Конспект урока по литературному чтению 3 класс тютчев весенняя гроза
Обновлено: 06.07.2024
II. Речевая гимнастика. (слайд 2)
1) ШУМ, БЛЕСК, ВСПЛЕСК, ГАМ.
ГРОМ, ТРЕСК, ПЛЕСК, ТРАМ!
- Прочитайте вслух.
- Похожи ли эти строчки на стихотворение? ( да)
- Почему? ( заканчиваются одинаково – РИФМА)
- Все ли слова произносим одинаково? (нет, тише-громче – ИНТОНАЦИЯ)
- Прочитайте слова и выделите голосом первое слово.
- Попытайтесь прочитать с чувством радости.
2) АПРЕЛЬ, КАПЕЛЬ, ЗВЕНЕЛ, ГРЕМЕЛ, КРИЧАЛ, ПЕЛ.
- Прочитать с вопросом, выделяя 4 слово.
V. Словарная работа. (слайд 4)
VI. Физминутка.
VII. Анализ стихотворения.
- Ребята, представьте, что вы – художники. Что нарисовали бы вы в качестве иллюстрации к этому стихотворению?( небо – голубое, голубое. Солнечные лучи. Блестящие капли)
- Молодцы! Вы – мастера словесного пейзажа. А что означает слово ПЕЙЗАЖ?
ПЕЙЗАЖ – картина природы. (слайд 7)
VIII. Работа над выразительным чтением.
- Приступим к работе над выразительностью чтения стихотворения. Какие правила выразительности чтения вы знаете? ( читать не торопясь, вдумываться, выделять голосом отдельные слова, делать паузы)
- правильно. Сейчас мы возьмём карандаши и очень аккуратно подчеркнём слова, которые будем выделять голосом при чтении. Там, где мы должны сделать паузу, поставим вот такой знак /
Графический анализ (Приложение 2.)
- Медленно это стихотворение читать нельзя, ведь оно радостное! Дождь идёт
быстро, и читать надо так, как идёт дождь или гремит гром.
- Пользуясь своими разметками, прочитайте стихотворение про себя.
- Внимание! Конкурс чтецов. ( 2-3 ученика)
IX. Итог урока.
- Какие мысли, чувства пробудил в вас урок?
- Что узнали для себя нового?
- Что понравилось?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
МОУ "Серебряно-Прудская СОШ имени маршала В.И. Чуйкова"
Конспект урока литературного чтения
по теме: "Ф.И. Тютчев "Весенняя гроза"
Составила: учитель начальных классов
Кокорева Ирина Васильевна
г.о. Серебряные Пруды
Цель : познакомить учащихся со стихотворением, раскрыть идею и смысл.
Планируемые результаты.
Научиться работать с текстом лирического произведения.
*Познавательные : определять настроение лирического произведения; средства художественной выразительности текста и обосновывать своё мнение.
* Коммуникативные: формировать навыки речевых действий: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, проявлять активность и стремления высказываться, задавать вопросы.
*Регулятивные: работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность.
Формирование умения видеть красоту поэтического слова; указывать на образные слова и выражения, которые использованы авторам для создания художественного образа; сознательно расширять свой личный читательский опыт в области поэзии.
Деятельность учащихся
- Чего вы ждёте от урока? Будет ли урок интересным? Какие задачи поставим перед собой?
-Желаю вам хорошего настроения, успехов, узнать что-то интересное.
Речевая разминка.
- Но для начала мы проведем речевую разминку.
Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?
- Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
-Каким тоном будем читать это стихотворение?
- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
-С каким тоном будем читать первую строку?
-А третью и четвертую строчки?
-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
- Какие советы дает Яков Смоленский, народный артист РСФСР, в своей статье для того, чтобы научиться читать стихи.
- Сегодня мы будем говорить о весне, о тех явлениях природы, что связаны с её приходом, будем учиться видеть те красочные средства, которые помогают поэтам рассказывать, как красива наша природа.
- Фёдор Иванович Тютчев (портрет) - удивительный поэт, любящий и понимающий природу, поэт, который о природных явлениях говорит как о живых существах. С творчеством этого поэта мы уже знакомились с прошлом году. Кто из вас назовет, какие стихи мы читали в прошлом году?
Презентация Ф.И. Тютчев (4,5 мин.)
- Слышали ли вы, как гремит гром?
Какие чувства испытываете при приближении грозы?
А вот Ф.И.Тютчеву первая весенняя гроза не просто нравится, он любуется ею.
- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.
1. Словарная работа.
- Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
2.Первичное восприятие.
- Я показываю вам образец чтения.
- Можно ли это стихотворение назвать настоящей поэзией?
3. Анализ произведения.
Чтение с заданием: найти “чудо”.
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
- Какая картина возникает перед вами?
- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?
Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.
А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет).
Какой художественный прием использует поэт?
Кто может объяснить значение слова олицетворение?
Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами
- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?
- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
Какие слова об этом говорят?
- А что значит молодые раскаты?
- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?
Какие картины вы себе представили?
- Опишите вторую картину.
Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.
Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.
Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)
- Прочитайте четвёртую строку "и солнце нити золотит". О каких нитях говорит поэт? (нити - это лучи солнца, это метафора)
Что такое метафора?
– Какое чудо во 2-ой строфе?
3. Прочитаем третью строфу.
Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.
Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.
Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
Как вы догадались? <. )
Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?
Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
Что значит "Гам лесной"
Утром солнышко проснулось,
И, откинув одеяло,
На зарядку побежало.
А, когда умылось,
Знакомство с приемом звукописи.
- Внимание. Я прочитаю первую строфу, какой звук я выделю голосом:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
- Итак , какой же звук я выделила? [ p ]
- Произнесите этот звук четко, так же звонко как гремят, грохочут молодые раскаты весеннего гром. Погрохочим (р-р-р).
- Вот, ребята, поэт даже слова подбирает с нужным звуком. Звук [ p ] подчеркивает приподнятость настроения, радость. В таких случаях говорят, использует звукопись.
4. Чтение с заданием: найти глаголы.
- А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).
(Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).
- Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.
5. Настроение стихотворения.
- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.
5. Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).
- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.
Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?
6. Выразительное чтение.
7. Работа в тетрадях.
- Раскройте, пожалуйста, свои тетради. Запишите в них фамилию, имя, отчество автора, название стихотворения, с которым мы сегодня познакомились.
Возьмите цветные карандаши и нарисуйте грозу, которую вы себе представили после прочтения стихотворения.
Домашнее задание.
- Дома вы потренируетесь читать еще лучше. И выучить это стихотворение наизусть.
Подведение итогов урока.
- Наш урок подходит к концу. А вам урок понравился? Что вы узнали нового?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок литературного чтения
формировать читательские умения по работе с литературным произведением;
продолжить работу по усвоению литературоведческих понятий;
отрабатывать навык выразительного чтения стихотворения, передавая свои чувства;
учить видеть и передавать красоту родной природы;
воспитывать уважение к своей стране, русской поэзии и русским поэтам.
Беседа о поэзии.
(Задание выполняется коллективно).
По горизонтали : 1) писатель, пишущий прозу;
2) обычная, не стихотворная художественная литература.
По вертикали: 1) изящное выражение мысли и чувства в слове;
Ответы: прозаик, проза, поэзия, поэт.
Прочитайте слова по вертикали. (Поэт, поэзия).
- А знаете ли вы, что в 19 веке, развлекая гостей, в гостиной устраивали поэтические вечера, где читали стихи любимых поэтов, отгадывали шарады, слушали музыку.
И мы с вами окунемся в мир поэзии.
- А вы любите поэзию? Стихи?
- Каких русских поэтов вы знаете?
- Ваши любимые стихи?
- Можете ли вы прочитать несколько строк из своего любимого стихотворения?
II . Литературно-поэтическая викторина.
А сейчас я предлагаю вам по отрывкам стихотворений вспомнить их авторов и название.
1. Поспевает брусника,
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
2. Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Принакрылась снегом, Точно серебром.
4. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
5. Зима недаром злится
Весна в окно стучится
И гонит со двора
III . Беседа о творчестве Ф. Тютчева.
Поэта отличали чуткость к родному языку, способность через картины природы глубоко и точно передавать тончайшие оттенки человеческих мыслей и чувств.
Вспомните строки из стихотворений Ф. Тютчева.
Еще в полях белеет снег…
(А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят…
Околдован лес стоит…
(И под снежной бахромою,
Чудной жизнью он блестит)
Зима недаром злится,…
Весна в окно стучится
И гонит со двора)
Есть в осени первоначальной…
(Короткая и дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…)
IV . Работа над новым материалом.
- Что вы знаете о грозе?
- Как можно объяснить такое явление природы?
б) представление о божественной силе и власти.
2. Первичное знакомство с произведением.
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный –
Все вторит весело громам.
Ты скажешь: ветреная Геба,
Кормя Зевесова орла,
Громокипящий кубок с неба,
Смеясь на землю пролила.
- Какие чувства вызвало у вас это стихотворение?
Геба – богиня вечной юности.
Зевс – верховный бог.
- Как вы думаете, что могло быть в громокипящем кубке Гебы?
Перед вами два слова. Объясните их значение. Работа в парах.
Ветрены приводимый в действие ветром
Ветряный легкомысленный (переносный смысл)
Образуйте словосочетания со словами: юноша, день, мельница.
3. Повторное чтение стихотворения учащимися.
Прочтите стихотворение. Нет ли непонятных вам слов?
Гам – беспорядочный гул голосов.
- Что еще заметили, читая стихотворение?
(Дано в сокращении)
- Как выражает рассказчик свое отношение к весенней грозе? Какими словами?
- Вспомните, какое любимое время года у Пушкина? (Осень)
Тютчев воспевает все времена года. Недаром его называют певцом природы, но больше все же весну и лето.
4. Работа с выразительными средствами языка.
А теперь перечитаем это стихотворение и найдем средства художественной выразительности.
- Перечитайте первую строфу и найдите часто повторяющийся звук. (р-р-р)
- Почему автор использует его?
- А у вас тютчевский гром вызывает страх?
Рассмотрите картину. Прочитайте ее название и имя художника.
- Что изобразил художник?
- Какие средства художественной выразительности использовал Васильев, изображая надвигающуюся грозу?
- Что объединяет и различает эти два произведения?
На уроке русского языка мы более глубоко поработаем с данной картиной и напишем по ней сочинение.
V . Подведение итогов.
Более 130 лет прошло со дня смерти поэта, а его стихи и художественные переводы языка природы все радуют нас. Я думаю, что сегодня они сделали нас чуточку богаче духовно, ведь только человек с добрым сердцем, чистой душой и внимательным взглядом способен ценить, чувствовать и замечать прекрасное в обыденном!
Целью данного урока является познакомить учеников 3 класса с биографией и стихотворениями известного писателя Ф. И. Тютчева. Обучать правильному, выразительному чтению стихов. Развивать у школьноков память, речь, мышление.
Конспект урока по литературному чтению. 3 класс
Цель :учить детей понимать, ценить поэзию.
1) формировать навык чтения, умение читать, анализировать произведение, полноценно воспринимать прочитанное;
активизировать познавательную деятельность;
развивать у детей речь, память, внимание, совершенствовать мыслительную деятельность;
развивать эстетический вкус.
воспитывать любовь и интерес к языку,
эмоционально откликаться на прочитанное;
учить находить красочные средства изображения, учить чувствовать и понимать язык произведения, развивать образное мышление.
воспитывать любовь к чтению; прививать любовь к природе.
Оборудование урока: картинки
Литература: учебник Л. Ф. Климановой
- Ребята, сегодня мы с вами открываем новую страницу учебника. Посмотрите, как она называется.
- Но для начала мы проведем речевую разминку.
- Представьте себе солнечный день. Вы гуляете по саду. И вдруг! Вы видите, что в вашем цветнике расцвел прекрасный цветок гвоздики. Вам захотелось показать его кому-то. Как вы позовете друзей или маму? С какой интонацией?
- Посмотрите на доску и прочитайте об этом стихотворение.
Погляди-ка, погляди-ка!
Что за красный огонёк?
Это тонкая гвоздика
Жаркий празднует денёк.
-Каким тоном будем читать это стихотворение?
- Верно, но в каждой строке чувство это выражается по-особому.
-С каким тоном будем читать первую строку?
-А третью и четвертую строчки?
-Прочитаем выразительно. (Сначала все вместе, затем несколько человек индивидуально.)
Введение в тему
Прорисован до корней.
За ноябрьским предзимьем
Снега ждет душа скорей.
За угрюмыми ночами
Белых плясок хоровод,
За терпенье и печали
Долгожданный Новый год!
- Давайте прочитаем стихотворение все вместе в медленном темпе.
- Какое время года описано в стихотворении?
- Какие еще месяца осени вы знаете?
- сегодня мы с вами познакомимся с произведением поэта Федора Ивановича Тютчева. Будем учиться выразительно читать его произведения.
Физкультминутка для глаз
Работа по теме урока
Знакомство с краткой биографией поэта
- По долгу службы Тютчев долгие годы жил за границей. Он очень любил Россию, русскую природу, скучал по родным местам. И вот однажды весной он приехал домой. Услышал первую грозу, и сердце его заволновалось. Потому что первая гроза особенно радует, так же, как первый снег, первый подснежник, первые листья. И полились волшебные стихи.
- Откройте учебник на с.62, рассмотрите иллюстрацию к нему. Как вы думаете о чем будет это стихотворение?
- А кто мне скажет, что такое гроза?
- Но прежде чем я его вам прочитаю, выясним значение трудных слов.
Гам – шум голосов и криков.
Шум нагорный - гул, шум воды в горах.
Вторит – отзывается, откликается, повторяет.
Выразительное чтение стихотворения
Стихотворение читает учитель
- Понравилось ли вам стихотворение?
- Какие чувства вы испытывали, слушая меня?
- О каком времени года рассказывает нам автор?
Анализ произведения. Чтение с заданием: найти “чудо”.
1. Прочитайте, как Тютчев описывает гром в самом начале стихотворения.
- Какая картина возникает перед вами?
- А чудо – рождение образов - мы постараемся сейчас отыскать. а) – Так какое же чудо происходит в 1-ом куплете, т.е. 1-ой строфе?
Гром - явление природы и по-настоящему играть и резвиться не может. Кто может это делать?
Гром превращается в резвого, шустрого, озорного мальчишку.
А если поэт наделяет этими качествами явление природы, что он, таким образом, делает? (одушевляет, делает живыми, олицетворяет). Использует прием олицетворения.
Олицетворе́ние - перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые, часто применяется при изображении природы, которая наделяется теми или иными человеческими чертами
- Да, гром становится героем стихотворения. А почему небо во время грозы голубое?
- Да, правильно, гром и гроза только пробуждают свою силу.
2. Давайте прочитаем второе четверостишие и докажем, что гром -герой стихотворения.
Какие слова об этом говорят?
- А что значит молодые раскаты?
- Какие слова в этом четверостишии говорят, что гроза первая, майская?
Какие картины вы себе представили?
- Опишите вторую картину.
Перлы - старое слово, оно и для поэта прошлого века было уже старым.
Давайте попробуем заменить его другими, близкими словами.
Почему? (слово "перлы " создаёт целый поэтический образ и заменить его нельзя, будет не так красиво и точно)
– Какое чудо во 2-ой строфе?
3. Прочитаем третью строфу.
Поток ( ручеек) превращается в проворного (ловкого) мальчугана.
Вся юная природа отзывается грому, как бы играя с ним.
Как вы думаете, гроза закончилась или ещё продолжается?
Как вы догадались? <. )
Какое слово показывает, что дождь всё-таки был сильный?
Как природа реагировала на грозу? Какое слово поможет нам ответить?
Давайте представим себе грозу, и пение птиц в лесу, и шум бегущей воды. Закройте глаза. Что вы чувствуете? (дети рисуют свои картины).
Что значит "Гам лесной"
Продолжение работы по теме урока.
Чтение с заданием: найти глаголы.
- А теперь задание будет таким: найдите в стихотворении глаголы, т.е. слова, обозначающие… действие, движение, и подчеркните их. (дети работают).
(Учитель вывешивает на доску таблицу с глаголами).
- Вот как много глаголов использовал поэт. И какие они яркие, выразительные: резвяся, играя (это глагольные формы), грохочет, брызнул… От них и стихотворение становится энергичным, стремительным.
5. Настроение стихотворения.
- А какую грозу рисует поэт, страшную, наводящую ужас или светлую, веселую? (ответы детей). И это удивительно! Среди ясного голубого неба грохочет гром, идет дождь и одновременно светит солнце. Такое чудо происходит только в поэзии.
Подготовка к выразительному чтению.
- Давайте выделим голосом нужные слова. Прочитаем 1-ую строчку. какое слово здесь важно выделить? (грозу – да вы правы, ведь стихотворение о первой грозе).
- Какое слово нужно выделить во 2,3,4 строке? А теперь прочитаем, что же у нас получилось. Кто попробует так же выразительно, выделяя голосом нужные слова, прочитать 2-ую строфу, 3-ью.
Как мы будем читать это стихотворение: быстро, медленно, в умеренном темпе, везде одинаково? Тихо, громко? Грустно, весело, радостно? Ещё как? Почему?
Читайте также:
- Либеральные и охранительные тенденции во внутренней политике александра 1 в 1815 1825 конспект урока
- Конспект урока с использованием кейс технологии
- Классификация химических реакций 8 класс конспект урока
- Конспект урока развитие координационных способностей 4 класс
- Классификация аварий катастроф стихийных бедствий причины и последствия конспект