И с тургенев слово о писателе история создания рассказа муму 5 класс конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Цели урока:

  • формировать умение анализировать текст художественного произведения
  • развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы
  • формировать представление о героях произведения на основе сопоставления словесного и графического образов
  • учить сжато излагать повествовательный текст
  • развивать коммуникативные навыки. Обогащать словарный запас
  • продолжить работу по развитию культуры речи школьников, работу над выразительным чтением учащихся.
  • воспитание общечеловеческих ценностей
  • уважать мнение высказывающего, взаимопомощи, поддержки.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Объявление темы урока, целей. (Слайды 1, 2)

3. Словарная работа (объяснение значений слов и запись в конспект (Приложение 1) ) (Слайд 3):

4. Вступительное слово учителя.

(Слайд 4)Сегодня на уроке мы знакомимся с жизнью известного русского писателя – Ивана Сергеевича Тургенева.

Жил он в XIX веке. Чтобы представить себе, как жил маленький Тургенев, перенесёмся на 180 лет назад…

(Слайд 5)Тихое летнее утро. В просторной высокой комнате господского дома настежь открыты окна в сад. Сквозь нежную зелень деревьев пробивается солнце; скользит по белоснежной скатерти, по серебру самовара, по золотым узорам чайных чашек. За столом, откинувшись на высокую спинку стула, сидит красивый гвардейский офицер в отставке – Сергей Николаевич Тургенев. Напротив него, с недовольным лицом, с черными, очень выразительными глазами, жена его – Варвара Петровна. Старый слуга в черном фраке, белом жилете и белом галстуке оглядывает стол.

Дверь открывается, и в комнату чинно со своим гувернёром входят дети: старший, Николай, второй, Иван, и совсем ещё маленький Серёжа, которого за руку ведёт нянька. Дети подходят к матери и отцу, здороваются, потом садятся по своим местам и молча пьют молоко со сдобными домашними булочками. Разговаривать им не полагается, если их не спрашивают о чем-нибудь взрослые.

Завтрак окончен, отодвинуты стулья, дети снова подходят к родителям, тихо благодарят и уходят в свои комнаты.

(Слайд 6)Так начинается день в богатой барской усадьбе Тургеневых – Спасское-Лутовиново.

(Слайд 7) Большой, почти в 40 комнат, дом с колоннами стоит в саду; за домом сад с роскошными цветниками, с темными, тенистыми аллеями спускается к прудам. Недалеко от дома – постройки для дворни, которой около трёхсот человек: повара, прачки, портные, кружевницы, мальчики на побегушках для исполнения мелких поручений. Есть в усадьбе свои музыканты, актеры для развлечения господ.

Подальше – скотный, конный и птичий дворы.

(Слайд 8) Комнаты в доме были обставлены дорогой красивой мебелью. Одна из самых больших комнат отведена под библиотеку.

Усадьба Тургеневых такая же, каких было много во времена крепостного права, и жизнь в ней шла такая же, как и в других усадьбах богатых помещиков.(Слайд 9)

Главным лицом в доме была Варвара Петровна. Она была очень богата – ей принадлежала усадьба, тысячи крепостных крестьян. Она умна и образованна, но, несмотря на это, была очень капризной и жестокой помещицей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал её любимый цветок или разлучить семью, продав одного из детей другому помещику.

Для собственных детей Варвара Петровна также установила определенный порядок жизни. Каждый день ровно в 10 часов утра в детские комнаты входил крепостной дворовый человек, который был секретарём матери Тургенева. Он вручал гувернёру маленький листок бумаги, на котором рукой матери было написано расписание детских занятий и развлечений на день. Никто не смел без приказания матери менять это расписание.

Русской грамоте Ваню очень рано выучил крепостной человек. Случилось так, что крепостной слуга и маленький мальчик очень подружились. Часто потихоньку от всех забирались они в сад, где деревья и кусты заслоняли их от всего мира. Они слушали голоса старого сада, и очень часто дворовый слуга читал Ване стихи.

Дети подрастали. Настало время учиться, поэтому вся семья переехала в Москву. В пятнадцать лет Иван Тургенев стал студентом Московского Университета.(Слайд 10)

Позади осталось детство. Но навсегда мальчик запомнил те страшные картины из жизни крепостных крестьян, которые маленький Ваня наблюдал в доме матери – в Спасском – Лутовинове: безоговорочное исполнение воли хозяйки, наказания за малейшие провинности, а иногда и жестокие расправы над людьми.

(Слайд 11)Позже, уже взрослым человеком, бывая в доме матери, Иван Сергеевич всегда вступался за крепостных, поэтому мать при нём не наказывала крестьян, боясь, что сын уедет.

Иван Сергеевич Тургенев дал себе слово никогда не быть помещиком- крепостником, никогда не владеть крепостными крестьянами. Он дал себе клятву всеми силами бороться за отмену крепостного права.

Писатель сдержал клятву. В своих произведениях он показывал жестоких помещиков, разоблачал их своенравие, злобу, и с симпатией относился к крестьянам, отражая в своих героях душевную красоту русского народа.

Автор: В 1852 году Россию постигла тяжелая утрата: умер Николай Васильевич Гоголь(слайд 12), русский писатель, правдиво изображавший русскую жизнь. Царь Николай Первый запретил печатать заметки и статьи о смерти Гоголя(Слайд 13)

Канцлер: Гоголь умер, Ваше Величество.

Царь: В самом деле? Проследите, чтобы никаких статей по этому поводу не печатали. Не хватало нам ещё народных возмущений.

Царь: Что это? (Берёт из рук канцлера газету)

Канцлер: Тургенев Иван Сергеевич написал…

Автор: Тургенев не мог не откликнуться на это горестное событие. Он всё-таки написал статью, где выразил не только свою боль, но боль всего русского народа по поводу смерти Гоголя.

Царь: Ну что ж… Он знал, на что идёт.(Пауза) Тургенева арестовать!

Автор: Николай Первый приказал на месяц заключить Тургенева по арест, а потом выслать на жительство на родину – в собственное имение.

(Слайд 14)В Петербурге в маленькой душной камере стоит Тургенев. Ему тридцать три года, но ранняя седина уже закралась в волнистые волосы.

За окном, на другой стороне тюремного двора находится комната, где секут крепостных слуг. Оттуда раздаются свист розги, стоны, крики… Губы Тургенева плотно сжаты, брови сведены острой болью.

Тургенев: Кто эти люди? За что их наказывают? Кто право дал их наказывать? Надо сказать об этом громко, на всю Россию!

Автор: Душное свинцовое небо нависло над Петербургом, и казалось, нет в этом небе просвета нигде. Дверь скрипнула, в камеру вошел полицейский пристав. Он неуверенно кашлянул в кулак и обратился к Тургеневу.

Полицейский пристав: Извольте, сударь, пройти в другое помещение. Там для вас будет спокойнее.

Автор: Переводя арестованного в другую камеру, полицейские заботились не о его спокойствии, а о своём собственном.

Полицейский: Опасно: все-таки писатель! Возьмет вдруг да и опишет все, как есть!

Автор: Но старания полицейских оказались напрасными! Не обращая внимания, арестованный просиживал целыми днями у стола, склоняясь над листами бумаги. Обеспокоенные надсмотрщики то и дело заглядывали в комнату и однажды ночью выкрали со стола рукопись.

Полицейский: Кажись, ничего запрещённого.

6. Слово учителя.

И вновь представим себе, что мы в XIX веке. И оказались мы на отдалённой улице Москвы, в сером доме с белыми колоннами…

- Кто живет в этом доме?

И действительно, живет здесь только одна барыня. Вокруг неё много людей. Кто они? Дворня, челядь, холопы.

-Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа(Слайд 16)?

(Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи)

(Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной)

- Итак, обобщим наши наблюдения. Кто же такая барыня и какова же атмосфера того дома, в котором разворачиваются все события?

( Старая барыня, всеми забытая, доживает свой век. Сыновья служили в Петербурге, дочери вышли замуж и, наверное, редко навещали мать. Тургеневу хватило 50 слов, чтобы показать властную и капризную старуху.)

Запись характеристики барыни

- Не правда ли, знакомая обстановка. В образестарой барыни Тургенев отразил черты собственной матери.

- Что сказано о дворовых людях? ( Они целый день работают, чтобы ублажить злую и никчемную хозяйку; все вокруг стремятся ей угодить, чтобы не рассердить)

И это не пришлось придумывать писателю. Так примерно протекала жизнь в его родной усадьбе Спасское–Лутовинове. Однако она не является главной героиней.

А теперь обратимся к тексту произведения.

- Что мы узнаем о Герасиме до того времени, как он появился в доме барыни?

( О его жизни в деревне).

- По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии.

-Как Герасим оказался в городе?

  • 1. Какие черты внешнего облика и одежды немого дворника передал художник на рисунке?
  • 2. Как построение иллюстрации помогает художнику передать богатырскую силу Герасима?
  • 3. Почему фоном иллюстрации является изображение барского дома?

- Как Герасиму жилось в доме барыни?

(Крестьянские работы очень тяжёлые, и обязанности дворника в городе казались Герасиму шуточными, лёгкими после деревенских трудов. Он привык делать больше.

Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.

С новыми обязанностями дворника Герасим справлялся шутя, за полчаса, потом долго стоял и смотрел на всех проходящих, ожидая ответа на свои невысказанные вопросы, или швырял метлу и лопату и уходил куда-нибудь в уголок, бросался лицом на землю и по целым часам лежат на груди, как пойманный зверь. Постепенно Герасим привык к городскому житью.)

- Скажите, какое художественно-изобразительное средство использует автор для того, чтобы читатель понял, чего лишился герой, оказавшись в городе?(Сравнение) Что это такое(слайд 18)?

То есть возвращаясь к сравнению, мы можем сделать вывод о том, что Герасим лишился почвы, которая питала его всю жизнь — деревенского быта, неистомной крестьянской работы, захватывающей его целиком.

Да, читателю трудно судить о том, что чувствовал и о чем думал Герасим. Поэтому автор вводит в дальнейшее повествование целый каскад сравнений. Какую же тайну несут сравнения. Обратимся к ним.

2) Какие сравнения использует автор, чтобы описать ощущения Герасима, по воле барыни оказавшегося в городе?

3) Как исполнял Герасим обязанности дворника? Найдите сравнение в описании его работы.

- Чем он вызвал уважение у окружающих? (Сила, работа)

7. Подведение итогов (Слайд 19).

В доме старой капризной старухи-барыни живет глухонемой дворник Герасим. Богатырь, силач. Он привык трудиться -дело спорится в его руках. Его побаиваются. Среди всей дворовой челяди он чувствует себя одиноким.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Познакомиться с впечатлениями детства Тургенева;

портретом главного героя рассказа; окунуться в ту эпоху, в которую жил и

творил писатель. Проанализировать первую часть рассказа (образ барыни и

читательское восприятие; обогатить представления учащихся о нравственных

качествах Герасима; выявить душевную щедрость, высокую человечность,

чуткость героя; показать, что душевное богатство и чёрствость,

опустошённость вне социальных отличий.

Необходима тема для общения

Варвара Петровна сразу в него влюбилась: отличался он редкостной красотой. Она пригласила его бывать запросто в ее имении. Сергей Николаевич стал появляться в Спасском. В 1816 году она вышла за него замуж. Через год у них родился сын Николай, а затем 28 октября (9 ноября) 1818 года Иван. Главным лицом в усадьбе была мать писателя Варвара Петровна. Она была очень богатой, ей принадлежала не только усадьба Спасское, но и еще несколько имений и тысячи крепостных крестьян.

Своевольная, властолюбивая, она была умна, образованна. Но, несмотря на свой ум и образованность, была она жестокой помещицей-крепостницей. Никогда не задумывалась она над тем, что крепостные крестьяне тоже люди. Ей ничего не стоило оторвать от семьи и сослать в дальнюю деревню на скотный двор горничную только за то, что та не успела стереть пыль с ее столика, или приказать высечь на конюшне всех садовников, если случайно оказывалось, что кто-то сорвал ее любимый цветок. Прихотям и причудам Варвары Петровны не было конца. Домашний врач из крепостных обязан был каждое утро справляться о ее здоровье, вести записи и отсылать их в Москву двум докторам.

Работа в парах: Сейчас вы внимательно прочитаете статью в учебнике на страницах . Выделите ту информацию, которая не прозвучала в выступлении Кирилла. Выявление затруднений и пути построения из затруднений.

+(Николай Иванович Якушин – заведующий кафедрой истории журналистики и литературы Института международного права и экономики имени А.С. Грибоедова, профессор кафедры литературы в Московском государственном открытом педагогическом университете имени М.А. Шолохова. Н.И. Якушин – известный исследователь истории русской литературы)

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Что вы знаете о крепостном праве?

Обратимся к значению слов: барщина, оброк.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.

1861г – отмена крепостного права

// твёрдая решимость быть непримиримым в отношении кого-либо или чего-либо до конца//

Для мужика городская работа — легкая, скучная. Но вот жил и жил Андрей, словно б не жалуясь, при барыне до самой ее смерти, службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого — он это стерпел. И собачонку свою, по кличке Муму, любимицу, из речки Фонтанки спасенную как-то зимою, отраду и утешение, безропотно утопил сам, коли барыня приказала.

История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. Мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.

Прототип (работают со словарем) Гайдоров = Радько

Запись термина в тетрадях учащихся.

Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

- А вам бы хотелось на миг оказаться в доме барыни?

- Ну что ж, у нас есть такая возможность. Я предлагаю вам просмотреть начало мультфильма. Ваша задача - ощутить атмосферу барского дома и нарисовать словесный портрет барыни.

- (В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом.)

- Что мы узнали о барыне в самом начале рассказа? (Вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала последние годы своей скупой и скучающей старости. День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи.)

Комментированное чтение первого абзаца рассказа БАРЫНЯ с.189

В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом (Почему балкон покривился? скупа она и позабыта-позаброшена) жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней. Сыновья ее служили в Петербурге, дочери вышли замуж; она выезжала редко и уединенно доживала (Какой оттенок имеет это слово?) последние годы своей скупой и скучающей старости. (Почему автор говорит о её старости именно так?) День ее, нерадостный и ненастный, давно прошел; но и вечер ее был чернее ночи. (Найдите развёрнутую метафору. Что означает эта метафора?) (Утром человека называют его детство и юность, день — это зрелость, вечер — старость. Тургенев хочет сказать, что жизнь этой женщины была безрадостной, и старость совсем мрачной.)

День - это зрелые годы, утро - юность, ночь – старость. Скажите, когда день для нас нерадостный и ненастный (когда нет солнца). А что в жизни может греть так же как солнце? Что способно осветить нашу жизнь? (дружба, любовь). Не было в жизни барыни ни дружбы, ни любви. Почему же? Ведь у неё были дети, рядом были слуги. (Была она чёрствая, капризная и злая.)

Образ Герасима, работа в парах.

- Сегодня мы начнем работать над характеристикой Герасима (вот по такому кластеру).

- Сейчас вы получите задания по рядам, задания выполняются в парах. Мы читаем отрывки из 1 главы, а вы выполняете задание (читают ребята по очереди – по 1 предложению) первую главу, ваша задача – выполнить задание. Отвечает один от пары.

1 ряд - Обязанности Герасима в деревне.

Почему Герасим так усердно и много работал? Найти эпитеты

ЖИЗНЬ ГЕРАСИМА В ДЕРЕВНЕ

Барыня взяла его из деревни, где он жил один, в небольшой избушке, отдельно от братьев, и считался едва ли не самым исправным тягловым мужиком.

Одаренный необычайной силой, он работал за четверых-дело спорилось в его руках, и весело было смотреть на него, когда он либо пахал и, налегая огромными ладонями на соху, казалось, один, без помощи лошаденки, взрезывал упругую грудь земли, либо о Петров день так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой березовый лесок смахивать с корней долой, либо проворно и безостановочно молотил трехаршинным цепом, и как рычаг опускались и поднимались продолговатые и твердые мышцы его плечей.

Словарная работа.

Выяснение лексического значения слов, характеризующих образ Герасима:

Неистомный – не знающий усталости, утомления.

Исправный - бесперебойный, безотказный; аккуратный, внимательный

Трехаршинный цеп 2 метра 13 см.

- Зачем барыня взяла Герасима из деревни? (забавно ей было – такой огромный дворник)

- Как выглядел Герасим? В чём было несчастье Герасима?

- Чем был для Герасима переезд в Москву (с точки зрения его и барыни)?

(Барыня считала, что повысила Герасима, а он же в этом не разбирался, ему лучше было в родной деревне.)

- Как относится автор к своему герою?

(По этому описанию можно судить об отношении автора к своему герою: Тургенев словно любуется Герасимом, его силой и жадностью к труду. Тургенев говорит о торжественности неистомной работы Герасима, то есть о его неутомимости и трудолюбии. )

2 ряд - Обязанности Герасима в городе.

Задание: Найти сравнение, объяснить значение

Дела у него было немного; вся обязанность его состояла в том, чтобы двор содержать в чистоте, два раза в день привезти бочку с водой, натаскать и наколоть дров для кухни и дома да чужих не пускать и по ночам караулить. И надо сказать, усердно исполнял он свою обязанность: на дворе у него никогда ни щепок не валялось, ни сору; застрянет ли в грязную пору где-нибудь с бочкой отданная под его начальство разбитая кляча-водовозка, он только двинет плечом – и не только телегу, самое лошадь спихнет с места; дрова ли примется он колоть, топор так и звенит у него, как стекло, и летят во все стороны осколки и поленья; а что насчет чужих, так после того, как он однажды ночью, поймав двух воров, стукнул их друг о дружку лбами, да так стукнул, что хоть в полицию их потом не води, все в околотке очень стали уважать его; даже днем проходившие, вовсе уже не мошенники, а просто незнакомые люди, при виде грозного дворника отмахивались и кричали на него, как будто он мог слышать их крики.

- Как исполнял Герасим обязанности дворника? Почему новые занятия казались ему шуткой?

3 ряд - Интерьер, описание каморки Герасима.

Задание: подобратть ключевые слова – ассоциации.

Что можно сказать о характере Герасима, глядя на обстановку в его каморке?

Ему отвели над кухней каморку; он устроил ее себе сам, по своему вкусу: соорудил в ней кровать из дубовых досок на четырех чурбанах, истинно богатырскую кровать; сто пудов можно было положить на нее- не погнулась бы; под кроватью находился дюжий сундук; в уголку стоял столик такого же крепкого свойства, а возле столика-стул на трех ножках,, да такой прочный и приземистый, что сам Герасим, бывало, поднимет его, уронит и ухмыльнется. Каморка запиралась на замок, напоминавший своим видом калач, только черный; ключ от этого замка Герасим всегда носил с собой на пояске. Он не любил, чтобы к нему ходили.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жильё дворника? На какие детали обращает внимание?

- Прочитайте ключевые слова ещё раз, какая ассоциация возникает? Какой герой живёт в такой комнате? (Богатырь)

- Скажите, а какой нрав был у Герасима? (строгий, справедливый, серьёзный, рассудительный, степенный)

ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ

Со всей остальной челядью Герасим находился в отношениях не то чтобы приятельских, - они его побаивались,- а коротких: он считал их за своих. Они с ним объяснялись знаками, и он их понимал, в точности исполнял все приказания, но права свои тоже знал, и уже никто не смел садиться на его место в застолице.

- Как Герасим относится к другим героям? Почему?

Какие качества Герасима раскрываются через его поступки и отношение к другим героям?

Вообще Герасим был нрава строгого и серьезного, любил во всем порядок; даже петухи при нем не смели драться, а то беда! увидит, тотчас схватит за ноги, повертит раз десять на воздухе колесом и бросит врозь. На дворе у барыни водились тоже гуси; но гусь, известно, птица важная и рассудительная; Герасим чувствовал к ним уважение, ходил за ними и кормил их; он сам смахивал на степенного гусака.

Рассудительно-серьезный, отличающийся основательностью поступков, достоинством поведения. 2. Свойственный рассудительному человеку, характерный для него.

КАК ПЕРЕНОСИЛ СВОЁ НОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ГЕРАСИМ?

Крепко не полюбилось ему сначала его новое житье. С детства привык он к полевым работам, к деревенскому быту. Отчужденный несчастьем своим от сообщества людей, он вырос немой и могучий, как дерево растет на плодородной земле. Переселенный в город, он не понимал, что с ним такое деется, - скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, которого только что взяли с нивы, где сочная трава росла ему по брюхо, взяли, поставили на вагон железной дороги - и вот, обдавая его тучное тело то дымом с искрами, то волнистым паром, мчат его теперь, мчат со стуком и визгом, а куда мчат-бог весть! Занятия Герасима по новой его должности казались ему шуткой после тяжких крестьянских работ; а полчаса все у него было готово, и он опять то останавливался посреди двора и глядел, разинув рот, на всех проходящих, как бы желая добиться от них решения загадочного своего положения, то вдруг уходил куда-нибудь в уголок и, далеко швырнув метлу и лопату, бросался на землю лицом и целые часы лежал на груди неподвижно, как пойманный зверь. Но ко всему привыкает человек, и Герасим привык наконец кгородскому житью.

(Герасим долго привыкал к новому житью. Он не мог полноценно общаться с людьми из-за своей немоты, и общение с природой заменяло ему человеческое тепло. Герасим скучал и недоумевал, как недоумевает молодой, здоровый бык, который только что пасся на ниве, где росла сочная трава, но его поставили в вагон железной дороги. Кругом всё грохочет, визжит, и поезд мчится неведомо куда.)

- Герасиму было тоскливо, одиноко в городе. У него не было напряжённой работы, которая приносила бы усталость и удовлетворение. Но… Изменился ли Герасим? Согнула ли Герасима чуждая ему жизнь? Сломался ли он?

Кластер это блок из нескольких объектов.

V этап. Рефлексивная деятельность

Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

Задание 1 (самоанализ)

-Мы познакомились с главным героем рассказа, используя разнообразные средства создания литературного образа, выделили его основные черты.

-Какие качества героя вам близки, ценны для вас?

Задание 2 (самооценка)

-Вернитесь к цели урока. Достигли вы ее или нет? Что помогло достигнуть цели?

-Может ли составленный кластер пригодиться в будущем?

- Герасим подобен русскому былинному богатырю. Матушка-природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. Он не сдался, когда оказался в городе. Герасима отличает стойкость характера, сила духа и оптимизм.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




· Поговорим об истории создания этого рассказа.

· Выясним, как в рассказе изображаются реалии крепостной России.

Но сначала мы присоединимся к ребятам, которые решили выяснить – что им больше всего нравится в литературных произведениях.

– Мне нравятся книги-приключения, – признался Миша. – В таких книгах самое главное – захватывающий сюжет. Неважно, какой у них жанр. Главное для меня – чтобы читать книгу было увлекательно!

– А меня вот привлекают книги с проработанным миром и отношениями героев, – возразила Алина. – Так интересно наблюдать, как раскрываются характеры людей!

– Но что же ты можешь извлечь из этого рассказа? – удивилась Алина.

– Я, например, извлёк ту нехитрую мысль, что топить своих питомцев – ужасно, –мрачно признался Миша. – Мне просто было жаль Муму.

- Её жаль нам всем, – отозвался Артём. – Но если посмотреть как следует – рассказ ведь не только об одной собачке…

Вся трагедия, весь конфликт в рассказе случается из-за такого ужасного явления, как крепостничество.

Вспомним, что Тургенев всю жизнь был яростным противником крепостного права. И неудивительно! Ведь крестьянин попросту был собственностью помещика –собственностью, с которой можно было делать что угодно. Крестьян секли, над ними издевались, их продавали как коров или лошадей. Жизнь крепостного крестьянина полностью зависела от воли его хозяина. У самих крестьян не было никаких прав.

Конечно, если помещик был человеком добрым, и жизнь крестьян была не такой уж тяжёлой. Ну, а если нет?

Чего стоит хотя бы история о безжалостной помещице Дарье Салтыковой – так называемой Салтычихе. Она долгое время мучила и убивала своих крестьян безнаказанно, потому что у неё были покровители среди чиновников.


В конце концов даже эти покровители не спасти Салтыкову, которая замучила более ста своих крестьян. Её осудили, и она закончила жизнь в заточении. Но о скольких жестоких помещиках власти так и не узнали?

Но всё-таки она была своевольной и жестокой помещицей.


У Варвары Петровны служил глухонемой Андрей. Могучего мужчину, хорошего работника, его просто как-то посадили на телегу и увезли из родной деревни, потому что барыне показалось, что он идеально подойдёт для работ в её дворе.

Он был у барыни и дворником, и скороходом, и выполнял самые разные поручения.

Нужно сказать, что с одной стороны – барыня своего работника ценила, награждала и даже наряжала в красные рубахи.

Как-то у дворника Андрея завелась собачка, которая чем-то не угодила Варваре Тургеневой. И та приказала от собачки избавиться.

Андрей утопил свою питомицу, но остался верно служить барыне до самой ее смерти, и больше никого не хотел признавать своей хозяйкой.

Именно на основе этого случая Тургенев выстроил свой рассказ – получается, что в основу легли реальные события, которым он был свидетелем в детстве.

Сам рассказ был написан в 1852 году, в нелёгкие для писателя времена. Он как раз тогда готовился к отправке в ссылку в родное имение.

Судьба рассказа тоже была непростой – его долго не хотели печатать, и он распространялся в копиях, перепечатанных и переписанных от руки.

И даже после того, как рассказ прошёл цензуру, чиновник, допустивший эту публикацию, получил выговор от начальства.

Но чем же рассказ так не понравился властям?

Тем, что в нём слишком правдиво изображены крепостные нравы.

Посмотрим хотя бы на образ барыни.

Какие черты мы можем в нём отметить? Эгоизм, капризность, переменчивость – как минимум.

По сути, это всего лишь причудливая, капризная, скучающая старуха.

Но мы видим, как слуги и приживалки боятся свою госпожу, как они бросаются исполнять каждое её распоряжение.

Её слово – закон, и ей угождают изо всех сил.

А ведь характер изнывающей от скуки барыни очень изменчив – ещё попробуй, угоди!

Она то придирается к каждой мелочи и горячится, то прикидывается, как пишет автор, загнанной и сиротливой страдалицей, плачется на свою горькую судьбину и требует сочувствия.

О переменчивости характера барыни говорит хотя бы такой отрывок.

И при этом барыня равнодушно решает судьбы своих дворовых, не задумываясь об их чувствах. Это кажется ей само собой разумеющимся.

А ведь именно из-за неё и оказываются сломаны судьбы Герасима и Татьяны. Из-за неё погибает и Муму.

При этом барыню нельзя назвать в полной мере злым человеком – скорее уж, она просто эгоистка, которая привыкла, что ей всегда и во всем потакают.

Она даже неспособна принять на себя ответственность: когда после утопления Муму Герасим уходит из деревни, барыня уверяет, что она никогда не приказывала уничтожить собаку, даёт Гавриле нагоняй… и это после того, как ей несколько раз передавали, что собаку непременно убьют!

Проблема именно в том, что система наградила капризную, эгоистичную старуху неограниченной властью над людьми.

Пример того, как эта власть действует на людей, можно увидеть в образе Гаврилы.


Дворецкий – олицетворение исполнительности, угодливости и одновременно хитрости.

Гаврила с необычайным усердием выполняет приказы своей госпожи – его повиновение граничит с раболепием, его угодливость не имеет границ.

При этом он госпожу обкрадывает – не зря его комната почти полностью загромождена сундуками.

Но возможность хоть немного отступить от приказа даже не забредает ему в голову. Ведь проще всего сказать, что Герасим влюблён в Татьяну – и кто знает, может быть, барыня передумает отдавать прачку за пьяницу Капитона!

Но поднять голос перед госпожой дворецкий не способен. Ему легче обмануть, легче сделать несчастными нескольких человек, чем просто выразить перед барыней своё мнение.

При этом сам Гаврила – отнюдь не жестокий человек. По приказу барыни он сначала просто старается убрать Муму с глаз долой.

Да и когда собачка возвращается – Гаврила ничего не предпринимает, надеясь, что барыня ничего не узнает, и все обойдётся.

Конечно же, у Гаврилы не остаётся выбора: приказ должен быть выполнен любой ценой, Муму никогда не должна больше вернуться и вызвать гнев барыни.

Ещё большей жертвой системы можно посчитать Татьяну.

В её характере основными чертами, пожалуй, можно назвать робость, покорность, безответность.

Смолоду работающая в чёрном теле, не знающая ни любви, ни ласки, Татьяна со смирением переносит и тяжкий труд, и маленькое жалование.

Вот что пишет о ней Тургенев:

Татьяна настолько боится всех, что не может выносить сначала даже вида Герасима, хотя дворник ничего плохого ей не делает, наоборот, берет под своё покровительство.

Но и покровительство это пугает Татьяну настолько, что она не знает, как избавиться от неожиданного поклонника.

Из страха она соглашается обмануть Герасима – и всё так же покорно выходит замуж за Гаврилу. Из-за безответности Татьяну ждёт жизнь с пьяницей и пустословом.

Только когда её отправляют в деревню с окончательно спившимся мужем, Татьяна перестаёт бояться и выказывает сожаление о своей судьбе. Она даже целуется на прощание с Герасимом.

Ну и наконец, что же можно сказать про Капитона? Этот башмачник труслив, красноречив и легкомысленен.

Нельзя сказать, что он слишком сильно страдает из-за того, что он крепостной – скорее уж, он сам разрушает свою жизнь пьянством. Однако крепостное право не делает его жизнь и особенно счастливым. Например, Капитон как-то жалуется на своё горемычное прошлое и упоминает, что с малых лет его били – пока что он жил у немца-хозяина, потом в юности его опять били – и вот теперь он дожил до очередного горя. А до какого?

Да, Капитона женят, не спрашивая о его желании. Но он не против женитьбы. Зато его пугает поклонник Татьяны – Герасим.

Ведь, если подумать – если бы не хитрость Гаврилы, то сватовство Капитона к Татьяне могло и впрямь обернуться трагедией!

– И ведь это только основные персонажи, – пробормотала Алина.

– Я как будто окунулся в то время! – поддержал Миша.

– А ведь в тексте есть и много других образов, – заметил Артем. – И даже эпизодические персонажи выписаны мастерски!

Иногда эти образы описываются иронично. Но они абсолютно живые и правдивые.

Что же мы должны сегодня запомнить?

· Автор в рассказе создает ряд живых и правдивых образов той эпохи.

· В рассказе показывается, как крепостное право ломает судьбы людей.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: И.С. Тургенев "Муму". Образ Герасима. Смысл названия.

Урок литературы в 5 классе

1) Образовательная:

- выявить особенности характера героя, авторской позиции.

2) Развивающая:

- формировать умение анализировать текст художественного произведения;

- развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя

– обобщать, делать выводы;

- учить сжато излагать повествовательный текст;

- развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;

- продолжить работу по развитию культуры речи школьников.

3) Воспитательная:

- способствовать духовному становлению личности, формированию нравственных позиций, эстетического вкуса;

- воспитывать чувство собственного достоинства, стремление к активному, действенному добру.

Цели для учащихся:

Знать/понимать:

- особенности характера героя.

- определять авторскую позицию;

- проводить анализ эпизода.

Оборудование: иллюстрации, рисунки, карточки - задания для работы в группах, мультимедийный проектор, компьютер.

Словарная работа (идет по мере обращения к тексту): почтенный, уважаемый, неистомная, челядь.

I. Организационный момент. Эмоциональный настрой.

II. Актуализация знаний. Беседа с учащимися.

Тургенев рассказывает о событии, происходившем в доме его матери Варвары Петровны.

- Где происходит действие рассказа?

В Москве, в доме барыни.

- Кто главный герой рассказа?

Дворник Герасим.

- Что вы узнали о нем?

Он жил в деревне, а потом по приказу барыни его привезли в Москву.

- Как вы думаете, почему человека без его желания можно куда-то перевезти?

Он был крепостным.

- Что вы знаете о крепостных крестьянах?

Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была узаконенная форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (барщина) или отдавать ему часть заработанных денег (оброк).

III. Мотивировка темы.

1. Работа по картине.

Перед нами картина художника Николая Васильевича Неврова, которая хранится в Третьяковской галерее. Картина написана в 1866 году. Опишите сюжет картины.

- Где происходит действие? (В доме помещика.)

- Как вы думаете, о чем беседуют два барина?

- Что делает рядом с ними девушка?

- Кого вы видите на заднем плане картины?

- Какое название картине дали бы вы?

-Что будет с этой девушкой и остальной челядью?

( Их продадут, потому что они крепостные.)

- Как вы думаете, о ком мы с вами будем говорить сегодня на уроке?

- Почему вы считаете, что Герасим - главный герой рассказа?

Все события связаны с ним.

Сегодня на уроке постараемся выявить особенности характера героя, отношение автора к своему герою.

Давайте вместе сформулируем тему урока, опираясь на текст произведения.

Нужно определить задачи урока:

Знать: особенности характера героя.

Уметь: определять авторскую позицию.

IV. Анализ произведения.

( Попутно проводится словарная работа: слова и их лексические значения записаны на доске: Почтенный – внушающий почтение, заслуживающий его. Уважаемый - уважение – почтительное отношение, основанное на признании чьих–либо достоинств.)

- Объясните, почему Тургенев так назвал героя?

- Запишите значение имени в рабочую тетрадь. Урок 38, задание1.

2. Чтобы охарактеризовать героя, на что мы должны обратить внимание?

На внешний вид, поступки, речь.

Да, но не только, обратите внимание на схему. Она поможет подробно раскрыть образ главного героя.

3. Работа с текстом.

Прослушайте художественное чтение 2 абзаца рассказа.

- Как описывает автор Герасима? Обратите внимание на 2 абзац рассказа.

- Кем служит Герасим у барыни?

И.С. Тургенев сначала обозначает общественное положение героя. Герасим – дворник, из числа челяди барыни, а значит крепостной, человек, не имеющий прав.

Эта характеристика очень важна для понимания всей истории Герасима. Сначала причислив Герасима ко всей челяди, автор тут же выделяет героя, используя в портрете прием контраста.

4. Работа в печатной тетради.

- Запишите слова, передающие отношение автора к герою. (Урок 38, задание 3)

- Чем Герасим выделялся среди крестьян?

- Какие художественные приемы использует автор для характеристики героя? Обратимся к следующему абзацу. (Автор использует сравнение). .

- Что такое сравнение?

(Сравнение - это художественный приём, при котором образ создаётся посредством сравнения одного объекта с другим.)

- Вспомните, как Герасим оказался в Москве? Как об этом пишет И.С. Тургенев? (Автор пишет коротко: «Взяла его из деревни).

Написано так, как будто героя как нечто бездушное, вещественное. И здесь автор использует прием контраста: богатырь, которого, как вещь, может использовать беспомощная старуха.

В последнем предложении абзаца автор использует несколько глаголов – сказуемых (привезли, купили, сшили, дали, определили), но нет подлежащего, как будто то, что произошло с Герасимом – действие неизвестных сил, которым подвластно все.

- Как относились к Герасиму окружающие?

Все в околотке очень стали уважать его.

- За что уважали его?

За силу и справедливость.

- Как проявлялся характер Герасима в отношениях с окружающими?

Сравнение с гусаком не принижает Герасима, а лишь подчеркивает его важность, степенность, рассудительность, которыми обладает данная птица.

4.Чтение текста.

- Найдите в тексте описание каморки Герасима.

- Выразительно прочитайте отрывок.

- Для чего, по-вашему, автор так подробно описывает жилье героя? Зачем автор использует гиперболы?

Тургенев так подробно описывает каморку Герасима, чтобы с помощью этого описания подробнее показать характер героя: нелюдимый, сильный.

- Тургенев, рассказывая о Герасиме, использует гиперболы.

Гипербола — сильное преувеличение.

- Найдите примеры гипербол в тексте.

( Сто пудов можно было положить на кровать, он работал за четверых, один, без помощи лошадёнки, взрезывал упругую грудь земли) .

5. Работа в парах. Восстановите последовательность эпизодов рассказа.

Мы сейчас будем восстанавливать последовательность эпизодов произведения.

- К какому жанру мы отнесли это произведение?

Это рассказ.

- Дайте определение этому жанру.

1. Герасим самовольно уходит из барского дома в деревню.

2. Жизнь Герасима в доме барыни.

3. Герасим находит щенка.

4. Любовь Герасима к Татьяне.

5. Расставание с Татьяной.

6. Барыня требует уничтожить собаку.

7. Барыня решает женить пьяницу-башмачника на Татьяне.

8. Герасим подчиняется воле помещицы: топит собаку.

9. Встреча Муму и барыни.

7. Проверка знания текста произведения.

-Расскажите о взаимоотношении Герасима и Татьяны.

Герасиму нравилась Татьяна, но она боялась его. Ее выдали замуж за пьяницу Капитона. Герасим очень переживал замужество Татьяны.

- Как характеризует Герасима сцена расставания с Татьяной?

Герасим великодушен. Он и через год не утратил доброго расположения к Татьяне. Он, единственный из всех, пожалел её и сумел облегчить минуты расставания с домом. Он не испугался насмешек, «вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок.

- Что скрасило жизнь Герасима после отъезда Татьяны?

Маленькая собачка Муму.

- Найдите в тексте предложения, которые отражают отношение героя к животному.

Ни одна мать так не ухаживает за своим ребенком, как ухаживал Герасим за своей питомицей; Герасим ее любил без памяти.

- Почему Герасиму пришлось утопить Муму?

По приказу барыни.

- Что произошло с Герасимом дальше?

Он ушел от барыни к себе в деревню.

- Как вы оцениваете этот поступок?

Он хотел освободиться от власти барыни.

8.Подведение итогов работы.

Какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

Знать: особенности характера героя.

Уметь: определять авторскую позицию.

- Каким мы представляем Герасима?

Мы представляем, как выглядит Герасим, узнаем, что силой привезли из деревни, что он одинок, во многом из-за своего физического недостатка; видим как он относится к людям, к работе.

Автор явно симпатизирует своему герою, любуется его богатырской силой, трудолюбием, чувством собственного достоинства, его внутренней независимостью. Автор уважает своего главного героя.

- Почему Тургенев заканчивает рассказ уходом героя из Москвы?

Это его протест против отношения господ к своим крепостным.

9. Домашнее задание. Составить письменный рассказ о героях, живущих в доме барыни (по выбору). Урок 39 задание1.

Читайте также: