Роль папоротников хвощей плаунов в образовании древних лесов 7 класс конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цель дидактическая: создать условия для осознания и осмысления новой информации путем исследовательской деятельности.

Цель предметная: ознакомление учащихся с усложнением в строении папоротников, хвощей и плаунов, их общими признаками и приспособленностью к условиям жизни; углубление представления о высших споровых растениях.

Задачи урока:

Планируемые результаты

1. Сформировать представление о характерных признаках папоротникообразных растений

1. Называют признаки папоротникообразных растений.

2. Дают определения понятиям

3. Называть особенности строения папоротников как наиболее сложноорганизованных, по сравнению с моховидными

3. Сравнивают мхи и папоротникообразные. Выделяют черты сходства и различия

4. Познакомить с разнообразием папоротников, хвощей, плаунов

4. Называют представителей отдела папоротникообразные растения

5. Способствовать формированию ценностей биологических знаний

1. Умение выказывать своё отношение к проблеме, выражать свои эмоции;

2. Мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;

3. Осознание ценностей биологического знания для использования в повседневной жизни

3. Осознание своих трудностей и стремление к их преодолению;

4. Бережное отношение к природе, любить и ценить прекрасное

6. Развивать умения работать в группе с гербарным материалом, способствовать формированию биологической культуры, развитие кругозора, памяти, логики, воображения и интеллекта

Регулятивные. Умение:

1.1. принимать учебную задачу;

1.2. планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, действовать по плану;

1.3. контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

1.4. адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

1.5 высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

1.6 осуществлять познавательную и личностную рефлексию

Познавательные. Умение:

2.1. осознавать познавательную задачу;

2.2. находить информацию о растениях в учебнике, анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую

2.3. выявлять сущность, особенности объектов

2. 4. на основе анализа объектов делать выводы

2.5. обобщать и классифицировать по признакам

2.6. находить ответы на вопросы в иллюстрации

2.7. владение элементарными практическими умениями работать с гербариями для исследования

2.8. оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

2.9. устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.

Коммуникативные. Умение:

3.1. вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

3.2. задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;

3.3. слушать и понимать других;

3.4. строить небольшие монологические высказывания;

3.4. осуществлять совместную деятельность в парах, группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач

- предметные - личностные - метапредтметные

Умения – умения формируемые в результате использования стратегии смыслового чтения

Образовательная: способствовать осознанию обучающимися основного фактического материала, раскрыть особенности строения и функционирования плаунов и хвощей.

Развивающая: продолжить формирование познавательной активности обучающихся, умения самостоятельно добывать знания, формирование умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательная: продолжить формирование способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию, умения работать в коллективе и находить согласованные решения; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни

Элементы технологии проблемного обучения, деятельностного метода обучения

- выделять существенные признаки растений, относящихся к отделам Плауновидные и Хвощевидные;

- различать растения разных отделов по внешнему виду, схемам или их изображения, выявлять отличительные признаки хвощей и плаунов;

- делать выводы и умозаключения на основе сравнения;

- устанавливать взаимосвязи между особенностями строения и местом обитания;

- приводить доказательства родства растений двух отделов.

Обучающийся получит возможность научиться:

- работать в группе сверстников при решении поставленных задач, учитывать мнение окружающих и адекватно оценивать собственный вклад в деятельность группы;

- составлять аргументированный рассказ, делать выводы

- пользоваться современной биологической термнологией

1. Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

2. Сформированность ценности здорового и безопасного образа жизни.

- организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с преподавателем и сверстниками;

- работать индивидуально и в группе: аргументировать и отстаивать свое мнение.

- самостоятельно определять цели обучения;

- планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- соотносить свои действия с планируемыми результатами;

- оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владеть основами самоконтроля, самооценки.

- определять понятия, создавать обобщения;

- самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи, строить логические умозаключения, делать выводы

Технологический этап урока/ этап организации образовательной деятельности

Приёмы, методы, формы, средства и т.д.

Содержание деятельности преподавателя

Содержание деятельности обучающихся

Проверка готовности к уроку

Учебная работа под руководством преподавателя

Отвечают устно и свои ответы записывают в тетради (каждый суворовец про свои ожидания)

Постановка цели и задач урока

Осуществление первого пробного действия;

Разработка плана, который поможет решить проблему, поиск оптимальных решений

Читают отрывок романа, определяют тему урока, формулируют цель и задачи урока:

Дать общую характеристику растениям отделов Плауновидные и Хвощевидные.

1. Изучить особенности строения, жизнедеятельности и роли этих отделов растений.

2. Сравнить растения и выявить общие признаки и отличия в строении.

3. Выполнить задание ЕГЭ

Открытие нового знания

Реализация плана, который поможет решить проблему – открытие нового знания

Организует самостоятельную информационно-познавательную деятельность

Работают в группах по плану, предложенному преподавателем:

- просматривают гербарные образцы;

- находят сведения о признаках плаунов и хвощей, рассматривают рисунки в учебнике на стр. 57-59, находят признаки сходства и отличия в процессах размножения плаунов и хвощей

Выполнение интерактивных заданий

Организует фронтальный контроль полученных знаний

Отвечают на вопросы

Видеоролик для снятия напряжения мышц глаз

Включение в систему знаний и умений

Раздает задание в формате ЕГЭ для самостоятельной работы

Выполняют самостоятельную работу

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценка состояния после выполнения сложного задания

Предлагает посмотреть слово, написанное в начале урока,
и записать еще одно слово по итогу выполненной работы.

Оценивают и сравнивают свое состояние, записывают

Задание на самоподготовку

Дает задание: в каких ситуациях для военного можно использовать знания, полученные по изученной теме?

Записывают задания самоподготовки в тетрадь: ответить на вопрос о практической значимости полученных знаний для военнослужащего

Преподаватель ______________ (Е. В. Гордеева)

Предварительный просмотр:

Пояс болот и озер

«После трехдневного плавания через страну сухих степей путешественники достигли ее южной окраины, где растительность сразу изменилась. Берега реки покрылись зеленой чащей хвойных деревьев, саговых пальм и папоротников многочисленных видов, большей частью совершенно новых, достигавших высоты человеческого роста. Высокие заросли растений, похожих на камыши, росли в воде вдоль берега, а плоские отмели были покрыты хвощами высотой в полтора метра и с поперечником больше двадцати пяти миллиметров. Из глубины зарослей неслось неумолкавшее стрекотание, а над водой кружились странные насекомые. Они походили на стрекоз, но в размахе крыльев достигали почти сорока сантиметров; тело их, отливавшее металлическим блеском, имело сантиметров двадцать в длину; одни были золотисто-желтые, другие стально-серые, третьи изумрудно-зеленые, четвертые темно-голубые, пятые огненно-красные. В солнечных лучах они порхали, реяли, гонялись друг за другом, издавая мелодичный треск, напоминавший щелканье кастаньет. Пораженные этой красивой картиной, путешественники сложили весла. Лодка медленно плыла по течению, а гребцы любовались невиданным зрелищем. Папочкин достал сачок и после долгих попыток поймал одну стрекозу; но, когда он вынимал ее из сачка, она пребольно укусила палец зоолога своими челюстями, и растерявшийся ученый выпустил ее из рук.

Сплошной зеленый барьер, окаймлявший берега, не позволял причалить, и путешественники, утомленные долгим плаванием, тщетно искали глазами хотя бы небольшую чистую лужайку для ночлега. Между тем голод давал себя уже чувствовать, а зеленые стены хвощей становились все гуще и гуще.

– Эх, нужно было остановиться в конце степи! – сказал Громеко.

– В другой раз будем умнее, – засмеялся Макшеев.

Километр проходил за километром, а зеленые стены не прерывались. Наконец за поворотом реки, на левом берегу ее, показалась низкая зеленая полоска. В воду выдавалась длинная узкая коса, переходящая затем в отмель и поросшая только хвощами. За неимением лучшего решили остановиться здесь и расчистить себе площадку. Лодки ввели в заливчик между косой и берегом, вытащили охотничьи ножи и вступили в бой с хвощами. Но это оказалось нелегким делом: толстые стебли, жесткие от обильного содержания кремнезема, плохо поддавались ударам ножа, а срезанные оставляли колючие пеньки, на которых нельзя было ни сидеть, ни лежать.

– Попробуем вырвать их с корнем, – предложил ботаник. – Они не должны крепко сидеть в мягком речном наносе. Совет оказался хорошим: хвощи легко выдергивались из почвы, и через полчаса путешественники расчистили мягкую площадку для палатки и костра. Но костер не из чего было разводить: зеленые хвощи не горели. Нельзя было не только приготовить ужин, но даже сварить себе чай. Кроме того, из хвощей поднялись целые рои растревоженных комаров, в двадцать миллиметров величиной, спастись от которых можно было только дымом костра. (…)

В это время из воды возле затонувшего носа лодки показалась огромная голова зеленобурого цвета с короткой и широкой мордой и маленькими глазами под плоским черепом. Животное некоторое время смотрело на оцепеневших от неожиданности людей, а затем, разинув пасть и обнажив несколько рядов острых зубов, начало взбираться на нос лодки, которая под его тяжестью стала погружаться глубже. Показалась короткая толстая шея, затем часть голого туловища; широкие передние лапы когтями цеплялись за борт лодки. (…)

– Я думаю, что это был ящер, представитель семейства, вымершего к третичному периоду на поверхности нашей планеты.

– Можно надеяться, что мы со временем встретимся и с этими огромными ящерами, – сказал Каштанов, – судя по тому, что, продвигаясь вниз по реке, мы встречаем представителей все более и более древней фауны. Сейчас мы уже очутились в середине или даже начале мелового периода.

Предварительный просмотр:

Хвощи - это многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корневищами, зимующими в почве. Произрастают они в основном в Cеверном полушарии. На территории России чаще всего встречаются хвощ полевой, хвощ луговой, хвощ лесной, хвощ болотный .

В каменноугольном периоде хвощи были гигантскими древовидными растениями. Современные хвощи - жёсткие, за счет большого количества содержащегося в них кремнезема, травы с мутовчатым листорасположением. Листья их мелкие, чешуевидные, сросшиеся в виде трубочек. Растут хвощи на болотах, на лугах, в лесах и в неглубоких водоемах.

Летние побеги хвощей ветвистые, состоящие из члеников, с ярко выраженными междоузлиями. Листья хвощей часто не имеют зеленой окраски, а фотосинтез у этих растений происходит в основном в членистых стеблях.

На верхушке весенних побегов располагаются спороносные колоски. Эти побеги не ветвятся и отмирают после образования спор. После высыпания спор и попадания их благоприятные условия цикл развития хвощей идет с чередованием поколений: полового и бесполого. Из споры образуется заросток ( гаметофит ), на котором созревают гаметы . Затем они сливаются, образуется зигота, из которой вырастает новое растение хвоща ( спорофит )

Многие хвощи являются лекарственными растениями, а также природными индикаторами закИсленности почв. Их жесткие побеги раньше измельчали и использовали при полировке металлических изделий.

Предварительный просмотр:

Плауны - самые древние из папоротникообразных растений. В каменноугольном периоде были широко распространены их древовидные предки, которые в дальнейшем образовали особую горную породу – каменный уголь . Современные плауны - многолетние травянистые вечнозеленые растения. Они обитают повсеместно: от тропиков до арктических областей. Большинство тропических форм - эпифиты - живет на других растениях . В умеренных областях плауны образуют целые ковры в лесу, хорошо заметные зимой, так как являются вечнозелеными растениями.

Листья плауна очень мелкие, похожие на заостренные удлиненные чешуйки. Стебли длинные, ползучие, с вертикальными побегами. На ползучих стеблях образуются придаточные корни. Летом на прямостоячих побегах появляются спороносные колоски со спорами. Из споры образуется заросток (гаметофит), на котором созревают гаметы. Они сливаются, образуется зигота, которая в дальнейшем развивается в новое растение (спорофит). Таким образом, развитие идет с чередованием поколений: полового и бесполого.

Многие плауны содержат в составе ядовитые вещества из-за чего не поедаются животными.

Человек использует споры плаунов в качестве присыпки и при изготовлении фейерверков (они очень быстро воспламеняются). Также в качестве лекарства при болезнях желудка и кишечника.

Российские леса населяют плаун булавовидный и баранец обыкновенный . Многие плауны являются редкими и исчезающими видами. В Красную книгу России внесены 4 вида плаунов.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вашему вниманию представлена разработка урока с презентацией по биологии для 7 класса.Урок подготовлен по технологии системно деятельностного подхода по учебнику Л.Н. Сухорукова.

Цель:

- развить представления об эволюции живой природы, о биоразнообразии;

Тип урока: открытия нового знания.

Формы работы: индивидуальная, групповая

Основные понятия: каменноугольный период.

Оборудование: презентация, гербарий, коллекция каменный уголь и продукты его переработки

Внутри дисциплинарные связи: экология, география

К конспекту прилагается проверочная работа по вариантам, задание для работы в группе.


На данном уроке учащиеся знакомятся с основными признаками хвощей, плаунов и папоротников, формируют знания об особенностях их строения. Многочисленные иллюстрации дадут учащимся представление о разнообразии рассматриваемых групп, их роли в природе и жизни человека.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Папоротники. Хвощи. Плауны"

Плауны, хвощи и папоротники растут преимуще­ственно во влажных тенистых местах. Это многолетние, чаще всего травянистые растения. В тропических широтах обычны древовидные папоротники.


Все они имеют корни, стебель и листья. У этих растений хорошо разви­ты проводящие и механические ткани, что позволяет им достигать больших размеров.

Современные плауны, хвощи и папоротники — это потомки очень крупных древовидных растений, жив­ших около 300 млн лет назад в каменноугольном пери­оде палеозойской эры. Отмирая, они образовали залежи каменного угля.

Плауны растут преимущественно в сосновых лесах. У этих растений длинный ползучий стебель с множе­ством веток, покрытых мелкими листьями. Летом у плаунов на прямостоячих побегах развиваются споро­носные колоски со спорами.


Стелящиеся ветвистые побеги плауна очень декора­тивны. Из них делают венки, гирлянды для украшения зданий. В настоящее время во многих районах плаун стал ред­ким, нуждающимся в охране растением.

Хвощи — многолетние травянистые растения с длинными ветвящимися корне­вищами, зимующими в поч­ве. Стебли хвощей имеют членистое строение. Боковые ветви, если они есть, отходят от узлов мутовками. Листья превратились в плёнчатые образования и также располагаются мутовками. Листья потеряли способность к фотосинтезу, поэтому эту функцию выполняет стебель.


Весной появляются бу­рые побеги, на верхушках которых расположены споро­носные колоски. В них созре­вают споры. Зелёные летние побеги


Хвощи растут на полях, в лесах или около водоёмов, обычно на участках с влаж­ной кислой почвой. Если на поле много хвощей, значит, почва нуждается в известко­вании.

Практическое значение плаунов и хвощей невелико. Некоторые виды плаунов и хвощей являются лекарственными растениями.

Папоротники широко распространены по всему зем­ному шару. Папоротников насчитывается более 10 тыс. видов. В основном это травянистые растения, но в тропических областях имеются и древовидные формы. Они растут как на суше, так и в воде.

Размеры папоротников разнообразны: от нескольких миллиметров до 20 м высотой.

В умеренной климатической зоне наиболее часто встречаются щитовник мужской, орляк и страусник.


Тело папоротника представлено корнем, стеблем и листьями. Стебель укороченный и слабо развит. Листья крупные и рассечённые. Сильно рассечённые листья папоротников называются вайями. Они выполняют функцию фотосинтеза. На нижней стороне листьев в спорангиях образуются и созревают споры. Папоротник имеет хорошо развитое корневище, которое растет под землёй параллельно поверхности почвы. Прямо от корневищ растут вайи.


Крупные папоротники могут достигать 25 м высоты и диаметра ствола до 50 см. Самые мелкие папоротники имеют размеры лишь несколько миллиметров. Очень интересны папоротники-эпифиты. Они поселяются на стволах и ветвях других растений, но при этом не паразитируют. Эпифиты самостоятельно добывают воду и необходимые им питательные вещества. Примером эпифитного папоротника может служить платицериум. Крупные платицериумы могут достигать 1,8 м в поперечнике и массы более 100 кг.

Довольно широко представлены в тропических лесах и папоротники-лианы. Они имеют длинные тонкие стебли. Обвивая деревья или цепляясь за них, лианы могут подниматься на большую высоту. Так они выносят свои листья ближе к свету.


Есть среди папоротников и водные папоротники, например сальвиния плавающая. Это небольшое, плавающее на поверхности воды, однолетнее растение.


Практическое значение плаунов, хвощей и папоротников невелико. Из древ­них древовидных форм этих растений миллионы лет назад образовались залежи каменного угля, который слу­жит не только топливом, но и ценным химическим сырь­ем. Из него получают смазочные масла, смолы, кокс, пластмассы, парфюмерные изделия и многие другие продукты.

Споры плауна раньше широко использовали в аптеч­ном деле при изготовлении детской присыпки. В метал­лургии формы для литья обсыпают порошком из спор, и металлические детали легко отстают от стенок.

Хвощ полевой является трудно истребимым сорняком полей с повышенной кислотностью почв. Побеги хвоща жёсткие, они содержат много кремне­зёма и раньше использовались при полировке металли­ческих изделий.

Некоторые виды плаунов и хвощей являются лекарственными растениями.

Молодые вайи некоторых папоротников (например, орляка обыкновенного) съедобны. Съедобна и сердцевина стеблей ряда древовидных папоротников. Некоторые папоротники используются человеком как лекарственные растения. Многие папоротники выращиваются как декоративные растения в комнатах и в открытом грунте.

Читайте также: