Животные 3 класс 21 век конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Животные – живые существа (организмы)

Тип урока: Урок формирования умений и навыков

- формировать умения классифицировать животных по группам, по способу передвижения, питания;

метапредметные:

- способствовать овладению логическими действиями сравнения, анализа, сопоставления, установлению причинно- следственных связей;

- развивать навыки самоанализа и взаимоанализа успешности участия в учебном диалоге;

- развивать устную речь учащихся, умение конструировать монологические высказывания;

- содействовать созданию доброжелательных отношений в классе.

- Ребята, покажите мне свою готовность к уроку окружающего мира.

Отгадайте загадки и вы узнаете, о ком мы сегодня будем говорить.

В ярком платье модница, Погулять охотница.
От цветка к цветку порхает, Утомится – отдыхает. ( Бабочка )

Маленькая, легенькая. А за хвост не поднимешь. ( Ящерица )

По реке плывет бревно – Ох и злющее оно.
Тем, кто в речку угодил, Нос откусит… ( Крокодил )

Шелестя, шурша травой, Ползает кнут живой.
Вот он встал и зашипел: Подходи, кто очень смел. ( Змея )

Зимой на ветках яблоки, Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки, Ведь это… ( Снегири )

– Назовите одним словом всех этих существ. (Животные)

– Действительно, мы сегодня поговорим о животных.

- Откройте учебник на стр 100. Прочитайте тему урока. Предположите о чем сегодня будем говорить.

– Как вы думаете, животные-живые организмы? (отвечают на вопросы учителя)

Давайте прочитаем первый абзац на страницу 100.

3.Изучение нового материала.

- Ребята, а как животные ориентируются в окружающей среде?

- Скажите, кому помогает из животных зрение?

- Да, хорошее зрение помогает хищным животным, чтобы определять расстояние до жертвы. Хорошее зрение свойственно для орлов, тигров, львов, пантер. Глаза же насекомых устроены так, что насекомые могут смотреть в разные стороны не поворачивая головы.

- Ребята, а для чего нужен слух животным?

- С помощью слуха животные узнают о существах, находящихся на расстоянии в сотни метров. Это может спасти им жизнь. Птицы хорошо слышат и издают разнообразные звуки, которыми общаются друг с другом.

- На стр.102 нам надо разделить животных на группы в зависимости от корма, которым они питаются.

Теперь давайте выясним, как же питаются животные? Они могут быть растительноядные. Как вы думаете, чем они питаются?

Правильно они питаются только растительной пищей: плодами, травой, листьями и т.д.

Зверь большой идёт куда-то,

Наверху рога лопатой.

С ним шутить не вздумай, брось!

Потому что это . (лось).

Кто ещё у нас относится к травоядным животным? Давайте выберем на рисунке.

Могут быть животные хищными. Кто знает, чем питаются хищники? Правильно, они добывают пищу, ловя и убивая других животных. У животных-хищников прекрасно развиты слух и зрение. Многие из них могут быстро двигаться. У большинства имеются острые когти и зубы. К ним относится, например,

Серовато, зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет. (Волк).

Кто ещё у нас относится к хищным животным? Кто на рисунке хищное животное?

Бывают животные паразиты. Чем, по-вашему, мнению они питаются? Это животные, которые питаются кровью других животных.

Кто ещё у нас относится к зерноядным животным?

Но бывают и всеядные животные. Как вы думаете, почему их так называют? Потому что они питаются и растениями и животными. Выбор пищи у них больше, чем у других животных, и в зависимости от времени года они едят то, что удаётся найти. Как, например,

Хозяин лесной Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь).

Кто ещё у нас относится к всеядным животным?

Как могут питаться животные?

5.Продолжение изучения нового материла.

Одни животные ползают, как, например

Вьётся верёвка На конце головка. (Змея)

Кого ещё можете назвать?

Другие животные плавают, например,

У родителей и деток Вся одежда из монеток. (Рыбы).

Кто ещё умеет плавать?

Третьи летают, как

Шевелились у цветка Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел - Он вспорхнул и улетел. (Бабочка).

Кого знаете, из тех, кто летает?

Четвёртые ходят и бегают, например,

С хозяином дружит, Дом сторожит,

Живёт под крылечком, Хвост колечком. (Собака).

Кто из животных тоже умеет ходить и бегать?

Пятые лазают, как

На лианах я качаюсь И бананов объедаюсь. (Обезьяна)

Назовите, кто ещё умеет лазать?

Следующие прыгают, например,

Зелёная я, как трава,

Кого ещё можете назвать?

Как могут передвигаться животные?

- Рассмотрим схему на стр 104. Какое из этих животных обгонит других?

Откройте рабочую тетрадь на стр 37.

Рассмотрите схему первого задания.

Ребята, какие животные изображены на иллюстрации?

Давайте соединим линией животного и соответствующего растения.

Сегодня на уроке мы с вами узнали много интересного из жизни животных. И сейчас, мы сможем проверить, что именно вы поняли и запомнили. Самостоятельная работа.

Выбери травоядное животное: дятел, крыса, акула, медведь, корова .

Выбери зерноядное животное: дятел, хомяк , акула, лев, жираф.

Выбери хищное животное: бабочка, оса, мышь, тигр, обезьяна.

Выбери всеядное животное: бабочка, лиса, акула, медведь, утёнок.

Выбери животное, которое лазает: акула , корова, обезьяна .

Выбери животное, которое летает: дятел, хомяк, акула, лев.

Выбери животное, которое бегает, ходит: бабочка, лиса, окунь.

Выбери животное, которое ползает: змея, акула, медведь, червяк, утёнок.

Выбери животное, которое прыгает: щука, кенгуру, воробей, лягушка .

Выбери животное, которое плавает: жираф, кошка, кит. ворона, карась .

Загадайте какое-либо животное.

Попытайтесь его изобразить,

А остальные ребята должны угадать это животное.

- Вам нравится ваша работа?

Если нравится и вам понравилось работать на уроке, потрите ладошки друг об друга.

Если есть над чем работать, то хлопните.

9.Подведение итогов урока.

Чем мы занимались на уроке?

Что узнали на уроке нового?

Как сравнивать предметы?

Как объединить предметы в группы?

10.Домашнее задание: РТ стр. 37 №62, 64

1.Выбери травоядное животное: дятел, крыса, акула, медведь, корова .

2.Выбери зерноядное животное: дятел, хомяк , акула, лев, жираф.

3.Выбери хищное животное: бабочка, оса, мышь, тигр, обезьяна.

4.Выбери всеядное животное: бабочка, лиса, акула, медведь, утёнок.

1.Выбери животное, которое лазает: акула , корова, обезьяна .

2.Выбери животное, которое летает: дятел, хомяк, акула, лев.

3.Выбери животное, которое бегает, ходит: бабочка, лиса, окунь.

4.Выбери животное, которое ползает: змея, акула, медведь, червяк, утёнок.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе размещен материал для урока окружающего мира в 3 классе по теме "Животное - живой организм".В разработке много занимательного материала, игровых моментов. В уроке используются разные формы организации деятельности учащихся для глубокого усвоения нового материала, а также для повторения предыдущего.

Урок окружающего мира в 3 классе

Тема урока: Животные - живые существа.

Цель урока: классифицировать животных по способу питания, передвижения, дыхания, размножения

- сравнить животных по внешнему виду, строению скелета, среде обитания, органам дыхания, способу размножения

-способствовать развитию познавательного интереса к предмету

-развивать навыки образного и логического мышления, речи, умения сравнивать, делать выводы, наблюдать, работать с дополнительными источниками информации

- развивать творческое воображение

- воспитывать взаимопомощь, умение работать в группе

- воспитывать любовь к родной природе.

Универсальные учебные действия

1. Формирование у ребёнка ценностных ориентиров в области окружающего мира.

2. Воспитание уважительного отношения к природе.

3.Развитие самостоятельности в поиске решения различных задач.

4. Отработка навыков самостоятельной и групповой работы.

1.Проговаривать последовательность действий на уроке.

2.Учиться работать по предложенному учителем плану.

3.Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

4. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.

Основой для формирования этих действий служит соблюдение технологии оценивания образовательных достижений.

1.Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

2. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

3.Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

4.Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

1. Уметь слушать и понимать высказывания собеседников.

2.Уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста.

3.Учиться согласованно работать в группе:

а) учиться планировать работу в группе

б) учиться распределять работу между участниками проекта

в) понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы

г) уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Тип урока: комбинированный

Технология: ИКТ, здоровьесберегающие технологии, технология развития критического мышления.

Методы: наглядные, словесные, практические

Формы: фронтальная, самостоятельная, работа в парах, работа в группах.

Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, индивидуальные карточки для учащихся, учебник, энциклопедии,презентация по данной теме.

Межпредметные связи: музыка, литературное чтение, информатика

Здравствуйте, взрослые,
Здравствуйте, дети.
Оглянитесь вокруг…
Всё прекрасно на свете.
Улыбнитесь Вы мне,
Гостям и друг другу…
Пусть все улыбки пройдут по кругу.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок?

-Чего вы ждете от сегодняшнего урока?

-А я жду от вас активности, заинтересованной и творческой работы.

2.Проверка дом. задания.

- Какой раздел изучили? (человек и растения)

-Проведем диктант с взаимопроверкой по закреплению изученного материала . (слайд)

-Поставили отметку(1-2 ошибки "4", 3-4 - "3").

- Какой раздел изучаем? (Животный мир Земли)

- Назвать группы животных. (насекомые, звери, птицы, земноводные, пресмыкающиеся , рыбы)

-На какие группы делятся животные в зависимости от количества клеток, которые участвуют в строении их тела.(одноклеточные, многоклеточные)

-Распределить по группам.

-На какие группы делятся животные в зависимости от наличия или отсутствия позвоночника. (позвоночные, беспозвоночные)

-Распределить по группам.

-Тему сегодняшнего урока вы узнаете, когда кроссворд разгадаете.

1. Этот зверь какой-то странный:

Шея, как стрела у крана,

Чтобы ртом достать до трав,

Вдвое сложится … (жираф)

2. Колючий клубочек под ёлкой лежит.

Взять пожелаешь – вмиг убежит. (ёжик)

3. Золотой и молодой за неделю стал седой,

А денечка через два облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик бывший… (одуванчик)

Пушистый, белый, а не зайчик,

4. С хозяином дружит, домик сторожит,

Живет под крылечком, хвост колечком. (собака)

5. Он в мундире ярком, шпоры для красы.

Днем он забияка, поутру – часы. (петух)

6. Вместо носа – пятачок,

Вместо хвостика – крючок.

Голос мой визглив и звонок.

Я – веселый… (поросенок)

7. Ног нет, а движется:

Перья есть, а не летает,

Глаза есть, а не мигает. (рыба)

У родителей и деток

Вся одежда из монеток (рыба)

8. Я – хозяин леса строгий,

Спать люблю зимой в берлоге.

И всю зиму напролет

Снится мне душистый мед. (медведь)

Какое слово лишнее?

Почему? (одуванчик - растение)

- Это первое слово в названии темы. А остальные зашифрованы здесь : нужно выбрать неповторяющиеся буквы.

-Итак, сформулируйте тему урока : Животное - живой организм.

4. Постановка учебной задачи (постановка проблемы)

- Можно ли сказать, что животные - живые существа, организмы?

- Докажите. (Организм животного обладает всеми признаками жизни.

-Какими? (питается, дышит, растет, размножается, передвигается, умирает)

-Значит на какие вопросы мы должны сегодня и на последующем уроке ответить? (Как животные питаются. )

4. Основная часть

-Вспомните, как питается растение?

-Что образуется в листьях растений?

-Могут ли животные сами создавать вещества для своего питания?

-Где разные животные берут пищу?

-На какие группы по особенностям питания можно разделить животных?

- Как понимается слово “паразиты”?

2)Работа в тетради

Что нужно сделать в задании?

3)Работа в учебнике

Рубрика «Это удивительный мир" с.103. прочитать.

Что узнали о лягушке нового?

Что узнали о еже?

4)Как животные ориентируются в окружающей среде.

- А сейчас поговорим с вами о том, как животные ориентируются в окружающей среде. Составим таблицу.

Рассказ учителя учащимся о зрении, как необходимом условии жизни живых существ (У. с.100-101)

- Что еще помогает животным ориентироваться? Об этом прочитаем в учебнике на с.101самостоятельно в парах и дополните таблицу.

- От чего же зависит развитие органов чувств у животных? ( от условий их жизни)

5) Как животные передвигаются.

-В отличие от растений, которые живут в основном на одном месте, большинство животных передвигаются в поисках пищи, воды или спасаясь от врагов.

-Как животные передвигаются?

Приведите примеры животных, которые бегают, плавают, прыгают, летают, ползают.

(закройте глаза, расслабьтесь, помассируйте веки)

И вдруг проснулась,

Больше спать не захотела,

(руки поднять вверх, вдох)

(руки в стороны, выдох)

Взвилась вверх и полетела…

(помахать руками, повернуться направо и налево)

5)Работа в учебнике

-Какое значение для жизни животных имеет их способность быстро передвигаться?

-Рассмотрите рисунок-схему на Стр. 104

-Какое животное обгонит двух остальных?

6)Дыхание животных.

-Дышат ли растения?

-Какой газ они поглощают, а какой выделяют?

-А с помощью чего дышат животные? (легкие, жабры, кожа, трахея).

жабры - водные животные

кожа - некоторые земноводные

- А зачем зимой во льду делают проруби?

7)Приспособления животных.

-Кто из вас знает, что такое маскировка?

МАСКИРОВКА животных, окраска и форма, делающие животных в сочетании с поведением менее заметными на фоне окружающей среды; тип покровительственной окраски и формы.

-Приведите примеры, когда поведение и окраска животного помогает ему спастись от опасности.

-Как ящерица спасается от врагов?

-Как лисица обманывает охотников?

-Другие животные наоборот имеют яркую окраску, эти они предупреждают своих врагов, что они опасны.

8)Закрепление.

-Загадайте какое-либо животное. Попытайтесь его изобразить, а остальные ребята должны угадать это животное.

Резервное задание (работа в группах).

Представьте, что вы находитесь на лесной полянке. Вокруг летают, ползают, бегают различные животные.

Что умеешь делать?

- В начале урока я поставила перед вами вопрос :" можно ли назвать животное живым организмом" . Как вы ответите на него сейчас?

-Почему? Что могут делать животные?

Чем животные отличаются от растений? (не могут двигаться, сами создают питательные вещества).

- Какие открытия сделали для себя?

-Какой вид работы понравился?

-Ребята, если вам урок понравился, если вы довольны своей работой, то поставьте руки на локти и покажите мне ладошки. А если вы были чем-то расстроены, то покажите мне обратную сторону ладошки.

Открытый урок по окружающему миру в 3 классе. Тема урока: "Разнообразие животных". .

Тип урока: рефлексия

познакомить учащихся с классификацией животных;

выявить отличительные групповые признаки;

Задачи урока:

Образовательные:

Углубление знаний о животном мире, их существенных отличительных признаках;

Посредством разнообразных мыслительных операций в ходе групповой работы учиться логично и аргументировано отвечать на проблемный вопрос;

Расширение кругозора учащихся.

Развивающие:

Развитие познавательной активности;

Умение работать сообща и дружно в коллективе, развивая коммуникативные способности детей;

Совершенствовать мыслительные операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, аналогии, сопоставления;

развивать психические процессы: память, мышление, восприятие, внимание;

Воспитательные:

Воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природу, осознание своей значимости в решении экологических проблем;

Воспитание чувства взаимопомощи, взаимовыручки.

1. Организационный момент

Он пойдёт ребятам впрок.

Будем тайны открывать.

Изучать, творить, искать!

Молодцы! Сегодня Наш с урок будет проходить под девизом :

"Наблюдай и восхищайся, слайд 1
Изучай и береги!"

- прочитаем все хором

и немного вспомним, как мы ведем себя на уроке?

2. Актуализация знаний

Учитель. - Какое время года описал А.С.Пушкин (Зима) слайд2

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл — и вот сама
Идёт волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки-зимы.

Зима вдохновляла не только поэтов, но и писателей, композиторов, художников.

Посмотрите внимательно на картину и скажите,

- Что изобразил художник? (природу) слайд 3

- А что такое природа? (Природа – это всё, что нас окружает, кроме искусственных тел.)

- Верно. Перед вами тела природы. На какие две группы можно распределить эти тела природы? (тела живой природы, неживой природы)

Облако, дерево, грибы, камень, бактерии,

снежинка, человек, солнце,

солнце человек Слайд4

Проверка правильности выполнения задания.

- Оцените правильность выполнения задания.

3. Целеполагание

Все ли царства живой природы у нас представлены? Какого же царства нет? (царства животных)

- О чём же мы будем говорить сегодня на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. (Животные)

И для того чтобы подтвердить ваши ответы , мы посмотрим видео, которое и назовёт тему нашего урока (видео о животных)

И тема нашего урока РАЗНООБРАЗИЕ ЖИВОТНЫХ.

(тема на слайде) слайд5

- как вы понимаете слово разнообразие.

Мир животных очень разнообразен. Каких только животных нет! Крошечных и огромных, красивых и невзрачных, пугливых и пугающих, ползающих и летающих – всех не перечислишь. Животных мы можем встретить повсюду: в почве, на поверхности земли, в воздухе в воде.

Каких животных вы знаете?(ответы детей)

Как называют мир растений? флора

А мир Животных? фауна

- А какая наука изучает животных?

Наука о животных называется зоология .( на доске) слайд 6

Ученые-зоологи делят царство животных на большое число групп.

- а что же делают ученые зоологи над животными? скажите мне слова-действия( изучают, наблюдают, содержат)

На уроке мы узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся разделять и сравнивать признаки этих групп. Мы станем с вами настоящими зоологами!

1 На какие две группы делятся животные?

В) одноклеточные, многоклеточные

2Многоклеточные животные делятся на?

Б) шейные слайд 7-8

3 Беспозвоночные это?

А)черви , медведь, сова

В) жук, кузнечик, собака

4 К позвоночным относятся?

А) бабочка, заяц, волк

Б) медведь, стрекоза, сова

В)сова, волк, олень

5 В чем сходство растений и животных?

А) растут и умирают.

Б) дышат, растут, питаются, размножаются, умирают.

В) дышат, питаются, умирают.

Мы с вами уже знаем, что все животные бывают одноклеточные и многоклеточные.

А как вы думаете, можно ли еще разделить животных на группы? На какие?

5 Работа с кластером (работа в группах) слайд 9

Каждой группе дается класс животного, ваша задача ответить на все вопросы, дополнить собственными знаниями и дать как можно больше информации о животном.

Где живут животные?

Почему относятся к живой природе?

Дать характеристику животному(дыхание, питание, размножение, чем покрыто тело)

- Повторить правила работы в группе( ответы детей)

Каждая группа защищает свой кластер

К каким классам относятся все эти животные? Что у них общего?(позвоночные, опорно- двигательная система)

- А скажите о каком классе мы забыли сказать?( ответы детей) К какому виду животных они относятся(беспозвоночные)

Спал цветок и вдруг проснулся – слайд 13
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, встрепенулся,
Взвился вверх и улетел.

Насекомые БАБОЧКА

Каких еще насекомых вы знаете?( пчелы, жуки, муравьи, стрекозы, мухи, кузнечики)

Насекомые самые древние обитатели нашей планеты.

Насекомые могут ползать, летать, ходить, плавать, прыгать, бегать, ходить вниз головой-муха. У насекомых 3 пары ног, а это сколько.

Чем питаются насекомые? (зелеными листьями, стеблями растений, созревшими плодами, опавшими листьями . Слайд 15

7 Обобщение и закрепление знаний

- Ну проверим как вы разбираетесь в зоологии, посмотрите на слайды и ответьте к какой группе относится животное? Слайд15-20

Собака-млекопитающее

Стрекоза-насекомое

Попугай-птица

Лягушка-земноводное

Крокодил-пресмыкающиеся

8 А сейчас подведем итог, у вас у каждого есть таблица её нужно заполнить. Записывая все данные каждого класса слайд 21

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока окружающего мира для 3 класса по теме "Животные и человек" по УМК "Начальная школа 21 века", который можно использовать и во внеурочной деятельности. Использованы при составлении данного конспекта художественная, научно-познавательная литература - энциклопедия "Живой мир", "Большая книга знаний". Предшествовала этому уроку поисковая работа в виде подбора детьми материала и изготовление ими книг-самоделок по теме "Животные, которым поставлены памятники". Использованы стихи Б.Заходера и Е.Евтушенко.

Читайте также: