат - Саша передал их разговор отцу, а отец, недолго думая отругал Митю. Наказание было строгим, а после него отец сказал:

- Теперь не будешь чужих гусей жарить. Своих разведи.

Долго-долго нельзя было бедному Мите появляться на улице.

Притчи, иносказания, игра — вот оружие, которым управлялся отец со своей оравой

Воспоминания о матери: «Мать была куда более сложной натурой. Фанатически религиозная, нервная, очень по натуре талантливая, она была неуемной, мя­тущейся, вечно неудовлетворенной.

Великая книгочейка с феноменальной памятью, она, родив девять человек и похоро­нив из них четырех, умудрилась пронести сквозь всю трудную, наполненную тяжкой за­ботой жизнь неистовость духа, жадность к познанью.

В скором времени после рождения Лены отец с женой и детьми переехали в Ямскую слободу под Курском, но лето семья неизменно проводила в Яковлеве. Орловская земля дала Елене Александровне не только жизнь, но и научила понимать всю прелесть народных мотивов, напевов (ее дедушка учил крестьянских детишек читать и писать и организовывал в с.Яковлево хор).

Картины села Яковлево в сердце Благининой

Картины Яковлева всегда жили в сердце Елены Александровны:

«Требует высокого помина

Прошлое, все дальше уходя…

Вижу сад и заросли жасмина

Добрый учитель

Полные доброты и сердечности стихотворения Благининой невольно заставляют быть добрей и внимательней к старым людям.

И сказала я лучу:

Я тоже двигаться хочу!

Я бы многого хотела:

Вслух читать и мяч катать,

Я бы песенку пропела,

Я б могла похохотать,

Да мало ль я чего хочу!

Но мама спит, и я молчу… [3]

60 лет своей жизни Елена Александровна отдала литературной деятельности и детям. Её стихи учат ребят быть добрыми, нежными, учат горячо любить Родину, понимать родную природу.

Но все же стихотворениями для детей творчество поэтессы не исчерпывается. Её первая книга для взрослых вышла в 1966 году. В ней нашла отражение и орловская тема, она является своеобразной исповедью - дневником.

Спят старики и не боятся стужи,

Укрытые последней тишиной.

Старуха дремлет, думая о муже,

А он лежит к своей судьбе спиной.

Тяжел и смутен лик его оплывший,

Венцом седин объята голова.

Через детей и внуков он – вернувший

Великое младенчество свое…

Он тут, он рядом, не навек уснувший,

Не навсегда покинувший ее.

Теперь она с бессонницей не сладит.

Кому из них и скоро ль уходить?

..И край его рубашки гладит… гладит…

Так – еле-еле, чтоб не разбудить.

Это – любовь… У молодых представление о счастье обязательно включают счастливую любовь, старость. А в старости? Этот намек на ласку – это сверхлюбовь на пороге смерти. Благинина писала не о себе. В этом стихотворении она выразила пронесенную через годы свою мечту о стариковском счастье. Мечту, которая не сбылась. И в стихотворении слышится холодный страх перед смертью, перед вечностью. Страх этот могут исцелить лишь ликующие забавы внуков и детей. Но у Благининой не было ни детей, ни внуков. За всю жизнь она была влюблена лишь раз в Георгия Оболдуева, блестящего музыкант, эрудита. История их взаимоотношений сложна, запутана, но в то же время прекрасна, как любая история настоящей любви. Они были счастливы. Лишь его смерть разлучила их окончательно. После его смерти Благинина прожила долгие - 35 лет. Жизнь продолжалась! И поддержало ее, прежде всего, творчество и воспоминания о родном крае.[6]

Творческий путь

Помимо создания оригинальных стихотворений на протяжении долгих лет своего творческого пути Благинина много занималась переводами из Т.Шевченко, Л.Квитко, Леси Украинки, И. Франко и др.

«Благинина, Благинина…

Который год подряд

Склоняем это имя мы

И Яковлевский сад.

Стихи ее читаем мы,

Стихи ее поем,

Недаром почитаема

Она в краю родном.

Елена Александровна

На Родине жива.

Овеянные славою,

Эти замечательные строки наш поэт - Алексей Пахомов посвятил русской поэтессе – Елене Александровне Благининой.

«Сколько радостей горячей

От сердечности ребячьей –

От протянутых ручонок,

Круглых щёк и кротких глаз:

От мальчишек и девчонок,

Милый сердцу край


Проезжая мимо школы, она решила пройтись по тенистым аллеям, вспоминая барскую усадьбу, сад, где она в восьмилетнем возрасте написала свои первые стихи. Здесь с ней выпало счастье повстречаться Серпилиной Н.С., она работа воспитателем группы продленного дня. Нина Степановна вспоминает:

Но увидеться больше не удалось…

27 апреля 1989 года Елены Александровны не стало.[5]

На школьном доме –

Знак мемориальный,

Прочел, и память жаром обдало,

А день стоит по – тютчевски хрустальный,

И по – благинински в полях светлым светло.

Ежегодно в мае, когда буйно цветут сады, Яковлево собирает любителей поэзии. Цветы, улыбки, радостное настроение, выставки книг, стенды с фотографиями и документами, рассказывающими о жизни и творческом пути известной поэтессы.

Люди живут пока что их помнят… Память о Е.А.Благиненой бессмертна, а значит, и она будет вечно жить - у нас в сердцах.

Заключительный этап

Благинина занимает достойное место в советской русской литературы для детей и взрослых. Большой вклад внесла в развитие мировой художественной культуры. Благодаря стихотворениям Е.А.Благининой дети приучаются ценить и любить красоту родной природы, бережному отношению окружающему нас миру. Её произведения воспитывают нравственные качества детей.

Музей Яковлевской школы;

Воспоминания жителей села Яковлево;

Статьи из газет.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Учителя начальных классов;

Дети школьного возраста;

Студенты Мезенского педагогического колледжа.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА

Объединение в единый проект сведений о Благининой разных источников.

Расширение общих сведений о поэтессе.

Ознакомление студентов и школьников с жизнью и творчеством Е.А. Благининой.

ПЕРСПЕКТИВЫ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ ПРОЕКТА

Данный проект может иметь развитие в области изучения творчества Е.А.Благининой. Применение на уроках литературного чтения в младших классах.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Кузнецова Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детские писатели. Справочник для учителей и родителей. - Москва,1995.-С.19.

Приходько В. А. Елена Благинина. Очерк творчества. – М., 1971.-С. 221-222.

Читайте также: