Конспект урока по литературному чтению 3 класс тютчев весенняя гроза

Обновлено: 06.07.2024

II. Речевая гимнастика. (слайд 2)
1) ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.
ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!

- Прочитайте вслух.
- Похожи ли эти строчки на стихотворение? ( да)
- Почему? ( заканчиваются одинаково – РИФМА)
- Все ли слова произносим одинаково? (нет, тише-громче – ИНТОНАЦИЯ)
- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.
- Попытайтесь прочитать с чувством радости.

2) АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.

- Прочитать с вопросом, выделяя 4 слово.

V. Словарная работа. (слайд 4)

VI. Физминутка.

VII. Анализ стихотворения.

- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)
- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?
ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)

VIII. Работа над выразительным чтением.
- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? ( читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы)
- правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
Графический анализ (Приложение 2.)
- Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное! Дождь идёт
быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.
- Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя.
- Внимание! Конкурс чтецов. ( 2-3 ученика)

IX. Итог урока.
- Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
- Что узнали для себя нового?
- Что понравилось?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

МОУ "Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова"

Конспект урока литературного чтения

по теме: "Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза"

Составила: учитель начальных классов

Кокорева Ирина Васильевна

г.о. Серебряные Пруды

Цель : познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл.

Планируемые результаты.

Научиться работать с текстом лирического произведения.

*Познавательные : определять настроение лирического произведения; средства художественной выразительности текста и обосновывать своё мнение.

* Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, проявлять активность и стремления высказываться, задавать вопросы.

*Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.

Формирование умения видеть красоту поэтического слова; указывать на образные слова и выражения, которые использованы авторам для создания художественного образа; сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии.

Деятельность учащихся

- Чего вы ждёте от урока? Будет ли урок интересным? Какие задачи поставим перед собой?

-Желаю вам хорошего настроения, успехов, узнать что-то интересное.

Речевая разминка.

- Но для начала мы проведем речевую разминку.

Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?

- Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

-Каким тоном будем читать это стихотворение?

- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

-С каким тоном будем читать первую строку?

-А третью и четвертую строчки?

-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

- Какие советы дает Яков Смоленский, народный артист РСФСР, в своей статье для того, чтобы научиться читать стихи.

- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.

- Фёдор Иванович Тютчев (портрет) - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году?

Презентация Ф.И. Тютчев (4,5 мин.)

- Слышали ли вы, как гремит гром?

Какие чувства испытываете при приближении грозы?

А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.

- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.

1. Словарная работа.

- Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

2.Первичное восприятие.

- Я показываю вам образец чтения.

- Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?

3. Анализ произведения.

Чтение с заданием: найти “чудо”.

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

- Какая картина возникает перед вами?

- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?

Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?

Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).

Какой художественный прием использует поэт?

Кто может объяснить значение слова олицетворение?

Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами

- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?

- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят?

- А что значит молодые раскаты?

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?

Какие картины вы себе представили?

- Опишите вторую картину.

Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)

- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)

Что такое метафора?

– Какое чудо во 2-ой строфе?

3. Прочитаем третью строфу.

Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.

Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

Как вы догадались? <. )

Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?

Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?

Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).

Что значит "Гам лесной"

Утром солнышко проснулось,

И, откинув одеяло,

На зарядку побежало.

А, когда умылось,

Знакомство с приемом звукописи.

- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

- Итак , какой же звук я выделила? [ p ]

- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего гром. Погрохочим (р-р-р).

- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [ p ] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.

4. Чтение с заданием: найти глаголы.

- А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).

(Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).

- Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.

5. Настроение стихотворения.

- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

5. Подготовка к выразительному чтению.

- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).

- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

6. Выразительное чтение.

7. Работа в тетрадях.

- Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились.

Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.

Домашнее задание.

- Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть.

Подведение итогов урока.

- Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы узнали нового?

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок литературного чтения

формировать читательские умения по работе с литературным произведением;

продолжить работу по усвоению литературоведческих понятий;

отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения, передавая свои чувства;

учить видеть и передавать красоту родной природы;

воспитывать уважение к своей стране, русской поэзии и русским поэтам.

Беседа о поэзии.

(Задание выполняется коллективно).

По горизонтали : 1) писатель, пишущий прозу;

2) обычная, не стихотворная художественная литература.

По вертикали: 1) изящное выражение мысли и чувства в слове;

Ответы: прозаик, проза, поэзия, поэт.

Прочитайте слова по вертикали. (Поэт, поэзия).

- А знаете ли вы, что в 19 веке, развлекая гостей, в гостиной устраивали поэтические вечера, где читали стихи любимых поэтов, отгадывали шарады, слушали музыку.

И мы с вами окунемся в мир поэзии.

- А вы любите поэзию? Стихи?

- Каких русских поэтов вы знаете?

- Ваши любимые стихи?

- Можете ли вы прочитать несколько строк из своего любимого стихотворения?

II . Литературно-поэтическая викторина.

А сейчас я предлагаю вам по отрывкам стихотворений вспомнить их авторов и название.

1. Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

2. Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Принакрылась снегом, Точно серебром.

4. Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

5. Зима недаром злится

Весна в окно стучится

И гонит со двора

III . Беседа о творчестве Ф. Тютчева.

Поэта отличали чуткость к родному языку, способность через картины природы глубоко и точно передавать тончайшие оттенки человеческих мыслей и чувств.

Вспомните строки из стихотворений Ф. Тютчева.

Еще в полях белеет снег…

(А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Околдован лес стоит…

(И под снежной бахромою,

Чудной жизнью он блестит)

Зима недаром злится,…

Весна в окно стучится

И гонит со двора)

Есть в осени первоначальной…

(Короткая и дивная пора –

Весь день стоит как бы хрустальный,

И лучезарны вечера…)

IV . Работа над новым материалом.

- Что вы знаете о грозе?

- Как можно объяснить такое явление природы?

б) представление о божественной силе и власти.

2. Первичное знакомство с произведением.

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,

Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит.

С горы бежит поток проворный,

В лесу не молкнет птичий гам,

И гам лесной и шум нагорный –

Все вторит весело громам.

Ты скажешь: ветреная Геба,

Кормя Зевесова орла,

Громокипящий кубок с неба,

Смеясь на землю пролила.

- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?

Геба – богиня вечной юности.

Зевс – верховный бог.

- Как вы думаете, что могло быть в громокипящем кубке Гебы?

Перед вами два слова. Объясните их значение. Работа в парах.

Ветрены приводимый в действие ветром

Ветряный легкомысленный (переносный смысл)

Образуйте словосочетания со словами: юноша, день, мельница.

3. Повторное чтение стихотворения учащимися.

Прочтите стихотворение. Нет ли непонятных вам слов?

Гам – беспорядочный гул голосов.

- Что еще заметили, читая стихотворение?

(Дано в сокращении)

- Как выражает рассказчик свое отношение к весенней грозе? Какими словами?

- Вспомните, какое любимое время года у Пушкина? (Осень)

Тютчев воспевает все времена года. Недаром его называют певцом природы, но больше все же весну и лето.

4. Работа с выразительными средствами языка.

А теперь перечитаем это стихотворение и найдем средства художественной выразительности.

- Перечитайте первую строфу и найдите часто повторяющийся звук. (р-р-р)

- Почему автор использует его?

- А у вас тютчевский гром вызывает страх?

Рассмотрите картину. Прочитайте ее название и имя художника.

- Что изобразил художник?

- Какие средства художественной выразительности использовал Васильев, изображая надвигающуюся грозу?

- Что объединяет и различает эти два произведения?

На уроке русского языка мы более глубоко поработаем с данной картиной и напишем по ней сочинение.

V . Подведение итогов.

Более 130 лет прошло со дня смерти поэта, а его стихи и художественные переводы языка природы все радуют нас. Я думаю, что сегодня они сделали нас чуточку богаче духовно, ведь только человек с добрым сердцем, чистой душой и внимательным взглядом способен ценить, чувствовать и замечать прекрасное в обыденном!

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью данного урока является познакомить учеников 3 класса с биографией и стихотворениями известного писателя Ф. И. Тютчева. Обучать правильному, выразительному чтению стихов. Развивать у школьноков память, речь, мышление.

Конспект урока по литературному чтению. 3 класс

Цель :учить детей понимать, ценить поэзию.

1) формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное;

активизировать познавательную деятельность;

развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;

развивать эстетический вкус.

воспитывать любовь и интерес к языку,

эмоционально откликаться на прочитанное;

учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.

воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.

Оборудование урока: картинки

Литература: учебник Л. Ф. Климановой

- Ребята, сегодня мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется.

- Но для начала мы проведем речевую разминку.

- Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?

- Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.

Погляди-ка, погляди-ка!

Что за красный огонёк?

Это тонкая гвоздика

Жаркий празднует денёк.

-Каким тоном будем читать это стихотворение?

- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.

-С каким тоном будем читать первую строку?

-А третью и четвертую строчки?

-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)

Введение в тему

Прорисован до корней.

За ноябрьским предзимьем

Снега ждет душа скорей.

За угрюмыми ночами

Белых плясок хоровод,

За терпенье и печали

Долгожданный Новый год!

- Давайте прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.

- Какое время года описано в стихотворении?

- Какие еще месяца осени вы знаете?

- сегодня мы с вами познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева. Будем учиться выразительно читать его произведения.


Физкультминутка для глаз


Работа по теме урока

Знакомство с краткой биографией поэта

- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.

- Откройте учебник на с.62, рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете о чем будет это стихотворение?

- А кто мне скажет, что такое гроза?

- Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.

Гам – шум голосов и криков.

Шум нагорный - гул, шум воды в горах.

Вторит – отзывается, откликается, повторяет.

Выразительное чтение стихотворения

Стихотворение читает учитель

- Понравилось ли вам стихотворение?

- Какие чувства вы испытывали, слушая меня?

- О каком времени года рассказывает нам автор?

Анализ произведения. Чтение с заданием: найти “чудо”.

1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.

- Какая картина возникает перед вами?

- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?

Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?

Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.

А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.

Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами

- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?

- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.

2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.

Какие слова об этом говорят?

- А что значит молодые раскаты?

- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?

Какие картины вы себе представили?

- Опишите вторую картину.

Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.

Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.

Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)

– Какое чудо во 2-ой строфе?

3. Прочитаем третью строфу.

Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.

Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.

Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?

Как вы догадались? <. )

Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?

Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?

Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).

Что значит "Гам лесной"


Продолжение работы по теме урока.

Чтение с заданием: найти глаголы.

- А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).

(Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).

- Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.

5. Настроение стихотворения.

- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.

Подготовка к выразительному чтению.

- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).

- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.

Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?

Читайте также: